Верхний баннер
16:17 | ЧЕТВЕРГ | 28 МАРТА 2024

$ 92.59 € 100.27

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 25 мая 2014

"Бизнес-инкубатор стоит правильно позиционировать в экономике связей", - Николай Косвинцев, руководитель инкубатора креативного бизнеса "МОЗГОВО"

- Может быть, для кого-то это звучит смешно, для кого-то громко, но в моем сознании, почему-то прочно укрепилась мысль о том, что «МОЗГОВО» это какое-то пермское Сколково. Скажите, есть ли какие-то сходства? Если есть, то какое, и есть ли отличия?

 

- В названии, наверное, сходство есть, «МОЗГОВО», «Сколково» и это вас, наверное, и зацепило. Если говорить по сути, то, конечно, мы разные. Мы разные с точки зрения наших масштабов, с точки зрения наших ресурсов, с точки зрения подходов к нашей работе, наверное, в чем-то где-то миссия наша совпадает. Мы, как и «Сколково», хотим быть богаче на несколько ресурсов, богаче на выпускников-предпринимателей, на доходы в бюджет университета, инвестиции в проекты и инфраструктуру вуза, хотим быть богаче на имидж, пиар, связи.

 

- А что сегодня из себя представляет «МОЗГОВО». Я в курсе, что вы появились в структуре вуза 1 ноября 2012 года. Сейчас на дворе 2014 год. Но насколько я знаю из сообщений из разных средств массовой информации, строительство вашего офиса начнется только в 2015 году. Где вы сейчас обитаете, как у вас все происходит?

 

- На самом деле, за эти два года, о которых вы сказали, мы прошли этап формирования так называемой, мягкой инфраструктуры, есть рабочая команда, тех людей, которые могут инкубировать серьезные проекты. Есть определенные направления деятельности. Мы работаем по защите и трансферу технологий, по созданию и сопровождению малых инновационных предприятий. По привлечению инвестиций в инновационные, наукоемкие, чисто бизнесовые проекты, в том числе и в инновационную инфраструктуру вуза. Работаем над пиаром, имиджем инкубатора, резидентов инкубатора, над рекламой и имиджем вуза в целом. И есть уже резиденты и истории успеха, самое-то главное. Резиденты есть, 10 проектов, которые инициированы студентами, аспирантами университета, в том числе при участии представителей других вузов, не обязательно пермского госуниверситета. Есть истории успеха гораздо более интересного масштаба, которые стали резидентами инновационного центра «Сколково». Тот же проект «Macroscop» Артема Разумкова, проект «Pirate Pay» Андрея Клименко. И вот сейчас еще один проект мобильного гида «Maugry», который был приглашен в «Сколково», готовится к вхождению в этот инновационный центр. То есть, мягкая инфраструктура подготовлена. Первая история. Вторая история, про жесткую инфраструктуру. В прошлом году мы потратили большое, большое количество времени на разработку дизайн-проекта того офиса, который вы называете креативным, необычным, с ориентацией на Google, Yandex и eBay. Мы прошли эту историю с нашими одними из лучших дизайнеров города Перми, они нарисовали эту мечту на бумаге, они воплотили это чудо.

 

- Теперь осталось воплотить это в жизнь

 

- Осталось воплотить в жизнь. Мы теперь перешли ко второму очень важному этапу. Этапу поиска инвестора, компании, которая будет готова нам помочь эту мечту реализовать. При этом у нас даже здание есть, проект есть.

 

- Где оно? Это не секрет?

- Не секрет. Здание находится в таком креативном с точки зрения мирового, европейского сообщества месте, на площадке бывшего, или еще действующего завода имени Дзержинского. Это один из корпусов завода, который мы хотим, чтобы преобразился именно в креативный офис, с ориентацией именно на Google, Yandex и eBay.

 

- А пока у вас где все происходит, ваша работа происходит в вузовских аудиториях?

 

- У нас есть 3 офиса. Да, они расположены на территории университета. Это не аудитории, они сформированы как офисные пространства. 50 на 50. Часть этих помещений занимает непосредственно инкубатор, в лице своих резидентов. Часть помещений занимает административный персонал, который как раз и инкубирует этих же резидентов. То есть, мы плечом к плечу находимся, фактически, с разницей в несколько шагов друг от друга. И это нам позволяет коммуницировать гораздо лучше, чем, если бы мы находились в разрозненных помещениях университета.

