Верхний баннер
08:04 | СУББОТА | 20 АПРЕЛЯ 2024

$ 93.44 € 99.58

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

15:13, 26 января 2015

«Административно-командный стиль воспитания не бывает эффективным», - Ростислав Клоц, заведующий городской психолого-медико-педагогической комиссии

Тема: воспитание детей, дети с особенностями развития

Гость: Ростислав Клоц,  заведующий городской психолого-медико-педагогической комиссии 

 

Программа: "Здоровый подход"

Дата выхода: 20 января 2015 года

Ведущий: Евгения Романова

 

- Сегодняшняя наша тема, куда обращаться родителям детей с особенностями развития, психического, физического. Я хочу уточнить, что это за комиссия, как долго она работает, какова ее цель?

«Административно-командный стиль воспитания не бывает эффективным», - Ростислав Клоц, заведующий городской психолого-медико-педагогической комиссии
«Административно-командный стиль воспитания не бывает эффективным», - Ростислав Клоц, заведующий городской психолого-медико-педагогической комиссии
- Эта комиссия существует уже  более 22 лет, основывала эту комиссию Роза Михайловна Вильгельм. Это было 22 года тому назад, и последние 11 лет я руковожу этой комиссией. Так уж сложилась жизнь, что я оказался руководителем этой комиссии. Она определена законом, который издан министерством образования, есть закон 2013 года, где все функции ее прописаны, есть городская, то есть, это муниципальная, и есть краевая, и в разных городах Пермского края тоже такие комиссии существуют. Где-то они существуют на постоянной основе, а где-то они существуют временные. Мы работаем с детьми от 0 до 18 лет. И в течение года мы приблизительно консультируем и обследуем свыше 4 тыс. детей. Из них детей раннего возраста от 0 до 3 где-то около 300, допустим, если взять от  0 до 7-8 лет, это от 700 до 1000 детей, и потом дети школьного возраста начального и старшеклассники. Больших детей уже не так много, потому что  уже все проблемы обычно решаются в более раннем возрасте. Но, к сожалению, в этом году стали мы смотреть больше, уже около 20 детей мы смотрим, потому что государственная итоговая аттестация сейчас бывает разных видов, и чтобы получить некие рекомендации на сдачу в иной форме, требуется заключение психолого-медико-педагогической комиссии, подтверждение, что ребенок является ребенком с ограниченными возможностями

- В иной форме, это в какой? Речь сейчас идет про ЕГЭ?

- Это называется государственная итоговая аттестация, если это касается детей 9 класса, то там идет экзамен государственный итоговый или выпускной экзамен, это несколько иная форма, она более упрощенная. А у старшеклассников могут быть разные формы сдачи этого государственного итогового экзамена в форме ЕГЭ и в другой форме. Но дети тогда имеют право это сдавать, если они являются детьми-инвалидами, если они имеют заключение психолого-медико-педагогической комиссии. Вот в последнем законе об образовании, там впервые было дано определение, это 273 ФЗ, что такое ребенок с ограниченными возможностями здоровья в педагогическом понимании. Может быть, это странно звучит, что я, невролог, говорю об этих вещах, но комиссия является такой интегративной, там работают в составе комиссии психологи, дефектологи, логопеды, психиатры, неврологи и другие специалисты, которых мы привлекаем, можем привлечь офтальмолога, можем привлечь лор-врача, разных докторов. В законе об образовании написано, что психолого-медико-педагогическая комиссия определяет, является ли ребенком с ограниченными возможностями, только в том случае, если он нуждается в специальных условиях получения образования. А эти специальные условия и определяет наша комиссия

- Насколько я понимаю, комиссия бесплатная

- Безусловно

- Каким образом можно выйти на вас, адрес, контактные телефоны?

