Верхний баннер
21:22 | ЧЕТВЕРГ | 25 АПРЕЛЯ 2024

$ 92.13 € 98.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

13:18, 17 марта 2015

«Для предпринимателей есть два варианта - ждать стабилизации, не занимаясь развитием, или работать значительно больше», - Вячеслав Белов

Теги: бизнес

Тема: положениие малого и среднего бизнеса в Пермском крае

Гость: Вячеслав Белов, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Пермском крае.

Программа: «Бизнес-ланч»

Дата выхода: 9 марта 2015 года

Ведущий: Юлия Хлобыст

- Повод для встречи очередной доклад уполномоченного по защите прав предпринимателей в 2014 году, он в конце февраля был обнародован, сейчас он доступен всем. Единственное, что этот доклад не обсуждался ни с губернатором, ни с Заксобранием. Мы первые можем с вами его обсудить. Я начала смотреть доклад более предметно, ваши встречи с предпринимателями и проблемы, которые возникали в 2014 году. Я, конечно, могу процитировать, но это будет коротенечко минут на 10. Поэтому цитировать не буду. Просто скажу, вы пишите о том, что когда вы встречались с предпринимателями, буквально многие сферы были проблемными, и нестабильность законодательства.

- Это одна из главных проблем.

- Ее всегда отмечают предприниматели. И отдаленность каких-то органов регистрирующих. Я так посмотрела, и куда не плюнь, простите за такую грубость, везде получаются проблемы. Я не понимаю, как в таких условиях выживают те, кого мы сегодня называем малым и средним бизнесом.

- Вы знаете, наверное, задача уполномоченного отразить максимально качественно все те проблемы, которые он выявил. В течение последнего года это задача, это работа, поиски путей решений этих проблем. Что касается ситуации, о которой вы говорите, живет и выживает, наверное, стоит говорить, что 2014 год был очень непростым для предпринимательского сообщества Пермского края. И 2015 год, очевидно, будет непростым. Мы понимаем, в чем главные риски. Наверное, речь идет не только о том, что излишний контроль, сложные ситуации для получения услуги, административные барьеры, они, к сожалению, никуда не деть, об этом я говорю, но мы должны учесть, что 2015 год сложный для нас в общеэкономическом плане. Мы понимаем, что спрос падает, затраты растут, получить деньги под низкие проценты сложно. Для предпринимателей есть 2 варианта действий, это ждать стабилизации ситуации, может быть, не заниматься какими-то инвестиционными проектами и развитием, а второй вариант, может быть, это не в коей мере не совет, но один мой очень хороший друг, предприниматель, бывший одноклассник, он как-то сказал, вот сейчас ситуация в 2014 году непростая, в 2015 году непростая, что ты делаешь? Его ответ был прост до гениальности, ситуации кризисные – они всегда такие. Если мы работали в хорошо организованном бизнесе 4-5 часов в день, в непростой ситуации, допустим, 10, то просто сейчас необходимость работать значительно больше.

И вот это та главная возможность. Потому что есть ситуации, когда в аналогичном бизнесе, к сожалению, кто-то уходит с рынка и это трынок можно занять, когда возникают новые возможности для подготовки, изготовление продуктов питания. То, что мы очень много говорим про импортозамещение, но, тем не менее, это целое направление в бизнесе, которое может создать новых предпринимателей и может быть, даже новых богатых предпринимателей.

- А вы думаете, готовы ли местные товаропроизводители встать на это место? Вот сейчас в связи с девальвацией, пусть немного, но уходят некоторые компании с рынка, пусть не много, но вот только что про Adidas на РБК прочитала. Есть ли у нас, так скажем, порох?

- Безусловно, такие возможности есть, и порох точно есть. Я знаю, что предприниматели, желающие занять эту нишу, они у нас есть. Мне кажется, что главное должно быть еще направление, это деятельность со стороны государственных муниципалитетов по поддержке таких предпринимателей.

