Верхний баннер
03:42 | ПЯТНИЦА | 19 АПРЕЛЯ 2024

$ 94.09 € 100.53

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 05 сентября 2013

Олег Лысенко: Полиция - не враг, цель которого заловить и оштрафовать, а инстанция, которая печется о безопасности движения

Теги: штраф, ГИБДД

Роман Попов:  То, что Пермь стоит в пробках в начале сентября традиционно далеко не первый год – это факт. Москва подмечала, что аналогичные сентябрьским пробки у них бывают только в марте; не знаю, почему март - вполне возможно из-за погоды. Сейчас сентябрь, и это трэш. В Перми – та же самая история. У меня в гостях Олег Лысенко, социолог, доцент… Доктор наук или кандидат?


Олег Лысенко: Кандидат еще.


Роман Попов:   Мы сегодня говорим о штрафах с представителями ГУ МВД по Пермскому краю и с другой стороны будем говорить о штрафах с точки зрения антропологии. А с третьей стороны будем говорить о штрафах с вами, друзья пилоты - мы вас тоже будем спрашивать, как минимум - будем голосовать.
Давайте позвоним начальнику отдела по исполнению административного законодательства полка дорожно-патрульной службы ГИБДД ГУ МВД России по Пермскому краю, майора полиции Игоря Николаевича Стройкова и спросим - какие именно нарушения ПДД у нас стали облагаться новыми штрафами; какие самые популярные, самые большие штрафы, самые резкие изменения произошли. У нас с сентября целая линейка штрафных санкций. Казалось бы - ну и ладно, что за изменения? А где то, между прочим, с предупреждения или сотки до 3000 рублей, на секунду  - например: передача управления ТС лицу, не имеющему при себе документов на право управления ТС. Было 100, стало 3000 рублей. Я даже затрудняюсь сказать, во сколько это раз так, сходу. Или управление ТС водителем, не пристегнутым ремнем безопасности - было 500 стала 1000. Или допустим управление ТС водителем, находящимся в состоянии опьянения – тут целая гамма, тут драматургия разворачивается , тут пьесу можно писать на дороге: в первый, не впервый, отказался, не отказался, административный или штраф или что-то там еще; а если повторно - расстрелять на месте или повесить прилюдно - все это есть в новой линейке. Я говорил все это для того, чтобы эксперт появился вовремя.
Меня интересует следующий момент. У нас изменилась целая линейка штрафов с первого сентября. Перечислять все слишком долго. Я вас попрошу отметить самые принципиальные с вашей профессиональной точки зрения. Самые принципиальные моменты, самые «долгожданные» с позиции ГИБДД?


Игорь Стройков:  Самые принципиальные штрафы – это те, которые непосредственно влияют на совершение ДТП и тяжесть последствий совершенных ДТП. Это такие, как управление транспортным средством в состоянии опьянения (какого-либо алкогольного либо наркотического), нарушение правил перевозки пассажиров (в частности, детей) и соответственно нарушение установленной скорости.


Не пристегнутый ребенок


Роман Попов:   Давайте я остановлюсь на детях: нарушение требований установленных ПДД к перевозке детей раньше каралось пятью сотнями. Сейчас все это - 3000 рублей.


Игорь Стройков: Да, сейчас это выделено в отдельную норму – в статье 12.23 появилась новая дополнительная часть которая образует состав этого административного правонарушения.


Роман Попов:    На этом конкретном примере, расскажите мне, как это выглядит: инспектор останавливает автомобиль, подходит к автомобилю и видит, что там сидит пристегнутый папа а на заднем сиденье, в детском кресле, но не пристегнутый ремнем ребенок. Папа говорит: «Послушайте, инспектор, ну ведь понятно, что ребенок успел отстегнуться в тот момент, пока вы шли до моей машины. Я не усмотрел за ним». Что делает инспектор в этом случае, если кресло есть, но ребенок не пристегнут в нем?


Игорь Стройков:  Если инспектор непосредственно обнаружил, то бишь сам увидел, что ребенок до момента остановки транспортного средства был непристегнут – в этом случае наступает ответственность водителя. Если он этот факт не смог установить – в этом случае инсперктор проводит рекомендательную беседу с водителем.


Роман Попов:    А кто будет крайней инстанцией, ставящей точку в этом споре «папа против инспектора». Потому что инспектор скажет: «Послушайте, папа, я видел, как у вас ребенок прыгал по салону - иначе я бы вас не остановил». А папа скажет: «Инспектор, у меня ребенок во время движения всегда пристегнут». Кто крайняя инстанция? Судья?


Игорь Стройков: Крайняя инстанция – да, судья; но при этом не забывайте, что у нас многие патрульные автомобили оснащены такими приборами, как видеорегистраторы. Это нарушение будет зафиксировано  с помощью видеорегистратора – любой суд будет на стороне инспектора.


