Верхний баннер
02:49 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

17:45, 15 ноября 2014
Автор: Роман Попов

«В Германии, Голландии, Японии, Норвегии есть задача «нулевой смертности». Если погибает один человек в ДТП – это уже ЧП. У нас такого нет», - автоинструктор Андрей Тарасов

Нововведения в правилах допуска к управлению транспортным средством, работу автошкол, навыки вождения зимой и правила ухода за автомобилем в холода обсудили с автоинструктором и автоэкспертом Андреем Тарасовым. Ведущий – Роман Попов.

- Не знаю, как вас представлять! Создали ли вы свою автошколу, которая позволяла бы говорить «руководитель автошколы Андрея Тарасова»?

- У меня есть «методика Тарасова».

- Это классно. Мы сегодня по самому широкому кругу вопросов. И о погоде тоже. Но для начала я бы хотел ваше мнение по поводу вступивших в силу изменений. Например, достаточно дискуссионная история с обучением на автомобиле с АКПП и сдача экзамена на автомобиле с АКПП.

- Почему дискуссионная?

- Потому что у нас, например, в эфире на этот счет развернулся легкий спор тех, кто полагает, что нововведение, безусловно, полезное и тех, кто полагает, что нововведение вредное. Проще всем научиться сначала на «механике», а уже потом выбирать любую коробку.

- Это старое и новое. Были механические пишущие машинки, а сейчас есть клавиатура у компьютера. И выходит по такой логике - сначала надо научиться на машинке механической печатать, а уже потом сесть за клавиатуру. Это, на мой взгляд, взгляд прошлое. Если ты учился на «механике», 50 часов отъездил, а потом сел за «автомат», то через год ты забудешь свои навыки. А если ты ездил после автошколы года 3 на «механике» постоянно, то потом ты, поездив на автомате с полгода, к этому нормально вернешься.

- Я бы еще отметит такую штуку... На моих глазах несколько человек пересаживались с «автомата» на «механику», полагая, что у  них хватает и навыка, и толка. И эти же самые несколько человек очень быстро возвращались к автоматической коробке, когда подворачивалась возможность. Я знаю людей, которые принципиально ездят на механике по разным причинам, но их не очень много. И большинство из них – это либо люди, склонные к так называемому активному вождению, либо люди, которые просто выбирают себе такие агрегаты, топором сделанные. Из числа старых внедорожников, а-ля Toyota Land Cruiser 80.

- Это личные пристрастия. Если смотреть массовое явление, то 2 педали завоевывают мир, и 2 педали удобнее, чем 3 педали. Поэтому на самом деле, эта история, я думаю, она уже пройдет скоро. Скоро будет 2 педали и все.

- Тем паче, что даже сторонники активного вождения в бюджетном сегменте постепенно переходят на автоматические коробки. Они совершенствуются настолько, что я не могу себе представить реакцию водителя с механической коробкой, который бы был круче, чем «автомат».

- Такое ощущение, что управление автомобилем - это просто переключение передач и выжимание сцепления. Это же только часть, это такая основа, надо же думать, когда ты за рулем. А насколько ты переключаешь или «автомат» переключает - это просто передача информации туда, в колеса.

Если говорить о двух стилях вождения. Один защитный стиль - это умение не попасть в ситуацию, умение ее предугадать. Другой стиль - это когда ты пытаешься в ситуацию влезть, а потом из нее вывернуться. Лучше идти на спортивный трек и там пытаться быть впереди всех. 

- Есть мнение о том, что чем современнее автомобиль, тем сложнее им управлять в ситуации, когда надо действительно взять машину под контроль.

- Тут лучше не попадать в эту ситуацию.

Если говорить о двух стилях вождения. Один, что называется, защитный стиль - это умение не попасть в ситуацию, умение ее предугадать. Вот тогда вам не надо будет брать под контроль, тут надо понимать машину, слушать, что она тебе рассказывает. Другой стиль, который более травмоопасен, это когда ты пытаешься в ситуацию влезть, а потом из нее вывернуться. Лучше идти на спортивный трек и там пытаться быть впереди всех. А в реалии гражданской жизни, где нужно спокойно, безопасно доехать, довести своего ребенка из точки А в точку Б, все эти штуки не нужны. Поэтому лучше не попасть в ситуацию, лучше научиться ее предвидеть.

