Верхний баннер
09:19 | ПОНЕДЕЛЬНИК | 23 ОКТЯБРЯ 2017

$ 57.51 € 67.89

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
18+

15:00, 03 февраля 2012

Гитары ручной работы

Теги: досуг

Ведущий: Здравствуйте, друзья мои дорогие. Меня зовут Игорь Гиндис. И, как всегда, в это время на «Эхе» мы говорим о всевозможных наших с вами, дорогие мужчины, интересных интересностях. С огромным удовольствием представляю вам своего сегодняшнего гостя, человека с уникальным ремеслом в руках. Таких, как он, в Перми, ну, вот пальцев одной руки пересчитать хватит. Знакомьтесь, гитарный мастер Владимир Сысоев. Володя, добрый день.

Владимир Сысоев: Добрый день.

Ведущий: А вообще, много ли у нас в Перми, действительно, гитарных мастеров?

В.С.: Я с некоторыми знаком. На самом деле пальцев на одной руке точно хватит.

Ведущий: Значит, не ошибся. Традиционный вопрос, который я всегда задаю первым: зачем? Зачем вам вот эта профессия? Зачем вам быть гитарным мастером? Только потому, что она уникальная, и можно гордо сказать - я гитарный мастер, или зачем-то еще?

В.С.: Хотя бы затем, что на это есть спрос. И люди хотят иметь качественные хорошие инструменты, красивые, с достойным звучанием, с удобством игры, которых в магазинах, к сожалению, купить невозможно.

Ведущий: Даже сейчас.

В.С.: Даже сейчас, конечно. Авторская работа, она отличается. Особенно, если это заказной инструмент, то там полностью выполняется все под заказчика так, чтобы ему было максимально удобно, комфортно и приятно. Особенно у профессиональных музыкантов, у них запросы очень требовательные – и к качеству звука, и к особенностям тембра, и к удобству игры. У многих есть свои какие-то запросы, которых магазинские товары удовлетворить не могут.

Ведущий: И вот здесь появляется мастерская гитара.

В.С.: Да.

Ведущий: Хорошо. С этим разобрались, понятно, зачем. Но в любом случае вы говорите сейчас о том, что есть спрос на эти гитары. Но вот вам-то лично вот ремесло гитарного мастера – это способ зарабатывания денег или это, так сказать, вложение души в первую очередь? Вот давайте поймем это.

В.С.: Ну, о душе можно тоже упомянуть. Но, во-первых, я этим занимаюсь уже больше 20 лет. Сейчас уже не представляю, что я мог бы это дело оставить. Потому что это уже стало не просто делом. О зарабатывании вообще речь не идет. Это не просто дело, это образ жизни. Ну, если я с 15 лет начал этим заниматься. Профессиональные инструменты, конечно, появились не так сразу. Пришлось долго… Этому же нигде не учат. Вообще невозможно получить образование на профессиональном уровне, ни училищ, ничего этого нет. Приходилось собирать опыт старых мастеров. Был у нас один очень известный мастер Топоров. У него очень долго в детстве… ну, в юности много опыта набрался. А затем информация потекла отовсюду. Постепенно вышел на профессиональный уровень. Сейчас достаточно много профессиональных музыкантов играют на моих инструментах.

Ведущий: У нас телефонный звоночек. Здравствуйте.

Слушатель: Здравствуйте, Игорь, здравствуйте, уважаемый гость. Я хотел бы узнать, а вы не пробовали играть на гитаре зарубежную эстраду? И какая песня у вас самая любимая?

Ведущий: Спасибо за звонок, хотя вопрос, наверно, не совсем по адресу.

В.С.: Ну, да. Нет, я, как гитарный мастер, обязан играть на гитаре.

Ведущий: Ну, в общем, да, конечно.

В.С.: Играю, конечно. И на зарубежных инструментах.

Ведущий: И песни зарубежных…

В.С.: Да, и песни зарубежных исполнителей. Любимой песни, как таковой, нет. Просто люблю, очень люблю хорошую музыку. От?????? (неразборчиво) Deep Purple до Бориса Гребенщикова и Владимира Высоцкого.

