Верхний баннер
02:21 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 05 марта 2014

"Перевод галереи в здания ВКИУ - быстрый и реализуемый проект, его можно делать параллельно с реконструкцией оперного театра", - Виктор Щипалкин

- Вы были у нас в студии полгода назад, тогда мы обсуждали различные истории, связанные с градостроительной политикой. Я знаю, в свое время вы последовательно критиковали мастер-план, предложенный голландцами Перми. Мне хотелось бы, чтобы вы, восстановив в памяти слушателей те самые события, пояснили свою позицию. Что вас не устраивало в предложении голландцев, в частности, по ограничению этажности?

 

- В той работе про ограничение этажности ничего не было. Был введен уровень 6-этажного города без ограничения этажности, этажность как таковая была дозирована соответствующими градостроительными условиями. Что нас с коллегами, Союзом архитекторов, настораживало в мастер-плане? Мы говорили о том, что он впитал все мысли пермских архитекторов за последние 50 лет. Предыдущим Генпланом города ставились достижения каких-то высот, они не были достигнуты и перешли в этот мастер-план, в этом его несомненное достоинство. Нас настораживало однообразие в подходе к градостроительству, это кластерность. И хотя она находится в русле современных тенденций, но это только одно из направлений. Если взять более широко мировую палитру градостроительства, то в настоящее время она отличается абсолютным многообразием. Город Дубай вообще не знает кварталов, там отдельно стоящие по 30-40 этажей небоскребы. Какие-то другие города знают квартальную застройку – например, Берлин. Я ездил, изучал специально. Она и такая же, какая предлагалась в мастер-плане, и носит какие-то особенности, характерные для немецкого общества.

 

- Берлин был практически полностью разрушен, его отстраивали заново и имели возможность соблюсти эту квартальность.

 

- А он показателен тем, что квартальность для различных частей города разная. Квартальность в центре города – это односекционные отдельно стоящие дома, расположенные по периметру, и таким образом они создают эффект квартала, но кварталом по сути не являются. А на окраинах социальное жилье в чистом виде квартальное. То, что предлагалось мастер-планом, почему-то ограничивалось только этим. При этом одно из основных достоинств – это высокая плотность. Экономика все равно движется впереди архитектуры, архитектура всегда основана на экономике. Не будет экономики, не будет и того или иного архитектурного объекта. Меня все время что-то подспудно беспокоило, глядя на концепцию. Уже второй год обсуждения я задал вопрос одному из авторов проекта: «Какая у вас ширина корпуса в кварталах?» Он мне прямо ответил: «25 метров». А теперь представьте однокомнатную квартиру, минус конструкции, стены – метр, получается 24 метра, шириной 3. Однокомнатная квартира европейского типа порядка 70 кв.м. А нашим по социалистическим нормам это очень большая трешка, по нынешнему спросу – это большая двушка, но никак не однокомнатная квартира. Вот этот момент или был не учтен, или был скрыт.

 

- Экономика была просчитана там…

 

- На себя, без учета наших реалий. Ни один риэлтор не сможет продать там ничего. Скажем, все это было рассчитано на 100-метровые квартиры.

 

- С одной стороны, к этому нужно стремиться. Но мы понимаем, что 99% жителей не самого бедного в России города не смогут взять такое жилье даже в ипотеку.

 

- Те, кто мог позволить, уже, как правило…

 

- Живут в частном доме в пригороде.

 

- Или имеют вторую городскую квартиру.

 

- Тогда короткое лирическое отступление в отношении «путинок», новых стандартов, 18 кв.м на человека. Сталкивались с историей, что на смену хрущевок должны прийти путинки, малогабаритные квартиры, социальное жилье с ценой не выше 30 тысяч за кв.м?

 

- Мне посчастливилось участвовать в одной из программ, московский фонд РЖС, одна из небольших, но очень темпераментных и опытных компаний выиграла тендер на 28 га в Лобаново. Там уже ведется строительство. Если путинками называют то жилье, то оно по всем параметрам выше ближнего. Там однокомнатные квартиры до 40 метров, предыдущий этап ограничивался 36-38. Двухкомнатные до 60 метров, трехкомнатные до 75-80.

