Верхний баннер
10:41 | ПОНЕДЕЛЬНИК | 10 МАЯ 2021

$ 74.14 € 89.51

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

15:50, 08 апреля 2016

Артём Жаворонков: «Теория разбитых окон»

Как-то я уже рассуждал на тему «Теории разбитых окон». Пару лет назад в каком-то издании, даже не помню каком, попалась мне статья про исследование американских и голландских ученых. И вот новый виток ее актуальности. Точнее, не так. Актуальна она всегда, сейчас, скорее, новый цикл ее публичной актуализации и осмысления.

Напомню суть вкратце, с цитатами из портала Адме, где про нее вновь зашла речь. Согласно этой теории, если кто-то разбил стекло в доме и никто новое не вставил, то вскоре ни одного целого окна в этом доме не останется. Явные признаки беспорядка и несоблюдения людьми принятых норм поведения провоцируют окружающих забыть о правилах.

Нидерландские ученые провели даже серию экспериментов и выяснили, что люди чаще нарушают принятые нормы поведения, когда видят, что другие поступают так же. При этом «дурной пример» трактуется широко: видя, что нарушается одно из принятых правил, люди позволяют себе нарушать и другие нормы, а чувство безнаказанности посылает «сигнал», призывающий к более опасным преступлениям.

Опишу несколько экспериментов. На велопарковке у магазина убрали все урны и повесили на рули велосипедов рекламные листовки. Люди могли забрать листовку с собой или выбросить прямо на улице. Важно, что сначала стена магазина возле велопарковки была чистой. Из 77 велосипедистов 25 выбросили листовку на тротуар. Это 33% от общего числа. Затем эксперимент повторили, при такой же погоде, в то же время дня, но стену размалевали бессодержательными рисунками. На этот раз намусорило уже 69% велосипедистов. Понимаете суть? Оказывается, нарушение запрета рисовать на стенах оказалось стимулом, который спровоцировал людей нарушать другое правило – не сорить.

Еще один эксперимент должен был показать, справедлива ли «Теория разбитых окон» только для общепринятых норм или распространяется на локальные правила, установленные для какой-то конкретной ситуации или места. Людей провоцировали на мелкую кражу. Из почтового ящика торчал прозрачный конверт, из которого виднелась купюра в 5 евро. Экспериментаторы подсчитывали число краж. В ситуации «порядок соблюден» почтовый ящик был чистый и мусора вокруг не было – на деньги польстилось 13% прохожих. В ситуации «порядок нарушен» ящик был разрисован, кругом валялся мусор – это удвоило количество краж до 27%. Не хочу никого обижать, но, думаю, что в России эти цифры были бы куда больше. Что в первой, что во второй ситуации. Но, уверен, что пропорции были бы примерно одинаковыми.

Эти простые опыты, как говорят авторы статьи, ярко иллюстрируют: нарушение элементарных общественных норм может нарастать как снежный ком, и бороться нужно с самыми первыми проявлениями. Антиобщественное поведение может быстро стать (а в нашем случае, пожалуй, уже стало!) привычным для многих...

Отмечу, что сформулировали теорию о том, что беспорядок распространяется как эпидемия еще в 1982 году американцы Джеймс Уилсон и Джордж Келлинг. В Нью-Йорке, например, к ней отнеслись серьезно. И доказали всем безапелляционно – работает. Начали с, казалось бы, банальной и вроде неэффективной чистки от граффити вагонов метро, а пришли к тому, что из одного из самых криминогенных городов страны мегаполис превратился в один из самых безопасных и чистых в мире.

По аналогии с окнами – если в здании оно разбито, его нужно немедленно вставлять. Если на тротуаре или аллее мусор – немедленно убирать! А еще мыть, стирать, ремонтировать, реставрировать, и т.д. и т.п. Постоянно, круглосуточно, без сна и отдыха. Это целиком и полностью зона ответственности власти! И немного каждого из нас. 


Обсуждение
2442
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.