Верхний баннер
06:02 | ЧЕТВЕРГ | 18 АПРЕЛЯ 2024

$ 94.32 € 100.28

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

11:05, 24 июня 2013

Конкурс "Большая разведка-2013". Персональное финансовое консультирование

Юлия Хлобыст: В конце мая прошел четвертый конкурс молодежных инновационных проектов «Большая разведка-2013». С этого времени мы все пытались с ее организаторами безуспешно встретиться, но то у них, то у нас не было времени. Поэтому я сегодня с удовольствием приветствую в нашей студии организаторов и одних из основателей этого конкурса. Это Александр Палкин, руководитель студенческого бизнес-инкубатора политехнического университета.

 

Александр Палкин: Добрый день.

 

Юлия Хлобыст: И Дмитрий Шишкин, руководитель проектов по молодежному предпринимательству того же вуза.

 

Дмитрий Шишкин: Добрый день.

 

Юлия Хлобыст: Четвертый конкурс прошел. Я посмотрела сегодня краткую историю и смотрю, что год от года количество участников и проектов, принимающих участие в конкурсе, растет, но у меня главные вопросы всегда возникают. Хорошо, проекты растут, ребята их делают, вынашивают, реализуют, а потом-то что с ними происходит? Я не слышала в информационном пространстве, чтобы какая-то мегановость появилась, чтобы серийное производство началось у победителя проекта «Большая разведка». Как вы думаете, почему?

 

Дмитрий Шишкин: Количество проектов растет. Я бы не сказал, что значительно, этого не нужно. Меня радует другое, что растет количество участников, конкретных людей. Что касается громких успехов и проектов, наверное, их и рано ждать. Нужно помнить, что участники конкурса – это прежде всего студенты, хотя мы с этого года расширили рамки и открыты сейчас не только для студентов, но и для аспирантов, молодых ученых, в том числе невузовских. Все-таки это молодые люди, и мы не ждем, что они сегодня выставят те проекты, которые сыграют на мировом масштабе завтра же.

 

Юлия Хлобыст: Ну, давайте на краевом, я не говорю, на мировом. Это чуть позже, может быть.

 

Дмитрий Шишкин: На краевом скажу, что многие проекты развиваются, участвуют в дальнейших конкурсах, побеждают на конкурсе «У.М.Н.И.К.», например, побеждают на окружных. Возвращаясь к вопросу, почему это не так громко – да потому, что ребята только начинают. Для них участие в этом конкурсе – может быть, первая ступенька в развитии, когда они только-только задумываются, будучи на втором-третьем курсе, о том, что они будут делать, когда закончат вуз, пойдут ли они на предприятия инженерами, делать свой бизнес, будут ли дальше продолжать карьеру в качестве ученого. Ведь этот конкурс направлен не столько на развитие новых проектов, сколько на поиск новых людей, которые дальше будут в этом направлении двигаться.

 

Юлия Хлобыст: С какого курса можно принимать участие в вашем конкурсе?

 

Дмитрий Шишкин: Мы не делаем ограничений. Можно делать это, будучи на первом курсе, поскольку формально никаких требований нет. Анализ участников говорит, что это студенты третьих-четвертых курсов.

 

Юлия Хлобыст: Несколько номинаций получается, направлений в вашем конкурсе. Это «Добыча и переработка полезных ископаемых», «Машиностроение», «Информационные технологии», «Качество жизни», «Электроника и электротехника». У нас были Олег Кивокурцев, Игорь Еремеев, Максим Утев, не все они были, двое из них как раз приходили к нам на программу и рассказывали о своем замечательном изобретении, робот-снегоуборщик. Какие яркие проекты? Понятно, что проект действительно был ярким, всем понравился, потому что имеет действительно прикладное значение. И, кстати, эти же самые ребята этот проект уже практически реализуют, причем на коленке, в гараже. Андрей Поляков подошел у нас, сейчас приступит к разговору.

 

Андрей Поляков: Здравствуйте, друзья.

