Верхний баннер
22:43 | ПЯТНИЦА | 19 АПРЕЛЯ 2024

$ 93.44 € 99.58

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

12:00, 27 ноября 2012

Вспомнить всё: разбираемся с проблемами памяти

Теги: здоровье

Говорим о нарушении памяти. Как сделать так, чтобы помнить название последней прочитанной книги, просмотренного кино, рассказать его друзьям с какими-то деталями, вспомнить, приняли таблетки утром или нет. В общем, забывчивость, согласитесь со мной, далеко не всегда признак серьезного расстройства, но портит настроение, когда мы в нужный момент что-то очень важное забываем. Как улучшить память, сохранить ее а долгие годы острой, память, мышление, внимание, на самом деле, все эти понятия взаимосвязаны, сегодня на эту тему луду расспрашивать доктора медицинских наук, врача-невролога, руководителя центра когнитивных нарушений Веру Георгиевну Черкасову. Не зря связали вот так вот и память, и мышление, и внимание: если расстраивается что-то, то расстраивается все сразу. Правильно?

 

Вера Черкасова: Да. И это очень заметно становится, к сожалению, и для окружающих. Этого мы порой больше и боимся, что кто-то заметит, что с нами не так.

 

Что мы что-то забыли важное, да? Начиная от дней рождения наших друзей, это, на мой взгляд, одно из самых…

 

Вера Черкасова: Обидное.

 

…обидных, неприятных, вылетело из памяти, потому что был очень занят. Есть, конечно, серьезные нарушения, уже болезни. Болезнь Альцгеймера самая известная. Согласитесь, что главная причина ухудшения памяти возраст?

 

Вера Черкасова: Не соглашусь. И в молодом возрасте может быть память не такая, какая бы должна быть, как бы мы хотели. Даже у детей она может быть такой. И у нас с вами, работоспособных, активных людей, которые, казалось бы, своего пика памяти должны достигать в 30-40 лет. Кстати, максимально когнитивные функции, к которым память и относится, от 20 до 27 лет имеют пик. То есть как раз те годы, когда мы учимся, может быть, в институте, в университете, и начинаем только работать, вот тогда мы максимально способны проявить.

 

Максимально – выучить много языков.

 

Вера Черкасова: Потом, к сожалению, идет на спад, но это не является болезнью или какой-то патологией. Мы становимся не такими обучаемыми, как в школе и в институте. Но это не болезнь, разумеется.

 

Пишут нам в ICQ: «Заниматься тренировкой памяти нужно. Будучи студентом, мог взглянуть на страницу учебника по фармакологии, закрыть глаза, прочитать текст со всеми схемами и рисунками». Я тоже соглашусь. Училась на истфаке, представляете, сколько цифр и дат? Помнила все. Вот сейчас спросите меня Куликовскую битву, я задумаюсь. Поэтому скажите, как запомнить Куликовскую битву спустя 10 лет?

 

Вера Черкасова: Если это очень актуально, именно вот Куликовскую битву, можно методом ассоциаций, сассоциировать с чем-то. С днем рождения своей жены, мужа, ребенка, его никогда не забудем, с номером телефона своего. То есть метод ассоциации существует. Он тоже не всем подходит, кому-то это тяжело. Надо еще запоминать то, с чем ассоциируем. То есть это опять же все индивидуально, как и все приемы для запоминания.

 

Почему нарушается память? Вот вы сказали – отрезок от 20 до 27. Что происходит после 27 с нашим мозгом?

 

Вера Черкасова: На самом деле говорят и рождение - первый шаг к смерти. Мы стареем. Весь организм стареет. Стареет и мозг. Во-первых, мозг мужчины и женщины – это не совсем разные вещи, конечно, но настолько разные, просто не перестает удивлять ученых и медиков, врачей. В частности, у мужчин больше нейронов, то есть самих нервных клеточек серого вещества?

 

Что им это дает?

 

Вера Черкасова: Определенные преимущества.

