Верхний баннер
00:46 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

15:50, 23 ноября 2015
Автор: Сергей Штерн

«Франшиза – это не таблетка волшебная, которую съел и все хорошо, это тоже бизнес, нужно работать», — Вероника Чернышова

«Франшиза – это не таблетка волшебная, которую съел и все хорошо, это тоже бизнес, нужно работать»,  — Вероника Чернышова
«Франшиза – это не таблетка волшебная, которую съел и все хорошо, это тоже бизнес, нужно работать», — Вероника Чернышова

Тема: Франчайзинг

Гости: Вероника Чернышева, Николай Шипигузов, компания "Франчайзинг 5"

Дата выхода: 23 ноября 2015 года

Программа: «Бизнес-ланч»

Ведущий: Сергей Штерн

- Программа «Бизнес-ланч» на «Эхе Перми», в студии работает Сергей Штерн. И мои сегодняшние гости – Вероника Чернышова и Николай Шипигузов, которые являются ведущими специалистами. Обсуждаем мы вот какую тему: франчайзинг в Пермском крае. Об особенностях этого вида бизнеса поговорим как раз с представителями компании «Франчайзинг 5». Здравствуйте!

Вероника Чернышова: Приветствуем всех!

Николай Шипигузов: Здравствуйте!

- Как настроение?

Вероника Чернышова: Отличное!

Николай Шипигузов: Замечательное!

- Давайте мы тогда перейдем сразу же к вопросам, поскольку время – деньги. Многие слышали слова франшиза и франчайзинг, но у многих предпринимателей нет понятия, что же это такое и с чем это едят. Есть какое-то общее определение?

Николай Шипигузов: Разные люди дают разное определение, но мы же предложим свое, которое базируется на нашем опыте. Франшиза – это передача права пользования товарного знака третьим лицам за деньги на определенный срок. Фактически – это монетизация вашего опыта. Это успешно работающая бизнес-модель, повторив которую предприниматель достигает такого же успеха, что и владелец франшизы. Чаще всего во франчайзинге передаются уже отработанные бизнес-процессы, на каждом этапе предпринимательской деятельности.

Вероника Чернышова: Хочу сказать, что франчайзинг экономит время на развитие и дает возможность открывать быстро несколько филиалов в одно время. То есть за год можно создать филиальную сеть.

- Второй вопрос, который стоит на повестке: в чем преимущество развития именно франчайзинга перед развитием собственной сети?

Вероника Чернышова: Давайте вообще рассмотрим, какие есть варианты развития и расширения собственного бизнеса. Собственная сеть, тут есть определенные преимущества – это 100% прибыль с каждого филиала, ну и в том числе и 100% риск, потому что вложения в каждый филиал собственно предприятия, его собственника. Ну и административное управление тоже важно. То есть головному предприятию нужно выделить лучших сотрудников, которые поедут открывать и запускать новый филиал, чтобы это было на хорошем уровне. Риск здесь есть, и, конечно, вложения – это минус. Временные затраты, это собственные денежные вложения, нужно делать самостоятельно предприятию, и уходит большой срок на организацию. Есть еще один вариант – это дилерская сеть. Здесь есть тоже интересные отличия, и плюсы, и минусы. Вложений в каждый филиал вложений нет, нет риска, так как нет собственных затрат и инвестиций, нет административного управления, потому что это не ваша сеть, это другая организация. Но минус в том, что вы никак не сможете управлять этим бизнесом. Это отдельные компании, которые помимо ваших услуг и товаров продвигают еще другие варианты. И они сами выбирают, что им лучше продавать сегодня.

- В чем тогда выгода?

Вероника Чернышова: Вы просто путем работы с дилером получаете сбыт, но если дилеру будет интереснее работать с другим поставщиком подобных товаров и услуг, то они будут с ними сотрудничать, то есть вы никак не сможете их привязать, чтобы они работали только с вами. Вот этот риск перекрывает часто остальные плюсы. Что можно сказать о франчайзинге. Здесь есть очевидные плюсы. Инвестиций в каждый филиал здесь нет. Ответственность административного управления ложится на того предпринимателя, который купил франшизу. А франчайзер – головное предприятие, только помогает, организует процесс, предоставляет обучение. И здесь есть привязка. Франчайзи и франчайзер работают по конкретному договору, где прописаны все условия, правила и требования. И получается, что франчайзи работает на условиях этого договора. Но вложений здесь нет, сотрудники – это ответственность самого франчайзи, при этом они работают так, как нам нужно и представляют компанию.

