Верхний баннер
18:16 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

12:05, 10 октября 2013

"Давайте не будем забывать про 15 миллиардов. Вместо того чтобы вложить их в парковки, садики, благоустройство, капремонт, мы намерены бросить их в Бахаревку" - Аркадий Кац

Аркадий Кац, как гласит журналистская молва, человек и политик, который никогда и ничего не забывает. Тем более, когда речь идет о его собственных предложениях по развитию пермской инфраструктуры.

 

"Почти обо всем" поговорили с сегодняшним заместителем председателя Гордумы, а некогда вице-губернатором, отвечавшим, в том числе, за градостроительство. Правда, "почти всё" так или иначе сводились к самому спорному градостроительному проекту последнего времени – застройке Бахаревки.  

 

 

- Аркадий Борисович, современная градостроительная сфера Перми претерпевает заметные изменения. В самом начале, буквально в двух словах – оцените, какие тенденции сейчас есть в этой сфере?

 

- Наверное, эти тенденции определены теми изменениями, которые предполагается вносить в Генеральный план города. Там есть разные изменения, но, наверное, как о главном изменении, надо говорить об одном – о существенном расширении застроенных территорий города. Предполагается ввести в оборот очень серьёзные площади, до тысячи гектар земель, под дополнительную застройку.

 

- Вы имеете в виду, под жилую застройку.

 

- Да, в основном под нее. Это предложение и является тем вызовом, который сегодня так активно обсуждается.

 

- Эти вызовы и изменения коснутся в первую очередь…

 

- А ведь вопрос на самом деле в разной оценке последствий… Плюсов и минусов тех или иных решений. Сегодня разброс мнений очень велик. Предлагается к освоению ряд территорий, удаленных с точки зрения существующей в городе инфраструктуры, к которым надо вести дороги, инженерную инфраструктуру, обеспечивать инфраструктуру социальную.

 

 

 

Застройка Бахаревки...

 

На улучшение ситуации? Не повлияет

 

- Давайте их называть. Вы говорите о Бахаревке.

 

- Ключевых проектов на самом деле три. Главный, очевидно, Бахаревка. Причем, чтобы понимали: это не там, где авиагородок, а дальше по Карпинского, Леонова, где нет дорог, в поле, где раньше была территория аэродрома, ограниченная железной дорогой и логом, перепадом, с живописным видом на «Пермнефтеоргсинтез».

 

Вторая территория – бывший полигон в Курье, тоже очень большие земли предлагается ввести в оборот. Третья – это активное освоение территории Ивы в формате многоэтажной жилой застройки. Вот три глобальных проекта, которые определяют будущее пространственное развитие Перми на многие годы вперед.

 

- Каково Ваше личное мнение относительно этих проектов? Мнение человека, имеющего непосредственное отношение к разработке мастер-плана, Генплана. Нужно ли Перми сегодня развивать эти участки?

 

- Мое убеждение состоит в том, что эффективная градостроительная политика – это та политика, по поводу которой, как бы банально это ни прозвучало, есть общественное согласие. Консенсус всех сил, организаций, инфраструктурного комплекса, застройщиков, жителей, депутатов. Я бы не хотел сейчас говорить, что истина вот такая, но хотел бы поговорить и поделиться вопросами и сомнениями, которые у меня возникают.

 

Знаете, я с чего бы их отстроил? Миллион человек сейчас живет в нашем городе. Мы его часто ругаем, часто сердимся – в общем, так может быть в любимом городе. Все, слава богу, здесь по-прежнему живем и хотим, чтобы он был лучше. Так вот, если что-то сделать, будет ли лучше нам, тем людям, которые здесь живут, или нет? В смысле важно понимать, с чем мы связываем улучшения нашего города, чего мы хотим? Ответы, в общем, очевидны, для меня как у депутата городской думы и 35 моих коллег. Ночью разбуди и спроси: какие вопросы тебе задают и чего ждут люди? Очевидно, это, прежде всего, капитальный ремонт жилых домов, благоустройство, дороги, детские сады. Вот то, что сегодня волнует жителей.

