Верхний баннер
07:22 | ПЯТНИЦА | 19 АПРЕЛЯ 2024

$ 94.09 € 100.53

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 05 июля 2014

"В ряде крупных компаний возвращается формальное требование высшего образования" - Дмитрий Сонько, руководитель отдела разработки компании "Биржевые технологии"

- Тема сегодняшней передачи – рынок труда. Александр, скажите, Пермский рынок труда ждет молодых специалистов? Или диплом – символический капитал, повешенный на стенку, а выпускники идут работать продавцами?

Александр Боронников - Это перспектива большинства. Да, самая востребованная профессия – это специалисты по продажам. Но, ради справедливости надо сказать, что на пермском рынке труда требуются и высококвалифицированные специалисты, даже пресловутые юристы и экономисты, если они хорошо подготовлены.

- Мы же понимаем, что наши вузы как раз-таки не готовят специалистов с большим опытом работы.

Александр Боронников - Да, это беда.

- Откуда же они появляются?

Александр Боронников – В первую очередь, заботами самих специалистов, их родителей, которые нашли «теплое место», вовремя устроились на работу, набрались опыта, познакомились с нужными людьми и получили практику. Эти люди, на свой страх и риск, наощупь решают эту проблему. На рынке требуется в несколько раз больше специалистов. Дмитрий может подтвердить.

Дмитрий Сонько – Да, действительно, кадровый голод на рынке есть. Не хватает специалистов с опытом работы.

- Вы относитесь к той категории специалистов, которые персонально оказались востребованы на рынке труда. А среди ваших однокурсников сколько еще таких?

Дмитрий Сонько - Очень немного.

- Что вам позволило выбиться из общего ряда.

Дмитрий Сонько – Работать я начал довольно рано – в 14 лет в сфере IT. Был знакомый, которому нужно было подправить сайт. Было интересно, и я это сделал. Мне тогда подарили за это музыкальный центр. Это был первый заработок.

- Наверное, ситуация успеха сработала в этом направлении.

Александр Боронников – Это эмоционально насыщенный подарок. Это лучше, чем пачка денег. Деньги можно прокутить. Дмитрий сказал очень важное – к 14 годам ему это было интересно и он понимал, как надо делать. Я о редакции сайта. Бизнес начинается с того, что твои умения кому-то нужны. А умеешь ты тогда, когда тебе это интересно.

- Отразилось ли это на учебном процессе? Воспринимали ли вы информацию как остальные однокурсники или сразу прикидывали как это может использоваться на практике?

Дмитрий Сонько – На учебе это отразилось плохо.

- А вы учились в политехе, правильно?

Дмитрий Сонько – Не закончил. Специальность – компьютерная безопасность.

- Почему не закончили?

Дмитрий Сонько – Было не интересно. Часто то, о чем рассказывали преподаватели, было давным-давно пройдено, набито много шишек.

- А почему незаконченное? Можно было экстерном сдать.

Дмитрий Сонько – Хочу, все-таки, закончить на заочном, потому что сейчас столкнулся с тем, что в ряде крупных компаний возвращается формальное требование высшего образования. На руководящую должность без высшего образования не берут. В Перми это 2-3 компании, на уровне России – это пара десятков компаний. За рубежом ни в какую хорошую компанию без высшего образования не возьмут.

- Мне знакомые, работающие в Яндексе, рассказывали, что там такие же ребята как вы сталкиваются с такими же проблемами.

Дмитрий Сонько – Яндекс многогранен. Есть екатерибуржский филиал и московский филиал. Они диаметрально противоположны.

- Мы отвлеклись. Интересно. Но, вы бы молодому поколению не советовали повторять свой опыт – бросать на середине?

Дмитрий Сонько – Я бы советовал не то, чтобы не бросать, а идти учиться туда, где интересно, а не куда их отправляют родители. Это большая проблема.  

Александр Боронников – Я бы сказал, пусть лучше молодой человек сам набьет шишки, и как можно раньше. Есть разные кружки, есть возможность после 9 – 10 класса прийти в вуз и «заглянуть» за шторку, чтобы понять – есть там то, чего хочется или нет.

- Все-таки, по поводу рынка и молодых специалистов. Александр Дмитриевич, как психолог, как социолог, скажите, каким образом молодым ребятам лучше устраиваться на работу? Есть какие-то приемы, тактика, стратегия?

