Верхний баннер
01:10 | ЧЕТВЕРГ | 25 АПРЕЛЯ 2024

$ 92.51 € 98.91

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

16:32, 17 октября 2014
Автор: Юлия Балабанова

"Вожатый – это профессия-птица. Это и психолог, и аниматор, и социальный педагог", - Александр Борщук

Ведущий: Юлия Балабанова.

Гости:

Александр Борщук, командир студенческого педагогического отряда Пермского педагогического колледжа №1, руководитель педагогического направления среднего педагогического образования в организации «Российские студенческие отряды»;

Мария Вафина, комиссар пермского регионального отделения организации «Российские студенческие отряды»;

Алена Волкова, руководитель штаба организации «Российские студенческие отряды» в ПГНИУ.

- Сегодня мы поговорим о студенческих отрядах, которым в этом году исполняется 50 лет. Целых полвека это движение охватывает огромное количество молодежи и студентов, даже, может быть, старших школьников. О том, чем оно сегодня живет, какие задачи решает, почему так популярна профессия вожатого, изменилась ли она за последние годы, мы поговорим с руководителями организации в рамках общественного движения «Российские студенческие отряды». Поздравляю вас с международным днем вожатого, прошедшим недавно, это ваш праздник. Как вы его отмечали?

Александр Борщук: Спасибо. Ну как отмечали? Работали.

Александр Борщук
Александр Борщук
- Хорошо. Хочется поговорить о студотрядовском движении, которое выросло из знаменитых стройотрядов. Это была целая субкультура. Если мы говорим, что ему исполняется 50 лет, то 50 лет назад было событие, которое положило начало этому движению. От чего оно ведет отсчет?

Мария Вафина: От первого отряда, который был на базе ПГМА. Это был действительно строительный отряд. В дальнейшем зародились отряды всех направлений. Педагогическое направление у нас зародилось в 1967 году.

- 50 лет назад в Перми возник отряд в медицинской академии. А в СССР вообще?

Мария Вафина: В стране у нас нынче вообще тройной юбилей, студенческим отрядам 55 лет, первый отряд МГУ физфака выехал в 1959 году. 10-летний юбилей современной организации, это «Российские студенческие отряды», в состав которой все наши отряды и входят.

- А чем вообще отличается идеология современных студенческих отрядов от стройотрядов 1960-1980-х годов?

Мария Вафина: Идеология как в 1959 году зародилась, так и развивается, совершенствуется, появляются новые традиции, интересные проекты. А те истории, которые были в начале организации, современными студотрядовцами продолжают реализовываться. Они их чтут, хранят.

Мария Вафина
Мария Вафина
- Как бы вы описали главный смысл движения, Александр Леонидович?

Александр Борщук: Организация работы с молодежью, вовлечение ее в общественную жизнь, формирование активной жизненной позиции у молодых людей для того, чтобы потом нам жилось лучше.

- Идеология студенческих отрядов вообще не связана со специальностью, по которой студенты получают образование. Я правильно понимаю?

Александр Борщук: Нет, здесь есть два подхода. Один подход – это когда ребята идут в те студенческие отряды, которые связаны с их специальностью. Это у многих ребят из ПГСХА, которые работают в сельскохозяйственных отрядах. У нас в колледжах ребята – будущие педагоги, действует студенческий педагогический отряд, что дает возможность их профессионального роста и большего педагогического опыта. Второе направление – сюда приходят ребята, которые хотят этим заниматься. Это не их специальность, но они хотят заниматься с детьми, быть им полезными, проводниками своих идей, идей отрядов. У нас есть те ребята в отрядах, которые занимаются непосредственно по своей специализации, профессия становится еще и хобби. Есть ребята, которые занимаются тем, чем им хочется заниматься.

- А профессию получают по другой специальности. А каков спектр тех дел, возможностей приложения себя, который сегодня существует в студенческих отрядах? Чем вообще люди занимаются, когда становятся частью этих организаций?