 

- Вы сказали, что у вас уже есть резиденты. Вы сказали, что у вас уже прошел первый набор этих самых резидентов. Вообще, как все происходит? Приходят ребята студенты, или это уже приходят откуда-то вне вуза. Кто к вам приходит? Как к вам попадают? Как узнают? И дальше, как происходит эта работа, поскольку вы говорите, что у вас инкубатор креативного бизнеса, всегда ли приходят с креативными идеями? Или вы уже в ваших стенах помогаете креативить?

 

- Начну с того, что приходят несколько целевых аудиторий к нам в инкубатор. Первая целевая аудитория, понятно, это студенты, аспиранты, кто обучается в университете. Они ориентированы реально на создание бизнеса. У них нет желания поиграться в бизнес, поиграться в реализацию проекта, у них искреннее желание создать бизнес.

 

- Без всякой креативности? Просто бизнес?

 

- А вот здесь нужно просегментировать, на самом деле. Есть те, кто реально приходит с интересными идеями. Их даже трудно назвать инновационные, они реально креативные. Креативные с точки зрения того, что они на вещи смотрят не как другие люди, может быть, точно так же посмотрели другие люди, но они находят в этом изюминку. О чем я говорю. Проект «Эко-Ферма». Вроде что такое? Экологическое производство продуктов питания. Вроде, что тут такого креативного, инновационного или необычного? Нет ничего. Но они берут методику австрийца, который пытается выращивать растения и животных в естественных условиях, в свободном выпасе, и тем самым продукт получается действительно экологически чистым. Никаких химикатов, удобрений или чего-то еще. Они это пробуют, нельзя сказать, что самые первые в мире. Но нет массового потока таких бизнесов, которые основаны на этой методике, и получается, что на сегодняшний день они готовы это локализовать именно в условиях города Перми и Пермского края. И вот эта креативность, которая помогает им называться именно креативным бизнесов. Но это не только одна история. Вторая целевая аудитория, это работники, сотрудники, ученые университета, которые хотят, чтобы их знания, их реальные, накопленные знания, превратились в какой-то продукт, нашли свое применение. И мы говорим здесь о двух вещах. Это передача технологии, которая создана этими учеными, в бизнес, который заинтересован в ее появлении, в ее использовании. И создание на основе этих разработок, технологий и знаний своих собственных компаний, компаний, которые позволят эту технологию собственными усилиями внедрить в жизнь. И построить свою маленькую империю с попыткой выйти на известный уровень Google.

 

- То есть, вы здесь пытаетесь соединить этот научный потенциал и к нему подогнать или найти практиков или инвестиции, даже так правильнее будет сказать.

 

- Да, я на самом деле думаю, что в экономике связей основная задача таких структур, как бизнес инкубаторы, акселераторы, – это задача формирования связей. Мы живем в экономике связей. И самый ценный ресурс, самый ценный актив, который у нас на сегодняшний день есть, – это связи. И инкубатор должен не специализироваться на том, что предоставляет офисы, это на самом деле вторично, а иногда и не важно. Он должен специализироваться на том, чтобы знать, кому позвонить за тем или иным ресурсом, и обеспечить лояльное отношение к резиденту со стороны внешнего мира. Поэтому бизнес-инкубатор это коммуникационный хаб, и его, наверное, стоит правильно позиционировать в экономике связей именно так. Притащить с помощью связей.

 

- Об «Эко-Ферме» сейчас очень много пишут пермские СМИ. Не понимаю, почему только о ней одной. Действительно ли это единственный ваш такой удачный проект, или просто о нем вкусно писать? Вот есть такое понятие у журналистов. Может быть, есть какие-то интересные IT-проекты, но просто сложно выразить это популярным языком. И второй момент, касающийся опять же «Эко-Фермы», вы говорили, что этот бизнес штучный. Я когда читала об этой «Эко-Ферме», да, замечательно там, цесарки, еще какие-то птицы, все это эко-туризм. Я просто подумала, а действительно ли он будет, как бизнес, приносить доход? У меня такие вопросы возникли.

 

- Давайте тогда начну с первой части вашего вопроса – про другие проекты. Наверное, вы правы, проект «Эко-Ферма» вкусный во всех смыслах…

 

- Да.

 

- И в смыслах журналистов, и в смысле, что мы хотим создать вкусные продукты на прилавках Перми и Пермского края. Другие проекты есть, не менее интересные проекты. Допустим, «Лаборатория мультимедийных решений» – компания, созданная выпускниками, уже молодыми преподавателями пермского госуниверситета. Мобильный гид «Maugry» позволяет ориентироваться и позволяет приукрасить посещение музея. Что это? Обычное посещение музея на сегодняшний день напоминает спринт, быстрее бы пробежать. Вот так, по среднестатистическому человеку смотреть. Потому что это длинная, длинная дорога по картинам, экспонатам, как правило, сопровождающаяся каким-то вывесками, с мелким шрифтом, которые на самом деле не очень удобно читать.

