Верхний баннер
18:56 | ВТОРНИК | 16 АПРЕЛЯ 2024

$ 94.07 € 99.93

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

16:48, 18 ноября 2014

«Любой желающий может получить портрет, предложив взамен подарок. Стоимость подарка неважна, человек все равно получит портрет», - «художник без денег» Сергей Баловин

Баловин Сергей Владимирович. Родился 5 июля 1984 года в Воронеже. Художник, автор проекта «Натуральный обмен». Организатор и участник многочисленных арт-проектов в России и других странах. В настоящее время живёт и работает в Шанхае (а, впрочем, нигде). Два года существует без денег. Пишет портреты за подарки. Колесит по миру. В студии "Эха" с ним разговаривал Артём Жаворонков. 

- Сергей - человек, который живет без денег. Сколько лет вы так живете?

- Совсем без денег более двух лет.

- Совсем-совсем?

- Ну нет. Были единичные случаи, которые можно назвать исключением. В остальном, да. Мне удалось совершить кругосветное путешествие без денег, включившее в себя 36 стран.

- Давайте с самого начала: родился, женился, как дошел до жизни такой?

«Любой желающий может получить портрет, предложив взамен подарок. Стоимость подарка неважна, человек все равно получит портрет», - «художник без денег» Сергей Баловин
«Любой желающий может получить портрет, предложив взамен подарок. Стоимость подарка неважна, человек все равно получит портрет», - «художник без денег» Сергей Баловин
- Родился в Воронеже в 84-м году. Вырос на улице Лизюково в семье геологов. С детства привык к путешествиям. В 8 лет пошел в художественную школу. Этому предшествовал замечательный случай - когда я еще ходил в детский сад, учительница дала задание нарисовать снегирей. Дети замешкались, я тоже сидел перед чистым листом. Она подошла и в моем альбоме показала всем, как надо рисовать птицу. Получилось хорошо. Впоследствии я сидел перед законченным рисунком, не решаясь к нему притронуться. Когда пришла мама, она решила, что это нарисовал я, и с тех пор считала, что я одарен. Когда в 8 лет я изъявил желание пойти в художественную школу, она меня горячо поддержала. Так началась моя творческая карьера. В Воронеже я закончил художественную школу, социально-педагогический колледж и поступил в педуниверситет на художественно-изобразительный факультет. Потом остался преподавателем на кафедре изобразительных искусств.

- Наступил момент, когда ты решил все поменять. Как это произошло?

- У меня случился развод, после чего я уехал. Сначала в Москву, потом во Францию. Там я познакомился с разными художниками, мы делали совместный арт-проект. Тогда я понял, что все, чему учился сам, чему учил своих студентов - это устарело, это XIX век. Я понял, что мне достаточно сложно будет найти свое место в современном искусстве, что надо менять свое отношение. Этим я и занимался, пока не попал в Китай. Тогда еще, путешествуя, я продолжал преподавать в Воронеже и, среди прочих студентов, у меня была группа китайцев. Они меня затащили в Китай. Тогда еще в Воронеж приехал товарищ Шень. Он думал, что приехал преподавать, а оказалось, что подписал контракт по студенческому обмену. Он попал ко мне в мастерскую, увидел мои работы, стал их расхваливать и сказал, что может помочь мне организовать мою выставку в Китае. Я обрадовался. Вскоре он попросил меня помочь ему организовать выставку в России. Я ему помог. Мы сделали каталоги, выставка открылась. Товарищ Шень укатил в Китай и стал там ждать, когда я приеду со своей выставкой, но не дождался. Буквально дня за 4 до моего отъезда со мной согласился лететь один из студентов в качестве гида и переводчика.

Все в Китае и началось. Идея пришла там, в Шанхае. Я привез туда свои акварели, но китайцы не поняли, что я привез и попросили сделать что-нибудь другое. Я начал делать то, что они понимали, это были банальные пейзажи маслом - березки, елочки. Это была пародия на XIX век. Китайцы все это покупали. Платили неплохо. Я превратился в конвейер по производству пейзажей и за 1,5 месяца полностью сделал выставку, с нуля. Все это продалось за три дня. И у меня появилась мысль пожить в этой стране подольше. Я уволился в Воронеже, поехал в Китай с мыслью заработать денег и уехать во Францию. Постепенно я слез с этих коммерческих рельсов и перешел на натуральный обмен.

- Но мысль родилась не на пустом месте. Как это технически реализовать?

