Верхний баннер
16:05 | СУББОТА | 20 АПРЕЛЯ 2024

$ 93.44 € 99.58

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

14:21, 23 января 2015

«Мало предметов в школах, где можно что-то делать руками», - Павел Крендель

Тема: Молодежный робототехнический фестиваль 

Гость: Павел Крендель, исполнительный директор Пермского центра развития робототехники; Татьяна Кирилловых, главный специалист управления стратегического планирования департамента образования Перми 

Программа: "Бизнес-ланч"

Дата выхода: 19 января 2015 года

Ведущий: Юлия Хлобыст

- 28-29 января в Перми пройдет молодежный робототехнический фестиваль «Робофест Урал». Как реализовать технические навыки в жизни, повысится ли престиж инженерных профессий, об этом мы и будем говорить сегодня. Но прежде, чем мы начнем такие проблемные вопросы по существу поднимать, я бы хотела поговорить о фестивале. Прием заявок закончен, организаторы готовятся, что будет из себя представлять фестиваль?

Павел Крендель:  «Робофест Урал» - это в некотором роде итоговое мероприятие, которое проходит в начале этого года и в конце, получается 2014. В нем мы подводим итоги, как развивается робототехника в Пермском крае и за пределами нашего региона. На данный момент мы собрали заявки от 210 команд, плюс, минус

- Это ребята из города и края?

Павел Крендель: Это город, край и около 40 иногородних команд: Свердловская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Удмуртия и другие близлежащие территории. Вообще вся структура вот этих робототехнических соревнований на данный момент построена таким образом, что есть московский федеральный фестиваль, и чтобы на него попасть по некоторым дисциплинам нужно выиграть обязательно в окружных фестивалях. Их на данный момент на территории России 6, и один из них проходит в Перми. Это достаточно высокая честь, это достаточно высокого уровня мероприятие

- Возрастной ценз какой?

Павел Крендель: У нас в Перми это уникально, на других робофестах такого не бывает, мы проводим соревнования среди дошкольников и начальных школ

- Начиная с детских садов?

Павел Крендель: Именно так. А вообще, это средняя и старшая школа.

- Вы сказали, что уже в третий раз проходит окружной фестиваль

Павел Крендель: Да, раньше были краевые фестивали, а сейчас окружные

- Если говорить об опыте прошлого года, интересно узнать о проектах, которые ребята туда представляют, самые яркие можете назвать?

Павел Крендель: Я хотел бы  сначала нашим слушателям рассказать, что есть 2 направления: это проектная робототехника и соревновательное. Где соревнования, там роботы имеют определенные задания на полях

- То есть, уже готовые роботы соревнуются

Павел Крендель: Да, дети их собирают, нужно как-то их усовершенствовать так, чтобы они были лучше, чем у других, чтобы они быстрее и правильнее выполняли эти задания. А проектная робототехника, достаточно широкий спектр проектов обычно ограничивается темами. Но вот те проекты, которые были в прошлом году, это 135 школа города Перми. Могу отметить, это проект робот-боулинг. Полностью собран аналог боулинга в уменьшенном виде, полностью все оборудовано датчиками, все работает автоматически как настоящий боулинг.

- А проекты детских садов, мне просто интересно, что там могут? Татьяна, это уже, наверное, к вам вопрос, потому что детские сады муниципальные, это ваша епархия, там что-то есть интересное?

Татьяна Кирилловых: На самом деле у нас в 2014 году ряд детских садов присоединились к проекту робототехника, начали разрабатывать курсы для своих ребят. Что конкретно будет представлено на фестивале, сказать пока сложно

Павел Крендель: Это мы увидим

Татьяна Кирилловых: Да, мы можем со своей стороны пригласить принять всех участие в фестивале, со своей стороны порадоваться за наших ребят

- То есть, участвовать в фестивале может любой желающий?

Павел Крендель: Как зритель может прийти, выход свободный. 28-29 числа, можно прийти, посмотреть

- А где это будет?