Александр Боронников – Самый распространенный способ – через родственников и знакомых.При таком способе выигрывают обе стороны. Работодатель получает лояльного сотрудника, на которого есть управа путем нематериального воздействия. С другой стороны, молодой специалист получает какую-то поддержку. Такие сотрудники обычно делают неплохую карьеру. Капитализация знаний начинается очень быстро, что выгодно и для компании, и для специалиста. Но у этого способа есть свои издержки – стоит поссориться или задеть какие-то личные чувства, как недавно лояльный сотрудник превращается в что-то противоположное. Это многих останавливает.

- Я бы не согласился с тем, что это самый распространенный способ. Сейчас в вузах больше половины ребят не пермские – из края, из других регионов. Трудоустраиваются они чаще всего в Перми. Да и те, кто вырос в Перми, зачастую из простых семей, без особых связей.

Александр Боронников – А можно Дмитрию вопрос – а как вы устроились на свою первую работу?

Дмитрий Сонько – Сам, с улицы. У нас в 2005 году проводили в доме интернет и у нас очень плохо работала сеть. Я позвонил в офис компании, сказал – у вас плохо сеть работает, можно я буду ее администрировать? Они предложили прийти – пообщаться. Мы пообщались и они приняли меня на полставки за пять тысяч рублей. Так я получил первую запись в трудовой книжке.

- Отсюда мораль – стучите, и вам откроют.    

Александр Боронников – Дмитрий рассказал о том, что можно использовать в качестве примера.

- Но человек при этом должен четко осознавать, что он знает, умеет и это придаст ему уверенности.

Александр Боронников – Нет-нет. Я не соглашусь. Нужно идти туда, куда тянет, даже если не очень знаешь. Принцип Наполеона – ввяжемся в драку, а там будет видно.

- Чем прелестна юность и молодость? Ошибки можно делать. Не получилось здесь, можно пойти в другое место – время есть. И, все-таки, у человека должно быть призвание – то, к чему его влечет.

(Перерыв)

-Какие у нас есть формы трудоустройства? Обязательно искать работу по найму или можно стремиться открыть свое дело, или искать периодическую подработку?

Александр Боронников – Есть три основных канала трудоустройства. Первый – устроиться по найму. Второй – фриланс. Это широко распространено в IT-отрасли, дизайне. Третий вариант – создать собственное рабочее место, компанию, свой бизнес.

- Давайте по полочкам. Свой бизнес – это узкое горлышко, куда пролезут немногие. Давайте начнем с наемников. Что выгоднее – большая компания или маленькая, начинающая, динамичная. Где легче себя реализовать?

Дмитрий Сонько – Это больше зависит от характера, от стержня человека. Если человек эмоционален, если ему нравится что-то изучать, развиваться, ему больше подойдет маленькая компания. В маленькой компании больше возможностей для самореализации. Спокойный человек,  который методично выполняет свою работу по строгому алгоритму – ему больше подойдет крупная компания. Там все более регламентировано. Это ломает людей первого типа. Максимум – год, потом начинаются конфликты, связанные с дисциплиной и так далее.

- Это связано с творческим характером или с амбициями?

Дмитрий Сонько - Они взаимосвязаны.

- Один нацелен на карьеру, а другому наплевать на регалии и таблички на дверях.

Дмитрий Сонько – Это более узкое деление. В одной сфере деятельности может встречаться оба типа.

Александр Боронников – Этот водораздел можно отследить любому выпускнику. Могли родители заметить еще в детстве. Если человек общительный, сразу обрастает друзьями – ему надо в маленькую компанию. Если человек испытывает в новой компании дискомфорт, сталкивается с конфликтами, ему лучше идти туда, где строгие порядки.

- Дело даже не в размере компании, а в ее внутреннем устройстве?

Дмитрий Сонько – Да. Дух компании видно сразу – по порядку или беспорядку в офисе, по внешнему виду сотрудников.

- Манера заходить в кабинет к начальству, если таковой есть, тоже отличается. Или открываешь дверь и заходишь или только через запись у секретаря.  А в Перми преобладают компании какого типа?

Дмитрий Сонько – Я думаю поровну. Компания может быть небольшой, но с жесткими регламентами или напротив – компания может быть большой, но со свободным духом.

