Верхний баннер
12:38 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

18:24, 29 сентября 2014
Автор: Роман Попов

"Искусство учит мыслить... Может быть, чиновники как раз это понимают и не хотят, чтобы население начинало понимать, что происходит вокруг", - Петр Юрков

Гость: Петр Юрков, художественный руководитель театра "Орфей".

- Я бы добавил: музыкальный театр.

"Искусство учит мыслить... Может быть, чиновники как раз это понимают и не хотят, чтобы население начинало понимать, что происходит вокруг", - Петр Юрков
"Искусство учит мыслить... Может быть, чиновники как раз это понимают и не хотят, чтобы население начинало понимать, что происходит вокруг", - Петр Юрков
- Тогда давайте проведем ликбез. Почему надо добавлять слово "музыкальный"?

- Есть театры драматические, есть музыкальные. В музыкальных  театрах основа репертуара - оперы, балеты, мюзиклы. Мы в этом не отличаемся от любого другого музыкального театра.

- Вам 15 лет, с момента появления. Сколько лет театру состоявшемуся, на волне, известному?

- Так, как вы говорите, мы, наверное, еще пока не состоялись. Мы к этому стремимся, но встать прочно в репертуар, завоевать своего зрителя нам еще предстоит. Первая репетиция состоялась 17 ноября 1999 года. Этот театр был на базе детской музыкальной школы №6. Мы подружились с директором на базе камерного оркестра "Фрески". Она предложила мне стать руководителем хора мальчиков, которого тогда еще не было. А я ей предложил создать музыкальный театр, на чем мы и сошлись.

- Когда вы приступили и начали, "Эхо Перми" существовало в эфире месяц и одну неделю. Мы тоже считаем, что у нас все еще впереди. Расскажите о ваших первых шагах.

- Мо поставили оперу Бенджамина Бриттена "Маленький трубочист". Она шла в Оперном театре в середине 80-х годов. Режиссер театра оперы и балета, выпускник ГИТИСа, Мастюков Олег Дмитриевич решил поставить дипломную работу в театре и тогда создали детскую оперную студию. Я был первым, кто в нее попал и это стало переломным моментом в моей жизни. Я решил заниматься театром, музыкой. тогда я решил взять материал, который был мне наиболее близок. Потом была премьера. Потом мы поставили следующий спектакль - это был мюзикл Баневича "Том Сойер". Постепенно мои амбиции стали перерастать тот репертуар, который был принят и мы замахнулись на классическую оперу XVIII века Глюка "Орфей и Эвридика". Конечно, многие крутили у виска, но мы ее поставили, и у нас 13-летний Денис Лежнев играл Орфея. Это было замечательно.

Сейчас в музыкальном театре детский актерский состав. У нас нет серьезного финансирования, мы не можем приглашать профессиональных исполнителей. Но, тем не менее, мы не меняем ни одной ноты. Я лишь стараюсь адаптировать это на детские голоса.

Следующей нашей работой был знаменитый бродвейский мюзикл "Лицейская история". Это была замечательная работа, мы за не много получили лауреатств и даже меня отметили как режиссера на каком-то фестивале.

Я всегда мечтал, что это выльется в нечто большее, чем детский театр при музыкальной школе. Мы какой-то рубеж перешли, когда нам было 10 лет. Захотелось развиваться дальше, но было понятно, что это невозможно на базе музыкальной школы, где мы существовали.

- Вы набирали детей в музыкальный театр. С какого возраста, что вы тестировали, чем дети отличаются друг от друга?

- Нет детей без таланта, без слуха, без голоса. Надо вовремя начать его развивать - с 5-6 лет. Может быть больше или меньше способностей, поэтому проводится прослушивание. Бывает нет координации между слухом и голосом - ребенок не может воспроизвести то, что слышит - не интонирует. Многие преподаватели не берут себе таких детей из-за нежелания возиться с ними. Хотя, часто у тех, кто не интонирует, оказываются отменные вокальные данные. Мы берем всех. У нас дети и поют, и танцуют, и играют одновременно. В этом сложность. Те ребята, которые понимают, что у них что-то не получается, они сами уходят. Мы никого никогда не выгоняли. 

- От идеи хора вы отказались в самом начале, предпочтя ему музыкальный театр?

