Верхний баннер
18:09 | СУББОТА | 20 АПРЕЛЯ 2024

$ 93.44 € 99.58

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 06 апреля 2014

"Было бы идеально для малого бизнеса значительно снизить налоговую нагрузку. Или вообще ее отменить", - Вячеслав Белов, уполномоченный по правам предпринимателей Пермского края

- Я хотела бы начать с проблемы, которая в последние несколько недель будоражит предпринимателей. В СМИ постоянно встречаю сообщения. Это массивные поправки в налоговый кодекс, которые грядут, как мы сейчас с вами выяснили. Документ имеет статус законопроекта, ничего еще не принято. Но уже говорят, что налоговая нагрузка, которая там прописана, которая может быть будет принята, она возрастет чуть ли не в два раза. Уже есть обращение от «Опоры России» о том, что нельзя такую тяжесть сваливать на плечи предпринимателей. Особенно беспокоит налог на имущество.

 

- Действительно, вопрос существует, он, конечно, не связан с тем, что в какие-то разы увеличатся налоговые обязательства. На самом деле введение налога на недвижимость взамен налога на имущество организаций, физических лиц, земельного налога, оно в значительной части может увеличить налоговую нагрузку. Но, безусловно, не только предпринимателям. И с этой точки зрения переход на исчисление налоговых обязательств на основе кадастровой оценки стоимости недвижимости или земельных участков, он может увеличить. И здесь могут быть и другие разы по обязательствам для кого-то. Потому что иногда действующая величина по налогу на имущество она не очень большая. Хотя это плюс некий инвестиционный, люди используют землю, недвижимость как направление для инвестиций. Использование их, потом сдачу в аренду или продажи более поздней. Здесь бы я хотел отметить только одно. С 2014 года в соответствии с федеральным законом от 2 ноября 2013 года номер 307 ФЗ, региональные власти в праве обязывать только очень незначительную категорию собственников торговых, офисных помещений платить налог на имущество, исходя из кадастровой стоимости по двум видам недвижимости. А именно, это административно-деловые торговые центры, а так же нежилые помещения, если в них расположены офисы. Но я бы обратил внимание, что это региональные законы и региональный законодатель, в том числе в Пермском крае будет принимать вот в этой сфере, только узкой, я обратил на это внимание, изменения в правилах  исчисления налога на имущество для предпринимательского сообщества. У нас на данный момент эти изменения не действуют. У нас ничего не изменилось на территории Пермского края в порядке исчисления налога на имущество. И с этой точки зрения вы правы, что да, это обсуждается, очень здорово, что сегодня есть силы, котоыре защищают предпринимательское сообщество от  каких-то кардинальных, значительных изменений не только в налоговом законодательстве, но и вообще в правовом регулировании предпринимательской деятельности. И я могу сказать, что Борис Юрьевич Титов, уполномоченный при президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, он так же обратился с письмом к президенту, по тому, чтобы не было ускоренного, не просчитанного введения без полного учета изменений на территории Российской Федерации. Поэтому, это действительно обсуждаемый очень вопрос. Думаю, будет готовиться первый доклад президенту по состоянию предпринимательского сообщества, проблемных вопросов, существующих барьеров административных, первый доклад уполномоченного при президенте по защите прав предпринимателей, и я думаю, что максимально будет возможность учесть эти пожелания при дальнейшем регулировании предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

 

- Помимо того, что вы являетесь специалистом высокого класса в области налогов, потому что вы возглавляли не один год краевую налоговую инспекцию. На местном уровне вы еще и являетесь тем самым защитником прав предпринимателей, о которых вы только что говорили. На ваш взгляд, вообще, чем обусловлены вот эти попытки опять закрутить гайки по поводу имущества. Они вообще объективны? Это надо делать? Потому что предприниматели говорят, что в результате этого налога на имущество возрастут арендные ставки, как только возрастут арендные ставки, и там дальше уже все, цепочка пошла.

 

