Верхний баннер
03:57 | СУББОТА | 20 АПРЕЛЯ 2024

$ 93.44 € 99.58

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 12 июля 2014

"Утечка умов за границу заняла первое место в рейтинге проблем науки", - Екатерина Жирякова, магистр социологии Политехнического университета

В гостях: Екатерина Жирякова, магистр социологии Политехнического университета

 

- Мы сегодня говорим о науке. Екатерина только что закончила исследование, защитила магистрскую диссертацию на тему "Образ науки у современного российского студента". Почему вы взяли именно эту тему.

 

- Тема заинтересовала потому что я сама занималась научной деятельностью и мне стало интересно, почему некоторые студенты идут в науку, некоторые не идут. Тема разработана слабо, исследований на эту тему мало. Государством проведено много реформ в этой области, которые взволновали очень многих.

 

- Как всегда - тема для государства важная, поэтому государство проводит реформы, но перед этим никто не удосужился провести исследования.

 

- Как всегда.

 

- Это для меня загадка. Любая коммерческая фирма, вышедшая из состояния микробизнеса, так или иначе ориентируется на маркетинговые исследования, прежде чем начать проект. А государство и власть никак не может эту полезную привычку выработать. То же самое и в вузах, которые продают образовательные услуги.

расскажите немножко о своем исследовании.

 

- Исследование проводилось два раза - в 2012 году и в 2014-м. Было интересно посмотреть на изменение тенденций, посмотреть, что же актуально для студентов.

 

- Какие методы вы использоывали?

 

- Метод анкетного опросов студентов всех курсов и специальностей в ПНИПУ, применялся метод неоконченных предложений. Для разработки анкеты проводилось интервью с экспертом.

 

- Классическое социологическое исследование. Выборка репрезентативная. Кроме того, мы некий лонг-этюд можем проследить.

 

- Для этого все и делалось.

 

- У вас исследовались только студенты политеха. На другие вузы результаты вашего исследования могут быть распространены?

 

- Думаю, да. Проблемы везде одинаковые, студенты есть студенты.

 

- Я уже услышал, что путь в науку для студентов труден и тернист. Само отношение к науке. В глазах студента - это занятие для лузеров, для "ботанов"? Или, все-таки, присутствует ареол ученого?

 

- Получилось так, что студенты видят эту деятельность престижной, перспективной. Но, они не хотят идти в науку.

 

- И чего вы сделали вывод, что для них это престижно?

 

- Из их отзывов о науке.

 

- Что они говорят?

 

- Что для них это престижно, что это повышает их самосознание, ценности. Это сложная творческая  интеллектуальная деятельность.

 

- В неоконченных предложениях что-то подобное было?

 

- То же самое.

 

- Какие-то формулировки можете вспомнить?

 

- Например: "Наука способствует развитию человечества, страны и общества. При этом, для науки важны кадры, свежие умы и как можно больше хороших ученых."; "Мне интересно заниматься научной деятельностью. Ученый должен быть увлеченным наукой. О науки я получаю новые знания и опыт".

 

- Это типовые варианты ответов. Но смотрите что получается - да, наука стране нужна и все студенты это понимают. Все они пользуются результатами научной деятельности. Да, стране нужны ученые, как и уборщицы, санитарки, врачи, учителя. Значит ли это, что профессия санитарки или учителя тоже престижная в глаза студентов? Почему вы решили, что в глазах студентов быть ученым - это не просто полезно, но и престижно?

 

- На самом деле - нет. Я теперь понимаю, что это мое сильное упущение.

 

- Хорошо. Вы говорили, что наука перспективна. Для человека?

 

- Они говорили, что в личностном плане занятия наукой очень перспективное и так далее...

 

- Что они вкладывали в понятие "перспективность"?

 

- Они видят это как возможность уехать работать за рубеж.

 

- Социальный лифт. Интересно, гуманитарии или технари?

 

- Одинаково. Но, сами же студенты видят проблему в утечке умов за границу. Был такой опрос и это заняло первое место в рейтинге проблем науки.