 

- Это то самое социальное жилье, которое ниже 30 тысяч за квадрат?

 

- Да-да-да! У них себестоимость 20 и чуть выше, продавать могут за 30-35 в зависимости от нагрузки, которые будут. Я бы его не назвал впрямую социальным, сейчас это студии в 28-30 метров.

 

- Грубо говоря, четыре стены?

 

- Нет, это пространство больше, чем в однокомнатной квартире, объединяющее кухню и комнату, прихожую, абсолютно нормальный санузел.

 

- А у нас есть примеры таких зданий в Перми?

 

- Да, их сейчас строят много, насколько я знаю, мои коллеги в Мотовилихинском и Свердловском районах. Мы имели опыт на Теплогорской.

 

- Это квартиры, изначальная себестоимость которых ниже за счет того, что нет трат на перекрытие?

 

- Нет, тут даже вопрос не себестоимости, а стоимости – сколько человек может заплатить. Наши инвесторы делали расчеты, и получается, экономика этого типа жилья строится на том, что оплата ипотеки равна аренде. Или человек платит постоянно пропавшие деньги на аренду, при этом не являясь собственником, или он платит эти же деньги 10-15 лет и становится собственником пусть маленького, но своего жилья.

 

- Это тот самый лозунг наших банкиров, к которому я отношусь крайне скептически, мы в этой студии не раз поднимали вопрос, что ипотека у нас – не ипотека, а кредит на жилье под его залог. Ипотекой это назвать нельзя, ипотека – это как раз стимулирующий инструмент под 2-3%, как в Европе. У нас это обычные кредиты, будем называть вещи своими именами. Их логика в том, что вы платите не кому-то за аренду, а за пусть плохонькое, но свое жилье. А вот плохонькое ли?

 

- Смотря какая задача стоит. Если это молодой человек, с семьи лучше начинать самостоятельно без родителей, это знают все, две семьи сбросились, заплатив 300-400 тысяч первичного взноса, и дальше люди мотивированы работать и оплачивать свое жилье сами, это будет наиболее здоровая ячейка общества. Этот тип жилья открыт для развития – кто-то уедет, кто-то расширится за счет уехавших, перегородки там легкие, конструктивная схема предполагает его развитие, перепланировки делаются очень несложно без влияния на несущие конструкции. Перегородку снес, и вот тебе уже большая, метров 50 квартира.

 

- Я знаю, что вы принимали участие в развитии целого ряда микрорайонов. Нет? По крайней мере, так описывают в интернете ваши заслуги, что вы участвовали в проработке микрорайона Разгуляй, как это должно выглядеть.

 

- Да, это была работа в «Гражданпроекте», и мы с Олегом Горюновым ее вели вдвоем.

 

- Липовая гора?

 

- Тоже мы делали.

 

- Значит, есть у вас этот опыт. Мне хотелось бы понять сегодняшний многоликий вид новостроек. Есть типовые проекты, есть проекты не типовые для Перми и России. Есть что-то своеобразное, есть что-то, что уже мозолит глаза. Если бы вы взялись анализировать сегодняшние предложения застройщиков, что бы выделили? На что бы обратили внимание?

 

- Я бы выделил общий рост качества архитектуры. Если взять девяностые, когда у нас образовывались «Камская долина» и другие крупные и ведущие компании – они, естественно, экономили. Среди 2000-х они, видимо, поняли, что чистая экономика в градостроительстве начинает сказываться на продажах. Они застраивали отдельные участки, сейчас я просто видел рост изнутри развития «Камской долины», поэтому про нее говорю. Это касается всех крупных инвесторов и подрядчиков, кроме треста №14, потому что он был всегда (смеется). Далее были собраны необходимые средства, та же «Камская долина» начинает застройку «Красных казарм». Огромная по любым меркам земля в центре, привлекаются ведущие архитекторы, мы имеем практически если не международного, то всероссийского уровня три шикарных объекта.

 

- На которые и посмотреть-то приятно, и жить хорошо.

