Верхний баннер
03:31 | СУББОТА | 20 АПРЕЛЯ 2024

$ 93.44 € 99.58

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

19:31, 30 сентября 2014
Автор: Юлия Балабанова

«Непрерывность образования возникает не двумя сплошными линиями. Может быть, пунктиром, сегментами, но в самых разных возрастах», - Павел Блусь

Ведущий: Юлия Балабанова.

 

Гость: Павел Блусь, директор регионального института непрерывного образования (РИНО) ПГНИУ.

 

- Я для начала хочу вас поздравить, что вашему институту исполнилось 10 лет, солидный срок.

- Спасибо.

- А перед тем, как мы будем говорить, какие возможности есть у наших слушателей для получения образования в вашем институте, поговорим о том, что вообще такое непрерывное образование, что это за феномен, где он у нас появился, каких условий он требует, для кого это может быть интересно.

«Непрерывность образования возникает не двумя сплошными линиями. Может быть, пунктиром, сегментами, но в самых разных возрастах», - Павел Блусь
«Непрерывность образования возникает не двумя сплошными линиями. Может быть, пунктиром, сегментами, но в самых разных возрастах», - Павел Блусь
- На самом деле понятие «непрерывное образование» скорее вошло в нашу лексику и речевой оборот не так давно, думаю, на рубеже веков. Сегодня за этим понятием скрывается желание человека на протяжении жизни узнавать новое и формализовать этот процесс. Мы каждый день открываем и узнаем для себя что-то новое, вокруг нас очень много информации. Мы подчас с ней даже не справляемся, казалось бы, зачем еще какая-то формализация? Но иногда людям важно и нужно получать некоторые свидетельства о том, что они повышают квалификацию, проходят переподготовку, получают второе образование, чтобы повысить свою конкурентоспособность на рынке труда. Сегодня, когда человек хотел бы изменить траекторию своей трудовой деятельности, овладеть какими-то новыми знаниями, подкрепить это документально, здесь и появляется возможность получения дополнительного образования. Непрерывное образование иногда называют дополнительным, иногда мы встречаем трактовку, что дополнительное образование – часть непрерывного…

- Вот я хочу разобраться в терминах.

- Давайте по понятиям разберемся.

- Вы говорите, на рубеже веков – XX-XXI. Но и в XX, и в XIX, и даже в XVIII веках было понятие «самообразование», когда люди образовывали себя непрерывно на протяжении всей жизни. Кроме того, повышение квалификации – это тоже не явление XXI века. В чем новизна, поясните, пожалуйста.

- Я и начал с того, что мы ежедневно самообразовываемся, узнавая что-то новое. Но непрерывность заключается в том, что если раньше, как мне казалось, у нас была простроенная образовательная траектория, вспомните годы советские, постсоветские…

- 10 лет школы, 5 лет вуза и все.

- До этого еще был детский сад или ясли.

- Он не был частью общего образования.

- Во всяком случае, школьное образование было всегда. Поэтому 5 лет вуза, затем работа у станка, где угодно… Сейчас, даже работая на производстве, в организациях, особенно в бизнес-структурах, люди чувствуют потребность изменять свою квалификацию, повышать ее, а иногда действительно изменять. Когда они понимают, что учился 5 лет, начал работать, чувствует, что не его это стезя, хочется больше творческой деятельности или наоборот, понятной и монотонной, с цифрой работать, фактом. И люди идут переучиваться, дополнительно образовываться. А поскольку работодатели у нас все требуют даже на работы, казалось бы, не требующие высшего образования, а сегодня оно становится практически обязательным требованием при устройстве на работу. Поэтому люди стали понимать, что им нужна некая бумага, документ, которым они могут работодателю доказать, что изменили и получили квалификацию. В этом проявляется элемент непрерывности. Кроме того, люди, выходящие на пенсию, оказывающиеся в предпенсионном возрасте, вдруг понимают, что им не хватает знаний компьютера, информационных технологий, они готовы даже мало-мальскую плату вносить, чтобы получать компетенции. У них появляется потребность в дополнительном образовании, новом образовании. Непрерывность возникает, конечно, не двумя сплошными линиями. Может быть, пунктиром, может быть, сегментами, но возникает в самых разных возрастах, потребность в дополнительном образовании. Отсюда и эта непрерывность. Я бы ее назвал все-таки дискретным образованием, потому что оно может прерываться. Например, женщина рожает, ей не до образования.