Нужен упрощенный порядок. Допустим, если мы возьмем сельхозпроизводство, упрощенный порядок выделения земельных участков, очень быстрое принятие решений. Потому что понятно, что это инвестиции, это сезонные работы. С другой стороны, если предприниматель хочет сделать какое-то производство… Вы знаете, такое обращение от предпринимателей уникальное, я его планирую зачитать дословно почти при докладе губернатору и на пленарном заседании Законодательного собрания. Оно выглядело так, я обратился за получением земельного участка для постройки объекта для ведения бизнеса в 4 муниципалитета, в первые 3, ни в одном не получил положительного решения. Обратился в самый последний раз, в четвертый муниципалитет, и хочу, чтобы вы выразили признательность такому-то главе за то, что проблема была решена. По сути, это взаимный интерес и по созданию рабочих мест, и по открытию бизнеса, и если земля будет использоваться, по ней будет выплачиваться земельный налог и арендная плата. Двухсторонняя заинтересованность, и получения продукцию, которая будет востребована. И он говорит о том, что четвертый муниципалитет мгновенно принял решение.

- То есть, это возможно.

- Это возможно, это реальность. Я, почему и говорю, двойное это изменение. С одной стороны – это активность предпринимателя. А предприниматели и отличаются от всех остальных, это человек, группа лиц, которые являются активными, они хотят работать, они хотят зарабатывать, многие или большинство из них знают, как это делать, но не всегда есть возможности. Если бы им помогали, было бы замечательно.

- Вот вы говорите, многие хотят. А у меня есть другая информация, читаю «Бизнес класс». Небольшая заметочка от 7 марта «Прикамские фермеры не хотят искать рынки сбыта, не хотят заниматься торговлей, и ратуют за возрождение закупок от государства. Об этом труженики села говорили в ходе круглого стола, который прошел на минувшей неделе, и был посвящен проблемам развития сельхозотрасли». Далее цитата одного фермера из Чайковского. Он говорит: «Меня беспокоит, что я должен искать рынки сбыта сам. Я не хочу тратить нервы, время и силы на поиск точек реализации. Мне нужно своим делом заниматься, вот, посевная скоро. Зачем чиновники перекладывают проблемы торговли на фермеров. Государство самоустраняется, мол, сами берите субсидии и развивайтесь. Многие не знают правил торговли, ведь далеко не каждый фермер может разобраться в законопроектах. В конце концов, фермерство – это почти что оборонка. Мы обеспечиваем людей пищей, нам реально некогда все это изучать, поэтому, не проще ли вернуть госзакупки как раньше», -  заявил вот этот фермер из Чайковского, и другие с ним согласились.

- Совершенно прав фермер. Но дальше только одно но, скорее всего. Я не знаю, услышат нас сегодня те, кто хочет заняться бизнесом. Парадокс, это не функция государства приобретение мяса и поставки, это хороший бизнес. В чем особенность сегодня? Я согласен с тем, что фермер должен заниматься сельским хозяйством. Но и должен быть бизнес, который занимается приобретением этого мяса, доставкой его в сети, в розницу, в небольшие магазины. Может быть, у них свои магазины.

Удивительная вещь, мы все еще чуть-чуть остались… Вроде бы у нас есть уже сложившееся право собственности, и капиталистические отношения, у нас есть реальный бизнес, но мы почему-то опять оглядываемся здесь на государство. Было бы замечательно, если бы появились люди, предприниматели, которые оказывали бы услуги фермерам. Почему фермеры говорят здесь о сложностях? Я напомню, это у нас опять излишнее правовое регулирование очень сложное. У нас любой убой скота должен производиться в убойных цехах. И у предпринимателя должна быть главная задача – вырастить, а у них первая проблема – убой, потом доставка, потом, найти, где продать продукцию.

По логике вся эта цепочка – это бизнес цепочка. И нужно не на государство оглядываться, а на создание этих бизнес цепочек. На мой взгляд – это пример бизнеса нового может быть, который сегодня может активно развиваться. Нет этих людей, есть люди, которые хотят заняться этим бизнесом. Это новая площадка. Мы с вами обсуждаем совершенно другую логику. Я уверен, что такие предприниматели найдутся и этим бизнесом займутся.

