Верхний баннер
13:17 | ЧЕТВЕРГ | 28 МАРТА 2024

$ 92.59 € 100.27

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

04:07, 20 ноября 2012
Автор: Наталья Аксентьева

Транспорт Перми 55 и 45 лет назад. Поезда, самолёты, трамваи

Перепост из живого журнала klyaksina.

 

Пара страниц из книги "Пермь. Путеводитель-справочник", 1967 г.

Что изменилось за 45 лет?

Железнодорожный транспорт.
На Горнозаводской линии в пределах города появились новые площадки - Славянова и Юбилейная.

Перестали ходить пригородные поезда до Краснокамска и Нытвы. Не ходит поезд до Соликамска.

Билеты можно приобрести и на вокзале, и в агентствах, и через интернет.

Пермское отделение Свердловской железной дороги упразднено.

Речной транспорт.
Промолчим. Даже речного вокзала сейчас в Перми нет, какой там транспорт.

Воздушный транспорт.
В путеводителе упоминается аэропорт, до которого можно было добраться на автобусе № 10.
Очевидно, имеется в виду аэропорт Большое Савино, открытый 15 февраля 1965 года. Здание аэровокзала было сдано в эксплуатацию 16 февраля 1967 года.

Но в Перми в те годы работал ещё и аэропорт Бахаревка. До него с центрального рынка ходил автобус № 12.

Удалось выяснить, что это страницы из книги "Пермь. Краткий справочник", 1959 г.
Здесь, понятно, "рекламируется" аэропорт Бахаревка, открытый 6 декабря 1957 года рядом с микрорайоном Авиагородок.
С конца 1959 года до начала 1960-х годов автобусный маршрут, связывающий центр города и Авиагородок, значился под № 4. А ещё раньше - под № 2.

 

Трамваи

Сравним с 2012 годом
Маршрут № 1 появился в 1929 году. Трамвай ходил от улицы 1905 года до пересечения улиц Ленина и Красноуфимской (Куйбышева), затем маршрут продлили до Перми II.
В 1965 году маршрут изменился, трамваи следовали до пересечения улицы Ушинского и бульвара Гагарина, а с 1967 года до вагоноремонтного завода.
В июле 2010 года маршрут был закрыт.

Маршрут № 2 действует с 1958 года до наших дней (а в 30-е - 50-е годы "двойка" ходила от Речного вокзала по улицам Карла Маркса и Героев Хасана до кольца на улице Чкалова).

Маршрут № 3 сейчас чуть длиннее, чем в 1967 году, но значительно короче, чем в в начале тридцатых. Изначально трамвай ходил до Заимки ("Красного Октября") от улицы 1905 года, затем от Разгуляя, потом от улицы Горького, а с февраля 2008 года снова от Разгуляя.

Маршрут № 4 действует без изменений с конца 40-х годов.

Маршрут № 5 появился в 1957 году, трамвай ходил от Перми II до завода имени Калинина (сейчас "Инкар"), затем линию продлили до станции Бахаревка (а в 30-е годы "пятёрка" ходила от улицы 1905 года до чкаловского кольца).

Самые первые "шестёрки" ходили от Разгуляя до чкаловского кольца. С начала пятидесятых - от Речного вокзала до посёлка Владимирский (велозавод). А с начала 70-х от до Владимирского же, но от Сада Свердлова

Маршрут № 7 открылся в 1965 году, в 1988 году продлён до вагоноремонтного завода (историческая "семёрка" ходила в 30-е - 40-е годы от Перми II до Разгуляя)

"Восьмёрка" с 1941 года ходила от завода имени Калинина до Разгуляя, а с 1965 года через Разгуляй до улицы Ушинского. Какое-то время конечной была остановка "Пермская ярмарка", затем вагоноремонтный завод. Сейчас трамвай ходит от Бахаревки до Висима (ул. 1905 года)

Маршрут № 9 в 1959 году пролегал от Осенцов до площади Дзержинского, затем его сократили до улицы Таллинской (Леонова), но вскоре продлили до ипподрома.
В 2010 году маршрут был закрыт.

"Десятка" в начале 60-х ходила от Таллинской (Леонова) до Горького. Затем до завода имени Калинина от Таллинской, с середины 60-х от ипподрома, с 2008 года от остановки "Школа № 107".
Маршрут действует и в наши дни, но трамваи ходят очень редко.

Маршрут № 12 открыт в начале 60-х, трамваи ходили от горьковского кольца до улицы Таллинской (Леонова), затем до ипподрома.
В 2007 году закрыт, вместо него запущен № 11 - "Школа № 107" - "Висим".
Под № 12 сейчас работает маршрут "Пермь II" - "Велта".

Кроме 11-го добавился маршрут № 13. С 1997 года трамваи под этим номером ходили от сада имени Свердлова до Стахановской площади, а с 2010 года - от Стахановской до "Красного Октября".

Кстати, в 70-х-80-х трамвай № 13 ходил по маршруту "Ул. М. Горького" - "Сосновый бор", то есть, на другой берег Камы.

(Использованы материалы прекрасного сайта http://tranviaperm.narod.ru)

 

Гости города о пермском трамвае (и других видах транспорта):
http://admiral-scheer.livejournal.com/7046.html
http://bolshoymike.livejournal.com/1363299.html
http://mib55.livejournal.com/44558.html
http://vedmed1969.livejournal.com/1106006.html

 

Вспомнила вдруг, что есть у меня ешё одна хорошая книжечка про Пермь, но постарше, 1957 года издания.
Точное название и выходные данные не скажу, книжечка подобрана на улице, некоторые листы вырваны, некоторые изрезаны.