Павел Крендель: Это СК Сухарева, на шоссе Космонавтов, 156

- Думаю, все пермяки и даже жители края примерно знают, где это. На вашей страничке  «В контакте», Павел, я увидела, что сейчас идет прием заявок на конкурс, организованный Пермским государственным национальным исследовательским университетом. Там партнер пермский IT-кластер. Цель понятна – отбор новых технологических идей, применение роботов в разных отраслях экономики, так вот, скажите, больше конкурсов хороших и разных? Запараллелены, по сути, мероприятия

Павел Крендель: Да, безусловно, мы собираем всю информацию, которая касается соревнований или конкурсов в области робототехники, и выдаем нашим друзьям, потому что очень важная сейчас проблема – это отсутствие такого информационного канала. Все больше тех, кто занимается робототехникой, и все больше мероприятий, но трудно соединять пока участников и организаторов. Мы собираем и распространяем всю эту информацию. Конкурсов достаточно много.

- Татьяна, у вас база муниципальных учреждений, детских садов и школ. Насколько я знаю, внедрение этого направления, робототехника, началась в 2014 году, по сути дела, для департамента это новое направление. Что вы здесь уже успели сделать?

Татьяна Кирилловых: Хочется отметить, что в прошедшем году более 120 педагогов школ и детских садов прошли обучение по курсу робототехника, приобретено оборудование, чтобы детям было, на чем заниматься. Так же впервые в Перми стартовал конкурс «Уникальный робот в Перми», участники которого представили более 30 проектов. Конкурс «Уникальный робот» планируется к проведению и в 2015 году. И мы надеемся, что участие в данном конкурсе станет уже массовым.

- То есть, часы робототехники, я правильно понимаю, появились уже в программе образовательной или это пока какие-то внеобразовательные моменты, которые департамент образования проводит?

Татьяна Кирилловых: Здесь образовательные учреждения в праве сами выбирать форму предоставления услуги. Можно в рамках курсов по выбору, в рамках неурочной деятельности вести кружки, а можно в рамках предмета технология, физика внедрять в образовательный процесс

Павел Крендель: Каждая школа выбирает свой путь, у некоторых получается очень успешно в любой форме

- У нас дозваниваются слушатели. Здравствуйте, как вас зовут?

Слушатель: Здравствуйте, меня зовут Александр, я хотел узнать, сколько моделей роботов будет представлено на выставке, коллекционируют ли что-нибудь, уважаемые гости

Павел Крендель: Спасибо, Александр. Что касается творческих проектов, которые имеет в виду Александр, их около 40. И еще мы приглашаем различные проекты, на которые, будем так говорить, надо равняться. Например, из Иркутска приезжает школьник, у него робот, который играет в шишки. Он настоящий, сидит перед доской и играет в шашки, и мы даже хотим сделать матч с шашистом, с ребенком, который будет играть с роботом

- Есть ли в Перми люди, это вторая часть вопроса Александра, которые коллекционируют роботов?

Павел Крендель: На самом деле роботы, в большей степени сборно-разборные, когда один проект удался, выступил на определенных мероприятиях, показал себя, его автор обычно разбирает и собирает что-то другое.

- То есть, такая постоянная работа

Павел Крендель: Постоянный творческий процесс, все лучше и лучше модели, поэтому они недолго сохраняются

- Татьяна говорила о том, как происходит работа в школах и детских садах. Сегодня достаточно остро стоит вопрос с кадрами учительскими, преподавательскими. Все мы понимаем, что когда внедряется какая-то новая дисциплина в сферу образовательную, всегда, а кто будет преподавать? Это касалось разных наук. В том числе экономики, последнее время шла дискуссия, а кто должен, кто может преподавать экономику. Так вот, с этим вопросом, а кто может, а кто должен, где брать преподавателей по робототехнике? Это может сделать каждый педагог, учитель информатики, физики, пройдя определенные курсы, где этому учиться, где повышать свою квалификацию?

Татьяна Кирилловых: В связи с тем, что робототехника, это все-таки работа с конструктором, дальнейшее программирование своего проекта, робота, приглашая на курсы, мы все-таки ориентировались на учителей информатики, математики

- Технической направленности?