- Мы сейчас существуем территориально на Нефтяников, 50, Индустриальный район, у нас телефон 226-79-00. К нам можно записаться по телефону, всегда на телефоне у нас отвечают специалисты, то есть, не просто неподготовленный человек. Всегда дежурит либо психолог, либо дефектолог, либо логопед. Он все спросит, цель, какие проблемы, и дальше мы уже решим, либо только на обследование комплексное будет ребенок записан с определением программы, либо изначально на консультирование, чтобы понять,   какие проблемы есть у ребенка. Конечно, мы чаще всего хотели бы, чтобы это делали мамы или папы, потому что по закону мы работаем с законными представителями, коими являются только родители, либо опекуны, либо соцслужбы в тех случаях, когда это есть. Бабушки, дедушки, безусловно, любимые люди, и они всегда очень заботливые, всегда играют очень большую роль в воспитании, мы можем проконсультировать в присутствии бабушки или дедушки, но не всегда в семьях существует согласие по этому поводу, не всегда папа с мамой согласны с бабушкой и дедушкой, поэтому иногда возникают сложности. А если касается комплексного обследования, там, где участвует доктор-психиатр, по закону о психиатрии до 15 лет только с законными представителями, папа, мама или опекун, старше 15 лет ребенок может сам прийти к нам, он уже несет некую ответственность сам, может сам прийти, и мы можем все это сделать.

- Давайте по возрастам пройдемся, определим самые насущные проблемы детей до 3 лет, как часто вы видите детей с заболеваниями, с какими заболеваниями, возьмем разрез последних 3-5 лет.

- Вы же понимаете, у нас сейчас технический процесс шагает вперед, совершенствуются медицинские технологии, это сказывается на том, что у нас например, сейчас считается новорожденным ребенок весом 500 грамм, можно его выхаживать. И сейчас реаниматология, перинатология хорошо развиваются. И дети, безусловно, у нас рождаются и выживают, те, тяжелые, нечего скрывать, которые раньше могли бы погибнуть. Естественно, не всегда это бывает достаточно благоприятно в дальнейшем, возникают проблемы. То, что всегда существовало в неврологии в детской, органические поражения мозга, которые связаны с травматизацией в родах, с гипоксическими поражениями, есть обменные нарушения метаболические, есть наследственные заболевания генетические, они присутствовали всегда, они заложены в природе. Есть проблемы, связанные с возникающими заболеваниями, эпилепсия сейчас достаточно широко распространена в детском возрасте. Все эти проблемы, если они не затрагивают достаточно сильно когнитивные функции, то ребенок может развиваться и обучаться без нашей помощи. Но если у ребенка возникают проблемы, связанные с развитием моторики, с развитием речи, психические, то они обращаются к нам.

- Когда вы сказали про технические проблемы и ребенок может обучаться без нашей помощи, вспомнила ролик, очень популярный сейчас в соцсети, когда ребенок только рождается, выхватывает у кого-то iPhone, смотрит что-то, и чуть ли не маршрут, ладно, я пошел, все это очень быстро. Вот это вот быстрое развитие, этот интернет, который некоторые родители считают просто бичом, я знаю, некоторые не допускают до «Контакта» или ограничивают, полчаса в интернете и все, некоторые наоборот, стратег и тактик, он играет в эти «Warcraft», и так далее, пусть играет. Вы можете, как невролог, дать оценку, полезны соцсети, интернет детям? Я немножко перескочила, конечно

- Я понимаю. Это будет мое субъективное мнение, я не делал таких больших исследований, что можно сделать мощное заключение, но мне кажется, что невозможно уйти от этого, этого жизнь требует. Но, на мой взгляд, очень раннее привлечение к этим технологиям не всегда способствует правильному развитию ребенка. Особенно такая история, которая связана с зависимостью игровой, которая присутствует у наших детей, она, к сожалению, не идет им на пользу. Потом мы же знаем, что мощная нагрузка на зрительный анализатор, страдает сам глаз, который не очень совершенен еще, поэтому возникают проблемы  нарушением зрения. Перевозбуждается детский мозг и возникают проблемы, связанные с гиперактивность, с дефицитом внимания и прочие вещи, нарушение сна. Трудно быть ретроградом и говорить, что все это плохо и этим пользоваться нельзя. Мы сейчас используем, и во всем мире, и у нас в городе и робототехнику в раннем возрасте, пытаются вносить какие-то еще вещи, но все должно быть разумно. Должна быть разумная интуиция родительская у папы с мамой, потому что дети все развиваются по-разному, у всех есть отличия от тех достаточно известных критериев формирования навыков и речи, поэтому всегда все очень индивидуально. Еще раз говорю, я полагаю, что очень раннее привлечение детей и увлечение их этими технологиями не приносит большого результата. Мы даже знаем, что дети с определенными ментальными, я скажу мягко, нарушениями, они часто могут пользоваться планшетом, они могут там найти игру, они совершают какие-то манипулятивные движения, и это приводит родителей в восторг, им кажется, что это признаки той конструктивной, интеллектуальной деятельности, а на самом деле, часто это бывает не так, это просто механические действия, которые запоминаются и возникают проблемы. Это, конечно, мое такое личное мнение

