Верхний баннер
21:42 | ЧЕТВЕРГ | 28 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

02:41, 25 ноября 2014

«Я не вижу особых преимуществ у Екатеринбурга. Последние год-полтора мы даже начали проигрывать Перми по ряду показателей», - Михаил Хорьков

Рынок коммерческой и жилой недвижимости в Перми и Екатеринбурге в программе «Районы-кварталы» сравнивали вместе с экспертами - Юлией Пивоваровой, аналитиком рынка недвижимости Rezon Realty, и Михаилом Хорьковым, начальником аналитического отдела Уральской палаты недвижимости. Ведущий – Артём Жаворонков.

- Раз мы в таком составе, понятно, что будем сравнивать Пермь с Екатеринбургом, оценивать динамику роста рынка. ачнем с мероприятия, в котором вы примете участие сразу после нашего эфира, Михаил. Расскажите, что это и к чему вдруг.

Михаил Хорьков: Сегодня в Перми проходит конференция, посвященная торговой недвижимости и торговым центрам. Нас пригласили выступить, рассказать о нашем видении пермского рынка. Речь идет в основном о крупных ТРК и тех перспективах, которые у Перми есть в этом направлении.

- Скоро Пермь пополнится новыми торговыми объектами. Не будем их называть, чтобы не делать рекламу, но я точно знаю, что благосостояние города оценивается, в том числе, по состоянию ТРК, способных не только вместить в себя какой-то ритейл, но и развлекательную составляющую, в том числе в виде кинотеатров. Пермь по этой части Екатеринбургу проигрывает существенно. Юля, так ли это?

Юлия Пивоварова: Когда Михаил с Уральской палатой недвижимости в этом году начали исследование наших ТЦ, мы общались с Михаилом по этому поводу, и он был удивлен. Он сказал: «Надо же, как несколько лет назад Екатеринбург». Так что, есть куда расти. В приватной беседе Михаил говорил, что…

Мы будем от этого уходить, операторы будут укрупняться, и это будет к лучшему. Нам кажется, что пермский рынок недооценен с точки зрения развития современных торговых объектов. 

- Мы отстаем.

Юлия Пивоварова: Естественно. Говорил он и о том, что у нас будет укрупнение. Если сейчас очень много частных микроточек... Мало крупных операторов. Например, «Алмаз» - там очень много мелких…

- Рынок под крышей.

Юлия Пивоварова: …а Михаил сказал, что мы будем от этого уходить, операторы будут укрупняться, и это будет к лучшему.

- Михаил, «мы» - это пермяки?

Михаил Хорьков: Да-да, нам кажется, что пермский рынок недооценен с точки зрения развития современных торговых объектов. Если не в ближайшие 2-3 года, то в 3-5 лет изменения будут серьезными.

- Даже несмотря на экономические обстоятельства?

Михаил Хорьков: Экономические обстоятельства могут отодвинуть решения этих вопросов на более длительный срок, но по своему потенциалу Пермь заслуживает гораздо большего, чем на сегодняшний день.

- Давайте тогда уж рынок жилья оценим в целом, проведем некоторые параллели. Почему у Екатеринбурга - а это негласное противостояние очень важно для пермяков - такой задел перед Пермью?

Михаил Хорьков: Наверное, сложно однозначно и односложно ответить на этот вопрос. Действительно, лет 10-15 назад большинство экономических индикаторов были сопоставимы. На сегодня разрыв в розничной торговле, объемах строительства жилья действительно ощущается. Есть некие географические особенности, Екатеринбург как центр уральского региона, административный статус привлекает много компаний, инвесторов, генерирует финансовые потоки.

Я не вижу особых преимуществ у Екатеринбурга. Последние год-полтора мы даже начали проигрывать Перми и Пермскому краю по ряду показателей. Например, у нас в течение года серьезный спад в промышленности, а Пермский край показывает рост по индексу промпроизводства - 9,5%. 

- Подождите, Екатеринбург – столица УрФО. Мы-то в ПФО входим с Нижним Новгородом.

Михаил Хорьков: Первый момент. Второе – наверное, здесь есть вопросы к власти, регулированию бизнеса, привлечению его в регион. Возможно, здесь наши чиновники были в 1990-2000-е эффективнее, задали некую инерцию.

- Сейчас ощущение, что это инерция, что нет необходимых действий, чтобы наращивать отрыв?

