Верхний баннер
13:13 | ВТОРНИК | 23 АПРЕЛЯ 2024

$ 93.25 € 99.36

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 27 апреля 2014

"Для меня немножко удивительно и приятно, что на стратегию экономического развития Перми есть реакция бизнеса", - Аркадий Кац

- Стратегия социально-экономического развития Перми, многострадальный достаточно документ, он был  принят на последней Думе  во втором чтении…

 

- В третьем и в последнем, в итоговом.

 

- Да. Простите, в третьем итоговом чтении. Но надо сказать, что в 2009 году он был впервые заведен в Гордуму, и с 2009 года он так не шатко, не валко, так где-то его оставили. Почему, Аркадий Борисович?

 

- Действительно, 5 лет принимался этот документ, и такой длительный срок его принятие… Это очевидно отображение той дискуссии, которая есть в пермском сообществе, мы ее каждый день видим и наблюдаем и на страницах и в эфирах по поводу ключевых аспектов развития города. Вот эта вся дискуссия полностью перенеслась, в том числе, и в рабочий режим обсуждения стратегии. Поэтому действительно принятие шло очень непросто. Предвидя вопрос. И о чем договорились и как…

 

- Ну, о чем, с 68 страниц документ похудел до 12 страниц.

 

- Да. Во-первых, за счет того, что многие формулировки приобрели достаточно общую форму, хотя при этом сохранили и смысл. На одном моменте остановлюсь, считаю его достаточно важным, ведь как корабль назовете, так и дальше, по пословице. Обширнейшая дискуссия была по поводу  формулировки  стратегической цели развития города. Были варианты и объемов промышленного производства, и численности население, и объемов привлеченных инвестиций, все- таки остановились на варианте, который мне кажется правильным, стратегической целью  развития Перми является повышение качества жизни населения на основе инновационного развития экономики города. Достаточно общие слова, тем не менее, мне кажется, они задают некий смысл и философию. Поэтому, да, первые некоторые формулировки стали более общими. Какие-то наиболее спорные моменты перенесены в документы следующего уровня, о которых мы сейчас,  наверное, тоже будем говорить. Да, сократился объем стратегии. Сегодня это документ о ключевых ценностях, на 12 листах, но, на мой взгляд, эти ценности зафиксировать удалось.

 

- Вы говорите, это документ о ключевых ценностях. Между тем, стратегия, это документ без конкретных цифр.

 

- Да.

 

- Как можно просчитать ценности, не понимая, во что это будет выливаться финансово.

 

- Очень важный вопрос. Очевидно, что стратегия – это верхушка некой системы документов, которая и образует систему стратегического планирования в городе. Ключевым в этой системе является документ следующего уровня, это программа социально-экономического развития города. Это уже большой толстый документ со штуками, граммами, объектами, адресами. И главное, рублями и сроками. Вот в рамках этого документа будут конкретизироваться многие вещи и должны быть пройдены те развилки, котоыре сегодня стоят перед городом в реальном его развитие, на котоыре надо дать ответ. И определить, в том числе с помощью бюджета, куда мы вкладываем средства.

 

- То есть, сегодня стратегия социально-экономического развития предполагает собой некий документ, который по 6 направлениям задает движение развития города?

 

-Да, она определяет эти 6 направлений: социальная сфера, общественная безопасность, экономическое развитие, развитие экономической инфраструктуры, пространственное развитие, развитие территории города, и развитие системы муниципального управления, бюджет, прежде всего. И по каждому четко задаются ключевые задачи. По каждому разделу они сформулированы. И дальше ключевая фраза: «Основным механизмом реализации стратегии является программа социально-экономического развития муниципального образования города Пермь. И разрабатываемая на этой основе система целевых показателей». Вот тогда уже появляется цемент немного в конструкции, тогда уже появляются сроки, ожидаемые результаты, и ресурсы, котоыре при помощи которых это предполагается достичь.