 

- Жить не знаю, внутри не бывал, но вокруг них приятно находиться. Там пространство ближнего уровня организовано очень хорошо, но опять же вызывает беспокойство, что строится вокруг них. Едешь с горок в центр, и вокруг этих трех красивых объемов начинают вырастать противоречащие по идеологии архитектуры в принципе те же экономные дома. Я не знаю, кто их строит и почему они такие. Момент ансамбля, вдруг появившийся, начинает ослабевать.

 

- Мне кажется, рядом с ансамблями стоит та самая квартальная застройка, о которой сегодня так много говорят в архитектурном сообществе и среде девелоперов, потому что это выгодно экономически, и визуализация архитектурных проектов, если у тебя целый квартал, может пройти глаже, лучше, симпатичнее. Знаю, у вас есть этот опыт.

 

- Мы, наверное, одни из первых в городе предложили провести анализ плотности существующих микрорайонов. Все помнят 1990-2000-е годы, велась кампания по уплотнению точечной застройки, что всегда требовало большого мастерства, на Западе это признак максимального профессионализма. Точно все вписать, попасть по нормам – это требует усилий.

 

- С другой стороны, куда вписывать-то? у нас 70% - это хрущевки.

 

- Поверьте, есть всегда. Сейчас об этом и расскажу. С другой стороны, она конечна. Вписал – а что дальше? Ко мне обращались несколько раз по разным территориям, и просчитав существующую плотность, я занимался на Городских горках кварталом между Патрисом Лумумбой и площадью Ушинского. Получилось, что при нормативной плотности в момент проектирования, это старые нормы, 190 человек на га. Фактически она сейчас уплотнилась и стала порядка до 230, максимум 280 человек на га. При теперешней норме – от 360 до 400. То есть получался естественный резерв. Встает вопрос – как его использовать? А вариантов здесь несколько – полностью снести, реконструировать и уплотнить точечной застройкой. Скажем так, элемент уплотнения мы уже проходили, где-то более, где-то менее успешно. Элемент реконструкции – прошла целая серия всесоюзных конкурсов в конце 1980-х, их результатом явилась очень простая позиция. Жилье этого периода ограничено по высоте, и чтобы сделать его нормально социальным, сейчас жилье строится от пола до пола 3 метра, а там было 2-80, 2-50 в чистоте. Это европейская норма социального жилья, но у нас весь центр застроен квадратами из этих домов. Архитектуру делает два параметра – общая площадь и ширина корпуса здания. Чем больше ширина, тем эффективнее использование территории. Там ширина корпуса два шага по 6 метров, 12 метров. Один объект удалось построить, Гагарина, 44а. 28 метров ширина корпуса секционного дома, люди до сих пор живут, не слышал, чтобы жаловались. То есть получилось почти в 2 раза. Пристраивать к нему еще такой же дом без мини-конструкции? В результате Москва просто их сносит кварталами. Я как-то наблюдал этот процесс, очень аккуратно огораживается территория и тихонечко он разрушается. Таким образом, площадка освобождается для новой комплексной застройки.

 

- Это очень дорого для застройщиков, людей надо расселять. В Москве же предложили надстройку 6 этажа.

 

- Это опять же ограничение, максимум 2 этажа можно надстроить. Конструкции ведь тоже с некоторым запасом, плюс бетон со временем набирает прочность. Получается у нас большая система ограничений. Проанализировав всю эту ситуацию, я предложил инвесторам поискать квартал, в котором бы застройка была минимальной. И мы нашли этот квартал от Глеба Успенского до Куйбышева, Белинского между Куйбышева и Пионерской. Там 2-3-этажная застройка, уже во многом изношенная, несколько общественных зданий. Мы провели мониторинг, с людьми даже были заключены договоры, все же боятся, что их просто уберут из центра. Мы сделали программу – строится первый дом, люди туда переселяются и постепенно выселяются в новые дома на этой территории, дальше уже идет прибыль, то есть прибыль получалась несколько оттянутой, получалось большое качество.

 

- Вы говорите в сослагательном наклонении. То есть не получилось?

 

- Мы очень серьезно подошли, съездили в Европу, нас было два архитектора и подрядчик. Работа велась совместно с администрацией города. Инвестор оплачивал, администрация города нам выдала задание на проектирование, мы выполнили документацию. Она прошла необходимые согласования и была утверждена.