Татьяна Кирилловых: Да

Павел Крендель: Но был один учитель рисования, например

Татьяна Кирилловых: Если человек горит этим, энтузиаст, то у него все получится

Павел Крендель: Нам на самом деле повезло, мы находимся в такое время, когда все это начинается, сейчас порой взрослые знают меньше детей, а есть такие взрослые, которым это интересно, они сами это исследуют, достаточно дать первый толчок, первые знания. А потом, если взрослому это интересно…

- То есть, получается, если, предположим, преподаватель русского языка и литературы увлекается этим направлением, но при этом, это точно не его направленность, гуманитарное направление, но он хочет повысить свою квалификацию в робототехнике, то, добро пожаловать

Павел Крендель: Да, у него есть шанс

- У нас звонок. Добрый день, как вас зовут и ваш вопрос

Слушатель: Добрый день, меня зовут Александр, вопрос такого плана. Я понял, 28-29 это мероприятие будет проходить

Павел Крендель: Да

Слушатель: Во сколько начало, для зрителей вход бесплатный, платный. И какой возраст интересен для вас зрителей

Павел Крендель: Вход на все мероприятия фестиваля бесплатный, 28 числа у нас будет торжественное открытие в 12 часов, и начнутся тренировочные заезды. Они максимально приближены к соревнованиям, там будут судьи, просто дети будут пробовать на полях соревновательных, некоторые из них увидят их в первый раз

- То есть, будет организовано несколько площадочек, зрители могут сидеть на трибунах

Павел Крендель: Могут сидеть на трибунах, могут ходить вокруг этих площадок и смотреть с ближнего расстояния, с дальнего

- А для какого возраста это будет интересно?

Павел Крендель: В первую очередь, я думаю, это будет интересно школьникам, тем, кто уже занимается этим, тем, кто только начинает или хочет начать этим заниматься, ну, и взрослым интересно посмотреть, как ведут себя дети, это достаточно стрессовая ситуация, соревнования, думаю, это интересно будет и взрослым

- А студентам будет интересно? Будут ли принимать участие студенты?

Павел Крендель: В одной из дисциплин у нас есть и старшие ребята, я сомневаюсь, что там есть студенты прямо, но старшие школьники есть. Думаю, что студентам это тоже интересно, потому что есть разной сложности дисциплины, где-то проще, где-то легче. И вот там, где сложнее, интересно будет наблюдать и студентам.

- Такая тема техническая, особенно она мальчишкам будет интересна

Павел Крендель: Ну, и девочки есть в командах. Это одинаково интересно, будем говорить

- А теперь к таким насущным вопросам, что вытекает из этой темы. На вашей же страничке «В контакте», Павел, я нашла информацию, что буквально в  ноябре 2014 года ваш Центр развития робототехники и федеральная программа «Робототехника. Инженерно-технические кадры России» было подписано соглашение о сотрудничестве и присвоение Центру развития робототехники статуса регионального ресурсного центра в Пермском каре. Это что означает, что вы являетесь неким стратегическим центром по этому направлению в Прикамье?

Павел Крендель: Мы проводим мероприятия федеральной программы «Робототехника» в Пермском крае. На данный момент это единственная, возможно, программа в России, которая занимается образовательной робототехникой в системе, будем говорить

- Сейчас Татьяна вам, мне кажется, возразит, потому что департамент тоже достаточно системно занимается, как мне кажется, или я не права?

Татьяна Кирилловых: Вы знаете, мы проводим достаточно серьезную совместную работу с Центром, запланирован ряд соревновательных мероприятий на 2015 год  совместных.

Павел Крендель: Тут нет никакого антагонизма, будем говорить, есть федеральная программа, которая транслирует федеральные соревнования, международные, в которых можно принять участие. Допустим, наш робофест проходит по правилам международных соревнований. И те дети, которые выигрывают у нас, потом выигрывают в Москве, потом едут в Азию, в Америку, и достаточно успешно российские команды выступают, не пермские, но российские, но я думаю, что скоро и пермские

-  По сути дела, вы тренируете ребят из пермских школ, городов края

Павел Крендель: Мы, во-первых, информируем о том, что есть такая возможность, участвовать в этих соревнованиях, мы подготавливаем педагогов, чтобы они готовили команды, мы готовим детей, чтобы они участвовали в этих соревнованиях. Это многогранная подготовка, нельзя просто показать что-то. Все время правила изменяются, каждый год, меняются возможности, технические возможности, мы пытаемся это донести до детей и педагогов

- Давайте примем звонок от слушателя. Здравствуйте, как вас зовут и ваш вопрос.