- Безусловно. Прежде всего, об общем подходе к конструкции. На самом деле налог на имущество в большинстве стран всегда исчисляется, исходя из рыночной оценки земли или объекта недвижимости. У нас, к сожалению, в целях исчисления налога, это такие формальные, нереальные суммы. То есть, получается, что  фактически объекты стоят одну стоимость, но в целях исчисления налога они оцениваются иначе. Поэтому, безусловно, это уже, наверное, не первый десяток лет ведется дискуссия о необходимости объективной оценки стоимости имущества. Логика здесь какая. Если имущество дорогое, то и налоговые обязательства больше. Если оно дешевое, то и налоговые обязательства меньше. Очевидная справедливость. Но, очевидно, когда возрастет значительно для всех, такой подход критикуется. Это первое, базовое. Что касается вообще изменений в действующем законодательстве, в налоговом, я посмотрел, порядка 30 изменений, который так или иначе влияют на налоговую нагрузку, они вступили в силу с 1 января 2014 года. Или чуть позже вступают, но в ближайшее время. Они иногда, напрямую, мне кажется, не связаны с увеличением налоговой нагрузки. Иногда небольшие изменения в администрирование, например, право применять штрафы к налоговым агентам, где раньше они применялись только к налогоплательщикам, изменения, допустим в порядке регистрации предпринимателей, юридических лиц, причем, на региональном уровне, это централизация регистрации. Создание 17-й инспекции межрайонной  в городе Перми, которая осуществляет единую регистрацию всех субъектов предпринимательской деятельности в Пермском каре. Очевидно, что если раньше это делалось на уровне территориального налогового органа, где вы жили, или хотя бы вам нужно было доехать. То сейчас в определенных ситуациях нужно ехать в Пермь. То есть, с одной стороны вроде бы улучшение и повышение качества работы налогового органа, оно очевидное. С другой стороны, это пять же нагрузка для предпринимателя. Пока у нас не в очень полномасштабном объеме работают многофункциональные центры, котоыре могли бы оказывать эту услугу для предпринимателей, для юридических лиц по приему документов для госрегистрации. Это вызывает определенные неудобства. Это даже не изменения в налоговом законодательстве, но для кого-то это определенные затраты. И вот это, конечно, принципиальные моменты. И здесь бы я хотел рекомендовать предпринимателям и предприятиям базовый подход следующий. Новый календарный год, изменения в действующем налоговом законодательстве, нужно очень четко посмотреть, что касается нашего бизнеса, отцифровать в том числе, определиться, и понимать, что поменялось в регулировании. Причем, скорее всего, не только налоговое регулирование, я бы посмотрел и другое.

 

- Слушайте, у нас так часто изменения происходят, что мне кажется, предприниматели уже сегодня должны получать профессиональное юридическое, экономическое образование, что-то такое, смешанное с налоговыми органами, чтобы постоянно, постоянно отслеживать. Невозможно же так, на самом деле. Или это, может быть, я сгущаю краски. Предприниматель так и должен жить, как на пороховой бочке, и во всем мире они так и живут?

 

- На самом деле, я не думаю, что предприниматель должен жить как на пороховой бочке. Было бы идеально, если бы существовали общественные  организации предпринимательские, которые координировали бы в том числе и вот эту информационную работу, информировали самих предпринимателей об изменяющемся законодательстве. Делали бы это системно, делали бы это предварительно. В том числе, защищали интересы предпринимателей на муниципальном, региональном, может быть, федеральном уровнях. И очень оперативно ставили те вопросы, которые возникают, и старались их решить. Иногда многие вещи могут быть все равно с точки зрения увеличения налоговой нагрузки незначительными. Они иногда бывают просто какие-то вещи неудобными. Опять же, меняется значительное количество форм налоговых деклараций с 2014 года. Понятно, что если предприниматель работает сам, он сам себе исполнитель, сам себе контролер, сам себе налогоплательщик, то, конечно, было бы здорово, что он просто в одно окно обратился. Ему бы оказали содействие. И разница не в том, что, допустим, в европейских государствах нет вот этого постоянно изменяющего налогового законодательства, есть. Там есть целая конструкция, которая помогает предпринимателям это делать. И я думаю, что частично у нас есть такие инструменты в Пермском каре. Это с одной стороны меры финансовой поддержки предпринимателей, о чем можно поговорить дополнительно, и меры правовой поддержки предпринимателей.

 

- У меня есть два вопроса по этим темам. Они, правда, с федеральным таким налетом, но, тем не менее, они очень легко проецируются на Пермский край. Вот смотрите, в опубликованном в начале этого года следовании «Глобальный мониторинг предпринимательства» отмечалось, что только 3 из 100 российских предприятий малого бизнеса на рынке удается продержаться более трех лет. Это одни  из самых низких показателей, среди стран-участниц проекта. Много стран принимало участие в проекте. Они сопоставляются с Россией по количеству предпринимателей, не по количеству жителей. Понятно, что тут мы впереди планеты сей. Так вот, главная причина закрытия бизнеса, его нерентабельность. Число предпринимателей, закрывших свой бизнес в 2013 году, выросло в 2 раза в сравнении с предыдущим годом. И все это происходит на фоне выделения субсидий, федеральных, региональных средств. Например, как подписал недавно распоряжение Дмитрий Медведев. На субсидии малому и среднему бизнесу из бюджета России в 2014 году будет выделено более 18,1 млрд рублей. На мой взгляд, какая-то нестыковка происходит.

 

 -Казалось бы, если столько денег выделается, почему сокращается число предпринимателей

 

- Почему так происходит?

 

- Начинать надо с того, что из себя представляет Российская экономика. Роли и место предпринимателей в российской экономике. К сожалению, мне кажется, эта роль не оценена, и очень часто значительное количество предпринимателей обслуживают, в хорошем смысле этого слова, или государственные органы или корпорации, большие предприятия. И с этой точки зрения, было бы идеально, чтобы у нас малый и средний бизнес развивались в части оказания услуг именно населению. Очевидно, что это востребованные услуги. Здесь было бы идеально, возможно, изменить правовое регулирование для таких сфер бизнеса, снизить значительно налоговую нагрузку. И не побоюсь сказать этого слова, вообще может ее отменить. И говорили об этом, о налоговых каникулах.

