Верхний баннер
10:54 | ЧЕТВЕРГ | 25 АПРЕЛЯ 2024

$ 92.51 € 98.91

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 09 февраля 2014

"Сейчас снова появился пласт людей, которые стали покупать квартиры", - Эдуард Матвеев, генеральный директор управляющей компании Custom Capital

Теги: финансы

- Что происходило с рублем у нас в начале году и почему затормозилось падение в связи с Олимпийскими играми?

 

- Проще, наверное, сказать о том, что было с рублем в конце прошлого года, потому что то, что произошло с рублем в начале этого года, это лишь то, что уже началось. В конце прошлого года сложились воедино несколько факторов. Во-первых, снова начались отзывы лицензий очень интенсивные у банков российских. Во-вторых, у ряда компаний и банков российских пришла пора выплачивать займы, которые были взяты за рубежом, а для этого нужно покупать валюту. И помимо всего прочего наложился такой глобальный тренд, когда в целом все валюты развивающихся стран и валюты стран, связанных с сырьем, начали дешеветь, потому что, вообще говоря, за последний год, если брать от текущего момента, рубль у нас упал примерно на 15%. В то же бремя бразильский реал упал на 18%, австралийский доллар на 21%, турецкая лира на 32%, индийская рупия на 16,8%, аргентинский песо на 60%, но там у них такая идет последовательная девальвация уже второй год, поэтому они немножко выбиваются из этой линии.

 

- Вы хотите нас успокоить, что у нас еще все не так плохо, по сравнению с другими развивающимися странами. 

 

- Нет, я бы сказал, что мы в том же русле, что и они находимся. Сейчас американские инвесторы стали выводить деньги из тех активов, которые не дают достаточной доходности. Если посмотреть в прошлом году большинство акций на развивающихся рынках принесло доход от 0 до, может быть +5, +10, американский рынок принес больше 20% годовых. Естественно, эта тенденция, в том числе привела и к тому, что люди стали деньги забирать из тех стран, в которых экономический рост не оказался таким высоким, каким должен был бы быть. Всегда же говорили как, развивающаяся страна быстрее догоняет тот уровень жизни, который в развитых, соответственно, у нее темпы роста быстрее. Это закончилось, темпы роста появились, на мой взгляд, все-таки больше на бумаге. А в США где-то уже говорят, что может быть развернется экономика вверх и в Европе. Поэтому инвесторы стали предсказуемо разбирать оттуда, где непонятно, и вкладывать туда г де более или менее им понятно. Соответственно, выводить свою валюту, валюта тех стран, откуда деньги выводятся, стала дешеветь.

 

- Меня, знаете что, поразило, опять же, на моем дилетантском уровне, что с началом Олимпийских игр почему-то падение рубля остановилось. И аналитики заговорили о том, что у инвесторов поднялся уровень доверия.  Но вот что после Олимпийских игр опять начнутся какие-то процессы снижения. Неужели на какой-то момент можно начать доверять, а потом это доверие отозвать.

 

- Всегда, когда вы анализируете не только рынки, но и вообще какую-то ситуацию, нужно стараться посмотреть как можно более длинный период. Период роста в месяц может быть на фоне спада в десятилетие. Мы не может по динамике месяца говорить о том, что спад закончился. Так и здесь, то, что происходит с рублем, это закономерный откат. Он вырос с начала года на 5%. Как мы уже говорили в «Популярной экономике» это 60% годовых, это довольно много. Спекулянты начали фиксировать прибыль. Это наложилось на то, что в принципе и сам Центробанк пытается такие вещи делать, он не упирается постоянно, не продает и продает доллар, иногда немножко отходит в сторону, чтобы дать спекулянтам немножко выдохнуть. Они выдохнули. Рубль обесценился почти до 36 за доллар. После этого Центробанк продолжил валютные интервенции. Причем они очень большие в последнее время стали. Параллельно это дало возможность зафиксировать прибыль тем, кто играл краткосрочно на этом. И плюс, я думаю, что все понимали, что к Олимпиаде власти постараются сделать ситуацию на рынке более предсказуемой и стабильной. Так оно и случилось. Такое самослучающееся, или как красиво это можно назвать, предсказание.