 

Юлия Хлобыст: Пока они делают этот проект на коленке, но уже намерены выходить и развиваться. Какие еще были интересные проекты, с вашей точки зрения?

 

Дмитрий Шишкин: Один из интересных проектов был у нас в области IT. Я могу назвать проект «PARTIZAN-info», система по распространению мобильных приложений. Тоже проект активно развивается, они выходят сейчас не только на региональный, но и на федеральный уровень. Наверное, еще ряд ребят можно вспомнить. Видите, я не связываю этих ребят конкретно с проектами, потому что практика показывает, что проекты меняются, а люди остаются. Тот же Олег, который действительно в этом году отлично выстрелил с этим проектом робота, в прошлом году подавал заявку и участвовал  в конкурсе с другим проектом, который был менее успешен и не получил такой большой оценки. Но видите, ребята в этом году новую идею нашли и с ней подаются. Поэтому еще раз говорю, я отслеживаю не столько проекты, сколько людей, которые участвуют, слежу за их успехами, это важнее.

 

Юлия Хлобыст: Александр, понимаю, что вещи пересекающиеся – «Большая разведка» и бизнес-инкубатор. Это люди, которые проходят через вас, либо до, либо после проекта. Так вот, когда они к вам попадают, до или после?

 

Александр Палкин: Безусловно, они пересекаются. Конкурс был задуман для построения системы отбора, смотра того, что есть в университете, чем занимаются студенты, что интересного. Дальше он вышел на краевой уровень, но такая функция у конкурса по-прежнему есть. С помощью этого большого мероприятия мы смотрим, какие есть интересные проекты, которые можно поддержать, продвинуть, помочь в их развитии. Олег, уже названный несколько раз, является резидентом нашего бизнес-инкубатора, и мы с ним работаем. По поводу того, что у него все делается на коленке, хотел бы добавить, что ребята очень активно развиваются, сейчас уже производят это в промышленных…

 

Юлия Хлобыст: То есть когда они приходили к нам месяца два назад, там еще было на коленке, а сейчас уже о-го-го производство.

 

Александр Палкин: У них уже есть предзаказы, то есть они дорабатывают свое изобретение до оптимального варианта, смотрят различные воплощения, формы, придумывают новые функции. Сейчас уже можно говорить о том, что они готовы к первой мелкосерийной партии производства.

 

Юлия Хлобыст: Несколько назвала я, чтобы слушатели понимали, направлений нашего конкурса. По идее, работодатели должны стоять к вам в очередь. Люди, которые стали победителями в этих направлениях, мне кажется, работодатели должны их с руками отрывать.

 

Александр Палкин: Безусловно, можно сказать, что есть. В этом году у нас уже десяток партнеров-предприятий, крупных промышленных, которые приходят на конкурс для того, чтобы посмотреть профильные проекты, которые были бы интересны для внедрения, а во-вторых, на ребят. В этом году у нас было 7 или 8 дополнительных номинаций от предприятий, которые поощряли ребят, дарили призы, приглашали к себе для того, чтобы обсудить их возможные взаимные интересы.

 

Андрей Поляков: А вообще, ребята, так красиво все получается, со стороны выглядит. Изначально целеполагание, самая главная-то цель? Продвинуть молодежь, посмотреть какие-то идеи?

 

Юлия Хлобыст: А кто для чего. Работодатели, наверное, которые в очередь…

 

Андрей Поляков: Это да, а организаторы-то?

 

Дмитрий Шишкин: Конечно, это самое главное. Конкурс был задуман нами, как я уже говорил, для развития студентов. Это конкурс, который позволяет им увидеть новые перспективы, попробовать себя.

 

Андрей Поляков: А что должно стать результатом? Человек участвует в конкурсе. Он должен видеть какие-то горизонты перед собой. Что он видит?