Роман Попов: А если не будет зафиксировано?


Игорь Стройков: Это будет на усмотрение суда.

Превышение скорости


Роман Попов:  Теперь давайте к превышению скорости, вот это очень интересная штука. У нас теперь сумма штрафов поднялась аж до пяти тысяч рублей. Плюс  появилась лишенка – видимо, только в том случае, когда превышение зафиксировал конкретный инспектор, да? Скажите, а часто у нас инспектор может зафиксировать вот это правонарушение? Я поясню. У нас все больше и больше камер и все меньше и меньше экипажей, которые стоят с так называемым «феном». Как часто может случится ситуация, при которой именно инспектор, стоя с прибором рядом, обнаружит это правонарушение?


Игорь Стройков:  Могу сказать, что за восемь месяцев  2013 года сотрудниками полка выявлено порядка 123 тысяч случаев нарушения правил дорожного движения скоростного режима. Из этих 123 тысяч восемьдесят два случая попали под статью 12.9, которая предусматривает ответственность за превышение скорости более чем на 60 километров в час.


Управление ТС в состоянии алкогольного опьянения


 Роман Попов:   Еще такой вот моментик: алкогольное опьянение. Я уже говорил, что здесь разворачивается целая поэма - все что угодно, появилось много обстоятельств, конечно серьезно ужесточилось наказание. Скажите, а по вашему подсчету за несколько прошедших с 1 сентября дней уже повлияла новая норма на ситуацию? Кто-то попался под более серьезную статью?


Игорь Стройков:  Нет, пока резких изменений к сожалению, не усмтривается. Я так полагаю, что это начнет действовать с того момента, когда мировые суды начнут применять нормы действующего федерального закона об изменении в КоАППе и начнут выносить постановления с более серьезными наказаниями. Когда слух пойдет, распространится среди водителей – люди начнут задумываться.


Повлияет ли ужесточение наказания на ситуацию на дорогах


Роман Попов: И последний вопрос: вы лично, как профессионал, считаете, что ужесточение штрафов улучшит ситуацию на дороге или скорее не изменит?
Игорь Стройков:  Лично я считаю, что они должны повлиять в лучшую сторону, но об этом судить пока рано – необходимо подождать хотя бы месяц … ну полтора месяца, и по истечении  этого срока уже будет заметно.


Денис Смагин: Темой нашей передачи стало увеличение штрафов, коей нас обрадовали законодатели с первого числа. Есть хорошие новости, есть плохие. Из хороших новостей: декриминализация, вывод из-под штрафов за превышение скорости свыше десяти километров в час и до двадцати километров в час (раньше нас начинали наказывать с 11, сейчас с 21 очевидно начнут наказывать), появилась норма по промилле –0,16. На этом хорошие новости заканчиваются: минимальный штраф стал 500, а для алкоголиков и значительно превышающих скорость - первый раз 30, второй раз - 50 тысяч рублей. Штрафы, сроки лишения также скорректированы немножко. В связи с этим, я бы хотел порассуждать на тему: а так ли влияет ужесточение наказаний на порядок на дорогах?


Олег Лысенко:  Влияет не ужесточение. Влияет на самом деле регулярность применения.  Давайте просто посмотрим: я водитель. Вы – тоже водите. Мы понимаем, как мы ездим по городу. Мы ездим по правилам? На самом деле, мы ездим не по правилам, а по привычкам. Это легко проверить, когда появляется новый знак, запрещающий поворот налево на перекрестке. Мы едем, и все равно люди привыкли, и какое-то время  они будут все равно там поворачивать.


Денис Смагин:  «Привычное нарушение» называется.


Олег Лысенко:  Да. Я помню, когда улица  Пушкина, выходящая на рынок, стала односторонней… Тогда еще милиция поступила по моему очень разумно - в конце этого квартала, у стадиона «Динамо», стоял наряд ГАИ и он первые два месяца просто тормозил и объяснял: «Ребята, правила изменились, вы заехали». И на самом деле, с минимальной кровью, водители рано или поздно научились.


Денис Смагин:  Ужесточение штрафов, на ваш взгляд начнет бить по карману, когда люди ощутят, что у них из кармана начинает исчезать заметная сумма.


Олег Лысенко:  Либо самая страшная норма – это изъятие прав, потому что для подавляющего большинства водителей автомобиль – это и способ работы, это способ отдыха.


Денис Смагин:  Но это только на самые серьезные нарушения, потому что для многих это еще и источник существования, и изъятие прав – это очень жестоко.


Олег Лысенко:  Когда ужесточились нормы по поводу обгона, то на межгородских трассах заметно меньше стало нарушений пересечения сплошной линии.


