Верхний баннер
15:03 | СУББОТА | 26 СЕНТЯБРЯ 2020

$ 76.82 € 89.66

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 19 мая 2014

"Cудя по тому, как нас наблюдали на досрочном периоде и как срабатывали онлайн-наблюдатели, в этом году списать на ЕГЭ будет практически невозможно", Наталья Килина

- ЕГЭ в этом году проходит под знаком кристальной честности. Даже министр образования Российской Федерации Дмитрий Ливанов сказал, что именно честность при проведении ЕГЭ является ключевым фактором доверия или недоверия региональному руководству системой образования, условно говоря, нашему министерству. Наталья Александровна, чувствуете этот гнет?

 

- Я бы не сказала, что это гнет. Это работа в совершенно новом формате в этом году. Повышенная информационная безопасность по всем этапам проведения ЕГЭ началась у нас с осени, когда мы начали подготовку к проведению экзамена. В этом году около 13 тысяч выпускников Пермского края сядут за парты, буквально с 26 мая мы стартуем, начнут писать свой выпускной экзамен. В этом году дети почувствуют информационную безопасность для детей уже в пунктах. Писать ЕГЭ мы будем по видеокамерами, видеотрансляция будет вестись в двух режимах – онлайн и оффлайн.

 

- Кому будет доступна онлайн-трансляция?

 

- Не будет доступна так, как на выборах, всем желающим. Все-таки это дети, и наблюдать за ними не могут все жители, которым бы это хотелось. Это специально подготовленные онлайн-наблюдатели. Они аккредитованы Рособрнадзором, получают соответствующие инструкции, логин и пароль для входа на портал snotriege, могут наблюдать за аудиториями и ставить какие-то метки, если замечают нарушения.

 

- Или что-то подозрительное. Вы говорили до эфира, что плотно сотрудничаете с пермской полицией при подготовке к ЕГЭ.

 

- Не просто с пермской, с Главным управлением МВД России по Пермскому краю. Они всегда нам помогали, и мы сотрудничали с ними в течение многих лет по проведению ЕГЭ, но их помощь заключалась в том, что обследовался пункт на предмет безопасности, приближался наряд полиции во время проведения ЕГЭ, и сотрудник полиции присутствовал в пункте для охраны правопорядка. В этом году федеральное требование таково, что в пункте должен находиться металлодетектор или стационарная металлическая рамка. Это делается для того, чтобы не допустить проноса в пункт сотовых телефонов и других средств связи.

 

- А сколько у нас таких пунктов написания ЕГЭ?

 

- В этом году 71 пункт. Мы значительно сократили их количество, в прошлом году их было 156. Из них 1 пункт у нас в колонии, там один из осужденных выпускников 12 класса изъявил желание сдавать ЕГЭ. Он имеет на это полное право, только пункт создается непосредственно в учреждении.

 

- Еще о каких-то мерах безопасности можно рассказать. Вы говорили, что контрольно-измерительные материалы будут доставляться буквально даже не накануне, а ночью в тот же день.

 

- Вообще Рособрнадзор разработал три схемы доставки видеоматериалов в целях информационной безопасности. В этом году мы полностью отстранены, и министерство, и региональный центр обработки информации, от выдачи информационных материалов. По всей России этот запрет действует во избежание всевозможных утечек и попадания в сеть материалов. В этом году с нами работает доставщик, это Управление спецсвязи по Пермскому краю. У нас один склад доставщика, он находится по определенному адресу, который нам сообщается. В день проведения экзамена, с 0 часов мы начинаем выдачу по графику информационных материалов представителям муниципальных районов. Это территория охраняемая, находится под видеонаблюдением. Любая машина, заезжающая на эту территорию, и люди с доверенностью получают синие пакеты в специальных Security pack. Это такая специальная упаковка, которую невозможно вскрыть.

 

- Слушайте, у нас подготовка к ЕГЭ проходит более серьезно, чем выборы (смеется). Я просто знаю, как проводилось голосование на выборах даже президента России удаленно, и то не было такой степени секретности и безопасности.

 

- Это в первую очередь связано с прошлогодними утечками материалов в Сеть, с большим количеством нарушений по всей территории России, в региональных центрах обработки информации. В Пермском крае не было столь значительных нарушений, были только 9 детей, пойманных с телефонами, и два человека со шпаргалками. Все результаты были аннулированы без права пересдачи в текущем году, то есть они только в этом году смогут пересдать свои экзамены. Но утечки контрольно-измерительных материалов по территории России были массовыми, поэтому пришлось принимать такие жесткие меры.