 

Люди хотят, чтобы было лучше там, где они живут сейчас. Возникает вопрос. Если мы реализуем новые проекты строительства, повлияет ли это на улучшение ситуации? В моем понимании – конечно же, нет.

 

- Наполнение инфраструктуры, содержания…

 

- Люди хотят, чтобы было лучше там, где они живут сейчас. Возникает вопрос. Если мы реализуем новые проекты строительства, повлияет ли это на улучшение ситуации? В моем понимании – конечно же, нет.

 

Конечно, никто не хочет нанести вред существующему, я нисколько не сомневаюсь. Все руководствуются благими намерениями. У этих проектов есть одна большая важная задача – появление на рынке дополнительных объемов нового жилья, более дешевого по сравнению с тем, что есть.

 

 

- Можно сразу ремарку в защиту их позиции? Одним из главных аргументов защитников выхода на масштабные объекты на окраинах является невозможность создания на существующих площадках того, чего бы хотелось. Включая инфраструктуру. Поэтому и предполагается самым целесообразным начинать с ноля, чтобы не разрушать, а просто строить, хотя бы и в чистом поле.

 

- Давайте порассуждаем по этому поводу. Я к нашему разговору готовился, посмотрел некоторые цифры.

 

- Вы не согласны с этой позицией, если я вас правильно понимаю?…

 

- Считаю, есть очень важные обстоятельства, которые нужно иметь в виду, преследуя эту важную цель. Вопросов нет – однозначно хорошо, если в городе будет появляться жилье более дешевое, чем есть сегодня. Но давайте сначала посмотрим на картинку в целом. У меня есть несколько сомнений.

 

Во-первых, сомнение в том, что это однозначно именно так и будет. Второе – что всего этого мы не можем добиться иными способами.

 

Скажу несколько слов насчет рынка жилья вообще. Рынок определяют спрос, предложение, себестоимость, платежеспособные возможности покупателя. Что на рынке жилья происходит? Давайте глянем. Последние три года в Перми стабильно вводится, а значит, продается и покупается 460-480 тысяч квадратных метров жилья. Нам бы хотелось, чтобы было больше? Наверное. Но стоит просто обратить внимание на то, сколько вводилось жилья в лучшие советские годы, в 1980-е годы, когда шло массовое строительство? Вы интересовались этим вопросом?

 

 

«Рынок больше не съест!»

 

- Эти цифры называл Игорь Шубин на одном из круглых столов, посвященных инвестиционной привлекательности. Тогда он выступил с критикой крупной застройки окраин, наподобие Бахаревки. Речь шла, если не ошибаюсь, о введении что-то около полумиллиона квадратных метров в год...

 

- Да, 506 тысяч!

 

- Это тогда, когда застраивались Парковый, Садовый…

 

- Точно. 506 тысяч – это абсолютный рекорд по вводу жилья в Перми за все годы. Сегодня мы вводим 460, по этому году ожидается 470 тыс. кв.м. В 2008 году, совсем недавно, город поставил рекорд, перейдя отметку 500 тысяч. Сегодня мы находимся на уровне исторического максимума. Мы хотим, чтобы было больше? Конечно, хотим. Но давайте ситуацию проанализируем.

 

На Колхозном рынке у нас есть продавцы, и каждый продает то, что ему больше нравится - огурцы, помидоры или ботинки. Они рассчитывают на покупательский спрос. Если завтра ботинок станет больше, люди не будут покупать больше, потому что у них столько денег на ботинки нет! Сегодня сложилась структура спроса и предложения.

 

Хочу обратить внимание еще на одну цифру. У нас постоянно в заделах – около 2 млн кв. м.

 

На 4 года вперед город обеспечен заделами, и еще на 3 миллиона квадратных метров у нас выданы так называемые градпланы земельных участков. Не будем вдаваться в детали, но, так или иначе, еще около 5 миллионов квадратных метров на подходе. Они не вводятся в оборот именно потому, что рынок больше не съест!

