Верхний баннер
10:44 | ПЯТНИЦА | 19 АПРЕЛЯ 2024

$ 94.09 € 100.53

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

12:44, 22 марта 2015

«Наша задача - приблизить игру к реалиям российского бизнеса», - Рустам Зарипов, создатель настольной бизнес-игры

Теги: бизнес, игры

Тема: настольная бизнес-игра

Гость: Рустам Зарипов, Алексей Нечаев, предприниматели, создатели настольной бизнес-игры.

Программа: «Бизнес-ланч»

Дата выхода: 16 марта 2015 года

Ведущий: Юлия Хлобыст

- Будем сегодня говорить о том, как сделать бизнес с помощью игры. Для меня, как для человека, соприкасающегося с предпринимателями в этой студии либо уже где-то в реальной жизни, когда я получаю товары и услуги, человека, не играющего в принципе, это большой вопрос, можно ли сделать бизнес с помощью игры. Меня в первую очередь взбудоражил вопрос, как действующие предприниматели, один являющийся директором завода, это Алексей, второй является директором сети автосалонов, помимо этого Рустам еще является сотрудником Высшей школы экономики, как вы дошли до того, что с помощью игр вы решили учить начинающих предпринимателей бизнесу? Вы же сами начинали в реальной жизни, как так получилось?

Фото портала
Фото портала
Рустам Зарипов: Началось то у нас как некоммерческий проект. И если бы у нас на тот момент стоял вопрос решения материальных задач своих, наверное, мы начали бы с более прикладного, быстрого, более реализуемого бизнеса.

- Подождите, ваши бизнесы, которые в реальной жизни существуют, они ведь раньше?

Рустам Зарипов: Да, они начались задолго до игры. Я об этом и говорю, игру-то мы придумали, затеяли изначально не как какой-то бизнес-проект, это было желание, увлечение. Мы после тренировки волейбольной сидели в кафе летнем и обсуждали, чем бы нам хотелось еще заниматься в жизни. Сошлись на том, что есть преподавательские мотивы и что-то такое игровое. Подумали, что нет в России сейчас современной бизнес-игры, построенной на каких-то реалиях российского рынка, и о том, что было бы круто сделать ее. Вот, и полгода мы после этого создавали игру.

- Вы знакомились с практикой онлайн игр, интернет-игр, как это происходит на западе? Потому что, насколько я понимаю, вы представляли, что та тенденция, то течение идут к нам оттуда, из-за границы.

Рустам Зарипов: Пока мы ее создаем, идея появилась в августе прошлого года, сейчас у нас информационное поле достаточно широкое, мы представляем себе, какие игры есть на этом рынке, сколько они стоят, какую потребительскую ценность они несут, что там происходит на западе, прогнозы какие по этому рынку. Как происходит процесс геймификации. Теперь уже такое понимание есть.

Алексей Нечаев: Только сейчас начинает появляться. Когда начинали разрабатывать это все, у нас был сам интерес игры. Мы знали, какие самые популярные игры, мы решили сделать что-то новое. Даже новую механику. У нас механика абсолютна уникальна.

Рустам Зарипов: Чтобы задумать такую игру, нам не нужно было вникать в какие-то детали. Потому что, если бы популярные игры были, мы бы о них знали, а мы знали такую игру как «Монополия», и такую игру, как «Денежный поток». «Монополия» - это игра, которая существует очень давно и устарела в какой-то степени. «Денежный поток» - это не массовая игра, во-первых, во-вторых, и в той и в другой игре много зависит от фактора случайности. Там чему-то научиться  не так легко, потому что там процесс игры – это бросание кубиков, ожидание случайных ситуаций на рынке, выстреливание в какой-то удачный момент. Мы сделали игру, в которой очень мало зависит от удачи, в которой все зависит от скорости и мышления игроков.

- Это настольная игра?

Рустам Зарипов: Да.

- Давайте подробнее, что представляет собой процесс игры? Насколько я понимаю, в эту игру пока играли только вы в тестовом режиме и опробовали ее на своих друзьях. Как это происходит и в чем отличие от существующих игр?