 

- Об этом все вокруг говорят и все равно это слепок массового сознания. Вам не кажется, что это такой намек, послание - смотрите, уедем все.

 

- Это еще и обида. не всем удается уехать за рубеж и это некая зависть - вот они смогли, а мы нет.

 

- Не пытались их "доковырять" до конца на предмет того, что они собирались делать за границей?

 

- Этого не получилось. Надо было глубоко лезть туда. Пока такой возможности нет.

 

- Все-таки гуманитарные науки так или иначе пляшут вокруг языка. Мы понимаем, что даже второе высшее по специальности "переводчик" в политехе не дает такого уровня знаний языка, которое бы могло позволить нашему выпускнику быть на равных среди гуманитариев за рубежом. Если негуманитарии говорят на универсальных специальных языках, то гуманитарию гораздо сложнее.

Скажите, эти самые наши гуманитарии, которые хотят уехать за границу, они что, на понимают этого?

 

- Все может быть. Розовые очки - за границей все хорошо, большие деньги. Хотя, я в этом не уверенна. Ценности везде разные.

 

- Эти ценности вы тоже замеряли?

 

- Да, это шло отдельным блоком. Все знают, как правильно отвечать на вопросы и в первую очередь отмечали нематериальные ценности - дом, семья...

 

(перерыв)

 

- Давайте подробнее о ценностях.

 

- Семья, карьера, деньги. Именно в такой последовательности. Может быть, это желание правильно ответить, но получилось именно так.

 

- По крайней мере они понимают, что семья - это должно быть важно.

 

- Еще мне понравилось, когда говорили о том, что у ученого должны быть высокие моральные принципы - ученый должен быть образцом поведения и не делать ничего во вред человечеству. Мы выяснили, что образ ученого - это халат, пробирки, лысина и плохое зрение. (Смеются)

 

- Классический образ. Это опрос студентов старших курсов, которые уже кое-что повидали, пообщались с учеными, зарабатывают деньги. Кстати, ближе к окончанию студентами вуза престиж науки в их глазах падает?

 

- Нет, возрастает.

 

- Эта вот лысая, очкастая образина в халате - она является престижной?

 

- Получается, что так. Не знаю почему.

 

- Массовое сознание - вещь интересная. Она построена по типу лабиринта. Итак, ценности. Вы сказали, что среди ценностей много нематериальных. Что это?

 

- Карьера, получение ученых степеней.

 

- То есть, они думают, что если защитят диссертацию, их сразу же пригласят на престижную работу за большие деньги?

 

- Да, реальность такова. Если у тебя есть степень, есть возможность продвигаться. У меня есть много знакомых, у которых нет знаний, но есть купленные корочки, которые дают им возможность продвигаться.

 

- Ну мы уже говорим о научных степенях. Константин Титов как-то дал свое определение, она сказал, что высшее образование превратилось в своего рода справку о вменяемости. Понятно, что всем нужны специалисты с практическим опытом. Но на работу продажника, менеджера какого-нибудь работодатель старается взять людей с высшим образованием и тех соображений, что если человек 4-5 лет на лекции ходил, экзамены сдавал, значит к какой-то дисциплине приучен, может не говорить матом и не придет на работу в спортивных штанах.

Научная степень, диплом кандидата наук - это нечто большее, это дает возможность продвинуться. Есть реальные случаи, на примере которых это можно продемонстрировать?

 

- Есть. Мой молодой человек сейчас тоже заканчивает аспирантуру. У него и ставка возрастает и возможности совсем другие открываются. Это институт технической химии РАН.

 

- Ну понятно. Это академическое учреждение. Давайте вернемся. Вы сказали, что с точки зрения студентов, наука - это престижно, перспективно, но они туда не очень рвутся. Почему?

