Верхний баннер
21:12 | ПЯТНИЦА | 19 АПРЕЛЯ 2024

$ 93.44 € 99.58

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Дневной прямой эфир

17.11.2009 | 22:00
«Крупным планом». Поэтический фестиваль «СловоNova».

Ведущий: Добрый день, дамы и господа. Мы продолжаем наши прямые эфиры. В студии ведущая Нина Соловей. Итак, после фестиваля «Территория», «Флаэртиана», органного фестиваля, теперь «Волшебной кулисы» в Перми на днях, ну, как на днях, в декабре стартует еще один фестиваль. На сей раз это поэтический фестиваль. Называется он «СловоNova». О чем, для кого пишут современные поэты, что даст нашему городу фестиваль не самого популярного сегодня вида искусства, говоря в широком смысле. Об этом мы поговорим сегодня в рамках программы «Крупным планом». Я представляю гостей. Доктор филологических наук, профессор кафедры новейшей литературы, декан филологического факультета Пермского Государственного педагогического университета, литературный критик Марина Абашева. Здравствуйте, Марина Петровна.

Марина Абашева: Здравствуйте.

Ведущий: Ну, и, собственно, один из организаторов этого фестиваля, соорганизаторов. И второй наш гость шеф-редактор раздела сайта openspace.ru поэт, прозаик, критик, переводчик Станислав Львовский.

Станислав Львовский: Добрый день.

Ведущий: Добрый день. Итак, покоробила вас сразу одна из моих фраз о том, что поэзия – не самый популярный вид искусства сегодня. И, положа уж руку на сердце, для меня это тоже не совсем радостно. Понятно, что вы любите поэзию, вы знаете поэзию. Люди, скажем так, более образованные тоже знают современную поэзию. Мы говорим сегодня о современной поэзии. Но ведь сегодня не собирают такие большие залы и стадионы, как, например, там, в 70-е годы наши современные поэты. Однако, все равно вы решили этот вид искусства, как поэзию, ну, будем говорить, пропагандировать. В частности в Перми, промышленном нашем городе. Чем это вызвано?

С.Л.: Вы знаете, количество читателей поэзии почти всегда не очень велико. Вот единственный пример, когда читателей поэзии было, действительно, очень много это 60-е годы в России. Но это сложная ситуация, искусственным образом немножко появившаяся. А, вообще, поэзия… всегда не очень много читателей. Однако, их всегда достаточно для того, чтобы для этих читателей работать. И поэтам, и организаторам фестиваля, и издателям, да, и разным другим людям. Да, может быть, это не самый массовый вид искусства. Но он есть, он важен и для русской словесности, и для культуры вообще. И поэтому мы полагаем, что поэтический фестиваль в промышленном городе Пермь - это вполне уместное и значимое для города мероприятие.

Ведущий: Ну, в общем, Марина Петровна, поэзии мода не нужна, мода на поэзию, по большому счету?

М.А.: Нет, конечно. Эта новость всегда свежа. Знаете, на общество каким-то парадоксальным образом действует само наличие этой поэзии. Я думаю, даже те люди, которые ее не читают, каким-то подземным гулом до них это все доносится. Просто должно быть в обществе часть людей, которые этим живут. Кроме того, если говорить о промышленном городе Перми, то именно этот город уже принимал у себя большую часть именно тех поэтов, которые приедут на этот фестиваль. Если вы вспомните 90-е годы, то по приглашению фонда «Юрятин» здесь были и выступали в библиотеке имени Пушкина и Сергей Гандлевскиий, и Тимур Кибиров, и из тех, кто приедет еще…

Ведущий: И Кальпиди.

М.А.: Да, и Кальпиди. Тогда к нам приезжали Пригов, к нам приезжал тогда Иван Жданов, Ольга Седакова, Вера Павлова, ???????? (неразборчиво) Вознесенский.

Ведущий: Марина Петровна, все равно это не огромные залы.

М.А.: А, собственно, почему непременно эффективность культуры, продуктивность культуры должна измеряться вот в километрах? Или в квадратных метрах залов? Во-первых, зал был всегда переполнен. А для поэзии зал, ну, там скажем, 150-200 человек – это не так и плохо. Потом, понимаете, сейчас и время другое. Почему люди должны приходить в одно конкретное место слушать поэтов? На самом деле, на любых носителях, не знаю, там, в Интернете, в книгах, на фестивале. Просто она по-разному живет и дышит эта поэзия. И мы даже не знаем, сколько на самом деле любителей. Вот открылся… «Вконтакте» открылась группа уже по этому фестивалю. Сколько там насчитывается?

С.Л.: Ну, сейчас там, по-моему, около 450 человек.

Ведущий: Учитывая, что «Вконтакте в основном находятся молодые люди.

