Верхний баннер
07:00 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

15:00, 14 ноября 2011

Первый концерт нового пермского хора MusicAeterna

Теги: театр

Ведущий: В Перми 15.07. Добрый день, дамы и господа. В студии — Нина Соловей, за пультом звукорежиссёра — Сергей Слободин. С самого начала прошу прошения за осипший голос, но не могла я пропустить этот эфир, потому что у нас замечательный гость. Представлю его чуть-чуть попозже, для начала – тема эфира и информационный повод, по которому мы собрались сегодня в этой студии «Эха Перми». 20 ноября на сцене Органного зала Пермской краевой филармонии состоится концерт, он же презентация камерного хора MusicAeterna, нового хора нашего города. Художественный руководитель и создатель, собственно говоря, этого хора, он же художественный руководитель Пермского театра оперы и балета — Теодор Курентзис сегодня гость нашей студии. Здравствуйте, Теодор.

Теодор Курентзис: Здравствуйте.

Ведущий: Дорогие друзья, безусловно, вы будете принимать участие в нашем разговоре. Для вас работает наш телефон и эфирное ICQ, но звонить нужно будет чуть позже, минут через пятнадцать. Пока побеседую с нашим гостей я. Теодор, насколько мне известно, этот хор, в общем-то, тоже самое, что было в Новосибирске. Там New Siberian Singers был коллектив. Часть этого хора переехала в Пермь, либо собран новый коллектив?

Т.К.: Я должен сказать, что почему нужно было ещё тогда в Новосибирске создать хор, когда был в Новосибирске и так очень хороший хор. Дело в том, что сейчас по миру очень большой кризис в хорах. За границей в оперных театрах большая беда с хорами, они просто ужасные, и самый прославленный как опера ???? (неразборчиво), Metropolitan Opera – просто ужасные хоры.

Ведущий: Ужасные своим качеством исполнения?

Т.К.: Они делают прослушивание и берут людей, у которых громкие голоса, но у них не хватает музыкальности и образования, они никогда не могли бы делать карьеры солиста. Поэтому обращаются в хорах. Потом на прослушивании громких собирают и получается какая-то невероятная свалка громких звуков, без изысканности, интонации, то есть вещей, которые очень нужны для музыкального исполнения. Есть вот итальянские традиции, которые очень распространены по всему миру в 20 веке. В России история тех была не так плоха, то есть была определённая традиция в уральских российских хорах, но после какой-то степени я могу сказать, что работал с большинством хоров прославленных народами России, могу сказать, что к сожалению, без отсутствие поддержки и правильного руководства просто не существует ни один хор, который я мог сказать, что да я могу с этим хором осуществить свои замыслы музыкальные.

Ведущий: Правильно ли я понимаю, что по вашему хороший хор, не ужасный, это тот, который состоит из певцов, каждый из которых может быть отдельным солистом, то есть не тот, кого не выпустят никогда на первый план, а то, кто может и отдельно быть от хора и в хоре работать?

Т.К.: Нет. Это комплекс составляющих. Во-первых, человек должен иметь отличное музыкальное образование, иметь хороший слух, безупречную интонацию, дикцию, опыт хоровых дирижирований, потому что, чтобы певцу петь какие-нибудь музыкальные лигиты, петь в таких интервалах, он должен быть музыкантом, или пианистом, скрипачом до этого. А большинство вокалистов начинают заниматься музыкой в 18 лет, когда обнаружили, что у них есть голос. Естественно они учат какие-то мотивчики знакомых мелодий, но не понимают разницу между разных пульсов в музыке, не имеют способность интонировать как нужно, потому что эта система, которая обрабатывается в людях в действии. И очень много ситуаций, что потрясающий голос, фантастические данные и образования нет. Это всё мимо. Поэтому сложно найти людей с отличными голосами, с крупными вибрациями, отличным образованием, с творческим посылом и хорошими голосами. Это всё очень сложно, поэтому накапать можно, но никто этого не делает. Я решил это сделать.