Рустам Зарипов: Опробовали, кстати, не только на друзьях, уже на пермских фокус-группах, журналисты поиграли в эту игру, в Москве были презентация, в «Бизнес-молодости», очень успешно там прошла, в Казани мы играли с одними из известных молодых предпринимателей. Хотим дальше уже продвигать эту идею совместно. Что касается  самой игры, механики. В игре существует 8 бизнесов. Это 2 технологические цепочки, нефтяная и деревообрабатывающая, это может быть добыча ресурса, переработка ресурса, либо розничная продажа конечного продукта. Это грузоперевозки, тот игрок, который осуществляет экспорт, импорт, и роль инвестора.

- То есть, вы в игре предлагаете на выбор бизнес. Свой бизнес предложить нельзя, только тот, который предлагаете вы.

Рустам Зарипов: Да, там у нас построено все на сложной математической модели, которую игрок не видит, он просто принимает эти данные, и играет в соответствии с этими данными. На самом деле там заложена серьезная математическая модель, и предлагать что-то от себя не имеет смысла, все создано так, чтобы у всех были равные шансы на победу. И каждая ролевая карта просчитана таким образом. Действия у него свои, индивидуальные. Сделки он заключает свои индивидуальные, но шансы у всех равны.

- В жизни ведь получается не так, если брать реальную жизнь.

Рустам Зарипов: Это же игра. Если бы мы сделали, что у кого-то больше шансов, мы нарушили бы основной принцип игры.

- Равенство.

Рустам Зарипов: Да, получается, игроки бы стремились играть за определенную роль всегда, наверное, это повлияло даже на спрос, люди бы признали эту игру однобокой.

- Сколько человек может одновременно играть?

Алексей Нечаев: от 4 до 10.

- Прямо  целая компания. Вы сказали, вы предлагаете определеннее модели, тот бизнес, который вы предлагаете, те шаги, они, по сути, предопределяют развитие этого бизнеса. Тогда, что зависит от игрока?

Рустам Зарипов: Вот шаги там как раз не запрограммированы, модели построены на прогнозировании типовых шагов, а в игре предлагается действовать нетипично, вырабатывать любые свои стратегии. Там есть несколько пунктов, что запрещено, и есть целое поле для деятельности, что не запрещено. Тысячи сценариев возможных. И поэтому некоторые игроки и выбиваются вперед на порядок, потому что они отходят от этой математической модели, они действуют нетипично, они придумывают различные сделки, заключают их с другими игроками, за счет того выигрывают.

- А вы можете сейчас проиллюстрировать, как то происходит? Предлагаете бизнес, и что дальше?

Рустам Зарипов: Для этого я чуть глубже объясню. В игре ходы происходят по очереди, но в свои ходи мы заключаем сделки либо со своими активами, с транспортом, со своими заводами, либо с рынком, что-то покупаем на рынке, или что-то продаем рынку. Но вся фишка в том, что сделки частные, между мной и вами, между мной и Алексеем могут заключаться в любой момент вне ходов. От того, какие сделки мы придумаем, какие сценарии мы придумаем, лизинги, аренды, совместные какие-то производства, поездки, от этого зависит успех больше. Если я закупаю в свой ход какое-то оборудование, то Алексей может заплатить мне какие-то небольшие деньги, чтобы я в этот же ход купил  и для него что-нибудь, таким образом, он сэкономил один ход, а один ход ему несет 500 тысяч.

- Спрашивает наш постоянный слушатель Жека по icq, стартовый  капитал присутствует в игре?

Рустам Зарипов: Да, более того…

- То есть, это деньги на бочку, банк, какой-то.

Рустам Зарипов: Да, сначала все получают равное количество денег.

- Это виртуальные деньги?

И первая проблема, с которой сталкиваются участники, как и предприниматели в реальной жизни - это нехватка оборотных средств.

Рустам Зарипов: Конечно. Это же не казино, не азартная игра, хотя, конечно, очень азартная, но не на реальные деньги. Все получают равное количество денег, это количество денег очень небольшое. Каждый имеет так же возможность взять кредит. Там полно таких фишек реалистичных, кредиты, банковские карты, страховые полисы. И первая проблема, с которой сталкиваются участники, как и предприниматели в реальной жизни, это нехватка оборотных средств. Потому что денег сначала не хватает ни на что, стартового капитала очень мало.

- У меня нет таких навыков предпринимательской деятельности. Я всегда работала наемным сотрудником. Могу ли я прийти, попробовать, а самое главное, будут ли у меня шансы чего-то добиться в вашей игре?