Александр Борщук: Спектр вообще достаточно огромный. Те, кто идет работать в педагогические отряды, а я больше связан с этим, те

Алена Волкова
Алена Волкова
выезжают в лагеря и летом организуют детский досуг. Зимой это период подготовки к лету, написания программ, будущих бойцов студенческих отрядов.

- Кроме педагогики, какие еще есть направления?

Мария Вафина: Кроме педагогики, много. Основные направления – это педагогическое, самое многочисленное в крае так же, как и в России. Дальше идут строительные отряды, отряды проводников, сельскохозяйственные отряды, специализированные отряды охраны правопорядка, сейчас у нас создан отряд строительный, но у него специализация, они энергетики, работали на объектах россети. Отряд спасателей, движение тоже развивается, отряд ветеринаров, но мы сейчас на этапе зарождения главных направлений. Основное направление – конечно, педагогическое. В добавление к Александру Леонидовичу хотелось бы сказать, что в подготовительный период ребята активно занимаются социально значимой деятельностью, выезжают в детские дома. У каждого отряда есть своя подшефная школа, с которой они работают, есть свои разработки, отрядные мероприятия, государственные праздники они с детьми совместно проводят.

- Вы как раз упомянули, что у них есть какие-то разные периоды. Я как раз об этом хочу спросить. Как вообще устроен год студенческого отряда?

Александр Борщук: Все лето – это целина.

- Вот это слово мне очень нравится.

Александр Борщук: Да, это пришло с тех давних пор, с 1959 года, когда ребята реально поехали на целину в северный Казахстан поднимать целину, строить бараки. И это закрепилось, недаром же в одной из наших песен поется: «У студентов есть своя планета, это целина». Целина, и есть этап подведения ее итогов, и есть этап подготовки к целине.

- Когда он начинается?

Александр Борщук: Подводя итоги, мы уже начинаем готовиться к новой целине. Анализ своей деятельности не может быть в разрыве от того, что надо исправлять, корректировать, придумывать нового.

- А в чем тогда заключается подготовка?

Мария Вафина: Если мы берем направление строительно-педагогическое, те ребята, которые не являются педагогами или строителями, проходят обучение. Строители проходят обучение на базе строительного колледжа и получают корочки. У них идут разряды штукатура-маляра, плотника, бетонщика, электрогазосварщика.

- Правильно ли я понимаю, что студент, получая высшее образование по какой-то специальности, приходя в студотряд, может дополнительно получить среднее профессиональное образование дополнительно и бесплатно?

Александр Борщук: Абсолютно. И есть городская школа вожатых, где ребята, мы еще и запустили для школьников нулевой уровень подготовки, могут получить специальность вожатого. Сегодня это официальная специальность по всем документам, требующая подготовки не менее 72 часов. Ребята получают специальность, сертификат российского образца, наш штаб имеет право выдавать такой сертификат, мы сертифицированный штаб. И проходят подготовку, в конце сдают экзамен, получают сертификат, и уже с этим сертификатом любой преподаватель может смело их взять. В отрядах есть практика, что ребята, закончившие школу вожатых, выходят на целину вместе со своими отрядами. Хотя есть случаи, когда и в школе вожатых формируются отряды. Яркий пример этому – отряд «Калитка».

- Хочу уточнить момент по подготовке. Если в строительном направлении можно параллельно с высшим получить дополнительное среднеспециальное по какой-то строительной специальности, можно ли образование получить на базе вашего педагогического колледжа? Быть не только вожатым, а например, педагогом дополнительного образования? Или вы не практикуете такие вещи?

Александр Борщук: Пока это все в стадии разработки. Но у лагерей есть востребованность в руководителях кружков. Возможно, в перспективе мы запустим и этот формат.

- У меня вопросы какие-то все больше практического характера. Вообще сколько действует студенческих отрядов в Перми? Может быть, у вас есть статистика по краю?