- Программу разрабатывал институт экономического развития города Перми. Тогда еще в 2009 – 2010 годах. Сегодня программу дорабатывали вы, как руководитель рабочей группы, ваши коллеги депутаты. Контрольно-счетная палата, представители администрации Перми. Вы знаете, когда так много народу работает, у меня складывается ощущение, может быть, я не корректно выражусь, что она ни для кого не будет являться детищем. Вспомните, сколько у нас было, предположим, законов, подзаконных актов, программ различных, котоыре принимались, а в связи с тем, что меняются руководители города, руководители городской думы, то эти документы просто не исполняются, по тем или иным причинам, самая простая из них, отсутствие финансирования. Не кажется ли вам, что стратегию социально-экономического развития города, пусть даже и с разработанной программой, затем  по ней, ждет такое же будущее.

 

-Было бы наивно утверждать, что я верю в однозначное светлое будущее этого документа. Многие  документы стратегического планирования ни в стране, ни в городах, ни в регионах не исполнялись, с другой стороны хочу сказать вот что, я риски, о которых вы говорите, вижу, но я их вижу по-другому. Вот как раз, если стратегия или программа будет документом одного автора, пусть даже это будет высшее должностное лицо чего бы то ни было, то со сменой лица, занимающего эту должность, стратегия эта закончится. Если стратегия или программа все-таки результат работы городского сообщества, науки, бизнеса, тех, кто налоги платит, гражданского общества, есть шанс, что те решения, которые будут заложены, будут иметь преемственность. Именно поэтому при разработке программы при определении подходов к разработке программы. Старались учесть две вещи. С одной стороны очень четкая ответственность. Программу будет разрабатывать администрация города, но для исполнительной власти она находится на деньгах, на контрактах, ну, это святое дело. С другой стороны, это не должен быть документ, который сделан чисто администрацией или нанятым ею одним ученый. Потому что все остальные документы будут что делать?  Критиковать. Ну, а что, так сказать. Поэтому предусмотрен серьезный общественный механизм согласования тех решений, которые там будут делать. И предлагать конструкцию должна администрация города Перми. Но чем больше людей на этапе разработке документа это обсудят и примут, тем больше шансов, что она будет реализована. Мы попробуем сделать так.

 

- Процитирую своих коллег из 59.ru, котоыре цитируют вашего коллегу, депутата   Андрея Солодникова: «Никакой конкретики в стратегии нет, напоминает обещание, что следующее поколение будет жить при коммунизме, но ничего этого не делается. Документ пустой, пиаровский. Экономического роста города нет. Бюджет каждый год один и тот же. Ни одного промышленного предприятия не построено, одни торговые центры, на которых далеко не уедешь. Данная стратегия – обещание, что все будут жить хорошо, но непонятно, как этого достичь». Вот, как, действительно. Я вспоминал старый бородатый анекдот про ежиков, которые захотели стать хомячками, прибежали к сове, она говорит, ну, так будьте. И побеждали радостные, мы будем хомячками, мы будем хомячками. Пушистыми.  Нас будут все любить… А как мы ими будем. И так далее.

 

- Вот смотрите, эта стратегия адресована бизнесу, если мы сейчас начнем про промышленные предприятия говорить. Для меня это немножко удивительно и приятно, что на этот документ есть реакция бизнеса. Мы-то с вами в бизнес-программе вроде сидим. От промышленных предприятий был сразу запрос по поводу определенных развилок по развитию тех или иных площадок. Сегодня промышленники готовят предложения, как в стратегию, так и в план по поводу размещения мостового перехода через Каму. Потому что для них это важно, это определяет приоритеты их развития. Позавчера был на женском бизнес-клубе «Я деловая», первый вопрос, который мне задают, а что о стратеги…

 

- Вы говорите, скучная тема, до эфира мне рассказывали.

