«Мы смогли соединить весы с интернетом», - Дмитрий Сергеев о своём стартапе, проекте «Метрика»
Тема: хакатон, онлайн-стартапы
Гость: Семен Тараканов, Дмитрий Сергеев, участники хакатона, авторы проекта «Метрика»
Программа: «Бизнес-ланч»
Дата выхода: 2 марта 2015 года
Ведущий: Юлия Хлобыст
- Проект, Метрика» - это такие интернет-весы. Проект этот еще не реализован. Хотя есть прототип. Как происходит рождение проекта в рамках хакатона, до и после него, об этом будем говорить сегодня. Скажите, вы на хакатон пришли уже с готовыми идеями?
Семен Тараканов: Идея какое-то время гуляла у меня в голове, я подумал, было бы здорово взять обычные весы из магазина, приделать к ним какой-нибудь модуль для Wi-fi, и соединить с интернетом, чтобы записывать все данные не на листочке, а в интернете.
- Я понимаю, что IT-шники или люди, которые работают с интернетом, они такие своеобразные люди. Практический смысл этого всего? Я понимаю, что скоро весна, надо за своим весом следить. Практический смысл этого изобретения был у вас или просто это фишка такая, «Метрика», интернет-весы.
Семен Тараканов: Лично у меня не было такой проблемы, я не сильно слежу за весом. А вот жена у меня спрашивает постоянно хорошая у нее фигура или нет.
- Это правильно.
Семен Тараканов: Она каждый день встает на весы. Но она не записывает, просто следит за своим весом. Я подумал, что технически легко реализовать такой сервис и думаю, стоит его попробовать
- Практически, жена вам эту идею подкинула.
Дмитрий Сергеев: Была сформулирована проблема, а потом Семен стал искать идею, как сделать так, чтобы тот вес, который ты видишь, куда-то записывался, и получились такие интернет-весы.
- Вы с этой идеей пришли на хакатон, который проводился в прошлые выходные?
Семен Тараканов: Он около месяца назад проводился. На прошлой неделе другой хакатон был.
- Хорошо, вы пришли с этой идеей на хакатон. Как там происходит поиск партнеров?
Дмитрий Сергеев: Давайте мы расскажем, что такое хакатон, а потом о том, как мы действовали в рамках хакатона. Хакатон – это такое мероприятие, в рамках которого команды, пришедшие на него должны быстро, за 2 дня сделать из идеи какой-то прототип, какой-то рабочий продукт, вот это его цель. Чаще всего это какое-то мобильное приложение, интернет-проект, в нашем случае это такое сочетание между железом и интернет-проектом. И мы фактически с голой идеей, с небольшим представлением о том, как это делать пришли на этот хакатон. И Семен с командой железячников, тех, кто готов был к тому, чтобы разобрать весы…
- Вы тащить оттуда все внутренности, поставить свои.
Дмитрий Сергеев: Да. И наша задача была найти разработчиков. Тех, кто готов делать мобильное приложение. Проект состоит из двух частей. Одна часть – это железо, сами весы. А вторая часть – это мобильное приложение на телефоне, которое получает информацию о весе и строит график из нее. И мы на хакатоне, первым делом, что мы сделали, объявили о том, что мы делаем проект, пришли с реальными, настоящими весами, которые только что купили за 10 минут в магазине.
Семен Тараканов: Даже не распечатали их.
Дмитрий Сергеев: Да, подняли весы, сказали, вот, готовы делать приложение, чтобы соединить его с этими весами. И нашил там команду разработчиков из 8 человек, с которыми в течение двух дней делали этот проект.
- Прежде чем вы расскажите, в каком состоянии сейчас находится проект, я бы хотела уточнить, вы не вошли в число призеров, официальных номинантов хакатона. Но вы получили некий спецприз?
Дмитрий Сергеев: Да, это произошло, потому что на хакатоне, как и на любом конкурсе есть четкие критерии, там было 4 номинации, мы участвовали в номинации Google, в рамках которой нужно было использовать последнюю версию телефона Google и последнюю версию операционной системы. Но так случилось, что у наших разработчиков и у нас не оказалось телефона на базе Google последней версии, поэтому у нас физически не было возможности сделать под последнюю версию. Поэтому по критериям номинации мы не могли попасть в число призеров. Но наш проект нашумел, получился удачным, поэтому нам выдали отдельный приз зрительских симпатий или как-то по-другому можно назвать.
- Этот приз был в виде денег, в виде средств для развития стартапа?
Дмитрий Сергеев: Не совсем, в данном случае нам подарили часы и браслеты (смеются), фитнес-трекеры и умные часы, каждому из команды.
- Такой намек, что есть фитнес-трекеры, а у вас должен появиться ваш продукт под названием «Метрика», который фиксирует вес. Хорошо. На какой стадии сейчас находится ваш проект, потому что я, как человек, никогда не организовывавший бизнес, я так примерено представляю. У тебя есть некоторая идея, ты хочешь что-то сделать, но этого мало, чтобы идею внедрить в жизнь. Иногда это маленькие средства, больше моральных и временных усилий, а иногда, наверное, большие средства нужны, чтобы внедрить эту идею. У вас все равно идея касается и некой вещи, это весы, измерительный инструмент. Просчитывали или вы, сколько нужно на это денег, и как вы сейчас будете внедрять эту идею, которую вы внедрили в недрах хакатона?
