Верхний баннер
16:52 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

11:00, 01 апреля 2013

Зависимость благосостояния россиян от котировок нефти

Насколько российская экономика сидит на нефтяной игле, как благосостояние рядового гражданина зависит от котировок нефти и что происходит с курсом рубля при колебании цена на черное золото? На эти вопросы ответит генеральный директор компании «Custom Capital», Евгений Иванов. Добрый день, Евгений Валерьевич.

 

Евгений Иванов: Здравствуйте. 

 

На пошлой неделе прошел семинар под названием «Нефть. Источник благоденствия или помеха для экономики России». Я не знаю, как вы ответите на этот вопрос, но для меня, это вопрос из вопросов. С одной стороны, у нас нефть растет в цене, соответственно, вот эти бы доходы направить на покрытие дефицита бюджета, который, как сейчас поговаривают, дойдет до 1 триллиона рублей. С другой стороны, у нас существует бюджетное правило, которое было принято с 1 января 2013 года, по которому мы не можем пустить эти доходы на покрытие дефицита бюджета. Потому что мы не должны закрывать резервный фонд. Как только он достигнет 7% от ВВП, тогда мы можем начать его расходовать. В свете этих событий, нефть является благосостоянием или помехой для развития экономики России?

 

Евгений Иванов: Еще 3 – 5 лет назад я считал, что нефть – это благосостояние. Сейчас моя точка зрения поменялась. Я уже утрирую, но суть достаточно верно вами ухвачена. Дело в том, что деньги есть, их откладывают, но они не попадают в реальную экономику. Мы живем, грубо говоря, в долг сами у себя. Те деньги, которые нам дают нефть и газ, не вкладываем обратно в экономику и не развиваем ее. Не получаем развитие машиностроения, приборостроения, и так далее. У нас развивается только нефтянка.

 

А у вас есть версии, почему мы себе такую подушечку копим, этот резервный фонд. Зачем это нужно?

 

Евгений Иванов: С одной стороны, это, как нам говорят, если вдруг грянет вторая волна кризиса, мы как раз с этими деньгами будем в теме. Будем потихоньку их тратить. Как это происходило в 2008 – 2009 годах, когда нам понадобился резервный фонд. Мы его потихонечку тратили. С другой стороны, я прекрасно понимаю, если мы сейчас не будем развиваться, тогда, этот гром может грянуть, первое, надолго, а второе – греметь постоянно. То есть, либо мы сейчас создаем промышленность, не только нефтяную и газовую, а высокотехнологическую…

 

Тогда надо будет убрать это бюджетное правило. Ведь за счет не нефтегазовых доходов бюджет не пополняется, потому что эти доходы просто не растут.

 

Евгений Иванов: Да. Нужно его убирать. Надо чтобы иностранные инвесторы видели, что мы в свою экономику тоже вкладываем. Мы вкладываем свои деньга, а иностранный инвестор видит, что нам не безразличны судьба родины, приходит и тоже свою копеечку, свой доллар добавляет. Как это получилось в Китае.

 

То есть, от кого это зависит? От политики Центробанка, от политики президента и правительства?

 

Евгений Иванов: Это зависит от государственной политики. Это Дума, это президент.

 

Но разговоров об этом пока нет. То есть, мы так же по-прежнему будем копить резервный фонд. Дай Бог, докопим, а может, и нет.

 

Евгений Иванов: Я не слышал таких разговоров. Наоборот, есть другие звоночки, когда деньги, которые у нас есть на Кипре, мы их теряем. А значит, мы еще больше пугаемся. И снова впадаем в истерику: давайте не будем ничего тратить, давайте будем откладывать.

 

Что-то от нефти попадает в бюджет? Или мы все доходы складываем в резервный фонд?

 

Евгений Иванов: Стоит говорить, попадает ли что-то от нефти в экономику. Конечно, попадает. Потому что, во-первых, мы говорим про бюджетное правило. А есть еще компании «Сургутнефтегаз», «Лукойл», и так далее. Они тоже на этом зарабатывают, те деньги они возвращают в экономику в виде различных подрядных договоров по поставке оборудования или работам каким-то. Не сказать, что денег нет. Просто их надо вкладывать. «Лукойл» вкладывает куда? Обратно в нефть. Все компании так делают. А надо, чтобы Мотовилихинские заводы вкладывали в Мотовилихинские заводы. Чтобы какие-то совместные предприятия возникали, вот этого нет сейчас.

 

У вас прошел семинар в четверг. Насколько там были жаркие споры. Я так даже поняла, что это был не просто семинар, а некий клуб по экономическим интересам. К чему пришли? Действительно ли экономика Росси посажена на эту нефтегазовую иглу и нам никуда не выбраться?

 

Евгений Иванов: Все верно. Экономика посажена на иглу. Второе, споры были. Причем, больше, чем мы ожидали. Думали, первый семинар будет проходить от нас информационно. Но, те, кто пришли, активно включились, выдвигали свои точки зрения. Например, очень мало  кто задумывается, стоимость нефти и экономический кризис: высокая нефть 2008 и экономический кризис в 2008. Высокая нефть, оказывается, не выгодна мировой экономике. Потому что все сразу колом встает. Транспортные перевозки, производство, которое потребляет нефть.  Энергетика. Мировой экономике высокая нефть не нужна.

 

Хорошо. Помимо споров к чему-то вы пришли?

 

Евгений Иванов: Выводы, естественно, были. Предлагали. На самом деле, понятно, что мы не сможем сегодня сформировать в правительстве какую-то точку зрения. Наша задача сформировать хотя бы информационное поле здесь. Чтобы мы понимали, что надо, грубо говоря, развивать производство высокотехнологическое, не только нефтяное. То есть, маржинальная экономика, производство, это то, что обрабатывает что-то, выдает какой-то качественный продукт. А не просто нефть и газ гоним на восток, на запад. Именно те экономики сейчас развиты или развиваются, где доля машиностроения существенно выше, чем, например, нефтедобыча. Такие страны есть: Канада, Австралия. Пример один к одному. У них есть нефть. Но они живут не за счет этого.

 

Чтобы сформировать информационное поле, чтобы эти идеи пошли в массы, нужно, наверное, достаточно много людей привлечь. Это должен быть не просто уровень экспертов, а уровень достаточно крупных руководителей.

 

Евгений Иванов: Согласен. Когда мы собирали этот семинар, мы направляли приглашения в «Лукойл-Пермь», «ПНОС», администрацию. К сожалению, ни из одной из этих точек не пришли специалисты. Хотя были нефтяники бывшие.

 

Когда у вас будет следующий семинар, чему он будет посвящён?

 

Евгений Иванов: У нас семинары будут проходить раз в месяц, последний четверг каждого месяца. Приглашаем всех. Все темы будут крутиться вокруг российской экономики. Следующая тема, предполагаю, будет ТЭК, топливно-энергетический комплекс. Соответственно, там будет электроэнергетика, там будет нефтянка. Потому что сейчас это столпы, вокруг которых крутится наша экономика.


Обсуждение
1381
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.