Верхний баннер
12:19 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

11:00, 29 апреля 2013

Новый федеральный закон о закупках

Андрей Поляков: Дорогие друзья, здравствуйте. Наконец-то мы все в сборе. Юлия Хлобыст, Андрей Поляков. Сергей Слободин за звукорежиссерским пультом. Сегодня затронем сложную и щекотливую для многих тему.

 

Юлия Хлобыст: Тема – это новый федеральный закон о закупках. 94-й работает до 1-о января 2014 года. Закон, к которому было очень много нареканий. С 1 января вступает в силу новый закон о контрактной системе закупок. Говорим мы об этом с директором информационно-делового центра пермской Торгово-промышленной палаты специалистом-практиком в области закупок с 11-летним стажем работы Юлией Боровых. Добрый день, Юлия Сергеевна.

 

Юлия Боровых: Добрый день.

 

Юлия Хлобыст: Не зря я назвала ваш многолетний стаж. Больше, чем 10 лет опыт работы. Потому что тема очень сложная для обсуждения тоже. Тем не менее, малый, средний и крупный бизнес сталкивается с системой госзакупок. Претензий к 94-у ФЗ было масса. Вступает в силу с 1 января новый федеральный закон №44. В чем будут кардинальные отличия?

 

Юлия Боровых: Действительно, 44-й  федеральный закон долго ждали, разрабатывали. Много споров было. Не дождались многих изменений, которых ждал бизнес. Но мы считаем, закон получился достаточно приличным. Учтены в нем главные проблемы и  претензии к 94-у закону. Можно долго рассуждать, плохой он или хороший, только его применение покажет. Тот же 94-й закон уже много лет, с 2006 года мы применяем, а вопросов не меньше. Поэтому и к 44-й закону есть сейчас вопросы, они будут и в дальнейшем. В 44-м законе уже учтены важные моменты для бизнеса.  К 94-у закону всегда были 2 глобальные претензии. Первая – это демпинг. Основной критерий, по которому выбирались исполнители  - это цена. Выиграли с низкой ценой, зачастую цены падали на 90%. И страдало качество. Результата не было. На моей памяти были масса аукционов, когда изначальная цена была 2 миллиона, и в итоге цена падала до 90 тысяч. О каком качестве здесь может идти речь. Вторая претензия, все-таки это сфера бюджетных закупок, не собственные же деньги из кармана достал и потратил, а речь идет о том, что должны покупаться товары с разумными характеристиками. А по 94 закону, и мы об этом слышим постоянно, покупаются товары с завышенными требованиями.

 

Юлия Хлобыст: То есть, целесообразность.

 

Юлия Боровых: Да. Целесообразность осуществления закупки.

 

Андрей Поляков: Это касается приобретения товаров, услуг, всего, что угодно.

 

Юлия Боровых: Громче и чаще всего говорят о товарах. Те же автомобили, iPad для наших чиновников, те  золотые кровати, которые несколько лет назад обсуждались. Это основные проблемы, о которых говорят. Конечно, кое-что учтено в 44-м законе. Первое, о чем скажу, это демпинг. Несколько мер предусмотрено. Остановлюсь на самой яркой мере, которой нет в 94-м законе. Вводятся с 1 января так называемые антидемпинговые меры. Если предприниматель  резко снижает цену, на 25% и более того, то в этом случае он должен гарантировать  качество выполнения работ или товара. Качество он должен обеспечить денежкой. В этом случае он должен будет представить усиленное обеспечение. В 1,5 раза больше того, что было установлено в документации.

 

Андрей Поляков: То есть, мало того, что ты уступаешь в цене, так ты еще и теряешь путем замораживания средств. Белоруссию что-то напоминает.

 

Юлия Боровых:  Если сейчас очень легко получить банковскую гарантию и вообще все банки кричат о фальсификации гарантий…

 

Андрей Поляков: Сейчас интернет пестрит, хоть за 1000 рублей тебе предоставят.