 

- Но потом случился кризис…

 

- Да, о ней позабыли, а потом появился мастер-план.

 

- И все. Но часть проработок, которые вы тогда внесли в свою концепцию, потом оказались: «О Боже мой, голландцы!» Вот в этой самой голландской…

 

- Не так немножко, мы прежде чем проектировать, посмотрели, как это делается в Европе, создали наиболее оптимальную модель организации пространства с внутренним двором. Там было не 6, а 8 этажей, размер двора был минимум на 100 метров.

 

- При этом такой же, как сегодня предлагается частью застройщиков. Например, я видел проекты «Кортроса» на 179 квартал, где внутренний двор чуть приподнят над общими местами, а сам 1 этаж становится лакомым кусочком для бизнеса, потому что у них расширенное пространство за счет глубины двора, у них возможности подъезда квартальные, причем расширенные во много раз. А если еще забуриться под землю со всякими парковками, инфраструктурой, так это вообще лакомые куски в смысле архитектурные в качестве предложений для очень многих застройщиков.

 

- Грунты у нас очень слабые и водонасыщенные, это нам мешает. Мероприятия по водоотведению достаточно сложны, дорогостоящи, мы пытаемся что-то проектировать и строить. Не хочу сказать, что сейчас все течет, но проблемы с эксплуатацией возникают, и с ними все стараются работать. Но лед сдвинулся, и сейчас проекты уже реализованы. Например, жилой дом для «Медведей» инвестировал Владимир Александрович Нелюбин стройку на Рабочей, 7, «Камская долина» потом приняла участие в строительстве и сдаче объекта. Там автостоянка в 2 уровня, один из которых полностью под землей. Но зато проблема обеспечения решена полностью.

 

- И таких объектов должно быть у нас много?

 

- Весь Париж, например, имеет под собой 4-5 и более уровней автостоянок, но там грунты сухие. В Лондоне, видимо, другие грунты, там по-другому сделали – просто ограничили проезд в центр автотранспорта или строят отдельные стоящие многоэтажные автостоянки, то же самое в Берлине. В основном там отдельно стоящие крупные автостоянки.

 

- Мне хотелось бы спросить вас о резонансных архитектурных событиях и объектах, которые сегодня вызывают массу споров и кривотолков. Вы один из тех, кто принимал участие в проектировке здания для новой галереи. История от 1994 года, первая премия за здание Пермской художественной галереи. Давайте с этого начнем – кому, как не вам, смотреть и поплевывать на тех, кто сегодня принимает варианты решения о новом здании для галереи. Что вы об этом думали тогда и что бы предложили для галереи сегодня?

 

- Тогда это было организовано областной и городской администрацией, конкурс был открытый. Участвовали несколько пермских архитекторов и два коллектива из Москвы. Было задание, оно и сейчас осталось в том же объеме. Может быть, мало кто знает, но основная проблема галереи в том, что у нас экспонируется всего, вслушайтесь, 5% фонда.

 

- Остальное лежит в запасниках.

 

- И если все это оттуда в выставочные залы разместить, у нас получается одна из крупнейших в России, а может быть, и в Европе коллекций. Тогда был выделен участок, был выбран проект. Участок вдоль улицы Попова между Орджоникидзе и Советской – квартальчик, где сейчас большой коттедж, «Раффайзен банк», мечеть. Потом, видимо, у участка изменилась судьба.

 

- Видимо, он был приватизирован.

 

- Информации по этому поводу я не имею. Дальше начались поиски, и в течение этих лет они так и ведутся. Конкурс международный был проведен.

 

- Когда он проходил?

 

- Несколько лет назад.

 

- Сегодня мы возвращаемся к зданию галереи, забывая обо всей долгой истории, с ней связанной. Я еще раз готов посмотреть в лицо тем, кто сейчас говорил о том, что проклятая церковь выгнала галерею. Так еще в 1994 году говорили, что им пора переезжать! И что здание собора не подходит для того, чтобы там располагалась галерея, все должно иметь свое назначение! Что вы думаете по поводу сегодняшнего?