 

- Это площадки, которые висят сейчас мертвым грузом или вот-вот должны поступить в реализацию?

 

- На этих площадках выданы разрешения на строительство, пройдены все формальные процедуры. На 4 года вперед город обеспечен заделами, и еще на 3 млн кв. м у нас выданы так называемые градпланы земельных участков. Не будем вдаваться в детали, так или иначе, еще около 5 млн кв. м на подходе. Они не вводятся в оборот именно потому, что рынок больше не съест! Если застройщик вбросит дополнительную цену, у него не выдержит экономика, он не может больше вбросить, потому что рынок насыщен до предела.

 

- А не лукавите, Аркадий Борисович? Дело в том, что эти 4 миллиона, может, и являются потенциальными жилыми метрами. Но являются ли они площадками под жилье, которое предполагается построить на Бахаревке? Это социальное жилье? Ведь нет? Вы ведь имеете в виду те скелеты зданий, что стоят в центре?

 

- Теперь поговорим об этом. Нет, я, конечно, говорю не про эти здания. Что касается Бахаревки и цен, которые там будут. Отметим, насколько я знаю условия проекта, лишь 50% жилья будет продаваться по социальным ценам. Все остальное будет по рыночным. Во-вторых, насколько я понимаю, параметры цен на Бахаревке озвучены в диапазоне 30 - 32 тысячи рублей. Не поленился, посмотрел, сколько сегодня и сейчас стоят квартиры в отдаленных районах. Гайва, Левшино, Вышка-2. Официальная справка – средневзвешенная стоимость жилья в отдаленных районах 37 тысяч рублей. То есть, на самом деле, практические параметры Бахаревки будут на уровне рынка, и Бахаревка, надо тоже понимать, не даст нам новых объемов. Мы построили Бахаревку -денег у покупателей больше не стало. Она просто заместит часть других застройщиков. Может быть, сместит сегмент продаваемого первичного жилья в более низкий и дешевый диапазон.

 

Давайте также посмотрим – если Бахаревка в первые лет 5 будет выдавать по 30 тысяч кв. м жилья, это очень хорошо. 30-40, делим пополам на социальное жилье – от силы 15-20 тысяч метров социального жилья попадет на рынок при объеме ввода в 500 тысяч. Это 3-4%. Бахаревка ни по объемам, ни по ценовым параметрам – не та штука, которая принципиально изменит ситуацию на рынке.

 

- Но ведь это все-таки комплексная застройка. Чем она отличается от того, что сегодня может предложить Пермь с существующими площадками? Есть у нас несколько мест сосредоточения больших пространств – район ДКЖ, 179 квартал, решение по которому никак не могут принять... Там же, в Закамске, на моих глазах, появляется несколько новостроек от ПЗСП. Но количество школ в этом же районе не увеличивается, их просто негде их строить! При этом там, очевидно, увеличится количество жителей. И в ту же тему вопрос по ICQ: «Согласен, строим много. Но при такой застройке по какой-то причине не создается необходимая инфраструктура – парки, скверы, детсады, школы и прочее. Почему? И кто за это должен отвечать?»

 

- Конечно, это должен делать и за это должен отвечать город. Это то, с чего я начал наш разговор. Сегодня по уже сформированной застройке скопилось очень серьезное количество проблем. Сегодня нам надо догонять инфраструктурой те территории, которые уже застроены. Нам надо школы и садики строить не на Парковом, где в 2030 году, может быть, наступит светлое будущее, а, например, на Пролетарке. Абсолютно согласен. Самая дефицитная территория – это Пролетарка. Там есть потенциал для развития строительства, только он задыхается от отсутствия социальной инфраструктуры. Так надо там ее создавать.