 

Юлия Боровых: Да. Знаете, что еще будет интересного в 44-мп законе, будут вводиться единые требования к банковским гарантиям. Кроме того будут вводиться требования к банкам, которые их выдают, и будет введен реестр банков. Поэтому здесь гарантия качества у заказчика будет. Это касается крупных заказов, свыше 15 млн рублей. Если до 15 млн, то подрядчик,  который демпингнул, он может на выбор представить либо обеспечение, либо должен будет подтвердить, предоставить документы, которые говорят о том, что у него за последний год были успешно выполненные государственные контракты.

 

Андрей Поляков: Подобные?

 

Юлия Боровых: Нет. Выполненные для любых заказчиков государственных и муниципальных, то есть, не затрагивается экономический рынок.  Если в реестре контактов на едином сайте твой контракт есть, и ты его без пени и штрафов исполнил,  ты уже своим положительным опытом гарантируешь качество.

 

Юлия Хлобыст: А что касается замороженных банковских гарантий? Если вдруг подрядчик не исполняет контракт, то эти замороженные деньги отправляются на исправление? Каков дальнейший механизм?

 

Юлия Боровых: В контракте будут прописаны условия, когда обеспечение будет гарантировать качество. Допустим, некачественно выполнены работы, заказчик понес расходы, сроки прошли, если это предусмотрено в контракте, то эти расходы, штрафы и пени, которые он должен потребовать, он взыщет их с обеспечения. Такой механизм.

 

Андрей Поляков: Или это какая-то мебель для председателя комиссии, или еще что-нибудь. Сами понимаете, как оно бывает…

 

Юлия Хлобыст: Подождите.  Вот мы как раз сейчас собирались поговорить о том, насколько этот закон будет прозрачным, насколько он будет эффективнее. А ты, Андрей, нас совсем в другую сторону завел.

 

Андрей Поляков: Я уверен, ни на сколько. Это мое убеждение относительно анализа всего происходящего и того, как работают другие законы. Никакой прозрачности не будет.

 

Юлия Хлобыст: Юлия, что скажете?

 

Юлия Боровых: А таких скептиков 99,9%. Все говорят, закупки  равно коррупция.

 

Андрей Поляков: Любой предприниматель, когда хочет зайти на государственный конкурс, первым делом хочет искать того, кто ему прогарантирует подковерную победу на конкурсе. Эта  мысль, я больше чем уверен, посещала всех, кто участвовал в конкурсах. Просто кто-то находит, а кто-то нет.

 

Юлия Боровых: Мне так посчастливилось, я успела побывать на разных стульях. Я посидела в свое время и на стуле чиновника. На втором - на стуле предпринимателя, я могу посмотреть, что делается и там, и там. Сейчас я вижу, с какими вопросами приходят предприниматели, первым делом они задают вопрос, а вы можете найти нам того, кто поможет. Им не надо помочь грамотно оформить заявку, им не надо найти хороший банк, который им под хорошие проценты даст  банковскую гарантию. Им надо найти человека, который в администрации, в министерстве, в агентстве на что-то повиляет.

 

Андрей Поляков: Это не нормально!

 

Юлия Хлобыст: Может быть, это происходит потому, что предприниматель уверен, что именно его продукция подходит под этот заказ?

 

Юлия Боровых: Нет, здесь совершенно другие мотивы.

 

Андрей Поляков: Здесь просто каждый из них уверен, что конкурсы выигрываются именно так.

 

Юлия Боровых: Сейчас, это мое исключительно мнение, мы понимаем, что очень большую роль играет -  мышление у предпринимателя, гражданина формируют СМИ. А мы что с вами видим? Мы видим только негативный опыт. Там взятка, там откат, там под конкретную организацию, там разделили, вступили в сговор. У нас почти нет положительного опыта. У предпринимателя формируется стандарт, даже если он еще ни разу  не пробовал, что такое госзаказ. Он даже туда не пойдет, а если пойдет первый раз, то будет искать того, кто ему поможет, кому дать денег. Это не проблема закона, это проблема общества.

 

Юлия Хлобыст: Проблема менталитета?