- Как, по вашему мнению, долго нужно быть погруженным в трековое вождение, для того, чтобы быстро применить этот навык в случае необходимости в гражданской жизни? Потому что есть мнение о том, что можно пройти некие специальные курсы, и вот ты уже профи. И есть мнение, что эти курсы нужно ежедневно по несколько часов проходить, чтобы у тебя рефлекс сработал.

- Есть такое наблюдение. Скандинавские страны, лет 15 назад вводили школы контраварийного вождения повсеместно, думая, что аварийность у них уменьшится. Оказалось наоборот. Вот эти короткие курсы повышают самооценку, но не дают реального навыка. Соответственно, у них потом стал меняться стиль обучения. Здесь важно понимать, что для того, чтобы четко справлялся с машиной, ты должен этим заниматься постоянно. Любой спортсмен должен тренироваться. Если ты не тренируешься, прошел курсы, 2-3 занятия зимой или летом, ты потом растренировываешься. И я с точки зрения погоды и будущей зимы всем рекомендую. Вот мы ездили летом, был один стиль вождения, сухое покрытие, сцепление. Сейчас начинается зима, стоит вспомнить навыки скольжения и прочее.

- Но мы же все такую прививку в октябре получили.

- Каждый год, когда мы переходим с лета на зиму, мы должны вспоминать эти навыки они забываются.

Сказать, что ты научился на каком-то спортивном треке ездить. Там другая история. Там можно почувствовать скорость. Когда ты едешь под 200 на треке, ты понимаешь, что может произойти, если это будет в реальном городском движении или где-то на трассе, и начинаешь уважать скорость. Начинаешь по-хорошему ее бояться

- Это да. Особенно, если ты едешь не 200 на треке, а на какой-нибудь гражданской скорости, а-ля 70 или 80 пытаешься зайти в поворот, и вылетаешь, условно говоря, в чистое поле на Бахаревке. Тогда ты понимаешь, что в реальных условиях - это всегда соседняя машина, встречный поток, иногда, к счастью, всего лишь на всего стенка.

- Поэтому, если есть в крови автоспорт, то надо заниматься этим серьезно, если хочется просто безопасно ездить, как большинство, надо просто спокойно к этому относиться.

- Кстати, вот по мне, чем еще крайне полезно сдавать экзамен на АКПП - это сокращает время, которое автошкола отводит на площадку.

- Безусловно.

- Все элементы по типу троганья, троганья в горку и прочего, они уже могут не изучаться, это не принципиально, машина и так тронется, главное, держи руки на руле правильно. Я считаю, что это хорошо, потому что это увеличивает время, которое вы потратите на намного более полезные упражнения, посвящённые габаритам машины. Так просто намного спокойнее.

- Комфортнее, спокойнее.

- Я целиком и полностью на вашей стороне. А что до любителей «механики», я так понимаю, что ничего страшного не будет, если вдруг в какой-то момент вы купите условную Subaru WRX... В таком случае, считайте, что вы открываете дополнительную категорию в правах. Идите, доучитесь. Если вдруг вы решили, что автофан – это ваше, вы же на мотоцикл пойдете доучиваться, когда вас накроет кризисом среднего возраста!

- (Смеется)

- Какие еще есть нововведения, которые вы зацепили, которые вам показались интересными?

- Сам по себе факт движения в эту сторону – это хорошо. Наполнение там все-таки достаточно спорное. Потому что очень много отводится часов теории. Отменили экстернат. И тут, на мой взгляд, самый главный критерий – это экзамен. Если бы они еще добавили более строгие правила сдачи экзамена. Это был бы более серьезный момент, на мой взгляд.

- Минимальная протяженность городского маршрута, минимальное наполнение этого маршрута...

- Даже дело не в этом. Я встречаюсь с теми, кто закончил автошколу, я вижу, как их научили включать поворотники, это классная вещь. Но когда человек не может просчитать на шаг вперед, когда он не умеет смотреть, не умеет оценивать ситуацию... Вот что нужно проверять. Если ты подъезжаешь к перекрестку, ты не просто должен встать на красный свет, ты погляди несколько раз налево, направо, а потом проезжай. И вот это наполнение качества вождения, не просто соблюдения ПДД, это тоже, безусловно, важно, но вот этот момент вовлечения в движение - здесь еще есть, куда стремиться нам.