- Ну как сказать. Книжки можно читать, и сидя дома с маленькими детьми.

- Вы про самообразование, а я скажу о федеральном эксперименте для молодых мамочек, в котором наш университет как один из 46 вузов РФ стал участвовать с прошлого учебного года. Мы даем возможность подготовиться к сдаче ЕГЭ, как бы это ни казалось странным, сдать молодым мамочкам с двумя и более детьми, подготовиться к ЕГЭ и поступить либо в вуз, либо, как показала практика этого года, даже в среднюю специальную образовательную организацию.

- Понятно. Поясните, пожалуйста, у нас 10 лет в Перми сдают ЕГЭ, сначала в рамках экспериментальной площадки, потом уже повсеместно. Какие такие молодые мамочки у нас могут быть без результатов ЕГЭ на руках?

- Расскажу. Они не без результатов ЕГЭ, просто ЕГЭ утратили свое действие, и у них исчезла возможность поступить в вуз, а желание сохранилось. К нам в прошлом году записалось на курсы на факультет довузовской подготовки 33 молодые женщины, у которых на руках дети. Они хотят получить образование. Понятно, что предпочтения достаточно традиционные, в приоритете экономика, юриспруденция, государственное и муниципальное управление, хотя есть интерес и к естественным наукам – химия, биология, есть и такие. В итоге через препоны подготовительного, образовательного этапа прошло 27 человек. Из них на финиш, на сдачу ЕГЭ вышло 15 девушек, из них 7 поступили в вуз, причем трое к нам в университет на экономический факультет, на биологический факультет, на бюджет девушка поступила, две пошли по договору на экономику и государственное и муниципальное управление. Одну из молодых мамочек я даже знаю, мы встречались, мне было интересно, кто это такие и почему они пошли. Она сейчас ждет второго ребенка.

- И что она говорит о своей мотивации?

- Мотивация очень простая, была молодая, вышла замуж, забеременела, родила. Не до учебы, но желание учиться осталось. ЕГЭ утратил свою силу, потерялась возможность, а желание все-таки есть. Ребенок подрос, хотелось бы пойти учиться. Что делать, ЕГЭ утрачен? На федеральном уровне правительство РФ и министерство образования РФ решило посодействовать. Наверное, многие помнят историю с военнослужащими, когда в результате конверсии, сокращения армии давалась возможность приоритетно поступать в вузы. Сейчас в эту категорию рядом с военнослужащими становятся молодые мамочки.

- У них свой фронт.

- Свой фронт, своя забота. Вот такие у нас есть истории успеха.

- Как вы вообще оцениваете ситуацию в нашем обществе, интерес к получению образования? Ценность образования не только ради бумажки, ради трудоустройства, а именно для расширения своих возможностей, квалификации? Интерес падает или наоборот, возрастает?

- Мне, конечно, хотелось бы надеяться, и я как оптимист свято верю в то, что у людей сохраняется интерес к собственно образовательному процессу и получению знаний. Хотя практика общения со студентами показывает, что рядом с такими интересами появляется совершенно меркантильный интерес. Неважно, где бы учиться, лишь бы получить диплом и потом пристроиться, мы с вами знаем, и не по специальности…

- Думаю, такие студенты – не ваша клиентура. Люди, которые учатся только ради диплома, не будут ходить на дополнительные курсы, которые позволяют им управлять своим временем, дают знания в области конфликтологии, психологии. Я примерно посмотрела ваши программы. К вам все равно приходят люди, которые заинтересованы в личностном и профессиональном росте.

