Верхний баннер
12:07 | ПЯТНИЦА | 19 АПРЕЛЯ 2024

$ 94.09 € 100.53

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 11 августа 2013

Поговорим о том, как живется фермерам в Пермском крае

Поводом для нашей встречи послужило сообщение, что в Пермском крае открылся третий по количеству стол заказов фермерских продуктов. Эта работа началась в 2011 году. Уже третий магазин, куда фермеры могут сдавать свою продукцию для продажи горожанам. У меня сразу же появилась масса вопросов. Кто туда может сдавать?

Как минимум, надо задать вопрос, кто организовал? Что это из себя представляет?

Другой вопрос, мне кажется, что 3 площадки для почти миллионника – мало.  Но, давайте по порядку. Кто организовал эту площадку?

Иван Огородов: Вообще. Проект «Ваш фермер» реализовался и начал работать в 2011 году.  Он начал реализовываться как самостоятельный бизнес-проект предпринимателей, которые сначала занимались розами в Осинском районе, Южаков Алексей. Дальше решили новое направление открыть. Изначально этот проект задумывался как интернет продажа фермерской продукции. Помимо «Вашего фермера» есть очень активные интернет-площадки. Есть портал «Лавка Лавка», есть проекты по примеру «Вашего фермера». Он не один. Какие-то, может, чуть раньше реализовывались.  Есть портал «Прямо с грядки». Есть в социальных сетях группы ребят, которые продают фермерскую  продукцию.

Но это какие-то спонтанные идеи?

Иван Огородов: Мы их периодически собираем. Обсуждаем, куда они двигаются. Если изначально говорить про правильную организацию продаж, во всем мире площадками для продажи являются сами фермеры. Они организуются в сельскохозяйственные потребительские кооперативы. Если мы посмотрим на наших прилавках торговая марка Valio, которая поставляется из Финляндии, это молоко, которое там производится, собирается кооперативом, его соучредителем являются сами фермеры. Они разрабатывают брэнды, реализуют продукцию, в том числе, нам.

Для нас это хорошо забытое старое. Мы же проходили уже эту стадию?

Иван Огородов: Потребительская кооперация, которая была организована, она немного сверху организовывалась. Именно истинная сельскохозяйственная кооперация была до 1917 года на территории России. Фермеры объединялись, регистрировали потребительские кооперативы и сами занимались продажами. Мы сегодня говорим о том, что предприниматели организовались, сети закупают. Я думаю, что основное направление, куда стоит двигаться фермерам, это сельскохозяйственная потребительская кооперация. Нужно объединяться по темам сбыта. По темам снабжения. Там, где есть узкие места. Где самостоятельно сложно, например, выстроить систему продаж. Систему снабжения. Есть у нас опыт. И в 90-х годах они объединялись. Не все выжила. Сейчас новый этап организации потребительских кооперативов. Есть на данный момент меры поддержки федерального, краевого уровня. Если фермеры, которые занимаются мясом, каждому делать убойный пункт, ну, это накладно. Не эффективно. Получается, самый правильный путь – объединиться 10 фермерам и сделать вскладчину убойный пункт.

У меня вопрос к Александру Васильевичу. У него хорошее, достаточно крупное фермерское хозяйство. Буквально в двух словах расскажите.

Александр Кибанов: Занимаюсь кролиководством уже 9 лет. У меня среднее поголовье, порядка 500 голов. У меня большой упор в объемах на моих агрофраншизников. На моих подопечных. Порядка 20 – 25 хозяйств, которые работают в Пермском крае, поставляют мне крольчатину. Мне для реализации хватает.

С точки зрения реализации продукции. Сейчас Иван Петрович назвал 2 пути реализации. Это через магазины, такого формата как  «Ваш фермер». Второе направление – это организация неких кооперативов. На ваш взгляд, что более интересно для фермера?

Александр Кибанов: По мне, было бы эффективно одно хозяйство, которое объединяет вокруг себя несколько мелких хозяйств. Весь сбыт, вся реализация, тот же убой,  своего рода кооперация. Не официально, а под патронажем базового хозяйства. Все мелкие хозяйства работают спокойно. Они не беспокоятся о сбыте.

А почему на ваш взгляд сегодня этого не происходит? Предпосылки-то все есть.

Александр Кибанов: Появляются. Я, например.

Иван Огородов: У нас базовых предприятий, которые продают технологию, утверждено 15. Это такая форма кооперации. Плюс зарегистрировано новых сельскохозяйственных потребительских кооперативов 5 штук. Один из таких кооперативов на сегодняшний день выходят на проекты строительства небольших ярмарочного формата магазинов на радиальных трассах Лобаново, Усть-Качка, в сторону Чусвоского моста. Такие инструменты продаж есть. Есть стихийно организовавшиеся рынки. В сторону Краснокамска, например. Наша следующая задача, чтобы эти стихийно организованные мини-рынки становились более цивилизованными. И чтобы организаторами этого процесса все-таки были сами фермеры. Шаг в сторону потребительской кооперации – это шаг в сторону самоуправления. В то, чтобы процессом продаж управляли сами фермеры.

