Верхний баннер
22:50 | ВТОРНИК | 16 АПРЕЛЯ 2024

$ 94.07 € 99.93

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 09 марта 2014

"Чтобы избежать потом негативных последствий, при выходе на рынок должна быть подана заявка на регистрацию товарного знака", - Максим Толстиков

- До эфира мы с Максимом уже начали разговор о товарных знаках и об отношении к товарным знакам со стороны россиян, в том числе жителей Пермского края. Я так поняла, что это отношение такое, как у нас говорят, сквозь пальцы.

 

- Поверхностное.

 

- То есть, люди не понимают, что нужно регистрировать товарные знаки. Чем вообще это грозит? Решил выпускать продукцию, назвал ее, как мы с вами называли «Мята», и не зарегистрировал этот товарный знак как положено. Чем может грозить такое отношение?

 

- Если товарный знак не зарегистрирован, соответственно могут быть такие последствие. Обладатель товарного знака может предъявить к вам претензии о незаконном использовании товарного знака, того или иного обозначения. Выходя на рынок с незарегистрированным товарным знаком, существует вероятность того, что вы можете нарушать чьи-либо права. И соответственно к вам могут быть предъявлены претензии и направлены иски о нарушении права на товарный знак. При этом цена исков достаточно высокая, от 10 тысяч рублей до 5 миллионов рублей.

 

- Но у нас ведь, вы знаете, как бывает, пока гром не грянет, никто не перекрестится. Может быть, все думают так, зачем я буду регистрировать товарный знак? это долго, дорого, а потом, кто меня, где вычислит? Буду пользоваться. А когда проблема придет, будем решать проблемы по мере их поступления.

 

- На самом деле, вопросом регистрации товарного знака стоит озаботиться в самом начале ведения своей предпринимательской деятельности. Когда создается юридическое лицо параллельно с этим надо запустить процедуру регистрации товарного знака. Чтобы на тот момент, когда вы выходите на рынок, российский или зарубежный, у вас как минимум должна быть подана заявка на регистрацию товарного знака. Чтобы избежать потом каких-то негативных последствий, нарушения прав и так далее. И чтобы защитить свое обозначение. Потому что не мало денежных средств вкладывается в разработку обозначения, но в соответствии с нашим законодательством гражданским, исключительное право на использование того или иного обозначения  возникает не с момента фактического использование, а только после регистрации обозначения в качестве товарного знака. То есть, необходимо при разработке товарного знака не только разработать товарный знак, но и зарегистрировать его в установленном порядке, только после этого у вас появится право на его использование.

 

-У нас есть вопрос с сайта. Скажите, насколько сложно и финансово, и по времени зарегистрировать товарный знак. А так же, возможно ли где-то в Перми получить консультацию по процедуре регистрации? Пишет Иван.

 

- Процедура регистрации у нас регламентируется гражданским кодексом, частью 4-й. процедура достаточно сложная, поэтому при регистрации товарного знака стоит обращаться к профессионалам, которые основной своей деятельностью занимаются регистрацией товарных знаков.

 

- Это патентные поверенные, насколько я понимаю?

 

- Патентные поверенные.

 

- Как раз та специальность, то, чем вы занимаетесь.

 

- Совершенно верно. Те специалисты, которые помогут вам от начала и до конца в регистрации товарного знака.

 

- Что такое помочь от начала и до конца с регистрацией товарного знака? Мне очень понравился этот пример, «Мята». Такое, некое условное название. Предположим, я выбираю для своего кафе этот товарный знак. Что я должна сделать? Куда пойти. И что должен сделать тот специалист, к которому я пришла.

 

- Если вы разработали обозначение «Мята», вы обращаетесь в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Таковым на сегодняшний день является федеральная служба по интеллектуальной собственности или Роспатент. В этот орган подается заявка, которая оформляется в соответствии с требованиями действующего законодательства. Как раз в оформлении правильном и подготовке всех необходимых документов вам помогут, в том числе, патентные поверенные. Далее, эта заявка направляется в Москву, в федеральный орган и по этой заявке проводится экспертиза.