- Я немножко съехал с линии непрерывности и дополнительности образования и сказал о дневниках в первую очередь, потому что среди них хватает ребят, которые приходят, учатся и потом не работают по специальности. Здесь причин много, я не хочу уходить в сторону. Но есть причина, что и рабочих мест не хватает по выбранной специальности, и надо толкаться, конкурировать, эти места заняты. Не буду продолжать эту тему. А что касается наших целевых групп, мы для себя их разделили на 4 сегмента, это старшеклассники и школьники, которые готовятся к поступлению в вузы, причем не только в пермский университет.

- То есть вы занимаетесь теперь всеми подготовительными курсами.

- Да, у нас в институте уже 10 лет подготовительные курсы, или факультет довузовской подготовки, на нем же работают школы юных исследователей, куда приходят ребятишки 9-10-11 классов. У них возникает возможность заниматься конкретными исследованиями вместе с кафедрами, и молодыми преподавателями, и даже с умудренными опытом…

- Такие подразделения, как компьютерная школа, школа молодых журналистов – получается, это ваши подразделения? Это те самые школы, о которых известно мне.

- Да, и школа юных географов, и геологов…

- То есть вся работа со школьниками на вас в рамках университета.

- Да. Дело в том, что она разделена по направлениям, у них есть руководители, но это все в РИНО. Второй сегмент – это наши студенты, причем не только университета, которые приходят в наш языковой центр «Литера». Они хотят быть переводчиками, овладеть языком, в первую очередь английским, подготовиться к сдаче международных экзаменов. Студенты приходят в центр психологического образования, который предлагает сегодня очень хорошие программы по психологии, в частности, семейной, психологии конфликтов и так далее. Студенты приходят в малую академию госуправления, причем за 7 лет ее существования в ней отучилось 266 человек с разных вузов из 12 вузов Перми. Вот это вторая категория. Они представляют и политех, и сельхозакадемию, и педуниверситет, и институт культуры…

- Итак, две категории обозначили. Давайте примем звонок. Добрый день.

Слушатель: Добрый день! Бессонов. Система образования в России вокруг армии складывалась, почему нет связи с армией? Вы хотите, чтобы наших городов приходили…

- Спасибо. Почему у нас нет связи с армией? Вы готовы ответить на этот вопрос?

- А что под связью с армией… Я могу сказать, что к нашему институту непосредственно это не имеет отношения.

- Поэтому мы не будем отвечать на вопрос Алексея Борисовича Бессонова.

- А, ну понятно. Алексею Борисовичу большой привет, знаю его как активного блогера. А у нас в университете с 2015 года будет открыта военная кафедра.

- Снова. Да, анонсировалась, она же там работала.

- Наверное, лет 10 ее нет, но во всяком случае…

- Она тоже будет в вашем ведомстве?

- Нет!

- (смеется) Ладно, открестился Павел Иванович. Итак, у нас школьники и студенты, какие еще категории граждан могут у вас учиться?

- У нас достаточно давно сформировалась категория, мы ее называем достаточно широко, это специалисты, и имеем в виду специалистов прежде всего в сфере образования – преподаватели, педагоги, руководители образовательных организаций, которые на педагогическом факультете в структуре РИНО повышают квалификацию, проходят переподготовку, буквально на днях мы открыли новое направление в работе с руководителями и воспитателями дошкольных организаций, потому что новый закон об образовании, который почти год, даже больше года, с 1 сентября вступил в силу, работает на территории России и формирует новые требования к преподавательскому составу, руководителям образовательных организаций.

- Здесь я бы хотела немножко уйти в конкретику, потому что повышением квалификаций педагогических кадров занимается достаточно много организаций.

- Да, это очень конкурентный рынок.

- Чему конкретно вы учите пермских учителей?

- Прежде всего особенностям внедрения федеральных образовательных стандартов в образовательный процесс, потому что те требования, которые федеральные стандарты сейчас формируют, связаны даже не с получением знаний как таковых, а с получением компетенций. Это даже не умения и навыки, к которым мы привыкли. Это некая возможность человека после таких курсов начать на практике применять полученные знания, прийти в класс и начать работать по-новому, прийти в группу и начать с ребятишками проводить новые занятия в новом формате.