Исходя из статистических исследований, способен ли наш край по темпам, объемам производства сельскохозяйственной продукции полностью удовлетворять потребности?

Иван Огородов: Несколько цифр. Всего жители Пермского края съедают продукции всей и выпиваем соков на 160 миллиардов рублей.

Это не зависимо от производителя?

Иван Огородов: Да. Если убрать из этого объема то, что мы объективно не сможем на территории края произвести, допустим, орехи, фрукты, этот рынок мы оцениваем на уровне 80 миллиардов рублей. 80 – 90 миллиардов. При этом валовая продукция, которая производится на территории края, составляет порядка 40 миллиардов. Потенциал, как минимум, вдвое увеличить объем производства местных продуктов, он есть. Показатель по увеличению доли произведенного и потребляемого мы имеем. В концепции, которая нам Законодательным собранием установлена, в программе, которая утверждена правительством, эти показатели есть. Увеличение доли производимого и потребляемого продукта на внутреннем рынке.

Магазины такого формата как «Ваш фермер», туда, наверное, дороговато пробиться?

Александр Кибанов: Не дороговато, а сложновато. Потому что везде просят сертификаты, ветеринарки.  Прочие дела. Этикеты. Упаковку. Не все могут это сделать. Хотя, даже если ты сделаешь все это, не факт, что ты туда пробьёшься. Я делал и этикетку, и сертификаты, и ветеринарки у меня есть. И цех убойный. Сколько раз обращался в магазины, например в «7 пятниц»…

То есть, в крупные, сетевые.

Туда ведь не пробиться и более серьезным производителям.

А почему. Кто может отрегулировать эту ситуацию на рынке.

Юля, пока товароведы берут за каждое место, за каждый пропуск, за каждый входной билет, никто эту ситуацию не отрегулирует. Это коррупция называется.

  Александр Кибанов: Я решил для себя этот вопрос по-другому. Работаю с мелкими магазинами с ними проще. Личные отношения с товароведами. Небольшие накрутки. Может оборот не такой, как в «Семьях». Там платы особой нету. Единственное, что личные отношения больше влияют.

Иван Петрович, неужели нельзя отрегулировать отношения с крупными магазинами на уровне края?

Иван Огородов: Получается, крупные сетевые организации, сетевые магазины, на самом деле, им в меньшей степени интересно работать с фермерскими хозяйствами. Потому что им нужны большие объемы, а фермеры не все к этому сразу готовы.

Большие отсрочки им нужны.

Иван Огородов: По продуктам питания, может быть, не такие большие. Хорошо, они говорят, вы заходите к нам с тем же кроликом, но давайте сразу на все магазины. Это сразу огромный объем. Если заходить на один магазин, сетям, исходя из логистики, не всегда интересно. Для того, чтобы выполнять большой объем, нужно кооперироваться. Нужно делать кооперативные убойные пункты, хранилища, обеспечивать упаковку и развозку по магазинам. Плюс еще мы применяем системные инструменты – это организация различного рода ярморочных мероприятий, весна и осень – это обязательно. Плюс, мы двигаемся в направлении ярмарок выходного дня. Это тенденция не только Перми. И в районах края. В крупных мегаполисах, Москве и Питере это давно отработанный вариант. Какая-нибудь центральная улица перекраивается на какой-то промежуток времени, это суббота или воскресенье, предлагалась улица Пермская, чтобы там организовать сельскохозяйственную ярмарку. Здесь очень важный вопрос – шаговая доступность. Мы настаиваем на том, чтобы ярмарки выходного дня проводились в микрорайонах в центре Садового, например, в центре Паркового. Это не самостоятельный мини-рынок с павильонами. Это именно ярмарка выходного дня. Которая аккуратно, со всеми сертификатами, всеми требованиями, раскладывается в субботу утром, отторговывается до обеда и сворачивается.

Европа так живет очень давно. Раз в неделю разворачивается такая ярмарка. Это становится элементом культуры. Это площадка для коммуникации производителя и покупателя.

У нас есть звонок, надевайте наушники. Здравствуйте, как вас зовут?

Слушатель: Меня зовут Ольга Белькова. Мне интересно, что у нас в крае с коневодством. Будет ли построен новый ипподром. Потому что старый весь разваленный и находится в плохом состоянии.