Михаил Хорьков: Я не вижу особых преимуществ у Екатеринбурга. Последние год-полтора мы даже начали проигрывать Перми и Пермскому краю по ряду показателей. Например, у нас в течение года серьезный спад в промышленности, а Пермский край показывает рост по индексу промпроизводства - 9,5%. А у нас минус в течение всего года. Розничная торговля у нас уже снижается, а в Перми хоть и небольшой, но рост есть, в Екатеринбурге снижение наблюдается в течение всего 2014 года.

- И это неизменно повлияет на рынок недвижимости.

Михаил Хорьков: Но для того, чтобы это повлияло на рынок, важны все-таки более долгосрочные тренды, а не показатели за три квартала. Но, конечно, рынок торговой недвижимости следует за ростом товарооборота.

- Юля, есть что добавить?

Юлия Пивоварова: Когда мы с Михаилом обсуждали, о чем будем говорить, я настаивала на том, что эмоциональные ожидания от перспектив очень сильно влияют и на рынок недвижимости. Это начиналось с саммита ШОС, когда он проходил в Екатеринбурге. Михаил сказал, что очень много проектов было приурочено именно к проведению саммита. Затем довольно продолжительный период Екатеринбург и девелоперы в Екатеринбурге жили ощущением того, что ЭКСПО-2020 пройдет в Екатеринбурге. Все ждали, готовились, было очень много материалов в прессе о том, как ЭКСПО-2020 повлияет на рынок недвижимости. Были ожидания положительные. Затем сейчас чемпионат мира по футболу, который пройдет в 2018 году, тоже является своего рода привлекающим фактором. Там девелоперы живут в ожидании того, что здесь будет хорошо.

- У них есть позитивные перспективы.

Юлия Пивоварова: А у нас все ровно.

- Или безысходно.

Юлия Пивоварова: Ровно (смеется). Что значит «безысходно»? Все равно у нас реализуются проекты, что-то строится. Если снизится спрос на жилую недвижимость…

- А вы прогнозируете, что он неизбежно снизится?

Юлия Пивоварова: Куда деваться-то, мне кажется, должен снизиться. Спрос снизится, а цены сильно не изменятся, на 20-30%, новостройки не упадут. Просто будут меньше покупать, а застройщики будут больше проводить рекламных акций. И застройщики начнут конкурировать за потенциального покупателя, здесь будет позитивное изменение, потому что все начнут стараться. Пока все очень ровно.

Довольно продолжительный период город и девелоперы жили ощущением того, что ЭКСПО-2020 пройдет в Екатеринбурге. Все ждали, готовились, было очень много материалов в прессе о том, как ЭКСПО-2020 повлияет на рынок недвижимости.

- При разработке проекта Бахаревки говорили о том, что Пермь не способна поглотить такой объем, нам не нужен 1 млн квадратных метров жилья. Вы мне показали цифры, отдельные площади застройщиков в Екатеринбурге превышают 2,8 млн. Это ведь расчет бизнеса, значит, они будут «скушаны» кем-то?

Михаил Хорьков: Рынок жилья на самом деле всегда очень инерционный. Большинство девелоперов все-таки следует за рынком, а не предвосхищает события и рыночные изменения. Поэтому тот пик по этому показателю, которого мы достигли осенью, случился не вовремя. Он должен был случиться полтора-два года назад, когда действительно был всплеск активности и недостаток предложения. Сегодня это приведет лишь к обострению конкуренции и снижению цен в следующем году.

- В Екатеринбурге! В Перми, поскольку не было достаточно высокой конкуренции…

Юлия Пивоварова: Не было. Цены, как я уже неоднократно говорила, были сопоставимы на квадратный метр. Сейчас разница значительная.

- В Екатеринбурге дороже.

Юлия Пивоварова: Намного. В Екатеринбурге в центре комнату снять стоит порядка 10 тысяч рублей, если не больше, то есть сейчас там очень развито предложение по аренде жилья именно комнат.

- Потому что квартиру арендовать люди не способны.

Юлия Пивоварова: Даже однокомнатные сдают на двоих с койкоместами, потому что там с этим проблемы. Думаю, эти объемы скажутся очень положительно.

- Хорошо, стоимость достигнет уровня Пермского края или все равно останется выше?