Александр Боронников – Я бы сказал, что в Перми это какими-то приливами. То все устанавливают сложные и строгие порядки, то приходит дух запорожской сечи – валяются коробки, сотрудники в растянутых свитерах, детские рисунки,  горы немытой посуды на подоконниках и т.д.

- Теперь фриланс. У этого подхода к работе какие есть плюсы, какие минусы? Для кого это больше подходит?

Александр Боронников –Фриланс я бы разделил на три типа. Фриланс для тех, кто уверен в себе, у кого хорошая работоспособность, авантюризм, умение располагать к себе людей. Убедить заказчика заплатить деньги, если у тебя за спиной офис, пусть даже с грязной посудой, проще, чем прийти с улицы с платежкой и предложить оплатить свой труд. Надо вызвать доверие и обладать вомпетенциями.

- Это более узкий путь.

Александр Боронников – Да. Есть фриланс, когда вдвоем – втроем, с расписанными ролями. Просить деньги и настаивать на повышении стоимости работ, если у тебя за спиной сидят сотрудники, гораздо проще.

Дмитрий Сонько – Еще одно качество, которое должно быть у фрилансеров – это самоорганизация. Если не умеешь заставлять себя что-то делать – ничего не получится. Работать дома многим очень тяжело.

- Самоорганизация, умение организовать свое время – что-то из этих качеств дал наш вуз?

Дмитрий Сонько – Мало. Это, скорее, из семьи. Заставить человека быть самоорганизованным очень сложно.

- Оба наших гостя сказали в пользу фриланса, потому что сами к нему тяготеют. А есть недостатки у фриланса?

Александр Боронников – Беззащитность. Финансовая, правовая. Большую часть работы делаешь за свой счет и на свой страх и риск. Надо быть очень уверенным в себе. Еще недостатки – привыкаешь полагаться только на самого себя. Это не всегда хорошо. Потом сложно вписываться в трудовой коллектив.  Сложно научиться руководить, заставлять людей работать.

- Я бы сказал, что индикатор фрилансера – это неготовность сидеть с 9 до 18-00 в офисе. Теперь по поводу собственного бизнеса. Это самый узкий путь, но я регулярно встречаю двух – трех выпускников, которые говорят о том, что хотят свой бизнес. Это сумасшествие или безумная храбрость?

Дмитрий Сонько – Таких больше, чем два – три, на самом деле. Это безумство без опыта, я бы сказал. Если человек занимался фрилансом курса с третьего, уже набил какие-то шишки, то да, из него может получиться хороший бизнесмен. А если закончил вуз, взял у папы 100 – 200 тысяч и пошел открывать свой бизнес – да, он откроет офис, потратит все деньги, купит современные компьютеры и через год закроется, потому что они не понимает и не умеет этого делать.

Александр Боронников – Соглашусь с Дмитрием. Если бизнесмен начинает со слов «дайте мне деньги и я открою свой бизнес», можно похлопать его по плечу и предложить остыть и заняться чем-нибудь другим. Это не бизнесмен. Бизнес начинается с идеи.

- Это хорошо звучит в теории. Но может ли человек адекватно оценить ценность своей идеи. Может, лучше сразу туда не соваться, а набраться опыта во форлансе, в наемниках, созреть…

Дмитрий Сонько – Если ты действительно хочешь зарабатывать, а не работать ради работы, то – да.  

Александр Боронников – Бизнес-идею надо проверить – на фрилансе, еще как-то. Изучите финансовую сторону вопроса.

- Есть многие нюансы, которые мы просто не можем сразу учесть, но любой из них может привести к тому, что все рухнет.  Нужно уметь быстро реагировать на меняющуюся ситуацию.

Александр Боронников – Есть психология решений и там есть такая максима: самое правильное решение – это самое быстрое решение, потому что абсолютно верных решений не бывает.

- У нас осталось 30 секунд. Дайте напутствие молодому поколению.

Александр Боронников – Те, кто еще не закончил вуз, но скоро заканчивает – на работу. Прямо завтра.

Дмитрий Сонько – Занимайтесь фрилансом с третьего курса, после вуза идите работать, а уже потом открывайте свой бизнес.

- О себя добавлю: ребята, меняйте вуз, если вам не интересно.


Обсуждение
2219
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.