 

- Ой

 

- И говорили об этом. Много раз говорили. Именно для малого бизнеса, для самозанятых предпринимателей, для тех, кто оказывает услуги населению. И с этой точки зрения, можно говорить о том, отвлекусь немного, кафе, баров и ресторанов, вроде бы много. Но, во-первых, очевидно не так много, если мы будем сравнивать с соседними государствами. Во-вторых, у нас услуги населению по химчисткам, те же самые консультационные услуги. Если бы они были представлены как вид бизнеса, они были бы не такими дорогими и никто бы не боялся проконсультироваться по налоговым вопросам, заплатив небольшую сумму денег. А многие боятся идти, потому что считают, что это рискованно и дорого. И вот эти услуги должны максимально предоставляться населению. Что касается средств поддержки, 18 млрд это не так уж и много. И есть проблемы, с которыми мы сталкиваемся…

- А еще софинансирование из региональных бюджетов и местных.

 

- Совершенно верно. На что бы я здесь хотел обратить внимание, здесь проблемой часто бывает то, что вот этот институт поддержки предпринимателей очень часто регулируется в большой степени с федерального уровня. И это плохо. Потому что часть поддержки доходит до муниципалитета, где может быть, она предпринимателям не нужна, а в Перми, и я знаю, ко мне обращались предприниматели, эти средства поддержки распределяются таким образом, что нужно с ночи подать заявление. И то ты не сможешь, не успеешь, скорее всего, потому что много желающих. Вот эта объективность, средства должны оставаться там, где есть интерес предпринимателей. И вот эти моменты. Нужно безусловно передавать в полной мере там много действительно участвует федеральных денег. Но передавать принятие всех решений на региональный, а может быть и на местный уровень, потому что там известно, кому нужно, сколько нужно, там и работают сами предприниматели. По средствам поддержки хотел бы сказать, у нас в 2014 году институты поддержки предпринимательского сообщества существуют. Эту информацию можно посмотреть в пермском центре развития предпринимательства, пермском гарантийном фонде. Инструменты те же, которые у нас действовали. Это и гранты. И субсидии. И с этой точки зрения поддержки в таких сферах как сельскохозяйственное производство. И с этой точки зрения, мне кажется, что предпринимателям тоже нужно их находить и использовать. Предприниматель, от слова предпринимать. С этой точки зрения кажется, что вот эта деловая активность, если она у человека есть, то он не закроется через 3 года. Даже не смотря на то, что заниматься предпринимательством сложно.

 

- Хорошо, что вы на эту тему перешли. Вы назвали те организации, куда предприниматели могут обращаться за получением информации, консультации и денег в том числе. Но у меня возникает другой вопрос. Есть очень много соглашений между различными органами. Например, общественный совет при управлении федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю. Соглашение между МЧС и Пермской торгово-промышленной палатой. Куда входят предприниматели. Между прокуратурой и так далее. Я не буду все перечислять. Скажите, смысл этих органов, создавать при себе такие советы, куда бы входили предприниматели, когда, мне кажется. Им нужно просто выполнять свои функции, тем организациям, котоыре я назвала, и не нужно будет никаких советов. Или я ошибаюсь?

 

- Вы знаете, это, наверное, веяние времени о том, что должны быть. Должны быть общественные советы по той простой причине, что очень часто федеральное ведомство, перед ними ставится задача не защиты, поддержки и понимания предпринимателей, а задача надзора, контроля, выполнение функции государственной регистрации. И они очень часто не оценивают проблемные вопросы, которые есть у предпринимателей. И когда приходят на общественные советы именно сами предприниматели или их представители, они говорят о том, как фактически обстоят дела. Какие реальные проблемы существуют. В чем действительно, допустим, излишний контроль, где есть злоупотребление правами, где есть административные барьеры. Это на самом деле очень хорошо. Я вхожу в такие советы. И допустим, совет общественный при МЧС. Я дважды в течение двух дней участвовал в аттестации сотрудников МЧС. Это очень интересный процесс в плане понимания. Какие требования есть к сотрудникам. С другой стороны, как они понимают свою работу.

 

- Какие требования есть к предпринимателям.

 

- Да, совершенно верно. Тут не надо стесняться. Думаю, что здесь общественные организации, которые выходят в общественные советы должны там просто работать абсолютно неформально. Если они будут заинтересованы, если они будут защищать там права предпринимателей…

 

- Доносить информацию на кончиках пальцев…

 

- Доносить проблемные вопросы до руководителей, это абсолютно позитивное направление деятельности.

 

 

«Пока на всех фронтах война, в кавычках, каких-то либеральных экономических реформ ждать не стоит», - Эдуард Матвеев, генеральный директор управляющей компании Custom Capital


Обсуждение
1621
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.