 

Юлия Боровых: Нельзя говорить, что это проблема русских. Эти проблемы есть абсолютно везде. Идеальная контрактная система, считается, есть в Америке. Но это не означает, что там не коррупции. Поэтому, нельзя говорить, что это проблема закона. Закон, здесь соглашусь с антимонопольной службой, он просто устанавливает правила игры. И все. Им надо следовать. Всем. И предпринимателям, и заказчикам.

 

Андрей Поляков: Основная масса предпринимателей как раз и ратует, чтобы была эта объективность. Они готовы не искать этих людей,  которым надо дать денег. Они готовы играть по правилам, но чтобы и другие играли по правилам. Потому что если я зашел, я эти правила соблюдаю, а рядом со мной выигрывает человек не понятно по какому принципу. Становится как минимум обидно. Как максимум, ты теряешь деньги.

 

Юлия Боровых:  Согласна.  Любой предприниматель преследует свою корыстную цель – заработать. Проблема наших предпринимателей в том, что они, зачастую, юридически безграмотны. И даже крупный и средний бизнес тоже может быть безграмотен. Схема закупок до того не универсальна и специфична, что здесь может быть много нюансов. Даже суперсерьезная юридическая службы может быть не в состоянии решить какие-то практические проблемы, участь что-то при подаче заявки.

 

Юлия Хлобыст: Тогда первый ваш совет для предпринимателей – что нужно сделать. Есть закон, который вступает в силу с 1 января 2014 года. Его нужно просто проштудировать? Первое. Второе – пообщаться с консультантом.

 

Андрей Поляков: Желательно бы с кем-то проштудировать.

 

Юлия Боровых:  Конечно.

 

Андрей Поляков: Тут еще речь о том, что нет компаний, которые специализируются только на госзакупках. Они универсальны.  У них разные рынки. Поэтому, за всем не уследишь. Держать специалистов по каждому направлению – сложно.

 

Юлия Боровых: Конечно. Поэтому, надо пройти обучение. Узнать эту информацию, хотя бы.

 

Юлия Хлобыст: Пермская Торгово-промышленная палата предоставляет такие услуги?

 

Юлия Боровых: Конечно. Мы специально открыли это направление. Третий год его мы активно развиваем. Раньше не было в Палате услуг, связанных с госзаказами. Сейчас оно есть. У предпринимателей есть возможность прийти и проконсультироваться. Это бесплатно. Кроме того, мы семинары раз в месяц проводим. Абсолютно лояльные по ценам.

 

Юлия Хлобыст: У нас звонок. Добрый день, как вас зовут?

 

Слушатель: Добрый день, меня зовут Михаил. Будет введен 44-й закон. Я работаю в сфере стоматологии. Есть такие поликлиники, которые прописывают техзадания с желанием получить что-то конкретное.  И получают благодаря этим аукционам что-то более дешевое. С более низким качеством, но аналогичное по характеристикам. То же самое происходит с материалами и остальным. Сейчас возникает вопрос, как  у нас будет работать эта система?  Система медицинского обслуживания, при таком федеральном законе?

 

Юлия Хлобыст: Вопрос целесообразности? Правильно? Что скажете, Юлия.

 

Юлия Боровых: Не надо, наверное, останавливаться на какой-то отрасли, потому что закон, он  действует для всех отраслей. Проблема здесь в формировании технического здания. Потому что, зачастую у нас ТЗ пишется под конкретного производителя. Или под конкретный товар. В 44-м законе каких-то страшных изменений нет. Потому что в любом случае заказчики точно так же не могут писать товарные знаки, должны давать возможность выбора поставщикам поставлять ту продукцию, которая будет соответствовать требованиям заказчика. Но какой здесь интересный момент по ТЗ. Этого нет в 94-м законе. Это вводится. Понятие нормирования закупок. Новое, интересное понятие. Регионам РФ и муниципалитетам будет дано право самим эти нормативы устанавливать. Первое – норматив по критериям, по технической части, и второе – норматив по цене. Правительство РФ установит только общие правила. А Пермский край и муниципалитеты должны будут принять свои нормы.

 

Юлия Хлобыст: Они должны будут так же принять их к 1 января или когда закон вступит в силу?