Александр Борщук: Вообще мы не только отделение, но и штаб студенческих отрядов. Мы работаем со всем краем. По педагогическому направлению у нас действующих 15 отрядов круглогодичного действия порядка 500 человек. По краю у нас работает 60 отрядов общей численностью 1281 боец, как мы выражаемся.

- А как к вам вообще люди попадают? И берете ли вы только студентов? Вопрос к Алене Волковой.

Алена Волкова: Как раз сейчас у нас и идет тот самый набор бойцов, кандидатов, отрядов. Это очень сложно и непонятно, особенно когда вуз очень большой, как ПГНИУ, но ребята идут, с каждым факультетом первокурсников было проведено собрание, где мы показали нашу форму…

- Это самое главное, да, чем вы привлекаете к себе?

Алена Волкова: Конечно, это привлекает ребят, особенно когда на тебе много значков, нашивок. Ребята подходят, разглядывают тебя и тем самым привлекаются в эти отряды. Соответственно рассказываешь, чем занимаются студенческие отряды, что летом можно получить не только практику, но и заработать денег, что в наше время немаловажно. Ребята идут, мы приглашаем, у нас есть определенный кабинет, база, где ребята приходят, интересуются, задают дополнительные вопросы, приходят в отряды. Сейчас у нас будет первое собрание проходить, мы соберем ребят, которые пожелали стать бойцами студенческих отрядов, развивать наше движение дальше. Будем с ними общаться, собирать отряд.

- В университете у вас пока не было своего отряда, вы его только сейчас формируете?

Алена Волкова: Формируется штаб, не так давно он сформировался, 1 марта у нас официальная дата открытия в университете штаба студенческих отрядов. Но у нас уже действует два студенческих отряда, 6 отрядов проводников и еще один отряд в Соликамске, там у нас филиал нашего университета, студенческий педагогический отряд «Мечта».

Александр Борщук: Мы тоже занимаемся набором. Бойцы отряда выходили в учебные группы, разговаривали с ребятами. Мы приглашаем на свои мероприятия, традиционно 20 ноября мы проводим фестиваль «Лето – это маленький успех», когда идет отчет о работе летом. Приглашаем туда первые курсы, очень многие подходят и спрашивают: «А как к вам записаться, стать бойцом отряда?»  Дальше уже приглашаем к себе.

- Насколько люди задерживаются в студенческих отрядах? На год, два, три? Есть такие, от которых избавиться не можете?

Мария Вафина: На самом деле и такие есть. С учетом того, что недавно перешли на бакалавриат, 4 года обучения, срок задержания бойца в студотрядах сократился. Вообще традиционно было года 3. Приходил курсе на первом-втором и до конца обучения находился в движении. Но у нас также существует понятие «старик отряда». Человек отработал три сезона и дальше продолжает быть в движении как методист отряда, который имеет больший опыт, поэтому особо активные старики задерживаются. Есть старички, есть особые старички, помогают организовывать мероприятия краевых и всероссийских уровней. Они остаются, если ты пришел сюда. Есть те активные старики отрядов, которым мы предлагаем должность в вузовском штабе либо региональном отделении. У нас нет людей, которые просто пришли на конкретную вакансию. Это все выходцы из линейных студенческих отрядов.

Александр Борщук: У нас практикуется такая традиция, как смена стариков. Собираются ребята, которые отработали определенное время в отряде. Они сейчас профессионально работают педагогами. Летом у них выпадает один месяц, когда они могут вместе с нами выйти на целину, поработать, получить свой запал. Это же еще и обмен опытом, и то, что наработано у стариков, дает возможность поддерживать традиции отряда.

- Надо обязательно быть студентом, чтобы попасть в студенческий отряд? Какие у вас формальные требования к людям, которых вы берете в бойцы?