М.А.: И при этом фестиваль еще не начался. Они уже его ждут.

С.Л.: И вот о разных формах бытования, да, я хотел сказать. Поэтому у нас фестиваль будет иметь такую четырехчастную структуру. В нем предусмотрены и открытые лекции, которые будут читаться в Пермском государственном педагогическом университете. И собственно чтения поэтические, которые будут происходить ??????? (неразборчиво, и поэтические спектакли, которые будут поставлены Эдуардов Бояковым в его новом театре «Сцена-Молот». И музыкальная программа уже, так сказать, совсем по вечерам. У нас все четыре вечера заняты такими совместными музыкально-поэтическими концертами.

М.А.: То есть, это уже в клубах совсем для молодежи. И причем, эта структура, о которой сейчас было сказано, это структура каждого дня фестиваля. То есть, каждый день, скажем в 12 – это лекции.

Ведущий: Лекции в университете будут?

М.А.: В Пермском Государственном педагогическом университете.

Ведущий: А лекции – это что? Это мастер-классы поэтов? Или что это?

С.Л.: Это ведущие специалисты в области современной русской поэзии расскажут о своем видении современной поэзии. Расскажут, покажут какое-то видео с выступлением поэтов, почитают стихи. И каждому из них еще будет придан современный поэт, который, ну, отчасти проиллюстрирует, может быть…

М.А.: Живой поэт.

С.Л.: Живой поэт, который проиллюстрирует этот рассказ. То есть, это такой формат живой. Не то, что академическая лекция, когда все сидят, слушают. И слышно, как пролетит муха. А это формат живого общения с дискуссией, которая обязательно будет после лекции. И все это будет изложено, ну, каким-то, понятным языком, не специальным.

Ведущий: Все желающие смогут посетить эти лекции? Либо это только для студентов и преподавателей, для тех, кто, ну, профессионально связан с литературой?

М.А.: Постараемся сделать так, чтобы могли прийти желающие на эти лекции.

С.Л.: Сколько поместится.

М.А.: Да. Тут аудитория просто небезгранична.

Ведущий: Но вход бесплатный.

М.А.: Безусловно. Вообще, у нас бесплатный вход почти на все мероприятия фестиваля.

С.Л.: Да, кроме, по-моему, вот, собственно, театральные спектакли, на которые цена на билеты будет тоже символическая.

Ведущий: И музыкальных, да?

С.Л.: Музыкальные там тоже мы вроде пока планируем, что вход будет бесплатный. А с театральными там просто проблема, в том, что там маленький зал. «Сцена-Молот» там 200 человек. И если всех желающих, там будет давка, да. В какой-то момент начнут продаваться билеты просто. Но билеты будут по каким-то символическим ценам. Мы хотим, чтобы они были доступны всем. То есть, это просто, чтоб обозначить количество мест, да. Не попытка заработать.

Ведущий: Мы, конечно, подробно остановимся и на видео показах, и на музыкальной части на фестивале. Но в основе все равно первоначально стоит слово, стоит поэзия. Вот цель вашего фестиваля, скажем так, показать картину современной поэзии? Что, кто сегодня есть? Ну, такой… читка, общая читка всех поэтов. Или что?

С.Л.: В значительной степени мы хотим продемонстрировать картину того…

Ведущий: Что есть сегодня.

С.Л.: …что происходит сегодня в русской поэзии, не только в пределах России. К нам приедут люди, живущие в Чехии, в Соединенных Штатах, в Латвии тоже пишущие по-русски. Да. Мы хотим продемонстрировать такой срез, мы хотим продемонстрировать, что происходит в современной русской поэзии. Мы хотим продемонстрировать различные формы ее бытования. И мы хотим, чтобы все, кто посетит этот фестиваль, получили по возможности полную картину. Разумеется, такие мероприятия всегда кураторские. И взгляды кураторов на них накладывают определенный отпечаток. Полной объективности здесь достичь невозможно, как, скажем, ??????? (неразборчиво) составление антологии

М.А.: Ее не бывает в искусстве.

С.Л.: Да. Но мы стараемся брать как можно шире.

Ведущий: Вы, я как понимаю, Станислав, все-таки занимались отбором, скажем так, столичных поэтов, а Марина Петровна - уральской среды нашей.

С.Л.: Мы с Мариной Петровной вместе занимались отбором уральской среды тоже, да. То есть, у нас такая вполне плотная работа была совместная. Не то, чтобы мы так поделили жестко сферы, нет.

Ведущий: Вместе отбирали. Я сейчас предлагаю просто нам послушать стихи. Не так часто в эфире, особенно нашей радиостанции, звучит поэзия, послушать стихи Кибирова и Гандлевского.

С.Л.: По-моему, первое стихотворение Сергея Гандлевского, а второе Тимура Кибирова.