Слушатель: Здравствуйте, меня зовут Константин, хотел бы задать вопрос, куда можно ребенка отвести на занятия робототехникой

Павел Крендель: Сейчас в каждой школе создана зона робототехники, где можно после уроков или во время уроков заниматься, есть негосударственные центры, такие как наш, которые тоже ведут подготовку с детьми

- Татьяна?

Татьяна Кирилловых: Подойти, в школе уточнить у администрации.

- Прямо в каждой, каждой школе есть? Или нет?

Татьяна Кирилловых: Смотрите, кто-то начинает работу с детьми на начальной ступени, кто-то работает с детьми уже на средней ступени образования, тут надо смотреть по учреждениям

- Но, тем не менее, в каждой школе это направление представлено. Тут надо смотреть, другой вопрос, возраст

Татьяна Кирилловых: Да

- А у вас Павел, можно привести и дошкольника?

Павел Крендель: Да, мы занимаемся и с дошкольниками, и со школьниками, и у нас будет открываться группа для взрослых. Есть такое направление Arduino где больше нужно паять самому, более сложное. Мы уже почти набрали группу взрослых людей от 20 лет, которые будут заниматься этим

- Вы сказали, что существует федеральная программа развития робототехники и Пермский край не единственный регион, который предметно занимается этим как на уровне органов власти, так и на уровне некоммерческих организаций, знаете ли вы об опыте других регионов, что там есть интересного, и что можно взять нам для развития?

Павел Крендель: Программа на территории России реализуется с 2008 года, и мы, конечно, не самый первый региона, который в нее вошел. Есть регионы, где это лучше развито, допустим, Красноярский край, Краснодарский край, так, на память, Москва, естественно. У нас очень большой охват сейчас учреждений, участников, и думаю, что у нас рано или поздно количество перейдет в качество, по некоторым аспектам мы уже это видим.

- Что вы имеете  в виду, говоря, большой охват? Охват участников или охват программ для разных возрастов?

Павел Крендель: Нет, я имею в виду количество участников, мы все-таки нацелены на соревновательную робототехнику, и мы меряем по количеству участников в конкурсах. У нас для региона достаточно большой охват, мы оцениваем, порядка 3-4 тысячи детей занимаются робототехникой в Пермском каре

- Что касается базы муниципальных учреждений, дошкольных, школьных, что в 2015 году планируется для усиления этой работы? В 2014 году вы начали эту работу внедрять, уже появились, как вы сказали, классы, островки этой робототехники в детских садах и школах. Чем вы в 2015 году планируете загрузить учебные учреждения? И как относятся в самих учебных учреждениях, школах и детских садах к этому новшеству? Может быть, отторжение идет, а может быть, наоборот, педагоги говорят, это же здорово, это же классно, давайте, давайте, обучайте педагогов

Татьяна Кирилловых: Начну сначала. Да, в 2014 году мы обучили педагогов, учреждения приобрели оборудование, детям сейчас есть на чем заниматься и есть с кем заниматься. В планах на 2015 год сделать так, чтобы в кружках по робототехнике мог заниматься каждый желающий школьник. Так же будет интенсивная работа вестись с педагогическим персоналом. И  строится сеть соревновательных мероприятий, как я уже сказала, одно из них, это конкурс «Уникальный робот в Перми». По поводу реакции руководителей образовательных учреждений, яркого отторжения мы не встретили, даже если были какие-то опасения сначала, потому что все новое достаточно страшно начинать, когда уже сами педагоги начали работать с детьми, увидели глаза детей, заразились их энтузиазмом, и сейчас работа идет, наверное, на ура. Особенно хочется отметить Кировский район Перми, где каждое образовательное учреждение активно подключилось к нашему проекту, и даже свои внутренние соревнования проводят

- Скажите, это вообще платные или бесплатные услуги. Ведь это очень важно сегодня

Татьяна Кирилловых: Мы нацеливаем образовательные учреждения на бесплатные услуги

Павел Крендель: У нас платно, так как мы негосударственное учреждение, но в школах, в основном, это бесплатно везде, и где-то повышенный уровень сложности – это платно, в основном.