 

Неприятно, но рассказывайте.

 

Вера Черкасова: Кстати, неприятно. Интеллект, знаете, что это свойство, которым, оказывается, могут обладать и другие люди, потому что неприятно. Мужчины могут быть более прямолинейны, конкретны, менее склонны к абстрактному мышлению, менее пластичны. Это мы должны учитывать при общении с ними, разумеется. Женщины, наоборот, благодаря тому, что больше развиты связи между нейронами, а эти связи, кстати, не статичны, они находятся в динамике. Вот сегодня у нас доминанта, не дай бог, ребенок заболел, мы настраиваем свои способности на его исцеление, а завтра нам нужно выступить хорошо на радио или на конференции. И мозг начинает работать по-другому. То есть вот эта динамичность связей отличает женщин, пожалуй, женский мозг.

 

Что мужчинам дается труднее? Вот конкретно какие-то вещи.

 

Вера Черкасова: Изменить выбранную стратегию, вот если коротко.

 

То есть менее пластичны. Это и в жизни проявляется.

 

Вера Черкасова: Конечно. Но это тоже усредненного, понимаем, что мы берем мужчину, чтобы никто на нас не обижался, и усредненную женщину. Так же, как математические способности больше развиты у усредненного мужчины, а художественные и речевые у усредненной женщины.

 

А память у кого лучше – у женщины или у мужчины?

 

Вера Черкасова: А память тоже разная бывает.

 

Все индивидуально в этом смысле?

 

Вера Черкасова: Конечно. Зрительная, слуховая, кинестетическая память. То есть кто-то запоминает информацию, которую он увидел, кто-то, которую услышал.

 

У слушателей «Эха», наверно, у них больше развита слуховая информация.

 

Вера Черкасова: Безусловно. С этим не поспоришь.

 

Пишут в ICQ: «Сотрудники спецслужб, насколько знаю, могут запомнить до 5 тысяч недифференцированных знаков, как бы, сфотографировав страницу». Журналисты тоже, мне кажется, если увидят какой-то документ, могут очень быстро нужные даты запомнить или педагоги, учителя. Это потому что они с этим связаны, профессия так связана, что увидеть и запомнить надо быстро, запечатлеть. По профессиям если разделить, как у них с этим?

 

Вера Черкасова: Всё бы было замечательно, я бы тоже хотела запомнить 5 тысяч знаков, но не смогу, потому что генетически мне этого, может быть,  не дано. То есть они потому и стали учителями, историками, высококвалифицированными военными...

 

Талант.

 

Вера Черкасова: ...да, поскольку это генетически, спасибо родителям, было дано. Плюс, конечно, определенные методики, тренировки и развитие.

 

Что касается причин нарушения памяти, давайте тут немножко классификацию.

 

Вера Черкасова: Классификация всегда очень помогает упорядочить явление, о котором мы говорим. Давайте все-таки дадим определение памяти. Это способность запоминать, хранить и воспроизводить актуально в нужный момент, непосредственно, когда понадобилось. И существует список, который пополняется буквально каждый месяц из более, чем ста причин для нарушений памяти. Давайте вдумаемся: больше ста причин для нарушения памяти. Они могут и сочетаться, кстати, у одного человека.

 

Например, какие причины? Все сто не будем называть.

 

Вера Черкасова: Самые такие социально неблагоприятные назовем, они очень любят сочетаться: употребление алкоголя, может быть, еще нехороших токсических веществ и черепно-мозговые травмы. Вот классическое такое социально неблагоприятное сочетание. Или более невинное: переутомление – это тоже не заболевание, как известно, или стресс, и употребление опять же для коррекции этого стресса каких-то лекарственных средств и медикаментов, которые в свою очередь тоже могут ухудшать память. К чему я клоню? Что при неграмотной коррекции память мы можем сделать еще хуже памяти же.

 

При некоторых заболеваниях ухудшается память, да?