Ведь автошкола реагирует на запрос. И если от общества идет запрос на подешевле да покороче, автошкола не будет создавать ничего сложного. Получив заветные водительские удостоверения, многие люди считают, что они уже могут ездить, а тут еще поле непаханое.

- Не сомневаюсь, тем более, я прекрасно себя представляю, когда даже в самых хороших автошколах людей готовят исключительно к сдаче экзамена.

- У нас есть такая фраза: «я пойду получать права». Даже на уровне этой фразы нет наполнения «я пойду учиться вождению».

Тут есть сложная проблема общественная. Ведь школа реагирует на запрос. И если от общества идет запрос на подешевле да покороче, автошкола не будет создавать ничего сложного. И здесь надо понимать, что, к сожалению, ценность жизни в нашем обществе, минимальная. И люди, где-то, видимо, глубинно не пытаются сами себя развивать. Чтобы они были лучшими водителями. Автошкола дает возможность получить права, он их получил, а дальше может ездить. Вот это самое печальное. Люди многие, получив вот эти заветные водительские удостоверения, считают, что они уже могут ездить, а тут еще поле непаханое.

- Мне кажется, что подход автошкол (иди за потребителем) ущербный. Потому что автошколы должны идти вслед за условиями, в которых придется жить потом потребителю. И здесь идти на поводу у человека, который захотел побыстрее и подешевле, мне кажется, неуместно. Надо идти на поводу у ГИБДД, у статистики, в конце концов

- Тут еще очень важный момент - надо понимать общественный заказ. У меня занимались люди, которые жили в Германии, в Голландии, в Японии. Там есть некая задача нулевой смертности. Та же самая Норвегия. Если погибает один человек в ДТП – это уже ЧП. Там, конечно населения 5 млн. человек, а нас гораздо больше, но, тем не менее, вот этот запрос общества, чтобы не было смертей, его по сути не существует. Ну, погиб, ну да. Вы заметили, едешь по трассе, видишь какое-то ужасное ДТП, сначала все тихонечко, тихонечко проезжают, проехали с полкилометра, забыли то, что видели, разогнались и едут дальше. Это такая более сложная проблема. Поэтому автошколы просто реагируют на то, что есть. Конечно, у нас есть такие автошколы, которые задают планку, но там учиться дороже.

- Другое дело, что я могу ручаться за ряд очень хороших автошкол. У них нет проблем с демпингующими конкурентами. У них есть проблема, допустим, с нехваткой времени в классах, и записываться в некоторые автошколы надо за 2-3 месяца вперед.

- Сейчас будет все сложнее. У нас в городе всего 2 школы лицензированы после этих нововведений. И все школы - это школы ДОСААФа. А по краю их всего 8.

- Естественно, когда я сейчас говорил, что знаю некоторые, я и имел в виду, что знаю ДОСААФ. Естественно, они получили лицензии. У них есть площадка, у них есть техническая база. Она всегда была, может быть, не очень современной, но всегда в хорошем состоянии, а сейчас она еще и современная. Инструктора ДОСААФ, по-моему, самые адекватные ребята из тех, с кем приходилось общаться. Есть нормальные автошколы, но ДОСААФ это было очень удачным соотношением всех параметров.

- Сейчас они одни и останутся (смеется)

- Вот и славно, вот и заживут. Будут монополистами. Давайте мысль, о которой мы в перерыве поговорили. Проблема многих автошкол заключается в том, что они не успевают с должной скоростью привить человеку сознание водителя.

- Не успевают. И тут еще очень важный момент. Многие считают, что автошкола должна им чего-то. На самом деле, нет. Если я хочу ездить безопасно, это мне надо. Сам к этому должен готовиться, этому учиться. Информации много, книги, интернет, друзья, родители и автошкола в том числе. И поэтому теперь уже я себя должен подготовить к тому, что я буду ездить. И теперь я уже не пешеход, где моя скорость движения 3-5 км/ч, и даже здесь, с кем-то столкнувшись, могу нанести травму. А теперь мой вес тонна, а то и 1,5, скорость моя намного выше, и ответственность моя за мои какие-то действия выше. И важно понимать, что когда ты едешь за рулем, ты каждый раз едешь в ситуации выбора между удачной и безопасной ситуацией и небезопасной ситуацией.

