Верхний баннер
02:29 | ПЯТНИЦА | 19 АПРЕЛЯ 2024

$ 94.09 € 100.53

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Публичные люди

16.03.2009 | 22:00
Борьба с монополиями.
Борьба с монополиями.

Ведущий: Программа «Публичные люди». В студии Вячеслав Дегтярников. За звукорежиссерским пультом Антон Мелехин. Сегодня у нас в гостях руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю Марина Кудрявцева. Здравствуйте, Марина Александровна.

Марина Кудрявцева: Добрый день.

Ведущий: Вы у нас впервые в гостях, насколько я понимаю. Вот обычно начинается со знакомства. Ну, я предлагаю с другого начать, с более актуального. Это действия Федеральной антимонопольной службы в период именно вот того, чего мы сейчас переживаем. Его называют кризисом. То есть, по-разному можно к этому относиться. Но, насколько я понимаю, именно от ваших действий в какой-то мере будет зависеть… ну, вы дальше расскажите, насколько вы можете повлиять, тот же рост цен.

М.К.: Да, в настоящее время деятельность антимонопольной службы носит более важный характер, и большее значение имеет для жизни нашего общества. Это можно рассказать на том примере, что увеличилось количество поступивших жалоб и заявлений именно на повышение цен на продукты. Я не говорю сейчас пока про продукты питания. Я говорю о промышленной продукции.

Ведущий: Ну, это все взаимосвязано, в конце концов. Рост цен на бензин приводит к росту цен на продукты питания.

М.К.: Конечно, безусловно. Так вот, поступают заявления на продукцию наших монополистов или доминирующих субъектов. Доминирующий это тот, кто имеет на рынке какого-то товара, продукта долю более 50 процентов. Так вот они повышают цены на отпускаемую продукцию Отсюда идет цепочка повышения цен для их покупателей. Те производят какую-то продукцию, и так далее. Вот несколько, много очень заявлений поступило на продукцию наших химических предприятий, березниковских предприятий «Сода-хлорат», «Азот», которые повышают резко цены на производимую продукцию.

Ведущий: Что вы можете сделать в этой ситуации, если вы действительно зафиксируете, как бы, ситуацию сговора?

М.К.: Тут не только сговор. Мы сначала должны доказать, что эта организация, на которую поступила жалоба или заявление, занимает доминирующее положение на каком-то определенном товарном рынке. Само по себе доминирование, то есть, вот та самая доля 50 процентов на рынке, она не является наказуемой. Наказуемым является злоупотребление этим доминирующим положением. То есть, когда этот хозяйствующий субъект начинает неправомерно отказывать в заключении договора купли-продажи какому-то потребителю, навязывать невыгодные условия и так далее. Вот это все злоупотребления. В данном случае мы расследуем, проводим анализ рынка, выявляем, так называемое, это самое доминирование хозяйствующего субъекта. А дальше уже смотрим, в чем заключается вот это самое злоупотребление доминированием.

Ведущий: Насколько сложно проводить подобные расследования? И часто ли они приводят к каким-либо результатам? Всегда интересно, чем заканчивается, неважно, как проводилось.

М.К.: Безусловно. Расследование проводится в любом случае, когда речь идет о доминировании по установлении какой-то монопольной цены, монопольно низкой, монопольно высокой цены. Всегда проводится предварительное исследование рынка. Это длительный процесс. Нужно выявить всех субъектов хозяйствующих, кто работает на этом рынке. Рассчитать долю каждого, выявить вот эти самые 50 процентов, установить доминирование. И только в том случае, когда мы устанавливаем доминирование, мы имеем право, законное право вмешаться. Если субъект не является доминирующим на том или ином рынке, у нас нет правовых оснований для вмешательства. То есть, получается, что он может вести себя так, как сочтет нужным. Вот когда мы устанавливаем доминирование, вот тогда мы смотрим его действия. Действительно ли есть навязывание условий договора контрагенту, действительно ли есть необоснованные ограничения продажи, либо дискриминация в отношении каких-то субъектов из ряда покупателей. Одному продаем свой товар, другому не продаем. Одному по одной цене продаем, другому по другой цене. Вот мы должны посмотреть. обосновано ли это установление различных цен на один и тот же товар. Если это все, действительно, совпадает, получается доминирующий субъект злоупотребляет своим положением, то в отношении него выносится решение, выдается предписание - прекратить вот такие действия. И предписание должно быть, естественно, исполнено. Там конкретные сроки указываются в предписании. И в случае не исполнения предписания, грозят такому субъекту штрафные санкции, очень крупные, в соответствии с административным кодексом Российской Федерации.

Ведущий: А конкретные примеры можно привести?