 

Вера Черкасова: При многих, к сожалению. И, как выясняется, практически при всех. Дело в том, что, да,  особо чувствительными методами, нейропсихологического тестирования даже, нет необходимости делать какую-то специальную диагностику, мы можем нащупать то слабое звено практически при любом заболевании: при гриппе, при заболеваниях щитовидной железы, при заболеваниях печени.

 

То есть, если я болею, например, гриппом раз в году, и мне уже 30, все плохо должно быть с памятью.

 

Вера Черкасова: Да нет. Такой нет прямой связи.

 

Насколько генетически зависимость? Есть же люди, у кого отличная память, это спасибо родителям, правда, да?

 

Вера Черкасова: Да, это большое спасибо родителям, действительно. И вот про генетику заговорили.  Наука идет вперед, и сейчас даже болезнь Альцгеймера, одна из основных причин для нарушения памяти, особенно в пожилом возрасте, разделилась на две большие группы. Только не пугайтесь, уважаемые слушатели, после 40 лет может начинаться ранняя форма болезни Альцгеймера. Было доказано, что генетически это другое заболевание. Это не та болезнь Альцгеймера, которую мы привыкли ассоциировать с пожилым и старческим возрастом, с дебютом после 65 лет, то есть на пенсии уже. И у нас пациенты такие, к сожалению, достаточно часто бывают. Женщины трудоспособные, которые не стали справляться с работой. С профессиональными обязанностями. Их приводят мужья и говорят - «что-то с ней не то». Оказывается, что очень вероятно, что это дебют болезни Альцгеймера.

 

Как диагностика проводится? Вы спрашиваете, когда была Куликовская битва?

 

Вера Черкасова: Примерно, да.

 

Какие-то важные даты, события.

 

Вера Черкасова: Мы узнаем ориентацию в пространстве, во времени в себе, в собственной личности. Очень простой тест. Его, кстати, в домашних условиях все мы можем провести, даже не специалисты. Исследовать кратковременную память: сказать, допустим, три слова – карандаш, дом, копейка. И через минутку спросить – какие я слова сказал?

 

Это несложно – карандаш, копейка, через минутку-то.  Лучше завтра спросить.

 

Вера Черкасова: Для здорового человека, да. А вот для пациентам даже с начинающейся болезнью Альцгеймера, можно сказать пять слов. Классические тесты для более молодых – это 10 слов. Но 10 слов сейчас уже, к сожалению, никто не запоминает.

 

Тренируюсь так с ребенком, когда выезжаем куда-то в поезде, в автобусе: давай поиграем в слова. Можно играть в любом возрасте с друг с другом, да?

 

Вера Черкасова: А у вас любит ребенок так играть?

 

Очень любит.

 

Вера Черкасова: Молодец ребенок, потому что дети, к сожалению...

 

Ленивы в этом смысле, да?

 

Вера Черкасова: ...не так когнитивны, активны сейчас.

 

Он однозначно десять слов запоминает лучше, чем я. Действительно, я понимаю, что именно в этот период можно учить много языков, давать шахматы. И все родители этим занимаются, по разным кружкам, потому что прямо чувствуешь, 10, 12, 15 лет, как много они впитывают в себя.

 

Вера Черкасова: Важна еще мотивация ребенка, чтобы он хотел, и чтобы это сопровождалось положительными эмоциями.

 

И чтобы ему было интересно учиться. А потом все это забудется. Вот зачем я ему буду вкладывать в 10, если в 30 он это уже не вспомнит, французский, английский?

 

Вера Черкасова: А в 30 он уже заново и не выучит, с другой стороны, а вспомнить потом что-то вспомнит. Надо учить. Вот именно в этом возрасте, до 27 лет максимально.

 

Вернемся к диагностике. Три слова, как вы говорите. Что еще, какие еще можно тесты провести? Как проверить, насколько ухудшилась память у нас? О науке немножко. Что в последнее время изобрели, чего не было еще 10 лет назад? Или они 10 лет назад были эти тесты, и сейчас проверяются также?

