IX Международный фестиваль документального кино объявляется закрытым.
Вечером 20 октября, состоялась торжественная церемония закрытия фестиваля «Флаэртиана-2009». В этом году в конкурсную программу попала 21 картина. По словам жюри, это одна из самых сильных программ фестивалей документального кино. В рамках фестиваля прошли так же специальные проекты, многим из которых нет альтернативы в России. Так, благодаря проекту «Флаэртиана он-лайн» познакомиться с документальным кино удалось более двадцати шести тысячам пользователей Сети. По подсчётам президента фестиваля Павла Печёнкина общее количество зрителей «Флаэртианы -2009», в которое входят так же кинолюбители, посетившие специальный проект «ВУЗ-Флаэртиана», 5 млн 752 тыс. человек.
Итак, по мнению жюри - режиссеров-документалистов Юрия Шиллера и Анатолия Балуева, а также медиахудожника Сергея Тетерина лучшим документалистом в рамках фестиваля на сайте RuTube.ru стал режиссёр Александр Муругов с фильмом «Город солнца». Не менее новым для Перми стал в этом году проект «PERM.DOC». Из 25 претендентов на экранизацию своих идей победителем стал Александр Расторгуев со сценарием с провокационным названием «Fucking Vertov». Приз зрительских симпатий получил фильм Андрея Головнёва «Почтовая лошадь». Сыну режиссёра Владимиру Головнёву пришлось выходить на сцену дважды: за призом для отца и собственным дипломом – лучший короткометражный фильм «Занавес».
На этом победы российских кинематографистов закончились. Приз «Серебряный Нанук» в номинации «Лучший полнометражный фильм» присуждён фильму «Избранный» израильского режиссёра Нати Бараца. В своей картине он рассказывает историю ученика скончавшегося тибетского мастера медитации. Он разыскивает мальчика – новую инкарнацию своего учителя. Ещё одной неожиданностью стало совпадение мнений основного жюри и специального жюри Международной ассоциации кинокритиков ФИПРИСИ - «Золотой Нанук» достался автору из Китая Юй Гуани за историю «о судьбе маленького человека из китайской деревни, в которой отражается история большой китайской страны», с ярким названием «Петь, чтобы выжить».
Как считает президент фестиваля Павел Печёнкин документалистика в кинематографе имеет большие перспективы. При этом целью режиссёров должно быть не только сохранение традиций Роберта Флаэрти, но и решение социальных проблем.
- Документальному кино нет альтернативы. Документальному кино, в котором человек проживает часть своей жизни на экране, которое режиссёр формулирует по законам драматургии – тоже нет альтернативы. Это наше будущее. Когда человек задумывается о смысле сущего, о смысле жизни, о том, что он понимает в этом мире и как жить дальше, как мир устроен и что с этим делать – он, конечно, обращается к документальному кино. Будет документальное кино в университетах, в школах, в доступном источнике информации – будет гражданское общество, не будет – не будет его.
По словам профессионалов-документалистов кино меняется. Так, к примеру, если в прошлом году преобладали короткометражные фильмы, то сейчас главная тенденция – переход на полный метр. Однако это не мешает продолжать традиции. С сегодняшнего дня уже началась подготовка к «Флаэртиане - 2010».