 

- Смотрите, у нас есть несколько заинтересованных сторон, чтобы ЕГЭ был хорошо сдан. Во-первых, это дети, которым поступать в вуз. Каждая семья, каждый ребенок хочет, чтобы его результаты были гарантированно хорошими, чтобы это был престижный вуз, хорошая специальность. Но если бы этого хотели одни дети, конечно же, таких утечек и правонарушений, которые бы пришлось предотвращать в режиме спецоперации, по всей стране не было бы. На системном уровне огромное количество людей заинтересовано в высоких результатах ЕГЭ. В первую очередь, как и сейчас, поскольку указ будет действовать с 1 января 2015 года – это губернаторы. От результата ЕГЭ зависела оценка эффективности работы губернатора. 12 мая Владимир Путин подписал указ, который исключает региональные результаты ЕГЭ из критериев оценки деятельности руководителя региона. Но в этом году еще эта система тоже будет действовать.

 

- Эти показатели будут действовать, и мы будем по ним отчитываться. У нас два показателя – превышение среднего балла ЕГЭ над аналогичным показателем по РФ и доля обучающихся, не получивших аттестат по среднему общему образованию. Эти два показателя эффективности. Здесь надо рассматривать с разных сторон. Эти показатели эффективности губернатора автоматически становятся показателями эффективности глав муниципальных районов и городских округов Пермского края, начальников управления образования и директоров школ. Это все люди, заинтересованные в том, чтобы дети и в целом район, город, край показали высокие результаты. Почему встал вопрос об исключении показателя из показателей эффективности? Потому что ЕГЭ стало превращаться в натаскивание. Учителя, понимая, что показатель входит в показатель в их стимулирования, получения ими годовых или квартальных премий, от количества 100-балльников, 225-балльников будет зависеть их зарплата, дальнейшее получение аттестации, просто инструмент независимой оценки знаний стал превращаться в натаскивание. И проведенные исследования показали, что выпускники 11 классов практически все занимаются еще и у репетитора, чтобы хорошо сдать экзамен.

 

- Причем часто функции этого же репетитора выполняет их же собственный учитель за дополнительную плату.

 

- Возможно, здесь надо в отдельных случаях рассматривать конкретно. То же самое происходит на уровне муниципальных районов и городских округов. Конечно, не очень приятно, когда видишь территорию в конце рейтинга, где-нибудь 48-й или 47-й. Это неприятно, здесь нужно принимать какие-то меры – обучать педагогов на курсах профессиональной переподготовки, вкладывать средства в оборудование школы, закупку методической литературы. Все это сопряжено с определенными сложностями. Поэтому было принято решение на уровне Рособрнадзора, министерства образования и науки РФ, что данный показатель должен из показателей эффективности исчезнуть.

 

- Нет, смотрите, мы сейчас говорим только о губернаторах. Вот этот верхний слой мы сняли. Но для всех остальных ЕГЭ по-прежнему остается показателем эффективности работы. Как с этим быть? С одной стороны, вы говорите, что хорошо, что он входит  показатели эффективности работы, потому что он стимулирует местные органы власти, отделы образования работать над повышением качества. Но вот тут в итоге это выливается в то самое натаскивание, которое является бичом системы образования, о котором уже все говорят.

 

- Смотрите, у нас третий уровень образования, это старшая школа – очень мало измерителей качества на выходе ребенка из школы. ЕГЭ – это единственный измеритель, пока существующий, независимой оценки качества. Как бы мы ни старались придумать что-то новое, кроме ЕГЭ в том или ином формате (в котором он существует сейчас, с той процедурой, в каком он будет существовать с 2015 года), он остается единственным измерителем, как ребенок заканчивает школу. В уровне подготовки выпускников края этот показатель все равно нам дает полную картину. Сюда же добавляются олимпиады, медалисты, участники всевозможных международных исследований.

 

- И поэтому школы активно всех натягивают на медали, что нам тоже прекрасно известно.