 

Дмитрий Шишкин: Главным результатом для нас является развитие компетенции студентов. Почему это конкурс? Он нужен для того, чтобы был дополнительный мотиватор, дополнительный стимул. Мы говорим – мы делаем программу обучения инновационным компетенциям, приходите к нам, пожалуйста, на семинары, вы можете научиться тому-тому-тому. Приходят три человека. Мы говорим – ребята, а давайте мы сделаем конкурс, где вы можете себя проявить…

 

Андрей Поляков: Это пока тоже общие фразы. «Проявить», «развитие» - а вот критерии развития где? Как мы можем понять, что развился студент?

 

Александр Палкин: Если говорить о ранее озвученной истории, когда люди меняют проекты, приходят с новыми, развитие очевидно. У нас конкурс предусматривает не просто подачу какой-то работы на бумажке, где мы не можем отследить качество вклада самого студента. Он предусматривает этап  очных презентаций, очной защиты. В этом году мы еще ввели этап, связанный со спичем, краткая, на 2-3 минуты презентация проекта. Это позволяет отследить, как студенты развиваются.

 

Андрей Поляков: Это красиво и очень похоже на факультатив. Любой студент, пытаясь написать курсовую работу или диплом, развивается, правильно? Сейчас все очень похоже – вот он написал проект, более того, написал спич, все это защитил. А практическая самореализация студента, какой должен быть его результат?

 

Дмитрий Шишкин: А дальше он либо начинает делать бизнес в этом направлении…

 

Андрей Поляков: Сам или вы ему помогаете?

 

Дмитрий Шишкин: Не понял разницы.

 

Андрей Поляков: Разница большая. Либо он сам идет в свободный рынок и плавает как придется, и скорее всего, это будет обречено на неудачу, 99% вероятности, что он даже с хорошим проектом, выйдя на рынок, просто не встретит ни финансовой, ни промышленной, никакой поддержки. Или вы все-таки его дальше куда-то ведете, обеспечиваете ему какие-то условия, переговорные площадки и так далее?

 

Юлия Хлобыст: Что же отличает конкурс от какого-то презентационного проекта?

 

Александр Палкин: Вопрос был больше о цели. Если говорить о стратегической, у каждого студента есть обязательная основная деятельность. Он ходит на пары, сдает экзамены и так далее. Кроме того, у него есть возможность к дополнительным занятиям. Чаще всего это спорт, самодеятельность, культура и прочее. Наша-то задача стоит сделать третье направление, связанное с предпринимательством, инновациями, изобретательством, чтобы это было не только интересно, но и полезно. В качестве пользы или результатов, о которых тоже говорилось в этом вопросе, мы видим прежде всего предоставление возможности для студентов попробовать себя в роли.

 

Андрей Поляков: То есть расширение некой студенческой деятельности, получается так? Без каких-то далеко идущих планов? Теперь понятно.

 

Александр Палкин: Мы все-таки университет, образовательная составляющая одна из основных.

 

Дмитрий Шишкин: Не надо забывать, что конкурс не сам по себе, это часть большой системы, мы как раз говорили, что проекты дальше действительно готовы быть реализованы, могут войти в студенческий бизнес-инкубатор. И так и происходит, по результатам каждого конкурса мы отбираем три проекта, с которыми уже более детально работаем, дорабатываем бизнес-модель, проводим встречи с потенциальными партнерами и осуществляем всю ту поддержку. Но это происходит не массово во время конкурса, не обязательно с победителями, а с проектами, которые готовы к этой ступеньке.

 

Юлия Хлобыст: Чего еще касался вопрос Андрея? Люди готовят проекты, презентуют их, но проекты же бывают в разных сферах. Машиностроение – ладно, у политеха есть специалисты. А вот «Качество жизни», где медицина присутствует, может быть не представлено вашими специалистами. Кого вы приглашаете судить эти проекты? Ответим после того, как примем звонок. Здравствуйте, как вас зовут?

 

Слушатель: Олег Кивокурцев.

 

Юлия Хлобыст: О, Олег, здравствуйте. У вас есть вопрос?