М.К.: Ну, вот, все, наверно, уже слышали о нашумевшем деле в отношении компании «Лукойл». Я сейчас говорю о нефтяной компании «Лукойл», московская компания, которая зарегистрирована в Москве. Это вертикально интегрированная нефтяная компания. Федеральная антимонопольная служба в прошлом году в октябре выдала предписание этой нефтяной компании и всем ее афелированным лицам, вот этим всем компаниям, входящим в группу лиц «Лукойла», в том числе, «Лукойл-Пермнефтеоргсинтез» о прекращении злоупотребления доминирующим положением, которое выявилось в установлении монопольно высокой цены на нефтепродукты. Здесь имеется в виду и авиационное топливо, и бензины, и дизельные топлива, мазут и так далее. Вся вот эта линейка. Было выдано предписание о прекращении эти действий по установлению монопольно высокой цены. Было предписано «Лукойлу» вести раздельный учет деятельности и по продаже, по производству этих нефтепродуктов. Раздельный учет производства каждого из вида нефтепродуктов. Но нефтяная компания «Лукойл» обжаловала это решение в арбитражный суд. Сейчас оно в стадии обжалования. Судебного решения пока еще не вынесено. А нефтяная компания продолжает нарушать. То есть, оптовые цены на отпускаемые производимые нефтепродукты продолжают расти. Розничные цены немножко сейчас падают, как мы можем заметить. Но вот эта вот разница, моржа между оптовыми ценами и розничными, она слишком большая. Там до 70, 80 процентов вот эта разница идет. Это тоже ненормально. Это не соответствует условиям рынка в настоящей ситуации. Помимо того, что «Лукойл» был признан нарушившим закон о защите конкуренции в части установления вот этой монопольной цены, компания была оштрафована на очень большую сумму. Около полутора миллиардов рублей. В том числе, «Пермнефтеоргсинтез» также была оштрафована на сумму около 500 миллионов рублей. Сейчас все эти, и штрафы, постановления о штрафе, и решения по самому наказанию они обжалуются в судах. Поэтому сейчас решение еще не…

Ведущий: То есть, надо пока подождать, какого будет решение арбитражного суда. И дальше вот уже будет понятно, насколько четко вы отработали, как антимонопольная служба.

М.К.: Безусловно. А поскольку рынок розничной продажи нефтепродуктов это региональный рынок, тут уже мы отслеживаем изменение цен, падение, рост цен на автозаправочных станциях у нас на территории Перми. Сейчас вот тоже, может быть, многие радиослушатели знают о том, что мы рассматриваем несколько дел в отношении «Лукойл-Пермнефтепродукт». Это замена более дешевого бензина марок «Евро» более дорогими бензинами марки «Экто». Якобы там используются, ну, не якобы, они действительно используются эти более дорогие присадки для бензина, которые идут на пользу автомобилю, двигателю. Удлиняют срок службы автомобиля. Но, тем не менее, если есть потребность у автолюбителей в приобретении бензина более дешевого «Евро», то мы считаем, что компания производитель – продавец «Лукойл-Пермнефтепродукт» не должен был сокращать выпуск более дешевого бензина.

Ведущий: То есть, речь идет о том, что появилось более дорогое топливо, при этом исчезло более дешевое?

М.К.: Да, совершено верно.

Ведущий: То есть, у потребителя не осталось выбора. Он вынужден покупать более дорогое.

М.К.: Вот в этом и вся тонкость. Выбор вообще, как оказалось, есть. Потому что помимо заправок, принадлежащих «Лукойл-Пермнефтепродукту» рядом немножко в ближайшем на каком-то недалеком расстоянии находятся заправки, не принадлежащие «Лукойл-Пермнефтепродукту». Так называемые, независимые розничные продавцы. У них этот бензин есть. Но сейчас вот непосредственно мы занимаемся анализом этого рынка именно в границах города Перми. На сколько заправок, принадлежащих «Лукойл-Пермнефтепродукту», приходится, какое количество заправок независимых, где есть этот бензин.

Ведущий: То есть, вы как раз пытаетесь выявить это самое доминирование?

М.К.: Да, совершенно верно.

Ведущий: То есть, посчитать, 50 процентов есть рынка или нет.

М.К.: Да. То есть, смысл-то нашего вот этого анализа в том, чтобы выяснить, есть ли возможность у автомобилистов не покупать дорогой бензин «Экто», а купить более дешевый бензин «Евро. Независимо там у «Лукойл-Пермнефтепродукта» или у других независимых розничных продавцов.

Ведущий: Дальше возникает вопрос все-таки о полномочиях вашего органа То есть, мы представляем, в общем, где-то в целом полномочия, скажем, прокуратуры, да. мы с ней живем очень давно. Федеральная антимонопольная служба появилась, ну, относительно недавно.

М.К.: В 91-м году.

Ведущий: Ну, относительно недавно. Все равно как-то мы о ней говорили, слышали. Но вот, по крайней мере. я, как обычный журналист, не всегда понимаю, насколько вот широки ваши полномочия, что вы можете, что вы не можете?

М.К.: Ну, полномочия антимонопольной службы довольно внушительные. Главный закон, соблюдение которого контролирует антимонопольная служба, это закон о защите конкуренции. Вот это основной закон, который мы контролируем. Затем закон о Госзакупках. Ну, это сейчас мы знаем, что любые траты из бюджета любого уровня должны проходить на основе публичных процедур – конкурса, аукциона, запроса котировок. И это все дело контролируется законом о размещении государственного муниципального заказа на покупки товаров и так далее. Так вот это тоже один из наших основных законов. Ну, и третий закон это закон о рекламе, который тоже контролирует антимонопольная служба. Полномочия заключаются в следующем. При поступлении заявления, при обращении средств массовой информации, органов власти, кого угодно, в антимонопольную службу, рассматривается это заявление. И делается вывод – есть признаки нарушения вот одного из этих законов, либо нет. Если есть признаки нарушения, возбуждается так называемое антимонопольное дело. Это административное дело, не уголовное, как путают многие люди. Нет, это административное дело, по результатам которого вот и выносится вот это самое решение о признании субъекта, нарушившем антимонопольный закон, либо о непризнании. Если все-таки мы признаем факт нарушения, а все это делается, комиссия собирается, мы используем судебную процедуру, все, как в суде. Прилагается заявитель сторона, сторона ответчик, и вот идет вот это вот антимонопольное разбирательство, по результатам которого выносится решение. Если все-таки факт нарушения признан, то выдается предписание обязательно, чтобы устранить нарушение. Это же вполне логично, раз нарушение есть, его нужно устранить. И в то же время по административному кодексу, там есть несколько статей, которые предусматривают административную ответственность именно за нарушение антимонопольного законодательства. Рассматривается, возбуждается уже административное дело о наложении штрафа, применение штрафных санкций.