Мария Вафина: Формальные требования – мы работаем с молодежью. Молодежью у нас считаются люди с 14 до 30 лет. В практике наших студенческих отрядов у нас есть люди, которые и за 30, и за 40. Это действительно активные бойцы, командиры.

- Вот исполнилось 14 лет, получил паспорт, и вперед?

Мария Вафина: С 14 лет по нашему уставу мы можем принимать в организацию ребят.

- Совершенно не обязательно при этом быть студентом какого-то образовательного учреждения?

Александр Борщук: Абсолютно нет. У нас есть специальная форма, которую мы сделали для школьников, это краевой конкурс «Хочу быть вожатым». Он уже прошел второй раз, будем запускать уже третий в этом году. Мы собираем школьников 8-11 классов. Есть ребята, которые действительно хотят быть вожатыми, прийти на педагогическую работу. Дальше они знакомятся с отрядами, поддерживают какие-то отношения с нашим отрядом, а затем по окончании школы поступают в учебные заведения. Затем им рекомендуют отряд, в котором они могут продолжить свою работу. Есть ребята, которые поучаствовали в конкурсе, пришли учиться к нам в колледж.

Алена Волкова: У меня есть такая практика в отряде. Я еще являюсь экс-руководителем студенческого отряда «Друзья», мы из года в год работаем в лагере, где практикуется та самая специальность, когда стажер не достиг 18 лет, но хочет работать в лагере. Он прикрепляется к отрядам, так же работает, как обычно вожатый, но не несет ту самую ответственность, которую несут вожатые. После каждой целины в отряд у нас приходят все новые ребята, те самые стажеры, несовершеннолетние ребята, которые так же вливаются в нашу отрядную семью, работают, участвуют в конкурсах, мероприятиях вместе с нашим отрядом, получают тот самый опыт, который нигде не получат. На мой взгляд, это очень здорово, когда ты приходишь в отряд несовершеннолетним, и потом ты поступаешь в вуз, на базе которого находится твой отряд, продолжаешь развивать.

- Получается, что праздник международный, и профессия международная. Так это или нет?

Александр Борщук: Международным можно его называть с некоторой натяжкой, потому что 89 лет назад в 1925 году в «Артеке» была официально установлена должность вожатого. Я так понимаю, что вожатство в этом понимании сохранилось только в странах бывшего СССР. За рубежом есть люди, которые занимаются подобной деятельностью, но в полном смысле этого слова вожатыми они не являются.

- Давайте, раз уж мы на это вышли, в чем суть профессии вожатого в вашем понимании?

Александр Борщук: Вожатый – профессия-птица.

- Нет, метафора – это прекрасно…

Александр Борщук: Это тот, кто очень близко находится к ребенку. Вожатый – это тот, кому ты можешь доверить самое сокровенное, прийти и быть уверенным, что он тебе поможет.

- Это и психолог получается.

Александр Борщук: И аниматор, и социальный педагог, потому что одной из функций является социальная адаптация к условиям среды. Вовлечение его в деятельность детских общественных объединений, включение в общественную жизнь, причем таким образом, чтобы ребенок чувствовал свою безопасность, чтобы не могли оказать на него влияния никакие террористические, экстремистские организации.

- То есть определенная критичность вожатым воспитывается.

Александр Борщук: Он должен уметь отбирать содержание и выводить ребенка на те уровни и смыслы деятельности, которые являются продуктивными в плане формирования его личности.

- А как возможно образовать, воспитать в человеке такие профессиональные качества, чтобы ему могли доверять другие? Это вообще воспитывается, образовывается, тебе доверяют либо не доверяют? Как вы работаете с ребятами в этом отношении?

Александр Борщук: Первоначальные знания и умения.

- Какие это должны быть знания и умения?

Александр Борщук: Педагогика, возрастная психология. То есть вожатый должен посмотреть на ребенка и понимать, что ему надо, как ему можно помочь, как с ним выстроить отношения. Любой вожатый может подойти к ребенку и, начав с ним разговор, понять, что нужно этому ребенку, как нужно с ним работать.

