Верхний баннер
05:51 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 14 июля 2014

"Пермскому краю нужно, чтобы на наши предприятия, в наши организации приходили талантливые и способные ребята", - Лилия Волкова

- Поводом для нашего разговора стало объявление конкурса, который проводят ваше министерство и ПНИПУ, среди талантливых студентов, организаций высшего образования, то есть вузов, на право получения грантов для софинансирования собственной образовательной траектории. Мы выяснили, что такой конкурс проводится впервые, хотя софинансирование индивидуальных образовательных траекторий студентов-225-балльников, получающих губернаторскую стипендию за успехи в учебе, производилось и в прошлом году в рамках деятельности ПГНИУ. В этот раз решили проводить конкурс, не раздавать деньги, а заставить побороться. Почему так было решено?

 

- Хотелось бы немножко окунуться в прошлое. С 2010 года была разработана определенная система поддержки талантливых студентов, о чем вы уже сказали. Те ребята, которые набрали 225 и более баллов, поступили в наши пермские вузы, получают стипендию губернатора, которая составляет 5570 рублей. В соответствии с законом, которым регламентируется выплата стипендии, ребята могут ее получать первые 3 года. Когда в начале прошлого года мы стали размышлять над вопросом, что происходит с этими студентами дальше, как раз появилась идея попробовать обратиться к индивидуальным образовательным траекториям. В прошлом году заявку выиграл классический университет, в этой работе участвовали только его студенты. Для отбора было два критерия. Первый – чтобы ребята были получателями дополнительной стипендии. Второй – чтобы за все время обучения были только отличные оценки. Таких ребят в классическом университете набралось 40 человек.

 

- Так-то порядочно.

 

- С ними начали работать тьюторы, которые были определены в классическом университете, для разработки и последующей реализации индивидуальной образовательной траектории. Большинство ребят активно включились в эту деятельность, но были и те, кому это оказалось не совсем интересно. Получилось, что деньги выделены, а студент не увидел смысла в том, чтобы лишний раз напрягаться и что-то делать дополнительно.

 

- То есть они получили эти деньги?

 

- Они посещали курсы, тренинги, но особого смысла в этом для себя не увидели. Когда мы анализировали результаты работы, то решили, что есть смысл объявлять конкурс, и чтобы все ребята, которые отвечали требованиям конкурса, могли заявиться и побороться за определенную сумму на реализацию собственной индивидуальной образовательной траектории.

 

- Резюмируем. Сегодня на участие в конкурсе на софинансирование индивидуальной образовательной траектории могут претендовать студенты, получающие губернаторскую стипендию, перешедшие на третий курс. Любые студенты любых пермских вузов.

 

- Совершенно верно, и не обязательно иметь одни пятерки, можно и четверки, как того требует закон для получения дополнительной стипендии.

 

- Сколько у нас таковых набирается?

 

- Всего у нас получателей стипендии 2452, а третьекурсников около 500 человек.

 

- Теперь настало время поговорить о том, что же такое индивидуальная образовательная траектория применительно к нашим пермским вузам. Каково то пространство, когда траектория может с помощью тьютора выстраиваться?

 

- Если обратимся к опыту зарубежных вузов, то индивидуальная образовательная траектория – это набор зачетных единиц, кредитных единиц, по-разному они называются, которые набирает студент, получая то или иное образование. У нас пока это в полной мере, как индивидуальная образовательная траектория, невозможно, потому что у нас есть в Российской Федерации есть определенные ограничения. В первую очередь это образовательный стандарт, который должны реализовывать вузы. Поэтому в рамках определенной образовательной траектории мы пошли за пределы учебной работы. По опыту прошлого года у нас было 2 студента, которые взяли дополнительные курсы. Помимо тех предметов, которые им полагались по стандарту, они выбрали плюсом.

 

- За те деньги, которые им были предложены.

