Верхний баннер
09:26 | ЧЕТВЕРГ | 18 АПРЕЛЯ 2024

$ 94.32 € 100.28

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

21:37, 28 сентября 2015
Автор: Сергей Хакимов

Программа "Ни дня без науки": о технологическом прогрессе и вызовах, которые он бросает этическим стандартам общества в нанотехнологиях, биотехнологиях, робототехнике и ядерной энергетике

Программа "Ни дня без науки": о технологическом прогрессе и вызовах, которые он бросает этическим стандартам общества в нанотехнологиях, биотехнологиях, робототехнике и ядерной энергетике
Программа "Ни дня без науки": о технологическом прогрессе и вызовах, которые он бросает этическим стандартам общества в нанотехнологиях, биотехнологиях, робототехнике и ядерной энергетике
Гости: Армин Грюнвалд, руководитель Бюро по оценке техники Бундестага и Бюро по оценке техники Европарламента, директор института оценки техники и системного анализа города Карлсруэ, профессор;

Владимир Железняк, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой «Философия и право» ПНИПУ.

Тема: о технологическом прогрессе и вызовах, которые он бросает этическим стандартам общества в нанотехнологиях, биотехнологиях, робототехнике и ядерной энергетике.

Ведущий: Сергей Хакимов.

СПРАВКА:

Армин Грюнвалд, руководитель Бюро по оценке техники Германского Бундестага и Бюро по оценке техники Европейского Парламента, директор института оценки техники и системного анализа Карлсруэ, Германия. В 1983 году получил высшее образование по исследованиям в физике. В 1987 году в университете Кельна защитил диссертацию в области теоретической физики твердого тела. С 1987 по 1991 являлся специалистом в научно-исследовательских лабораториях Кельна. С 1991 по 1995 научный сотрудник отдела анализа систем центрального пространства Германского аэрокосмического центра.

До 1999 был заместителем директора Европейской академии по изучению последствий научно-технического прогресса.

Научные интересы: теория оценки технологий, этика технологии, концепции устойчивого развития, нанотехнологии и общество.

Научно-техническое развитие имеет одним из следствий появление нежелательных и непредвиденных процессов и событий. В этой ситуации становятся необходимыми специальные исследования последствий внедрения техники в нашу жизнь. Междисциплинарная оценка научно-технического развития возникла в определенной конкретной исторической ситуации в связи с настоятельной необходимостью исследования в первую очередь социальных аспектов проблем принятия решений, в том числе и политических, по поводу развития науки и техники в современном обществе.

Во-первых, негативные и нежелательные последствия изготовления или использования новой техники первоначально рассматривались как пренебрежимо малые по сравнению с преимуществами и достижениями. Скажем, наносимый вред окружающей среде не был тогда первостепенной темой, так как окружающая среда считалась безгранично открытой для изъятия из нее необходимых для человечества ресурсов и способной переварить любые производственные выбросы и отходы.

Во-вторых, негласно предполагалось, что все негативные последствия научно-технического прогресса могут быть решены с помощью его самого, то есть в основном на базе естественно-научных и технических знаний, а будущие техника и технология смогут сами собой лучше устранять все эти негативные следствия, чем старые. Таким образом, решение этих проблем может быть передвинуто из настоящего в будущее.

Социальные последствия принятия тех или иных политических решений в отношении научно-технического прогресса часто могут оказать негативное влияние на развитие общества в целом или его отдельных сфер.

Что же вообще можно разуметь под возможностью формирования общественного отношения к научно-техническому развитию? С точки зрения прагматики языка, когда говорят о формировании, то имеют в виду следующую семантическую структуру - формирование отношения к технике может быть результатом действий индивидуальных или коллективных децентрализовано действующих субъектов, преследующих определенные цели и имеющих средства и возможности для формирующего воздействия, а также обоснованные ожидания от достижения этих целей. Никто не стал бы пытаться формировать отношение, если бы не было перспективы по крайней мере частично достичь поставленных целей. В данном случае, однако, мы обсуждаем вопрос о возможности не всякого, а именно формирования общественного отношения к технике.

Несмотря на историю в несколько десятилетий, до сих пор не существует общего введения в эту проблематику. Потребность в таком введении исходит из самой сферы социальной оценки техники. Прежде всего следует назвать образовательный аспект и необходимость повышения квалификации. Как в университетской области, так и в сфере предприятий усиливается тенденция к использованию опыта социальной оценки техники, чтобы либо передать студентам данные о соответствующих компетентных решениях, либо помочь дальнейшему развитию предприятия в плане современного обращения к взаимодействиям между предприятием, обществом и общественностью. 

_____________________________________________

Программа выходит при поддержке ОАО "Метафракс"


Обсуждение
1700
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.