Я собрал New Siberian Singers в Новосибирске. Но я должен сказать, что был счастлив, потому что я поехал в Новосибирск, там был Вячеслав Подъельский, выдающийся хормейстер, и сразу я услышал хор, который в тот момент уже без моего участия был лучшим хором России. Я это говорю и повторяю, что это был лучший хор России. Естественно не говорю о театральных хорах, даже не буду сравнивать с Большим театром, Мариинским, у которых очень низкие уровни. Говорю о всех концертных хорах. А потом я сделал более изысканный ансамбль, сделал концерт Siberian Singers, взял лучших критиков из дисков, которые мы выпустили, за границей сделали фурор просто, презентацию и в Германии, Англии на лучших площадках. Причём играли их музыку там. После этого я решил пойти дальше. Совершенству нет предела. И всё-таки с Siberian Singers были какие-то компромиссы с моей стороны, потому что не было возможности выбирать кадров, к тому же я должен был бы … была уже база и я должен был бы пользоваться … люди, которые действительно хорошие, но может быть не в том безупречном виде, который я хотел бы. Сейчас я бескомпромиссный в этой точке зрения. Я взял немного людей из Siberian Singers, то есть взял четыре человека, всех остальных нашёл: очень хороших певцов из Перми, из Театрального хора, есть одна девушка очень хорошая, которую также взяли, из Санкт-Петербурга солисты приезжают…

Ведущий: Я как понимаю, набор ещё идёт?

Т.К.: … из Москвы взяли потрясающие кадры. Интерес международный – потому что такого нигде в мире не существует. Существуют потрясающие ансамбли Вибиен в маленьких концертах или King's Singers, а именно в таком расширенном виде, таком качестве вокалистов никогда не собиралось. Поэтому я очень рад. Сейчас мы набор продолжаем, будет до 40 человек. Сейчас у нас где-то 28 человек.

Ведущий: Скажите, пожалуйста, вот этот хор, который мы услышим впервые 20 ноября, вот те 28 человек, это будет всё-таки концертный хор или хор, который будет также принимать участие в спектаклях театра оперы и балета.

Т.К.: Это изысканный концертный хор, который можно представить. Отработать такие детали, которые солистам и не снились просто. Но с другой стороны, оперу тоже нужно обеспечить качеством, и поэтому в некоторых постановках будем использовать тоже. Но это тоже неправильно. Симфоническая музыка должна быть безупречна, а оперная… но ничего пусть услышат солистов. Всё должно соответствовать. То, что я делаю сейчас, это немного разделяется с репертуаром между двух хоров, которые у меня есть, двух оркестров, чтобы мы могли просто более просвещённым показать качество. Я так счастлив, что в последнем выступлении оркестра, не говорю о MusicAeterna, а говорю о пермском, качество, сравнительно с прошлым годом, — на глазах, все удивлены, сейчас на 30% выше качество. Я очень рад. Это правильный знак творческой политики, направления исполнения и плановости системы.

Ведущий: Теодор, кроме того, что вы уделяете большое значение исполнительскому мастерству как музыкантов оркестре, так и вокалистов, но и огромное внимание уделяете и репертуарной политике. Оркестр в основном играет, ну по крайней мере те концерты, что состоялись, это музыка эпохи барокко, аутентичная музыка. Хор будет следовать тем же традициям? Что будет в основе репертуара?