Ведущий: Ну, то есть, диапазон широчайший.

В.С.: Конечно.

Ведущий: Вопрос задают наши слушатели. «Мастер делает определенный какой-то звук или вообще любой по заказу?»

В.С.: В принципе, если это относится именно к заказу, то стараюсь максимально точно его и отобразить, звучание сделать именно таким, какое нужно заказчику. Если инструмент делается, как бы для себя…

Ведущий: Ну, то есть просто делается.

В.С.: Да, там, конечно, уже свои какие-то приоритеты преследуются. Экспериментирую, и стараюсь добиться максимального качества.

Ведущий: Ну, если вот о звуке все-таки, допустим, там скрипка Страдивари, вот она звучит, как Страдивари, да. Гварнери звучит по-своему немножко. А гитара мастера Сысоева, она имеет свой какой-то вот определенный характерный звук?

В.С.: Звук, если только говорить о классической гитаре, тут есть. Есть, у меня уже намечаются такие тенденции. Потому что классическая гитара – это отдельная история. Отличается от эстрадной, которая с металлическими струнами. У эстрадной можно его регулировать, как бы, повернуть… если представить себе эквалайзер, то можно вывести любые частоты. А у классической гитары есть свои требования, и они очень консервативные, очень жесткие. Их нельзя нарушать. И, наоборот, надо стараться как можно максимальнее их выполнить.

Ведущий: У нас еще один телефонный звонок. Алле, алле. Здравствуйте.

Слушатель: Добрый день. Хотел бы задать вот такой вопрос. Слышал от более профессиональных музыкантов, что гитары, которые продаются в магазинах на сегодняшний день, особенно не очень дорогие гитары, идут достаточно сырыми. То есть требуется их доработка вот гитарными мастерами. Можно ли узнать примерную стоимость доработки акустической гитары?

В.С.: Добрый день. Об этом надо… во-первых, диагноз выносится только при визуальном контакте с этим инструментом. Можно, конечно. Мне постоянно приходится, даже фирменные инструменты приходится доводить, отстраивать. Многие музыканты ко мне обращаются.

Ведущий: Ну, вообще, о ценах, наверно, поговорим чуть позже. «А вы занимаетесь только гитарами?» - спрашивает еще один наш слушатель.

В.С.: Если из музыкальных инструментов, то приходилось делать и какие-то собственные инструменты, которых, в принципе, в мире не существует. Такой практики нет. Есть проект изготовления харп лютни. То есть это с дополнительными басами. Серьезный очень инструмент. Приходится ремонтировать часто инструменты другие – скрипки, балалайки и так далее.

Ведущий: Банджо, банджо не забудьте.

В.С.: Банджо, да, тоже приходится делать.

Ведущий: Володя, как мы и познакомились, реставрировал банджо моего друга. Но это так, маленькая справочка. У нас еще один телефонный звонок. Вы популярны сегодня. Здравствуйте.

Слушатель: Добрый день. Виктор меня зовут. Мне примерно вилку цен – раз, ваши координаты. И можно сделать укулеле?

В.С.: Укулель можно сделать. Прекрасно представляю, что это за инструмент, и знаю о его популярности, развивающейся сейчас в мире. Координаты – это гораздо проще сделать через Интернет, через социальную сеть «ВКонтакте». Создана группа «Гитарный мастер Владимир Сысоев». Там представлены и мои инструменты, и отзывы музыкантов, которые играют на моих инструментах. Вот попробуйте там меня найти.

Ведущий: Кстати, о музыкантах, которые играют на ваших гитарах. Вот изучал вопрос перед эфиром. Одна ваша гитара лежит на студии у Гребенщикова. Кто еще?

В.С.: Николай Червон отвез в Москву в студию 12-струнку, я ему сделал. Это поющий дьякон с его… он свои песни пишет и исполняет. Еще работник филармонии в Новосибирске на моей гитаре играет. Есть одна гитара в Мексике, одна в Норвегии, в Петербурге, в Братске две. Много музыкантов. Всех перечислять…

Ведущий: Ну, из наших пермских, я знаю, Сережа Решетников играл на вашей гитаре, Андрюша Дементьев.