 

- А до того, как эта заявка ушла в Москву, местный патентный поверенный проверяет наличие этого знака для моей категории услуг?

 

- По желанию заказчика можно провести предварительную проверку и сформировать отчет с выводами о возможности или невозможности подачи заявленного обозначения в качестве регистрации товарного знака.

 

- Вы сказали, вы разработали товарный знак. До этого говорили, что много проблем возникает как раз тогда, когда заказчик разрабатывает товарный знак, вместе с дизайнерами работает, много денег в него вкладывает, а потом он приходит с уже готовым, разработанным товарным знаком и упс. А такой или идентичный уже есть.

 

- Да, следует обращать внимание при разработке обозначений, что наше гражданское законодательство не позволяет регистрировать определенные обозначения в качестве товарных знаков. В статье 1483 гражданского кодекса перечислены все основания для отказа в регистрации товарного знака. То есть, заказчик, заказывая разработку обозначения дизайнеру должен понимать, что не любое обозначение, разработанное дизайнером, можно будет зарегистрировать в качестве товарного знака.

 

- И самое главное, к дизайнеру потом не предъявишь никакие претензии, потому что он наверное может, конечно, знать, но не обязан знать, какие требования предъявляются к товарным знакам.

 

- Да, соответственно, либо заказчик должен озаботиться вопросом перед тем, как обращаться к дизайнеру за разработкой того или иного обозначения. Он должен обратиться к соответствующим специалистам в области товарных знаков и проконсультироваться, какие существуют основания для отказа в государственной регистрации, какие нужно учесть условия для того, чтобы в дальнейшем можно было использовать ваше обозначение в качестве товарного знака. Например, законодатель не допускает регистрировать в качестве товарных знаков обозначения, которые указывают на вид товаров. Например, пельмени – пельмени, хлеб – хлеб. Так же законодатель не допускает регистрировать в качестве товарных знаков обозначения, общепринятые термины, определения в области науки или техники. Например, контракт, договор, в области юриспруденции, и тому подобное. Поэтому заказчику, перед тем, как обращаться за разработкой к дизайнеру, нужно проконсультироваться у специалиста. Именно по основаниям для отказа.

 

- Вернемся к нашему алгоритму. Я как заказчик на этапе нахождения, поиска удачного названия для своего товара или услуги, обратилась к своему патентному поверенному, мы проверили все названия, есть ли аналогичные названия, есть ли схожие называния, не повторяюсь ли я в названии своего товара в этой категории. Вы это проверили. И дальше заявка уходит в Москву.

 

- Дальше заявка уходит в Роспатент. И по этой заявке проводится государственная экспертиза. Она состоит из двух этапов. Первое, это формальная экспертиза, она проводится в течение месяца. На этом этапе государственный эксперт проверяет наличие необходимых документов и правильность их оформления. После чего принимается решение о принятие заявки к рассмотрению или об отказе в принятие заявки к рассмотрению. Это первый этап. На втором этапе проводится экспертиза заявленного обозначения. Эксперт проверяет, соответствует ли заявленное обозначение требованиям, установленным статьей 1483, то есть, нет ли оснований для отказа в государственной регистрации товарного знака. Проводит поиск по зарегистрированным товарным знакам или представленным ранее, являются ли они схожи или тождественным на ваше заявленное обозначение. Естественно, по отношению к определенным товарам, любой товарный знак, любое заявленное обозначение заявляется в отношении определенных товаров и услуг, и соответственно, государственный эксперт проводит проверку, применительно к определенным товарам. Если государственный эксперт по итогам проверки приходит к выводу о возможности регистрации вашего заявленного обозначения в качестве товарного знака, то принимается решение о государственной регистрации вашего товарного знака.

 

- Если я обратилась, например, к вам, как в патентному поверенному, как к специалисту, отслеживающему ситуацию в этой области, вы на своем этапе проверили, есть ли у меня хоть малейшие шансы, что государственный регистратор мне все-таки на каком-то основании откажет в регистрации.

