Верхний баннер
12:39 | ПЯТНИЦА | 19 АПРЕЛЯ 2024

$ 94.09 € 100.53

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

00:00, 24 августа 2014

"Мы не проиграли XX столетие, мы пережили его с высоко поднятой головой", - Михаил Нечаев

Гость: Михаил Нечаев, кандидат исторических наук

 

- О чем будем говорить?

 

- Очень актуальны вопросы, связанные с воспитательной функцией истории.

 

- А у нее есть воспитательная функция?

 

- Можно об этом порассуждать. В вузовских учебниках есть вводная часть, где описаны функции истории и одна из функций - воспитание. Это придумали римляне, которые создали такую формулу - "история - учитель жизни". Мы помним, что именно римские историки, Плутарх, например, создали биографии достойных граждан с целью научить - как правильно жить. Естественно, эта функция истории никуда не делась. Она перекочевывала в другие цивилизации.  Есть восточный опыт - это Китай, где основной целью было сформировать личность.

 

- Для того, чтобы воспитать историей, какие-то факты можно исказить, а какие-то вообще умолчать.

 

- Факты просто надо знать, для начала. Это большая проблема, потому что фактов очень много. Все зависит от обстоятельств. Например: Мастер Титявкин уволил 4-х рабочих Путиловского завода. Вроде бы неисторическое событие декабря 1904 года. Но, последствия этого события были потрясающими. Эти рабочие пожаловались священнику Гапону, он организовал протестную акцию. Произошла забастовка и случилось 9 января - кровавое воскресенье. Погибших было много - 110 - 115 человек. Их тайно захоронили, чтобы скрыть последствия. В газетах появляются различные версии. Первая - тысяча человек. В заграничных газетах вышла версия о том, что было две, а то и четыре тысячи человек. Вот эти две тысячи человек и вошли во все учебники. Должно было пройти время, чтобы мы узнали о том, что там действительно произошло.

А началось все с мастера Титявкина.

Еще один пример - это 17-й год, Николай II уезжает в ставку, заканчивается последняя, четвертая сессия госдумы и должны были пройти следующие выборы, но они так и не случились. Начались волнения. Были перебои с поставками хлеба. 10 дней, по-моему. Перебои с хлебом - это не историческое событие. 23 февраля женщины поднялись на бунт. Их поддержали мужчины. Обычный бунт, какие были и раньше. Царь не особо беспокоился. Но нашелся человек - прапорщик Гвоздев. Хабалов отдал приказ патронов не жалеть. И он стал единственным человеком, который стал защищать государство в Петрограде. Куда делось правительство, министры? Они уехали на дачу с семействами. Были арестованы лидеры партий. Около 100 человек. Был отдан приказ стрелять без предупреждения. Прапощик Гвоздев приходит в казарму и говорит: Ребята, мы что, в своих будем стрелять?" И все, в своих они уже не стреляют, а нацепляют красные ленточки и  присоединяются к демонстрантам. 27 февраля начался конец Российской империи. Не Ленин, не Мелюков, не Гучков, а прапорщик Гвоздев решил ход истории.

 

- Сейчас мы все это знаем. Но что нам это даст? Допустим, появится в исторических трудах прапорщик Гвоздев. Что нам это даст сегодня?

 

- Есть история, что в переводе с греческого  - рассказ, деяние. В каждом обществе есть рассказчик. Те же самые сказки. Это ведь рассказ о том, откуда все произошло. История - это необходимый социальный институт, существующий как способ познания мира, объяснения того, почему все произошло именно так. История - это внешнеполитический инструмент. Мы знаем, что с Нерчинского мира самая наша протяженная граница с Китаем установилась. История формирует наше историческое сознание. Мы смотрим на хрущевку и понимаем, что мы живем в бывшем советском городе. Мы смотрим на купеческий особняк и наше сознание формируется под действием визуального ряда, который вокруг нас. Мы поступки свои совершаем исходя из исторического сознания.

 

- Я недавно встречался со студентами из академии культуры. Мы общались на эту тему и у меня появился тезис - все, что сейчас происходит между Россией и Украиной является следствием того, что у нас короткая историческая память.

 

- Есть понятие "историческая память". Она тянется 50 лет. Потом уже появляются искажения. Те, кто помнит свой род в 4-м поколении - это герои. Нормально - помнить свой род в третьем поколении.

 

- Это сейчас или так было всегда?

 

- Всегда так не было. В немецких семьях, например, в семейной библии было принято записывать своих предков. У башкир такая же традиция. Они записывали свою родословную. Это делалось для того, чтобы не было родственных связей в браке и потому что отношение к человеку зависело от того, что сделали его предки. А XX век мы проиграли.

 

- Аргументируйте.

 

- Это популярная сейчас фраза и я с ней не согласен. Мы не проиграли это столетие, мы пережили его с высоко поднятой головой. Все войны, распад государства дважды за столетие могли уничтожить население. Извлекать исторические уроки из XX века - это актуальнейшая задача. Но, Россия всегда невнимательно относилась к своей истории, безалаберно. Мы переписываем историю после каждой исторической катастрофы. Раньше мы считали, что до 17-го года были темные века, а после началась история. В 91-м году время до 17-го года у нас просветлело, а время после стало темной историей. Это не нормальное историческое сознание.

 

- Сейчас есть такой тезис: распад империи не закончился. Он начался в 17-м году, продолжается сейчас и будет продолжаться дальше. В пример нам приводят распад Римской империи. Это так? В результате мы окажемся в маленькой территории Пермия, со столицей в Перми.