Иван Огородов: Тема коневодства не совсем фермерская. На сегодняшний день прорабатывается тема строительства нового ипподрома. Либо как фермерского участка, либо в рамках строительства большого агропарка. Проект сейчас прорабатывается вместе с минимущества, с федеральным минсельхозом. Понимаем, круг имеющихся проблем на действующем ипподроме. Это больше имущественные взаимоотношения. На 2014 год мы утверждаем региональную программу по развитию коневодства, в рамках которой будет реализован проект ипподрома.

У нас есть еще звонок. Здравствуйте. Игорь Николаевич.

Слушатель: Здравствуйте. Вопрос к исполняющему обязанности министра. Почему у нас в крае нет ни одного сельскохозяйственного кооперативного рынка. Как-то хотели делать агропромышленную выставку на постоянно действующей основе, тоже почему-то ее нет.

Иван Огородов: Пока не дошли до этого. Именно большой ярмарки. Большого рынка. На постоянно действующей основе.  Мы проводим осенние и весенние мероприятия. В этом году 11 и 15 сентября на Пермской ярмарке будет проводиться наша ярмарка. Наши сельскохозяйственные ярмарки самые массовые по количеству людей, посещающих Пермскую ярмарку. На сегодняшний момент фермерские хозяйства туда заявляются. Оно будет проходить очень активно. Постоянную ярмарку мы планировали реализовать  в рамках проекта агротехнопарк. Это комплексное развитие территорий. На базе учхоза. Почему на  данный момент там не осуществляется строительство – потому что это пока федеральная земля. Мы прорабатываем этот вопрос с минсельхозом России. Проект мы презентовали. И министру, и курирующему секретарю. Задача такая есть. У нас в нескольких направлениях движение идет. Это постоянно действующие магазины ярмарочного формата на радиальных трассах. Сезонные ярмарки, ярмарки выходного дня. И большой стационарный проект в рамках технопарка.

Когда я разговаривала с фермерами, с мелкими, до 100 голов крупного рогатого скота, спрашивала, как вы реализуете продукцию. Они говорят, по магазинам не ходим. Все по друзьям и знакомым. Инициатива у них есть. Они как-то находят этот рыночек сбыта. Ведут свои учетные записи, обзванивают их. Хорошо, большим сетям не выгодно. А магазинчики формата у дома. Почему с помощью муниципалитетов не делать какие-то преференции этим магазинам. Как бы так сделать, чтобы активизировать предпринимателей, муниципалитеты. На чьем уровне должна решаться эта проблема?

Иван Огородов: Есть несколько форматов. Допустим, есть у нас сейчас ассоциация крестьянских фермерских хозяйств. Она должна сводить производителя, магазины. Мы периодически такие встречи организовываем. У нас на сайте в рамках проекта «Здоровое питание» размещена информация по всем индивидуальным предпринимателям, которые есть на территории Пермского края. Это взаимоотношение между фермером и этими сетями, магазинами у дома. Здесь, наша задача рассказывать об успешном опыте взаимодействия. Есть пилотно в нескольких регионах прорабатывается система внутренней продовольственной помощи. В ряде стран в Европе, Америке давно отработана. Социально незащищенным слоям населения пособия выплачивается, а куда они девают эти деньги. Заворачивают внутрь региона эти деньги.

У нас звонок, на связи Нина Петровна. Добрый день. Ваш вопрос.

Слушатель: Добрый день. Милые люди, уважающие народ. Купите фермерам однокомнатную квартиру в микрорайоне. Они будут торговать, а мы будем покупать у них с удовольствием все, что они привезут. В чем дело-то?

Понятно. Вот такое предложение. Купите фермерам площадку.

Иван Огородов: Как вариант, для того, чтобы организовывать магазины. Но если один фермер там будет, вот Александр занимается кроликами, это будет неправильно и невыгодно - открывать магазин только по продаже кроликов. Соответственно, возвращаюсь к теме кооперации.  Александру необходимо объединиться с фермером, который занимается молоком, кто мясом занимается, овощами. Проще купить квартиру на первом этаже, организовать там фермерский магазин.

Вы же помогаете каким-то образом?

Иван Огородов: Мы фермерским хозяйством преимущественно помогаем.  На то, чтобы они себя технологически модернизировали.  В части производства, если они покупают холодильники, автомобили для выездной торговли, мы субсидируем проценты по кредитам, затраты на приобретение технологического оборудования. Наша задача, чтобы они были технологически оснащены.

 У нас Александр на связи. Здравствуйте. Ваш вопрос.

