Верхний баннер
12:42 | ПЯТНИЦА | 19 АПРЕЛЯ 2024

$ 94.09 € 100.53

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

12:00, 14 февраля 2013

Старается ли пермская промышленность экономить на энергии и ресурсах?

Петр Кравченко: Александр Владимирович у нас зародилась с Андреем некоторая дискуссия. Вопрос энергосбережения – зачем это нужно, все так или иначе понимают, некую теоретическую часть. А по уровню мотивации – насколько она близка пермской промышленности? Импульс идет изнутри, от предприятий, или государство пока подталкивает к энергосбережению?

 

Александр Трусов: Тут, на мой взгляд, позиция двоякая. С одной стороны государство, конечно, обязывает ряд производственных организаций заниматься вопросами энергосбережения. Есть четкий перечень, статья 16 закона об энергосбережении, где четко говорится, какие организации обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности. В частности, это организации, которые занимаются производством, транспортировкой воды, газа, теплоэнергии, электроэнергии, и предприятия, у которых совокупные затраты на топливно-энергетические ресурсы превышают 10 миллионов рублей за год. Это жесткая «обязаловка», и они просто обязаны выполнять все мероприятия по энергосбережению и энергоэффективности.

 

Петр Кравченко: Это какого рода мероприятия?

 

Александр Трусов: На самом деле есть две группы мероприятий. Первая – это организационные, на самом деле они могут в совокупности дать примерно 10-12% экономии ресурсов. Я могу сказать, какие мероприятия могут способствовать. Очень коротко, допустим, самое первое оргмероприятие – это проведение энергообследования. Это в большей степени организационное.

 

Петр Кравченко: Узнать себя, скажем так.

 

Андрей Скутин: Ходить с тепловизором, смотреть.

 

Александр Трусов: Узнать себя, да. Потом энергосервисные контракты – это тоже оргмероприятия, то есть привлечение инвестиций для реализации энергосберегающих мероприятий. Это и создание системы контроля и мониторинга за потреблением ТЭРов. Если все это правильно наладить, то это в совокупности дает определенную экономию ресурсов. Я уж не говорю о том, что, конечно, все мероприятия должны подкрепляться приказами, распоряжениями, системы стимулирования, наказания и поощрения за энергосбережение, это выключение лампочек и так далее. Это самые простые оргмероприятия, но они дают реальный эффект. Они практически бесплатные для любого предприятия.

 

Андрей Скутин: Я хотел спросить по поводу цифр. Мы разговаривали о том, что пермские предприятия более энергоемкие, чем в среднем по России, по Приволжскому федеральному округу. Значит ли это, что они более расточительны, менее разумно тратят энергию или просто таким заняты производством?

 

Александр Трусов: Нет, могу вам подтвердить, что, когда в свое время наше агентство разрабатывало программу по энергосбережению Пермского края, такая программа существует и есть, мы проводили как раз анализ энергоемкости нашего производства, в том числе промышленного производства. Да, оно в Приволжском округе самое энергоемкое. Причин несколько, на мой взгляд. Первая в том, что наши предприятия не модернизировались многие годы, вы знаете, что по той же статистике уровень износа оборудования более 60%. Понимаете, что уже на протяжении 20-30 лет оно не менялось, а то оборудование было…

 

Петр Кравченко: …совершенно другого класса, понятно.

 

Александр Трусов: И второе – если брать Приволжский округ, наша окружающая среда все-таки холоднее, чем у всех других, холодно.

 

Петр Кравченко: То есть некая объективная причина.

 

Александр Трусов: Объективные вещи к этому подталкивают, да.

 

Петр Кравченко: Тот факт, что наш регион является еще и практически энергодонором, психологически расслабляет?

 

Александр Трусов: Я думаю, что да, потому что около 15%, если не ошибаюсь, мы экспортируем. Но в принципе этот процент довольно-таки большой. Еще могу сказать, что те вещи, которые расхолаживают всех – это, конечно, так называемые тарифы, которые государство устанавливает без приборного учета, которые мы платим. Они очень низкие. Норма на одного человека, на один квадратный метр очень низка. Это расхолаживает, в данный момент проще платить по установленному тарифу без приборного учета. Сейчас, наверное, выйдет правительство, ближе к лету обещают, что эта норма будет резко повышена, и будет невыгодно использовать любой вид энергии без приборов учета.

 

Петр Кравченко: У нас на связи будет еще один эксперт, представитель компании, которая предоставляет услуги предприятиям по энергосбережению, некий консалтинг, обследования, о которых говорил Александр Владимирович. Богдан Подосенов, генеральный директор компании «Интех», которая как раз консультирует предприятия.

 

Богдан Подосенов: Добрый день.

 

Петр Кравченко: Насколько сегодня этот рынок созрел в Перми? Есть конкуренция или вы одни такие замечательные?