 

- В любом случае, проверка нами осуществляется на определенную дату. С того момента, когда мы проведем проверку, и до того момента, когда поступит заявка в Москву, проходит какой-то промежуток времени. Ежедневно в Роспатент стекаются сотни заявок. Если в этом время какая-то заявка с аналогичным обозначением, похожим на наше, поступит в Роспатент, и первая будет зарегистрирована раньше, то есть, будет иметь более раннюю дату приоритета, соответственно, государственный эксперт нам потом эту заявку может противопоставить.

 

- Единственный минус, который нельзя просчитать заранее.

 

- Да, 100% гарантии в регистрации товарного знака нет.

 

- Что касается времени, сколько занимает эта процедура, и финансы.

 

- По времени процедура регистрации товарного знака в России занимает в среднем, законодательно срок не установлен, занимает в среднем где-то от года до полутора лет. С даты подачи. Но товарный знак у вас будет действовать с даты подачи.

 

- То есть, так долго проходит регистрация.

 

- Да, достаточно долго проходит. Но товарный знак у вас будет действовать с даты подачи. Если мы заявку подаем в марте 2014 года, то решение по государственной регистрации будет вынесено в марте 2015 года. Товарный знак у вас будет действовать с марта 2014 года.

 

- А если государственный регистратор отказывает в регистрации, а у меня уже действует этот товарный знак, как здесь быть?

 

- Нет, он не действует. Пока вы не получите регистрацию товарного знака, не получите решение о государственной регистрации товарного знак, не оплатите пошлину за государственную регистрацию товарного знака, и за внесение его в государственный реестр товарных знаков у вас обозначение не будет в статусе товарного знака, как такового.

 

- Соответственно, лучше не называть товары и услуги вот этим вот названием, которое я себе придумала?

 

- Нет, вы можете использовать это обозначение, но нужно понимать, не нужно ставить R в окружности, registration, если вы используете знак охраны товарного знака в отношении незарегистрированного товарного знака, то в соответствии со статьей уголовного законодательства 180-й уголовного кодекса части 2-й за это предусмотрена даже уголовная ответственность. Поэтому знак регистрации товарного знака, R в окружности можно помещать только на товарах, этикетках, упаковках только после регистрации товарного знака. Финансово затраты, связанные с регистрацией товарных знаков колеблются. Из чего складывается стоимость регистрации товарного знака, из услуг патентных поверенных и иных специалистов, которые занимаются регистрацией товарных знаков. И пошлин, которые уплачиваются при подаче заявки на регистрацию товарного знака, выдачу свидетельства на товарный знак. Услуги патентных поверенных от 20 до 30 тысяч и больше могут составлять. Это полный комплекс услуг, связанных с проверкой, ответами на запрос и так далее. Пошлины, минимальные составляют около 30 тысяч с небольшим.

 

- Это государственная?

 

- Она не совсем государственная, она называется пошлина. Определяется в соответствии с положением о пошлинах, а не в соответствии с налоговым кодексом. Пошлина зависит от количества классов, в отношении которых заявляется на регистрацию обозначение. Всего существует 45 классов товаров и услуг, для индивидуализации которых товарный знак подается. То есть, 33 класса товаров, и с 34 по 45 класс – это классы услуг. Если вы подаете 36 класс, банковская деятельность, то пошлина будет составлять 14200 рублей при подаче заявки на регистрацию. И через год – полтора, когда будет вынесено решение о регистрации, заявлено обозначение товарного знака, уплачивается еще одна пошлина 16200 рублей за регистрацию товарного знака в государственном реестре товарных знаков и выдачу свидетельства на него. Соответственно, после этого у вас товарный знак будет действовать 10 лет с момента подачи заявки в Роспатент. Спустя 10 лет в последний 10-й год его действия уплачивается пошлина 20250 рублей на следующие 10 лет, и так неограниченное количество раз. Но нужно сказать, что чем больше классов вы заявляете, тем больше пошлину надо будет заплатить. За каждый последующий класс нужно будет уплачивать 2050 рублей.