 

Слушатель: Да, к моим знакомым Дмитрию и Александру. Почему пропала номинация «Урбанистика»? Очень интересная, к ней можно было много всего отнести, но в этом году ее не было. Был такой вопрос, я решил его задать в прямом эфире.

 

Александр Палкин: Здорово, Олег, видимо, мы не можем пообщаться очно (смеется), и ты задаешь вопросы на радио.

 

Слушатель: А можно в пользу наших товарищей сказать? Говорят – вот, почему проекты не развиваются… Я в первую очередь хочу сказать, что это зависит напрямую от людей, тех, кто придумывает проекты. У них не хватает силы воли, характера или обстоятельств, чтобы его реализовать.

 

Андрей Поляков: Я бы с этим поспорил, потому что тут, как говорится, разные должны быть амплуа у людей. Кто-то придумал, а кто-то выступает менеджером проекта, это даже разный склад характера.

 

Слушатель: Да, именно поэтому сейчас пока и не реализуется. В нашем проекте все эти составляющие присутствуют, и я могу сказать, что мы уже продаем (неразборчиво).

 

Юлия Хлобыст: Олег, поздравляю вас. Вопрос – почему убрали направление «Урбанистика».

 

Дмитрий Шишкин: Мы никогда, начиная конкурс, не знаем, какие будут номинации. Мы собираем заявки и дальше стараемся обеспечить равную конкуренцию проектов из разных областей. Так случилось, что в прошлом году было достаточное количество проектов в области урбанистики, и у нас была отдельная номинация. Так сложились заявки, это не наша прихоть, не наше решение, а та картинка, которая сложилась в этом году. Отвечая на вопрос об экспертах, сразу скажу, у нас нет экспертов из политехнического университета.

 

Юлия Хлобыст: То есть все из других вузов?

 

Дмитрий Шишкин: Вообще ни одного из вузов. Все наши эксперты – это эксперты предприятий-партнеров, просто предприятий Пермского края. Мы сознательно ушли от внутривузовской оценки, потому что хотим получить более объективную картинку. Тем более, если участвуют студенты разных специальностей с разными проектами, наша задача, чтобы эксперты были компетентны в этих областях. Если говорить о качестве жизни, там присутствовали проекты в области медицины, сельского хозяйства, продовольствия, фармацевтики. Их оценивали предприятия, которые работают в этом направлении.

 

Юлия Хлобыст: Четвертый год уже проходит конкурс. Вообще участвовать в этом конкурсе престижно? Ставите себе такую цель, чтобы студенты, такой бренд у конкурса образовался, что в этом конкурсе участвовать престижно, а получить лауреатство и того престижнее?

 

Александр Палкин: Не скрою, нам бы этого хотелось, конечно. Я не знаю, мы не проводили таких исследований среди студентов восприятия конкурса. Можно сделать, это хорошая идея. Могу сказать, что это стало престижным среди кафедр нашего вуза. Опять же, не могу говорить про другие вузы, но в нашем вузе, и мы подводим такой результат соревнований, и среди заведующих кафедр, и специалистов, которые работают на кафедрах, это считается престижным.

 

Андрей Поляков: Здесь был приведен такой интересный пример про целеполагание. Студенческая деятельность подразумевает и спортивную. Было же такое, что раньше деканы факультетов боролись за спортсменов, принимали их и так далее. Вот так же, наверное, и здесь, по аналогии это и идет.

 

Юлия Хлобыст: Чтобы деканы факультетов боролись не за спортсменов, актеров, а именно за…

 

Дмитрий Шишкин: Не только за спортсменов и за актеров.

 

Юлия Хлобыст: Следующий конкурс состоится уже весной. Вы готовитесь?

 

Дмитрий Шишкин: Готовимся и рассчитываем, что он состоится. Более того, нам даже обещали поддержку конкурса. У нас в этом году конкурс был поддержан министерством культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края, за что им спасибо. Они действительно оказывали не только организационную, но и финансовую помощь.

 

Юлия Хлобыст: Где был в это время Минпром?

