Верхний баннер
13:00 | ВТОРНИК | 16 АПРЕЛЯ 2024

$ 93.59 € 99.79

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

17:53, 23 марта 2016

Катерина Шафиева: Образование не нужно?

Катерина Шафиева: Образование не нужно?
Катерина Шафиева: Образование не нужно?
Много уже сказано о российском образовании, его эффективности, его полезности или бесполезности. Высшему образованию в нашей стране почти 300 лет. И до сих пор можно часто услышать из уст обывателей фразу: «Ой, да он ничего не смыслит, он же платно учился».

Друзья мои, неужели вы всё еще думаете, что, поступив на платное отделение, студен всё оставшееся время будет получать какие-то послабление и бонусы, а диплом ему дадут за красивые глаза и милые денежки? Нет, нет и еще раз нет. Вы глубоко ошибаетесь, если всё еще так рассуждаете. У студентов нет печатей на лбу, и по ним ни один преподаватель не определит, на какой основе они учатся. Да и вообще педагогу всё равно, его задача – дать возможность получить знания для каждого, кто этого хочет, а не следить – заплатил он или нет. У выпускников и платных и бюджетных отделений абсолютно равные права, обязанности и возможности. Знания выпускника зависят только от того, насколько хорошо он впитал в себя всё необходимое и насколько успешно применяет в жизни.

Однако проблема в высшем образовании есть, и, на мой взгляд, очень значительная, последствия которой мы еще ощутим в будущем. Мой коллега, кандидат исторических наук, доцент кафедры новейшей истории России Пермского госуниверситета Дмитрий Софьин рассказал мне подробности. Существует два подхода в образовании – знаниевый и компетентностный. И разница в них огромна.

Итак, знаниевый подход, традиционный для России, когда сложилась классическая система образования, ориентированная на немецкую. Отличается она фундаментальным подходом, где упор идет на знания, при этом обращается внимание на применение полученных знаний. Хороша системность подхода, знания даются в комплексе, во взаимосвязи друг с другом. Знаниевый подход был возрожден после радикальных реформ большевиков, которые произошли после 1917 года.

Однако теперь эту систему пытаются изменить. Как мы помним, в 2003 году Россия присоединилась к Болонскому процессу. Именно через него сейчас стараются навязать компетентностный подход. В нем упор делается не на знания, а некие компетенции, навыки. Знания дают поверхностные, частичные и не системные. Критики обращают внимание на то, что разница между компетентностью и компетенциями точно такая же, как между государем и милостивым государем. В самых лучших западных вузах придерживаются как раз знаниевого подхода. Однако в университетах, которые составляют большинство, то есть среднего и низшего ранга господствует компетентностный подход. Учиться студентам легко, вместо фундаментальных занятий с ними, к примеру, проводят игры. Такая система обычно подходит для малообразованного населения, где люди могут получить минимальные навыки. Выпускники такого подхода могут рассуждать на разные темы, они имею свое мнение, но никакими обоснованными доводами подтвердить его не могу. Это то же самое, как купить своей престарелой бабушке самый простой телефон и показать ей, где кнопки вызова и сброса. Только для этого она его и будет использовать, не задумываясь о том, какие еще есть у аппарата функции. Я не хочу обидеть ни чьих бабушек. Тут речь о другом. Дело в том, что без фундаментальных знаний вскоре мы получим специалистов средней и малой квалификации, которые будут нацелены только на потребительское общество. Понятно, что потребители всегда были и будут, но раздувание одного сектора будет неумолимо приводить к сжиманию другого. Я боюсь, что лет через 10-20 прорывов в медицине, науке, технике, даже творчестве станет меньше в разы, так как для инноваций требуются именно фундаментальные знания.

Меня, зовут Катерина Шафиева и это была моя точка зрения.


Обсуждение
2348
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.