Николай Шипигузов: Технология франчайзинга – это быстрое развитие бизнеса. Если филиальная сеть – это отток инвестиций, то франчайзинг – это приток инвестиций. Причем в первом и во втором случае – это большие деньги, и на открытии своей филиальной сети вы их теряете, а здесь вы их приобретаете, и сможете улучшить свое головное или корневое предприятие, и помочь более успешно развиваться франчайзи.

- У нас подключились пользователи в интернете и задают вопросы. «Мне кажется, что некоторые пермские компании вполне успешно могли бы продвигать свою марку и технологии в других регионах. Та же «Сковородка» или «Посикунчики». Но пока кроме Red Cup, который открыл несколько филиалов в Екатеринбурге, таких примеров я не знаю. Что по вашему мнению этому мешает? Какие сложности мешают компании развивать свою франшизу»?

Николай Шипигузов: Мы сталкиваемся в своей работе… самое главное, чтобы я отметил, это неосведомленность и наша пермская рациональность, что ли, местечковость. Мы сталкиваемся с такими классными компаниями, которые замечательные во всех смыслах, и им присутствовать не только во всех городах России, и СНГ, и за рубежом. Потому что по уровню сервиса не хуже, а то и лучше. Мы даже иногда сами думаем, что мы думали, что это франшиза, а, оказывается, нет, они сами все создали. И когда мы с ними общаемся, они говорят, что они не готовы, мы им объясняем, рисуем новую картину мира – вперед. Сейчас самое время.

- Такая старая байка. В Перми что не сделай – все не нравится. Поставили лавочки – нам не нравится, что поставили лавочки, сделали дороги – нам не нравится, что сделали дороги.

Вероника Чернышова: Я хочу добавить, что в процессе работы мы столкнулись с тем, что многие предприятия просто не верят, не до конца понимают эту тему, как это можно использовать в развитии своего предприятия.

- То есть они не понимают сам момент того, что это можно упаковать и размножить.

Вероника Чернышова: Да. Минимум на 50% успех зависит от цели и желания самого собственника, от веры в это. Если амбиции большие и он знает, и верит, что он может выйти на федеральный уровень и все у него получится. Часто вот этой веры не хватает.

- Здравствуйте, у нас звонок. Вы в эфире, Александр.

- Добрый день! Вопрос первый, скажите, насколько возможно заниматься бизнесом вашим или обычным без поддержки власти, и без взяткоемкости? И второй вопрос, положа руку на сердце, как вы считаете, какое главное препятствие перспективы бизнеса в России?

Николай Шипигузов: Первый вопрос. Это административный ресурс. Связи. У кого-то он есть, у кого-то его нет. Те, у кого есть, конечно, им лучше живется.

- У вашей компании есть административный ресурс?

Николай Шипигузов: Пока незначительный. Но мы работаем над этим. Просто общаемся, приходим с предложениями, говорим, что вот мы делаем это и это.

- И как реагирует административный ресурс?

Николай Шипигузов: В основном, положительно. Они в какой-то степени инертны, у них очень сложные бизнес-процессы, много надо согласования. Это не так просто, как с бизнесменом. Но, тем не менее, отклик от них идет хороший. Что касается препятствий, я скажу так, если дело идет, и вы чувствуете, что ваши усилия оправдываются, то надо действовать. А если есть препятствия – административные, личные, семейные, то нужно пересмотреть как-то тактику, или вообще направлять свою энергию в какое-то другое русло.

- То есть так легко сдаться?

Николай Шипигузов: Нет, пересмотреть тактику. Умный в гору не пойдет – умный гору обойдет.

Вероника Чернышова: Я хочу добавить, что главное здесь, если мы берем франчайзинг, и как работать по этой схеме, учитывая наше налогообложение, законодательство и текущую ситуацию. Главное, чтобы была успешная финансовая модель и модель бизнеса. Франчайзер ведь научился работать, и он может научить вас – франчайзи. Как в этих условиях работать, дать инструменты.