- Этот проект вызревал многие годы. В нем соединились векторы моих многолетних поисков. Здесь реализовалось мое академическое образование. Проект предполагает, что я рисую портреты. Любой желающий может получить портрет, предложив взамен подарок. Стоимость подарка неважна, человек все равно получит портрет. Желательно, чтобы подарок был полезным. Бутылка воды - это полезный подарок.

Я принимаю, в основном, еду, одежду. Был подарен айфон, макбук, айпад вот у меня. Много чего. За время существования проекта было написано около 5 тысяс портретов и еще больше подарков. 

- А бесполезный?

- Например, торт. Или сувенир какой-нибудь. Я принимаю, в основном, еду, одежду. Был подарен айфон, макбук, айпад вот у меня. Много чего. За время существования проекта было написано около 5 тысяч портретов и еще больше подарков. Иногда люди просто дарят подарки, чтобы поддержать проект.

- А с чего все началось? На что были потрачены последние деньги?

- Я к деньгам периодически возвращался, но я не помню, на что они были потрачены.

- Есть обстоятельства, когда нельзя обойтись без дензнаков. Например, покупка билетов. Или я ошибаюсь?

- Кстати, вспомнил, куда я потратил деньги. Это было буквально вчера. Иногда мне дарят в качестве подарка такси. Меня сажают в машину и вручают сумму денег, которую я должен отдать, когда приеду. Что касается билетов - я просто посылаю свои паспортные данные, и мне покупают билет. А покупает человек, который меня зовет с этим проектом. Когда я пришел к идее кругосветного путешествия, я написал в соцсети: вы можете позвать меня в свой город, где бы вы ни находились. Единственное условие - с вас билет в следующий город, куда меня позовут. Все это сработало. Буквально через несколько недель я получил достаточное количество приглашений для кругосветного путешествия. Еще несколько месяцев ушло на выяснение разных деталей и условий.

- С какими сложностями ты столкнутся, организовывая кругосветное путешествие?

- Идея пришла не сразу. Сначала проект развивался сам собой. Потом я понял, что проект популярен, меня зовут в разные города и можно попробовать организовать кругосветку. Я всегда мечтал проехаться по свету. Идея пришла 2,5 года назад, когда я приехал с натуральным обменом в Новосибирск и увидел там большой интерес к себе. Я понял, что идею нужно развивать. На то время проект существовал уже год. В Новосибирске было показано около 2 тыс. портретов.

- Сколько, в среднем, времени уходит на портрет?

- 5 - 10 минут.

- Большинство мечтают совершить кругосветное путешествие. Это просто?

- Фактически, я продаю товар, на котором нет ценника. Люди сами решают сколько платить. Достаточно заявить о себе. Можно путешествовать автостопом без всякой идеи и денег. Я таких людей знаю. Это достаточно экстремальные люди. Я люблю комфорт и за время своего путешествия ни разу не спал под открытым небом или в палатке. Случалось ночевать в студенческом общежитии, случалось на вилле. Это интересный опыт.

Самой сложной была Индия. Меня пригласил туда предприниматель из Москвы, у него ресторан. Идея была в том, что я там буду продолжать свой проект. В итоге мне пришлось не только рисовать портреты, но и управлять этим кафе.

- Самая сложная и самая легкая страна из тех, в которых довелось побывать?

- Самая легкая, наверное, Россия. Потому что здесь информация о проекте больше распространена, больше приглашений. Самой сложной была Индия. Там я провел самый большой отрезок времени - 4 месяца. Совершенно другой менталитет. Меня пригласил туда предприниматель из Москвы. У него ресторан в Керале. Место популярное. Идея была в том, что я там буду рисовать портреты, продолжать свой проект. Это будет реклама ресторана. Я был не против, поехал в Индию. Я предложил ему сделать там некое богемное место, чтобы организовывать там встречи. Но когда я попал в ресторан, я понял, что там очень много проблем, которые надо решить. Мне пришлось не только рисовать портреты, но и управлять этим кафе.

Индия - своеобразная страна и вести там дело - это нечто особенное. Через некоторое время я понял, что не в то ввязался, что приходится считать деньги, выяснять насколько этого парня из Москвы обманывают, а обманывали его бесконечно. В итоге, я с удовольствием расторг эти отношения, еще потусовался пару месяцев в Индии, мне повстречались хорошие люди, которые предложили мне хорошие условия в плане жилья.

- Какие страны еще? США?

- В Штаты мне не дали визу, хотя приглашений было немало. Меня засыпали письмами американцы.

- Принцип натурального обмена не предполагает пожеланий с твоей стороны, но есть некий перечень необходимых тебе вещей, например, тебе нужна зубная паста, а тебе дарят пепельницы и айфоны. Как быть?