 

- Но кстати, сейчас появились там QR-коды.

 

- Вот, вот, вот эта история QR-коды. Берем с собой мобильное устройство, телефон, планшет, наводим, высвечивается меню, как раз же вот этого продукта «Maugry», и у нас появляется видеозапись с этими экспонатами, с этими картинами, рисунками, фотографиями, комментариями очень простенькими. Никаких там сложных терминов. Если нужно развернутый, сделайте развернутый, и это еще с различными языковыми поддержками. И европейские языки, и Россия, и английский и так далее. Задача ребят сделать посещение музеев не просто умным, сделать его интересным. И они это делают. Они этот продукт уже интегрировали не в один десяток музеев. И выходят теперь на рынок Европы и США. Это тот проект, которым мы реально гордимся. Это второй проект.

 

- Он уже вышел в свободное плавание?

 

- Он на стадии выхода от нас, как инкубатора, но он фактически самостоятельный. Они уже сделали первые продажи. Они уже привлекли ни один ряд инвестиций от различных компаний. И они сейчас на самом деле начинают переходить просто к агрессивной маркетинговой политике. Они самостоятельны.

 

- А в наших музеях, галерее есть такой продукт?

 

- Да, да, да.

 

- Слава богу, потому что так приятно, когда не просто что-то, QR-коды различные, а что-то разработали у нас, внедрено в первую очередь у нас же.

 

- Это как раз задача может быть и органов власти, и инкубаторов. Чтобы площадкой для внедрения наших продуктов становились мы сами. И здесь первое внедрение было как раз в пермском музее. История немного более поздняя, компания «Сателлит», известная своим продуктом «Macroscop». Компания «Сателлит» является одним из первых в России резидентов инновационного центра «Сколково», опять же мы к нему возвращаемся. Они первое внедрение сделали вообще в Пермском госуниверситете. А их продукты, это программное обеспечение для камер IP-видеонаблюдения. То есть, те камеры, которые позволяют работать с большим массивом информации, находить легко в этом массиве информации, необходимые кадры, каких-то людей. И они первое внедрение, еще раз повторю, сделал на территории университета, заказчиком сам университет стал. И это позволило попробовать себя с точки зрения продукта, получить первые продажи, уже ссылаться на собственный опыт, который у них был получен, благодаря собственному вузу. И это правильно. Другие проекты есть не менее интересные, кратко. Гид по гипермаркетам: есть конкретный заказчик, заказчик, который обладает сетью крупных гипермаркетов в Перми. Ему интересно, чтобы посетитель, попадая в гипермаркет, если он там не постоянный клиент…

 

- Знал цены.

 

- Знал цены и куда идти. Это же большая задача, выстроить поток людей так, чтобы клиент комфортно себя чувствовал и перемещался от магазина к магазину. Вывески есть, но они все равно не решают полностью эту проблему. Есть гиды по университету, университет интересен тем, что он находится на Перми 2. Он цельный, как кампус, и студент первокурсник, даже второкурсник, попадая в университет, он блуждает очень часто. Да, даже сами преподаватели, работники университета говорят, что мы тоже часто блуждаем, и нам бы такой гид точно не помешал. И университет выступил заказчиком на разработку такого продукта. Мы его сейчас ведем к столетию университета. Любой гость вуза, будь он абитуриент или человек внешнего мира, попадая в университет, смог найти ту аудиторию, тот кабинет, который ему нужен.

 

- А вторая часть моего вопроса по поводу жизнеспособности этих проектов в бизнесе.

 

- В целом…

 

- Кто это и как просчитывает?

 

- Мы сами, наверное, уже ответили в ходе разговора на этот вопрос. Мы говорим о бизнесе, на самом деле, мы не говорим о проектах, которые заведомо будут убыточными или будут не перспективными. Здесь наша задача, как инкубатора, сделать так, чтобы мы помогли ребятам просчитать все риски, все экономические последствия их управленческих решений. И это, на самом деле, большой труд, потому что кажется, что мы это не сделаем или сделаем как-то так, то рынок все равно примет наш продукт. Ведь он уникальный для каждого разработчика. Но это не так. Лучше спроектировать правильную систему, пусть она не выстрелит на 100 %, но лучше идти по некоему заданному макету, чем в процессе движения спотыкаться, падать, и понимать, что план все равно необходим. И здесь мы полностью берем на себя функционал по разработке бизнес-планов, технико-экономических обоснований, подачи заявки на конкурсы, в том числе получение субсидий из различных министерств, и если где-то мы не справляемся, или наших компетенций не хватает, такие случаи тоже бывают, если мы работаем с новыми институциональными инвесторами. То внешний мир откликается на помощь. Те же работники банков, консалтинговых агентств, работники министерств, муниципальных, госслужб, они с удовольствием прочитывают одну, две, три лекции, или оказывают бесплатные консультационные услуги, как раз по составлению этого бизнес-плана, который позволяет просчитать вот эти экономические, управленческие риски.