- Есть ли сейчас какая-то классификация франшиз или действует один шаблон и его используют все?

Вероника Чернышова: Есть, конечно, разные варианты, и разные виды франшиз, и разные статьи доходов в этих моделях франшиз. Один из вариантов – торговая франшиза. Часто это происходит тогда, когда компания-франчайзер является производителем или крупным оптовиком, и по франшизе организуется филиальная сеть именно магазинов. Магазины продают то, что производит предприятие. При такой модели часто нет паушального взноса и нет роялти, или они незначительные, и основная статья дохода – это продажа продукции, произведенной франчайзером своему франчайзи. Конечно, здесь могут быть небольшие отчисления в виду роялти, например, за федеральную рекламу или бухгалтерское сопровождение. Один из вариантов еще – консалтинговая франшиза или франшиза услуг. Здесь часто происходит, когда по франшизе организуют отдел продаж. Задача франчайзи – заключить договор, найти клиентов, а основную работу выполняет франчайзер. Здесь и паушальный взнос, и роялти присутствуют, как правило. Дальше тоже в последнее время очень часто встречается и популярна производственная франшиза, особенно в тех случаях, когда возникают проблемы с логистикой. То есть проблема логистического плеча, когда товар нерентабельно везти далеко, за тысячи километров, тогда по франшизе продаётся право производства, лицензия на это производство, по этим технологиям. При это франчайзер может зарабатывать на поставке сырья, на оборудовании. И особенно большей популярность пользуется, если франчайзер знает, как продавать эту продукцию, когда у него отработан маркетинг.

- Как проходит продвижение новой, до того момента неизвестной в нашем городе Пермь, франшизы? Тут ведь простой рекламой не обойдешься. Марка не имеет какой-то репутации в городе, поэтому успех заведения будет не очевиден.

Николай Шипигузов: Здесь мы можем посоветовать компаниям, которые хотят создать свою франшизу, реагировать на запрос. То есть если уже кто-то просит купить вашу франшизу, когда ее еще нет, тогда ее следует создавать. И если у вас уже будет один пример, с которым можно будет связаться, и вы на этом примере отработаете какие-то неотработанные вещи. Что касается продвижение нового продукта на новом рынке, то это зависит от того, продвигают его или не продвигают. То есть усилия сейчас есть достаточно несложные, такие как интернет-маркетинг. Вы размещаете предложения и реагируете на поступления. Запрос «Купить франшизу» и подобные, в настоящий момент 15 тысяч в месяц, а ответов на него не более 800. Предложений мало, и люди ищут. То есть запросы будут.

- Что тогда делать тем, кто предлагает купить уже готовый товарный знак, товарную модель, бизнес-модель?

Николай Шипигузов: Использовать стандартные способы продвижения. Чем активнее, тем лучше. Активные продажи, проведение мероприятий с приглашением людей, форумы.

- Вы говорили за эфиром, что проще всегда реагировать, когда есть первый запрос на покупку вашего бизнеса. То есть нужно дождаться момента, когда твоя торговая сеть или несколько точек обретут определенный спрос, к вам придут люди, которые скажут: «А не хотите ли вы продать мне права?». А если такого предложения не будет никогда, как тогда продвигать?

Николай Шипигузов: Мы рекомендуем сначала бизнес довести до такого состояния, чтобы кто-то захотел открыть такое же у себя где-то. Ну а если вы настолько уверены в своем успехе и разрабатываете этот бизнес, чтобы потом масштабировать, то по нашему опыту все равно такой запрос придет. Если такого запроса нет, то стоит вернуться обратно к предприятию и работать над ним.

- У меня в гостях был футболист, бывший капитан «Амкара», Алексей Попов. Он заявил, что попал с франшизой – деньги взяли, а поддержки никакой не было со стороны франшизодателя, и ему пришлось все проходить самому. У меня есть знакомая, у которой есть бизнес, открытый по франшизе. Я бы сказал, что для старта, для захода на рынок, это очень удачная модель, когда ты не уверен в своих силах, когда у тебя нет какой-то поддержки в виде людей, готовых давать тебе советы, как оформлять и делать рекламу. Но когда проходит определенные рубеж – полгода-год, и ты варишься в этом бизнесе, тебе становится, мало того, что неинтересно присутствие основного франшизодателя, ты хочешь работать самостоятельно, но есть определенные условия, которые в договоре прописаны, которые ограничивают тебя в правах и желаниях, и тут возникают трения. Просветите меня, как быть в таких ситуациях. С Алексеем Поповым, я так понимаю… ему просто не повезло?