В.С.: Да. Омар Багиров играл.

Ведущий: Я понимаю, что за время эфира невозможно по радио научить делать гитару, но, тем не менее, давайте попытаемся хотя бы немножко понять, насколько это вообще сложное и хитрое устройство. С виду все очень просто. Вот дека с талией, вот гриф, вот струны. Б-р-р-м - звучит. Но все помнят, как звучали кунгурские гитары молодости.

В.С.: Это да. Насколько я знаю, ни один мастер, прожив всю жизнь, и занимаясь своим делом, то есть изготовлением, рождением инструментов, так до конца и не смог понять, откуда же берется звук. Конечно, это качественный материал, в первую очередь, и профессиональная сборка инструмента. Ну, мастеров много, на самом деле. В Перми не так много. Я знаком с питерскими мастерами, поддерживаем отношения, ездил к ним туда знакомиться. Они меня приняли за своего. Поделились своим опытом. Все мастера друг от друга отличаются, конечно. Некоторые инструменты просто невозможно спутать. У них свой стиль есть.

Ведущий: Вы имеете в виду внешне в отделке?

В.С.: Даже в конструировании формы.

Ведущий: То есть форма, звучание, внешний вид?

В.С.: Да.

Ведущий: То есть всё говорит – вот это гитара вот этого мастера?

В.С.: Конечно, конечно. Ну, у меня немножко другое направление. Я стараюсь не просто сделать качественный инструмент, но еще сделать его именно стильным, а иногда даже похожим на заказчика, если это заказной инструмент. Поскольку у меня художественное образование, я не могу не привнести своей какой-то художественной отделки, и даже портретного сходства. То есть у меня обязательно будет присутствовать перламутровая инкрустация либо кораллами, либо деревом, либо еще как-то, со своим характерным именно этой гитаре присущим стилем.

Ведущий: И, действительно, должен же быть у мастера свой стиль. Это совершенно однозначно. Итак, мастера отличаются друг от друга. «У меня дорогая гитара, сломан гриф. Можно ли восстановить?»

В.С.: Конечно, можно. Любой инструмент можно поправить, пока его танком не переехало.

Ведущий: Вот вообще любой?

В.С.: Ну, в принципе, да. Иногда, конечно, ремонт может стоить дороже, чем сам инструмент. Тут уж, как бы… если только инструмент дорог, как память, потому что много такого бывает, когда гитара передается по наследству, и хочется ее оживить.

Ведущий: Хорошо. Давайте тогда вернемся к материалам. Момент существенный, потому что бывает вот такая ситуация. Человек вбирает себе инструмент, и в магазине ему начинают – смотри, вот здесь у нас там канадский палисандр, вот здесь у нас мозамбикская бубинга, вот здесь у нас там… я не знаю, какая-нибудь дикая занзибарская вишня.

В.С.: Если в магазине продается инструмент с каким-то деревом, это однозначно ламинат, фанера. Потому что из массива такие инструменты фирменные, они стоят очень дорого. Ну, очень.

Ведущий: То есть надо понимать, что вот определенная доля лукавства здесь будет?

В.С.: Конечно.

Ведущий: А, вообще, из какого материала имеет смысл покупать гитару? Вот самое классическое сочетание, чтобы…

В.С.: Клен, елка. Это классика.

Ведущий: Насколько я помню, скрипка ведь тоже делается из клена, елки?

В.С.: Да.

Ведущий: Верхняя – елка, нижняя – клен?

В.С.: Да.

Ведущий: Почему?

В.С.: Потому что это две породы дерева, которые очень хорошо друг с другом резонируют вместе. У них кратная плотность, и резонанс один к двум. То есть практически они звучат…

Ведущий: В октаву.

В.С.: … в октаву, да, настраиваются.

Ведущий: То есть получается, что как раз вот задняя дека, она дает вот эти вот более глубокие, более низкие тона?

В.С.: Да, да.

Ведущий: Верхние отвечают за высокие частоты.

В.С.: Конечно.

Ведущий: Вообще, когда я побывал у Володи в мастерской и увидел, как гитара выглядит изнутри, я был впечатлен. Такого количества палочек, дощечечек, реечек… каждая зараза со своим названием, я не предполагал. Зачем они?