 

- Да. А большинство студентов, как мы и договаривались, как работали тьюторы, пытались развиваться во внеучебное время. Это получались различного рода тренинги, различного рода стажировки, летне-зимние школы, планирование и получение сертификата международного образца языкового, чтобы в дальнейшем поступить в магистратуру или аспирантуру. Это все, что не мешает реализовывать образовательный стандарт, но в то же время позволяет двигаться дальше.

 

- К вопросу о софинансировании. В прошлом году, вы говорили, сумма около 11 тысяч в среднем на год, чтобы студент-отличник расширил свои образовательные возможности. При этом, если он устраивается на стажировку, он же не платит денег. Он либо получает деньги, либо работает без зарплаты.

 

- Речь идет о практике, да?

 

- Да, я просто пытаюсь понять, на что он может потратить деньги. На экзамен по иностранному языку – да.

 

- И это, кстати, очень дорогой экзамен, сдача стоит дороже 11 тысяч. А еще можно пройти подготовительные курсы, например, я говорю про экзамен по английскому языку. Когда мы говорим о стажировке, мы говорим о стажировке в другом вузе, в зарубежном вузе. Это вложения, и это не только те деньги, которые в результате софинансирования. Это и деньги вуза, и собственные личные средства студента. Кстати, в том бланке, который предлагается студентам для участия в этом году, как раз эти графы указаны. Это средства вуза, личные средства студента, какие-то иные средства, которые он сможет привлечь.

 

- А в каких пропорциях они должны быть? Я просто озвучу цифры из пресс-релиза. Вся информация расположена на сайте minobr.permkrai.ru в ленте новостей. Так вот, первое место – 30 тысяч рублей, второе – 24 тысячи, третье – 17 тысяч. Если мы говорим о софинансировании, есть ли обязательные пропорции, которые должны быть соблюдены с точки зрения вложения собственных или привлеченных средств?

 

- Мы хотим сделать проект системным, продолжающимся. В дальнейшем, это в перспективе следующего года, в этом году мы не обозначили.

 

- Даже 1 рубль может вложить на ваши 30 тысяч и вперед?

 

- По идее, получается, что так. Но 1 рубль вложить у него не получится (смеется).

 

- То есть аппетиты у наших студентов достаточно высокие. По опыту прошлого года не в рамках конкурса, а в рамках софинансирования на что студенты предпочитают тратить эти дополнительные министерские деньги, выделяемые на их дополнительное образование?

 

- Нужно сказать, что показал нам проект, реализуемый в прошлом году. Они начали задумываться о том, какие цели, что нужно сделать для достижения цели. Когда мы разговаривали перед эфиром, вы задали вопрос – а что, они раньше этого не делали?

 

- Да, меня это изумляет. 225-балльник, человек, который положил всего себя в учебу, поступает в вуз и не понимает – а чего он туда поступает, чего хочет от этого образования, как собирается его использовать дальше, куда дальше ему двигаться?

 

- Задумывается, но отодвигает это на потом – я закончу вуз, а потом буду определяться дальше. И когда начали работать индивидуально с каждым студентом, каждый начал задумываться и о себе – что хочу я, что могу я, могу ли я полезен быть краю, как бы это высокопарно ни звучало, стране, какие средства мне для этого необходимы, где я эти средства могу взять?

 

- Хорошо, задумались они. И на что они вышли?

 

- Первое, на что они тратили деньги – участие во всероссийских и международных конференциях. Как правило, это участие было с публикацией статей. На наш взгляд, это хороший результат.

 

- Какая там основная статья расходов? Дорога, взнос за участие?

 

- Оплата дороги и проживания. В прошлом году это оплачивал классический университет.

 

- И международная конференция, вы тоже говорите?

 

- Да.

 

- Они были в пределах России или даже за рубежом?

 

- Были ребята, которые ездили на Украину. Это первая статья расходов. Вторая, наиболее частая – подготовка к сдаче языкового экзамена для получения сертификата международного образца. Третье – очень много ребят выбрали тренинги, которые учат, как распоряжаться собственным временем, планировать, публично выступать.