- Хорошо, давайте вернемся к детям в возрасте от 0 до 3 лет. На что стоит обратить внимание, что вы посоветуете как невролог, какие-то тревожные звоночки? Почему мы так часто ходим к медицинским работникам, полгода надо УЗИ сердца делать, еще месяц, надо обойти врачей? Многие недовольны, что надо в мороз идти с ребенком, отстаивать очередь, а почему это важно, что нужно не упустить? Не знаю, в 3 месяца, если он у вас не переворачивается, это говорит о том-то, о том-то или не о чем не говорит, все разные?

- Знаете, конечно, все безусловно разные, но тем не менее, если ребенок отстает в моторном развитии и у него не очень хороший комплекс оживления, как мы это называем,  эмоциональные реакция на окружающих, двигательная активность, концентрация внимания, то, безусловно, нужно обращаться к неврологу, чтобы он мог посмотреть. Не всегда поход к неврологу сопровождается какими-то лекарственными назначениями, достаточно, может быть, просто совета, назначения массажа. Любой доктор, который работает достаточно долго, он понимает, что полипрагмазия в достаточно раннем возрасте не является полезной. И поэтому, конечно, все стараются минимизировать. Но, конечно, есть серьезные заболевания, от которых мы никуда уйти не можем, они, безусловно, требуют специального лечения, не только амбулаторного, но стационарного, назначения препаратов

- Это понятно. Я сейчас не хочу, чтобы мы касались узкоспециальных, серьезных заболеваний. А с чем приходится изо дня в день сталкиваться, одни и те же проблемы. Здесь нарушение, здесь нарушение, так случилось, что сложные роды, а у кого они простые, мне кажется, что каждые вторые роды сложные и все меньше абсолютно здоровых детей

- Да, вы правы, конечно. Но к счастью, человеческая популяция устроена так, что ребенок рождается достаточно хорошо приспособленный к жизни. Эволюционный процесс настолько был длительный, что все у человека адаптировано к жизни. И порой те минимальные проблемы, которые существуют в раннем возрасте, постепенно нивелируются, созревает мозг, созревает двигательная сфера и очень многие вещи уходят. Жалобы, с которыми чаще всего приходят это то, о чем вы сказали, это, конечно, проблемы связанные с двигательной активностью, не держит голову, не переворачивается

- Ходит на носочках

- Опора на передний отдел стопы, как мы говорим. Это тоже косвенные признаки излишней возбудимости, повышенного тонуса мышечного, но не всегда это является проблемой. Тут доктор, конечно, может оценить, насколько это серьезно. Но самые простые вещи, такие как плавание и массаж они не противопоказаны никакому ребенку. Единственное, что бы я не советовал, и это не советуют все абсолютно, это увлечение наше российское, выводить мифическую кочергу и парить в бане.

- Почему?

- Потому что, если правильно понимать, что такое кочерга, по-моему, только у нас в крае это существует, потому что это пушковые волосы, они в природе существуют у детей иногда, они жесткие достаточно, но постепенно  они исчезают в процессе мытья

- Ничего страшного нет, оно все равно пропадет?

- Да. Но если ребенка начинают парить, это же душно, высокая температура, терморегуляция не совершенно, у ребенка очень легко развиваются сосудистые нарушения, даже может развиться отек мозга, возможны судороги  и смерть. Поэтому мы категорически не рекомендуем. Такие есть амбициозные папы или мамы, которые хотят все сделать сразу, у меня баня, у меня там все есть, подождите, он вырастет и вы будет с ним все делать. Даже элементы закаливания, есть люди, экстремальные, по сути, есть люди более разумные. Я так полагаю, что все, что слишком – то плохо, и вот эти вещи, исключены совершенно.