Вот что писали о трамваях (автор статьи В.П. Пономарёва): "Транспортная сеть между отдельными районами города разнообразна. Из Ленинского в Кировский район можно проехать комфортабельными речным катером, а в Орджоникидзевский, кроме того, - электропоездом. Но основными средствами сообщения по прежнему остаются трамвай и автомобиль.
Первая очередь пермского трамвая пущена к двенадцатой годовщине Великой Октябрьской социалистической революции - в 1929 году. Пермь получила изготовленные Бельгийским обществом 11 открытых вагонов. Первое время использовались три из них. Протяжённость линии (в одну нитку) составляла 13 километров. По единственному маршруту - Осинская улица - Мотовилиха - трамвай перевозил 4830 человек в день.
С тех пор этот вид транспорта, удобный и дешёвый, непрерывно развивается. В 1930 году началось строительство второй очереди. Городская железная дорога пролегла от Осинской улицы до вокзала станции Пермь II. Началась укладка поперечной двухпутной линии - от улицы Орджоникидзе до сада имени Горького. За 1931-34 годы вторую линию довели до посёлка имени Сталина (с устройством поворотного кольца) и до станции Пермь I. Длина её составила 9,6 километра. После этого начали укладку третьей линии - от улицы Толмачёва до лесокомбината "Красный Октябрь". Её в основном одиночный путь вытянулся на 9,4 километра. На линии устроили четыре разъезда. В 1939-40 году вступила в строй ещё одна двухпутная линия - улица Белинского - Бахаревка - протяжением в 7,5 километра.
К 1941 году трамвайные пути составляли 44 километра. Эксплуатировалось 63 вагона из имевшихся 79. В дни Великой Отечественной войны, когда в город эвакуировалось много промышленных предприятий, трамвай перевозил за сутки 143 169 человек. Его широко использовали для перевозки раненых с вокзалов в госпитали и грузов - на промышленные предприятия. Для разгрузки вагонов были построены специальные тупики. В трудное военное время коллектив трамвайщиков создал свою ремонтную базу: механический, электрический, кузнечный, тележечный, столярный, малярный цехи, цех пневматического оборудования.
Многое сделано после окончания войны. Близ "Красного Октября" началось строительство нового депо на 40-50 вагонов. Через год там был пущен литейный цех, что расширило объём и улучшило качество ремонта подвижного состава своими силами. В районе Перми II пути для усиления безопасности движения были перенесены на полотно, обособленное от автотрассы. В 1948 году пермяки стали ездить в первых цельнометаллических вагонах.
Сейчас управление трамвая имеет 129 вагонов, 57 километров линий. Ежедневно в среднем трамвай перевозит 195 183 человека - в 40 с лишним раз больше, чем в год основания. Парк обслуживают два депо, службы движения (диспетчерский аппарат, вагонные бригады, контролёры-ревизоры), пути (ремонтные бригады), электрохозяйства (группа, обеспечивающая эксплуатацию контактной сети и всех тяговых подстанций).
В коллективе трамвайщиков трудятся десятки кадровых рабочих, пришедших на предприятие в дни его организации. Первенство в соревновании за регулярность и безаварийность движения держат водители М.Ф. Гах, А.Г. Леушканова, М.И. Ваганова. Многие пассажиры хорошо знают всегда вежливых, быстро работающих кондукторов А.Н. Милентьеву, Ф.В. Чижову. Успешно борется за выполнение графика диспетчер А.М. Черемных. Мастерами своего дела зарекомендовали себя токарь-бандажник М.С. Сарваров, слесарь А.Т. Гах, водитель служебного поезда Ф.Г. Васюков, стрелочница Л.П. Борисова, монтёр Г.С. Поспелов, работница Н.Г. Кощеева. Немало полезных усовершенствований внедрили в производство рационализаторы - механик парка М.Н. Куликов, столяр П.К. Ермаков, начальник механического цеха В.М. Колесов.
Движение трамвая в городе осуществляется по шести маршрутам.
Некоторые маршруты, особенно связывающие Пермь I с посёлком Владимирским и Разгуляй с Бахаревкой, в часы "пик" сильно перегружаются. Ослабить это напряжение поможет новая линия протяжённостью в 5,2 километра. Она соединит улицы Шадринскую и Белинского, пройдёт мимо Центрального колхозного рынка, по улице Громова и около Дворца культуры имени Сталина выйдет на восьмой маршрут Разгуляй - Бахаревка. Строительство этой линии, создаваемой силами общественности города, заканчивается.
Пермский нефтеперерабатывающий завод ведёт сооружение 30-километровой трамвайной линии от Осенцов до улицы Ленина. Уже проложены пути, построены мосты через речки Мулянку и Данилиху, подвешивается контактная сеть, строятся новые подстанции. Близ ипподрома возводится депо на 50 вагонов с последующим развитием до 100 мест. В 1957 году по новой линии пойдут новые поезда.
В течение года предстоит выполнить ещё ряд значительных работ: перенести двухпутный участок линии на дамбу, прокладываемую через Егошиху, поставить дополнительные тяговые подстанции, построить четырёхэтажное общежитие для движенцев"
.

 


Обсуждение
2351
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.