Верхний баннер
06:49 | СУББОТА | 20 АПРЕЛЯ 2024

$ 93.44 € 99.58

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

18:04, 16 сентября 2014
Автор: Юлия Балабанова

"Дети хотят попасть в телевизор, и это им и их родителям представляется журналистикой", - Наталья Павлова

Ведущий: Юлия Балабанова.

Гость: Наталья Павлова, сотрудник детско-юношеского центра «Импульс», организатор профильных летних смен лагеря «Импульс» по направлению «Журналистика», выпускающий редактор газеты «Открытый урок».

 

- Сегодня мы поговорим о таком странном для меня явлении, как молодежная журналистика. Почему странном? Как человек практикующий, я получаю большое количество запросов со стороны системы образования не только школьной, но и дошкольной, чтобы создавать детские медиа. Существует общественный запрос не столько на медиа для детей, сколько на медиа, которые создаются детскими силами – радио, телевидение, газеты. Даже если мы не будем принимать во внимание количество журналистов, которое ежегодно выпускает филологический факультет Пермского государственного университета, если мы посмотрим на это количество журналистских кружков, школ, курсов, молодежных объединений, у меня возникает вопрос – а зачем Перми и Пермскому краю столько будущих журналистов? Наташа, вы сама по образованию филолог с журналистским уклоном. У вас есть первоначальное видение этой проблемы, зачем нам столько будущих журналистов?

 

 

- Когда мы только начинали работать с начинающими журналистами, не всегда ребята изначально идут именно по нашему направлению, а потом попадают к нам, у нас нет задачи, чтобы они поступили именно на журфак, а потом стали журналистами. Мы учим и даже привлекаем их к тому, чтобы они учились общаться, взаимодействовать, вырабатывали практики, которые им пригодятся в жизни и профессии.

 

 

- Получается, что журналистика используется просто как способ развития неких метапредметных навыков? Человек учится общаться, говорить, писать. Но в таком случае не создаем ли мы некую иллюзию у семей этих ребят, которые отдают своих детей в ту же школу молодого журналиста при университете, а обучение в ней платное, что это такой крутой карьерный задел?

 

 

- Ребята у нас реально пишут тексты и видят готовый продукт. Кроме того, что они публикуются в своих школьных газетах, есть редакции, там бывает, что руководитель – это кто-то из педагогов, а бывает, что редактор сам ребенок. Потом они могут публиковаться у нас в открытом уроке, и для них это тоже статус, это рост, потому что СМИ зарегистрировано, это официальная публикация, в дальнейшем они могут прикладывать это себе в портфолио.

 

 

- Все-таки вы не ответили на мой вопрос. Даже в детском саду есть некая потребность у детей, чтобы была журналистика. Я это говорю из первых уст, потому что в нашем детском саду проводилось анкетирование – какие бы дополнительные услуги хотели бы получить в будущем учебном году? несколько человек написали – журналистика. Это на минуточку, для детей, которые не умеют читать и писать, от 3 до 6 лет. родители уже для них заказывают журналистику. Просто у меня есть ощущение, что это такое мифологизированное представление о профессии, престижности, карьерных возможностях, за которые надо ухватываться с самого начала. Скажем, не переоценивается ли у нас статус, возможность этой профессии? Она как-то очень резко выбивается из общего круга тех карьерных возможностей, которые видят для себя и дети, и их родители.

 

 

- Порой приходится ломать стереотипы. Дети говорят о том, что хотят попасть в телевизор, и это представляется журналистикой родителям в частности. Но когда они приходят, начинается кропотливая работа, не всегда это кадр, они видят, что есть еще много работы, надо много работать над собой, над тем же текстом, который они переписывают по 3-4 раза, бывает и такое, но мы вместе находим, выстраиваем, и потом результату они радуются. Они как раз рушат тот стереотип, что журналистика – это так здорово, так прибыльно, и родители через них видят эту работу, что много сложностей и трудностей, помимо красивой картинки.