 

- Если далее пытаться анализировать ситуацию с рублем, смотрела «РБК» и там есть такое мнение, российские предприниматели склонны поверить Алексею Улюкаеву, который еще летом, будучи первым зампредом Центробанка, предупреждал, что ослабление рубля не поможет российской экономике, девальвация ударит по внутреннему спросу, и в выигрыше окажутся только экспортноориентированные отрасли, и сельское хозяйство. К замедлению готовятся девелоперы, ожидающие падение продаж в элитном сегменте, а продавцы авиабилетов уже зафиксировали рост цен, правда, только на 2%. Исходя из этой цитаты понятно, что экспортноориентированные отрасли выиграют от этого.

 

- Ну, да.

 

- А почему должно выиграть сельское хозяйство? Вы видите здесь какую-то связь? Какие-то причины?

 

- С одной стороны видимо считается, что тот поток импорта, который в страну идет, он, очевидно, подорожает с подорожанием курса доллара. Но надо иметь в виду, что большинство импорта – это импорт из стран с развивающейся экономикой. У них тоже валюта упала. В этом смысле, я не думаю, что это принесет какую-то пользу. И в принципе, уже многие сказали, что это ослабление рубля вряд ли нам чем-то поможет. Мы слишком плотно сели уже на импорт всей страной. Свою промышленность мы загубили. Получается как, самое простое, чем может помочь рубль? Он может помочь малому и среднему бизнесу, на котором всегда держится экономика нормальных стран. У нас этот бизнес развивать не хотят.

- Он развивается вопреки.

 

- Ну, да, да. Поэтому им, я надеюсь, что поможет, но их так не много. В стране, в которой все больше становится компаний про государственных, с долей государства. Тот же «Роснефтегаз» потихоньку будет владельцем не только всех нефтяных активов, но и всех энергетических.  И всех газовых и так далее. То есть, это будет одна такая большая компания, голубая фишка, которой там будут торговать лет через 5, тогда о чем мы говорим.

 

- А вот эти вот усилия федерального правительства и нашего краевого правительства по поддержке сельского хозяйства. Когда на развитие агропромышленного комплекса тратятся очень серьёзные деньги, вы считаете, это не поможет, это пустые какие-то вливания?

 

- Мне кажется, что когда в стране очень слабая ситуация с правовой точки зрения, то все эти дотации идут через некие холдинги, которые просто ими пользуются.

 

- Размываются эти деньги?

 

- Как минимум половина этих денег в сельское хозяйство не уходят.

 

- Понятно что, по словам Эдуарда Матвеева не приходится нам возлагать большие надежды на наше сельское хозяйство, на то, что наши сельхозпроизводители как-то взбодрятся.

 

- Оно как малый бизнес, оно вопреки развивается.

 

- Хорошо. Тогда к строительной отрасли. Например, московские девелоперы говорят о том, что сформировалась категория покупателей, которые самой твердой валютой считают квадратные метры. На ваш взгляд, в Пермском каре есть, сформирован ли такой же пул потребителей?

 

- Да. Дело в том, что Custom Capital, поскольку наша группа занимается инвестициями, в том числе, и в недвижимость, мы по роду службы очень часто общаемся и с девелоперами и со строителями, в том числе. Действительно, когда люди банкам уже не доверяют, в силу того, что сделал Центробанк и продолжает делать. Когда люди не знают, куда вкладывать деньги, когда рубль начинает обесцениваться, они начинают бежать в то, что им когда-то было понятно. Действительно сейчас снова появился пласт людей, которые стали покупать эти квартиры. Более того, появился паст людей, так называемого, если по мировым стандартам, класса ниже среднего, у которых есть в загашнике 300 – 600 тысяч рублей, на которые, понятно, не купишь квартиру, они покупают участки земельные. Рынок земельных участков как-то стал так немножко оживляться, именно благодаря вот рублю и Центробанку.