 

- Точно так же, как классический университет предложил какие-то тренинги, будет ли ваш соорганизатор, технический университет предлагать какой-то спектр возможностей? Каким образом и из чего эти люди будут выбирать реперные точки своей образовательной траектории на ближайший год?

 

- Поскольку в прошлом году это был один университет, было значительно проще классическому университету предлагать возможности своим студентам. В этом году это студенты по сути дела всех вузов, которые расположены на территории Пермского края. Здесь бы нам хотелось, чтобы студенты проявили самостоятельность, обратились на свои кафедры, учебные кабинеты, пообщались с представителями вузов на предмет того, кто может выступить тьютором. Но опять же по опыту прошлого года это потенциальные научные руководители или уже научные руководители. 225-балльники – это все равно ребята, которые ориентированы на науку.

 

- Это молодая будущая научная элита. У меня возникает некоторый диссонанс, сейчас объясню, почему. Смотрим на номинации. Номинация «Экономические инициативы» - проекты индивидуальных образовательных траекторий направлены на развитие взаимодействия коммерческих организаций, государственных структур, органов власти и местного самоуправления, решение экономических проблем региона и развитие молодежного предпринимательства. Следующая номинация «Мы в ответе за землю» - проекты индивидуальных образовательных траекторий направлены на решение экологических проблем, вопросов энергосбережения. Номинация «Образование через всю жизнь» - развитие студенческой науки, формирование потребности в самообразовании и самосовершенствовании, интеллектуальное развитие студенческой молодежи. Все три номинации, экономика, экология и образование носят ярко выраженный социальный характер. Очевидно, что для того, чтобы выстраивать свою образовательную траекторию в соответствии с тем, чего вы ожидаете от студентов, совершенно недостаточно будет интеллектуальных и прочих ресурсов их собственных кафедр, на которых они уже и так обучаются. Где и как они смогут получить информацию о том, каким образом выйти за пределы узкого научного сообщества в социум и решение социальных проблем.

 

- Здесь опять же собственная инициатива студентов. Представляется, что сегодняшние возможности, в том числе и интернета, невероятно широкие. Самое главное, чтобы была идея и понимание у студента, что я делаю, для чего, как я могу сейчас или в дальнейшем быть полезен краю.

 

- Должна отметить, что в положении одним из важнейших условий участия в конкурсе является участие студентов в какой-либо сфере Пермского края – социальной, экономической, политической, духовной. Много студентов участвует сегодня в этих самых сферах, в чем сегодня это выражается?

 

- Все проекты, которые объявляются, так или иначе на уровне правительства, студенты здесь достаточно активно участвуют.

 

- Например?

 

- Надо подумать (смеются).

 

- Даже представители студенческих организаций, которые приходят ко мне на эфиры, часто жалуются на определенную пассивность современного студенчества. Студенты заняты учебой, причем большей частью ни шатко ни валко, основную часть времени они развлекаются, проводят в социальных сетях. Но сказать, что они как-то горят проблемами края, пытаются их решать на социальном, экономическом, еще каком-то уровне очень сложно.

 

- Смотрите, Юля, какая здесь ситуация. Мне как человеку, который курирует проект с условным названием «Проект 225», здесь повезло. Это те ребята, которые не безразличны. Они умеют учиться, интеллектуально развиты, желают чего-то в жизни добиться.

 

- Которые двигают себя в науку.

 

- Не все, но по большому счету да. требования достаточно высокие. ЕГЭ, на втором-третьем курсе половина пятерок, остальные четверки, результат научной деятельности какой-либо, один из пяти. Получение патента, победа в Олимпиаде – серьезные требования, которые развивают интеллектуальную составляющую жизни студента.

 

- Здесь мы хотим студенческий интеллект поставить на службу обществу, причем в достаточно серьезных формах, как вопросы местного самоуправления. Многие ли студенты вообще интересуются этими вопросами?