Ведущий: Читают авторы?

С.Л.: Да, читают авторы. Сергей Гандлевский (в записи): Ржавчина и желтизна — очарованье очей. Облако между крыш само из себя растет. Ветер крепчает и гонит листву взашей, треплет фонтан и журнал позапрошлых мод. Синий осенний свет — я в нем знаю толк как никто. Песенки спетой куплет, обещанный бес в ребро. Казалось бы, отдал бы все, лишь бы снова ждать у метро женщину 23-х лет в длинном черном пальто.

Ведущий: И второе стихотворение.

С.Л.: Тимура Кибирова. Тимур Кибиров (в записи): Их-то Господь — вон какой! Он-то и впрямь настоящий герой! Без страха и трепета в смертный бой Ведёт за собой правоверных строй! И меч полумесяцем над головой, И конь его мчит стрелой! А наш-то, наш-то — гляди, сынок — А наш-то на ослике — цок да цок — Навстречу смерти своей. А у тех-то Господь — он вон какой! Он-то и впрямь дарует покой, Дарует-вкушает вечный покой Среди свистопляски мирской! На страсти-мордасти махнув рукой, В позе лотоса он осенён тишиной, Осиян пустотой святой. А наш-то, наш-то — увы, сынок, —А наш-то на ослике — цок да цок — Навстречу смерти своей. А у этих Господь — ого-го какой! Он-то и впрямь владыка земной! Сей мир, сей век, сей мозг головной Давно под его пятой. Виссон, багряница, венец златой! Вкруг трона его весёлой гурьбой. — Эван эвоэ! пляшет род людской. Быть может, и мы с тобой. Но наш-то, наш-то — не плачь, сынок, — Но наш-то на ослике — цок да цок — Навстречу смерти своей. На встречу со страшною смертью своей, На встречу со смертью твоей и моей! Не плачь, она от Него не уйдёт, Никуда не спрятаться ей!

М.А.: Какое серьезное, даже трагическое настроение Кибирова.

Ведущий: Мы говорим сегодня о фестивале «СловоNova», которое стартует, в первый раз пройдет, дай бог, не последний. Фестиваль «СловоNova» стартует у нас в декабре. Организаторы этого фестиваля, идеологи, если хотите, этого фестиваля Марина Абашева, доктор филологических наук и поэт, переводчик, критик Станислав Львовский.

С.Л.: Тут на этом месте надо сказать, что мы не единственные организаторы.

Ведущий: Одни из…

С.Л.: Потому что в оргкомитет фестиваля еще входят Эдуард Бояков и Марат Гельман, да. Так, чтобы не сложилось впечатление, что мы тут тянем одеяло на себя. Нет, нас на самом деле четверо, а не двое.

Ведущий: Но двое из четверки сегодня у нас в эфире. Дамы и господа, вы можете задавать свои вопросы. 261-88-67 телефон нашей студии. Либо писать по эфирному ICQ 404582017. И Наталья сразу спрашивает: «Складывается впечатление, что ваш фестиваль для настоящих эстетов. Не думаете ли вы привлекать еще и простых людей?» Вот такое впечатление.

С.Л.: Ну, по, так сказать, по ощущению от этих двух текстов могло сложиться ощущение, что на фестивале будут исключительно, так сказать, поэты такого серьезного разбора и с непростыми стихами. На самом деле будут очень разные люди. Будут вполне народные поэты Всеволод Емелин и Герман Луковников в частности. И картина будет довольно широкая. Так что всем, эстетам, и не эстетам, всем найдется, что послушать, и что посмотреть.

Ведущий: Не совсем эстетам. Скажем так, любителям современного языка. Вот, пожалуйста, там поэзия будет, например, госпожи Фанайловой, да, в исполнении «Сцены-Молот», например.

С.Л.: Да, да, конечно.

Ведущий: Ну и будут, кстати, пермские поэты. Мы о них поговорим. Но сейчас давайте послушаем звонок у нас есть. Добрый день.

Слушатель: Здравствуйте. Геннадий Михайлович меня зовут. Вот я держу в руках книжку Веры Никольской «Очередной очерчивая круг». Это наша поэтесса пермская. Скажите, пожалуйста, с ней будет встреча? В рамках фестиваля.

М.А.:В рамках этого фестиваля такой встречи нет, не предусмотрена.

Слушатель: А кто?

Ведущий: А кто, вас интересует, Геннадий Михайлович, кто будет из пермских?

Слушатель: Ну, второй вопрос я, да, задал бы такой.