Дмитрий Сергеев: Мы находимся в состоянии стартапа. Есть 2 типа компаний, это зрелые компании, у которых уже есть деньги, они понимают проблемы клиента и решают эти проблемы. Либо клиент приходит и говорит, у меня есть такая проблема, решите мне ее за столько-то денег. Есть другой тип компании – стартап, состояние компании, когда она должна определить проблему и способ ее решения. И, исходя из способа, уже понять, сколько будет стоить тот продукт, который продаешь. Так вот, мы в стадии стартапа, находимся в том состоянии, когда нам нужно прийти к конечному клиенту и спросить, смотрите, вот то, что мы реализовали, решает вашу задачу? Может быть, вам нужен дополнительный функционал.
- Исходя из этого, вы будете просчитывать?
Дмитрий Сергеев: Да, у нас примерная экономика просчитана в двух вариантах. Мы делаем массовый продукт, там должна быть одна стоимость, от 5 до 10000 тыс., и персональный продукт, там стоимость гораздо выше. Персональный продукт не для того, кто встает на весы, а для фитнес-центра, чтобы он занимался увеличением лояльности своей аудитории, чтобы он мог дать аудитории какую-то дополнительную ценность. Не только тренажерные залы, беговые дорожки, но и способ следить за собой вместе с тренером. Есть тренер, есть дополнительный инструмент, который мы предоставляем, который дает такие дополнительные знания.
- Откуда уверенность, что этот продукт будет востребован фитнес-центрами? Понятно, что сейчас фитнес-центры хотят повышать лояльность своих клиентов, потому что самих фитнес-центров становится все больше и больше, им нужны некие фишки. Но вы приходили уже в пермские фитнес-центры, разговаривали с их владельцами или с теми, кто отвечает за какую-то техническую составляющую?
Дмитрий Сергеев: Этот вопрос можно разделить на 2 части. Общий тренд то, что происходит в мире, и наши какие-то действия с точки зрения прийти в тот или иной фитнес-центр. Если говорить про второй вопрос, нам сейчас дали контакты казанских фитнес-центров, чтобы мы с ними поговорили на тему, интересно им это или нет, до пермских еще не дошли, так получилось. И есть первая составляющая – это общий тренд. В мире сейчас происходит движение в сторону интернет-вещей, но Семен, наверное, больше расскажет, чем я.
Семен Тараканов: Да, это новый тренд. Когда любая даже простая вещь она уже подключена к интернету, какая-то информация может попадать в интернет, где уже может происходить какая-то аналитика, обработка данных. Допустим, связать весы, связать фитнес-трекеры, или умные часы, информацию о том, как вы ходите, сколько вы ходите, провести достаточно глубокую аналитику, которая будет анализироваться в облаке, чтобы получить какой-то весомый результат.
- А может быть, уже есть эта разработка? Может быть, вы изобретаете велосипед? Скажем, наши пермские промоботы, их уникальность только в том, что они созданы здесь, но такие промоботы уже есть.
Дмитрий Сергеев: Да, правильный вопрос задали. На самом деле, при создании какого-то стартапа или бизнеса обязательно надо посмотреть на конкурентов, на существующие бизнесы, и в нашем случае конкуренты тоже есть.
Семен Тараканов: Около 10.
Дмитрий Сергеев: Есть весы, на которые ты встаешь и получаешь данные на телефон. Но у них есть одна проблема, они персональные, они для конкретного человека, чтобы он дома поставил, дома вставал на весы и получал эти данные. Решения для фитнес-центров нет.
- Когда проходит определенный поток, каждый 15-30 минут на весы встает новый человек.
Дмитрий Сергеев: Да, совершенно верно. Там есть проблема в том, что нужно получить данные для конкретного человека. Не для того, кто вставал 5 минут назад, а для того, который сейчас стоит, и вот эта проблема еще не решена.
- Я хочу больше к жизни перейти. Проект замечательный. То, что вы знаете, как его делать – это замечательно, но на какой он стадии сейчас? Вы подобрали команду, сказали, что вы нашли 8 человек единомышленников. Но сейчас их стало меньше.
Семен Тараканов: Остались самые стойкие. Вот мы вчетвером оставались и продолжаем после хакатона собираться после работы, после учебы, без финансирования, грубо говоря, доделывать проект. Мы улучшили железную часть, маленькие штришки подпаяли. Улучшили программу в микро-контроллере, и сейчас завершаем работу над мобильным приложением.
Дмитрий Сергеев: Смотрите, в рамках хакатона мы сделали следующее. Мы смогли соединить весы с интернетом и передавать данные о весе в мобильный телефон. Пользователь запускает мобильное приложение, нажимает на кнопку и получает информацию о весе. Это неинтересно, потому что в таком формате ты можешь узнать свой вес, вставая на весы. Нужны дополнительные данные, то, что может интернет, мобильное приложение.