 

Юлия Боровых: Очень хороший вопрос. Потому что 44 ФЗ предусматривает около 70 подзаконных актов, в том числе, про порядок нормирования. Когда они по факту выйдут – неизвестно. Эта норма вступает в силу с 2014 года. То есть, да. К следующему году эти правила должны быть. Кроме того, у заказчика вводится обязанность по приемке техзадания. Должен он привлекать независимых экспертов, которые проверят соответствие того, что победитель предлагает тому, что было в техническом задании. На многие товарные группы – это обязательность, для других – по желанию.

 

Юлия Хлобыст: Глава Минэкономразвития Белоусов заявил о том, что будет разработан комплекс мер, который позволит исключить махинации посредников и защитить поставщиков. Речь идет о процедуре, так называемой, предквалификации компании.  Что это такое?

 

Андрей Поляков: Это бывший первый этап на двухэтапниках?

 

Юлия Боровых: Это не бывший. Двухэтапные конкурсы сейчас появляются. Вообще, появляется конкурс с ограниченным участием. Это как раз по предквалификационным отборам. И конкурс двухэтапный. На самом деле, их проведение будет очень ограничено правительством РФ. Для конкурса с ограниченным количеством участников будет перечень. Его установит правительство. 

 

Андрей Поляков: И тоже у всех будет мысль, как в этот перечень попасть. Кому дать денег?

 

Юлия Боровых: Ну, промолчим. Второе – это двухэтапный конкурс. Там установлен перечень случаев, для нас наиболее интересно, что двухэтапным конкурсом  сейчас можно будет покупать проектные работы и изыскательские работы. Заказчик должен будет обосновать, что он простой конкурс или аукцион провести не может. А двухэтапный проводится для такой цели: допустим, ты не знаешь, не уверен, какой тебе проект нужен, какие ты там технологи можешь использовать. Тебе надо посовещаться с проектировщиками. Как раз это на первом этапе происходит. А на втором этапе, это уже конкурс цены. То есть, двухэтапный конкурс тоже будет, но пока не известно, как по факту его сможем использовать. На самом деле никакой ожидаемой предквалификации нет. В законе установлены новые требования к участникам. Но они не говорят ни о каких требованиях к заказчику. Они говорят о том, что тебя не должно быть в реестре недобросовестных поставщиков.  А все остальное – общие требования. По поводу реестра. Об этом говорилось, это введено. Если раньше открыл фирму, попал в реестр недобросовестных, открыл новую фирму и снова участвуешь. То сейчас не только сведений об организации не должно быть, но и сведений о твоем директоре, учредителе. Когда компания попадает в реестр, туда попадает название компании, фамилия директора, фамилии всех учредителей.

 

Юлия Хлобыст: Разговор о целесообразности хотелось бы на 2 части поделить. Первая с точки зрения, как прописывает закон соблюдать эту целесообразность. Вторая – этический момент. Роль общественности, общественный контроль.

 

Юлия Боровых: Здесь тоже есть новшества по первому вашему вопросу. Целесообразность, установленная законом. Самая главная суть закона 44-о – он в себя сейчас замыкает весь процесс закупки. С момента, когда заказчик формирует бюджет, до момента, когда оценивается та злополучная целесообразность. Когда идет уже речь про исполнение контракта. Сейчас этого нет. В 94-м мы видим порядок выбора поставщика. Эта целесообразность будет контролироваться на нескольких этапах. Например, мало  того, что заказчик должен будет план закупок разработать на 3 года.

 

Юлия Хлобыст: И с этим планом может ознакомиться каждый?

 

Юлия Боровых:  Конечно.  Будет создана единая информационная система. Видимо, на основе сайта, но это только часть. На нем будет размещаться вся информация. Максимальная публичность закупки.  Потом заказчики должны будут сделать план-график на год. На этот год заказчик должен будет обязательно обосновать, что он покупает. Почему он покупает кровати для детского дома или автомобили для чиновничьего аппарата. И именно такие. Сейчас тоже есть план закупок, он вывешивается на сайте zakupki.gov.ru. Но этот план что-то такое эфемерное. Нереальное. Потому что у заказчика нет обязательств по его исполнению. Он в плане написал 2 закупки, а по факту 22 провел. По новому закону будет ответственность. Они не смогут совершить закупку, которой нет в плане. Они должны будут своевременно внести изменение в график, чтобы потенциальные участники ознакомились с ним.