 

- Поэтому не так безнадежно. Стратегия не ставит целью ответить сейчас и здесь на все вопросы. Первым пунктом в разделе экономического развития пишут одну простую вещь – это обеспечение координации планов и программ развития города Перми и крупных предприятий. Неразборчиво. В том числе при создании новых объектов, в том числе при создании новых производств. То есть, мы сегодня не говорим  о том, что мы будем размещать здесь или здесь. Но то, что Пермь как промышленный город при всей значимости других проектов, инновационных проектов, культурных проектов, университетских проектов, да, Пермь как промышленный город должна обеспечивать эту связку, это здесь очень четко сказано. Как правило, значит, здесь уже серьезный акцент идет на развитие потребительского рынка.  Тоже с одной стороны общая фраза, с другой стороны, рожденная не случайно. Сегодня даже по количеству тех же торговых центров, как бы мы не говорил, что их много, офисных площадей, сегодня Пермь не доинвестирована. Сегодня мы по этому показателю идем в конце городов…

 

- Но ведь речь идет об инвестициях не столько в торговлю, сколько в промышленность. А у нас получается так, что мы зачастую площадки не можем подобрать для тех же торговых центров.

 

- Ну, еще раз. Все равно решение об инвестировании средств, это решение бизнеса. Поэтому главная задача города – это диалог, это координация планов. И это формирование благоприятной инвестиционной среды. Это то, что, я читаю стратегию, и «содействие оптимизации размещения производственных объектов, то есть, предложение площадок на рынок». Давайте тоже по честному, да,   сегодня большинство наших предприятий работают либо на федеральном рынке, либо не международном. В рамках полномочий местного самоуправления мы будем пыжиться и брать на себя невыполнимые вещи, если будем говорить что-то про муниципальные заказы, еще про что-то. Даже подготовку кадров в рамках города брать бесполезно. Потому что мы не отвечаем за профессиональное образование. Наши полномочия, наша компетенция, это благоприятная среда, это прозрачные  правила игры и налоговые режимы в той части, в которой город на них влияет. А земельный налог. И все, что связано с землей, это все компетенция города, так давайте за это будем браться. И об этом здесь и сказано. И это я считаю правильным. Мы убрали лишнюю шелуху и поставили хоть бы какие-то конкретные принципы и правила работы.

 

- Аркадий Борисович, хотела бы вас, конечно, попросить рассказать, как это будет происходить, написание программы. С учетом того, что вы сказали, что будут привлечены бизнес, будут привлечены чиновники администрации, депутаты Госдумы, это огромный свод людей. Как это все будет коррелировать с бюджетом, например. Маленький вопрос, вы же на самом деле, когда объясняли причину, почему долго не принималась стратегия, ждали стратегию социально-экономического развития края.

 

- В том числе, да.

 

- То есть, коррелирует она с этим документом?

 

- Да, очень сильно.

 

- С генпланом?

 

- Да.

 

- Несмотря на все шашкамахательства по поводу генплана, все равно стратегия социально-экономического развития Перми до 2030 года будет в рамках этого документа.

 

- Да, другое дело, что если мы сейчас  на секунду в эту сторону, то принятые изменения в генплан не дают пока четкого ответа, будут ли реализованы обозначенные там проекты. Генплан дал возможность реализации некоторых проектов. Будут ли они, вот этот вопрос, на который ответы будут содержаться, в том числе, в рамках программы социально-экономического развития. Потому что их успех зависит в том числе от того, а будет ли муниципалитет вкладываться и поддерживать эти проекты. И определенный выбор придется сделать.

 

- Получается, ситуация, что первичное должно быть. Генплан с его   установками. Либо муниципалитет с его поддержками.

 

-Ну, это курица и яйцо. Главное, чтобы эти документы жили рядом, в одних головах. Никакого конфликта нет, если ими параллельно заниматься.

 

- У меня все-таки вопрос. Как вы планируете писать программу, такую практическую часть стратегии. Например, в части той же экономики. Где, например есть… Вообще по всем шести направлением, как говорят эксперты, минусов больше, чем плюсов, к сожалению. Как это будет происходить,  вы будете приглашать всех, кто пожелает?