 

Вера Черкасова: Тесты на самом деле придумали давно. Причем, основоположник наш Александр Романович Лурия, это советский ученый очень крупный, нейрофизиолог, нейропсихолог, эта школа известна за пределами России, такое вот мощное направление было задано. С годами оно, естественно, современное течение приобретает, и тесты упрощаются, делаются менее затратными по времени. Вот, например, очень простой тест, который  предлагаю провести для своих пожилых родителей или родственников. Называется тест «Рисование часов». Нужно попросить человека, подозреваемого, так скажем, в нарушениях памяти, нарисовать часы. Расставить там стрелочки. И самое сложное указать время. Нужно так трудно задать задание, допустим, без 20-ти четыре.

 

Это правда сложно?

 

Вера Черкасова: Это сложно, если есть уже какие-то нарушения, если есть замедление процессов когнитивных, то есть познавательных.

 

Это за скорость надо сделать какую-то?

 

Вера Черкасова: Нет, не требуется. Но человек все равно начинает волноваться...

 

Смотреть на часы.

 

Вера Черкасова: ...потому что заметно ведь, если какие-то нарушения.

 

Еще какие тесты? Часы мы нарисовали, слова вспомнили.

 

Вера Черкасова: Узнать картинки, вспомнить стихотворение, произнести быстро какую-то фразу, быстро сориентироваться, ответить на вопрос, объяснить смысл пословицы. Вообще, доктор видит в разговоре, честно говоря, если нарушение уже хоть сколько-то клинически заметное.

 

Как вы видите, как определяете?

 

Вера Черкасова: Симптомов на самом деле очень много. Даже если человек больной пришел, пациент уже, он один, как правило, никогда не приходит. Очень простой симптом – человек приходит не один.

 

То есть он не может найти, ему сложно найти обратно дорогу, он не вспомнит, какой номер автобуса?

 

Вера Черкасова: Даже не в этом дело. Ему и не надо уже одному никуда идти. Он не считает это нужным. Вот в чем проблема. То есть снижается критика к своему состоянию. Нам сейчас может показаться, что мы говорим про запущенные какие-то случаи, тяжелые. На самом деле их настолько много, потому что нельзя об этом не говорить.

 

Пишет Виталий по ICQ: «Если я не узнаю лица, но помню имена, это тоже нарушение памяти или особенность личности?»

 

Вера Черкасова: Может быть и первый, и второй вариант. Неузнавание лиц или прозопагнозия, такой термин специфический, может быть одним из первых признаков заболевания, в том числе, и заболевание головного мозга болезнь Альцгеймера. Может быть особенностью, связанной с развитием мозга человека. Может быть, у него другие способности развиты сверх меры,  он гениален в чем-то другом.

 

Много в Интернете начиталась информации, и пишут, что особо ухудшается память у алкоголиков. Вот почему такая вязь?

 

Вера Черкасова: Вопрос очень, конечно, актуальный. Всегда его задают, и на школах.

 

Что было вчера? У нас был корпоратив. Человек выпил, и на следующий день не помнит.

 

Вера Черкасова: Существует масса вариантов нарушения памяти именно при употреблении алкоголя. От, как вот вы сейчас пример привели, транзиторной глобальной амнезии, или это патологическое опьянение называется, нормальный человек, не пьяница, не алкоголик, выпил нормальное вино...

 

Но как дошел домой, он не помнит.

 

Вера Черкасова: Да. И если он пришел не домой, то никто не виноват тоже. На самом деле это опять же генетически определяется всё: у кого-то есть патологическое опьянение, у кого-то нет, то есть такой вот полный провал в памяти. Сериалы этим пестрят просто. Другой вариант, он хронический, такой менее приятный – это изменение личности уже у человека, который злоупотребляет алкоголем.

 

Делает такие какие-то поступки, которые он трезвым не делает.