Рустам Зарипов: Безусловно, будут. Нам уже задавали вопрос. Всегда ли мы, как создатели выигрываем. Так вот, мы как создатели, занимаем последние места, случается это не так редко. Все зависит от скорости мышления и от способности человека договориться с другими. Такой тренажер переговоров придумать и донести свою позицию, сделать свое предложение лучшим на рынке. При этом помнить, что работаешь ты в паре, но выигрывает только один.

- Алексей во время рекламной паузы начал рассказывать о том, что вы презентовали эту игру в Москве, еще где-то. Как там к ней отнеслись?

Алексей Нечаев: Мы презентовали эту игру в московском бизнес-сообществе, самое интересное, там люди приехали на Ferrari.

- Уже, казалось бы, им и в жизни не к чему стремиться.

Алексей Нечаев: Игра состоялась в пятницу вечером, игра затянулась часов на 5.

Рустам Зарипов: До часу ночи мы играли.

Сергей Нечаев: Да. Причем, люди на Ferrari, вместо того, чтобы катать девушек по ночной Москве, играли в бизнес-игру. Это о чем-то, да говорит. Людей это настолько зажгло, мы еле разошлись.

Рустам Зарипов: Вот они сейчас просят повторить, завтра, послезавтра мы летим в Москве, думаю, мы снова соберемся.

- Жека продолжает задавать вопросы. Он спрашивает, чем тогда отличается ваша игра от той же «Монополии»?

Рустам Зарипов: Я уже говорил, две наиболее известных игры, «Монополия» и «Денежный поток». В «Монополии» основное отличие, очень многое зависит от удачи, вся механика заключается в том, что человек бросает кубики и передвигает фишки. И эта игра не привязана к России. Существует она давно, и там нет российских особенностей. Наша задача была уйти от случайного фактора, чтобы выигрывал человек, а не сопутствующие обстоятельства, и приблизить игру к реалиям российского бизнеса. Мы постарались это максимально сделать.

- Как это в игре выглядит? Что значит приблизить игру к условиям российского бизнеса?

Рустам Зарипов: Начиная от каких-то глобальных вещей, такая рыночная экономика с наличием государственного рынка. Достаточно свободная рыночная экономика, по сравнению с той же западной. Действительно достаточно свободная. Потом уровни проблем, сначала это нехватка оборотных средств, наличие банковских инструментов, но с достаточно высокими процентными ставками. Затем в какой-то момент начинаешь ощущать дефицит ликвидности в стране. То же, что присутствует и в России. Ты не можешь за один ход продать больше определенного количества товаров, потому что денег в стране не хватает.

Алексей Нечаев: У нас есть добытчики. Есть переработчики, производственники. Есть у нас транспортная компания. Есть у нас инвесторы, все те роли, которые занимают бизнес.

Рустам Зарипов: Мы взяли даже те страны, с которыми у России максимальный товарооборот, и те продукты, по которым идет максимальный товарооборот, и наши основные отрасли, которые мы максимально экспортируем. Это все отображает ситуацию. Потом, как я уже говорил, какие-то мелочи, страховые полисы, банковские карты. И возможности договариваться. Аренды производственных площадок. Лизинг оборудования, все это не присутствовало раньше в бизнес-играх, насколько нам это известно.

- Вы сказали, что условия игры максимально приближены к условиям реальности. Я знаю, что у вас даже есть ваш ответ антироссийским санкциям.

Алексей Нечаев: Да.

- Объясните нашим слушателям.

Алексей Нечаев: У нас на карту не попали США.

Рустам Зарипов: Несмотря на то, что со страной неплохой, наверное, товарооборот, мы ее исключили.

- Когда вы рассказывали порталу «В курсе», что за игру вы создали, вы говорили, действия игроков основаны на умении считать и придумывать экономические схемы. Меня  это обеспокоило. Потому что мне кажется, что в нашей российской действительности предприниматели только тем и занимаются, что придумывают экономические схемы. Хотя есть законы, есть правила игры, нужно работать именно по ним, а не идти в обход. Я неправильно поняла?

Наша задача была уйти от случайного фактора, чтобы выигрывал человек, а не сопутствующие обстоятельства. Плюс приблизить игру к реалиям российского бизнеса.

Алексей Нечаев: Схемы не рассчитаны, чтобы идти в обход, схемы рассчитаны, чтобы идти, созидая что-то.