В.С.: Гитара тем лучше, чем тоньше у нее деки. Тем она будет лучше резонировать и отвечать на вибрацию струн. Для того, чтобы такая тоненькая дощечка, как верхняя дека, выдержала натяжение струн, а струны тянут от 60 килограмм и выше, в зависимости от… металлические струны или нейлоновые, и от их количества. В 12-струнке там, вообще, нагрузка…

Ведущий: За сотню, наверно.

В.С.: Конечно. Приходится располагать вот эти вот пружины, тонкие рейки, которые поддерживают натяжение деки, и формируют ее звучание, не мешают ей дышать.

Ведущий: То есть одновременно они не должны мешать деке резонировать…

В.С.: Да.

Ведущий: …но при этом работают как ребра жесткости.

В.С.: Конечно.

Ведущий: Эко затейливо. Хорошо. Следующий вопрос. Вот смотрите. На самом деле очень многие говорят, что вот мастерская гитара – это совершенно кромешные какие-то деньги, это целое состояние, это машина. Давайте вот опровергать этот миф. С какой суммы начинается… я понимаю, что верхней планки не существует. Там, действительно, и машина, и особняк. Но вот нижняя планочка – с какой суммы начинается мастерская гитара с действительно хорошим, порядочным звуком?

В.С.: Примерно от 30 тысяч. Но это будет простой, очень простой инструмент без особо вычурных каких-то… без обилия инкрустации и дорогих материалов. Материал может быть очень дорогим, из которого делается… только материал очень дорогим. Особенно, если он выдержанный, и пролежал больше 3-х, 4-х, 5 лет в определенных условиях, тогда дерево приобретает особые механические свойства, и более способно к резонансу.

Ведущий: Нет, ну, я еще раз говорю, да, совершенно понятно, что верхнего предела, ну, как и у любого увлечения, не существует никогда.

В.С.: По этому поводу есть замечательная история. Она со мной произошла, когда у меня купили гитару и увезли ее в Мексику. Ее хозяин рассказывал, что держал в руках гитару местного мастера, ну, мексиканцы… у них испанская школа, у них это в крови, они делают великолепнейшие инструменты, и знают им цену. И вот один из его друзей, мексиканец, он пригласил к себе в гости и показал свою гитару, дал ему на ней поиграть. Ну, она ему, конечно, очень понравилась. И когда он вернул ее, он говорит: «Вот, ты подержал в руках мою «Феррари».

Ведущий: Ну, в общем, не удивил, на самом деле. Сегодня у нас в гостях человек с настоящей мужской профессией, потому что я ни разу не слышал о женщинах – гитарных мастерах.

В.С.: На самом деле есть. В Испании.

Ведущий: Одна на всю Испанию. И, наверно, на весь мир.

В.С.: Возможно.

Ведущий: Ну, по крайней мере, известная.

В.С.: О других, по крайней мере, не слышно.

Ведущий: Так что будем считать: гитарный мастер – мужская профессия. Мы начали разговаривать о ценах на гитары. Володя озвучил цифру, что мастерский инструмент начинается от 30 тысяч. И совершенно очевидно, что для многих эта цифра покажется высокой, потому что в магазине они видели гитары за две с половиной. И ведь, вроде, тоже гитара.

В.С.: Ну, внешне они выглядят, как гитары. Но на самом деле их гитарами назвать трудно. По крайней мере, музыкальным инструментом назвать трудно.

Ведущий: По крайней мере, серьезным музыкальным инструментом.

В.С.: Ну, да.

Ведущий: То есть поорать у костра, упала в костер – не расстроятся, в общем, можно. Но вот смотрите. Если взрослый человек, он делает свой выбор, да, он покупает дешевую гитару, чтоб спалить ее у костра. Я не повезу дорогущий мастерский инструмент в поход, чтоб на нее садилась роса, чтобы она мокла, сохла, рассыхалась. Ни за что. Дешевая гитара для этих целей подходит идеально. Но вот другая ситуация. Смотрите. Вот я отдаю ребенка в музыкальную школу. Покупать ему мастерский инструмент как-то страшно по одной простой причине - я не знаю, будет у меня ребенок заниматься, или он через полгода придет, скажет: «Не пойду. Никогда». Вот как быть в этой ситуации?