- Мне непонятно, почему фермеры у нас есть, они могут заниматься выращиванием мяса, молоко производить, а логистика не развита. Логистические компании труднее организовать?

- Их непросто организовать, это очевидно, потому что это вопросы транспорта, это вопросы наличия объектов хранения этих же больших партий мяса, система доставки молока от фермы до продавца. Но это как раз та тема, которая может быть поддержана государством. И предприниматели должны понимать, что если государство заинтересовано, оно должно поддержать создание этих логистических цепочек. И может быть, нужно не только на уровне Минсельхоза Пермского края давать субсидии на непосредственное развитие мясного, молочного животноводства, кролиководства, растениеводства, а в том числе давать субсидии на создание таких логистичесикх цепочек.

Почему и говорю, это новый вид бизнеса, если он сегодня у нас не существует, то может быть, есть смысл его поддержать. И тогда эта конструкция в Пермском крае, здесь произвели, здесь же продали, может быть, излишки увезли за пределы, это было бы позитивно и для развития бизнеса, и для развития Пермского края.

- У нас есть телефонный звонок, как вас зовут.

Слушатель: Здравствуйте, с праздников. Вас, во-первых.

- Спасибо.

Слушатель: Вопрос по бизнесу. Вы слишком сваливаете на бизнес. Что может привезти какой-нибудь ИПшник, он привезет, никакие налоги не заплатит, цены будут расти, их будут вздувать, они будут такие, как требует рынок. Нужно обязательно свои иметь склады. Как раньше была госзакупка, и должна быть ограничена наценка, а то сейчас подняли этим бизнесом, от которого никакой отдачи нет. Вы посмотрите, сколько налогов они платят. Ничего, абсолютный ноль. Все уходят от налогов, 40 млн. потеряно, заявляли нам. О чем вы говорите, вообще. Бизнес надо прекращать.

- Вообще бизнес прекращать?

- Спасибо за позицию. Она точно заслуживает уважения. Я понимаю, что на сегодняшний день государство полностью способно заменить эту предпринимательскую инициативу. И большой вопрос, сколько денег в эту сферу нужно будет государству направлять. Но в любом случае я думаю, что эта позиция должна быть учтена, отдельно мы ее проработаем с минсельхозом Пермского края. Я постараюсь для себя понять, возможно технически то, что предлагает слушатель в Пермском крае. Не за счет, еще раз говорю, предпринимателей, на которых мы возлагаем, как считает, какие-то дополнительные обязанности. Это другая сфера, это не производство мяса, молока, это сфера логистической доставки этого мяса или молока от производителя, к производителю более высокого передела или к потребителю. Посмотрим, обсудим, может быть, это и возможно реализовать в Пермском крае, но это очень затратно.

- Если уйти от темы сельхозтоваропроизводителей, и посмотреть на другие сферы, сегодня получается так, да, у нас есть предприниматели, которые занимаются пошивом одежды, делают красивые, качественные вещи, все это очень дорого. Я не знаю, как они выживают. Но для потребителя, когда уходит с рынка массовый сегмент одежды, обуви, это тоже очень дорого. Как здесь быть, помогут ли здесь эти логистические цепочки?

- Я исхожу из того, что дефицит одежды и обуви брэндовой, как раз наоборот дорогой, не очевидно, что здесь есть для населения большой ущерб. Но скажу вам точно, в Перми, Пермском крае не только шьют одежду, но и шьют очень хорошую обувь и на заказ тоже шьют. Здесь опасений быть не должно.

Понятно, что в большинстве случаев это больше ремонт, чем пошив, но он есть. Что касается обеспечения этих поставок, я считаю, что здесь тоже есть источники. Никто не говорит, что обязательно надо ориентироваться на восток. Но в любом случае Россия является очень интересным рынком сбыта и для государств, которые в отношении нее никаких санкций не ввели, если мы еще и об этом говорим. Поэтому здесь опять же вопрос предпринимательской активности и интересов.