 

Вера Черкасова: Не делает. Затем он делает их и в трезвом виде, потому что изменяется мозг структурно. Гибнут нейроны, о которых мы говорили с вами вначале. И мужчины, и женщины подвержены вот этой алкогольной энцефалопатии. Гибнут нейроны, причем, в определенных отделах мозга. Это в основном  лобные отделы, которые отвечают  за поведение и за его адекватность. И, кстати, алкогольные нарушения памяти наиболее тяжело поддаются лечению. На лоб еще не научились так воздействовать, как на другие участки мозга, в частности, как на гиппокампы, которые страдают при болезни Альцгеймера. Это височные доли.

 

Сегодня образовательный эфир у нас. Я много еще нового узнаю.

 

 

Вера Черкасова: Это же всегда полезно. Информация лишней не бывает.

 

Много новых понятий. Да, это полезно, это точно. К какому врачу обращаться, если вы заметили нарушение памяти у себя или у своих родителей? Кто-то пишет психолог-психиатр, кто-то пишет невролог. К кому идти?

 

Вера Черкасова: К хорошему неврологу, у которого есть время на вас. Мы говорили несколько минут назад, что, если нарушения выражены, то это уже заметно. Тогда заметит любой доктор, и не доктор. Задача определить нарушения на самой ранней стадии, вот-вот они только начались. Завтра мы будем с коллегами, с докторами обсуждать на научной конференции проблему обратимости нарушений памяти. Существует представление, что если дефект вызван не болезнью Альцгеймера, то есть заболеванием, которое прогрессирует, а, допустим, дефицитом витаминов группы В, часто их не хватает, они для мозга нужны, мы это знаем, то это легко восполнить. Вот, к сожалению, это совершенно не так. Невозможно полностью восстановить функцию, если она уже была нарушена даже при дефиците какого-то элемента, вещества.

 

Логично, если это не зависит от витамина В, что вы будете иронично относиться к вопросу: а как насчет еды? Вот если много принимать витамина В или в еде, вот пишут, авокадо и рыба. Частенько вас, наверно, спрашивают в школе, в которой вы преподаете, там лекции по нарушению памяти.

 

Вера Черкасова: Да. У нас специфика своя, нас про авокадо не спрашивают. Нас спрашивают про капусту, про свеклу, такие более земные продукты, конечно. Как бы банально этот ответ не прозвучал, существует определенное понятие «средиземноморская диета». То есть легонькая, приятная и полезная пища – морепродукты, богатые микроэлементами и витаминами, овощи, фрукты.

 

К вам приходят молодые пациенты?

 

Вера Черкасова: Приходят, но в качестве сопровождающих своих родственников, и по ходу уже задают вопрос: а у меня высок риск нарушений в будущем?

 

То есть, получается, все равно актуальна эта тема для людей пенсионного возраста, когда они приходят, становятся пациентами невролога частенько, и уже выписываются какие-то лекарства.  Мы закончим тему про еду.

 

Вера Черкасова: В средиземноморской диете, с чем связывают ее эффективность, в том числе, достаточно высокое содержание мелатонина. Это гормон, который вырабатывается и у нас. Но с возрастом в эпифизе, сам эпифиз становится меньше, гормонов все меньше. Это регуляция всех циклов: зима, лето, месячных циклов, ночь, день, и так далее. Так вот даже развитие болезни Альцгеймера  связывают с  особо низким уровнем мелатонина у человека. Поэтому средиземноморская диета  фореве, и мелатонин, который там содержится.

 

Рыба, мидии, кальмары...