- Давайте примем звонок, не могу отказать слушателям.

Слушатель: Добрый день, меня зовут Александр, было бы интересно узнать, какие перспективы открываются перед ребенком, который занимается робототехникой.

- Спасибо, Александр, вы прямо сняли с языка, потому что в этой части мы как раз и планировали самое насущное вытащить из этой темы.

Павел Крендель: Хотел бы немного вернуться назад, про отношение педагогов. Мы как раз в субботу были в Кировском районе, где сами педагоги организовывают соревнования района по робототехнике, они сами это придумали, не было какой-то директивы.

- Просто им интересно

Павел Крендель: И им, и детям интересно. Педагоги в субботу выходят, дети собираются из разных школ. Теперь что касается перспектив, надо сказать, что робототехника – это конструирование и программирование, это создание неких прототипов, и ребенок, создавая какую-то модель, он обязательно создает прототип чего-то. В дальнейшем этот прототип может войти в серию и производиться на каких-то предприятиях. Что касается связи, есть ли связь между учреждениями образовательными и предприятиями, есть уже такой пример, есть в Перми Пермский механический завод, они почти единственные в России производят внутрицеховые тележки, которые перевозят от конвейера к конвейеру уже собранные детали и узлы, там 10 тонн и больше, достаточно серьезный транспорт. И сейчас у нас есть общее желание с представителями завода провести среди детей конкурс прототипов вот этих тележек, чтобы они по определенной траектории двигались, думаю, что в этом году мы это организуем. Это уже конкретный пример взаимодействия, предприятию это интересно тем, что оно видит будущие кадры, а во-вторых тем, что возможно, появятся какие-то технические решения, которые потом можно будет реализовывать в производстве этих тележек

Татьяна Кирилловых: Я хотела бы добавить, что министерство образования и науки РФ прорабатывает вопрос о включении робототехники в перечень олимпиад школьников, дающих льготы при поступлении в инженерные вузы. На перспективу тоже неплохо

Павел Крендель: Сейчас есть предметные олимпиады, и так же олимпиады по робототехнике

- Вы сказали, Павел, о том, что ребенок, создав некую модель, которая может быть интересна… Ее ведь кто-то должен увидеть из бизнеса, с предприятия, некий технический специалист

Павел Крендель: Безусловно, конечно

-  Сейчас к вашему фестивалю приковано такое внимание?

Павел Крендель: У нас есть несколько экспертных комиссий, которые будут работать на нашем фестивале, и мы привлекаем туда представителей, во-первых, инженерного персонала. И вообще людей, которые занимаются не только в школах, но и на предприятиях, конструкторов различных, разработчиков, чтобы они оценивали детские проекты

- Есть уже, кроме Пермского механического завода какие-то ласточки?

Павел Крендель: Есть малые предприятия, которые создают роботов, например. Вот, промобот всем известный, который ездит в торговых центрах, Олег Кивокурцев, один из создателей тоже с нами сотрудничает, на некоторых мероприятиях он был в качестве члена жюри, есть представители вузов, которые оценивают. Все, в принципе, подходят с пониманием и довольно адекватно оценивают работу детей

- А из детей вы таких звезд видите уже? Вы говорите, что ребенок создал прототип какой-то модели, и вы как человек взрослый, с опытом, вы видите, что, да, вот это вообще, наверное, вещь, она, наверное, войдет. Вы каким-то образом помогаете дальше ребенку развивать эту модель, может быть, это я уже фантазирую, сводить с представителями каких-то предприятий, которым покажется интересной эта разработка детская

Павел Крендель: Прямо, чтобы сводить, у нас таких случаев пока не было, думаю, что это в будущем, мы только начинаем и школьники только начинают. Что касается выявления звезд, это, во-первых, работа педагогов, и они этим занимаются. Что касается наших победителей, мы всех отправляем в Москву за счет краевого бюджета, и это уже шанс попасть на международные соревнования. Все равно это некий отсев вот этих звездочек, он идет

- Что касается связи школа и вуз, сегодня ребятам, которые прошли обучение, на базе ли школы робототехники, на базе вашего Центра, есть куда идти в наши пермские вузы, есть ли там такие направления либо им приходится уезжать?