Ведущий: Возьму, как бы, пример немножко из другой отрасли. Скажем, лесной кодекс, да. Там тоже проводились недавно реформы. И потом мы выяснили вместе с прокуратурой, да, что контролируют лес по территории края всего шесть инспекторов. У вас хватает людей? То есть, у вас насколько мощности хватает вот обрабатывать все приходящие к вам заявления, обращения и все остальное?

М.К.: Ну, сколько бы нас не было, мы должны это делать. И мы это делаем.

Ведущий: Это понятно. Но человек, он не может работать 26 часов в сутки. У него вот есть 24, и то время надо на сон отвести.

М.К.: Я поняла ваш вопрос. В прошлом году летом количество сотрудников антимонопольной службы в целом по России и, в том числе, в пермском управлении было увеличено. По крайней мере, если в прошлом году мы работали в составе 33-х сотрудников, сейчас у нас 45 сотрудников. Вот, практически, все вакансии заполнены. Но это государственная служба. Сотрудников принимаем мы на основании только конкурсов в соответствии с законом о государственной службе. Ну, вот последний конкурс будет объявлен буквально вот через два дня на последние 2-3 вакансии, которые еще не заполнены. Обязательно должно быть образование юридическое, экономическое, либо государственное муниципальное управление, ну, и стаж работы какой-то .То есть, человек должен быть социально зрелым, чтоб работать в антимонопольной службе. Потому что законодательства антимонопольные очень сложные.

Ведущий: Перейдем к вашим основным законам. Вы их перечислили. Вот натолкнулся буквально на статью в газете «Бизнес-класс». Федеральная антимонопольная служба предлагает снизить порог для определения доминирующего положения участников рынка розничной торговли с 35 до 15 процентов. Тут вот и ваши комментарии по этому поводу, насколько я понимаю. Некие предложения ваши, отправленные в Государственную думу. Тут дальше идет обзор всех этих предложений от наших крупнейших пермских торговых сетей, такие, как «Семья», «Виват», «Пятерочка». Я думаю, что это будет небезынтересно для наших слушателей, потому что, в общем, большинство из нас покупает в сетях. Вот здесь ситуация с доминированием, почему важно вот это все?

М.К.: Ну, это давняя история. Связана она с принятием федерального закона о торговле.

Ведущий: Насколько я понимаю, он еще не принят, да?

М.К.: Он не принят. И много лет он разрабатывается, вносятся какие-то изменения. И вот ни правительство, ни Государственная дума не могут прийти, видимо, все-таки к единому мнению. Проблема тут вот в чем. По закону о защите конкуренции мы применить вот эти все свои санкции может только, если хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение, как я уже говорила. Это 50 процентов безусловное доминирование. И от 35 до 50 процентов там либо коллективное доминирование в составе трех или пяти субъектов, либо, если антимонопольный орган докажет на протяжении многолетнего анализа и контроля этого субъекта, что он оказывает какое-то решающее влияние на рынке того или иного товара. В этом случае тоже доминирование признается. Но не может быть признан доминирующим субъект, доля которого на рынке 35 процентов и менее. У наших, хоть они и сети, но если исследовать полностью весь рынок розничной продажи продуктов питания, то ни «Семья», ни «Виват» не занимают 35-процентной доли. И вот по этому закону о торговле, который вот до сих пор еще не принят, там предлагается снизить вт эту долю доминирования в отношении сетей, которые занимаются продуктами питания… розничной продажей продуктов питания с 20, до 20 и даже менее, до 10, я слышала, были предложения. Ну, сети, наверно, не согласны с таким. Потому что они понимают, что это налагает на них особую ответственность. И, видимо, вот идет какое-то лоббирование как в Государственной думе, так и, как это называется, согласование вот этого законопроекта. И до сих пор он не принят пока.

Ведущий: Пока идет раскачивание лодки. Еще одно из направлений, которые бы хотелось… не направление, еще одно, наверно, направление все-таки, которые хотелось бы обсудить, особенно, в связи с кризисом. Это сфера ЖКХ, сфера услуг, и ценообразование. Мы, в общем, все столкнулись с начала года, что там цены выросли довольно значительно. Здесь может быть какая-то роль вашего управления?

М.К.: Нет, здесь антимонопольное управление не имеет правовых оснований для вмешательства. Тарифы на теплоснабжение, на электроснабжение…

Ведущий: Устанавливаются РЭКом.

