Верхний баннер
20:12 | ЧЕТВЕРГ | 28 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

13:30, 02 декабря 2019
Автор: Федор Цехмистренко

Полицию уполномочат выдавать защитные предписания и обращаться в суд для профилактики домашнего насилия

Действия сотрудников правопорядка и органов власти при этом будут направлены на «сохранение семьи».

Проект закона о профилактике семейно-бытового насилия был опубликован на сайте Совета Федерации. В нем отмечен новый порядок действий сотрудников правоохранительных органов в случае, если к ним поступают обращения о факте насилия.

При этом понятие «насилие» теперь тоже имеет четкое определение. Это умышленное деяние, причиняющее или содержащее угрозу причинения физического и (или) психического страдания и (или) имущественного вреда, не содержащее признаки административного правонарушения или уголовного преступления. 

Напомним, ранее законопроект о поправках в закон был подвергнут общественной критике, в том числе со стороны правозащитников, из-за того, что декриминализация побоев не будет отменена. Кроме того, поправки критиковались и за нововведение, которое касается согласия жертвы на составление заявления о насилии. Так, третьи лица не имеют права обращаться в инстанции за помощью в случае, если жертва не давала на это официального согласия.

Как видно из определения, домашнее насилие по-прежнему остается в рамках административного правонарушения.

Что касается согласия жертвы, поправки остались без изменений. Ни правозащитные организации, ни сотрудники шелтеров, ни близкие не имеют права заявить о факте насилия, если на это не было получено согласие пострадавшего.

Общественность вновь высказала несогласие относительно проекта по профилактике семейно-бытового насилия. На этот раз критика была высказана относительно формулировок, указанных в проекте. Так, принципом действий органов власти и сотрудников полиции является «поддержка и сохранение семьи». Некоммерческие организации при этом должны содействовать «примирению лиц, подвергшихся семейно-бытовому насилию, с нарушителем».

Многие сочли такие цели работы недопустимыми, поскольку работа на примирение может подвергнуть жертву еще большей опасности после того, как об обращении узнает «нарушитель», с которым в дальнейшем придется сожительствовать ради «примирения и сохранения семьи». Об этом свидетельствуют и последние исследования.

Так, депутат Оксана Пушкина опубликовала материалы из аналитического отчета СПбГУ. В нем указаны результаты опроса, в ходе которого женщинам, пострадавшим от насилия, были заданы вопросы о пережитом ими опыте. При этом депутат подчеркнула, что проект не был согласован с ней и другими соавторами, несмотря на то, что они являются членами рабочей группы по его подготовке.

Результаты опроса показали, что свыше 35% опрошенных не обратились в правоохранительные органы за помощью, в том числе из соображений «сохранения многодетной семьи, ради детей» и из страха столкнуться с «повышенной агрессией со стороны обидчика, эскалацией насилия». 56% обратившихся в полицию «не удовлетворены работой по оказанию помощи».

Нововведения должны обязать сотрудников полиции и органы власти незамедлительно реагировать на заявления о домашнем насилии. В законопроекте сказано, что полицейские должны предпринимать следующие меры:

1) осуществлять профилактический учет и профилактический контроль;
2) рассматривать заявления и сообщения о фактах семейно-бытового насилия или об угрозе его совершения и принимать меры по их пресечению;
3) направлять лиц, подвергшихся семейно-бытовому насилию, в организации по оказанию социальной помощи или медицинские организации по заявлению указанных лиц;
4) проводить профилактическую беседу;
5) производить доставление лиц, совершивших семейно-бытовое насилие, в органы внутренних дел;
6) выносить защитное предписание;
7) обращаться в суд с заявлением о вынесении судебного защитного предписания.

Защитное предписание сроком от 30 до 60 суток выносится незамедлительно в случае, если факт насилия был установлен и на его выписку дано согласие потерпевшего.

Предписание запрещает совершать семейно-бытовое насилие, вступать в контакты, общаться с лицом, подвергшимся насилию, в том числе по телефону или через Интернет, а также предпринимать попытки выяснять место пребывания потерпевшего, если он находится в месте, неизвестном нарушителю.

Если защитное предписание не может обеспечить безопасность пострадавшего, может быть вынесено судебное защитное предписание. В этом случае нарушитель может быть обязан пройти психологическую программу, покинуть место совместного с жертвой жительства, а также передать имущество, принадлежащее жертве, если оно удерживалось нарушителем.

Мнение о проекте крайне неоднозначное. Так, Пушкина высказалась о безрезультативности таких мер, отметив, что собственные предложения она направит в СФ РФ лично.

Полицию уполномочат выдавать защитные предписания и обращаться в суд для профилактики домашнего насилия

Фото: twitter/Оксана Пушкина

В аналитическом отчете СПбГУ также подчеркнули необходимость принятия жестких мер.

«Пожелания по оптимизации мер противодействия семейному насилию: ужесточение закона о домашнем насилии; наказание за насилие должно быть неотвратимым и приносить трудности обидчику, а не его детям и семье; дела о насилии в семье перевести в область публичного обвинения, чтобы запуганной и истощенной пострадавшей самой не пришлось доказывать виновность обидчика», — сказано в отчете.

Фото: facebook/Оксана Пушкина


Обсуждение
3668
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.