 

- Регистрация товарного знака, человек оплачивает услуги поверенных, пошлины и так далее. Значит ли это автоматически, что теперь он под защитой государства от неправомерного использования этого товарного знака. И насколько эта защита. Мы знаем, что у нас контроль вообще во всех сферах хромает, насколько эта защита мощная, насколько можно расслабиться и жить спокойно со своим товарным знаком.

 

- После регистрации товарного знака у вас появляется самое главное, это исключительное право на его использование в отношении тех товаров для индивидуализации которых был зарегистрирован товарный знак. Нет какого-то контролирующего органа, который бы следил за незаконным использованием товарного знака. В принципе, обязанность по мониторингу, за контролем по использованию товарного знака лежит на самом правообладателе. Если правообладатель видит, что зарегистрированный им товарных знак используется компанией-конкурентом, в отношении тех же товаров и услуг, допустим «Мята». Зарегистрирована в отношении услуг кафе, и вы видите, что какой-то компанией открывается кафе с тем же самым обозначением, то в принципе правообладатель имеет право каким-то образом повлиять на конкурентов. Соответственно, правообладатель имеет право обратиться с претензией, сказать конкурентам, что они незаконно используют товарный знак, или обратиться уже в компетентный орган, в суд, или в антимонопольный орган и применить к нарушителю меры гражданской ответственности, уголовной или административной.

 

- Насколько быстро рассматривается такие дела и эффективно для правообладателей. Даже, насколько эффективно, потому что, если я как правообладатель, затратила определенное количество времени, денег, зарегистрировала свой товарный знак, и вдруг его кто-то начинает использовать. Я в справедливом гневе иду в суд или в УФАС, подаю заявление. Насколько судебная практика или практика антимонопольных ведомств стоит на стороне правообладателя?

 

- Если действительно будет установлен факт незаконного использования товарного знака, то в принципе, защита реальная. Законодатель выстраивает реальный механизм, для защиты своих прав. Собственно, обладание свидетельством товарного знака можно использовать для защиты нарушенного права.

 

- Почему же это все-таки один из самых дорогих нематериальных активов копании? Почему, владея зарегистрированным товарным знаком, можно зарабатывать еще больше и лучше?

 

- Владелец товарного знака может распоряжаться им, путем заключения договоров экономической концессии.

 

- То есть, сдавать его в аренду, по сути дела?

 

- По сути, да. То есть, предоставлять право использования другим лицам. То есть, получать за это денежное вознаграждение, если речь идет о лицензионных договорах или договорах коммерческой  концессии, роялти, так называемый.

 

- У нас такой вид бизнеса давно существует? Когда товарные знаки сдают в концессию?

 

- Тенденция к развитию этого инструмента, договорам коммерческой концессии, лицензионных договоров в последние годы количество регистрируемых договоров увеличивается.

 

- И в этом нет ничего противозаконного?

 

- И в этом нет ничего противозаконного.

 

- Просто, если вы что-то производите, и берете товарный знак в аренду или в концессию, то вы должны понимать, что владелец этого товарного знака может его просто забрать в какой-то момент, расторгнуть договор.

 

- Заключается договор, в котором прописывается территория использования, размеры вознаграждения, порядок их выплаты, обозначение, которое предоставляется, номер товарного знака, в отношении чего, какими способами лицензиат или пользователь имеет право использовать ваш товарный знак. Условия по использованию товарного знака четко прописываются в договоре. И соответственно в договоре необходимо четко прописывать условия о качестве выпускаемой продукции, прописывать условия для расторжения этих договоров.

 

- Какие еще плюсы есть у правообладателя, у вновь появившихся собственников товарного знака. Кроме того, что я могу сдавать его в аренду.  А если я просто для своей продукции, какие он права дает.