- Александр Леонидович, у нас есть целый класс людей, которые называются школьными учителями. Многие называются классными руководителями. Функционал примерно тот же, особенно если ты классный руководитель. Но мы понимаем, что далеко не все педагоги способны понять, что нужно ребенку, прислушаться к нему. А это люди с высшим педагогическим образованием, огромным опытом работы.

Александр Борщук: Не все учителя могут быть вожатыми по одной простой причине – их учили преподавать дисциплины.

- А чему вы учите ваших?

Александр Борщук: Я учу взаимодействовать с детьми. Потому что в совместной деятельности ключевая позиция.

- То есть это всякие команднообразующие мероприятия…

Александр Борщук: Да. причем личность не сама по себе, а в команде. Команда не сама по себе, а для личности. Иначе лагерь не построишь, в лагере не создашь временный детский коллектив.

- Раньше стройотрядовское движение отличалось эстетикой, стилистикой, атрибутикой, которая сохраняется до сих пор. Это форма, значки, нашивки. А за что, кстати, их дают? Каждый раз за целину?

Алена Волкова: Значок за мероприятия. Каждый значок несет какой-то смысл, ты получаешь его за участие в мероприятиях, социально значимых проектах. Кирпичи мы получаем за целину, а остальные нашивки тоже символизируют что-то свое.

- Называете вы друг друга «комиссары», бойцы, немножко милитаристская эстетика. Если раньше во времена СССР, которые я немножко успела застать, можно было предположить, что у вожатого была определенная идеологическая нагрузка, то как с этим сейчас?

Александр Борщук: Вообще без идеологии не существует ни одно общество. Идеологическая нагрузка есть и сейчас, смотря что в содержании. А в содержании отношение к стране, происходящим событиям.

- Какие ваши ключевые принципы, по которым вы выстраиваете эту идеологию и формируете ее у ваших подшефных?

Александр Борщук: Ключевые? Россия, история России. Учитывая, что у меня краеведческий лагерь, мы выстраиваем это наглядно. Каждая моя смена – это круиз куда-то, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Волгоград.

- Вы ночками ходите, ручками трогаете. Наверное, это самый лучший способ воспитания чувств в детях. Вы получаете заказ государственный на определенную идеологию? В чем он заключается, и от кого вы его получаете?

Александр Борщук: В первую очередь от семьи. От тех, кто приводит ребенка во время регистрации, перед тем, как мы его забираем. Мы видим, что нам хочет сказать семья, на что надо обратить внимание. Это в первую очередь человеческие качества – доброта, отзывчивость, дружба, любовь, вечные ценности. Во-вторых, мы получаем заказ от государства. Государство нам говорит, что ребенок должен быть патриотом своей родины, ребенок должен быть здоровым, должен быть огражден от вредных привычек, а если они есть, то как-то с ними работать. При этом нам дает заказ еще и система в целом.

- Ладно, хорошо. Я предлагаю в оставшуюся пару минут поговорить о мероприятиях, которые могут быть интересны широкому кругу наших слушателей.

Мария Вафина: На самом деле год юбилейный, поэтому 31 октября у нас состоится слет, посвященный празднованию, будет проходить во дворце Солдатова, всех приглашаем.

- Вход свободный?

Мария Вафина: Не свободный, но если вы придете, то обязательно у здания у самого дворца можно будет увидеть отряды. На втором этаже у нас будет выставка по истории движения. Думаю, если кто-то захочет увидеть, что такое современные студенческие отряды в Пермском крае, мы с радостью их…

- 31 октября, ДК Солдатова, 18-00. Есть ли какие-то ресурсы в сети, где можно узнать о вас подробнее?

Мария Вафина: Мы как современные студенческие отряды «Вконтакте», так и называемся – студенческие отряды Пермского края.


Обсуждение
5478
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.