- Нет. Дело в том, что очень много массовых хоровых сцен в спектаклях. Очень много. У нас и репетиции проходят как в хоре. Мы учимся слушать друг друга, чувству коллектива.

- Наверняка, когда вы набираете ребят, большинство - девчонки.

- Да, к сожалению. В музыкальной школе была обратная картина, поскольку я руководил хором мальчиков. Сейчас у нас больше девочек и некоторые мужские роли приходится отдавать девочкам.

- Почему парни не идут?

- Другие приоритеты. Чаще предпочитают заниматься спортом, гонять мяч. Считается, что хор, театр - это больше подходит девочкам. Мужик должен боксом заниматься, моделированием... Сложно переубедить.

- Я уверен, что театр - это очень мужской вид деятельности. Меня родители пытались приобщить к спорту, но в итоге, я пошел в танцевальный коллектив, причем, сам.

- Я вообще считаю, что искусство - это больше мужской вид деятельности. Если взять музыкантов, художников, театральных деятелей, мы натыкаемся только на мужские имена. Пусть на меня не обижается женская половина, но есть вещи, которые лучше делают женщины, а есть то, что делает мужчина. Женщина более практична, уделяет большее внимание мелочам. В искусстве, где важно неординарное мышление, размах, более свободны мужчины.

- Для того, чтобы в музыкальный театр приходили парни, надо что-то переломить. Что?

- Должны быть свои подходы у каждого коллектива. Должна быть государственная программа. К искусству сейчас, если быть честными, относятся пренебрежительно. Сейчас что-то меняется, но должна быть очень мощная государственная политика по приобщению детей к искусству.

- Мне кажется, наша государственная политика в сфере культуры, образования сводится к тому, что гуманитариям все больше и больше перекрывают кислород. Деятели от государства считают, что нам не хватает инженеров, плотников, мастеров и в этом виноваты гуманитарии.

(перерыв)

- Вы говорите, что перекрытие кислорода гуманитариям - это неверный подход. Почему?

- Потому что любое искусство учит, в первую очередь, воображению и нестандартному подходу ко всему. Посмотрите, сколько у нас было прекрасных ученых. Почему они таковыми становились? Потому что они выходили за рамки, создавали новые концепции. Искусство учит мыслить нестандартно, непримитивно, вне рамок. Может быть, чиновники как раз это понимают и не хотят, чтобы большая часть населения начинала мыслить и понимать, что происходит вокруг. Я общаюсь с детьми и замечаю, что сейчас многие из них не умеют мечтать, придумывать. Элементарно - представьте море, как оно шумит... Они не могут этого сделать, потому что не читают книжек, не развивают фантазию, мышление. Целое поколение выросло на тестах: "нужное подчеркнуть, ненужное зачеркнуть". Дай бог, чтобы они не путали что подчеркнуть, а что зачеркнуть. Мы писали сочинения, изложения. Сейчас во многих школах этого нет и это стандартизирует мышление. Мы скоро не увидим ни ученых, ни писателей, ни поэтов, если будем продолжать уничтожать мозг ребенка, втискивать его в тестовые рамки.

- Это не касается тех детей, которые к вам приходят?

- Могу с гордостью сказать, что за 15 лет у нас было много выпускников. Они все закончили вузы, он все успешные люди. Первое, что я говорю родителям, которые приводят своих детей: терпение и труд.

- У вас та же аргументация, как и, например, у руководителя секции бокса в отдаленном районе - "Мы забираем детей из подворотни".

- Может быть, мы как-то соприкасаемся в этом плане с руководителем секций, но это, действительно, повод длят гордости.

- Где вы сейчас базируетесь?

- После школы №6 мы ушли под юрисдикцию ДК Солдатова, о чем я нисколько не жалею. Мы получили поддержку со стороны руководства ДК и, благодаря ДК, мы смогли стать репертуарным театром и регулярно играть спектакли на сцене. До этого мы существовали в фестивальном формате - играли 1-2 спектакля в год.

- Сколько вы спектаклей играете в месяц?

- От одного до трех. Это  и на базе ДК, и на выездах. В прошлом году мы даже попробовали себя в детском саду. Это был интересный опыт и наши маленькие зрители высиживали спектакль до конца.