 

- Аналоги очень простая. Российская империя формировалась очень долго. Есть концепция империй. Империи рождаются, расцветают, распадаются. Есть концепция цивилизации, где тоже есть периоды расцвета и гибель. Османская империя, Византия, Римская империя - тому примеры. Считается, что мы  - Византия. Мы восприняли их правовую систему, культуру, но мы не Византия. В сознании византийцев все самое лучшее существовало в прошлом. Будущего для них не существовало. 

Для нас же есть страшное прошлое, есть настоящее, которое не хуже, чем вчера, а завтра у нас будет лучше.

 

- Сейчас, напротив, все начинают писать, что вот-вот наступит Советский союз.

 

- Но наше сознание это отвергает. Мы - народ-оптимист по натуре своей. Может быть этим объясняется наша историческая расхлябанность.Это присуще молодому сознанию - считать, что завтра будет лучше, чем сегодня.

Гибель империи происходит в сознании людей. Мы творим историю, как мастер Титявкин и прапорщик Гвоздев.

 

- Вы говорите, что у нас молодая нация, которая видит перспективу. Как может история помочь этой молодой нации, если мы не помним наших предков.

 

- Мы даже не знаем что значит слово Русь. Есть три версии происхождения этого слова. У нас огромный инструментарий для познания истории. Есть история древней Руси, которую отвергали московские летописцы и пытались написать свою историю, подписывая ее для московских князей, царей. Потом шло становление истории в XVIII веке.  Смешно сказать, но у нас историк появился... Татищев - историк - неудачник по одной простой причине, он издал историю только в 1776 году и последний том издали в 1840-х годах. Тома находили и издавали. Но его рукописи мало кто читал. Петр-I поставил задачу: напишите историю. Написали уже после его смерти. И только Карамзин, а это конец XVIII, начало ХХ века создал две институции - это русская история и русский язык. Тот самый, на котором мы говорим. Мы говорим на своем языке только два столетия. Мы создали свою историю два века назад. Мы начали преподавать историю повсеместно только в 30-е - 40-е года ХХ века.

 

- Это уже была не история по Карамзину?

 

- Это был история по Карамзину, но с советским акцентом.

 

- Карамзина сейчас обвиняют в том, что он вообще не ту историю написал.

 

- Естественно. Каждому историку можно поставить это в вину, поскольку каждый историк пишет историю так, как считает необходимым для пользы государству и обществу.

 

- То, что сейчас происходит на Украине... они написали свою историю и что мы получили? Можно по-разному относиться к событиям, которые там происходят. Но мы точно получили усиление националистического разрушительного движения. Мы точно получили гуманитарную катастрофу на Юго-востоке Украины и массу переселенцев. Может быть, я ошибаюсь, но более двадцати лет им преподавали свою историю. У меня есть пример: русская семья, они жили в Славянске. 100% русские корни. Их дочка, которая училась в местной школе им говорила "Я ненавижу русских". Она считала себя украинкой. Бред полный, но так было. По моему мнению, все то, что там происходит породил учебник истории, который они написали.

 

- Недавно Порошенко сказал историческую фразу: Главный герой нашей истории - это Даниил Галицкий. Его историю мы хорошо знаем. У нас главный герой - Александр Невский. Невский был другом Батыя и его кровным сыном, а Галицкий был его врагом. Он объявил себя королем Всея малой Руси со столицей во Львове. Это независимое государство просуществовало до 1342 года, после чего потеряло свою независимость. До XVII они называли себя русскими. Лишь потом появилось понятие Малороссия. Её придумал Даниил Галицкий. Учебник может формировать историческое сознание, но все началось гораздо раньше. Есть украинская историческая память. Если раньше очень четкая установка шла, что "мы могли бы жить лучше, если бы не русские". Эта идея очень проста. Как и "вся власть советам". Простая формула, с которой все были согласны, но, в результате, советов не стало.

 

- Написав свой учебник истории, не пойдем ли мы путем, который так же приведет к катастрофе? Не перемкнет ли нам сознание и не сделаемся ли мы уж совсем русскими?

 

- Я за учебники истории. Пускай пишут учебники истории. Правда, мы не участвуем в этом процессе. В этом участвует историческая элита. Но это же не панацея от того, чтобы сформировать историческое сознание. Учебник - это инструмент воспитания. Самый простой путь - написать нормальный учебник истории. Нормальный - с точки зрения государства. Кому Карамзин писал историю? Императору. То есть - государству. Но не уйдут наши проблемы, связанные с историей. Наши гуманитарии задвинуты на периферию. Мы говорим чужим языком, изучаем чужую философию, чужие категории. Мы не создали свою гуманитарную науку, в том числе. мы не создаем свою историю, мы выживаем и каждый историк подсознательно это чувствует. Государство должно создать условия для познания истории и потом, на основании этого, писать учебники. Какая-то трактовка, оценка необходима. И государственная оценка, и общественная.

Но заметьте, учебник истории пишут уже 10 лет и никак не могут написать.

 

- Мы недавно вспоминали август 1993 года. И я услышал такую оценку - был предотвращен государственный переворот в СССР потому что люди пытались помешать подписанию нового союзного договора. Дальше никакого союзного договора не было подписано, союз распался и произошел государственный заговор, направленный против народа Советского Союза, который только что провел референдум и высказался за сохранение. Это не было учтено.

У нас остаются секунды. Назовите трех человек, которых мы можем пригласить на следующую программу.

 

- Мохов Виктор Павлович, профессор. Он занимается элитой и может о ней рассказать.

Галина Александровна Нинковская, профессор. Она может рассказать о культуре и культурной революции.

Лукьянов Михаил Николаевич, профессор. Он занимается историей консервативных течений в России.


Обсуждение
2521
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.