 

Богдан Подосенов: Конкуренция достаточно серьезная. Если смотреть саморегулируемые организации, то в Перми зарегистрировано больше 100 организаций, оказывающих данные услуги.

 

Петр Кравченко: То есть уже целый рынок.

 

Богдан Подосенов: Реально работают на рынке и на высоком уровне оказывают услуги около 10 компаний.

 

Петр Кравченко: Не будем обсуждать, кто хороший, кто плохой, но тем не менее. Вы приходите к компаниям с предложением некой услуги. Насколько сегодня они активно откликаются на ваше предложение, насколько тема энергосбережения и энергоэффективности сидит в головах у предприятий в Пермском крае?

 

Богдан Подосенов: Руководители предприятий и энергослужбы озабочены, конечно, этой проблемой. Но многие как можно дальше оттягивают эти затраты, потому что многие не могут обосновать затраты, что это им даст, не хотят.

 

Петр Кравченко: То есть явно какое-то отвлечение будет денег из прибыли на какой-то момент, и это нужно доказать собственникам.

 

Богдан Подосенов: Да, мы можем помочь обосновать, но не всегда это получается, нет обратной связи.

 

Петр Кравченко: Богдан, из вашего опыта инвестиции в энергосбережение с долгим периодом окупаемости или с коротким?

 

Андрей Скутин: Лучше точно в годах.

 

Петр Кравченко: Основная часть мероприятий, к которому прибегают компании, через 10 лет дадут эффект или через год уже вернули все, что вложено?

 

Богдан Подосенов: Инвестиции так и разделяются на краткосрочные и среднесрочные. Самые простые – меньше, чем за год, та же самая модернизация системы освещения. Недавно наш последний объект, фабрика «Менделеевская», модернизация системы освещения окупается менее, чем за полгода, более 5 миллионов рублей.

 

Петр Кравченко: Кратко, модернизация в чем? Поставили другие лампочки или как?

 

Богдан Подосенов: Да, сейчас они используют по старинке лампы накаливания. Если поставить регулируемое светодиодное освещение, то очень серьезный эффект для них будет получаться.

 

Петр Кравченко: Опять же из вашего опыта. Компании, когда вы приходите, предлагаете какой-то спектр услуг, выбирают по какому принципу? Самые дешевые, самые эффективные или самые простые?

 

Богдан Подосенов: В первую очередь, конечно, смотрят на стоимость. Понятно, что демпинг существует у нас. Во многих компаниях есть критерии оценки, отзывы от других предприятий, каким (???неразборчиво) Более комплексный подход, но не у всех эти процедуры налажены. Некоторые на цену обращают внимание.

 

Петр Кравченко: Я насколько понимаю, у вас есть опыт не только со стороны поставщика услуг, но и со стороны работника энергетической службы предприятия в прошлом?

 

Богдан Подосенов: Конечно, работал, да.

 

Петр Кравченко: Насколько я понимаю, было бы хорошо замотивировать главного энергетика предприятия и сотрудников энергетических служб, в том числе одним из факторов премирования является уменьшение энергоемкости. Уменьшил – вот тебе премия, не уменьшил – живи на оклад, что называется. Это же своего рода рационализаторство, как обычно, 10% годового экономического эффекта ты получаешь в качестве бонуса за рацпредложение. Тут же примерно то же самое происходит?

 

Богдан Подосенов: Немножко не так. У нас показатель энергоэффективности и энергоемкости производства устанавливается как один из критериев и личного премирования, и годового. Если превысили показатели, то премия срезается. А дополнительной мотивации, внедрения новых предложений пока еще не встречал.

 

Андрей Скутин: Ужасно.

 

Петр Кравченко: Все-таки, имея опыт работы с разными компаниями, в каких отраслях наибольшая грамотность и подкованность в вопросах энергосбережения? Кто сегодня больше всего готов в это вкладывать, верит в это и тратит на это деньги?

 

Богдан Подосенов: Конечно, больше всего тратят крупные предприятия, ЛУКОЙЛ, «Уралкалий», «Газпром». Самые энергоемкие производства, как та же самая АВИСМА. Они уже давно понимают это, озаботились еще до выхода закона и целенапраправленно… Любая программа учитывает фактор энергосбережения, любая замена любого оборудования.

 

Петр Кравченко: Они уже, скажем так, живут этой мыслью. А что же другие предприятия? Они совсем не интересуются или как? С этими понятно, они у нас во всем передовики.

 

Богдан Подосенов: Многие маленькие предприятия не уделяют должного внимания этим вопросам, живут по старинке. Кто более продвинут, они тоже не обходят стороной энергосбережение, знают, что без этого не быть конкурентоспособным завтра.


Обсуждение
3633
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.