Денис Смагин: Вы еще раз подтверждаете старую истину, о том что страшно не наказание, а неотвратимость наказания.


Олег Лысенко:  Абсолютно верно, но немножко глубже копну. Правила и ГАИ четко ассоциируются с государством: государство эти правила устанавливает, и мы должны эти правила исполнять. Второй фактор, влияющий на исполнение или неисполнение это согласие самих людей с тем, правомерны эти нормы или нет.


Денис Смагин:  Люди вообще стали очень нигилистически относиться ко всем законам и больше начали рассуждать на тему какие правила выполнять, а какие не выполнять; оценивать эти все правила, законы на предмет их как бы моральности, их некоего общественного договора, и стараться не выполнять те, которые они оценивают как недостойные.


Олег Лысенко: Может скажу крамольную вещь, но слава богу, что такое случилось. Это первый шаг к осознанному поведению. Пока это выглядит как анархия, нежелание подчиняться - ну следующим шагом мы получим более менее сознательного гражданина. Потому что в настоящий момент во всех сферах жизни (да и в правилах дорожного движения) происходит одна и та же история. Мне однажды доводилось читать статью со мнением одного предпринимателя, много  лет прожившего заграницей. И он говорит: там правила. Куча правил. Но они логичны, предсказуемы, понятны и они согласованы друг с другом и если ты следуешь всем правилам (политическим, социальным, моральным) то тебя ждет успех. А в России, говорит, если ты следуешь всем правилам…


Денис Смагин:  Ты лузер.


Олег Лысенко: .. ты рано или поздно сядишь в лужу потому что они противоречивы, они зачастую противоречат здравому смыслу: зачем ездить по межгороду со скоростью 90 километров час на ровной, хорошей дороге с точки зрения здравого смысла?


Денис Смагин:  Стоп. Это правило есть во всех странах.


Олег Лысенко: ограничение но не до 90.  Если я еду по населенному пункту, могут выскочить дети, могут появится прохожие…


Денис Смагин:   Почему в населенных пунктах ограничена мы понимаем.


Олег Лысенко: И поэтому когда меня останавливать в населенном пункте за превышение скорости - ну я виноват…


Денис Смагин:   Обсуждать тут нечего.


Олег Лысенко: Да, я могу там упираться, скрыть сам факт,  но у меня не вызывает внутреннего протеста сама по себе это норма. А когда я еду по прекрасной дороге, на которой никого нету и я еду со скоростью 90 километров в час – это вызывает у меня внутренний протест. Другой пример приведу: в очередной раз повысились штрафы за разъезд на перекрестках, когда две встречные машины, каждая поворачивает налево. Мы знаем как по правилам – они должны объехать друг друга…


Денис Смагин:   Ой, ну это ужас вообще на самом деле...  Ужесточение - не путь вы считаете?


Олег Лысенко: Ужесточение дает ограниченный эффект. Оно воздействует на более-менее сознательных граждан. И абсолютно не будет работать там, где правила противоречит здравому смыслу. Как пример на разъезде с левым поворотом двух встречных машин.


Слушатель:  Нам необходимо идти по пути ужесточения правил дорожного движения, потому что доля сознательных наших граждан пока далека от идеала.


Денис Смагин:   И вы считаете, что ужесточение  все-таки влияет?


Слушатель:  Оно естественно влияет - или 100 рублей отдать или 3000. Я могу 30 раз по 100 рублей отдать, не задумываясь об этом.


Денис Смагин:  То есть нас надо строить, нас надо загонять в стойло?


Слушатель:  К сожалению, да.


Олег Лысенко:  По поводу загонки в стойло – на самом деле этот путь на мой взгляд немножечко тупиковый. В Неаполе тоже не очень принято соглашаться с правилами дорожного движения. И когда у них ввели ремни безопасности и увеличили штрафы - что получилось? - Стали продавать футболки с нарисованным ремнем. Любой закон  - это консенсус. Люди с ним согласны – тогда он соблюдается, а тех, кто его не соблюдает, считают нарушителями и преступниками. Если общество с ним не соглашается - какие угодно ужесточения, все равно будут нарушать.


Денис Смагин:  За управление незарегистрированным транспортном средством - было 500-800 рублей, сейчас - 5000 или сразу от одного до трех месяцев ареста. Что, люди прекратят ездить на незарегистрированной машине? Или просто сократится их количество?


Олег Лысенко:  Сократится их количество.


Денис Смагин:  Ну это же улучшение?


Олег Лысенко:   Помимо разного рода нарушений нужна нормальная социальная программа.