 

- То же самое скоро будет на Вышке-2, в других районах Закамска…

 

- Ровно про это и говорю. В уже существующих территориях застройки. При этом у нас внутри есть потенциал для объемов строительства не меньше, чем на Бахаревке.

 

Давайте возьмем один пример. В Перми около тысячи ветхих и аварийных домов. Это около 40 тысяч квадратных метров жилья, в которых проживают 8 тысяч семей - 22 тысячи человек. Вопрос отчасти риторический, но ведь мы тоже делаем выбор. Мы сегодня направляем усилия на решение проблем этих людей или говорим о каких-то других 20-и тысячах, которые, может быть, когда-нибудь переедут на Бахаревку?

 

Но я говорю о другом. Площадь земли, которая находится только под этими аварийными домами, составляет порядка 250 га. Для понимания: это еще две Бахаревки. У нас есть государственный закон, который позволяет заниматься развитием застроенных территорий. В Градостроительном кодексе есть специальная статья…

 

- Что в себя включает слово «развитие»?

 

-  Это слово предполагает предоставление людям, которые сегодня проживают в ветхих и аварийных домах, нового жилья. Можно спорить о социальных нормах, там есть перекосы, но это надо править. Высвобождение этих площадок и введение их в повторный оборот позволит вместо хаотично разбросанных гнилых бараков появиться на территории нормальным современным районам, с новыми домами, и с новой сеткой улиц, с инфраструктурой в виде парков, с детскими садами…

 

В Перми около тысячи ветхих и аварийных домов. Это около 40 тысяч квадратных метров жилья, в которых проживают 8 тысяч семей - 22 тысячи человек. Мы сегодня направляем усилия на решение проблем этих людей или говорим о каких-то других 20 тысячах?

 

- Но, как обычно бывает в России, такой подход хорош на бумаге.

 

- Все-таки в городе есть потенциал для новой качественной современной застройки под существующим ветхим и аварийным жилым фондом. Потенциал очень серьезный, равный тому объему изменений, который внесен в Генплан.

 

Более того, принята первая муниципальная программа, которая предполагает освоение 17 территорий и высвобождение 52 га. Я назову основные районы: Ползунова-Челюскинцев-Мильчакова-Овчинникова-Столбовой - 7 га, Папанинцев-Боровая-Энгельса-Углеуральская, ДКЖ – 2,3 га, Борчанинова-Луначарского-Пушкина – 1,6 га, Большевистская-Клименко-Луначарского-Островского – 1,6 га. И можно перечислять дальше! Это территории, которые уже оснащены улично-дорожной сетью, уже окружены улицами с тротуарами, в которых уже есть централизованное водоснабжение, тепло, газ. И мы, тратя деньги на их реконструкцию, сделаем это гораздо эффективнее, чем осваивая новые территории. Мы выполняем свою задачу, ответственность, обязанность перед гражданами, которые проживают в ветхом и аварийном жилье. Это конституционная обязанность, которую в противном случае мы будем выполнять по суду. Второе – мы освобождаем потенциал территории для нового качественного строительства в уже существующей территории города, когда уже существующая территория города может работать на это, реконструируясь, отстраиваясь, увеличиваясь.

 

Это непросто делать. Я считаю, что городом была допущена ошибка в отношении, например, 10-й школы на Глеба Успенского. Хорошо, что отремонтировали, вопрос в другом. Надо было реконструировать. Земельный участок позволял! Тогда бы пресловутый 179 квартал, будучи построенным, обслуживался бы этой инфраструктурой, это намного дешевле, выгоднее и умнее.

 

 

В чисто поле выйти проще. Но дороже! 

 

- Вот, кстати, 179 квартал – прекрасный пример того, когда, вроде бы, хотелось бы и можно было бы, но этих «но» два десятка. Давайте разберем этот участок как пример. Центр города, замечательные заросшие трущобы – что это, по-вашему?