 

-  Вопросами местного самоуправления в первую очередь интересуются студенты, которые обучаются на государственном и муниципальном управлении. Кстати, у них почти все проекты, дипломные в том числе, ориентированы на решение вопросов, которые есть на уровне местного самоуправления.

 

- Почему были выбраны именно такие направления и номинации?

 

- Экономика достаточно серьезное направление. Здесь не обязательно могут участвовать студенты, которые обучаются на экономических направлениях. Это и математики, и  биологи, и программисты, и филологи, и лингвисты – кто угодно. экономика края ждет интересных решений, молодых, немножко абсурдных, смелых предложений, но она в этом нуждается. Про экологию не мне вам рассказывать, насколько серьезная проблема для Пермского края. Здесь студенты, в первую очередь связанные с геологией, географией и так далее. А образование – сам проект индивидуальной образовательной траектории нацелен на то, чтобы студенты думали о том, что дальше, какое образование я получаю в этой жизни.

 

- Я хотела еще поговорить о смысле этого проекта. Кому и зачем надо, чтобы софинансировались индивидуальные образовательные траектории?

 

- Те три номинации, обозначенные в этом году, с вами стоит согласиться – они немножко ориентированы на социальную сферу. А изначальный посыл – 225-балльники в большинстве своем ребята, ориентированные на научные исследования. Тем самым мы искусственно, но попытались ребят обратить к тем проблемам, которые есть в Пермском крае. В первую очередь Пермскому краю нужно, чтобы на наши предприятия, в наши организации приходили талантливые и способные ребята.

 

- Свежие мозги.

 

- Пусть они в соответствии со своей образовательной траекторией поучатся в зарубежных вузах, пройдут стажировки, защитят магистерские диссертации. Но очень бы хотелось, чтобы они вернулись в Пермский край и своими, как вы сказали, мозгами, как бы пафосно ни звучало, но что-то сделали для родного края.

 

- Это интерес региона. Интерес студента по большому счету тоже понятен. А есть ли интерес вуза?

 

- Так или иначе это и продвижение вуза. Как показывает практика, любой вуз гордится своими выпускниками, но в первую очередь, где работают выпускники вузов, в какой стране, какой сфере. Поэтому у вузов тоже есть прямая заинтересованность в том, чтобы ребята развивались и понимали, чего хотят.

 

- Есть опять же вилка, когда мы даем возможность нашему студенту получить хорошее качественное образование за рубежом, участвуем в софинансировании, то повышаются риски того, что он останется?

 

- Такой риск, безусловно, есть. Мы обозначаем, что он есть, запретить никому ничего не можем. Но сама попытка индивидуальных образовательных траекторий работает исключительно на то, чтобы студент обретал связи именно здесь, видел возможности для собственного развития именно в Пермском крае, чтобы ему помогли, обозначили, определили эти возможности. Он бы понимал, что не так все плохо, что, даже находясь дома, можно делать что-то хорошее.

 

- Еще раз хочу обозначить весь спектр возможностей, которые есть у студентов. Во-первых, это какие-то ресурсы для самого себя – тренинги, языковые экзамены. Во-вторых, это некие научные, производственные и прочие социальные связи, которые он может с привлечением этих средств налаживать. Я пытаюсь понять, что получается предпочтительнее для современного студента.

 

- А мне кажется, здесь…

 

- Если у него будет выбор пройти языковой экзамен или съездить на какое-то предприятие Пермского края, оплатить деньгами месяц проживания в съемной квартире, чтобы постажироваться, то что он выберет?

 

- Мне кажется, здесь 50 на 50, все зависит от студента, что он обозначает для себя приоритетом. Я думаю, ошибочно думать, что все выберут стажировку в зарубежном вузе. Далеко не все. Те, с которыми мне удалось пообщаться в прошлом году, реализовывавшие эти индивидуальные траектории, общение с ними показывает то, что ребята не всегда выбирают зарубежные стажировки и сдачу экзамена для того, чтобы получить международные сертификаты.