Т.К.: Дело в том, что мне кажется, что аутентизм – направление людей, которые хотели правильно понимать музыку, правильно артикулировать музыку. Это очень важно иметь базу в музыкальном исполнении, невозможно строить здание без фундамента. Барокко и есть фундамент для музыки. Надо начинать с органа, со средневековой музыкой, понимать как родилось всё это. Нельзя прыгнуть на сороковой этаж без поднятия по лестнице, не посмотреть как было построено ступеньками. Барокко позволяет именно понимать начало музыки, и потом ты более обогащённые и по-другому начинаешь уже мыслить классическую музыку романтизма, да и современную музыку модерн-эпохи, а потом авангард. Поэтому барокко очень важно, и с хором, чтобы делать чистый тон, чистую интонацию, чистые интервалы, иметь невероятно красивую выразительность, нужно обращаться к ренессансу, в барочной музыке. Но это не значит, что мы только барокко занимаемся, также делаем и Чайковского, русский репертуар больше чем барокко играем. Весь февраль делали программу русской музыки. С другой стороны, ведь и как правильно понимать Чайковского, если ты не понимаешь, он понимал. Дело в том, что Чайковский знал наизусть произведение ???? (неразборчиво)… он знал наизусть произведение Рамо, а кто-нибудь знает о Рамо сейчас? Дело в том, что если вы хотите меня понимать, вы должны взять и поехать туда, где я родился, общаться с моими друзьями, читать книги, которые я читаю, то же самое и с композиторами. Нельзя доверять тому, что делали люди в 60-х годах, они не имели никакого отношения к Чайковскому или продуктировать то, что делали 50-60 гг. Надо идти на первоисточник, мне кажется.

Ведущий: Обращаясь к таким высоким образцам музыкального искусства в том числе, вы же понимаете, что не всякий зритель сегодня подготовлен. В зале сегодня может быть 20-30% людей, который имеют слушательский опыт, людей, которые обладают какими-то знаниями.

Т.К.: Я вам дам пример. Кинематография очень у нас развита, невозможно позволить снимать такой бюджетный фильм, как снимали в конце 80-х годов в советском союзе. Снимали как попало, «рыхлое» зрелище, такое не может быть сейчас и никто не будет принимать, потому что в кинотеатрах уже норма, что операторы должны быть отличного качества. Даже самого низкого художества фильм, имеет какое-то зрелищное качество, определённые качества изображения. И люди привыкли к этому. Они тоже не понимают большие разницы между видеосъёмкой, но сейчас они видят, потому что индустрия показывает вещи одного определённого уровня. В музыке то же самое. Мы должны делать такую индустрию, чтобы люди привыкли к хорошему, начинали повышать уровень восприятия музыки.

Ведущий: И потребность выросла.

Т.К.: Да.

Ведущий: Дмитрий пишет по ICQ: «Вы так много говорите, у вас такие высокие запросы, а когда вы будете репетировать? Вы так редко бываете в нашем городе». Это видимо про хор спрашивают.

Т.К.: А кто знает, сколько я в городе?

Ведущий: Ну, вот Дмитрий задаёт вопрос, видимо он знает.

Т.К.: Я должен сказать, что большее время обитаю в принципе в Перми. Концерты, которые даю, то есть не даю так часто концертов, потому что очень много репетирую. Я работаю по 12 часов в сутки, начинаю в 10.00 и заканчиваю 22.30, и в большинстве без перерывов. Я беру очень большое количество репетиций именно для качества, чтобы создать это качество.

Ведущий: Так что, Дмитрий, не волнуйтесь. Ульяна интересуется: «Будет ли продолжении трилогии по Моцарту, и будет ли там участвовать этот хор?»

Т.К.: Конечно. Дело в том, что в этой трилогии Моцарта… могу сказать, что это не хоровая опера, ни «Don Giovanni», ни «Le nozze di Figaro», ни «Cosi fan tutte», есть пара тройка русских опер. Мы официально не презентовали, но вот они и пели в «Cosi fan tutte». Но это не те оперы, в которых хор главный, есть оперы, где действительно хор главный.

Ведущий: Продолжаем разговаривать о новом хоре MusicAeterna. Презентация состоится 20 ноября. Звоните нам, задавайте вопросы, пишите по ICQ. Спрашивали среди прочих вопросов о том, из чего будет состоять эта программа, и что значит презентация хора?