 

Вера Черкасова:  Да-да-да, морепродукты. И заморские, и наши овощи, и фрукты тоже. Вот такой пример, может быть, он хорошо запомнится, как ассоциация. На одном из конгрессов по болезни Альцгеймера  всем участникам выдавали пакетики с кофе, потому что кофе улучшает память и приостанавливает развитие и прогрессирование болезни Альцгеймера. Именно кофеин кофе натурального. По черному чаю исследований таких не попадалось. С другой стороны, зеленый чай тоже имеет своих сторонников, как средство, защищающее хотя бы частично, уменьшающее риск, замедляющее прогрессирование болезни Альцгеймера. Есть исследования по поводу острых приправ, что их использование приостанавливает развитие дегенерации, в частности, болезнь Альцгеймера. Алкоголь, тоже, не будем так категоричны, как в первой части программы. Действительно, все мы знаем, что белое, красное вино в небольших количествах, дорогой алкоголь с хорошей средиземноморской закуской, это очень замечательно. И для памяти тоже. Но очень осторожно с пивом. Пиво в любых количества – это токсичный яд.

 

Один из советов, как улучшить память, везде в Интернете вы можете найти,  насыщение кислородом. То есть больше гулять. Гуляйте больше, занимайтесь спортом, об этом пишут везде. Согласитесь?

 

Вера Черкасова: Я соглашусь.

 

Сравните – диета и физические нагрузки.

 

Вера Черкасова: Хочу дополнить про физические нагрузки. Не только за счет улучшения поступления кислорода, и улучшения кровообращения, как у нас врачи, пациенты многие списывают все эффекты только на это. Давайте вспомним наше детство или наших детей, внуков, когда мы просим ребенка играть с кубиками, с мячиками, и хотим, чтобы посредством развития тонкой моторики его ум был тоже более острым, быстрым, развивался.

 

Да, это важно. Именно в два-три года все врачи советуют: пусть перебирает рис,  крупу, пусть мозаикой играет.

 

Вера Черкасова: Эксплуатация детского труда.

 

Да, ручками больше делает. На самом деле, это полезно и в 50, и в 60?

 

Вера Черкасова: Очень полезно. Причем, нагрузки совершенно разные. И активность, к чему я клоню, уважаемые слушатели,  активность должна быть разная. Физическая. Доказано, что  это эффективнее даже, чем разгадывание кроссвордов, заучивание стихов. Организм переходит на другой уровень функционирования. Он больше и крови, и кислорода несет к мозгу. Нейроны начинают в более активном ритме работать. Такой пример достаточно банальный. Вспомним себя после какого-то заболевания или во время того же гриппа и простуды. Мы лежим, ничего не хотим, ни на работе, ни дома, безразличные к радостям жизни. И чем дальше, тем хуже. И стоит только активизироваться, какая-то приятная новость, кто-то принес фрукты, цветы, или на работу пригласили, что соскучились, и мы переходим уже на другой уровень, активизируемся. Вот эти входящие сигналы очень полезны. Музыкотерапия, общение, социальное общение. Поэтому мы приглашаем пациентов к нам в школы, для того, чтоб они общались не только с нами, с врачами, а друг с другом.

 

Где эти школы проходят?  Давайте проанонсируем, они бесплатные.

 

Вера Черкасова: Школы проходят в центре города, это очень удобно, район Октябрьской площади в Центре когнитивных нарушений или кабинет памяти, как мы называемся на территории медицинского центра, там же, где и прием пациентов ведется. В том числе, и бесплатный.

 

Екатерининская, 84а. Можно записаться по телефону 294-31-74. Прием бесплатный, именно по нарушениям памяти для всех слоев населения, дети, взрослые. 

 

Вера Черкасова: С детьми мы не занимаемся.

 

Взрослое население, да?

 

Вера Черкасова: Взрослые и пожилые.

 

Остановка «ЦУМ», остановка «ТЮЗ», Екатерининская, 84а.

 

Вера Черкасова: Для больных ориентир – первая аптека бывшая. Ее все знают.

 

Пишет по ICQ Дмитрий: «Нужно больше читать». А кто-то говорит нужно учить стихи во взрослом состоянии. Я пыталась учить стихи. Скучно. Читать люблю. Учить... это муторно, скучно. Что посоветуете?

 

Вера Черкасова: Я бы порекомендовала такой вид деятельности, который индивидуально вам приносит радость, и вы видите какой-то результат.

 

Обучение танцам развивает мою память?