 

- Чтобы получить какой-то эффект от проекта, понятно, что его нужно масштабировать. 500 человек, о которых мы говорим – некая база для обкатки модели. По сути вы сейчас экспериментируете, посмотрите, что получится. До каких пределов вы готовы масштабировать проект?

 

- В прошлом году это были студенты одного вуза, они не проходили ни через какую конкурсную процедуру. В этом году это конкурс, он опять же ориентирован только на тех ребят, которые в проекте «225». В перспективе нам хотелось бы, чтобы конкурс и возможность получения софинансирования на индивидуальную образовательную траекторию имели все студенты. Получает ли он дополнительную стипендию, не получает? Но если у него есть желание разработать индивидуальную образовательную траекторию, доказать и показать, насколько она интересна и полезна, я думаю, такой студент вправе получать софинансирование.

 

- А по возрасту? Получается, мы сейчас ограничиваемся только третьекурсниками?

 

- Да. Пока, наверное, 3-4 курс и останется.

 

- 1-2 – еще несмышленыши.

 

- Называют их малышами в вузах, грубо говоря.

 

- Вчерашние школьники. Действительно, даже в разговоре с Лилией Викторовной несколько раз проскакивало слово «ребенок» применительно к студенту того или иного вуза, что тоже кажется несколько странным. С конкурсом все понятно, хочется, чтобы ребята пользовались этой возможностью,  заявляли свои проекты, по 3 в каждой номинации будут отобраны для публичной защиты, будет большое жюри не только из вузовской общественности, но и из студентов, представителей городской и краевой общественности, будут какие-то знаковые лица. Но оставшееся время хочу посвятить индивидуализации высшего образования как такового. Вы начали разговор с того, что у нас нет возможности простраивать свою индивидуальную образовательную траекторию в рамках непосредственно вуза, учебной части. У каждой кафедры, у каждого факультета есть свои жестко согласованные учебные планы. Единственный вуз обзавелся собственными стандартами, которые предполагают хоть какую-то минимальную свободу перемещения студентов. И то это в очень ограниченном характере. Каковы наши перспективы, что требуется для того, чтобы у наших студентов была свобода выбора не только за пределами вуза, но и непосредственно в нем самом?

 

- Индивидуализация процесса, получение высшего образования – это очень серьезный вопрос. Перспектива – это то будущее, которое ждет высшее образование. Это тот процесс, который не произойдет в течение нескольких лет и десятилетий, это достаточно трудоемкий процесс. Что для этого необходимо? Как представляется, в первую очередь желание и люди, которые заинтересованы и увлечены тем, чтобы начать это делать  на уровне вуза. Хотя образование – это очень консервативная сфера, и новации, новшества идут с трудом. С одной стороны, это большой плюс, негативное не может попасть. С другой, это серьезный тормоз и минус, чтобы что-то новое могло быстро развиваться и приживаться.

 

- А чье желание требуется? На каком уровне встречается сопротивление, нежелание менять устоявшиеся традиции?

 

- Хороший вопрос. На самом деле стандарты утверждены на уровне федерации. Соответственно, чтобы получить какой-то люфт, чтобы изменять стандарты, это решение в первую очередь учредителей. Хотя у двух университетов, политехнического и государственного, такая возможность есть, они имеют высокий статус научных исследовательских университетов. И научный исследовательский как раз начал работу по расширению возможностей для разработки студентов индивидуальных образовательных траекторий.

 

- То есть при желании национальные исследовательские университеты могут заложить в свои стандарты возможность свободного выбора, так называемого элективного, посещение тех или иных лекций, семинаров по желанию студента.

 

- Чисто гипотетически да, хотя за этим стоит масса чисто технических сложностей. Сразу встает вопрос, как это сделать. Это же потоки, логистика, расписание, кто-то должен координировать. Есть определенные стереотипы, установки, так сложилось десятилетиями, понятно и просто, а здесь необходимы какие-то серьезные изменения.


Обсуждение
2150
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.