В.С.: Ну, если в семье больше на гитаре никто не играет, то, если средств не хватает, или… ну, жалко, лучше на что-то другое потратить, чтобы купить авторский инструмент достойный, то можно, конечно, посоветовать приобрести и в магазине. Но только не вот эти вот страшные китайские дела, которые рассыплются через две недели, на которых играть невозможно. У ребенка просто пропадет желание дальше этим заниматься, потому что на ней играть неудобно, она не строит. Ну, только выглядит красиво, да и то только первое время.

Ведущий: Хорошо. Тогда давайте просто вот будем понимать, с какой цифры начинается более или менее приличный инструмент для начинающего? В магазине.

В.С.: В магазине примерно от 5-7 тысяч можно найти нормальный инструмент для начального музыкального образования, потому что в музыкальной школе все-таки классику преподают, как правило. И главное условие, неважно, будет ли корпус из фанеры или с цельной верхней декой, хотя бы верхней декой. Очень большое значение имеет гриф. Накладка на грифе она обязана быть из твердой породы дерева, не из фанеры крашенной.

Ведущий: А что, и такие бывают?

В.С.: И такие бывают. Мне часто приходится пытаться выровнять гриф, который… иногда бывает, даже пропеллером загибает, краска сдирается, под ней просто обычная, причем, из мягкого дерева фанера. Поправить, помочь такой гитаре практически невозможно.

Ведущий: Только на дрова и в костер.

В.С.: Да, да.

Ведущий: В свое время кунгурские гитары подпольно называли «Урал-дрова». Было такое время. А у нас телефонный звоночек. Алло. Здравствуйте.

Слушатель: Еще раз добрый день. Хотелось бы услышать мнение мастера относительно электроакустических гитар.

В.С.: Ну, это замечательные инструменты. Я тоже занимаюсь изготовлением таких.

Слушатель: То есть, вы считаете вот эту комбинацию вполне допустимой?

В.С.: Конечно. Это очень интересно.

Слушатель: Спасибо.

Ведущий: Спасибо за звонок. А давайте-ка, действительно, чуть поподробнее про электроакустику. Есть ведь на самом деле два вида электроакустики. Есть просто вот большая акустика с большим корпусом, в который врезается датчик, темброблок, все дела. Вот здесь, если я приобретаю инструмент, обычную, вот нормальную хорошую гитару, и потом мы режем обечайку, врезаем туда датчик. То есть мы ее режем, я подчеркиваю.

В.С.: Режем. И я режу, бывает.

Ведущий: И тогда вот как она будет звучать дальше? То есть, не повлияют ли вот эти отверстия?

В.С.: Ну, конечно, они какую-то часть звука все-таки съедают. Но, во-первых, как правило, темброблоки врезаются в верхний овал гитары, который не очень участвует в рождении звука. Во-вторых, чем меньше темброблок, это чисто мое сугубое личное мнение, чем меньше темброблок, тем лучше. На нем не должно быть много наворотов. Ни к чему они совершенно. То есть, бывает, накручивают там и тюнеры, эквалайзеры, чуть ли не бортовые компьютеры.

Ведущий: Процессор и все, что угодно.

В.С.: Да.

Ведущий: И обработку звука.

В.С.: Да.

Ведущий: От лукавого.

В.С.: Кстати, профессиональные фирмы, достойные, которые уже много лет существуют, типа «Тейлора» или «Мартина», они это перестали уже делать, они разработали свою систему подзвучки инструмента электроникой. И там минимум врезок в корпусе гитары.

Ведущий: То есть все-таки врезки и ослабляют конструкцию и немножко звук подъедают?

В.С.: Ослабляют, но только в акустическом звучании. Зато появляется возможность подключаться хоть на сцене, хоть где угодно, в любое профессиональное оборудование.

Ведущий: Ну, что касается обработок, такие монстры, как, я не знаю, Марк Нопфлер, Эрик Клэптон, они ж просто на чистом звуке играют.