 

Юлия Хлобыст: А за какой срок они должны будут это сделать?

 

Юлия Боровых:   Вообще, порядок формирования план-графика, его форма, внесение изменений будут установлены правительством.

 

Андрей Поляков: В плане рекомендаций. Регламент будет прописан, но будут и вносить изменения загодя, это понятно. Но это хоть чуть-чуть подстрахует.

 

Юлия Боровых:   Кроме того, помимо того, что он покупает, он еще должен будет обосновать за какую цену он покупает.

 

Андрей Поляков: И за какую цену?

 

Юлия Боровых:   Да. И закон выводит, в отличие от 94-о закона, методы расчета этой цены. Их будет 5 или 7 способов определения начальной цены контракту. Они будут четко прописаны. Заказчик должен будет им следовать.

 

Юлия Хлобыст: Это с точки зрения законодательства. Когда сможет подключаться общественность? Понятно, что она сможет подключаться на любом этапе, когда вывесили список?

 

Юлия Боровых:   Она может подключаться на любом этапе. Вводится понятие, тоже впервые, общественного контроля за закупками. Могут быть общественные объединения. Юридические лица могут объединиться в общественные объединения, контролировать процесс закупок, начиная с плана закупок, извещения, они могут все это мониторить, смотреть, подавать жалобы.

 

Юлия Хлобыст: На любом этапе федеральная антимонопольная служба может подключаться и проводить проверки?

 

Юлия Боровых: Да. Кроме того, у общественных организаций есть возможность делать запросы заказчику. Они могут в ФАС сразу не идти, а могут, если мы говорим про план-график, он ведь на год, они могут сначала к заказчику  идти с официальным вопросом. Почему так? Заказчик им обязан ответить.

 

Андрей Поляков: Что значит, обязан?

 

Юлия Боровых: Да, в законе предусмотрено. Обязан реагировать на обращения общественных объединений.  Если уже поступила жалоба в ФАС, это когда недоволен ответом заказчика.

 

Андрей Поляков: Будет ли расширяться перечень критериев? Раньше основным критерием была цена.

 

Юлия Боровых: Нет. Он сокращен. Всего до 4-х. Порядок оценки будет введен постановлением правительства. Но цена теперь будет не преобладающим критерием. Она должна быть, но не будет преобладающим. Будет 2 критерия минимум.  

 

Андрей Поляков: А что будет второе, на ваш взгляд эксперта?

 

Юлия Боровых: Квалификация. Она может быт в конкурсе. Вообще, сейчас преобладающим способом закупки, закон сам это позиционирует, будет конкурс. Поэтому надеемся, что квалификация, если не на этапе допуска, а на этапе оценки, она будет влиять.

 

Юлия Хлобыст: Какие новые положения для малого бизнеса включены  в новый закон?

 

Юлия Боровых:   Это очень важный момент. Во-первых, увеличена стоимость начальной цены контракта, когда можно проводить специализированные закупки только для субъектов малого предпринимательства до 20 млн, сейчас 15. Кроме того, если  сейчас заказчики должны размещать у субъектов малого предпринимательства от 10 до 20% годового объема, то с января следующего года увеличивается  - не менее 15%. Можешь хоть все 100% у малого предпринимательства, но не менее 15%. И последний момент, очень интересная норма вводится. Что заказчики могут не напрямую специализированные торги проводить для малого бизнеса, а могут в обычных торгах, для любых лиц это проводить, что победитель обязан будет привлечь субподрядчика  из субъектов малого предпринимательства.

 

Юлия Хлобыст: Не получится ли так, что субъекты малого предпринимательства будут использоваться как посредники более крупным бизнесом?

 

Юлия Боровых:   А тоже интересно. Этот вопрос постарались решить в законе. Сейчас генподрядчики, если они отдают на субподряд более 10% работ, они обязаны будут предоставлять информацию о своих субподрядчиках заказчику и это можно будет проконтролировать.


Обсуждение
3257
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.