 

 

- Какие решения принимаются по итогам знакомства с этими трудностями? Есть такое, что люди отказываются от такого будущего для себя и своих детей?

 

 

- Бывает, что ребята, даже те, которые приезжают на профильную смену и едут на направление «Журналистика», в дальнейшем говорят и понимают: «Нет, это не мое, я этим заниматься не хочу». Это опыт для них, опыт для нас, они понимают, что этим заниматься в жизни не хотят, им проще заниматься вышивкой, пением и чем-то еще. Попробовать себя в профессии до того, как ты придешь на факультет и начнешь работать – это тоже плюс.

 

 

- Мы с вами наметили два направления. Это развитие собственных умений и навыков, которые тебе пригодятся в любой профессии, а во-вторых, это профессиональная проба, выясняют, подходит она или не подходит, когда у них развенчивается хрустальная мечта, в который ты попал, и на тебя посыпались все блага мира. Ваша газета «Открытый урок» выходит по всему Пермскому району, и с ваших слов, это одна из двух полноценных газет, которые в принципе выходят в Пермском районе. Есть газета «Нива» старой закалки, с немножечко советскими традициями, которая выходила всегда. И есть газета «Открытый урок». Одна из двух настоящих взрослых газет, выходящих в Пермском районе, посвящена образованию. О чем вы там в принципе пишете? Насколько вы остры, актуальны, какие темы вас волнуют?

 

 

- По всем документам у нас информационно-аналитическое издание. Помимо того, что мы подаем какие-то события, рассказываем о них, это события школ, района для детей, педагогов, конкурсы профессионального мастерства, это еще и какая-то аналитика. Но это не аналитика в привычном понимании для всех, когда это сложная терминология, анализ, слишком много фактов. Как правило, аналитика подразумевает связь с политикой и так далее. В данном случае мы стараемся уйти от этой официальности и разбавить. Допустим, в этот раз мы писали про ремонты школ, которые велись в районе к 1 сентября, и у нас появилась такая идея сделать квест. У нас была бродилка, мальчик Женя из Усть-Качки, он ходил с нами, и мы нарисовали комикс на основе фотографии, где он ходил и сам проверял, как реализуются ремонтные работы, на какой они стадии на данный момент.

 

 

- Получается, жизнь школ, района для детей, насколько вы проблематизируете темы? Можете ли вы себе позволить выносить на страницы газеты нелицеприятные для местных властей вещи?

 

 

- Вполне. Например, проблема с досугом, бывают населенные пункты, в которых досуг не организован, и школа является единственным культурно-досуговым центром. Когда мы говорим о том, что такая проблема есть, ребята пишут сами конкретный проект, решают проблемы, мы показываем, что в силах детей что-то сделать на территории района, тем самым обратить внимание властей на то, как это можно решить и сделать.

 

 

- Насколько большая у вас редакция, какова доля детей?

 

 

- Редакция небольшая, и за год штат расширяется, у нас уже проведено две летних смены, одна была осенняя для журналистов. Ребята с этих смен становятся костяком редакции, которая существует в районе. Они пишут, присылают материалы, не встречаются в том режиме, так как некоторые населенные пункты района очень отделены друг от друга, то мы работаем с ними в режиме онлайн, редакция существует виртуально. Они присылают нам материалы, мы работаем с ними уже дистанционно. На данный момент это около 15 человек взрослых и детей.

 

 

- Сколько из них детей, какой возраст?

 

 

- Половина. Это и фотографы, и корреспонденты. Верстальщики – в этом направлении мы пока только работаем. Возраст – 5-10 класс. Большинство пишут 8-11, старшеклассникам писать чуть-чуть проще.

 

 

- Какие темы волнуют пишущих детей? На какие темы они готовы писать сами, какие в клюве приносят в редакцию?