 

- Смотрите, у нас очень долго не перерабатывались контрольно-измерительные материалы (КИМ) ЕГЭ, практически с 2007 года структура КИМа не менялась – части А, В и С. Со следующего года планируется введение сочинения, каким образом это будет проходить, мы пока не знаем. Планируется изменить структуру КИМ, и мы понимаем, что успеть натаскать детей за такое короткое время под новые структуры будет очень сложно. Возможно, министерство образования и науки РФ будет ежегодно менять структуру так или такие новшества вводить, чтобы у школы не было возможности привыкнуть и заниматься натаскиванием на привычные похожие КИМ. К тому же сейчас Рособрнадзор в открытом банке заданий размещает все задания ЕГЭ 2013 года и 40% реальных заданий 2014 года. А досрочный период, который прошел в апреле, все задания уже в открытом доступе, дети могут их прорешать. Это делается для того, чтобы не обращаться за помощью к репетиторам, заниматься еще каким-то натаскиванием. Вот открытый банк, каждый выпускник может туда зайти, выбрать интересующий его предмет и прорешать эти задания.

 

- А может быть, на системном уровне попробовать изменить сложившуюся ситуацию, когда от ЕГЭ существует очень много благоприобретателей? Например, каким образом работа вашего министерства зависит от результатов ЕГЭ?

 

- Во-первых, это имиджевые вещи. Мы на протяжении многих лет показываем высокие результаты по ЕГЭ по ряду предметов, и в целом превышение по РФ, и по отдельным предметам – физика, информатика, обществознание, литература. Наши выпускники показывают очень высокие результаты. Эти результаты помогают нам определить уровень наших выпускников на российском уровне по поступлению в вузы, получению губернаторских стипендий. Это тоже напрямую зависит, от количества баллов, набранных на ЕГЭ, зависит напрямую количество стипендиатов губернатора. Далее это возможность поступления в вузы столицы и Санкт-Петербурга.

 

- Но это вы говорите про детей, я говорю лично про вас как работников системы образования. Как то, что какой-то Вася Пупкин сдаст ЕГЭ на 80 или на 40 баллов, скажется на вашей собственной профессиональной жизни?

 

- Конкретно никак не скажется.

 

- И сколько будет Васей Пупкиных с 30 баллами, тоже неважно?

 

- Самое главное, не сколько будет 100-балльников. Самое главное, чтобы как можно меньше было детей, которые не получают аттестат. Вот это для нас намного важнее.

 

- Я так понимаю, министерство рискует и в том случае, если будут выявлены случаи недобросовестной сдачи ЕГЭ. Вот этого вам надо опасаться, начиная с этого года.

 

- Абсолютно правильно, самое главное, чтобы у нас не было нарушений. Мы понимаем, что и камеры, и металлодетекторы, но все равно есть дети, которые пытаются их обмануть, пронести телефон, шпаргалки, воспользоваться еще какими-то средствами.

 

- Начали мы говорить о том, каким образом результаты ЕГЭ учитываются в деятельности учителей, а также руководителей школ. Поскольку сейчас у учителей существует так называемая стимулирующая часть оплаты, и принципы назначения стимулирующей части оплаты, критерии, по которым она назначается, разрабатывается каждой школой самостоятельно. По вашим сведениям, как часто оплата работы учителя зависит от того, насколько успешно его ученики сдают ЕГЭ?

 

- Этот показатель замеряется только единожды в году по итогам сдачи ЕГЭ. Это не значит, что проходит какая-то ежемесячная оплата. Проходит процедура, подводятся итоги в разрезе конкретной школы, конкретного учителя, с каким результатом его ученики сдавали ЕГЭ. В зависимости от тех критериев и разбалловки по этим критериям, если они закреплены, учитель получает стимулирующие выплаты. Естественно, таким же образом поощряются директора школ, которые подготовили выпускников к высоким академическим результатам по сдаче ЕГЭ.

 

- Как вы считаете, на самом деле это правильно?

 

- До тех пор, пока существует показатель эффективности, о котором мы говорили, этот показатель все равно останется как измеритель работы учителя. Другого пока нет. Конечно, мы можем посчитать олимпиадников, которых подготовил учитель. Мы можем подсчитать количество публикаций, выступлений на конференциях, но все равно мы работаем для того, чтобы наши дети успешно заканчивали школу. Поэтому учителя на старшей ступени, уровне образования мы будем оценивать по государственной итоговой аттестации. Это федеральное мероприятие, и в любом случае от того, сколько детей закончит школу, будет зависеть работа учителя.

 

- Например, я знаю, что результаты ЕГЭ являются в определенной степени способом оценки эффективности вузов. В зависимости от того, с какими результатами студенты поступали, потом идет какая-то шкала соотношений с их оценками на выходе. Это опять же насколько справедливо, насколько правильно оценивать вузы по результатам ЕГЭ?