 

- Сложный вопрос. Прямых ответов от студентов не добиться. Во-первых, прошла реформа РАН, что привело науку в подвешенное состояние. Кроме того, есть проблема в политехе, в частности. С присвоением статуса научно-исследовательского вуза, было закуплено много дорогостоящего современного оборудования, но студентов к нему не подпускают. Во-первых, как правило, нет собственно специалиста для работы на нем. Во-вторых, боятся, что студенты все поломают и испортят. Вследствие этого, студенты работают на старом оборудовании.

 

- Кроме реформы РАН в СМИ была еще одна темя, которая должна была всю науку сильно дискредитировать. Это история с плагиатом, с купленными диссертациями. Есть следы этого в массовом сознании?

 

- Есть следы. В частности, в ответах на прямые вопросы о моральном облике. Все считают, что плагиат недопустим. В то же время почти все пользуются чужими работами без ссылок.

 

- Это да. Есть культура, а есть реальность.

 

- Еще одна проблема - отсутствие финансирования научных исследований, необходимость искать дополнительные источники получения средств.

 

- То есть, часть студентов не прочь бы позаниматься наукой, но их пуает необходимость добиваться грантов?

 

- Да. Кроме того, у нас все новые и новые критерии оценки эффективности научной деятельности. Например, обязательные публикации научных работ в отечественных и зарубежных журналах. Это пугает.

 

- Понятно. Меня очень позабавила история про новое оборудование. Оно есть, студенты о нем знают, но их туда не пускают.

 

- Да. место того, чтобы работать на новом оборудовании, они занимаются только теорией.

 

- "А когда вы научитесь плавать, мы в бассейн наберем воду". Получается, что тягу к науке отбивают те, кто им преподает.

 

- Да. Сухой пересказ текста, который ты сам можешь найти и прочитать, отбивает всякий интерес.

 

- Да. Это другой аспект. А какой процент студентов, при благоприятных обстоятельствах, хотел бы заниматься наукой?

 

- Очень смешной процент. Два года назад это было 4%. Сейчас - 9%. Но есть один момент: 4 года назад не было такого количества магистров т они не попали в исследования. Сейчас они попали и получается, что среди студентов это те же самые 4%, а среди магистров - 20%. Это ожидаемо, потому что в магистратуру идкт для того, чтобы заниматься наукой.

 

- 4% - это не так уж и мало. Больше и не надо. Помня о количестве рабочих мест, можно сказать, что этого достаточно.

 

- Возможно. Попасть не кафедру в качестве сотрудника довольно сложно.

 

- Какие главные трудности на пути к науке видят студенты?

 

- Низкая зарплата. Даже дополнительные стипендии и прочие доплаты никак на мнение не влияют. Это же касается и преподавательской деятельности. Студенты считают, что работа за рубежом может принести большие деньги. Кто-то считает, что можно поехать туда со своим изобретением, уникальным продуктом и неплохо заработать на этом.

 

- Это не так уж и плохо - соединение идеализма с прагматикой на Западе неплохо работает.

 

- Я надеюсь, что и у нас это приживется. Если студенты что-то конкурентоспособное  изобретают и выпускают это на рынок - это достойно уважения.

 

- Но есть и другая сторона этой модели - это готовность удрать за границу, если тут нет условий. Большая часть, конечно, выяснит, что их гениальная идея ничего не стоит и пойдет в посудомойки, но это уже другая история.

 

- Это опять-таки соединение двух мотивов - создание чего-то нового и уехать за рубеж. Но, все равно, большинство студентов ничего не привлекает в научной деятельности.

 

- Итак, с одной стороны, студент полон радужных образов по поводу настоящего ученого, который приносит пользу, лысеет и слепнет на рабочем месте, он нужен и полезен. Какая-то часть студентов даже готова эту вахту подхватить. И, тем не менее, если студента не подпускать к оборудованию в лаборатории, если вовремя не дать возможностей, мечты быстро рассеиваются и вместо образа благородного железного человека остается просто лысый дядька в очках, в прожженном кислотой халате. Чтобы этого не происходило, надо что-то делать, но об этом - в других передачах. 


Обсуждение
2074
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.