- Это что такое, в новом формате? Можно ли это описать более конкретно и предметно, на каком-нибудь примере?

- Например, у нас достаточно серьезное направление в этой работе – повышение квалификации предметников. Для учителей математики, русского языка, словесников, историков и так далее предлагаются именно форматы, как дать, исходя из современных требований, ту или иную тему, какие можно применить электронные образовательные технологии, как использовать видео на уроках, как использовать те же самые презентации в новом формате…

- Это чисто прикладные в основном навыки, которые могут помочь учителю каждый день в его работе.

- Которые интересны сегодняшним ребятишкам, потому что они же продвинуты в разных гаджетах, девайсами овладевают, учитель может от этого немного подотстать. Чтобы повысить квалификацию, даются такие возможности. Очень интересный опыт – приглашение сюда специалистов трех специальных издательств. У нас завязались интересные и результативные контакты с издательством «Просвещение», «Дрофа» и «Вентана-граф». Их специалисты приезжают со своей совершенно конкретной продукцией, причем эта продукция и в электронном формате, и электронно-бумажном, пособия, методички. И они показывают и рассказывают преподавателям-предметникам, как на уроках можно использовать эту продукцию. В этом смысле хорошо и издательствам, которые могут предложить свой продукт, и нашим учителям, которые могут реально увидеть…

- А наши учителя повышают квалификацию централизованно от школ? Или есть какой-то процент, у которого собственное желание, внутреннее стремление к саморазвитию?

- И то, и другое работает. Понятно, что в значительной степени мы работаем по контрактам, по заказу. Я бы сказал, здесь два канала захода в наш институт на педагогический факультет. Во-первых, это инициатива руководителей образовательных организаций, школ по так называемому сопровождению стратегического развития, когда у педагогического совета, управляющего совета школы возникает желание спланировать свое будущее. Они стали обращаться в том числе и к нам, но опять же понимаем, что этот рынок услуг конкурентен, консультантов здесь хватает. Тем не менее, есть и у нас примеры. Идут обращения, и наш педагогический факультет берет сопровождение развития школы, когда идет анализ, определение приоритетных направлений. Эти приоритетные направления обсуждаются внутри школы с педагогическим коллективом, родительским сообществом, принимаются управленческие решения, что мы хотим стать экспериментальной площадкой или пилотным проектом, готовы идти в департамент или министерство образования за поддержкой, дополнительным ресурсом, хотим отрабатывать то или иное направление своего развития. Здесь есть такой пример. Отдельная тема для разговора – наши университетские округа, третья роль университета. Если останется время, скажем об этом. Бардымская гимназия, единственная гимназия в Пермском крае в сельской местности – они поставили перед собой амбициозную цель стать если не лучшей гимназией в России, то по крайней мере, узнаваемой. Для этого они имеют шансы, которые связаны даже не столько с развитием межнациональных культур, что в принципе имеет под собой объективные основания, раз это село Барда, татаро-башкирское население, уже вокруг этого можно искать изюминку. Но они желают в образовательном процессе внедрять улучшения, 26 октября в Барде состоится первый образовательный межмуниципальный школьный форум. Это тоже некая площадка, которой явно не хватает.

- Межмуниципальный – это на уровне Пермского края получается.

- Это муниципалитеты южного университетского округа, Куединский, Бардымский, Осинский, Чайковский, Еловский, Чернушинский районы. Учителя образовательных организаций этих районов съедутся в Барду и за круглыми столами в рамках форумов, семинаров, переговорных площадок, обмена опытом обсуждают животрепещущие проблемы развития образования.

- А ваш институт эти процессы модерирует.

- Совершенно верно.

- Мы перешли к четвертой категории людей, с которыми вы активно работаете. Это государственные служащие?

- Мы их относим к третьей категории, к специалистам. Это та категория, которая тоже в процессе в нашем поле зрения. А четвертая – предпенсионный и пенсионный возраст, о них мы поговорим позднее.