 

- Мне кажется, тактика и стратегия могла измениться в сторону сегодняшнего приемлемого здания, потому что все настолько затянулось, что если сейчас мы имеем уже процесс проектирования и развития оперного театра, то два таких объекта в городе тяжело будет. Не скажу, что не потянем, у нас мощный индустриальный центр, но все равно что-то есть первое, есть второе. Делить между столь значимыми постройками будет тяжело. У меня мысль созрела на основании опыта за последние годы. Администрация очень тщательно подбирает место и проработала многие варианты. Один из них – попытка размещения галереи уже в существующих зданиях. Но по тем или иным причинам эти решения почему-то не состоялись. У меня несколько лет назад возникла мысль посмотреть, подходят ли под размещения галереи бывшие корпуса ВКИУ. Мы в академии провели некоторые изыскания и сделали на эту тему диплом. Он был выставлен в галерее в этом году в рамках выставки. Здание – памятник архитектуры, только что реставрирован, ремонт проведен, параметры помещения – высота больше 3 м, ширина 6 и 9 м корпуса. Плюс потенциальная возможность использования внутреннего двора, если его перекрыть, другие площади, другое качество получится. Мы это предложение выдвинули, сегодня будет его рассмотрение в числе 8.

 

- Нам по ICQ пишут, что оно же занято. Имеется в виду та часть, которая находится в процессе реставрации, обращенная фасадом на Каму.

 

- А та, которая… Она тоже занята, но ее же можно выкупить.

 

- Это будет дешевле, чем строить в чистом поле.

 

- Это будет быстрее. По нашим расчетам, заселиться туда можно будет уже через полтора года.

 

- Это процесс временный, мы туда переводим галерею на какое-то время?

 

- Почему, все, туда, система обеспечения здания уже существует. Туда нужно установить систему климат-контроля и охраны и посмотреть по отделке специфические вещи. Окна там большие, освещенность нормальная, оно подходит по многим параметрам. Это быстрый и реализуемый проект, его можно делать параллельно с реконструкцией и строительством оперного театра, и он будет менее затратный.

 

- Вы обозначили ваше мнение – все-таки не нужно изобретать велосипед и строить галерее отдельное здание? Вы вообще не рассматриваете этот вариант?

 

- Нет, его можно рассматривать всегда, но его уже 20 лет рассматривают и по каким-то причинам…

 

- Воз и ныне там, к сожалению. Еще один вопрос, нет времени углубляться – меня интересует эспланада и прилегающие к ней территории. Ваша позиция по этому поводу?

 

- Может быть, для восприятия у меня позиция тяжелая. Мы несколько раз в рамках работы Союза архитекторов и прошлогодней работы для «Дом-строя» тоже готовили варианты, в прессе я публиковал этот взгляд. Все сводится к простому. На эспланаде пересекаются транспортный и пешеходный пути на одном уровне, их надо развести. Это можно сделать только одним путем – кого-то увести или в землю, или над землей.

 

- Проще увести в землю пешеходов, наверное.

 

- Нет, проще для пешеходов сделать платформу, полностью между Домом Советов, драмтеатром. С одной стороны это будет уклон улицы Петропавловской, с другой стороны застройка улицы Ленина. Этажность всех домов, а можно уже без обследования говорить, они простояли больше 25 лет, надстраивать на 1-2 этажа, за счет этих денег реконструировать фасады и уплотнять пространство, которое возникло под платформой за счет ведения торговли и автостоянок.

 

- То есть не зарубаться под землю, а надстроить один этаж и сделать эффект зарубания под землю.

 

- Да, причем платформа может быть ажурной. Дороги могут быть оголены, туда свет будет попадать. Это не будет система тоннелей, это будет система переходов, связывающих все пешеходные уровни в рамках этого пространства.

 

- Это как раз та самая часть, то, что лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать.

 

- И самое главное, надстроить ряд колонн с определенным конструктивно шагом. Может быть, в землю уйти на один уровень.

 

- Чтобы сровняться. Есть где-то визуализация ваших предложений?

 

- В галерее полгода была выставка архитектуры, там все эти работы демонстрировались.


Обсуждение
1903
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.