Для предпринимателя, как вот по телефону сказали, и для фермера главная задача – заработать. И поэтому, может быть, такие рынки по поставкам могут быть найдены часть в Азии, может быть, даже в Южной Америке. Это вопрос деловой активности. И здесь важно, то, о чем я в начале сказал, чтобы у предпринимателя всегда была возможность получения  финансового ресурса для решения тех задач, которые он перед собой поставил. И недорогого финансового ресурса.

К сожалению, эта проблема и в 2014, в конце года, особенно сказалась, когда в принципе уже кредитные учреждения в Перми стали по заключенным договорам кредитным предлагать в одностороннем порядке повышение ставок, иногда до двух раз. Понятно, что предприниматель планирует свою деятельность и учитывает свои обязательства, не рассчитывал на такое увеличение. Вот одна из задач, в сохранении того, чего у нас не хватает, или может быть из-за того, что введены санкции, все же ресурс для развития предпринимательской деятельности – это крайне важная вещь, это источник денежных средств.

- Хотела бы спросить вас об основных рисках для малого и среднего бизнеса, которые вы увидели за 2014 год.

- Я думаю, что основные риски для малого и среднего бизнеса заключаются в значительном увеличении затрат на администрирование, на администрирование вообще самой деятельности. О чем я говорю, в принципе, увеличение нагрузки платежной, не всегда только налоговой. Это значительно, иногда в разы увеличение какой-либо платы. У нас с 1 января 2015 года в 3 раза возросла плата за размещение нестационарных торговых объектов. Это в соответствии с действующим правовым регулированием, но, тем не менее, в 3 раза. Предприниматель, который занимался бизнесом, у которого закончился договор по размещению НТО, должен войти в конкурсные процедуры, он подает заявление на участие в конкурсной процедуре, и у него вход стоит в 3 раза дороже.

- Почему? Причина этого подорожания.

- Это правовое регулирование. В данном случае есть нормативно-правовой акт в городе Перми, в котором эта плата установлена.

- Кто устанавливал эту плату?

- В данном случае эта плата установлена Пермской городской думой.

- Депутаты чем-то руководствовались, когда повышали?

- Безусловно, руководствовались тем, что достаточно низкая плата была ранее, по проведенному анализу, это обсуждалось на круглом столе. Вопрос был в другом. Что любые ситуации, которые характеризуются какими-то кризисными явлениями, в них лучше ничего не ужесточать, не менять, это позиция и моя, как гражданина, и как уполномоченного, лучше не менять правила игры в тяжелых таких ситуациях.

Идем дальше. Услуги нотариальные достаточно часто нужно получать предпринимателям. Значительно возросла государственная пошлина за нотариальные действия. Это тоже 2014 год. Для тех, кто занимается розничной торговлей алкогольной продукцией, перенесли чуть-чуть введение на 1 июля 2015 года, это введение так называемых журналов учета розничного оборота. Для крупных предприятий, где все автоматизировано – это не проблема, и отчетность в электронном виде. А для предприятий торговых, маленьких, находящихся в сельской местности, необходимость приобрести программный продукт стоимостью 50 тыс. рублей, а потом его обслуживать, это уже очень значительно.

Изменения в части налогового законодательства, допустим, в порядке предоставления деклараций по налогу на добавленную стоимость. Когда сегодняшняя декларация стала очень объемной, уже 2015 год, очень объемной. Опять же вопрос, для большого предприятия, там, где это формируется в системе бухгалтерского учета, это решаемый вопрос, хотя тоже для этого нужно принимать дополнительного человека. А для малого и среднего бизнеса – это пресакательный вопрос.