Рустам Зарипов: Это не схемы нарушения закона. Игрокам не позволяется обходить правила, они не могут купить дешевле, или вот у них есть себестоимость производства, они не могут сэкономить, не заплатив налоги, они обязаны заплатить в банк полную себестоимость продукта. Но в принципе, до людей доходит в какой-то момент, что свобода действий большая, можно много чего придумывать, просто договорившись с другими игроками о чем-то, построив технологические цепочки, договорившись с транспортником, там проходят игроки несколько этапов, когда каждый играет сам за себя, потом они образуют коалицию, а потом, когда уже и коалиции начинают сотрудничать между собой, вот такой вот процесс глобализации. Мы такие схемы имеем в виду. И мы каждый раз придумываем что-то новое в игре.

- Скажите, вы сейчас где-то проводите какие-то игры, на которые можно было бы прийти тем, как нашему слушателю Жеке, который нам задает вопросы или мне, например, чтобы прийти, попробовать, и может быть, мы откроем в себе тоже предпринимательский талант.

Рустам Зарипов: Единственное, на что можно попасть в этой игре, это, как говорят люди, потом всю ночь в нее еще во сне продолжаешь играть. Мы действительно периодически собираемся, в Перми. Играем пока ради удовольствия, делаем это и в других городах. Вот в Москве, в Казани играли. В Перми мы тоже периодически собираемся, раз в 2 недели, чтобы хорошо провести время. Если кому-то интересно поиграть с нами, то предлагаем найти нас «В контакте» Сергей Нечаев, Рустам Зарипов.

- Просто ищешь «В контакте», выкидывает на вашу страничку.

Рустам Зарипов: Да. Алексею 34 года, мне 30 лет, я думаю, что по этим данным можно найти нас. Все, в следующий раз пригласим желающих.

- Отправляешь вам заявку, и можно ждать приглашения на участие в игре.

Рустам Зарипов: Да, на очередные дружеские посиделки пригласим.

- Что касается образования. Мы начали с того, можно ли научиться предпринимательству с помощью игр. Вы сказали, что это неплохой старт, неплохая практика. Следующий вопрос, Рустам, наверное, больше к вам, потому что вы еще и преподаете в Высшей школе экономики, насколько сегодня можно и нужно внедрять такую форму обучения, как игры, в процесс обучения.

Рустам Зарипов: На самом деле, нужно, причем, не только в процесс среднего или высшего образования, но и в плане корпоративных тренингов это очень хороший инструмент. В частности, мы в Москве уже встречались с высшей школой экономики, им очень интересно внедрить элемент игры в процесс образования. Мы сейчас с ними договариваемся, чтобы в апреле-мае провести всероссийский чемпионат высшей школа экономики, где будет каждый кампус в своих городах участвовать с финалом в Москве. Такой серьезный чемпионат. И, кроме того, они просят нас провести эту игру в 10-11 классах на уровне своего лицея. Так как на этом этапе совсем не хватает каких-то элементов бизнеса в образовании.

- А как-то в Перми вы пытались разговаривать с учебными заведениями, средними, школами, насколько я помню, у нас есть коммерческие колледжи.

Алексей Нечаев: Буквально недавно мне предложили провести такую игру в сельхозакадемии. Нам уже не приходится договариваться, на нас люди выходят сами.

Рустам Зарипов: У нас же тоже в Перми есть Высшая школа экономики, которую я в свое время закончил, где сейчас читаю курс маркетинга. Я думаю, что мы с этого кампуса пермского и начнем чемпионат высшей школы экономики.

- То есть, у вас предстоит такое масштабное мероприятие. Понятно. Но все-таки, я понимаю, что вы начинали разрабатывать эту игру как некое хобби, но все равно в душе вы бизнесмены. Понятно, что наверняка вы уже просчитываете, что эта игра, потраченные на нее время и деньги должны доход принести.

Сергей Нечаев: Как я считаю, самый лучший бизнес – это бизнес, который приносит удовольствие. Что касается этой игры, этот бизнес лично мне приносит огромное удовольствие. Это и коммуникация, интересна сама продажа игры. Это захватывает.

- А вы вышли уже на тот период, когда эта игра может коммерциализироваться?