М.К.: ..устанавливаются РЭКом. Федеральная служба по тарифам устанавливает границы, в которых РЭК устанавливает тариф для того или иного хозяйствующего субъекта. Тарифы на услуги ЖКХ устанавливает Дума города Перми. В Перми. И органы местного самоуправления, представительные думы, местных органов муниципальных образований. Раз это все тарифы, то мы тут не вмешиваемся

Ведущий: Тут не вмешиваетесь. А какие наиболее часто поступают обращения, заявления от граждан вот последнее время все-таки? О чем наши граждане жалуются, так скажем?

М.К.: Также продолжают поступать заявления на вот это самая проблема с повышением тарифов, повторю, тарифов, не цен на услуги ЖКХ, на повышение тарифов на тепло, на электроснабжение. Но помимо того, что жалуются на повышение тарифов, есть еще жалобы на неправомерное отключение теплоснабжения. Вот тут мы вправе вмешаться, посмотреть, правомерно ли было проведено вот это отключение тепла. Таких дел у нас очень много было рассмотрено. По результатам которых и ТКГ-9, и к пермской сетевой компании были применены очень большие штрафные санкции. Сумма штрафов, наложенных на, в том числе, вот эти теплоснабжающие и передающие сетевые компании за прошлый год составила более 300 миллионов рублей только в отношении пермских компаний. Конечно, они все эти штрафы обжалуются в суде. Пять миллионов уже уплачено. Но вот остальные пока в процессе обжалования.

Ведущий: Тут можно конкретные примеры приводить какие-то? Есть ли у вас на памяти такие?

М.К.: Ну, да, тут обращаются ЖКХ, ЖСК, управляющие компании, просто жители города Перми. Они тоже вправе обратиться к нам. Любой человек может обратиться. Физическое лицо, юридическое лицо, независимо. Жалобы на отключение тепла в том или ином конкретном доме. Или в той или иной конкретной квартире. Разбираемся, по любому абсолютно заявлению разбираемся. Другое дело, что просто написать голословно жалобу – вот у меня отключили тепло, этого мало. Каждый шаг антимонопольной службы, он четко регламентирован административными регламентами, которые утверждены приказом Федеральной антимонопольной службы. Поэтому, чтобы обратиться с жалобой, нужно представить какие-то документы, обосновывающие свои заявления.

Ведущий: А что это за документы? Ну, вот, допустим, у меня нет тепла дома.

М.К.: Переписку. Обращаетесь вы к вашему поставщику услуг. Что он вам отвечает. То есть, надо какие-то ваши шаги предварительные…

Ведущий: То есть, изначально я должен обратиться, ну, предположим, пройдем этот путь весь. Предположим, что у меня холодные батареи. То есть, я пишу в свою управляющую компанию – господа, у меня холодные батареи. Регистрирую у них письмо. Правильно?

М.К.: Да.

Ведущий: То есть, беру себе копию, как минимум. Затем, ежели управляющая компания мне не отвечает… Правда, это получается очень длительный процесс. Они могут не отвечать в течение месяца по закону.

М.К.: Нет, в принципе, конечно, вы можете обратиться одновременно и в управляющую компанию, и к нам. Я просто говорю, что мы точно также будем действовать. Мы будем обращаться сначала к этой управляющей компании – в чем причина, почему было отключение, почему температура в квартире не такая, какая должна быть, не по нормативам? Вот будет это разбирательство. Но если вы не можете сами документы представить, вы нам просто сообщаете об этом, и мы уже обращаемся от имени государственного органа антимонопольной службы вот в эти вот в энергоснабжающие организации.

Ведущий: Теперь вот давайте как раз вот и объясним нашим слушателям, каким образом к вам обращаться, по каким телефонам, адресам, явкам и паролям.

М.К.: Находимся мы на Ленина, 64. 7-й этаж. Приемная находится в 711-й комнате Ленина, 64. Телефон приемной 235-12-00. Кроме этого, к нам можно обратиться по электронной почте to@fas.gov.ru. Вот это наш электронный адрес. По электронному адресу тоже можно обратиться с заявлением. Можно прийти к нам, можно по почте обратиться. То есть, пожалуйста. Более того, все регламенты, в соответствии с которыми работает антимонопольная служба и, в том числе, пермское управление, они у нас висят на стенде, непосредственно, на Ленина, 64, в нашем офисе.

Ведущий: То есть, там форма обращения…

М.К.: Безусловно.

Ведущий: …все прописано, останется только заполнить.

М.К.: Да. Более того, по телефону любой специалист обязательно даст ссылку на тот или иной нормативный акт, в соответствии с которым нужно обратиться в федеральную антимонопольную службу. И всегда подскажем любому позвонившему по телефону, всегда подскажем, как нужно обратиться правильно.

Ведущий: И вот завершая эту половину часа, все-таки за прошедший год, наверно, самые яркие пунктирно дела, которые удалось завершить. Ну, вот про «Лукойл» мы уже проговорили. Но сейчас дело в суде. Еще.

М.К.: Самые яркие это те, которые как-то вот необычны, которые вырываются из общего вот этого кучи заявлений. Ведущий: Да, общего потока.

