Надежда Агишева: Может так случиться, что при следующей атаке на культурные проекты у руководителей учреждений не найдется союзников
Пятница. Хочу за город - жарить рыбу и дышать запахом осенних листьев.
Но, найду время и напишу о последних событиях в региональной культуре.
Есть ли свет в конце тоннеля. Нет.
Координационный совет по культуре при губернаторе собирался один раз в этом году, в апреле. На нем обсуждались вопросы принципов формирования культурной политики, были озвучены результаты экспертного исследования, проведенного без всякой поддержки государства коллективом заинтересованных энтузиастов - ученых, практиков и общественных деятелей.
Губернатор и члены совета выразили интерес к методологии и результатам исследования.
Предполагалось, что работа будет продолжена и по ее результатам мы получим то о чем идут бесконечные споры - от Гельмана до Гладнева - концепцию региональной культурной политики. Систему приоритетов согласованную со всеми участниками. Систему где есть ответы на основные вопросы - местное или привозное, актуальное или классическое, национальное или европейское, государственное или негосударственное. Где точки роста, какой нам нужен музей и театр. Это немного вульгарный пересказ теории культурного планирования доступным языком.
Но нашему Минкульту совершенно неинтересно создавать прозрачную модель, чиновникам приятно и выгодно, да, совершенно точно, выгодно, что все мы, деятели искусства и культуры, зависим от совершенно произвольных решений. История с фестивалем "Белые ночи" продемонстрировала уровень представлений о культуре, искусстве и творчестве. И степень закрытости культурных бюджетов продемонстрировала.
В ход идут разные методы - от давления на художественную политику государственных учреждений до откровенно заказных публикаций и репортажей.
Говорят, что Игорь Гладнев извинился в присутствии губернатора перед Теодором Курентзисом и обещал "больше так не делать".
Отвратительная новость.
Жутко достали эти кулуарные разговоры и телефонные звонки.
Потому что они ведут к тому чего добивается региональная власть, мило улыбаясь на совещаниях по общественному контролю.
К разобщенности культурного сообщества. К отсутствию любых механизмов контроля, к вечной беготне по министерским коридорам с просьбой о финансировании проектов, к бесконечным унизительным разговорам с людьми которые не читали базовых произведений русской литературы, к отказу любых экспертов взаимодействовать с региональными чиновниками.
Знаете, может быть отдельные театры решили свои проблемы, а отдельные фестивали вернутся в повестку культурной жизни.
Можно радоваться?
Не стоит.
Может так случится что при следующей атаке на культурные проекты у руководителей учреждений не найдется союзников . А эффективные механизмы противодействия произволу и мракобесию так не будут выработаны.