Мне вспоминается одна авария. Тут недалеко на Макаренко лет 5 назад на пешеходном переходе девушка одна на свой красный свет сбила насмерть человека. И вот линия жизни. Успешная карьера, университет, замужество, ребенок, все было хорошо. Смерть человека, 3 года колонии-поселения. И вот эта вот точка, развилка такая. Или ты идешь туда, куда ты хотел идти, или ты попадаешь в эту ситуацию. Только лишь потому, что ты был невнимателен и лишил жизни пешехода. И вы должны понимать, если вы сели за руль, вы уже другую имеете ответственность, другую силу имеете и должны за это отвечать.

- Было очень хорошо это сравнивать в тот момент, когда на экраны вышел фильм Джеймса Кэмерона «Аватар», я прекрасно помню, что именно это сравнение помогало мне быстро объяснить моим знакомым, в чем разница. В тот момент, когда вы садитесь за руль, вы, в общем, помещаетесь в тело вашего аватара.

- Да, да.

- Он быстрее, он сильнее. Конечно, это вытаскивает из вас тут же ваши подспудные желания, мечты, тому подобное. Потому что у вас есть возможность быть быстрее, быть сильнее, агрессивнее. Это серьезная штука. Пока ты это не почувствуешь, не поймешь 1 раз, наверняка это будет очень сложно объяснить.

- Но это необходимо объяснять.

- Просто мне кажется, что именно автошкола должна дать это почувствовать, заставить человека понять, что ты вот за рулем, ты в теле аватара.

- Она должна помочь. Но если я человек ответственный, уже 18 лет, могу служить в армии, могу получать права, я уже должен понимать, что может быть дальше. Автошкола, семья, общество должны дать мне эту ответственность за свои поступки. Но заставить меня быть более ответственным, автошкола не может. Задача ее достаточно проста. Тем более в наших сегодняшних условиях.

И следующий момент, когда я встречаюсь с теми, кто уже закончил автошколу и жалуется на автошколу. Такое ощущение, что ты сам учишься, когда ты пошел туда на занятие. У меня такие моменты бывают, сел в машину клиент и начинает учиться, он не готовиться к этому занятию. Надо много заниматься самому, чтобы ты был хорошим водителем. А не пытаться включаться в момент обучения либо на лекции, либо когда ты сел за руль учебного автомобиля. Ты должен в этот момент отключиться от многих привычек своих, отложить их на некоторое время, учиться. А потом это можно будет обратно вернуть, когда ты уже научился это делать. А многие пытаются жить, как жили, и плюс еще иногда поучиться.

- Ну, да, это понятно. Я опять же вспомню того же Михаила Гофмана, который все уроки умудряется назначать на 6-7 утра. Если не перестроишь свой график, просто урока не получишь. Почему? Потому что с утра учиться проще.

- Это правильно, потому что ты хочешь быть лучшим, должен  жертвовать, ты же должен что-то от себя отдать, чтобы получить. Так же не бывает, чтобы ничего не отдавал, что-то получать.

- А теперь о погоде. Вы уже давали такой явно четкий совет, как-то себя перестроить на новый режим вождения. Это все понятно. Но может быть. Есть набор технических, вполне понятных шагов, которые можно просто попытаться выполнить?

- В технике вождения, вы имеете в виду?

Зима – это всегда низкое сцепление, мы всегда будем скользить. И чтобы это понять, нужна небольшая закрытая площадка. Разогнались и затормозили резко. И вы увидели, как ваша машина, которая еще вчера могла быстро остановиться, сейчас начинает скользить. Эти вам уже должно включить мозги.

- В переустройстве на зиму. Как вы говорите - попытайтесь перестроиться. А я не знаю, как. Я представления не имею, как нужно попытаться перестроиться. А если вы пошагово расскажете..