-  У дошкольников, я так понимаю, самые актуальные проблемы, задержка развития речи, нарушение поведения и адаптация в детском коллективе

- Все правильно вы говорите. Основные проблемы, с которыми приходят родители, их беспокоит, что ребенок не говорит или говорит мало, говорит невнятно

- Существуют нормы какие-то

- Относительные нормы прописаны везде, в разных книжках по-разному, очень много разной литературы и французской, и английской и нашей российской, кроме обычных классических учебников. В год около 60 слов формально должен ребенок сказать, в 2 года 200-300 слов, и простые предложения, состоящие из двух слов, потом уже фразовая речь. К сожалению, это сейчас бывает не очень часто. Я не могу сказать, что это мой глубокий вывод, но мне кажется, что сейчас проблем с нарушением речи стало больше. Конечно, мы не торопимся говорить, что это обязательно грубая задержка речи, потому что ребенок будет все равно развиваться. Сейчас есть такие обтекаемые диагнозы как моторная дисфазия, это означает, что есть некое недоразвитие речи, которое, может быть, потом исчезнет, не требует никакого лечения или просто достаточно с ребенком заниматься.  Но основная группа, мы сейчас каждую весну смотрим детей для определения, есть ли у них эти нарушения, для того, чтобы написать потом некое заключение и рекомендовать им программы для детей с нарушением речи. После этого эти родители, получив наше заключение, отдают его в районный отдел образования, идет весной комплектование этих групп, специальных логопедических групп, где им оказывают специальную помощь.

- А сколько таких групп?

- В городе много таких групп, я к сожалению, сейчас не могу назвать цифру. Но в каждом районе они есть

- Это не редкость?

- Нет. Поэтому смотрим каждую весну около 900, когда 1000 детей

- Все желающие попадают в такие группы

- Я бы не мог так оптимистично сказать, потому что есть дети, которые попадают к нам с задержкой речи, а видимо, у них не только задержка речи, а более глубокие проблемы, ментальные, интеллектуальные, которые являются достаточно значимыми. И здесь речь идет не столько уже о задержке речи, сколько о задержке, как мы говорим, психо-речевого развития. Мы ведь работаем в комплексе, у нас есть психологи, дефектологи, обязательно мы используем доктора психиатра, который является ведущим в постановке этого диагноза. По существующему сейчас инструктивному письму психиатр смотрит сейчас впервые ребенка в год, раньше этого не было. Поэтому, у нас в составе комиссии есть психиатр. У нас есть 2 вида деятельности, мы консультируем, как я уже сказал, это может быть консультация дефектолога, логопеда, без психиатра, а если требуется определить программу, там должен быть доктор психиатр, мы это все коллективно смотрим, обсуждаем и затем выносим некий вердикт. Понимаете, сейчас нельзя вести речь о том, что у ребенка есть какая-то задержка развития или есть умственная отсталость, если нет диагноза психиатрического. Все равно такой диагноз – это диагноз медицинский, он прописан в НКБ-10, и там все написано, есть шифры определенные, которые шифруют это состояние. Но прежде, чем написать подобную программу для детей с умственной отсталостью, мы смотрим порой ребенка несколько раз. Не всегда бывает понятно, что это будет, никто не торопиться определить диагноз, потому что родители порой бояться этого. Но смею вас заверить, что доктора психиатры очень корректно это все делают, и мы стараемся не опережать жизнь. Мы даже иногда идем в интересах ребенка на снижение вот этого ощущения, может быть, ребенок, занимаясь в группе для детей с задержкой, будет развиваться дальше. Умнее природы быть очень сложно. Конечно, порой, интуитивно некоторые вещи наши специалисты знают достаточно хорошо и могут понять, но нужно, чтобы и родитель понимал, что есть такие проблемы, поэтому мы ждем

- А вы сталкивались с проблемой, когда родитель боится правильного диагноза?