 

Андрей Поляков: Минпрома вообще нет сейчас, его не видно.

 

Дмитрий Шишкин: В это время реорганизовывался…

 

Андрей Поляков: Ни в это время, ни в другое.

 

Дмитрий Шишкин: На церемонии закрытия уже были представители нового министерства образования и науки Пермского края. Они как раз обещали поддержать нас в следующем году.

 

Юлия Хлобыст: 13-35, мы продолжаем «Бизнес-ланч», у микрофона Юлия Хлобыст. В рамках программы у нас традиционная рубрика «Бизнес-дайджест», в которой принимают участие специалисты инвестиционной компании «Кастом кэпитал». На этот раз в гостях у меня руководитель направления консультационного брокериджа инвестиционной компании «Кастом кэпитал» Ирина Заякина.

 

Ирина Заякина: Добрый день.

 

Юлия Хлобыст: Чему хотелось бы посвятить нашу сегодняшнюю 10-минутку? У вас в самое ближайшее время, 27 июня пройдет четвертый бесплатный семинар, посвященный современному состоянию мировой и российской экономики. В этот раз тема семинара будет достаточно интересная и будет касаться личного брокера, персонального финансового консультирования. Там такой анонс мероприятия, что современный финансовый рынок – это не рулетка, не лотерея, это широкий набор инструментов, призванный сохранить и преумножить ваше финансовые накопления. Главное – четко сформулировать цель и оценить риски. Так вот, в этом всем может помочь финансовый консультант. Но прежде чем вы начнете говорить о помощи… Я постоянно этот вопрос задаю, и мне все кажется, что он какой-то особенный. С какой суммой все-таки стоит идти в инвестиционную компанию? Разные бывают оценки, кто-то говорит – 10 тысяч, кто-то – 100 тысяч. Вероятно, это зависит от каких-то целей.

 

Ирина Заякина: Абсолютно верно. Когда вы приходите на финансовый рынок, самое главное – четко поставить себе цель и понять для себя, чего вы хотите добиться. У нас, к сожалению, очень многие привыкли воспринимать финансовый рынок именно как рулетку. Заскочил, заработал…

 

Юлия Хлобыст: 10 тысяч поставил, тебе 15 вернулось.

 

Ирина Заякина: Да, и такие примеры есть, но гораздо больше обратных примеров. На коротком промежутке времени на таких небольших суммах фондовый рынок вам не позволит заработать. На финансовый рынок нужно приходить на более долгий срок и совершенно с другой стратегией. Не заскочил, схватил и выскочил, а со стратегией долгосрочного инвестирования, которая основана на принципе диверсификации. Знаете, наверное, все и каждый говорят, не клади яйца в одну корзину. Нужно правильно распределять свои средства между различными классами активов. Когда мы говорим о сумме, которая должна быть, нужно прежде всего исходить из того, а сколько у вас есть, чего вы хотите добиться, и уже тогда давать ответ на вопрос, что мы можем для этого использовать. И в зависимости от того, что мы можем для этого использовать, мы уже говорим о сумме. Конечно, 10 тысяч – это не та сумма, с которой нужно приходить на финансовый рынок. Финансовый рынок предназначен не для того, чтобы по-быстрому заработать, а для того, чтобы сберечь, обогнать инфляцию и обеспечить стабильный уровень дохода, чуть выше инфляции в долгосрочном плане. На 10 тысяч вы ничего и не заработаете. Вообще, как правило, услуги… У нас услуга консультационного брокериджа оказывается от суммы в 500 тысяч. Но нужно понимать, что, если вы все-таки пришли на фондовый рынок основательно, с долгосрочной стратегией и хотите использовать весь долгосрочный набор финансовых инструментов, то здесь уже нужно будет говорить о нескольких миллионах. Но вы уже будете спокойны, что ваша сумма денег защищена и дает вам стабильный доход.