 

- У нас остается немного времени. Но у меня осталось 2 вопроса, на которые я бы хотела, чтобы вы ответили. А вы сами планируете ли свою деятельность. Я имею в виду, что столько в этом году вы должны выпустить резидентов такой-то стоимости, таких-то проектов.

 

- Мы целеориентированы. У нас есть цели, на которые мы работаем. Мы хотим быть богаче на 4 ресурса. Если мы их отцифровываем, соответственно, это наши целевые показатели. Доходы в бюджет университета от инновационно-предпринимательской деятельности обучающихся и работников, раз. Привлечение инвестиций в инновационную инфраструктуру, мы хотим прирощать свои помещения, свои компьютеры, свою материально-техническую базу, свои знания, которые получаются благодаря стажировкам, консультациям и так далее. Мы прирощаем с точки зрения выпускников-предпринимателей и студентов-предпринимателей. Здесь тоже у нас целевые показатели. Сколько у нас появилось ИП или учредителей ООО. И четвертая группа целевых показателей – мы работаем над имиджем, связями с общественностью. Сколько мероприятий мы провели, в скольких мероприятиях мы приняли участие, сколько людей посетило наши мероприятия, как часто о нас пишут.

 

- То есть, несмотря на креативность инкубатор креативного бизнеса «МОЗГОВО». Он все-таки бизнес-структура, которая тоже четко просчитывает свою деятельность. И еще один вопрос, сегодня многие предприниматели говорят о нестабильности, нестабильности в налоговой политике, в законодательстве российском. О том, что бизнес вести дискомфортно, а некоторые уходит из-за этого. Вот скажите, инкубатор креативного бизнеса «МОЗГОВО» знает ответы на эти вопросы?

 

- Наверное, мы не сможем ответить на эти вопросы сточки зрения истины, но взгляд со стороны, наверное, есть смысл озвучить. Мы считаем, что мы функционируем в тех рыночных условиях…

 

- Которые есть.

 

- Которые есть, которые мы сами заслуживаем. Ведь ругать чиновников, это неблагодарное дело, на самом деле. Они много хорошего делают. Так же как и их можно ругать нас, за то, что мы что-то не доделываем с их точки зрения. Поэтому здесь дорогу осилит идущий, на самом деле, и вторая история, я не знаю тех примеров, когда наши резиденты споткнулись благодаря каким-то проволочкам. Да, они есть. Но бизнес есть бизнес, что он мыслит тут же второй схемой, запасным вариантом, который позволяет ему маневрировать в каких-то может не самых простых, не самых лучших условиях. И есть две группы предпринимателей. Те, которые говорят, роль государства нам не мешать. И вторая группа предпринимателей говорит о том, что дайте больше денег. В первом случае мы должны работать над созданием благоприятных условий вместе с властью, бизнесом. Вторая группа людей, которые говорят о том, что дайте больше денег, как бы нам в другую крайность не улететь, в иждивенчество, которое мы порождаем, благодаря вот этому попрошайничеству бюджетного ресурса. В двух словах, если позволите, про креативный бизнес, что это, на самом деле. Несколько вещей, почему мы говорим, что мы креативные, на чем мы основываемся. Мы вообще-то выпускаем креативный класс, как мы считаем. Класс тех людей, которые благодаря своим знаниям и воплощению их в практической плоскости, могут зарабатывать деньги. И здесь есть ряд предпосылок. Рынок, даже не рынок труда, хотя и в том числе рынок труда, требует теперь мультиспециалистов, которые обладают компетенциями и в технологии, и в юриспруденции, и в экономике. И так далее, раз. Второй момент, человек ведь всегда стремится к тому, чтобы совмещать свое хобби с профессиональной деятельностью. И те, у кого это получается, это креативный класс, это те творческие личности, которые благодаря своему хобби могут зарабатывать.

 

- Дорогу осилит идущий, я бы хотела, чтобы эта ваша фраза стала для бизнеса, для тех, кто собирается заниматься бизнесом, кто, может быть, подумывает о том, чтобы прийти к этим парням из «МОЗГОВО» и может быть, мы вместе что-нибудь сделаем.

 

 


Обсуждение
1858
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.