Павел Крендель: Пока, в основном, все уезжают, в Перми пока нет профильных специальностей по направлению робототехника, поэтому, дети, которые несколько лет занимались успешно робототехникой, ездили в Москву, выступали на соревнованиях, конечно, не остаются в Перми, в основном, а находят где-то места обучения за пределами Пермского края. Вообще, интерес у вузов сейчас появляется, это и педагогический и технический, и классический университет, думаю, что в будущем такие специальности появятся и в Перми

- Я, конечно, не специалист, и более того, у меня вообще гуманитарное образование, но мне так кажется, что какие-то механико-математические или технические факультеты, там, где проходит обучение, связанное с информатикой, мне кажется, им должны быть интересны такие ребята

Павел Крендель: Ребята им интересны, но надо, чтобы ребятам было интересно идти на эти специальности. Профильных специальностей, которые занимаются робототехникой в Перми нет, какие-то сопутствующие, инженеры, ОСУшники, они в Перми есть, можно учиться и на них, но чтобы у тебя в дипломе было написано робототехника или инженер робототехники, у нас в Перми пока такого нет.

- Вот вы говорите, надо было, чтобы ребятам это было интересно, но вообще, если рассуждать дальше, это будет интересно молодым людям тогда, когда все эти робототехнические разработки будут востребованы. Ведь важен не только сам процесс, важен результат, а результат, это когда те же самые предприятия будут брать на вооружение…

Павел Крендель: Безусловно, на предприятиях уже востребованы такие комплексы робототехнические, они есть, и на пермских предприятиях. И те дети, которые занимаются робототехникой, они, естественно, видят это. Естественно, им хочется создавать следующую ступень прогресса, поэтому речь и идет о том, что им интересны специальности, где прописано, где на это делается упор, а не где просто инженеров выпускают

- Если вообще говорить об интересе детей к робототехнике, он сегодня мощный или наоборот, не многих детей туда загонишь?

Павел Крендель: Интерес большой, мы проводим, например, презентации в школе, после этих презентаций дети бегут к педагогам, заставляют их доставать эти наборы, которые у них стоят несколько лет не распакованные, интерес у детей большой, мы отмечаем. И мало предметов в школах, где можно что-то делать руками, и потом это начинает двигаться, и приходит понимание, что ты это создал, интерес из-за этого большой

Татьяна Кирилловых: То есть, ребенок видит свой продукт, конечный результат, а так как создание модели не затягивается на 2 года, ребенок  достаточно быстро получает конечный продукт

Павел Крендель: Да, у него от идеи до реализации проходит несколько уроков, это очень интересный процесс и это очень творческий процесс, я бы хотел сказать, это не просто собирание винтиков, это процесс, нужно придумать, как соединить те или иные узлы, как потом запрограммировать, чтобы это работало, работало эффективно, это очень интересно

- В любом случае скажем тем родителям, которые озабочены техническими знаниями своих детей, можно посоветовать отдавать ребенка в школу, если есть для этого возраста курсы или уроки робототехники или определенные центры, которые существуют в Пермском каре

Павел Крендель: Да, их не мало, поэтому любой родитель может найти недалеко от дома, недалеко от места учебы, такой центр

- Желаю вам, чтобы фестиваль прошел удачно, чтобы вы выявили звездочек, наших пермских, а может быть, из Пермского края, которые бы отправились в Москву, и желаем им там всяческих успехов

Татьяна Кирилловых: Спасибо

Павел Крендель: Спасибо большое, мы еще раз вас приглашаем 28-29 января, спортивный комплекс Сухарева.

 

 


Обсуждение
3351
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.