Юлия Пивоварова: Нет, конечно, выше. Там же пройдет чемпионат мира, а у нас нет (смеются).

Михаил Хорьков: Факторы, которые влияют на рынок Екатеринбурга и Перми в большей степени макроэкономические. Если мы будем снижаться, то и Пермь будет снижаться. Наоборот, снижение цен в Перми будет синхронно в Екатеринбурге.

- У нас количество предложений значительно меньше, чем в Екатеринбурге, а значит, конкуренция среди производителей жилья, застройщиков будет ниже. И элемент сговора здесь вероятнее.

Михаил Хорьков: Здесь еще надо смотреть на количество сделок. Большой объем предложений в Екатеринбурге, но он большой на фоне числа сделок. Я думаю, в Перми строится столько, сколько рынок готов поглощать. Конечно, должны быть факторы, которые должны позволить ему быть более гибким. Это как раз вопрос к власти, административным барьерам, регулированию отрасли.

Юлия Пивоварова: Мы в фейсбуке общаемся, я читаю Михаила, его товарищей по анализу рынка недвижимости. Я заметила: на любую новость о том, что в Екатеринбурге могут снизиться цены - очень острая реакция. Все прямо налетают, начинают лайкать, обсуждать. Я понимаю, ожидания людей о том, что цена спонтанно снизится, там выше. У нас даже если кто-то напишет, что снизится цена, люди прочитают одним глазом и пойдут дальше.

- У нас аморфная публика?

Юлия Пивоварова: Очень аморфная. Посмотрят, «ну и ладно», дальше пойдут.

На любую новость о том, что в Екатеринбурге могут снизиться цены - очень острая реакция. Все прямо налетают, начинают "лайкать", обсуждать. У нас, даже если кто-то напишет, что снизится цена, люди прочитают одним глазом и пойдут дальше.

- Видимо, у нас просто отсутствует необходимое количество практических знаний у людей, чтобы как-то реагировать.

Юлия Пивоварова: Нет. Если есть ожидания того, что на рынке недвижимости что-то будет, снизятся или повысятся цены, произойдет еще что-то, они же все равно подкрепляются какими-то факторами. Практически все люди, которые занимались вопросом покупки новостройки летом, понимали, что очень высокий спрос. Они приходят к застройщику и видят, какие у него темпы звонков, посещений, выбытия квартир из продажи и так далее. Все равно это ощущается. Так вот, мне кажется, что в Екатеринбурге людьми ощущается какой-то спад. 2,8 млн – это же какая-то нереальная цифра.

- Есть ощущение, что эти 2,8 превратятся в реальных 1,5, введенных в строй?

Михаил Хорьков: По итогам года, я думаю, показатели будут около 1 млн. Есть шансы показать рекордный ввод в этом году. Объем ввода в 2015-2016 годах уже будет зависеть от активности рынка. Если он будет снижаться, снизятся и темпы строительства. Постепенно те проекты, которые планируются к сдаче в 2015 году, перейдут на 2016 год.

- Удлинится процесс их ввода в строй.

Михаил Хорьков: Да, есть риск, что появятся замороженные проекты, как это было в 2009 году. Но пока, по крайней мере, те стройки, которые есть в городе, строятся достаточно активно.

Юлия Пивоварова: Еще хочу заметить, что в Екатеринбурге качественно другое предложение по структуре. Например, там очень много апартаментов строится. Наверное, это бич рынка, это не очень хорошо из-за того, что застройщик апартаментов не обязан заниматься инфраструктурой вокруг своего объекта. Это не детские сады, не школы и так далее. Сколько у вас апартаменты?

Михаил Хорьков: Если жилья строится 2,8 млн, апартаментов – порядка 130 тысяч.

Юлия Пивоварова: А у нас в квартире газ... По-моему, только один апартаментный комплекс построили, максимум два. Трест №14 построил, но это как-то незаметно для рынка прошло.

- По целому ряду сегментов, например, жилье бизнес-класса - уступаем. И в количественном, и в качественном отношении. Насколько мне известно, у нас серьезная…

Михаил Хорьков: Я бы не сказал, что у вас такой простой рынок. В отличие от Челябинска, если брать другой уральский город, предложение у вас все-таки достаточно хорошо дифференцировано по качественным группам. В Екатеринбурге сейчас достаточно четкая тенденция - большинство застройщиков уходит в эконом-класс. Не обязательно это плохие квартиры, они достаточно хорошие и качественные, но идет совершенно другая нарезка квартир, сокращаются площади и бюджеты. Это очевидный тренд, который сформировался еще года три назад, и во многих российских городах рынок идет по пути некого упрощения и движения в сторону массового покупателя.