 

- Что я могу сказать? Безусловно, этот квартал подлежит реконструкции, преобразованию и созданию нормальной городской среды в самом сердце Перми. Более того, этот проект был запущен два года назад, и уже инвесторы были готовы подписывать контракты. Произошли определенные изменения. В итоге ни старый проект не реализован, ни новый, к большому сожалению, не двигается. Да, два года имеем пустырь. Наверное, это хороший пример того, что есть сложности. Это правда. Конечно, проще выйти в чисто поле. Только это намного дороже!

 

- И с отложенными проблемами.

 

- Я даже сейчас не про отложенные проблемы, хотя это тоже отдельный и очень важный разговор.

 

- Общий посыл всего нашего разговора на тему развития городской и архитектурной среды сводится к тому , что у нас все места, где узко, можно расширить. И площадок строительных в центре хватает. Например, слушатели пишут, что в центре абсолютная беда с парковками. Мы в понедельник с вами встречались на общественных слушаниях по кварталу «Астра». Это там где днем машина на машине...

 

- Вы будете смеяться, но я вам скажу, что для решения проблемы парковок существующего потенциала центральной части города абсолютно достаточно, если правильно использовать а) подземное пространство, б) парковочное пространство вдоль тротуаров. Ответы на эти вопросы записаны в существующем сегодня Генеральном плане. Там синеньким цветом нарисованы все места подземных парковок, которые позволяют в значительной степени снять проблемы. А если к этому еще и прибавить нормальное администрирование, мы эту проблему решим. Так пошли многие города, особенно показательна Москва, которая занялась администрированием парковок и эвакуацией незаконных автомобилей.

 

- Мне кажется, Москву сегодня вряд ли можно в положительный пример приводить. Беда с парковками, может быть, решена, они сняли напряжение в какой-то степени, но оно нарастает…

 

- Я говорю о Москве только в части администрирования парковок в центре города, где безобразие, когда ставят машину на мигалку и перекрывают одну полосу движения, прекращено. В Москве много других проблем, не будем про них.

 

- Давайте вернемся к «Астре». У нас ведь в центре много подобных участков.

 

- Это ровно то, про что я говорю – у нас много таких участков. Такие участки, которые под старыми фабриками, складами, под гаражами, полулегальными парковками, ветхим и аварийным жильем, стоят заброшенные… У нас в городе по самой скромной оценке таких площадей 500 га. Это огромные площади, которые позволяют построить миллионы квадратных метров. Да, их действительно очень сложно вовлекать в оборот, это требует высочайшей организации и качества работы городских властей, проработки финансовых схем. Город должен учиться кредитоваться и решать вопросы расселения, а потом от продажи земельных участков гасить принятые займы. Это высший пилотаж. Конечно, проще сказать «с этим так трудно работать, просто караул, ужас один, давайте в чистом поле построим… Только на это тоже нужно 15 миллиардов!». 

 

Про 15 миллиардов давайте не будем забывать, которые, вместо того, чтобы вложить в парковки, садики, газоны, благоустройство, капремонт жилых домов, мы намерены бросить в Бахаревку. Они же ниоткуда не возьмутся, это наши с вами деньги. Те же сетевые организации вместо того, чтобы перекладывать сети канализации, которые, простите, пахнут по всему центру города, бросят в прокладку магистральных сетей, водовода и канализации в поле. Оно будет осваиваться в лучшем случае лет 30.

 

У нас в городе по самой скромной оценке таких площадей 500 га. Это огромные площади, которые позволяют построить миллионы квадратных метров. Да, их действительно очень сложно вовлекать в оборот, это высший пилотаж. Конечно, проще сказать «с этим так трудно работать, ужас один, давайте в чистом поле построим… Только на это нужно 15 миллиардов!».

 

- Мы поняли: Аркадий Кац против Бахаревки. Не против в принципе, а находит этот проект преждевременным?

 

- Я против территориального расширения города, я за использование существующих резервов, за умное решение проблем в условиях бюджетных ограничений.