- Да, сплошь и рядом

- А как потом этот диагноз может повлиять на жизнь?

- Конечно, диагноз мы не ставим. Мы не медицинское учреждение, хотя у нас в составе есть много врачей, мы являемся таким педагогическим, можно сказать, учреждением, диагноз выносится доктором психиатром. И вопрос постановки этого диагноза и определения программы для детей, допустим, одного из этих видов, которые у нас существуют, сейчас это называется проблема по заболеваемости, он обычно ставится только после диагноза, который поставил доктор психиатр. Если определена умственная отсталость, и ребенок нуждается в специальной помощи, то он посещает специальный детский сад, он посещает специальную школу, сейчас у нас в городе есть около 10 школ. Они называются пока еще коррекционными, скоро этого названия уже не будет, они будут называться школами для детей с ограниченными возможностями здоровья. Там будут дети, у которых есть эти проблемы, а определить статус детей с ограниченными возможностями здоровья, что это таковым является, это задача психолого-медико-педагогической комиссии

- Сейчас вас слушают много пап и мам, почему важно посетить эту комиссию, почему важно не боятся, если у ваших детей есть проблемы. Я так понимаю, что одна из задач комиссии, составлять образовательный маршрут

- Все правильно

- Вы можете просто сказать, что эта школа для вашего ребенка не подходит. Вы так старались попасть в какой-то лицей или супер элитную школу, уважаемые родители, вы совершили ошибку, может так комиссия сказать?

- Комиссия может посоветовать, мы никогда не бываем категоричными. И поэтому не надо бояться к нам прийти. И потом, надо понимать, что мы действуем в интересах ребенка. Мы никому не сообщаем наши данные, исследования, ни школе, ни детскому саду

- Анонимно.

- Это не анонимно, но это только вопрос наших взаимоотношений с родителями, мы не имеем права эту информацию никому выносить, только наши взаимоотношение с папой, мамой, которые к нам приходят. Наше заключение носит рекомендательный характер, оно не обязательно к исполнению, но если родители здраво понимают и ощущают эти проблемы, то они чаще соглашаются с нашими рекомендациями.

- Вообще ведь, когда говорят ребенок с ограниченными возможностями здоровья это не одно и то же, что ребенок инвалид?

- Это может быть и одно и то же, и могут быть разные вещи. Я еще раз говорю, что в нашем понимании, таком, узком, это ребенок, которому требуются специальные образовательные условия. В этом случае он будет называться, мы определяем, что он является ребенком с ограниченными возможностями здоровья, и определяем программу, допустим, программа с нарушением слуха, для слабослышащих и слепых, с нарушением зрения, для слабовидящих и слепых, с нарушением речи можем определить программу. Определяем программы для детей с нарушением движения, с задержкой развития. И программы для детей с умственной отсталостью

- С какими чаще всего приходят проблемами родители школьников? Правильно ли я думаю, плохо учится в школе, невнимательный, неврозы, один, нет друзей, это тоже может быть поводом для обращения к неврологу?

- Поводом для обращения к неврологу все эти перечисленные причины чаще всего и бывают. Если вести речь в этом случае о деятельности комиссии, то, безусловно, можно обратиться к нам. Бывают разные причины, не всегда это проблема ребенка, иногда это проблемы школы или учителя, что тут скрывать, мы живем в социуме, все разные. Иногда это проблема ребенка, и требуется помощь ему психологическая. Мы работаем в содружестве с нашим городским центром психологическим, естественно. Мы определяем те или иные проблемы ребенка, пишем рекомендации, и они в дальнейшем по нашим рекомендациям обращаются в этот центр, филиалы есть в каждом районе

- Это очень здорово и удобно, потому что любая консультация психолога достаточно дорогостоящая. А если заниматься этой темой, насколько я понимаю, нужно долго, то это дороговато