Сегодня спрос уходит на первичный рынок, трансформация рынка все-таки позитивна. Чем больше ипотека идет на рынок строящегося жилья, тем лучше с точки зрения экономики. Надо развивать рынок именно в этом направлении.

- С учетом общей тенденции по реновации площадей, когда пытаются бороться если не прямо, то косвенно с вторичным старым жильем... Сегодняшние возможности самых широких слоев населения с весьма мощными ипотеками позволят говорить о том, что эконом-сегмент сохранит тенденции к росту, независимо от внешнеэкономических условий?

Михаил Хорьков: Очень хорошо, что первичный рынок пошел в сторону эконом-класса. Если мы вспомним 2006-2007 годы, когда во многих российских городах шел рост спроса, в Екатеринбурге весь этот спрос вылился в первую очередь на вторичный рынок в пользу хрущевок и старого жилья на окраинах, потому что это были самые компактные, маленькие, дешевые квартиры. Та ипотека, которая вышла на рынок жилья, поддержала спрос на старое ветхое жилье. А сегодня спрос уходит в основном на первичный рынок, трансформация рынка все-таки позитивна. Чем больше строится жилья, тем больше новостроек. Чем больше ипотека идет на рынок строящегося жилья, с точки зрения экономики, конечно, это благо. Надо развивать рынок именно в этом направлении.

- Давайте от жилого сегмента перейдем к коммерческому. Это очень важная составляющая, в какой-то степени маркер благосостояния региона. Коротко оцените то, что вы увидели. Мы с этого начали, но потом убежали в сторону жилой недвижимости.

Михаил Хорьков: Конечно, Екатеринбург и Пермь достаточно сильно отличаются, отличается рынок торговой недвижимости. Отличие кроется даже не в численности населения, не в уровне доходов, а в некой территориальной структуре развития города. Пермь очень большая, она гораздо больше Екатеринбурга по площади и имеет меньшую численность населения. Это предопределило то, что девелоперы пошли по пути создания небольших ТЦ микрорайонного масштаба. Районы оторваны друг от друга, связанность между ними слабая, привлекать покупателей в крупный ТЦ было бы достаточно сложно. А Екатеринбург – напротив, один из самых компактных городов, поэтому в зону влияния практически всех районов города попадает весь город. Поэтому рынок развивался по другому пути. Проблема сегодняшней Перми такова, что большинство федеральных брендов, операторов все-таки обращают внимание на крупноформатные объекты, которые способны генерировать большие потоки, которые имеют развлекательную часть.

- На проходимость. Можно приехать в ТРК с утра и уехать из него вечером.

Михаил Хорьков: Поэтому мы и говорим, что потенциал есть, рынок будет укрупняться.

- Вне зависимости от того, что город достаточно широко размазан по карте, потенциал крупных торговых объектов сохраняется.

Михаил Хорьков: Появление крупных ТРЦ – конечно, они будут просто убивать слабые торговые точки, которые есть сегодня на карте.

- Мы подняли вопрос коммерческой недвижимости, давайте от нее же отходя, будем идти к сопоставлению возможностей рынков недвижимости Екатеринбурга и Перми. Понятное дело, что здесь конкуренция, пусть и условная весьма – вряд ли люди, сидя дома, будут планировать, где открыть бизнес и купить квартиру. Но, кстати, в части открытия бизнеса вы уже отметили, что крупные сети тяготеют к большим формам. Но ваша последняя фраза о том, что это убьет формы малые, благо ли это с точки зрения вас как аналитика, плюсующего к своим аналитическим материалам не только состояние дел на рынке недвижимости, но и общую атмосферу экономики региона?

Михаил Хорьков: В первую очередь это благо для потребителя, рост конкуренции между торговыми точками, ТЦ. Это адекватная арендная плата для местного бизнеса, но реальность такова, что приход крупных федеральных сетей ужесточает конкуренцию, и мелкий местный бизнес очень часто сворачивает в результате таких изменений…

- Появись у нас IKEA, H&M, которого нет, но ждут, я знаю, что пермяки ездят за этим брендом немецкой одежды в Екатеринбург…

Юлия Пивоварова: Делаем им оборот розничной торговли.