Т.К.: Делаем такие произведения, которые очень важные, чтобы все поняли диапазон. Начинаем с ренессансной музыки и до современной музыки. Это будет музыкальное путешествие в разной стилистике. Сложнейшие произведения. Есть произведения, которые мы в принципе впервые исполняем в России, потому что dixit dominus singvilar – самое сложное хоровое произведение. Мы хотим показать разные спектры качества этого коллектива. Мне кажется, это очень большое событие даже для России, потому что появляется то, о чём многие мечтали, появляется именно этот хор, есть база, чтобы построить хор, который исполняет и современную музыку, которой нет как таковой. В принципе ансамбль, который может исполнять эту музыку. Мне кажется, это очень важно для России рождение такого коллектива.

Ведущий: Сегодня наш губернатор Олег Чиркунов написал о том, что вчера шло обсуждение планировочных решений театра. Было внесено ваше предложение отказаться от строительства репетиционного зала, а взамен построить ещё один концертный зал. Так ли это?

Т.К.: Моя позиция такая, секретов у меня нет, поэтому скажу, мне интересны работы, которые я делаю в Перми, делать эти работы для себя. Мне интересно, что через 100 лет если будут вспоминать меня, чтобы говорили, он правильно сделал – построил базу, и сейчас есть такая культурная жизнь. Я смотрю немного дальше, чем мои обязанности. Понимаете, я знаю, что когда строили этот театр была потребность в этом, когда строили какие-то улицы, они строили эти улицы для нужды своего времени, но потом этот город продолжает через 100 лет нужды увеличиваются и не перестроишь. Поэтому, когда мы строим что-то, нужно посмотреть вперёд, чтобы не строить много театров, а строить правильно и грамотно, чтобы годился через 50 лет. С этой точки зрения я должен сказать, что театральная площадь, которая находится перед театром, должна быть культурной. Там должен существовать полюс молодых интеллектуальных людей, которые там собираются и созидают, чтобы не был просто один оперный театр, другой. Поэтому мы подумали о создании консерватории, именно, чтобы создать именно эту площадь. Мы все знаем и не секрет, что филармонический зал, который был построен для созидания правительства, и это самая ужасная акустика, которую можно найти в России, а в России очень много залов с ужасной акустикой. Там невозможно играть музыка, и естественно с завязанными руками приходят потрясающие инструменталисты, приглашают в филармонию, но зритель не может услышать звука, который должен быть в этом зале. Органный зал хороший, но ограничено количество. Дом Дягилева хороший, но ограниченный. Получается есть оперный зал, но оперный – это оперная акустика, не совсем для симфонических концертов. Поэтому, что делать? Когда человек, который живёт в Перми, в культуре будет гражданином мира, который может позволить как Вессенберг в Германии, город меньше Перми, но есть отличный концертный зал, да и в каждом городе. Я подумал, раз делаем такой театр, второй театр, то почему вместо двух репетиционных залов, которые всё равно вложены в расходы, не сделать один концертный зал, где также можно репетировать, но чтобы филармония имела возможность играть где-то музыку с хорошей акустикой. И так, чтобы был такой полюс как музыкальная площадь. Чтобы в городе в одном комплексе человек мог там находиться. Я при этом понимаю, что очень много нужды другого приоритета в городе.

Ведущий: Но концертный зал в любом случае нам нужен. Речь об этом всегда шла и идёт.

Т.К.: Культура – это именно та сторона жизни, которая, когда существует, помогает в развитии других сторон. Когда блокада была в Ленинграде, там музыку играли, чтобы победить. Музыка – это не просто звуки, это дух, который даёт стремление людям, жителям города построить своё будущее.

Ведущий: На ваш взгляд вот эта идея может столкнуться о какое противодействие? Кроме финансовых.

Т.К.: Понимаете, но и это немало, потому что увеличивается сейчас площадь. Я понимаю, и к сожалению, не был в начальных переговорах, когда уже планировался театр. Я подключился позже, и естественно я не имею каких-то дружеских отношений с филармонией, но я интересуюсь тем, что в городе происходит. Я хочу, чтобы филармония все фестивали проводили в достойном зале. Поэтому мне кажется, что это очень нужно. Никто не негативен просто так. Есть какие-то люди, которые имеют другое мнение, что это невозможно, потому что опаздываем. Но, мне кажется, если мы построим на будущее, то убедимся, что это надо. Если мы не построим сейчас вместе с театром, то боюсь, что никогда это не построиться. Это уже не очень правильно, что развитие жизни идёт, а люди должны слушать музыку в такой акустике, как сейчас.