Слушатель: У меня вопрос достаточно простой. Основная задача всех чиновников организовать, обеспечить возможности для сбыта продукции. А ваш гость в очередной раз говорит, буду пилить деньги, которые будут выдаваться на приобретение оборудования. Буду жить хорошо. А сбытом продукции я заниматься не буду. А, на мой взгляд, его основная задача – чтобы вся продукция, которая производится на селе -  продавалась. Для этого у нас он сидит в области, в каре. Иначе он никому не нужен. Ни колхознику, ни фермеру. Если он не обеспечит сбыт продукции, которую производит фермер.

Правильно мы вас поняли, что инициатива должна идти только от чиновников сверху? А фермеры должны играть по этим правилам или нет.

Слушатель: Чиновник обязан скупать все, что производит фермер. Обеспечить скупку. В противном случае, чиновник на этом деле жирует, а фермер подыхает. Вот и все.

Иван Огородов: Хорошо, государство приобретает это все в государственную собственность. А дальше куда это все?

Слушатель: Извините, а вы зачем сидите на этой должности? Вам дана задача думать над этим вопросом. Не зарабатывать деньги для своих детей, а организовывать продажу сельскохозяйственной продукции.

Я предлагаю, в качестве третейского судьи Александра Васильевича. Вы человек, который организовал свое производство. 9 лет работаете. Кто должен организовывать процесс? Должна ли идти инициатива от фермера. Или фермеры должны сидеть и принимать или не принимать условия, по которым должны работать.

Александр Кибанов: Я, наверное, выступлю в защиту Ивана Петровича. Первоочередная задача – произвести товар. Эффективно. Потому что многие люди из того же города мечтают уехать в деревню, производить сельхозпродукцию. Но не могут.

Иван Огородов: Потому что условия не созданы.

Александр Кибанов: Для этого министерство и нужно, чтобы люди имели этим условия. Вторая задача – реализовать продукцию. Для этого и создаются те же кооперативы, базовые хозяйства, которые на начальном этапе помогают. Понятно, что в одиночку уехать в деревню, что то там произвести очень тяжело.

Тут в противовес должны быть определённые требования по качеству, еще по чему-то. Вообще, следуя этой логике, минпром наш должен скупать все, что производят заводы. Это так же можно сказать.

Александр Кибанов: Это не правильно. Нужны кооперативы. Сообщества.

А если пойти с другой стороны. Вы поддерживаете фермера на этапе производства. Вы помогаете ему модернизировать это производство. А если зайти со стороны владельцев мелких магазинов. Давать какие-то налоговые послабления. Работает ИП с фермером, вот тебе  налоговые льготы. Можно ли пойти по этому пути?

Иван Огородов: Думаю, что можно. Но при этом очень важный вопрос – кто будет этим индивидуальным предпринимателем. Если этим ИП будут сами фермерские хозяйства, мы имеем право такую инициативу сформулировать. Если это будет просто ИП, которое не является сельхозпредприятием, мы не имеем права оказать ему финансовую поддержку. Ни финансовую, ни имущественную. Здесь важная развилка с точки зрения организационно-правовой формы. Занимается ли он сам производством.

Александр Кибанов: А если магазин «Ваш фермер». Он продает только сельхозпродукцию, но не является производителем. Может быть для него льготы. Для таких магазинов, где от 50% продукции – фермерское. 

Хотелось услышать о роли муниципалитетов. Что должны делать муниципалитеты?

Иван Огородов: В первую очередь – поддержка самих фермерских хозяйств. Мы с 2011 года  требуем, чтобы муниципалитеты своими бюджетами в этом процессе участвовали. Если в начале этого процесса районы из своих бюджетов выделяли порядка 20 миллионов суммарно, то в 2013 году они уже из своих районных бюджетов предоставляют больше 50 миллионов на условиях софинансирования. Плюс мы с прошлого года начали реализовывать проекты «Начинающий фермер», «Семейные животноводческие фермы». Из федерального бюджета в прошлом году было выделено практически 70 миллионов. В этом году чуть меньше, на уровне 50. Но так или иначе, бюджетная поддержка оказывается именно на технологическую модернизацию, потому что основная наша проблема не только в сельском хозяйстве, это низкий уровень технологичности производства. Наша задача, чтобы фермер, который занимается молоком, мясом, картофелем, все-таки был технически оснащён. Чтобы он мог конкурировать, производить конкурентоспособную продукцию. Мы ведь вошли в ВТО. Мы обязаны иметь конкурентоспособную продукцию.  Конкурентоспособное производство.

Кооперативам из фермерских хозяйств будет оказываться какая-то поддержка?

Иван Огородов: Она уже оказывается. Со следующего года будет в виде грантовой поддержки. Для нас основная задача в кооперативах, чтобы они расшивали узкие места. Убойные пункты, хранилища, цеха по переработке сельхозпродукции. По переработке тех же овощей. Как раз движение кооперации, поддержки кооперации именно на такие узкие места.


Обсуждение
2639
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.