- Да, все правильно вы говорите

- А если обращаться через комиссию, то можно бесплатно получить помощь

- Да, бесплатно 10 занятий. Конечно, центр перегружен, но мы понимаем, что ситуация такая, какая есть. Если вернуться еще к дошкольникам, они сейчас, получив наше заключение, будут определяться вот в эти группы, которые существуют в детских садах. Если отдельных групп не существует, то им должны оказывать помощь, и это будет сделано в тех группах, в которых они находятся в общеразвивающих, и там должна быть помощь и логопеда и психолога. Вопрос в наличии их, это вопрос сложный, он решается обычно руководством детского сада, но я думаю, что постепенно дело будет идти к этому. А то, что касается школьников, вот эти проблемы, которые начинаются в раннем возрасте, до 4 класса, всегда идет такое базовое формирование определенных школьных навыков и знаний, и вообще-то в этом возрасте мы должны определить, если есть какая-то проблема, нуждается ребенок в специальной какой-то помощи или не нуждается. До 10-12 лет. И уже следующий этап, 5-6 класс, уже ребенок должен обучаться там, где ему нужно. Но вся проблема заключается в том, что у ребенка часто утрачивается интерес, и возникают проблемы даже у сохранно интеллектуальных детей. Но для этого нужно, может быть, просто и у нас проконсультироваться, не нужно идти на комплексное обследование с доктором-психиатром. Можно проконсультироваться в центре психологическом. Варианты могут быть разливными. Но есть некая беда, которая беспокоит всех нас всегда, это не всегда адекватная оценка собственных знаний ребенка, которые он получает в школе

- Например

- Например, ребенок учится, ему ставят 3, а на самом деле он программу не усваивает, не потому что он такой плохой, а просто потому, что у него нет таких способностей или эта программа ему не подходит. Родители тоже могут быть не всегда с этим согласны, школа, ориентируя его на это, тоже неправильно оценивает. И в более старшем возрасте у него возникают проблемы. У него появляются нарушения поведения, потому что он не может, он не вписывается, начинаются расстройства, он начинает убегать из школы. Это не значит, что у него поведенческие реакции являются основой его личности, они часто бывают вторичны на фоне того, что он просто не может справляться с этой программой. Вообще, по большому счету, как кажется мне и всем нам, ребенок должен жить счастливо, он должен проживать свою детскую жизнь счастливо и свою школьную жизнь. Конечно, не без трудностей, не без усилий. Но наше родительское честолюбие нужно немножко  на второй план. Нужно понимать о том, какие проблемы есть у ребенка, если это сделать сложно самим родителям, нужно просто прийти и проконсультироваться. Понимаете, это очень часто бывает, когда к нам приходят в 9 классе дети, и вдруг они неожиданно перестают учиться, у них появляются двойки, то мы прекрасно понимаем, что значит, у него проблемы были в 5 и в 6, и в 7 классе. Но на это закрывали глаза родители, что греха таить, и школа, скорее всего, тоже. И когда возникла потребность все это дело протестировать, возникает определенная реальность, что ребенок не сдаст этот экзамен. И возникают большие проблемы и у ребенка. По большому счету, что является соблюдением прав ребенка, это то, что он должен получить правильное, адекватное образование, его возможностям. И поэтому когда родители упорно, бывают такие случаи, когда по 3-4 раза к нам приходят, и вот все они не соглашаются… Я понимаю по-человечески, не хочется признавать, что у ребенка есть такая проблема, но когда упорно жизнь это доказывает из года в год, и трудности в школе возникают, ребенок объективно не может, в этом случае родитель тоже нарушает права своего ребенка, он не позволяет ему учиться по той программе, получить образование, потом какую-то профессию, с помощью которой он бы в жизни мог адаптироваться. Ведь самое главное, чтобы он потом мог быть социализирован. Ведь если у него такие проблемы, то у него возникают различные психосоматические проблемы, и бесконечные головные боли, боли в животе неясного характера, нарушения сна, поведенческие нарушения. Это все идет отсюда. Я думаю, что нужно присматриваться к своему ребенку и постараться правильно оценивать насколько он способен. Никто ведь не пытается сказать, что у вас все плохо категорически. Мы всегда считаем, что нужно позволить родителям и ребенку все, что они могут. И попытаться помочь ему. Но если объективно этого не получается, значит, надо менять образовательные программы и попытаться ребенку более облегченную программу дать.