 

- По ним, скорее всего, оцениваются первокурсники. Ведь потом они не сдают ЕГЭ.

 

- Но эффективность работы вуза.

 

- Да, во-первых, проходной балл, который устанавливает вуз по результатам ЕГЭ. На совете ректоров в министерстве образования, который прошел недавно, мы посвятили теме успешности пермских выпускников, качества образования, с которым выпускники приходят в вузы, с каким контингентом детей они работают, насколько они приходят подготовленные к обучению в вузы, потому что аккредитация – действительно жесткое мероприятие. Качество подготовки нашими школами будущих абитуриентов очень важно для вузов. Насколько это эффективно, мне судить трудно, ведь все-таки вузы у нас федеральные учреждения, для них Рособрнадзор  разрабатывает свои критерии эффективности. Возможно, как один из критериев он вправе существовать.

 

- А на какие-то целевые бюджетные программы влияют результаты ЕГЭ?

 

- Если вы имеете в виду проект, который ведет министерство образования Пермского края, он с 2010 года, проект «Ступени», проект стимулирования педагогических работников. Мы с 2010 года ежегодно подводим итоги по уровням образования, начальная школа, основная школа, средняя школа. Одним из критериев есть показатель государственной итоговой аттестации, в начальной школе ее нет, там проходит мониторинговое обследование учащихся в 4-х классах. В 9 классах это государственная итоговая аттестация. И в 11 классе это результат ЕГЭ как один из измерителей.

 

- То есть дополнительные выплаты от министерства учителя получают в зависимости от результатов ЕГЭ?

 

- От 5 до 150 тысяч может получить каждый учитель от министерства за высокие результаты своих выпускников.

 

- Сейчас просто поговорим о том, каким образом в этом году проходит ЕГЭ, если уже не касаться его информационной безопасности, обеспечения его честности, а вообще какие предметы пользуются приоритетом?

 

- По выбору предметов сюрпризов в этом году не произошло. Русский, математику сдают все дети в обязательном порядке для получения аттестата. Большой популярностью у нас пользуются история, физика, литература и обществознание.

 

- Вот у нас пошел звонок. Добрый день, алло.

 

Слушатель: Здравствуйте, меня зовут Лариса. Смотрите, такие строгие меры по контролю ЕГЭ в этом году. Означает ли это, что будут ниже баллы? Прогнозы есть какие-то?

 

- Если вы имеете в виду, что дети под видеокамерами или с другими мерами безопасности напишут экзамен хуже, то здесь очень много зависит от настроя ребенка. Вся современная жизнь проходит под видеокамерами, они есть на стоянках, в банках, торговых центрах, кинотеатрах. Поэтому видеокамеры, которые будут находиться в аудиториях, очень маленькие, они не смущают никого. Если ребенок психологически настроен на сдачу ЕГЭ, готовился в течение двух лет, не думаю, что ему это будет мешать.

 

- Может быть, Лариса предполагает, что более высокие результаты были связаны с тем, что кому-то удавалось списывать? А сейчас нельзя будет списывать, и они резко упадут. Таких прогнозов вы не делаете.

 

- Возможно. Мы не можем отвечать за каждого ребенка в аудитории. Конечно, после зафиксированных нарушений мы приняли определенные меры, но могли быть дети, которые умудрились каким-то образом списать. Но судя по тому, как нас наблюдали на досрочном периоде и как срабатывали онлайн-наблюдатели, в этом году списать будет практически невозможно.

 

- Раз уж вы упомянули про досрочный период, напомните, кто пишет досрочно, на каких условиях. И самое главное, можно ли сравнивать результаты с прошлым годом, когда не было такого усиленного контроля. Упали ли они?

 