 

- Когда я разговариваю с представителями крупного бизнеса, они говорят, да что вы, вкладывать деньги в недвижимость, это же длинные деньги, длинные рубли. С точки зрения количества денег, если у тебя их много, то возможно это не самый эффективный способ вложения, но когда мы говорим о таком среднем и ниже среднего сегменте наших сограждан, я имею в виду по финансовому уровню, то тогда, как вы говорите, это понятное, и такое нормальное вложение.

 

- Да.

 

- Потому что квадратный метр…

 

- Его потрогать можно.

 

- Сейчас какие-то объективные процессы Олимпиадой приостановлены? Я правильно вас поняла.

 

- Думаю, что да. Сегодня наши аналитики смотрели, как ведут себя рынки акций на фоне Олимпиад, наиболее показательно было, Олимпиада в Лондоне. Когда перед Олимпиадой рынок довольно существенно провалился, дня за 2 он стал расти, как только Олимпиада закончилась и рост закончился. А поскольку рынки акций и рынки валют очень часто связаны… Вообще в 80% случаев, как показала практика, происходит рост на фоне Олимпиады.

 

- То есть, если какой-то новичок решит заняться вложением денег, обратит свое внимание к фондовым рынкам, и вдруг увидит…

 

- А почему именно новичок?

 

- И не новички могут на этом прокалываться?

 

-Да.

 

- То есть, если кто-то решит сделать вложение. Посмотрит, что курс рубля притормозился, и начнет делать из этого выводы, то, собственно говоря, не надо обольщаться. Между тем, каждый третий россиянин считает, что страна охвачена экономическим кризисом. И более трети граждан ожидают его наступление в ближайшее время. Лишь малая часть уверена, что предпосылок для спада в экономике нет. Таковы результаты опроса  фонда «Общественное мнение» в крупнейших  городах страны. Вы на стороне этой трети? Или все-таки на стороне тех, кто считает, что кризиса у нас не предвидится.

 

-Есть впечатление, что у нас начался режим стагфляции, то есть стагнация на фоне инфляции. Инфляция, судя по тому, сколько денег будет еще напечатано, и было напечатано, и то, как снизился курс рубля, она еще произойдет. Для этого нужно какое-то количество времени. И мы очень много беседуем с предпринимателями, с представителями бизнеса, действительно, тенденция по снижению потребительского спроса началась где-то в 4 квартале позапрошлого года. Так, в среднем, в прошлом году с января по март уже предприниматели в разных сферах начали отмечать, что стали падать объемы выручки от 30 до 50%. В некоторых отраслях до 80%. Появились неплатежи, причем в последнее время люди стали говорить о неплатежах от крупных довольно-таки компаний. Некоторые с долей государства в том числе. Не то, что не платят, но задержки в платежах стали появляться. Компании, те у которых инвестиционные программы утверждались несколько лет назад, они начали урезаться, и если на этом фоне это снижение спроса еще как-то вот по инерции рос рынок труда, то последнее время закончился этот рост. Стала потихоньку, по нашим оценкам, расти безработица, увеличилась количество вакансий. Снова стали проводить сокращения в компаниях, на предприятиях.

 

- Пользователь нам задает вопрос, стоит ли ждать в ближайшее время деноминации рубля?