- Пошли вопросы. Скажите, как можно понять, что у младшего школьника есть проблемы со сверстниками, если он о них сам не рассказывает. То же самое по средним классам. Ведь подростки очень часто считают за признак слабости откровенные разговоры с учителями и родителями

- Контакт со своим ребенком. Я всегда считаю , что важно, даже в жизни, когда воспитываешь, это мое такое мнение, воспитание вообще вещь относительная, есть оно или нет, это большой вопрос, может быть, просто ребенок проживает совместную жизнь со своими родителями. Если ребенок вам доверяет, тогда это самое главное, нужно постараться пойти с ним на откровенный разговор. Если у вас это не получается, то поговорите с ним, чтобы он пришел на консультацию к психологу, порой они охотнее открываются людям чужим, чем близким. Это бывает способ, который поможет решить некоторые такие проблемы.

- У многих из моих знакомых дети школьники и  одна из проблем – заставить делать уроки. Вот сам процесс, сейчас, подожди, еще 5 минут. Еще 10 минут здесь, еще поесть, попить, и очень долго делают уроки, по 3-4 часа. Родители сидят рядом, контролируют, каждый вечер истерики. Правильно, неправильно, что тут отдавать на откуп детям, или по каждому предмету репетитора нанять, и пусть мается кто-то другой

- Знаете, конечно, невозможно быть умнее самой природы. У меня такой подход к этим вещам, я знаю очень много семей, которые нанимают репетиторов, которые занимаются с детьми с первого класса и по тому предмету и по этому, они имеют такие возможности. Они готовят с ними и домашние задания, и школьную программу, как бы опережая, и вроде бы все успешно, но ребенок напрочь лишен какой-либо самостоятельности. Он смотрит, даже когда просто беседуешь с ним, он смотрит всегда на маму, что ответить, хотя вещи абсолютно банальные и известные ему самому. И когда переходит уже в следующее звено в 3-4 класс, он не может сам в школе ничего решить, хотя  прекрасно у него работает голова, он способен к этому, у него абсолютно не развита самостоятельность

- Как сподвигнуть к этой самостоятельности?

- Я думаю, что взрослые люди с учетом их опыта могут прекрасно прогнозировать некоторые поступки ребенка. При этом контроль не должен быть таким прямым и лобовым, он должен быть очень косвенным и острожным. Конечно, нельзя ребенка отпускать в свободное плавание на начальном звене. Когда ему сложно сориентировать, у него еще нет навыков, нужно его контролировать, нужно ему помогать, но нужно позволять ему делать это все самостоятельно, не нужно стоять у него над душой и постоянно диктовать ему то, что нужно будет делать. Есть определенные проблемы у детей, которые связаны именно с определенной дисфункцией мозга, они гиперактивны, у них трудная концентрация внимания, они очень быстро истощаются. Таким  детям требуется иногда медикаментозная коррекция, нужно чередовать занятия. А потом не нужно забывать, что ребенок хочет двигаться, ему нужно двигаться, он так устроен, он должен чувствовать мышечную усталость, если у него этого нет, он не получает удовольствие. Вот взрослые получают адреналин за счет движения, спортсмены, допустим