М.К.: Да, из общего потока, совершенно верно. У нас было несколько заявлений по недобросовестной конкуренции. И связаны они были с использованием чужой интеллектуальной собственности. Может быть, жители Перми слышали это нашумевшее дело – спор двух компаний по производству компьютерного обеспечения и оборудования. Это компании компьютерной технологии и «Технотроникс». Они ссорились, спорили из-за торговой марки «ЦЕНСОР-М». Нужно сказать, что все три суда антимонопольная служба проиграла, но руки мы не сложили. Потому что мы чувствуем свою правоту и уверены в своей правоте. Сейчас подготовлена надзорная жалоба в высший арбитражный суд. Она вот рассматривается сейчас высшим арбитражным судом. И очень также давно тянется дело между двух аудиторскими… спор между двумя аудиторскими компаниями. Это «Эко-аудит». Там тоже было использование одного и того же наименования. И вот эти споры по интеллектуальной собственности, они самые такие интересные, можно сказать, для сотрудников. Ну, и самые сложные в доказывании. Это самые, пожалуй, такие дела. Ну, а так очень много заявлений было по отключению тепла. И нужно сказать, что они прекратились в последнее время, благодаря во многом антимонопольной службе. Потому что все-таки они были незаконно, как мы считаем. И правоту нашу подтвердили суды. Не просто в одной, а в трех инстанциях. Поэтому вот сетевые компании и ТКГ-9, они прекратили необоснованно отключать тепло. Это положительно.

Ведущий: Ну, даст бог, чтобы вы действительно это прекратили. Потому что мы знаем сейчас огромный коммунальный долг накопился у управляющих компаний перед поставщиками тепла и воды. Даст бог, чтоб мы с этим не столкнулись. Ну, об этом, видимо, потом узнаем в новостях. Есть телефонный звонок. Здравствуйте, вы в эфире.

Слушатель: Алло, здравствуйте. Николай. А вот у меня к Марине Александровне один вопрос такой вот. Вот есть такая программа, программа на прибыль «24-20». И сейчас «20-16». Ведь от этого должны быть цены падать. То есть, быть ниже, чем в другом регионе. К сожалению, у нас идет наоборот. Вот сейчас, если по «Лукойлу», я смотрю. Из этой программы 50 процентов должно идти на социальные нужды, 50 процентов на развитие производства. Если развитие производства, значит, производительность должна расти. Следовательно, и падать цены. Но у нас вот, допустим, «Лукойл», вот как раз сделка Чиркунов, Алекперов, что в 2006-м году миллиард он давал вот с этой ставки. Что сейчас? ???????????(неразборчиво) нефти стал качать 13 процентов больше. Так каким образом вот вы их заставите это делать? То есть, продукцию они забирают природных ресурсов больше, цены растут намного, а результата ???????????????(неразборчиво) Чиркунов делает вместе с Законодательным Собранием…

Ведущий: Николай, очень все запутано. Я не знаю, это надо по цифрам смотреть. Потому что на слух это очень сложно воспринимается. Может, как-то, в целом ответите, Марина Александровна. Вот в начале Николай говорил о налогообложении.

М.К.: Да, о налогообложении. Конечно, это не наша проблема. У нас просто нет правовых оснований вмешиваться вот в установление вт этого налогообложения. А что касается розничных цен и оптовых цен, вот я уже сказала, что мы сейчас отслеживаем эту ситуацию. Поскольку «Лукойл», включая и все организации, которые входят в эту самую вертикально интегрированную нефтяную компанию, в том числе «Лукойл-Пермнефтеоргсинтез» и «Лукойл-Пермнефтепродукт». Они предписания не исполняют. Но, тем не менее, мы ведем отслеживание, мониторинг вот этих цен. Я не могу сейчас говорить о связи с понижением вот этого налога, потому что мы с другой стороны немножко смотрим. Это, к сожалению, не наша компетенция. Я еще раз хочу повторить., что мы действуем и работаем строго в рамках закона о защите конкуренции. Каждый наш шаг там прописан.

Ведущий: Есть еще один телефонный звонок. Здравствуйте. Вы в эфире.

Слушатель: Алле. Здравствуйте. Меня зовут Виктор Васильевич. Вот скажите, пожалуйста, тоже вопрос, касающийся «Лукойла». Вот все заводы «лукойловские», вот те, которые у нас, «Нефтеоргсинтез» и дальше там, в Волгограде, в Астрахани, почему в регионах опять же цена на топливо гораздо ниже, чем в Перми? У нас, что, особое отношение к пермскому региону? Значит, почему вот на протяжении уже ряда лет, а это, примерно, 15 лет…

Ведущий: Виктор Васильевич. Ваш вопрос понятен.

М.К.: Поняла, Виктор Васильевич, я хочу вам пояснить. Мы ведем отслеживание цены. И федеральная антимонопольная служба собирает информацию со всех антимонопольных органов управления по всей Российской федерации. Цены на бензин в Перми не самые высокие в Приволжском округе. Они идут наравне с ценами в Кировской области, в Удмуртии. Они несколько ниже, чем в Свердловске. Но там меняется ситуация. То у нас ниже, то в Свердловске ниже. Вот эту ситуацию мы отслеживаем. В Челябинске цены тоже несколько выше. То выше, то ниже. Поэтому сейчас говорить о каком-то злоупотреблении тоже нет у нас возможности, потому что эту ситуацию нужно расследовать. Смотрите, я уже говорила, что мы имеем право применять какие-то санкции к доминирующему хозяйствующему субъекту. «Лукойл-Пермнефтепродукт» на рынке Пермского края, да, занимает долю на розничном рынке более 70 процентов. Он доминирующий. Но вот это вот установление цены монопольно высокой либо монопольно низкой, оно по закону о защите конкуренции должно соответствовать двум обязательным обстоятельствам. Первое. Эта цена должна быть ниже цены на сопоставимом рынке, но в условиях конкуренции. Это первая причина. И второе обстоятельство. Эта цена должна быть выше цены, необходимой для производства и реализации такого товара средств. Вот эта самая ситуация как раз нами отслеживается. И поскольку Федеральная антимонопольная служба уже признала «Лукойл» и все входящие в его компании нарушившими закон, а это решение сейчас обжалуется в суде, то вот ждем решения судебного, чтобы применить какие-то уже более действенные санкции в отношении и «Лукойл-Пермнефтепродукта», и в отношении «Лукойл-Пермнефтеоргсинтеза».