 

- Если мы вспомним, слово деноминация было применено еще при Борисе Николаевиче Ельцине, когда у нас произошла гиперинфляция. Рост цен по некоторым оценкам в 50 раз, по некоторым оценкам чуть меньше. Когда, я напомню, до 1991 года буханка хлеба стоила 20 копеек, а через 3 года она стоила 1,5 тысячи рублей. Деноминация была связана как раз с тем, что вот эти лишние нули убрали. Сейчас вроде пока нет смысла нули убирать. Если у нас произойдет очередная гиперинфляция, когда цены вырастут в 5 – 10 раз, тогда, наверное, это будет

 

- По поводу банков. Вы уже обронили слово о том, что у нас закрывались банки частные. Так вот, компании вывели из частных банков российской федерации полтриллиона рублей за месяц. И это все частные предприниматели, перетекли из частных банков в государственные. Об этом, как сообщает «ИТАР-ТАСС», заявил исполнительный вице-президент российского союза промышленников и предпринимателей Александр Мурачев: «Это нас не устраивает. Мы за честную конкуренцию, отметил Мурачев, комментируя напряженную ситуацию в банковском секторе страны». На ваш взгляд, продолжится ли такая политика Центробанка и вообще руководства федеральной власти в отношении частных банков?

 

- Я думаю, что продолжится, ведь нам ориентир был дан, сколько должно остаться. Центробанк постепенно приводит банки к нормативам, которые должны быть. Потихоньку намекая, что либо с течением времени вы вернетесь к нормативам, либо мы вас закрываем. А то, что предприниматели убежали, это естественно, им там 700 тысяч никто не возвращает. Если банки закрывается, то предприниматель теряет все. Это тот малый средний бизнес, о котором мы так много говорили еще недавно.

 

- То есть, это такой звоночек сейчас предпринимателям и обычным физлицам, которые хранят свои деньги на депозитах в частных банках, что ребята, смотрите, какие банки с госучастием, или самые крупные банки, которые будет проблемно закрыть, несите свои денежки туда.

 

- Наверное, так.

 

- Как же на счет честной конкуренции.

 

- На мой взгляд, честная конкуренция у нас закончилась еще лет 10 назад. А в целом все хорошо (смеются)

 

- Помните, мы с вами как-то пытались говорить о биткоинах?

 

- Да

 

- И вы тогда честно признались, не видел я этого страшного зверя биткоина.

 

- Его трудно увидеть вообще.

- Так вот, есть информация, что правоохранительные органы и банк России наметили совместные действия по предотвращению правонарушений, связанных с использованием криптовалют, в том числе биткоинов. Об этом сообщается в пресс-релизе прокуратуры. Я не понимаю, с чем тут можно бороться. Если вы все-таки разобрались, что это за такое чудо, я честно говоря, не понимаю, что такое биткоин и с чем его едят. Как можно туда вкладывать деньги?

 

- Их можно просто купить. Мне кажется, что сейчас снова возвращаться к теме, что такое биткоин не стоит. Единственное, я считаю, первый биткоин – это пирамида, потому что биткоинов ограниченное количество, их 21 миллион может быть. Грубо говоря, их потребители – весь земной шар. Чем больше туда народу забегает, тем больше растет этот биткоин. Не забегает – падает.

 

- То есть, как только забежит столько человек, которые сгенерируют вот этот 21 миллион, эта пирамида рухнет?

 

- Рухнет, не рухнет, там ведь вопрос в том, какой дальше будет спрос на эту валюту. Я бы все-таки говорил немножко не об этом. На мой взгляд, правильно делается, что с этой валютой начали бороться. Мы понимаем, что платежи эти отследить невозможно. Соответственно, наркотики, оружие, все остальное нехорошее, что по закону покупать запрещено, может быть куплено. И в принципе, мы сейчас говорим о чем, что такое деньги вообще. Деньги – это мера ценности труда. У нас деньги выходят на первый план, труд на второй. А по идее наоборот должно быть. И для того, чтобы труд был оценен объективно, деньгами нужно пользоваться так, чтобы не было никаких перегибов. А перегибы могут быть как раз с точки зрения вот этой криптовалюты.

 

 

 


Обсуждение
1799
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.