- Сколько человек приходит обычно на ваши спектакли.

- В среднем человек 500.

- Покупают билеты...

- Да. Билеты у нас достаточно недорогие - 150 - 200 рублей. Наши спектакли для всей семьи. Есть такие вещи, такие репризы, нюансы, понятные только взрослым, которые не делают спектакль непонятным для детей и которые часто являются интерпретацией деталей произведения.

- Вы переосмысливаете произведения, которые ставите?

- Конечно. Очень важно, когда не стараешься что-то менять, ломать, но привносишь что-то свое. У нас есть замечательное произведение - это опера Дмитрия Батина, пермского композитора, моего друга. Он написал специально для нашего театра оперу "трасти по Ивану Семенову". Когда мы это осуждали, я ему сказал, что не хочу делать историю про второгодника, УО-шника. Я хочу сделать историю про белую ворону, про мальчика, который живет в своем мире, которого пытаются загнать в рамки, из которых он выходит. Если он лжет, хитрит - это не от того, что он плохой. Я не говорю о том, что надо принимать его позицию, но попытаться его понять - это наша задача.

- Вас волнует тема непонятых и непризнанных?

- Наверное, это волнует любого художника в любое время и в любую эпоху. Соотношение, понимание между "Я" и обществом. У нас есть спектакль "Бяки-буки". Он другой. Он о всякой нечисти - бабках ежках, кикиморах, Дракулах, киборгах и прочем. Он получился очень добрым. Там тема, которую хочется вскрыть. Кикимора хочет выбрать себе мужа, а баба яга ей помогает. Кикимора пользуется всякими современными гаджетами, а Баба-яга пытается вернуть ее в исконное русло - блюдечки, яблоки. Там такой конфликт традиционного с тем, что нам насаждают. Я не говорю что лучше, а что хуже. Тема того, что мы теряем свое национальное, русское из-за навязывания извне чужеродного.

- Вы коньюнктурно рассуждаете, в свете последних эмбарго...

- Нет. Когда мы это делали и ставили, про эмбарго не было и речи. Дело в том, что нам пытаются насадить...

- Да почему "пытаются насадить"? Вы далеко не единственный, кто говорит, что некие "ОНИ" что-то пытаются сделать с нами. "ОНИ" - это кто.

- Вы понимаете, что какие-то вещи происходят от Запада. Насаждая нам Кока-Колу, жвачку и клубную жизнь, они понимают, что мы можем сами себя разрушить, отказавшись от своих истоков и взяв за основу ложные ценности.

- Ну каких истоков? Вся история музыки говорит о том, что люди, замкнутые в своем музыкальном мирке, не делают ничего нового и только те, кто открыт внешнему миру, способен прорваться вперед.

- Я не говорю о том, что нам надо замыкаться. Я о том, что мы должны знать свою историю, свою культуру, свои национальные песни. Мы можем их не петь, мы можем не предпочитать их Битлам, но знать мы должны. Предпочитаешь западное искусство русскому - пожалуйста. Но знать свое ты должен.

- 10 русских песен, которые должен знать любой приличный человек, 20 великих русских книг... Так?

- Это выглядит смешно, но, мне кажется, с этого начинается. Когда ты знаешь 5 русских народных песен, ты не спутаешь их с немецкими или американскими.

- Вынужден согласиться с тем, что национальной песенной культуры у нас не сохранилось. Это факт.

- Я не хочу насаждать. Я хочу, чтобы мы не забывали свои истоки, традицию, культуру.

- Давайте поговорим о планах.

- Скоро открытие пятого театрального сезона. 23 ноября состоится наш юбилейный концерт, который я обозначил как "Прошлое и будущее". Там будут участвовать и наши давние выпускники - наше прошлое, и 5-6 - летние ребята - наше будущее. Мы движемся поступательно. Три года назад мы создали камерный оркестр, ездили во Францию и произвели там фурор. Теперь нас туда постоянно приглашают на любые фестивали. Как дирижера меня приглашали в Испанию. Есть хор музыкального театра. Есть планы делать театр для зрителя, ставить мюзиклы для всей семьи. Хочется создать театр, куда зритель будет хотеть прийти всегда.


Обсуждение
3259
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.