Николай Шипигузов: Не совсем так. Возможно, решение было принято поспешно и без анализа. То есть перед покупкой фрнашизы нужно хорошо изучить эту компанию. Более того, познакомиться с уже действующими франфайзи, как они работают, что им оказывает головная компания. Сделать анализ. Если сделать резкую покупку, то можно и в других вариантах натолкнуться на такую ситуацию. Что касается вашего комментария на счет того, что франчайзер перестал поддерживать, это тоже возможная ситуация, и зависит она от того, развивается ли головная компания за счет инвестиций, которые приходят от франчайзи, или нет. Ведь можно развивать очень качественный сервис. Такие элементы как CRM-система, рекламная поддержка, образовательная поддержка, даже научный центр, и множество сервисов, которые франчайзи развивать невыгодно самостоятельно. И они этим сервисом пользуются, и довольны. Если же этого нет – обмена знаниями и приемами ведения, то может получится не очень хорошо.

- Как можно тогда обезопасить бизнесмена от репутационных рисков? Есть деньги, он готов вложиться… как ему действовать в таком случае, к кому обратиться лучше сейчас, чтобы он точно знал, что там полмиллиона рублей, которые он готов на старте вложить, чтобы они окупились, чтобы он был уверен, что он эти деньги вернет?

Николай Шипигузов: Здесь нужно разделить репутационные риски франчайзера, того, кто создает франшизу, и репутационные риски франчайзи, кто покупает. Для франчайзера в первую очередь необходимо составить грамотный договор, предусматривающий взаимоотношения партнеров и последствия нарушений. В случае, если франчайзи не удовлетворяет стандарты головного предприятия, то франчайзер вправе расторгнуть договор и лишить право работы под торговой маркой. Во-вторых, необходимо уделить внимание изучению и тестированию бизнесменов, которых вы принимаете в команду, например, приглашение новых сотрудников. Это люди, которые не только должны разделять ценности и идеалы, метод, каким образом работает предприятие, но в идеале и ваши жизненные ценности как человека.

- Для этого обязательно встречаться, чтобы понять ценности человека, или как?

Николай Шипигузов: Желательно. Но, как минимум, нужно выйти на связь по скайпу, например, сейчас технологий достаточно много. Мы рекомендуем, если франчайзи покупает, то приглашает на прохождение опыта в головном предприятии, чтобы люди покрутились, и чем дольше, тем лучше, в зависимости от того, какое время на это есть. Также тем, кто создает франшизу, в этом пакете необходимо создать такие сервисы, которые франчайзи создавать сложно и невыгодно.

- Тут бухгалтерская отчетность сразу же всплывает, заморочки здесь на первом этапе возникают, рассчетно-кассовые аппараты, бухгалтерское обслуживание и т.д.

Николай Шипигузов: Это сервис. И чем больше у франчайзера их будет, тем лучше. Это CRM-система, если она уникальна, это единый центр телефонных продаж. Такое бывает, что вот в городе открывается новая франшиза и ее обеспечивают клиентами из другого города. Также единый сайт для регистрации клиентов, единый образовательный центр, в котором можно постоянно обучаться бизнесмену, его сотрудникам. Важен очень контроль и единый научный центр повышения квалификации и развития продукта. Если это все выстроено, то все сработает очень хорошо. При том не обязательно все создавать заранее, то есть можно создать пакет, а все необходимые сервисы создавать постепенно по мере поступления инвестиций от проданных франшиз.

- Если ты в Перми открыл точку по франшизе, через какое-то время ты понял, что ты не хочешь работать по этой франшизе, ты придумываешь свое название, и что? Ты дальше можешь спокойно паковать свой бизнес и транслировать его в другие регионы?

Николай Шипигузов: Такое возможно, но смотря какие условия договора будут подписаны.

- Есть повод задуматься.

Николай Шипигузов: Я думаю, что в хороших взаимоотношениях этого не возникает. То есть лучше оставить этот бизнес по франшизе, пусть он работает и зарабатывает, и создать свою оригинальную идею, опирающуюся на опыт.