- Фитнес, плавание

- Да, это то же самое, ребенку нужно двигаться, он должен играть, бегать. Порой даже если он не получит достаточное количество физических упражнений, он не может заниматься, пока он не будет удовлетворен именно этим, пока он не почувствует усталость мышечную, потом нужно сделать небольшой отдых, и уже потом чтобы он занимался. Это всегда очень тонка грань между контролем и отсутствием контроля. Но тотальный контроль не должен присутствовать в жизни ребенка. Если мама заглядывает в ванную, что там делает ее ребенок подросток, это безумие, потому что он имеет право на некую самостоятельную жизнь. То же самое и здесь, если ребенок не справляется, нужно помочь ему, иногда требуются репетиторы, но все это должно быть на определенном ограниченном этапе. А если совсем это никак не получается, значит, надо задуматься, может быть, нагрузки для вашего ребенка не совсем адекватные, надо эту проблему обсудить в школе. Школа и учителя должны объективно оценивать. Всегда приятно сказать родителю приятное, ваш ребенок замечательный, самый умный, учится хорошо, и такая замечательная фраза, он мог бы быть очень успешным, отличником, но вот то-то, то-то ему не дает. Ну, не дает, значит, что-то там не совпадает. А потом, ведь, отличник или не отличник, не это главное, главное, чтобы он был успешным и в будущем мог социализироваться хорошо, и для этого надо просто быть всегда с ним в хороших отношениях, нужно помогать ему. Административно-командный стиль воспитания не бывает эффективным. Нелепые физические наказания вообще должны быть исключены. Дети очень самолюбивы. Они всегда очень реагируют, особенно дети более старшего возраста. Поэтому авторитарность папы, которая бывает часто в семьях, она абсолютно бывает неприемлема. Человек весь день работает, потом вечером приходит и пытается реализовать, я утрирую, понятно, какие-то свои педагогические амбиции, но это не приносит результата. Поэтому важно с ребенком всегда сохранять дружеские отношения, тогда все можно будет сделать и всего достигнуть

- Вы сказали про авторитарность папы, существует другая крайность, когда мамы одни растят, и говорят, о, тут не хватает мужского воспитания. Мне не очень понятно, что значит это мужское воспитание

- Тоже сложная тема. Сейчас много неполных семей. Если женщина в семье не состоялась, не всегда она бывает неуспешной, она может быть успешной в жизни, сейчас, тем более  определенная часть женщин достаточно активна и в обществе, и много чего добиваются, но есть другая сторона жизни. Я знаю матерей, которые в родильном доме уже имеют в руке телефон, и уже там решают бизнес-задачи, только вышли из родительного дома уже ребенка отдали няне, уже там кормилица. Понимаете, это тоже, на мой взгляд, это их выбор, это их право, но это такой перегиб, который лишает ребенка определенного внимания. Если мама боится своего ребенка, считает, что он ущербный в силу того, что у него не сложилась семья, ребенок не может не чувствовать этого, он понимает заранее какую-то мнимую, мифическую вину мамы перед ним, хотя, в чем она виновата, ну, жизнь сложилась так. Человек доложен чувствовать себя уверенно психологически. Дети бывают часто беспокойные с раннего возраста, они плохо спят,  стоит только понять, увидев маму, поговорить с ней, понятно становится, что очень много проблем исходит именно от мамы.

- Маму к психологу.

- Тут ничего мифического нет, обычная физиология, взаимоотношения, которые существуют с ребенком. Избыточная тревожность родителей – тоже лишняя вещь. Некоторые родители наоборот считают, что их ребенок должен быть абсолютно свободен во всем. Можно позволить ему все, он творческий, он может рисовать красками, пальцами, он все может делать, но я не против этого, наверное, это будет полезно, он будет креативный, умный, как сейчас говорят творческий, но если у него не прививаются какие-то элементарные правила поведения в раннем возрасте, ему сложно потом будет в жизни адаптироваться. Есть, конечно, очень способные дети, которые всегда будут способными, у них от природы 2,7% гениальных, я относительно говорю, это так сложилось. Но чаще всего, если он не умеет адаптироваться, у него возникают проблемы. Сейчас очень много способных, талантливых, все считают себя первыми. И как только в классе набирается такое количество первых детей, так возникают первые обиды, первые неудачи, и это всегда так. А если ребенок к этому не готов…

- А как подготовить к конкуренции?

- Я думаю, очень важно, чтобы ребенок понимал, что сегодняшняя неудача может быть завтра победой. Надо просто объяснять ему эти вещи. Не нужно считать, что ты реализуешь свою родительскую, функцию бесконечно читая нотации, ребенок привыкает к этим вещам, слова проходят мимо него, он не воспринимает. Нужно стараться действиями, такими короткими и понятными вещами общаться с ним, иначе не может быть. Назидательтво не помогает здесь никогда

- Нам пишут комментарий, что у вас сегодня совершенно чудесный гость. И спрашивают, где к вам можно записаться, где вы принимаете?

- «Профессорская клиника» 


Обсуждение
26369
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.