Конкретно, та самая динамика, о которой вы говорили, сколько я весил вчера, позавчера и в прошлые тренировки. Плюс поставить себе цель. То есть, задача тренировки – добиться какого-то веса в массе или сбросить какое-то количество жира. Нужно знать, насколько быстро ты движешься к этому результату. Вот эту часть, показать динамику и поставить цель, мы ее сей час доделываем. После того, как мы ее закончим, наша задач будет перейти к конкретной аудитории, к потенциальным клиентам, показать это приложение.
- Пока у вас есть контакты только в Казани, но пойдете ли вы по пермским фитнес-клубам?
Дмитрий Сергеев: Да, у нас есть контакты пермских фитнес-клубов, просто так получилось ,что в Казани заинтересовались этим проектом, и договорились с нами устроить Skype-конференцию. Пермские, конечно, в приоритете, потому что мы можем к ним дойти и в реальном времени показать, как это работает.
- Ставите ли вы себе временные сроки, когда у вас будет готова вот эта первая версия, пробная, с которой вы уже пойдете на продажу?
Дмитрий Сергеев: По уму, конечно, нужно ставить сроки, но поскольку для нас это хобби, у обоих есть свой бизнес, поскольку это хобби, то работаем над этим проектом в рамках хобби, по выходным, по вечерам, жестких сроков нет.
- То есть, нельзя сказать, что к концу марта в Перми появится пробная, первая версия «Метрики»?
Дмитрий Сергеев: Но мы стараемся. Чтобы можно было так сказать
Семен Тараканов: Да, попробуем.
- Вы действительно верите, что сегодня, когда много у нас продукции технической, технологической, появляется зарубежной, что со своим этим проектом вам удастся убедить потенциальных покупателей брать вот эту новинку?
Дмитрий Сергеев: Смотрите. Зарубежные аналоги есть, но они персональные. Плюс они недавно стали в 2 раза дороже, это нам подсказывает, что мы можем составить конкуренцию зарубежным проектам.
Семен Тараканов: Да, и как показал опыт, российский потребитель отличается от зарубежного потребителя. Если предполагается, что какой-то зарубежный товар будет выходить на российский рынок, нужно лишний раз убедиться, что те ценности, ценности этого товара, одинаковые, как за рубежом, так и на российском рынке.
Дмитрий Сергеев: И банально, приложение должно быть переведено на русский, чтобы люди им пользовались.
- Согласна. Сейчас вы остановились на том, что вы сделаете эту версию, дальше вам надо попытаться ее продать. А дальше-то ведь идет производство. Вы думаете об этом? Если вы собираетесь внедрять эту новинку, причем, не просто собирать где-то на коленях в гараже, а собирать где-то в массовых масштабах, это должны быть цеха, что-то такое.
Семен Тараканов: Да, сначала мы определимся. Что такое массовое для нас, на какие объемы мы будем нацелены. Исходя из этого посмотрим, какие производственные площади есть в Перми, в России или в мире. Контрактное производство сегодня достаточно хорошее, дружелюбное. Если будет капитал, если будет нормальная бизнес-модель, то это вполне себе реально.
Дмитрий Сергеев: Тут надо понимать, для какой аудитории мы делаем. Если b2C, то есть для конечного пользователя, там нужны большие объемы и конечные партии, если мы делаем b2b, то есть, для кого-то бизнеса, то объемы нужны немножко другие, и там ценность другая. Поэтому сначала надо подтвердить ценность, и после этого уже понимать, какие расходы нас ждут, исходя из той ценности.
- Не могу не спросить вас, первый ли раз вы участвовали в хакатоне. Насколько такой формат интересен и эффективен для таких разработок?
Дмитрий Сергеев: Это прекрасный формат. Он идеально подходит для такого, чтобы ускориться. Его задача – ускорить разработку, замотивировать команду за счет конкуренции, за счет того, что есть соседние команды, которые тоже что-то делают быстро. Ну, и приз какой-нибудь получить.
- Мелочь, а приятно.
Семен Тараканов: Да.
Дмитрий Сергеев: Тут очень важна скорость и возможность создать команду.
- То есть, вы хотите сказать что если бы не хакатон, то вы такими темпами не приступили бы к разработке этого проекта?
Дмитрий Сергеев: Раскачивались бы дольше. Однозначно.
Семен Тараканов: Еще хотел сказать , что все-таки интенсив очень важен, нельзя так просто взять и вырваться на 2 дня непрерывной работы даже ночью в обычной жизни. И это очень важно.И второй момент, когда находишь новых людей, новую команду, такую свежую кровь, можно сказать, это новые идеи тоже стимулирует.
- К следующему хакатону у вас будет следующая идея?
Семен Тараканов: Посмотрим.
Дмитрий Сергеев: Скорее всего, это будет на базе этого же продукта, просто следующая веха. Например, мы подключим фитнес-браслет к мобильным приложениям.
Семен Тараканов: Или сделаем свой фитнес-браслет.