- Да, добавляем. Юля, вообще нечего сказать в защиту наших?

Юлия Пивоварова: Я согласна с Михаилом – когда будет ужесточаться конкуренция, от этого выиграют люди рядом с микрорайонными комплексами. Я уже приводила пример, Михаил с коллегой были очень удивлены тому, что у нас на Юрше в четырех свечках, «Сатурн-Р» построил жилой комплекс «Квартет», и там в первых двух этажах в четырех домах расположены коммерческие площади. И в этих домах в сумме как будто бы и прекрасный ТЦ, потому что там представлены крупные бренды, и обувь, и одежда, и еда, и бытовая техника, несколько магазинов.

- Это не тупиковый путь подобного образа размещения?

Юлия Пивоварова: Как житель близлежащих домов могу сказать, что если мне надо что-то купить, а у меня есть выбор, пойти в «Карнавал» или сюда, я пойду сюда. Я знаю, что там есть несколько брендов, которые как раз то, что нужно. Торговая сеть «Перекресток» опять же там, неплохой магазин. Рядом открылась «Семья» на Юрше вблизи, сейчас «Перекресток» с «Семьей» будут конкурировать, и от этого тоже выиграют люди.

Михаил Хорьков: Я думаю, это достаточно показательный пример. Операторы, которые там находятся, все-таки предпочитают ТЦ. То, что они арендуют площади в формате стрит-ритейла, говорит о неком недостатке, дефиците качества площадей.

- То есть они от безысходности?

Михаил Хорьков: Я думаю, что да. Если бы была возможность арендовать площади в ТЦ…

Операторы все-таки предпочитают ТЦ. То, что они арендуют площади в формате стрит-ритейла, говорит о неком недостатке, дефиците качества площадей.

- Михаил, вы уже проехались по крупным торговым формам, которые у нас есть?

Юлия Пивоварова: Регулярно проезжаем.

- И какое впечатление? Гипермаркет «Семья», «Виват»?

Михаил Хорьков: «Семья» - конечно, достаточно хороший торговый объект.

- Пожалуй, единственный у нас подобный.

Михаил Хорьков: Единственный ТРЦ регионального масштаба в Перми.

- А в Екатеринбурге их сколько? Такого же, сопоставимого масштаба с «Семьей»? «Ашан», IKEA не считаем.

Михаил Хорьков: У нас один супер-региональный ТЦ, порядка 6 ТЦ регионального масштаба. Они могут быть по площади сопоставимы с «Семьей»…

- А супергигант – это что?

Михаил Хорьков: Это «Мега», где IKEA, «Ашан»… Конечно, он работает не только на Екатеринбург. Достаточно много покупателей, если посмотреть на парковке номера автомобилей…

- Пермяки там частые гости, поверьте. Давайте чуть отойдем в сторону и поговорим о профессиональном сообществе. Для коммерческого использования недвижимости тоже есть профессионалы, способные подыскать варианты. И в части аналитики, как выглядит эта составляющая отрасли?

Михаил Хорьков: В Екатеринбурге исторически сообщество риелторов было консолидированным, очень сильна профессиональная ассоциация, через которую заключается порядка 80% сделок на рынке жилья. Конечно, возможности Уральской палаты недвижимости в плане регулирования рынка и контроля качества достаточно широкие.

- В Перми нет ничего подобного?

Юлия Пивоварова: Смотрите, почему так произошло. Уральская палата недвижимости – одновременно появилась Пермская лига риелторов и оценщиков (ПЛРО). Когда риелторская деятельность должна была лицензироваться, органы появились, помогали с лицензированием, могли каким-то образом вокруг себя удерживать профессионалов. Потом в ПЛРО стало поспокойнее. Когда лицензирование отменили, Уральская палата недвижимости так и осталась работать, а ПЛРО постепенно сошла на нет. Было попустительство, кто что хотел, тот то и делал. Была попытка все это возродить в 2005-2006 годах, снова сильные профессиональные участники рынка сказали: «Нет, мы будем это делать». Но этот момент времени был упущен. Если в Екатеринбурге изначально все было дисциплинировано, в условиях информационного вакуума, когда еще не было обмена информацией, интернет не был так развит, УПН как начала развиваться, так и держит сейчас рынок. А у нас все приноровились действовать кто как, и поэтому нашей РГР приходится уговаривать риелторов, чтобы они вступили в профессиональное сообщество. Как-то мне так видится.