 

- Предполагается следующая история. Во-первых, до 20 мая будет издано постановление администрации города о начале разработки программы. Где ответы на эти вопросы будут даны конкретно. Это уже компетенция администрации. Как я вижу это, исходя из своего опыта, из того, что я дальше войду в эту группу и продолжу, очевидно, деятельность, будет создана общая рабочая группа, которая будет разбита на подгруппы по этим 6 направлениям. Состав каждой подгруппы, думаю, не превысит 15 – 20 человек. Это достаточно работоспособная история. Более того, эти 15 – 20 человек, это все-таки эксперты. Это те люди, котоыре  выражают мнение определенных слоев гражданского общества, бизнеса. И непосредственно разработкой будет заниматься администрация и очевидно нанятые ей институты и исполнители, котоыре будут готовить предложения. Дальше на группах они  будут обсуждаться и корректироваться, дальше они будут выноситься на думу. Мы договорились о том, что на думу попадет не чисто официальный документ, а до того, как он туда зайдет, будут внесены рабочие материалы. Первый срез рабочих материалов появится в сентябре, в декабре будет внесена окончательная версия рабочих материалов. И с учетом тех предложений, которые дума выскажет, они будут дорабатываться. И в апреле, то есть, год на все, про все оставлен, в апреле финальная редакция программы должна появиться в думе. Такой механизм дает шансы получения согласования на этапе выработки именно общественного согласования. Именно устойчивой позиции по поводу данного документа.

 

- Получается, что программа будет готова к апрелю 2015 года?

 

- Содержательная часть у нас появится в период с сентября по декабрь этого года. Как формальный документ она должна появиться в думе не позже апреля 2015 года

 

- Если в апреле 2015 года или в мае, депутаты утверждают ее, то грубо говоря, к 2016 году Пермь начнет жить по этой программе социально-экономического развития?

 

- Как минимум бюджет 2016 – 2018 годов, он у нас сейчас трехлетний бюджет, должен быть сделан на основании этой программы. Именно так. И показатель оценки деятельности администрации, по которым глава администрации ежегодно отчитывается перед представительными органами, должны быть приведен в соответствие  с этой программой. То есть, эффективность работы администрации и лично главы администрации, будет оцениваться по тому, как достигаются показатели, заложенные в программе. В общем, такие серьезные заявки. Посмотрим, как оно сработает.

 

- Промежуточные этапы самой программы, этого документа, практически уже финансового, они будут каким-то образом выкладываться на всеобщее обозрение, чтобы те, кому интересно, по крайней мере, могли ознакомиться.

 

- Да, в сентябре такой документ будет обязательно. Поскольку в сентябре документы поступят в думу, в сентябре они будут открыты. То есть, первая версия предложений по поводу конкретных приоритетов развития города, должна быть в сентябре в думе. Таково решение думы.

 

- Вы сами будете возглавлять эту рабочую группу или войдете в одну из подгрупп?

 

- Предполагается, что рабочую группу возглавить глава администрации города, глава исполнительной власти. Я войду в состав рабочей группы в целом, и очевидно в некоторые из подгрупп.

 

- В какие подгруппы вы бы хотели войти?

 

- Ну, мне конечно, ближе тема пространственного развития и развития территории города. Ну, наверное, очень важные темы будут обсуждаться в рамках бюджетной политики.

 

- Экономика, вот это направление вы имеете в виду?

 

- Экономика, это все-таки развитие бизнеса, развитие предприятий, а в рамках административного, государственного, муниципального управления, там внутри бюджет, именно как бюджетная политика, наша, какую бюджетную политику мы будем проводить. Но тоже на секунду обращу внимание, что остался такой тезис, как обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета города Перми. В условиях дефицита всей бюджетной системы страны, Пермь заявилась на бюджет сбалансированный, и это один из признаков того, что стратегия все-таки не только тезисы, а содержит принципиальные вещи.

 

- А стратегии во многих городах России существуют? Вы же знакомились с опытом?

 

- Больше, чем в половине существуют. Другое дело…

 

 - Рабочие ли они?

 

- Да. Рабочими являются, как я это для себя увидел, не многие.

 

- Что ж, мы будем следить за вашей работой в рамках стратегии, в рамках программы к ней. Хотелось бы… Слова Некрасова, помните, стихотворение, «Жаль только жить…

 

- В эту пору прекрасную (смеется)

 

- Не придется ни мне, ни тебе». Чтобы они не притворились в жизнь. Чтобы к 2016 году у нас появилась стратегия. 

 


Обсуждение
1355
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.