«За управление автомобилем с «механикой» при отсутствии пометки в правах будет серьезная ответственность» - Андрей Нижегородов о новшествах при допуске к управлению ТС
5 ноября вступило в силу постановление правительства о допуске к управлению транспортными средствами. И целый ряд изменений вступает в силу. Самые важные из них разбирали с Андреем Нижегородовым, начальником отдела пропаганды ГИБДД Перми. Ведущий: Роман Попов.
- 5 ноября вступило в силу постановление правительства о допуске к управлению транспортными средствами. И целый ряд изменений вступает в силу. По вашему мнению, какие из этих изменений самые важные?
- Изучив этот документ, я могу сказать, что второстепенных изменений не может быть в этом вопросе, потому что действительно лица, получающие право управления транспортным средством должны в полной мере уметь управлять автомобилем, уметь правильно применять полученные в автошколе знания на практике. Поэтому каждое из нововведений имеет значение.
- Проведение экзамена у лиц, постоянно проживающих на территории РФ, выдача национальных водительских удостоверений, обмен иностранных водительских удостоверений будет осуществляться в любых экзаменационных подразделениях ГИБДД по месту обращения. Что значит в любых экзаменационных подразделениях? Неужели у нас до сих пор существовало правило, что экзамен сдавался строго в конкретном месте, ты был к нему привязан к этому месту?
- Имеется в виду, что сейчас водительское удостоверение можно будет получить в любом подразделении ГИБДД независимо, в том числе, и от субъекта РФ. То есть если житель Пермского оказался в другом регионе, и у него срок действия водительского удостоверения заканчивается, он может обратиться в подразделение ГИБДД, и там ему поменяют водительское удостоверение.
- Проще говоря, если я уехал на летние каникулы к родственникам, в другой регион, я могу во время этих каникул экзамен там же права получить, чтобы время зря не терять.
- Совершенно верно.
- Еще одно изменение: я в любом случае буду обязан отучиться в какой-либо автошколе. Кстати, для многих автолюбителей стала сюрпризом новость о том, что до сих пор допускалась сдача самообучающихся курсантов. Я думал, что она отменена давно, а, оказывается, она отменена только сейчас. Я правильно понимаю, что теперь уже точно никакого самообучения нет и быть не может?
- Совершенно верно, постановление исключает допуск лиц к экзаменам после самоподготовки. Такая норма перестала существовать. Сейчас будут только допускаться лица, прошедшие соответствующее профобучение по программам подготовки.
- Я бы еще отметил, есть ужесточение требований к экзаменаторам. В принципе, вполне понятные. Другое дело, что я не встречал столь юных и неопытных экзаменаторов ранее - ни среди преподавателей, ни среди сотрудников ГИБДД. Мне кажется, что это пустая формальность. Чтобы 23 года и без высшего образования - ни разу не видел человека, причастного к приему экзамена по управлению автомобилем.
А вот интересная штука - это возможность сдачи экзаменов на автомобилях, оборудованных автоматической коробкой передач. Вот на этом можно остановиться более подробно. Ведь сдать на «автомате» - это означает, фактически сократить время проведенное на площадке. Разве нет?
- Нет. Скорее всего имеется в виду сдача практической части, вождение на автомобиле с автоматической коробкой передач, оно упрощает и процесс начала движения, и в целом в процессе движения это легче для начинающего водителя, чем управление с механической коробкой передач. И поэтому здесь отдельно введена такая норма.
Новшество заключается в том, что если водитель сдает на автомобиле, оборудованном автоматической коробкой передач, то и в водительском удостоверении, получаемом им, делается соответствующая запись о том, что он имеет право управлять только автомобилем с автоматической коробкой передач. Опять же, повторюсь, в силу того, что механика требует больших навыков. И за управление автомобилем с механической коробкой при отсутствии соответствующей пометки в правах будет достаточно серьезная ответственность - как за управление транспортным средством лицом, не имеющим на это право.
- Ещё один момент, который бы я хотел попросить вас прокомментировать - это появление новых категорий. С1, D1, С1Е, D1Е, и так далее. Про эти категории что можете сказать, зачем это надо?
- Любые изменения обусловлены жизненными обстоятельствами. В том числе, даже если брать категорию D, автобусы, они бывают разной не только вместительности, но и разных габаритов. Поэтому водитель, который умеет ездить на «ГАЗели», не факт, что будет справляться с автобусом большей вместимости, типа «МАН». Здесь нужно дополнительно получать навыки и опыт вождения. Это, скорее всего, обусловлено необходимостью получения практических навыков, чтобы управлять другим видам транспорта, относящимся к другой подкатегории
- И самый последний момент. В целом, вступившие в силу постановления о допуске к управлению транспортными средствами вами оцениваются скорее положительно? Для чего это постановление оказалось нужным, что оно принципиально у нас поменяло?