- То есть не проводить ребрендинг?

Николай Шипигузов: Ребрендинг – это негативный вариант, он негативный не только для франчайзи.

- Вероника, объясняйте мне плюсы человека, который будет покупать, на что надо обращать внимание?

Вероника Чернышова: Я хочу рассказать, как выбирать франшизу, чтобы избежать рисков. Во-первых, нужно изучить компанию-франчайзера. Посмотреть, сколько уже представлена компания в этой сфере, сколько она работает. Чем больше она работает, тем лучше отработаны все бизнес-процессы. И реклама, и привлечение, и ценовая политика, и т.д. Во-вторых, нужно изучить все документы, которые вам прислали по франшизе. Посчитать цифры, посмотреть на окупаемость, и вообще, провести анализ. Посмотреть, есть ли готовые франчайзи уже, сколько их, как они работают, можно с ними созвониться и уточнить их отзыв – как им работается с головным предприятием.

- Конечно, лучше выбирать, чтобы не было конкурентов на этом уровне? Если ты заходишь, то желательно, чтобы никого с такой франшизой не было в городе?

Николай Шипигузов: Не факт.

Вероника Чернышова: Главное, насколько интересно франчайзинговое предложение, деятельность может быть и не новая. У нас есть примеры, когда огромная конкуренция, и когда благодаря именно франчайзингу компания выходит в известную федеральную сеть, и вообще выходит в рейтинг 20.

- Очень многое здесь зависит от субъективного восприятия покупателями работы на месте представителей франшизы. То есть если ты качественно работаешь на месте и вкладываешь душу в своих клиентов, то не факт, что твой конкурент, который относится к этому спустя рукава….

Вероника Чернышова: Конечно. Еще хочу сказать, что франшиза – это не таблетка волшебная, которую съел и все хорошо. Это тоже бизнес, нужно работать. То есть те люди, которые думают, что я купил франшизу, и все само будет работать. Это тоже бизнес, в него надо вкладывать время, себя, душу, чтобы действительно и процесс нравился, тогда будет результат, и выполнять рекомендации франчайзера, потому что он рекомендует отработанные схемы.

- Скажите, что произошло такого в экономике нашей страны, что сейчас наступило удачное время для запуска бизнес-проектов, в том числе с использованием франшизы? Мы что, в космос полетели, или все так классно?

Николай Шипигузов: Можно привести примеры из истории, что компании, которые начали свою деятельность в кризис, нередко становятся успешными. То есть они смогли пройти этот тяжелый путь в кризисное время, то уж когда станет хорошо…

- Пример хоть одной отечественной компании?

Николай Шипигузов: Большинство компаний, которые сейчас есть. Мы кризисы переживаем почти каждый год. Для нас кризис – это не новость.

- У вас в работе есть какая-то такая яркая медалька, которую вы можете поднять и сказать, что вот наш пример – фирма, которая прошла через кризисы продвигает франшизы и живет?

Николай Шипигузов: Таких примеров немало, они создаются в Казани, в первую очередь. Мы в Перми только начинаем свою деятельность.

- То есть Пермь у нас в этом плане отсталый город?

Вероника Чернышова: В начале пути, так скажем.

- Давайте скажем – пока отсталый! И вы – первопроходцы.

Николай Шипигузов: Нет, не мы первопроходцы. Первопроходцами стоит назвать компанию «Алендвик». Они впервые купили франшизу у «Чикена» и создали уже свое собственное предложение. Они самый сложный путь совершили в этой сфере. А уже сейчас в районе тридцати предложений пермских компаний существует, которые открыли свое франшизное предложение. Какие-то развиваются успешно, такие как Red Cup, «Лост». Которые уже открывают свой филиал в Чикаго и мы с ними, кстати, сотрудничаем. И ряд других предложений, которые развиваются не так быстро и амбициозно, но растут.

- Все-таки вы не ответили на мой вопрос. Основные потенциальные риски сейчас известны, это все связано с так называемым импортозамещением, ростом валют, падением спроса, экономическая ситуация у нас, мягко выражаясь, не прекрасная… Объясните, почему я, как человек, который имеет какой-то маленький запас средств, должен именно сейчас озаботиться созданием собственной франшизы? Убедите меня в этом, или, как вариант, если у меня есть деньги, начать искать хорошую качественную тему по вариантам франшизы.