 

Вера Черкасова: Развивает.

 

Это же движение?

 

Вера Черкасова: Да, проприоцевтивные стимулы мощные такие. На самом деле двигательная и интеллектуальная сферы связаны гораздо сильнее, гораздо интимнее, чем мы думаем. То есть движение и ум – не разлей вода.

 

Это точно. Делала когда-то передачу про геронтологию, о том, как жить долго. И успех только в том, что чуть ли не каждый день разгадывайте кроссворды и судоку - советовала моя гостья пенсионерам, а также двигайтесь, выходите на зарядку, собирайтесь в группы, бегайте. Вот это важно – и ум, и физика, и вы будете жить как можно дольше.

 

Вера Черкасова: Там еще доказано, что хороший вид из окна продлевает жизнь, в зарубежных исследованиях.

 

Я вспомнила, когда я познакомилась со столетней героиней своего сюжета, оказывается, что она не работала в течение жизни. Ну, понятно, почему вы долго живете.

 

Вера Черкасова: Но все же так индивидуально.

 

Это не факт, да...

 

Вера Черкасова: Конечно, нет.

 

...что домохозяйки живут дольше?

 

Вера Черкасова: Бедная. Мне просто жаль ее. Как можно жить столько времени, не работая.

 

Отдыхала.

 

Вера Черкасова: И до ста лет дожить.

 

Но при этом читала, кроссворды и книги. И здесь это, действительно, было доказательство того живого ума.

 

Вера Черкасова: То есть она работала, но просто на себя, можно сказать.

 

По поводу лекарств. Все ли можно решить лекарствами? Прямо вернуть нашу память к 30-летнему, к 20-летнему возрасту. Или, действительно, читать стихи, учить языки?

 

Вера Черкасова: Конечно, мы понимаем, что чудес не произойдет. И будь то стихотворение, мы свою память все равно не восстановим. Или какое-то волшебное лекарство, тоже не будет, как у 25-летнего. Но, слава богу, несколько десятилетий назад за рубежом появились  специфические лекарственные средства, потом они пришли к нам, и с успехом используются. Как правило, это уже на клинически значимых симптомах. Лекарство может и навредить. То есть не нужно  заниматься самолечением, принимать бесконтрольно успокаивающие препараты, еще какие-то корректоры памяти. И тоже все индивидуально.  Препаратов много. Нужно подобрать именно свой родной. Есть такое волшебное слово «фармакогенетика», то есть мы все разные, каждому свое в хорошем смысле этого слова.

 

Были случаи, когда пациенты приходили, какая-то несовместимость, мне не нравится, вы давали другое лекарство, и становилось лучше. А что, они часы быстрее рисовали? То есть, как проверить момент, что у них становилось лучше?

 

Вера Черкасова: Да, были даже такие ситуации, когда просто при отмене препаратов, особенно часто мы раньше смотрели таких пациентов на дому, им назначена куча препаратов, они их принимают, все хуже, хуже, хуже. Вот отмена «тяжелой артиллерии», скажем, уже выводила на другой уровень. И, конечно, по тестам это было видно.

 

Какая тренировка памяти, вы вот памятку принесли, я зачитаю. Через пять минут после пробуждения как можно быстрее сосчитать в обратном порядке от 100 до одного. Повторите алфавит, придумывая на каждую букву слово. Если забыли какую-то букву или не можете придумать слово, не останавливайтесь. Важен темп. До эфира вы мне сказали упражнение: вспомните людей или какие-то факты, пока вы шли по улице, и пришли на работу. То есть сосредотачивайте свое внимание.

 

Вера Черкасова: Окружающую обстановку, то есть концентрация внимания.

 

Назовите 20 мужских имен, столько же женских. Выберите любую букву алфавита, назовите 20 слов, начинающихся с нее. Пусть это пригодится, какие-то такие примеры, тренировать память и пожилым, и молодым.

 

Вера Черкасова: Да.

 


Обсуждение
2021
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.