Ведущий: Есть еще один телефонный звонок. Здравствуйте. Вы в эфире.

Слушатель: Здравствуйте. Никита меня зовут. Я хотел спросить. Вот одно время обсуждался, может быть, и сейчас обсуждается, вопрос (я по розничным сетям, по продуктовым), что необходимо ввести норму прибыли для звеньев. То есть, от производителя там к оптовому поставщику не больше там стольки-то процентов накрутка, от оптового розничному, от розничного к потребителю тоже. Вот как-то вот в этом направлении что-то, вообще, сейчас какое-то движение происходит?

Ведущий: Спасибо, Никита.

М.К.: Поняла вопрос Никиты. Я хочу сказать, что цены на продукты питания не регулируемые. И по мнению правительства российской федерации, и высших государственных органов все-таки вот то, что сказал Никита – нормы установления, это уже будет ценовое регулирование. По мнению нашей власти считается, что ценовое регулирование не должно быть применимо напрямую. То есть, нельзя устанавливать вот эти самые нормы прибыли, ограниченные какими-то рамками. Они могут привести, ну, вот мы знаем, может быть, Никита молодой человек, но вот я помню прекрасно время до 90-х годов, когда полки пустые были. Вот к чему могло привести вот это самое ценовое регулирование. Поэтому в данном случае я не слышала о том, чтобы какие-то нормы прибыли устанавливались.

Ведущий: Ну, то есть, палка тут о двух концах. Можно цены опустить, но потом получить пустые полки. Слушаем телефонный звонок. Здравствуйте.

Слушатель: Здравствуйте. Александр. Пермь. Вот месяц приблизительно назад по этой же станции «Эхо Перми» ваш шеф московский твердо заявил, что цены на 95-й бензин должны по всей России быть не более 19 рублей. Я на 95-м езжу, поэтому меня это интересует. И еще. Манипуляций много, и вы как-то объясняете. Объяснить, ведь русский язык богатый очень, можно. Но я назову вам сегодняшнюю заработную плату Алекперова в статье «Золотые парашюты», которую «Форбс» напечатал.

Ведущий: Александр, мы сами статью прочитаем.

Слушатель: Одну минуточку.

Ведущий: Нет, спасибо, статью «Форбс» мы прочитаем обязательно сами. Ну, вот есть конкретное замечание. Ваш шеф по федеральному «Эху» сказал, что вот 95-й не должен быть выше 19 рублей.

М.К.: Да, я просто представляю, откуда взялась эта цена. Это цена реализации за границу. То есть, импортная цена минус вот эти расходы по транспортировке. И минус, естественно, акцизы, поскольку акцизы все, и налоги в России значительно выше, чем в зарубежных странах. Вот отсюда вот эта вот самая цена в 19 рублей. Но вот установить своим решением, предписанием, что «Лукойл-Пермнефтепродукт» должен установить цену в 19 рублей, у нас тоже нет правового основания. Я еще раз, уже третий раз повторяю, что мы работаем строго в рамках закона. И наши все действия, если вот мы так вот предпишем установить цену в Перми на бензин 95-й в размере 19 рублей, они будут просто обжалованы и отменены судом первой же инстанции. Эти цены это не регулируемые цены. Они должны складываться из анализа вот этого рынка. Я опять же говорю, что как только суд признает правоту Федеральной антимонопольной службы в части установления монопольно высокой цены, которая сейчас обжалована, будут предприниматься действия дальнейшие уже на региональных рынках.

Ведущий: Вот пишут. «Информация по ценам на бензин». Очень бурную реакцию бензин вызывает у нас.

М.К.: Задевает за живое.

Ведущий: «По ценам на бензин в Свердловской, Челябинской области в эфире названы неверно. По крайней мере, на 8.03 в Челябинской области 95-й бензин стоил 20 рублей. В Перми явно выше». Ну, вот вы, в частности, говорили, что, в общем., периодически идет некая качалка такая.

М.К.: Да, я же говорила, что цена то выше, то ниже. Совершенно верно. Цены меняются. Мы отслеживаем е-же-не-дель-но. Но это мы на территории Перми. Не с такой же периодичностью мы смотрим цены в Свердловске, в Челябинске и в Екатеринбурге. Но, по крайней мере, из той информации, что присылает Федеральная антимонопольная служба, она раз в месяц нам присылает ситуацию, картину по всей России, вот там вот мы видим, что цены меняются.

Ведущий: И вот еще одно замечание по эфирному ICQ. «По-моему мнению, топливо «Эко» это очередной повод не снижать цену на топливо. А качество топлива и ныне там». Но это можно только как, скорее, мнение.