В  2014 году изменилось законодательство о порядке предоставления бухгалтерской отчетности, я просто могу эти примеры очень долго приводить. И, по мнению части предпринимателей, количество организаций и в РФ, и в Пермском крае сократилось. У нас незначительно, но стало меньше на 601 юридическое лицо за год, число зарегистрированных и прекративших, это незначительное уменьшение, но в основном оно связано с тем, что предприниматели на специальных налоговых режимах, узнав, что им нужно предоставлять бухгалтерскую отчетность, скорее всего, ушли в тень, и прекратили заниматься бизнесом. Дай бог, если это не привело к сокращению рабочих мест. В этой ситуации, конечно, максимально государству и муниципалитетам, тем, кто принимает решение о правовом регулировании, в вопросах администрирования нужно смотреть и учитывать интересы малого и среднего бизнеса. И не приравнивать крупный и малый и средний бизнес по тем обязательствам перед государственными муниципалитетами.

- У нас есть звонок, здравствуйте, как вас зовут?

Слушатель: Здравствуйте, меня зовут Ирина. Я бы хотела посоветовать просто вашему гостю, чтобы избавиться от позы просителя в государственных и муниципальных органах. Сейчас очень много разоренных, завершающих свою деятельность частных предпринимателей. Всем им нужно пойти в службу занятости. Увеличить на какой процент, на огромный процент незанятое население, официально, и тогда пусть госорганы, муниципальные органы принимают свое решение по тому, что только что рассказывалось.

- Спасибо, Ирина.

- Спасибо вам за звонок.

- Ну, что, выход?

- Это не столько выход, сколько риск государства. Я за сам звонок благодарен, это риск государства за безответственную политику в отношении малого и среднего бизнеса, которая проводится. И здесь большой вопрос, сколько это будет стоить для государства. На счет просителя, все же я бы не согласился, потому что…

- Может быть, не просителя, они просто придут, встанут на учет и все.

- Мы как раз будем настаивать на том, чтобы малый бизнес не только слушали. Вот сегодня можно говорить о чем? Проблемы малого бизнеса на слуху. Малый бизнес, не только через омбудсмена имеет возможность донести свою позицию до государства.

- Я кстати об этом и хотела спросить. Как ваш институт на уровне федеральном, региональном… Вот есть у вас доклад толстенный, я его вижу, в таком печатном варианте. В 2013 году был отчет уполномоченного в Пермском крае, в 2014 году. На уровне федерации тоже, наверное, есть такие же отчеты. И дальше что?

- Сразу же скажу вам, на уровне федерации доклад уполномоченного Бориса Юрьевича Титова, он был представлен в мае президенту. Было дано поручение, и по докладу к осени 2014 года был сформирован пул поручений председателя правительства РФ, вице-премьеров по направлениям деятельности. И поручения президента по совершенствованию бизнес-климата.

- Буквально тогда же весной появился какой-то закон, помните, о 22 видах деятельности, у которых арендная плата, какие-то платежи возросли. Слава богу, они не были приняты.

- Мы увидели, что не произошло ужесточение на федеральном уровне правого регулирования в сфере, допустим, налогов. Отдельно можно рассматривать разные сферы. По налогам скажу, это и снижение налоговой нагрузки, в Пермском крае проект внесен в Законодательное собрание по патентной системе, по упрощенной системе налогообложения, это введение налоговых каникул это направления, которые услышали.

Вот сейчас то, о чем я рассказывал уважаемым слушателям и вам, это касается вопросов, которые не напрямую саму нагрузку определяют, а вот эти многочисленные затраты, обязательства, которые в том числе приводят потом к привлечению предпринимателей к административной ответственности. Вот эти требования, нужно смотреть, насколько они обоснованы, нужны ли они, не является ли это регулирование сегодня сдерживающим развитие бизнеса. И вот это мне кажется, один из важных моментов. Сегодня уже предпринимателей слышат, а вот услышать нужно действием.

- У нас был в свое время проект «Административная гильотина», насколько я помню. И у меня такое ощущение, что сроки, может быть, сократились выдачи какой-то документации для предпринимателей, и все, он почил.

- На самом деле, здесь не в полной мере готов с вами согласиться, вот эти административные регламенты, эти дорожные карты, они сейчас в работе. И на самом деле во многих случаях 2014 год – это был начальный год для их реализации. Поэтому в 2014, 2015, 2016  году это все должно быть реализовано.

 


Обсуждение
4105
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.