- Поговорим сейчас о вашей работе, связанной с муниципалитетами, раз уж мы вышли на эту тему. В материалах, посвященных вашему институту, я прочитала, что вы достаточно плотно участвуете в разработке программ развития территорий. Я уже не очень понимаю, где тут образование, а где консалтинг. Вы можете объяснить? Это все образование, когда вы приезжаете в какой-то муниципалитет, разрабатываете программу с людьми?

- Конечно, образованием это я назвать не могу, потому что это не образовательная программа даже с точки зрения налогообложения, мы с образовательных программ НДС не платим, а с консалтинга платим, две большие разницы, как говорят в Одессе.

- Но тем не менее, тем самым вы повышаете квалификацию чиновников?

- Я надеюсь, да. Такой опыт у нас в РИНО несколькими центрами используется. Например, центр дополнительного образования во главе с профессором Ксенией Владимировной Новиковой, они в прошлом году очень продуктивно работали над разработкой стратегии социально-экономического развития Лысьвенского городского округа. А мы, например, сейчас начинаем обсуждать вопросы возможного участия нашего института в разработке стратегии социально-экономического развития Пермского района. Кондратовское поселение выходит с нами на контакт взаимодействовать по этой теме. В нашем активе разработка концепции пространственного развития березниковско-соликамской агломерации, которая была проведена в апреле-мае, затем была передана в правительство края, была воспринята очень позитивно, прошла экспертизу федерального министерства регионального развития, которого сейчас нет, но получила поддержку. И березниковско-соликамская агломерация включена в число 15 агломераций РФ, которые, надеюсь, получат импульс развития и даже какие-то материальные ресурсы.

- Павел Иванович, вы возглавляете РИНО, а вещи, о которых вы сейчас рассказываете – получается, это для вас вещи непрофильные.

- Это третья роль университета.

- То есть они профильные…

- Для университета в целом.

- Что такое третья роль университета?

- Стратегия развития нашего университета была принята в декабре 2012 года, в ней записано три направления развития. Первое – это учебная деятельность, мы учим студентов. Вторая, для национальных исследовательских являющаяся обязательной программой – научная работа, где мы позиционируем свой научный потенциал, проводя разного рода прикладные и фундаментальные исследования. И третья, которая позволяет позиционировать наш вуз в местном сообществе на региональном и муниципальном уровне. Я помню даже в прошлом году на территории университета происходил разговор заинтересованных лиц, во главе сидел ректор нашего университета Игорь Юрьевич Макарихин и заместитель руководителя администрации губернатора Сергей Юрьевич Юрпалов. Речь шла о роли университета в развитии региона. Университеты – федеральные структуры, и не всегда они включены в процессы развития региона.

- Грубо говоря, третья роль университета – привлечение мозгов для решения местных проблем?

- Точно!

- Ладно, с этим разобрались. Давайте немножко об университете серебряного возраста, как его называют. Какие есть возможности у наших пожилых слушателей для того, чтобы учиться у вас?

- Мы предложили и активно продвигаем образовательную программу «Три дня в университете». Я считаю, что она может быть интересна и тем, кто когда-то заканчивал alma mater, но давно не бывал в стенах университета в силу или удаленности, или отсутствия возможностей. Мы приглашаем этих людей записаться в эту программу, приехать в университет, пожить в санатории-профилактории три дня, побывать в музеях, знаменитом ботаническом саду, корпусах. Может быть, кому-то интересны лаборатории, которые могут быть показаны, у кого есть профессиональный интерес.

- Есть целая экскурсионная программа для таких людей.

- Да. Кроме того, мы думаем, как сформировать целые образовательные программы в перспективе, которые работают на интересы пожилого человека. Это и та же семейная психология, межпоколенческие  отношения с точки зрения психологии, культура семьи. У нас уже есть примеры, когда приходят бабушки и дедушки и говорят, что хотят понимать своих внуков. Это повышение компьютерной грамотности, овладение некими технологиями.

- Как вас найти?

- У нас есть сайт, он есть на сайте университета. Наш адрес http://www.rice.psu.ru/rino или телефон 2-396-898. Это телефон моей приемной, с удовольствием будем контактировать и отвечать на вопросы.


Обсуждение
3436
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.