Рустам Зарипов: Мы только-только закончили процесс разработки игры, который занял у нас полгода, с привлечением специалистов, кибернетиков, математиков, сейчас мы на этапе входа в процесс монетизации этого всего. Сейчас мы хотим собрать максимум обратной связи от рынка и уже сделать массовые тиражи, запускать. Можем рассказать о ближайших планах. Как я уже сказал, в апреле-мае – это чемпионат в Высшей школе экономики. Затем, мы ведем переговоры с одним из популярных молодых бизнесменов, Аяс Шабудинов, которому принадлежит Likeholding, так называемый. Хотим делать уже проект совместно, у него огромная аудитория молодежи, интересующейся бизнесом, блог, порядка 120 тыс. человек по всей России, которые интересуются бизнесом. Хотим сейчас там запустить такой процесс краудфандинга, чтобы первые 300-500 человек купили эту игру по низкой цене с обязательством дать максимум обратной связи. Чтобы мы ее максимально докрутили, учли все пожелания, и после этого уже выпустили в тираж. Сейчас 2 издательства в России интересуются выпуском этой игры. Это издательство №1 Hobby World, и издательство №3 в России COSMODROME GAMES, которое выпускает популярную игру «Имаджинариум». Они уже займутся в розничных сетях. А, кроме того, мы сами будем ее продавать и продавать через онлайн. Дальше у нас план выпустить эту игру в принципе в онлайне, сделать ее сетевой, когда люди уже играют не в настольную игру, а просто в интернете. А после этого план по переводу игры, запуске ее на европейском рынке, рынке мировом.

- Понятно, вы сказали, что сейчас собираетесь краудфандинг запускать, если перевести на русский, это некий сбор средств, чтобы докрутить эту игру. При этом вы действующие бизнесмены. Почему вы не хотите свои собственные деньги вложить в это направление бизнеса?

Рустам Зарипов: Это не краудфандинг в чистом виде, мы хотим таким образом распространить первые 300-500 экземпляров, чтобы получить максимум обратной связи. Люди не финансируют проект в будущем, они лишь скидываются, грубо говоря, на приобретение этой игры по себестоимости.

- Приобретение онлайнй-версии или настольной?

Рустам Зарипов: Настольной. Они заплатили, грубо говоря, по 1000 рублей, не знаю, какая это будет цифра по себестоимости, мы изготовили для них ограниченным тиражом игру, отослали по СНГ и по России, ребята поиграли, дали обратную связь, мы все это учли, доработали и пустили в тираж. Всего инвестиций по нашим оценкам, на первый этап захвата России порядка 10 млн. рублей. Какие это будут средства, мы пока еще не решали

- Привлеченные, либо собственные, либо заемные.

Рустам Зарипов: Да.

- То есть, четкого бизнес-плана, из этого проекта сделать настоящий бизнес, пока еще нет.

Рустам Зарипов: Бизнес-плана на бумаге нет. Это венчурный бизнес, пока это был процесс творчества, мы сейчас только переходим к процессу монетизации. Прогнозирование не так просто, как открытие какого-то типового бизнеса. Сейчас мы соберем обратную связь, пощупаем рынок, поймем интерес к этой игре, после этого все станет понятно, все встанет на свои места, уже будут цифры.

- Вот вы сказали типовой бизнес. Есть разница между типовым бизнесом, как вы называли транспортная отрасль, деревообрабатывающая, и таким не типовым, геймерским.

Рустам Зарипов: Безусловно, разница есть.

Алексей Нечаев: Многие эксперты говорят, что через 2 года геймерский бизнес будет очень распространен.

Рустам Зарипов: Бум геймификации нам грозит.

Алексей Нечаев: И предвкушают нам большие высоты, потому что мы как раз у порога стоим.

- И все-таки, с чего начали, к тому и вернемся, мое устойчивое мнение, все-таки бизнес надо делать в реальной жизни, а не в виртуальной. Но вы говорите, что бум геймерский предстоит. Как это коррелирует друг с другом?

Рустам Зарипов: Это же пока процесс творчества, будет абсолютно реальный бизнес, который можно будет пощупать, потрогать. Со своей системой управления, со своей системой контроля, со своим управляющим персоналом. С коробками, которые можно пощупать, которые продаются по всей стране от игровых сетей до «Ашана», и также в интернете. Абсолютно реальный бизнес, корпоративные тренинги по этой игре. Все будет материализовано.

- Планируется ли создать мобильное приложение на английском?

Рустам Зарипов: Хорошая идея, пока не думали об этом. Пока начнем с создания интернет-версии. Дальше посмотрим.

Алексей Нечаев: А там все само вытечет.


Обсуждение
8500
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.