 

Юлия Хлобыст: Финансовый брокер – это как личный доктор для твоих финансов? Приходишь с определенной суммой, вверяешь эти деньги специалисту и расслабляешься, ждешь результата? Либо твой личный финансовый брокер тебя ведет по каким-то направлениям, говорит, что лучше, что хуже, консультирует, принимаете участие совместно?

 

Ирина Заякина: Очень хорошая аналогия, что финансовый консультант – это как личный доктор. Вы ведь приходите к доктору, озвучиваете проблемы, и он под эти проблемы подбирает вам вариант лечения. Точно так же вы приходите к консультанту, озвучиваете цели, разрабатываете стратегию. Но если это долгосрочная стратегия на 5, 10, 20 лет, некоторые семьи на Западе с одним консультантом работают на протяжении нескольких поколений. Конечно, меняется человек, который их консультирует, но компания остается. За этот период, конечно, меняются условия, задачи, какие-то непредвиденные ситуации случаются. Приходится все это корректировать в зависимости от того, что у вас произошло. Может быть, непредвиденные расходы, а может быть, наоборот, появился дополнительный источник дохода, и вы хотите дополнительные инструменты для сохранения этого дохода рассмотреть.

 

Юлия Хлобыст: Получается, то, что есть на Западе, некое имя компании, к которому люди привыкли, понимают, что там все надежно, высокого класса специалисты, и идут туда. У нас такого пока нет.

 

Ирина Заякина: К сожалению.

 

Юлия Хлобыст: Тем не менее, у вас проходит уже четвертый семинар. Разные были темы, сейчас не вспомню, но начали вы…

 

Ирина Заякина: Мы нефть обсуждали на нашем первом семинаре. Обсуждали недвижимость, насколько интересно сейчас в нее вкладываться и стоит ли вообще это делать, если стоит, то в какую именно.

 

Юлия Хлобыст: Что дают эти семинары тем, кто на них приходит? Они автоматически становятся вашими клиентами? Или вы такую цель не преследуете, а преследуете цель повышения некой экономической грамотности?

 

Ирина Заякина: Да, все верно, основная цель – это, конечно, повышение финансовой грамотности. Мы работаем с людьми для того, чтобы нам качественно выполнить свою работу по достижению поставленных перед нами клиентами целей, нам, конечно, нужно повышать уровень финансовой грамотности. К сожалению, 20-30 лет назад финансовый рынок был не такой, как сейчас, и очень многим людям приходится на пальцах объяснять, что это вообще такое, как это работает. Основная наша цель – повышение финансовой грамотности. Вторая цель – заинтересовать людей в этом инструменте, что фондовый рынок – инструмент достижения их финансовых целей. Если мы заинтересовали, тогда у нас получается построить рабочие отношения с клиентом. Но семинары клиента ни к чему не обязывают. Приходите все желающие, может быть, вам это просто интересно послушать. Может быть, это пригодится вам лет через 5.

 

Юлия Хлобыст: Помимо живого финансового брокера, я имею в виду человека-специалиста, у вас есть еще роботизированное устройство, финансовый робот.

 

Ирина Заякина: Да, это один из инструментов нашей компании. Вообще на нашем семинаре, который посвящен финансовому консультированию, которое будет уже, как упоминалось, в четверг, мы будем рассказывать обо всех услугах, которые мы можем нашим клиентам предоставить, и, в том числе, об этом роботе. Мы будем говорить о разных стратегиях инвестирования на фондовом рынке, и робот – это один из примеров достаточно агрессивного инвестирования в фондовый рынок. Это не какая-то панацея, что нужно обязательно всем приходить и именно только с роботом работать. Это один из инструментов, который при грамотном сочетании с другими инструментами позволяет достичь именно тех целей, которые мы проговаривали на начальном этапе работы.

 

Юлия Хлобыст: Давайте еще раз напомним, когда и где будет семинар.

 

Ирина Заякина: Приглашаем всех желающих в этот четверг, 27 июня, в 19 часов по адресу Ленина, 50, 14 этаж. Вход свободный. Приходите, будет интересно.


Обсуждение
2623
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.