Михаил Хорьков: Мне сложно оценивать изнутри пермское сообщество.

- Оцените екатеринбургское.

Михаил Хорьков: Я знаю, что есть РГР-Пермский край, мы с вашими  коллегами сотрудничаем достаточно плотно. Но я не до конца хорошо понимаю внутренние проблемы, по косвенным признакам, конечно, могу говорить о том, что сообщество в Перми не настолько консолидировано, как в Екатеринбурге. Но это проблема не Перми, а большинства российских городов. Та ситуация, которая есть в Екатеринбурге, скорее исключение из правил. Проблема совершенно типичная для крупных российских…

Юлия Пивоварова: А вас вообще расценивали как монополиста?

Михаил Хорьков: Нет, претензий не было. Все строится на добровольных началах.

- Пишут нам о том, что на минуточку аналитический комитет при РГР в Пермском крае один из сильнейших в России.

Михаил Хорьков: Я согласен, с пермскими аналитиками мы общаемся довольно давно. Если есть необходимость, обращаемся за поддержкой и помощью, у нас здесь очень много коллег.

- Пишут, что последняя классификация недвижимости, распространяемая в стране, разработана у нас. Анонимно пишут.

Юлия Пивоварова: «Камская долина» пишет (смеются).

Михаил Хорьков: Мы работаем и с «Камской долиной», и с Епишиной Эльвирой Дмитриевной сотрудничаем, взаимодействие налажено достаточно плотно.

- Давайте немного со стороны иногородних интересантов в части коммерческой недвижимости. Мне интересно, есть ли перспективы и какие должны быть действия, чтобы количество этих самых интересантов на рынке выросло? Сопоставляя Екатеринбург и Пермь: какие качественные показатели нужны для того, чтобы крупные игроки могли интересоваться рынком, подталкивая власти к принятию каких-то решений? Если я не ошибаюсь, IKEA не планировала открывать в Прикамье магазин, это невыгодно им с точки зрения логистики. Их долго уговаривали, с ними долго работали, интерес постоянно подогревали обыватели. Вот если говорить о бизнесе, какие три составляющие должны быть, чтобы крупные игроки сами заходили сюда, давя на нерадивых чиновников?

Михаил Хорьков: Все-таки бизнес приходит туда, где работать выгодно. Его можно приглашать, уговаривать, но он не пойдет, должна быть экономическая база. Если мы говорим о той же коммерческой недвижимости, уровень товарооборота, который складывается из доходов населения.

- Получается замкнутый круг. Крупные ритейлеры, производители не пойдут сюда, потому что низкий покупательский спрос, а покупательский спрос низкий из-за отсутствия торговых площадей или их должного количества.

Михаил Хорьков: Нет, понятно, что нужно регулировать рынок каким-то образом, предоставляя преференции для крупных инвесторов, которые будут развивать определенную территорию, создавая крупные объекты. Это второй вопрос. Но дав такие преференции в городе Х, где нет перспективы развития, сильной экономической базы, невозможно будет заманить такого.

Пустующие площади все-таки свидетельствуют об определенных проблемах в отрасли. Высокая доля вакантных площадей – это звоночек. Это показывает, что есть проблемы.

- Последний вопрос. Что лучше…

Юлия Пивоварова: Пермь! (смеются)

- Юля, спасибо за поддержку. Я хотел спросить – большое количество невостребованных площадей для потенциального развития и присутствия именно коммерческой недвижимости или их недостаток, стимулирующий власти на развитие и расширение? Что лучше, чтобы приезжали в регион и видели выбор?

Михаил Хорьков: Пустующие площади все-таки свидетельствуют об определенных проблемах в отрасли. Высокая доля вакантных площадей – это звоночек. Это показывает, что есть проблемы.

- Пусть они будут заполнены.

Юлия Пивоварова: Один директор очень крупной УК в Питере как-то сказал, что если у вас в ТЦ нет вакантных площадей, значит, вы их дешево сдаете. Какой-то процент все равно должен быть, он покажет максимальную доходность с того, что у вас все стоят, это при условии качественной концепции.


Обсуждение
3668
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.