М.К.: Да мы тоже так считаем. Но я еще раз хочу сказать, что есть заправки помимо заправок с топливом «Эко», принадлежащим «Пермнефтепродукту», есть множество заправок, не принадлежащих, розничных я имею в виду, заправок, не принадлежащих «Пермнефтепродукту». И там есть бензин «Евро». Хотя вот тут с мнением, наверно, я бы согласилась.

Ведущий: Есть телефонный звонок. Алле. Слушаем вас. Здравствуйте.

Слушатель: Здравствуйте. Евгений. Вот я езжу в Челябинск. Примерно, раз в месяц точно. Последние полгода, как только пересекаю границу с Екатеринбургом, цена сразу минус 2 рубля примерно. Это по 95-му.

Ведущий: Спасибо вам за информацию по городу Челябинску. Мы рады, что вы туда ездите, и сообщаете нам такую интересную информацию.

М.К.: Нет, я согласна, что тема животрепещущая. И я вижу, что очень она вот как-то принята близко к сердцу нашими слушателями. Я просто хочу сказать, что мы очень внимательно отслеживаем эту ситуацию. Если только федеральный суд, федеральный арбитражный суд оставит в силе решение Федеральной антимонопольной службы в отношении нефтяной компании «Лукойл» и всех ее дочек, в том числе, «Лукойл-Пермтефнепродукт», будут применены жесткие санкции. Более того, «Лукойл-Пермнефтеоргсинтез» отдельно у нас ведется контроль этой ситуации по отпускным ценам на нефтепродукты. И я думаю, что, если наши слушатели обратятся к информации, размещенной на сайте perm.fas.gov.ru, вот там есть подробная информация о тех действиях, которые предпринимает пермское антимонопольное управление в отношении, в том числе, и цен на бензин.

Ведущий: Пока вот зачитаю мнение нашего радиослушателя. «Странно предъявлять претензии антимонопольщикам. Беда в том, что «Лукойл» монополист тут надо спрашивать наши власти, почему не приглашаются другие компании для торговли бензином». Ну, это просто точка зрения. Мнение нашего слушателя. Уважаемые земляки, вот такая просьба. Давайте вот мы сейчас завершим тему с бензином. Может, на какую-нибудь другую тему успеем поговорить. Завершая эту тему, хочется еще раз зачитать сообщение от нашего слушателя Генриха. «Странно предъявлять претензии антимонопольщикам. Беда в том, что «Лукойл» монополист, тут надо спрашивать нашу власть, почему не приглашаются другие нефтяные компании для торговли бензином». Вы вот с этим мнением согласны?

М.К.: Безусловно. Чтобы не было вот таких цен больших и не контролируемых, то должна быть конкуренция на этом рынке, на рынке производства. Более того, вот по-моему мнению, все-таки вот эти рынки – рынки добычи нефти, рынок переработки нефти и производства нефтепродуктов, и рынок продажи, как оптовой, так и розничной, они должны быть разделены. Они не должны концентрироваться в одной вертикально интегрированной компании. То есть, сама компания добывает нефть, сама ее перерабатывает, сама ее продает. Этого не должно быть. Должен быть какой-то федеральный закон, который бы вот разграничил вот эти сферы деятельности. Добыча – это одно. Вот по аналогии с тем, что происходит сейчас в электроэнергетике. Не имеет право одна и та же компания производить, то есть, генерировать электрическую энергию, и передавать ее по сетям. Это совершенно разные рынки. Рынок генерации – это конкурентный рынок, а рынок передачи – это естественно монопольный рынок. Вот рынок добычи – это, безусловно, конкурентный рынок. Рынок передачи по нефтепроводам – это да, это естественно монопольный рынок. Потому что нефтепроводы они единая какая-то сеть. Поэтому это монополия. А вот рынок розничной продажи и оптовой это тоже естественно конкурентный рынок. И, причем, все компании, которые должны этим заниматься, они должны быть объединены между собой в одну группу лиц. Не должны быть афелированы между собой. Вот только тогда, действительно, появится какая-то конкуренция, которая, в принципе, и должна привести к снижению цен.

Ведущий: Давайте телефонный звонок слушать. Здравствуйте. Вы в эфире.

Слушатель: Здравствуйте. Вот сейчас я слушаю идет разговор о бензине. Вот очень большая проблема сейчас для предпринимателей, я предприниматель Рангулов. Значит, по электричеству очень большая проблема. Вот я хотел бы узнать, я могу в антимонопольный комитет обратиться по этому вопросу. Потому что тарифы, допустим, предъявлены сейчас каким образом. Ты за год вперед планируешь потребление электроэнергии. Потом, если ты не вписываешься в норматив больше, тебе электроэнергию продают по ненормированной какой-то по цене, как говорится, не нормативной цене. То есть, какая-то рыночная цена. То есть, она почти в 2 раза либо в 70 процентов выше, чем та…

Ведущий: Вопрос понятен. Спасибо.