- Вот смотрите, зима – это всегда низкое сцепление, мы всегда будем скользить. И чтобы это понять, нужна небольшая закрытая площадка. Разогнались и затормозили резко. И вы увидели, как ваша машина, которая еще вчера, летом и даже в сентябре, в начале октября могла быстро остановиться, сейчас начинает скользить. Эти ощущения они очень важны для понимания. Или палочку поставьте перед своей машиной и тормозите. И если вы со скоростью 30 встали около этой палочки, то со скоростью 45 эту палочку вы уже сбили. Это вам уже должно включить мозги, вы понимаете, что она уже не остановится там, где она это делала летом. Это первый и главный момент.

- По поводу включения мозгов. Это очень интересно физиологически происходит. Потому что то, что машина начинает вести себя иначе, ты ощущаешь не головой, а желудком. У меня, например, это происходит где-то в районе солнечного сплетения.

- У меня где-то также.

- Я себе повторяю часто шутку, что я, мол, знаю, где у человека находится душа.

- Чем ближе чужой бампер, тем острее себя чувствуешь.

- Да, да, да. И это очень четкое ощущение. Здесь даже дело не в чужом бампере. Иногда легкий лишний кач руля и ощущение того, что машина не так себя ведёт... И это ощущение возникает не в голове, оно возникает физиологически, оно тебя тут же дисциплинирует. Всё, проснулся, куда, что ты делаешь?! А уже потом голова соображает, что произошло.

 - Вот это, пожалуй, самое главное, чтобы вы это почувствовали в безопасном месте, и чтобы не было никого перед вами, чтобы вы понимали, что машина ведет себя по-другому. Тот же поворот руля маленький, и вы понимаете, что она ведет себя по-другому. Это, пожалуй, основное. Все остальные нюансы, что надо быть плавным, об этом мы уже говорили, и каждый год об этом говорим. Не надо спешить никуда, особенно, когда у вас низкое сцепление. Дистанция должна быть, а не как, когда люди бампер в бампер останавливаются. А с этими запасами, надо видеть колеса машины впереди, это надо делать и летом. Только летом как бы есть возможность ошибиться и иногда эта ошибка прокатывает, ты встал в миллиметре от этого бампера, а зимой нет. Зимой цена ошибки и вероятность этой ошибки будет гораздо выше. Там точно ты куда-нибудь влетишь.

- Причем надо еще помнить, что это имеет в данном случае отношение ко всем скоростям, 5-10 км, на любой парковке ты можешь также заскользить и приехать в другой бампер. Наблюдал я в нашем прививочном октябре столько таких картин. Хорошо, мы проверили скольжение, убедились, что сцепление иное, что мы еще должны сделать?

- Если в технике вождения брать базовые вещи, помнить о дистанции. Все в мелочах кроется. Держать дистанцию, тормозить заранее, и все будет хорошо. И сколько я не занимаюсь, я вижу, что сама техника торможения принципиально опасна для очень многих людей. Отпускает человек газ, касается - ключевое слово «касается»! - тормоза и думает, что он тормозит, а скорость почти не снижается. Тем более, на машине с автоматом. А когда он уже видит перед собой этот бампер, дальше уже поздно тормозить. Поэтому принципиально важно научиться гасить скорость сразу достаточно интенсивно, чтобы у вас скорость упала. А дальше уже можете подкатываться к этому перекрестку, к этому автомобилю. Бывает еще такой момент, и касается не только начинающих водителей: стоп-сигнал горят у другой машины, и ничего никто не делает. Проходит пару секунд, а это порядка 40 м может быть, поэтому очень важно быть в тонусе наблюдения движения. Когда ты едешь и думаешь о чем-то третьем, слушаешь громко музыку, а еще не дай бог телефон и прочее, тогда ты не успеваешь замечать то, что происходит.

Я вижу, что сама техника торможения принципиально опасна для многих людей. Отпускает человек газ, касается - ключевое слово «касается»! - тормоза и думает, что он тормозит, а скорость почти не снижается. Тем более, на машине с автоматом. А когда он уже видит перед собой чужой бампер, поздно тормозить.