- Я считаю, что это постановление крайне необходимо и своевременно. Все мы с вами ездим по дорогам и видим ту ситуацию, которая сложилась на сегодняшней день. И навести порядок, и ужесточить требования к будущим водителям все-таки необходимо. Потому что статистика аварийности показывает, что у нас все далеко до идеального положения на дороге.
Хотелось бы только акцентировать внимание, что данное постановление вступило в силу, но реализовываться оно будет не с сегодняшнего дня. На сегодняшний день экзаменационные подразделения работают по-прежнему. В соответствии с пунктом 3 этого постановления Министерством внутренних дел РФ дан срок 4 месяца для того, чтобы утвердить административный регламент по предоставлению данной услуги. И по внедрению данного административного регламента. Только лишь тогда подразделения экзаменационные будут в полной мере осуществлять свою работу в соответствии с этим постановлением. Но часть из пунктов постановления будет действовать в ближайшее время.
- В частности, насколько я понимаю, уже сегодня можно сдавать на «автомате»? Может быть, не везде, но, по-моему, такая логика.
- Я не представитель экзаменационного отдела, но, скорее всего, так.
- Хочу запустить голосование. Из всех пришедших на icq сообщений мне понравилось 2. Вот, например, первое от Константина, который описывает проблемы, связанные с учебой на площадке в автошколе, когда приходилось обучаться на «механике». Пишет: «Потом сразу сел на «автомат», и зачем все это было надо?» И вторая точка зрения от Александра: «Надо сделать сдачу только на «механике» и не городить огород». Вот 2 позиции:1) хорошо, что теперь можно учиться на «автомате» и сдавать на «автомате» (тогда ваш телефон 207-05-15) и 2) ни к чему городить огород, надо сдавать всем на «механике» (если согласны, ваш телефон 207-05-25). У нас есть звонок. Здравствуйте, как вас зовут?
Слушатель: Здравствуйте, меня зовут Федор. Я с 1967 года вожу машину. Я просто не вижу разницы – коробка-автомат, механика. Просто полегче управлять, это свое преимущество, но есть преимущества и у «механики». Я не вижу никакого смысла отделять «автомат» от «механики». И еще одно. Знаете, говорят, допустим, отучился в Перми и переехал куда-то, и я там могу сдать экзамены где-то, пусть в Кирове или где-то в другом городе. Но если люди умудрялись покупать права, то он может купить бумаги, что он где-то обучался.
- Купить бумаги, что он обучался в какой-то автошколе, я подозреваю, и сейчас можно. У нас страна очень большая
Слушатель: Просто надо усилить контроль. А то я возьму и куплю эти бумаги, что я где-то обучался, потом пойду да сдам.
- И вы таким образом тут же нарушите закон. И хорошо для вас, если вас не поймают, а если поймают?
Слушатель: Так и раньше нарушали закон, когда покупали права.
- Да. Но ведь и раньше ловили, и вспомните знаменитую добрянскую историю трехлетней давности.
Слушатель: Знаю я это все
- Вот. А знаете, сколько десятков человек добровольно написали заявление о том, что они просят признать их водительские документы недействительными после этой добрянской истории?
Слушатель: Вот этого не знаю
- А я вам скажу. Чтобы не попасть на всякого рода неприятности, связанные с тем, что вы купили права, когда схема раскрылась, вы идете и пишете заявление о том, что просите признать недействительными и заново сдаете.
Константин продолжает: «Автомобиль стал важным бытовым прибором, незачем усложнять, нужно сделать как можно проще и удобнее. Неважно, для бедных механика или для спортсменов, большинство людей по своей воле не будет дергать эту палку». Мне кажется, что Константин ошибается. Автомобили с механической коробкой передач далеко не всегда это автомобили для спортсменов или бедняков. Это и автомобили для людей, которые привыкли все контролировать, все держать в своих руках. Привычка. Почему вы сбрасываете со счетов, людей, которые привыкли? Почему вы сбрасываете со счетов людей, которые экономят топливо? Люди выбирают механику по огромному количеству причин. Число продаж автомобилей с механикой падает? Это вы мне российскую статистику приводите? Посмотрите, пожалуйста, еще раз статистику и обратите внимание на самые популярные автомобили.
Между тем, порядка 14% нашей аудитории согласны с Константином и готовы вслед за ним повторить: смотрите, какое счастье, что теперь можно учиться на «автомате» и сдавать на «автомате». 86% нашей аудитории полагает, что старая-добрая ручка - вот лучшая штука для обучения.