 

 

- Бывает, существует проблема, что мероприятия, которые проходят в одном поселении, о них абсолютно не знают в другом. Также это социальные ассоциации, какие-то волонтерские, работа с кем-то. Как правило, ребята хотят рассказать о том, что они делают, поделиться конкретными продуктами. Например, мы знаем, что в Гамово существует проект, в котором школьники взаимодействуют с детским садом, они приходят туда в помощь воспитателям. Но об этом могут не знать в той же Бершети, а в Бершети организовали клуб выходного дня, у них Субботея, они проводят вечерки и посиделки, и об этом могут не знать в другом районе. Задача – показать то, что они делают, рассказать об этом. Когда они завоевывают какие-то победы, им тоже об этом хочется рассказать и поделиться. Мы говорим о том, что нам не нужны голые цифры и статистика, а нам нужны впечатления и взгляд изнутри.

 

 

- Пермский район находится в уникальном положении, это территория вокруг огромного мегаполиса. Вы справедливо говорите о том, что территория незаметна, и получается, что есть большие проблемы с собственным лицом. Есть Пермь, Березники, Нытва, Кунгур – это территории, которые каким-то образом себя осознают, а Пермский район – что-то вокруг Перми, которое несколько аморфно и размыто.

 

 

- С октября мы запускаем в районе радио, вещание будет осуществляться в интернете. Ведущими будут тоже дети, по задумке и нашей идее, как раз ускорить процесс. Газета выходит раз в месяц, но за этот месяц происходит много всего, обо всем не рассказать, даже если анонсировать.

 

 

- Как распространяется ваша газета?

 

 

- По школам. У нее тираж 2 тысячи экземпляров, у каждой школы в управлении образования есть ячейка, она приезжает и получает стопочку газет.

 

 

- А вот может быть, вы проводили опросы, получали обратную связь? Кто читает, кто ваша основная аудитория? Если администрация школы, сколько привозится экземпляров на школу вообще?

 

 

- Точные цифры сказать сложно. 2000 мы делим на 28 учебных заведений – чуть меньше 100. Но учитывая, что бывают школы, где численность около 100, возможность получить газету есть у каждого, тем более, что она распространяется бесплатно. Педагоги о ней знают, мы приезжаем, педагоги и школ, и детских садов. Когда мы приехали и сказали, кто мы и что мы хотим интервью именно для нашего издания, то нас уже знали, и это было приятно, что за год мы успели стать узнаваемыми.

 

 

- Газета, получается, выходит всего год? Здорово, я почему-то думала, что дольше, у вас уже такой опыт. Распространяется газета, о ней знают, она является важным источником информации в сфере образования Пермского района. Вы начали рассказывать про радио, что там будет?

 

 

- Там запланирована программа, не только связанная с событиями, есть задача рассказать о людях. О детях и педагогах не всегда все знают, это тоже своеобразная проблема. Мы не знаем, что можно гордиться, что наши ребята съездили и выиграли международные соревнования в Азербайджане этим летом. Есть ребята, которые ездили по фольклорному направлению, и они тоже привезли награды в Пскове. Возможно, сделать аудиокартотеку достойных детей и взрослых района. Это будут встречи, интервью, краткие визитки.

 

 

- Наташа, я с подобным радио встречалась в школе №2, есть там радиостанция «Луч». Есть и другие примеры, но это такой яркий пример школьного корпоративного радио, который выполняет те самые задачи, о которыъх вы говорите – орассказывает об успехаха, достижениях, наши молодцы там, здесь, взяли такую медаль, привезли такой вымпел… А какие еще задачи можно решать с помощью радио? (смеются) Мы с директорами школ обсуждали эту тему. Например, есть запрос со стороны школ не только на ура-радио, расказывающшее об успехах, а когда сами старшеклассники или школьники средних классов могли бы реально обсуждать значимые для них вопросы. И может быть, не обящательно регионального толка, возрастные вопросы, социальные вопросв, культурные влопролсы – все, чем они живут. Нельзя же верить в то, что дети живут исключительнло собственной региоальной идентичностью. Да, они живут общечеловеческими вещами. Как вы считаете, насклоько реально такие штуки делать в жизни, в наших школах? Насколько это выполнимо, какие могут быть сложности?