В.С.: Ну, да. Но им все равно приходится подключаться ??????? (неразборчиво)… к усилителям.

Ведущий: Звучание подбирается вот на инструменте.

В.С.: Ну, да.

Ведущий: У нас еще один звоночек. Алло. Здравствуйте.

Слушатель: Добрый день. Меня зовут Антон. Я бы хотел уважаемого мастера спросить. А можно в ремонт принести инструмент? Гитара «Музима» классическая. Ну, ей уже чуть больше 20 лет…

В.С.: Замечательный возраст.

Слушатель: …и уже дает о себе знать. Несколько переездов пережила она. Можно вот с такой проблемой обратиться?

В.С.: Д, конечно, можно. Классическую гитару надо реставрировать. Пожалуйста, в Интернете находите «ВКонтакте» мою группу, и там свяжемся.
Слушатель: А не подскажете, как вас там называют?

В.С.: Гитарный мастер Виктор Сысоев.

Слушатель: Большое спасибо.

Ведущий: Спасибо за звоночек. Кстати, вот что важно. Гитару ведь мало сделать. Гитару мало купить. Гитару потом надо хранить.

В.С.: Это очень важный момент.

Ведущий: Вот советы гитариста от профессионала. Володя, как правильно хранить акустику и как правильно хранить электрогитару? Есть ли различия? В футляре она должна храниться дома, в стойке стоять, на стенке висеть? Если на стенке, то за что ее цеплять?

В.С.: Есть масса советов, конечно. Кто-то предпочитает хранить в жестком кофре. В эти кофры даже устраивают гигрометры для проверки влажности. Иногда приходится, особенно зимой, когда влажность падает, приходится увлажнять либо воздух, либо есть специальные приспособления для акустических гитар, которые опускаются между струнами внутрь инструмента для увлажнения. От пересыхания дерево может и лопнуть, и может гриф повести. Много всего может произойти.

Ведущий: То есть вот это зимняя особенно проблема, когда на полную катушку фугуют отопление.

В.С.: Особенно, ни в коем случае близко от отопления не держать инструменты. Постоянно протирать. Особенно, если это дорогие инструменты, то они требуют ухода. Полироль, фланелевая тряпочка – это обязательно постоянная протирка. Следить за грифом. Если это классическая гитара, и она больше срока, чем неделя, не берется в руки, обязательно спускать струны. У электрогитар проще. Там, конечно проще. Тут, кто как хранит. Либо на подставке держат, напольные, либо подвешивают за головку грифа, на стене висят. То есть, как угодно.

Ведущий: А если хранить электрогитару в кофре?

В.С.: Можно и так. Но желательно тоже, чтобы…

Ведущий: Чтобы дышала.

В.С.: Да. И за перепадами влажности следить в помещении. Потому что все равно ведь ее доставать приходится оттуда.

Ведущий: Да, безусловно. И тогда еще вот тоже существенный момент. Насколько критично наличие утепленного кофра вот при перевозке гитары в зимнее время? Зимы у нас суровые.

В.С.: Критичности, в принципе, нету. Но если он действительно хорошо утепленный, то он может быть и мягким. Но я все-таки рекомендую жесткие кофры.

Ведущий: Но все равно с термоизоляцией. Вот насколько она важна?

В.С.: Обязательно.

Ведущий: То есть в тряпочном чехольчике гитару зимой таскать…

В.С.: Ни в коем случае. Даже на электрогитарах лопается лак.

Ведущий: Понятно. Ну, что ж, об этом мы поговорили, об этом мы поговорили, это мы спросили, это мы спросили. Теоретически самое время начать потихонечку закругляться. Еще раз напоминаю, что сегодня в гостях в студии «Эха» побывал замечательный гитарный мастер Владимир Сысоев. Володя, спасибо, что нашли время. Что называется, приходите к нам еще. И удачи вам в вашем нелегком, но безумно интересном ремесле.

В.С.: И вам спасибо.

Ведущий: Меня зовут Игорь Гиндис. Услышимся. Пока.

Обсуждение
3101
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.