- Я просто пишу пост в ЖЖ, что не помешал бы такой подарок. Люди все время спрашивают, что дарить.

- Используют ли твое имя, возможности в продвижении каких-то товаров?

- Постоянно используют. Я искренне рекламирую тех, кто мне нравится и сильно об этом не просят. Бывает такое - что-нибудь дарят, а потом просят написать о них в своем блоге. Я предпочту вернуть такой подарок. Не хочу получать подарки за рекламу, если я сам этого не захочу.

Для меня ключевой идеей была свобода не от денег, а свобода от ценника. Каждый художник попадает на арт-рынок. Если для человека искусство - это образ жизни, он вынужден мириться с законами арт-рынка, и, однажды выставив ценник на свою работу, ты уже не можешь продавать дешевле. Мне это все не очень нравилось.

- В чем философия проекта?

- Для меня ключевой идеей была не свобода от денег, а свобода от ценника. Каждый художник попадает на арт-рынок. Если для человека искусство - это образ жизни, он вынужден мириться с законами арт-рынка и однажды выставив ценник на свою работу, ты уже не можешь продавать дешевле. Приходится искать компромисс. Мне это все не очень нравилось.

- Чем отличается от производителя газировки? И тот продает товар за деньги.

- Газировку может купить каждый желающий, а работы известного художника могут купить только состоятельные люди. Мне хотелось, чтобы мои работы мог купить каждый. Избавившись от ценника, я прошу не любую сумму платить, а именно дарить подарок, так как подарок бесценен, это самовыражение того, кто дарит.

- Есть последователи?

- Есть. Некоторые делают в копирку. Не очень приятно, когда в точности повторяют. Я за натуральный обмен и за такой образ жизни, но можно же придумать что-то свое.

- А присоединиться не пытались? Вместе ездить?

- Пытались и ездили. Я получал письма от людей: возьми меня с собой. Если человек предлагает что-то интересное, мне не придется тянуть его за собой, как хвост, я соглашаюсь. Таким образом мы проехали с украинским велопутешественником из Турции в Черногорию, минуя Грецию, Македонию и Албанию. Он привез велосипед для меня, и мы проехались. Это было интересно. Мы путешествовали с Натальей Супрун, которая путешествует автостопом. Она обучала меня основам автостопа.

- А как с вопросом безопасности? Ведь часто приезжаешь по приглашению людей, с которыми никогда прежде не встречался.

- Ничего страшного в этом нет. Есть, наверное, какая-то гипотетическая опасность, но такая же опасность есть и на улице. Встречались люди интересные, встречались замкнутые.

Важна разумная грань. Если торговый комплекс, например, зовет, я понимаю, что там все превратится в свистопляску и, как правило, отказываюсь.

- Бывало такое, что после такой встречи думаешь: лучше бы не ездил.

- Бывало скучновато. Непонятно, зачем позвали. Такое бывает очень редко. Я стараюсь ни о чем не жалеть.

- Слушатель спрашивает, звали ли вас куда-нибудь власти?

- Зовет иногда какая-то галерея, сейчас вот анти-кафе. То есть не частные лица. Я обычно откликаюсь на такие предложения. Важна разумная грань. Если торговый комплекс, например, зовет, я понимаю, что там все превратится в такую свистопляску и, как правило, отказываюсь.

- Образ жизни с постоянным перемещением - на это непросто решиться. Какие советы дал бы тем, кто хочет решиться на такой же путь?

- Постоянно перемещаться - это непросто. Обычно, я делаю паузы в каком-нибудь из городов после нескольких переездов. Не обязательно в Воронеже. Так-то я живу в Китае, но последние два года фактически нигде не живу, постоянно перемещаюсь. В Воронеже живут мои родители, и я с удовольствием после Перми поеду туда отдохнуть. Мне предложили написать книгу. Я буду сидеть в лесу, за городом...

- Перо и чернила...

- Да. Потом, может быть, отправлюсь в Бангкок, потом в Китай. В Бангкоке я завел интересные знакомства, познакомился с представителями галереи, где можно выставить мои работы.

- Где можно следить за твоими перемещениями?

- Вы можете просто набрать в поисковике "художник без денег" и увидите множество ссылок на мои интервью и т.д. Есть страницы на фейсбуке, твиттере. Основной аккаунт в ЖЖ - http://balovin.livejournal.com/. Я знакомлюсь со множеством интересных людей в разных частях света, пишу о них. Надеюсь, в книге это отразить. 


Обсуждение
3119
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.