 

- Вы имеете право уже ставить знак registration, R в окружности рядом со своим товарным знаком и размещать своей товарный знак на товарах, этикетках, упаковках, в рекламе, в интернете, в доменном имени, на вывесках и так далее. То есть, любым образом использовать свой товарный знак. Но естественно, помимо возможностей самому использовать товарный знак, вы имеете право запрещать уже другим лицам использование товарного знака.

 

- Что касается кредитов, можно ли под залог интеллектуальной собственности брать кредиты?

 

-Всего существует, наверное, 4 основных формы распоряжения товарным знаком. Это договор отчуждения, лицензионный договор, договор коммерческой концессии, договор залога. Но следует сказать, что договор залога недостаточно развит и их очень мало регистрируется в Роспатенте по сравнению с другими договорами.

 

- Это должен быть очень раскрученный товар.

 

- Это еще институт, который на сегодняшний день только развивается, только на этапе своего становления.

 

- Если вернуться к регистрации товарного знака, это обозначает только присвоение имени или еще каким-то образом подтверждает качество?

 

- Основной функцией товарного знака, конечно же, является индивидуализирующая функция. Товарный знак позволяет отличать товары одного производителя от товаров другого производителя. Но вместе с тем товарный знак еще несет в себе качественную функцию. То есть, к товарам с зарегистрированным товарным знаком потребители более с доверием относятся, нежели чем с другим каким-то обозначением.

 

- Но это не говорит о качестве товара. Это просто идет некое присвоение имени.

 

- По сути, да. Товарный знак не обязательно должен свидетельствовать о том, что товар, который вы покупаете, будет на высоком уровне. Тем не менее, вместе с тем нужно понимать, что если изготовитель озаботился в принципе вопросом регистрации товарного знака, то есть, он заботится о качестве своей продукции, он пытается ее защитить. Соответственно, он задумывается и о качестве самого продукта, который он выпускает на рынок. Было бы не логично получать товарный знак и выпускать некачественную продукцию.

 

- Сегодня у нас открыты границы. Если говорить о том, когда компания, например, выходит на зарубежные рынки, а регистрируется здесь. Может ли быть ситуация, когда твой товарный знак, зарегистрированный здесь, например, в другой стране ты можешь повторять, тебя могут просто не пустить в другую страну.

 

- Надо понимать, что любой товарный знак ограничен территорией действия. В данном случае мы говорили о российских товарных знаках. Но вместе с тем надо понимать, если российская компания занимается экспортом, то есть, поставляет товары на территорию других стран, необходимо озаботиться вопросом регистрации товарного знака на территории тех стран, в которые вы поставляете свою продукцию.

 

- В противном случае, можно потерять деньги, время…

 

- В противном случае может случиться ситуация следующая. Вам могут запретить ввоз на территорию той страны, если там будет зарегистрирован товарный знак. Поставляя продукцию, вы рискуете, например, попасть под действие товарного знака той страны, куда вы поставляете свою продукцию. Поэтому перед тем, как выпускать свою продукцию на зарубежные рынки, необходимо озаботиться вопросом международной регистрации товарного знака на территории других стран.

 

- То есть, регистрация на территории РФ и на территории других стран, это разные вещи.

 

- Да. Товарный знак российский действует на территории России. А международный товарный знак. Здесь две процедуры могут быть. Либо берем конкретную страну, куда вы поставляете товар, либо это национальная регистрация, либо осуществить международную регистрацию, которая будет действовать на территории нескольких стран. Две процедуры.

 

- И это так же пермские компании могут обратиться в Пермскую торгово-промышленную палату, к вам и тут же подать все документы, никуда не выезжая за территорию Прикамья.

 

- Да, на протяжении многих лет мы занимаемся регистрацией международных товарных знаков. Следует сказать, что достаточно успешно. Сама процедура регистрации финансово менее затратная и по срокам достаточно быстро проходит.  Мы свидетельство о международной регистрации товарного знака получаем через 4 – 6 месяцев. Понятно, там сам механизм иной, чем в России.


Обсуждение
1620
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.