 

 

 

 

...и другие вопросы

 

Новый мост: готов доказать, что он нам не нужен

 

- В заключительной части давайте о позитивном. Есть ведь все-таки у нас некие «акупунктурные» точки города, на примере которых можно показать, как надо. Кстати, за эфиром мы с вами проговорили вопрос о новом мосте через Каму… Вы говорили о своих предложениях, озвучьте их. Как вы относитесь, например, к новой инициативе строительства моста в Мотовилихе?

 

- Да даже неважно, где он будет строиться. Действительно, периодически звучат разные версии, где его ставить – в районе Перми-2, в Мотовилихе… Вопрос-то в другом. В том, что решения должны быть эффективные, а не простые и, как правило, предельно дорогие.

 

Я уверен, что у нас проблемы перемещения с правого берега на левый связаны, конечно же, не с мостами. У нас Красавинский мост загружен на 30%, потому что туда никто не едет, потому что с Красавинского моста приедешь куда? Со Строителей, которая утыкается в разворотное кольцо на Подлесной и Парковом, из которого - всё, дальше смерть! Или на Шоссе Космонавтов, по которому можно ездить до рынка утром... Кто ездил, тот знает – полтора-два часа простоять в пробках.

 

Я уверен, что у нас проблемы перемещения с правого берега на левый связаны, конечно же, не с мостами. С цифрами и расчетами готов показывать, что нам мост не надо.

 

- Можно в аэропорт! И улететь к чертовой матери из Перми…

 

- Что многие и делают… У нас проблемы с улично-дорожной сети! Надо развивать узкие места, и они всем известны. Площадь 1905 года держит столько, что хоть чего ты там делай, грубо говоря. Пока мы не разошьем эту точку, ничего хорошего не случится…

 

 

- А куда? Ни вправо, ни влево ведь ее не разобрать, там везде здания.

 

- Целинная у нас тоже утыкается в Кирпичный завод и тропинкой спускается.

 

- Кирпичный завод разбирать?

 

- Да почему? Там есть трасса прокладки дороги и ее соединения с Революцией-Стаханова-Старцева. У нас ведь доходит до Уинской эта дорога, дальше обрывается в никуда. Так она прямо должна быть до Целинной и соединять весь город параллельной Восточному обходу дорогой. Все ведь это есть. Машинки побегут и будут съезжать с моста, я уверен! С цифрами и расчетами готов показывать, что нам мост не надо.

 

 

«Астра»: пример уважительного отношения к пространству

 

- Поговорим ещё насчёт этажности. Это ключевые вопросы настоящего спора между сторонниками Генплана и его противниками, застройщиками. Амнистия, которую городская дума дала застройщикам, получившим разрешение на строительство, этажность определенную до того, как были введены эти жесткие ограничения. И опять же «Астру» привожу в пример, там тоже вроде были какие-то ограничения?

 

- Скажу очень просто. Не должно быть в городе практики, когда любой застройщик без ограничений может воткнуть свечку на любом свободном, принадлежащем ему на праве собственности земельном участке, нарушая баланс и интересы других лиц. Если застройщик подготовил документацию планировки территории, аккуратно вписал свое высотное здание в пространство, как мы с вами видим на «Астре»… Здесь что мы видим? Проект планировки малюсенького квартальчика, Тополевый-Куйбышева-Советская-Петропавловская. По нему сделан отдельный проект планировки – небывалое событие, великолепный пример того, как уважительно и культурно можно относиться к пространству! Застройщик решил все вопросы создания подземных парковок, участия строительства инфраструктуры через предоставление софинансирования – пожалуйста, пусть он строит высотное, если он не закрывает видовые точки, Кафедральный собор. Все вылизано, согласовано с центром охраны памятников. Только добро и зеленый свет таким проектам. Высотность – не самостоятельная ценность, высотность – ограничитель нарушения прав других лиц, потому что кто выше, тот сильнее и давит остальных. А если ты вежливый, берешь малыша за руку, пожалуйста, переводи его через дорогу…


Обсуждение
2766
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.