- С одной стороны вопросов нет, вы правы про телефон, музыку. С другой стороны, понять, почему у меня нога сейчас нажала на тормоз, мне приходится секунды через 2… А, понятно, а, понял, почему я затормозил, потому что он затормозил. Иногда ты даже не понимаешь, почему у тебя это сработало….

- Но это вы уже говорите про какой-то большой опыт, когда часть организма вашего наблюдает и живет в режиме наблюдения и тонуса, а другая  может слушать музыку. Но есть период вкатывания. Первые 3-5 лет за рулем, 10-20 тыс. км

- Здесь я не спорю. Я к тому, что не нужно считать, что мы с Андреем сейчас говорим про таких терминаторов, которые сели, все выключили, прислушались к мотору, аккуратно поехали. Нет, никто об этом не говорит, речь идет о том, чтобы вы были внимательны.

- Это базовый навык безопасности –  внимательность. Я смотрю, наблюдаю, оцениваю, немедленно реагирую.

- Я не знаю, на какой десятке тысяч километров это становится естественным. Не знаю, может быть, тысяч после 50, это личное внутреннее ощущение.

- Есть эти оценки. Другое дело, что кто-то и после 10 не такой. Тут важно понимать, зачем ты это делаешь и какая цена твоей ошибки. Даже вот это важнее - какая цена твоей ошибки? Что ты можешь сделать такое, что потом будет всю жизнь тебе напоминать

- И еще один момент, давайте уже сейчас не про технику, давайте про состояние. Вкатываемся в зиму, лишний раз напоминаем, что у нас машина должна быть готова к зиме.

- Тут смотрите, если ваш автомобиль 3-5 лет, купленный в салоне, на гарантии, вы проходите регулярное техническое обслуживание у дилера, там уже за вас все сделали. Если ваш автомобиль сошел с гарантии, вы уже сами за ним наблюдаете, помните, что пробег 10, 15, 20 тыс. км - он остается и когда гарантия кончилась. И сами ли, с помощью близких, в каком-то сервисе - подошло время зимы, заменили масло, поглядели на этот пробег.

Что важно еще для тех, кто за рулем 3-5 лет на этой машине. По опыту могу сказать, что аккумулятор начинает себя плохо вести через 3-4 года после интенсивной эксплуатации. И если у вас в первые морозы сильные машина вдруг перестала заводиться, и вы подзарядили его, принесли домой и у вас все равно машина не заводится, лучше его поменять. Все эти танцы с бубнами, когда ты его запускаешь с проводами, они хороши 2-3 раза, потом поймешь, что он свое отжил.

- Ну, танцы с бубнами иногда очень хорошо…

- Для разнообразия жизни.

- Во-первых, для разнообразия жизни, а во-вторых, чтобы понять, что иногда вовсе не в аккумуляторе дело.

- Ну, да.

- Когда приходит такое глубинное сознание: у тебя замерзла машина. Хоть запрыгайся, хоть трактор ты рядом выставь, постарайся от него запитаться, у тебя замерзла машина, тебе нужно заводить ее на эвакуатор, везти в теплое место и греть. И дело не в том, что ты плохо за ней следил, а в том, что она замерзла. И тогда ты уже начинаешь танцевать с бубнами даже когда минус 10. И ты себе укладываешь в голову, что надо спуститься, надо прогреться, надо проснуться.

- Сын ошибок трудных, опыт.

Еще одна элементарная вещь, о которой многие забывают: заливайте омывайку уже сейчас ту, которая на сильный мороз. И я ее лично, никогда не разбавляю, потому что, сегодня  минус 5, завтра минус 35. И пусть у вас всегда будет запас этой омывайки, потому что куда-нибудь вы поехали, даже в Закамск из города, выехали на Докучаева, и вот этот шлейф грязи, который летит с впереди идущей машины, и надо иметь эту возможность иметь чистые стекла. Вещь вроде простая.

- И вообще, кстати, про чистые стекла, полезно помнить, что смотрим мы на дорогу не только через лобовое стекло, боковые стекла у нас тоже используются для обзора.

- Да.

- Я к чему об этом вспомнил: подъезжая к студии, поймал себя на том, что сегодня с утра не протер, времени не было, все, закиданы уже напрочь. Сейчас после эфира пойду протирать, иначе не тронусь с места. 

 


Обсуждение
3164
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.