Денис Смагин:  И социальная пропаганда


Что, кроме штрафов, помогает снизить аварийность


Олег Лысенко:  Да. Определенные нормы в водительской среде укрепились за последние 5 лет, иногда даже хорошие: пропускать и благодарить друг друга включением аварийного света. Прекрасная норма и она укрепилась. И сейчас когда ты едешь с пассажиром и не помигал, он тебе замечание делает.


Слушатель: Пока не измениться само отношение работников ГАИ к этим нормам, к этим законам – я думаю вообще ничего не изменится. У меня есть случай, когда человек, лишенный прав, условно осужденный в течении шести месяцев ездит за рулем. О нем сообщается информация в течении трех месяцев, а гаишники абсолютно игнорируют. У меня даже есть видео, что они сидит за рулем. Я очень ждал вашей передачи, чтобы об этом рассказать. Мне интересно, что по этому поводу думает человек из полка ГАИ, которому вы звонили.
Если им это не надо, они делают только то, что им надо. То, что им хочется. Когда им сообщают, где стоит машина … и вообще никакой реакции абсолютно.


Денис Смагин:  Вот еще один из факторов, которые реально могут повлиять на ситуацию гораздо больше, чем изменения штрафов.


Олег Лысенко:  Абсолютно верно. Я абсолютно согласен с человеком. Потому что на самом деле, это все выстраивается в некую единую систему…


Денис Смагин:  Мы должны увидеть, что полиция свою работу выполняет.


Олег Лысенко:  Я бы даже еще добавил: мы должны увидеть, что полиция, скажем так, не является врагом, цель которого заловить и оштрафовать водителя, а это инстанция, которая печется о безопасности движения.


Денис Смагин:  Они должны демонстрировать, что они наши помощники в улучшении ситуации на дороге, да?


Олег Лысенко:   Я бы в закон ввел как можно больше первых предупреждений. Вот тогда бы это было бы немножко по-другому.


Денис Смагин:  Кто бы их делал?


Слушатель: Я могу сказать по себе. Прожив год в Израиле, ездил с регистратором. Я мог спокойно по интернету отправить в участок полиции. А у нас же – я ежу тоже с регистратором, снимаю очень много. Мне, чтобы отправить в ГАИ наше - нужно явиться и самому написать заявление, потом еще приходить. Как-то вот это упростили, люди бы боялись, зная, что их могут снять и отправить.


Денис Смагин:  Опять же шаг к построению общества, где все друг за другом наблюдают.


Олег Лысенко: Я так и чувствую, что вы хотели сказать «стучат». Когда я вижу совершение преступления – например, я вижу что кого-то  убивают и насилуют. Если я позвоню в полицию – я стукач? Нет. Согласитесь.


Денис Смагин:  Я бы сказал, что в последнее время я избегаю этого термина, именно потому что им огульно называют слишком многих.


Олег Лысенко:  я заведомо его сейчас называю, потому что в сознании большинства граждан именно это называется так, это еще из криминального жаргона взятое слово. Нет, вроде нормально – общество согласилась, что тут надо реагировать. По поводу правил дорожного движения в нашем обществе такого консенсуса нет, потому что правила большинством водителей не разделяются, как справедливые. И полиция не воспринимается, как люди которые пекутся о безопасности.


Слушатель: Хочу обрадовать предыдущего звонившего тем, что на сайте нашего ГИБДД есть возможность отправить по электронной почте как сообщения, так и видео к нему. Я решил туда отправить видео с регистратора, чтобы определить машину, которая видимо поцарапала меня, а номера у нее были замазаны грязью.  А как раз накануне на «Эхе» выступал представитель службы, который говорил, что мы видим все номера – ночью, днем, грязные. Я написал письмо, что около «Пермэнерго» меня поцарапала машина, я на регистраторе ее не вижу, номер замазан грязью. Мне через две недели позвонил сотрудник районного ГИБДД и сказал: «Вы знаете, у нас там камера не работает, извините пожалуйста». Самое главное - на их сайте, который показывает камеры в режиме онлайн – эта камера таки работает.
Что мы можем сделать, как граждане? Мы осознаем, что правила несправедливы, но надо ли в себе давить это желание не исполнять не нравящееся нам правила? Во что-то их надо трансформировать?


Олег Лысенко: Трансформировать нужно в поднятие разговора о корректировке правил в пользу жизни, потому что жизнь меняется постоянно.


Денис Смагин:  Чем больше будет подобных сигналов - тем больше шансов, что они будут скорректированы, правильно?


Олег Лысенко: И чем больше это будет обсуждаться и со стороны полиции будет объясняться,  почему те или другие нормы необходимо выполнять и не только в виде разбитых машин – в ГАИ которые висят - ничего, кроме страха не вызывают.


Денис Смагин:  Ну то есть нарушения у нас останутся.


Олег Лысенко: Останутся, но их количество можно снизить.


Обсуждение
2033
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.