- У нас есть определенные категории детей, которые могут принимать участие. Это дети, которые выезжают на обучение в зарубежные вузы. Дети, которые не могут по медицинским показателям участвовать в ЕГЭ в основные сроки. Спортсмены, выезжающие на российские или международные соревнования. И дети, подлежащие призыву в армию. В этом году у нас было 24 таких выпускника, это в два раза меньше, чем в прошлом. Все 24 успешно прошли свои итоговые испытания. Двоек не было, 100-балльников тоже, 1-2 всего были в пределах 80 баллов. Мы отдельно не подводим итог досрочного периода в плане среднего балла, потому что все баллы будут суммироваться по краю. Мы прошли без нарушений, по видеонаблюдению было 2 замечания онлайн-наблюдателя, на которые мы быстро отреагировали. Это были не нарушения, а подозрения. Одна девочка опустила руки на колени и смотрит вниз, подозрение на шпаргалку. Мы пересматривали запись, никакой шпаргалки обнаружено не было. И одна из аудиторий показала наличие двух учеников за партой. Здесь тоже объяснили ситуацию, что экзамен проходил на третьем этаже, а на первом и втором – уроки. Онлайн-трансляция велась из всех аудиторий школы. Какой-то онлайн-наблюдатель увидел, что дети на уроках сидят по двое. Здесь было все объяснено.

 

- Вот эти видеокамеры, металлодетекторы, меры безопасности сильно удорожают процесс проведения ЕГЭ? Сколько он стоит Пермскому краю в этом году?

 

- Помимо субвенций, которые каждый год получает муниципальный район, это ежегодная процедура, на подвоз детей, ГСМ, канцтовары – министерство в этом году 40,5 млн потратило на приобретение оборудования для пунктов проведения экзамена. Это принтеры, оборудование, ЕГЭ по информатике и иностранному языку с учетом дальнейшей перспективы говорения, устной части иностранного языка, это 6 млн рублей регионального контракта на видеонаблюдение. Оно за счет двух источников. Это федеральный контракт, который оплачивал Рособрнадзор, и наш контракт на 22 пункта проведения ЕГЭ – 6 млн.

 

- А металлодетекторы вам предоставляются бесплатно. Оборудование для видеонаблюдения многоразового использования или каждый год надо будет новое?

 

- По федеральному контракту оборудование в конце процедуры будет демонтироваться и сдаваться обратно «Ростелекому», который является нашим поставщиком. А оборудование по региональному контракту – часть мы приобрели в собственность, так называемые ПАК (программно-автоматический комплекс) и камеры остаются в школах или будут сдаваться в специальный склад в управление образования. Процедура будет повторяться на следующий год. Локальную сеть тянуть будет не нужно, нужно будет установить ПАКи и видеокамеры.

 

- На самом деле когда в школе проходили выборы президента в 2012 году, устанавливали же все эти камеры. Или они были не в аудиториях?

 

- Не в аудиториях. Они проходили, как правило, на первых этажах или спортзалах – тех помещениях, в которых мы не пишем экзамен.

 

- Все пришлось делать заново.

 

- Заново тянуть километры сетей, устанавливать видеокамеры. Конечно, это большие затраты для края.

 

- Этой весной был практически скандал, связанный с тем, что вузы стали самостоятельно устанавливать перечни предметов для сдачи ЕГЭ, и оказалось, что те, кто написал заявки на одни предметы, узнали, что принимать будут совсем по другим. Как удалось разрулить эту ситуацию?

 

- Для подобных случаев, когда после 1 марта ребенок пытается внести изменения в выбор предметов, что уже запрещено порядком, у нас существует государственная экзаменационная комиссия в министерстве образования. Туда ребенок обращается с ходатайством, в основании ссылается на вуз и перечень предметов, который изменился после 1 марта, а в этом году очень поздно пришел приказ министерства образования и науки РФ, и произошло несоответствие по очень многим специальностям.

 

- Приказ, что они могут сами устанавливать?

 

- Они не устанавливают сами, просто определен перечень предметов, обязательный для поступления. И поэтому многие вузы пересмотрели свои предметы для поступления. Ученики, которые готовились в течение двух лет по одним предметам, обнаружили после 1 марта, что на их специальность, на которую они планируют, появился другой предмет. Естественно, по всем таким обращениям мы разрешали дополнительно включать предметы в региональную базу данных, и выпускники эти предметы будут сдавать. Посчитали, что это уважительная причина.

 

- Сколько было таких случаев?

 

- Всего было 36 обращений по разным причинам, около 15 из-за смены предмета. Скажем так, не по вине вуза, а по изменению перечня предметов для поступления в вуз.

 

- Вы не прогнозируете понижения результатов по этой причине?

 

- Можем прогнозировать, потому что все-таки к этому предмету ребенок специально не готовился. В большинстве своем было добавлено обществознание по многим дисциплинам. Дети считают, что это легкий предмет, хотя он считается одним из самых сложных для сдачи ЕГЭ. Это уже выбор ребенка. Мы разрешили добавить эти предметы.


Обсуждение
1347
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.