 

 

- Порой бывает, что даже печатная редакция выходит к определенному празднику. Есть такие примеры даже в районе. Как раз на радио мы думали о том, что не только ура, не только все хорошо, но и какие-то проблемы поднимать. Специалисты готовы работать, выходить на контакт, это могут быть интервью, общение в студии, психологи и педагоги, разные сферы деятельности представителей. Контакт с ними есть, они готовы сотрудничать.

 

 

- А вообще есть свое радио в Пермском районе, которое бы все слушали?

 

 

- Если честно, я о таком не знаю.

 

 

- Получается, что регионального радио, которое бы знали все, кто там живет, нет? на какую аудиторию вы собираетесь тогда вещать?

 

 

- Раз мы говорим о школьных СМИ в частности, то это в первую очередь будут школьники, потому что студенты, как правило, из Пермского района уезжают. Либо они приезжают в Пермь каждый день, если это не удаленная территория, Лобаново, Сокол, Савино, Звездный – могут ездить каждый день. А есть те, кто переезжает в город…

 

 

- Подождите, это же интернет-радио. По сути его можно слушать в любой точке мира. Другой вопрос, на какую аудиторию вы будете рассчитывать, для кого вы будете это делать? Если вы вещаете в интернете, то можете из Пермского района сообщать какие-то вещи всему миру (смеется).

 

 

- Я думаю, это останутся школьники и какая-то часть студентов. Все равно молодежь в приоритете.

 

 

- Молодежь для молодежи. Когда вы работали с детьми в профильном лагере, можете ли вы назвать несколько проблемных, важных для них тем, о которых они были готовы говорить в важных для них форматах?

 

 

- Порой они говорят о том, что им не хватает не то что контакта, а понимания в разговорах со взрослыми. Часто взрослые воспринимают «это же дети», и дети начинают такой позицией манипулировать. Мы дети, и поэтому… Но им хочется самостоятельно проводить досуговые мероприятия, проводить выезды. Не всегда хватает свободы для личной деятельности. Но посмотрев на территории лагеря, попрактиковавшись в этом, они уставали готовить этот проект. Допустим, они устраивали у нас «Усатую вечеринку», проводили…

 

 

- Подождите, какой проект они готовили, в чем выражалась их журналистская деятельность?

 

 

- Это были лидеры, а журналисты готовили свои проекты, все равно были нацелены на создание редакции, газеты. Как ее подготовить, кто нужен в штате, как распределить функционал? Они работали над этой технологией. Они говорят, что не хватает свободы, что не всегда прислушиваются к ним даже на уровне школы. Рассказать о своих проблемах им очень хочется.

 

 

- О каких проблемах, например?

 

 

- Элементарная нехватка лавочек у школы. Они говорили о том, что мы можем сюда прийти, но нам стоять неудобно, мы можем посидеть. Но тут же возникает проблема, что будет мусор – хорошо, говорят они, мы можем установить урны, дежурных. Мысль и логика у них есть в этом направлении, и они могут думать, предлагать свои варианты. Так же с открытием площадки, проведением интерактивных площадок, они могут выходить к другим детям, устраивать флешмобы, социальные акции. Это вполне в их силах, но нужен контакт и установление этого контакта со взрослыми.

 

 

- Но если мы говорим о социальных акциях, какая социальная проблематика волнует подростков, занимающихся журналистикой?

 

 

- Как-то сложно ответить однозначно.

 

 

- На решение каких социальных вопросов они бы хотели направить свою энергию в части этих флешмобов или акций?