М.К.: Я поняла вопрос. Конечно, вы можете обратиться к нам с заявлением. Но тут ситуация, видимо, следующая. Да, действительно, вы должны планировать тот объем потреблении, вот этих самых ЧИМ, часов использования мощности, так навязшая уже в ушах, наверно, у наших предпринимателей. Безусловно, будем разбираться в данной вашей конкретной ситуации. Но я хочу напомнить всем, и предпринимателям нашим тоже о том, что к 2011-му году у нас перестанет быть регулируемая цена для предпринимателей для промышленности. Я не говорю сейчас о физических лицах и о коммунальных услугах. Она не будет регулируема государством. Цена будет свободна. Вся цена электричества, электрической энергии, продаваемая для промышленных целей, в том числе для предпринимательских целей, она будет свободная.

Ведущий: Есть вопрос по ICQ: «Интересно, как меняется величина штрафа, если компания затягивает выполнение предписаний, судясь с антимонопольщиками? Меняется она или нет?»

М.К.: Штраф накладывается на компанию по результатам рассмотрения дела. Устанавливается месячный срок для уплаты штрафа. Если в течении месяца штраф не уплачен и не обжалован компанией, если компания обжалует наш штраф, то в данном случае уплата штрафа приостанавливается до вступления в силу судебного решения по уплате штрафа. Это две инстанции. Первая инстанция и апелляционная инстанция. Но тут еще и кассация есть. Если штраф в течение месяца не обжалован и не оплачен, то антимонопольный орган возбуждает дело об удвоении штрафа, что тоже предусмотрено административным кодексом. Сумма штрафа удваивается.

Ведущий: Давайте телефонный звонок слушать. Здравствуйте.

Слушатель: Здравствуйте. Меня зовут Алексей. Я хотел бы задать такой вопрос. Вот в прошлом году антимонопольное ведомство уже. Насколько я знаю, несколько исков направляло в суд о том, чтобы, ну, обвиняло несколько нефтяных компаний в необоснованном завышении цен на нефтепродукты. И эти суды она проиграла. Какие причины, почему проиграла? Либо подготовились плохо, либо компетенция юристов недостаточно там… Ну, в нефтяных компаниях более высокие, да, более профессиональные юристы работают.

Ведущий: Вопрос понятен, Алексей. Спасибо.

М.К.: Алексей, я поняла ваш вопрос. Я хочу сказать, что что-то вы не так поняли. Антимонопольная служба не проиграла вот то самое основное дело, которым признаны нефтяные компании, вот эти четыре нефтяных компании – «Лукойл», ТНК-BP-Холдинг, «Роснефть, «Газпромнефть». Они признаны установившими монопольно высокую цену. Само вот это решение о признании вот этих четырех вертикально интегрированных компаний, нарушившими закон о конкуренции, не проиграно антимонопольной службой. Оно сейчас находится в стадии судебного рассмотрения. Антимонопольная служба проиграла один из штрафов. Все эти четыре компании были оштрафованы на очень большие суммы – от одного миллиарда до полутора миллиардов рублей. По-моему, в отношении «Роснефти» антимонопольная служба проиграла вот этот самый штраф. Но, безусловно, он обжалован. Тут какая ситуация возникла интересная. Получилось, что наказали, решение по штрафу, то есть, решение по наказанию, по сумме наказания, было вынесено судом раньше, чем вступило в силу решение о том, что само было нарушение. То есть, получается, мы кого-то наказали. И суд сказал, что правильно наказали. А за что наказали, суд еще не разбирался. Не было решение вынесено. Безусловно, это все обжалуется. И, в том числе, обжалуется штраф, наложенный на «Пермнефтеоргсинтез» в размере четыреста, по-моему, сорок восемь миллионов рублей. Он тоже обжалуется. Но судья пермского арбитражного суда приостановила рассмотрение дела о наложении штрафа до получения судебного решения в отношении вот того самого решения. По которому «Лукойл» признан, нарушившим закон.

Ведущий: Ну, наверно, в оконцовке нужно что-нибудь приятное сказать, да. А приятное. Вот там есть очень приятное решение по лекарствам, о чем, наверно, стоит проговорить нашим слушателям. Это будет интересно и важно знать.

М.К.: Я думаю, что это социально значимая проблема. Поскольку цены на лекарство растут. Растут ежедневно. Мы это видим. Растут они и в связи с ростом курса доллара, и в связи с тем, что лекарства, в основном, закупаются за границей за валюту, за то что комплектующие и…( я уже тут начала техническими словами говорить) составляющие, из чего производятся эти лекарства, хоть они и изготовлены в России, они тоже закупаются за границей. Но вот тут уже федеральная власть приняла решение о том, что цены на социально значимый перечень лекарственных средств, жизненно необходимый и важный перечень лекарственных средств, эти цены будут регулируемые. Контролировать, устанавливать эти… там не сами цены будут установлены, а рамки, в рамках которых аптеки могут уже устанавливать цены. Этим будет заниматься федеральная служба по тарифам. А контролировать установление вот этих розничных надбавок будет управление Росздравнадзора в каждом субъекте.

Ведущий: Ну, и тут, видимо, и ваша роль будет, в том числе.

М.К.: Ну, да, мы будем смотреть, не нарушен ли порядок установления этих цен. Не сами цены, цифры, а вот правильно ли они в соответствии с теми формулами, не нарушен ли сам порядок установления.

Ведущий: Спасибо вам огромное, что приняли участие в нашем эфире. Желаю вам успеха, успеха вашей службе. На этом завершаем наш эфир. Всем до свидания. Оставайтесь на 91,2 FM. Дальше будет также интересно.


Обсуждение
47744
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.