Вероника Чернышова: Именно сейчас, когда непонятная экономическая ситуация в стране, при этом есть люди с денежными средствами, и сейчас меньше людей, которые хотят как раз начинать бизнес с нуля. Потому что это подводные камни, ошибки – все это будет пройдено, и риск потерять капитал, риск вообще не выйти на показатели, которые заранее планировались. То есть непонятно, когда прибыль будет. По франшизе проще будет. Все равно тема франчайзинга идет, раскручивается в России. Поэтому, кто уже знает эту тему, они выбирают франшизу, потому что уже известно, что нужно сделать, чтобы выйти в такой-то срок на такую-то прибыль, то есть больше гарантий и меньше риска. И поэтому фрначайзинг развивается.

- Я подведу итоги нашего голосования. 50 на 50 у нас разделилась аудитория слушательская, которая голосовала в течение нашего эфира. 50 % за то, чтобы начать свой бизнес нуля и пройти его самому, набив все шишки. И 50% наших слушателей готовы купить по франшизе успешную бизнес-модель, состоявшуюся. Я еще хотел спросить, где посмотреть рейтинг успешных франшиз, на каких основных показателях они основаны, и что в Перми происходит такого, что мы становимся почти как Москва в этом плане? Что в Перми будут перенимать опыт москвичи, будут проходить диспуты.

Николай Шипигузов: Благодаря какой-то энергии, заряженной нашим предыдущим губернатором, перестаем быть вот этим местечковым городом, а все-таки центром. Мы смотрим на самих себя, и отвечаю на вопрос, почему именно сейчас… А потому что мы великолепная страна, нам не надо смотреть на Запад или Восток, надо смотреть на себя самих. Мы создаем прекрасные продукты и можем создавать еще более прекрасные. То есть стоит использовать опыт пермских предпринимателей, смотреть на них, что-то улучшать и развиваться дальше.

- А «Пермская картошка», помните такой бренд? Не знаете, где он сейчас?

Николай Шипигузов: Он есть, но немножко забыт. Это же проект предыдущего губернатора.

- Ах, вот как. Все-таки, возвращаясь к нашим, где посмотреть рейтинг выгодных франшиз?

Николай Шипигузов: Существуют ряд сайтов, который сами определяют рейтинг. Но здесь надо опираться на свое ощущение. То есть выбирать то, что вам в первую очередь нравится, вам будет интересно этим заниматься. Во вторую очередь, связаться с людьми, которые уже эти занимаются, пообщаться с ними, если вы на одних и тех же волнах находитесь, то это самое важное. Даже такие сильные, с одной стороны, компании, которые существуют давно и также давно продают свою франшизу, я не буду называть, не всегда успешны. То есть их покупают, открывают, но не срабатывают.

- Какое у нас будет мероприятие, посвященное франшизам, которое вы бы хотели анонсировать?

Николай Шипигузов: Сейчас проходит ряд мероприятий по этой теме. И недавно проводили москвичи, а сейчас мы проводим в Перми очень интересное мероприятие, которое пройдет на территории Музея пермских древностей, ул. Сибирская, 15. Это будет организовано в формате бизнес-знакомств и на ней вы, проходя опорные точки, вы сможете повысить свою компетенцию в сфере франчайзинга на новый уровень и представить свое мероприятие масштабированным по всей стране. Мероприятие будет проходить 25 ноября, с 16.00. Подробную информацию вы можете получить на сайте фрашизаготовность.рф. И ждем вас в гости.

- Информационный спонсор «Эхо Перми». Спасибо вам большое! Вывод мой таков: достаточно сложная тема, если вы не готовы рискнуть и броситься в эту пучину – подумайте, все взвесьте. А если вы уже начали свой бизнес, может быть он готов к тому, чтобы его упаковывать, транслировать и приумножать. Так что, делайте свои выводы, а в среду можете сходить к моим друзьям и коллегам, посмотреть. Спасибо, что пришли, удачи вам в вашем деле. Вы как первопроходцы, которые дарят людям возможность начать свой бизнес.

Николай Шипигузов: Спасибо вам!

Вероника Чернышова: Спасибо, удачи всем!


Обсуждение
3025
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.