Ведущий: Сергей Петрович интересуется: «Какими качествами должен обладать музыкант, чтобы работать с вами? Кого вы точно не возьмёте к себе?»

Т.К.: В хоре или оркестре?

Ведущий: Вообще, в принципе.

Т.К.: У него должно быть очень крепкое музыкальное образование, должен быть гибким

Ведущий: Грубо говоря, вы смотрите на корочки, какое учреждение закончил и т.д.

Т.К.: Это понятно, когда просто взял инструмент. Есть человек который поёт 16-ыми, риолька есть риолька, когда все интервалы чистые, когда дикция на месте, есть культура. В общем, когда есть музыкальность и не только интуитивно, а есть и профессиональные качества.

Ведущий: А человеческие качества какие-то?

Т.К,: А вы знаете, что человеческое качество – очень важное составляющая, но это составляющая, которая включается в гибкость, о которой я говорю. Человек, который идёт не на заводы, а идёт на место, без которого не может жить, не в финансовом смысле, а в духовном. К сожалению, очень много отличных людей, даже с голосами, но они неполноценные музыканты.

Ведущий: И уже необучаемые?

Т.К.: Может обучаемые, но уже… оперный рынок такой и вообще оркестранты в Москве, Петербурге, у них что-то получается и они сразу находят работу, и уже не развиваются дальше.

Ведущий: У нас одна минута, успеваем только один телефонный звонок принять. Здравствуйте, как вас зовут?

Слушатель: Здравствуйте. Меня зовут Лариса. Я вообще в Перми после окончания вуза в Ленинграде 63 года, и театр, а особенно классическая музыка… ну, мы постоянные театралы. Когда впервые услышала имя Курентзис, первое, что сразу заинтересовалась что это и как это будет. И тот, кто звонит и говорит, что он редко здесь бывает Теодор, и даже ???? (неразборчиво) «Эхо Перми», и ведущие даже, мне было горько, мне было стыдно. Боже мой, люди, вы сходите, немного побудьте в зале. Когда настолько наэлектризован зал, когда музыканты оркестра…

Ведущий: Мы поняли ваши рассуждения, есть ли у вас вопрос?

Слушатель: Ну, как вопрос. Чтобы подольше он здесь задержался, чтобы не забрали его отсюда. Это вообще какая-то эволюция. Люди, сходите, послушайте. Мы на вечерний спектакль с мужем взяли с собой шестилетнюю внучку, она сидела открыв глазёнки , я ей тихонечко подсказывала… Шестилетний ребёнок Шостаковича слушал и понимал. Когда зал стоит и аплодирует, хотя там дно. Естественно не все 100% люди с музыкальным образованием или когда нельзя прерывать вещь из трёх-четырёх частей, а аплодисменты срываются. Но, вот я говорю, сходите, это потрясающе.

Ведущий: Спасибо большое, извините, но у нас времени уже больше нет. Завершается наш эфир.

Т.К.: Спасибо за добрые слова. Мы ради этого и стараемся.

Ведущий: Ради этих шестилетних детей, которые приходят на концерты. Ну, и тогда завершим наш эфир вопросом, который мне позволили задать. Спрашивали по ICQ: «Есть ли шансы у пермских девушек на Теодора?»

Т.К.: Они очень красивые, но к сожалению, понимаете, я так сильно работаю, что не преуспеваю их увидеть. Но в следующий раз постараюсь на концертах присмотреть.

Ведущий: Кто же тогда за музыкантами будет следить?

Т.К.: Не-не, когда поклон.

Ведущий: Спасибо большое. Надеемся, что не в последний раз вы приходите к нам в эфир.


Обсуждение
3366
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.