 

 

- Волонтерская помощь, взаимодействие с другими образовательными организациями. Есть отдельно школы, детские сады, но контакт между ними нужно устанавливать и настраивать. Например, помогать в детские сады идут и ребята наши, которые были у нас на профильных сменах. Они говорили, что готовы проходить какие-то курсы и сами становиться руководителями определенных редакций, руководить отрядом ребят-единомышленников.

 

 

- Получается, никакой социальной остроты я все равно не могу услышать. Неужели нет вещей, которые искренне, горячо волнуют подростков в Пермском районе, кроме лавочек у школы? Или они просто не готовы об этом говорить?

 

 

- Порой даже вытащить эту информацию из них очень сложно, потому что существует такая позиция, что все равно мне ничем не помогут, все равно я ничего не смогу, я ребенок, и мне не дадут это, это и это провести у себя в школе.

 

 

- У вас был такой интересный формат, поскольку я приезжала в качестве гостя на смену, я видела это своими глазами из профессионалов от медиасреды – телевизионщики, газетчики, радийщики, кто приезжал к вашим специалистам, вы проводили шоу «100 вопросов взрослому». Какие вопросы дети задают профессионалам или просто взрослым? Что вам запомнилось? Это ведь тоже по сути журналистская работа, интервьюировать собеседника, который к тебе пришел.

 

 

- Ребята брали интервью не только у журналистов, но и у специалистов из других сфер. Им, как правило, интересна оборотная сторона, взгляд изнутри. Когда они для себя это открывали, пытались пробовать, то говорили, что это не так просто, задать вопрос еще нужно умение. Спрашивали, как и где получить образование, должен ли профессиональный журналист иметь именно журналистское образование? Спрашивали впечатление у них самих о том, что у них происходит. Взгляд со стороны – это всегда интересно. Задавали вопросы личного характера вплоть до того, есть ли у вас дети, не мешает ли это вам в повседневной жизни, как вы рушите стереотипы и так далее.

 

 

- Существует позиция, что современные подростки гораздо цельнее и искреннее, чем люди старше 20-30 лет. Они не имеют необходимости подстраиваться под кого-то, достаточно свободно воспитывались своими родителями, еще не застали всей школьной и детсадовской муштры. Они свободные, непосредственные, искренние. Есть у вас соображения на эту тему?

 

 

- Они более открыты, но не всегда это идет в плюс. Именно с этим иногда возникают сложности. Элементарно с дисциплиной – они знают свои права, говорят, что мне нужно вот это, я могу вот это, по договору должно быть вот так…

 

 

- Это плохо?

 

 

- Проблема в том плане, что они не всегда послушны, но опять-таки это дети, постепенно выстраивается. Первую неделю идет адаптация и привыкание к условиям, они бывают недовольны условиями. Но постепенно мы выстраиваем работу, стараемся это повернуть в плюс, какие-то проблемы решить совместно.

 

 

- Я наконец поняла проблему, которая у меня свербит в голове, почему у меня не укладывается в цельную картинку вся эта активность, связанная с привлечением детей к журналистике. С одной стороны, им предлагают попробовать себя в качестве журналистов, а с другой, от них ждут послушности, дисциплины. Как раз готовность следовать чужим нормам и правилам, готовность повторять за кем-то – это то, что в корне противоречит понятию «журналистика». Журналист должен обладать независимой позицией.

 

 

- Но если говорить о дисциплине, она вырабатывается и в журналистике. Взять тот же самый дедлайн, если ты взялся за материал, ты должен его написать и сдать вовремя – это очень помогает. Они уже сами бегут и торопятся, понимая, что нужно сдать к определенному сроку, а редактор уже понимает, кого он должен подгонять в тот момент, кого в этот. Это все равно работа на личный опыт и выработку внутренней дисциплины.

 

 

- А в том, что касается собственной позиции, вы не видите того противоречия, которое вижу я?

 

 

- Я вижу, что мы все равно помогаем им сказать то, что их волнует, и решить проблему совместно, если она существует.

 


Обсуждение
1863
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.