М.А.: Хорошо. Вообще говоря, мы решили поставить вопрос шире, чтобы была не только пермская поэзия, если говорить вообще о поэзии места, где проходит фестиваль. Это, конечно, очень естественно, чтобы местные поэты в этом участвовали. А шире – уральская поэзия. Она так и развивалась, особенно в последние десятилетия, как единая уральская, даже можно сказать, поэтическая школа. Поэтому из уральских поэтов это будет Юрий Казарин, Андрей Санников. Он долгое время был в Перми. Жил в Перми. Работал. Это будет Виталий Кальпиди, который сейчас живет в Челябинске. Из собственно пермских будет Владислав Дрожащих. И еще нам хотелось молодых поэтов привлечь к фестивалю. Фестиваль – дело такое, наверно, веселое, для молодых. Это будет Павел Чечеткин, это будет Юрий Куроптев…

Ведущий: Я видела, там Анна Пепеляева.

М.А.: Анна Пепеляева и Дарья Тамирова.

Ведущий: Так что, в общем-то, наша уральская поэзия тоже будет представлена.

С.Л.: Вполне представительно. Хотя, может быть, и не совсем полно. Никто не может объять необъятного.

Ведущий: Это ж только начало.

М.А.: Кроме того, я назвала вот этих людей. И то, это не все. Потому что в рамках уральской и пермской программы предусмотрен целый ряд событий. Не только вот эти читки среди других поэтов. Это будет в музее современного искусства. Тех, кого я назвала. Но это еще будет отдельный авторский вечер Кальпиди с интригующим названием «В раю отдыхают от Бога». Это цикл новых его, совсем новых, недавно написанных и неопубликованных стихов. Я их почитала. Стихи, действительно, удивительные. Но, кроме того, будет еще отдельный вечер, в котором, кроме названных мною фамилий, людей, будут участвовать еще известные пермякам Владимир Лаврентьев и Вячеслав Раков, еще некоторые авторы. Это будет вечер именно уральской школы поэзии, который будет называться «Голосовые связки». Название расшифровывается таким образом. Ну, голос – это вообще метафора поэта. Так вот это будут связки людей, которые и сегодня делают уральскую поэзию, и которые уже, к сожалению, ушли. У нас такой мартиролог длинный, грустно, да. Алексей Решетов. Не знаю, там, если уральские, Роман Тягунов, Дмитрий Долматов, Банников. Увы, этот список велик. И вот сегодняшние поэты, находящиеся в связке, в диалоге с теми, которые ушли, будут читать стихи и ушедшего поэта. Таким образом, восстановится тело, такой организм духовный даже уральский.

Ведущий: Поэты читать поэтов будут.

М.А.: Поэты будут читать и себя, и поэтов, которые уже ушли. Это будут «Голосовые связки». Это связка голосов уральской поэзии.

Ведущий: Такой житейский вопрос. Где все это будет проходить? Ну, вот мы назвали уже университет.

М.А.: Пермский педагогический университет.

С.Л.: Там вот будут проходить эти открытые лекции. Чтения, собственно, будут в музее современного искусства на Речном вокзале. Театральные спектакли в театре «Сцена-Молот», которая малая сцена Театра-«Театр». И музыкальная часть будет проходить в клубе «Блэк энд Уайт», который во Дворце Молодежи.

Ведущий: Как вы хорошо знаете все наши пермские места, я удивляюсь.

С.Л.: Да, поскольку я приезжаю и езжу по городу, все время встречаюсь с разными людьми, я уже что-то знаю. Конечно, нельзя сказать, что много, но что-то знаю. И еще у нас будет в одном кафе ???????? (неразборчиво), там у нас будет вечер, две программы показано, две программы видеопоэзии. И там же, видимо, будет выступать Лев Рубинштейн, который будет там именно не читать стихи, а петь «Песни своего детства. Вот такая удивительная история. У него есть такая программа. Он поет всякие советские песни.

Ведущий: С очень длинным названием, там.

С.Л.: «Песни моего детства, которые я полюбил, слушая пластинки на 78 оборотов…» или что-то такое. Я никогда тоже не могу запомнить.

М.А.: ????????? (неразборчиво) простых людей.

С.Л.: Это всегда ужасно трогательная программа, очень хорошая. И мы как-то рассчитываем, что всем он понравится в этом качестве.

М.А.: Единственное, о пермских местах я должна еще добавить привычный любителям поэзии адрес – городской библиотеки имени Пушкина, Дома Смышляева, где вот многие из этих поэтов, включая даже из США Игоря Померанцева, и которых я называла, уже выступали в 90-е годы. И сейчас пермская библиотека имени Пушкина будет площадкой фестиваля. Там будет проходить вечер Виталия Кальпиди, о котором я говорила. И, возможно, вот вечер «Голосовые связки». Это еще мы обсуждаем. Будет проходить тоже там. Это наш давний партнер.

Ведущий: Ну, достаточно плотная программа для четырех дней.

С.Л.: О, да.

М.А.: Каждый час занят.

Ведущий: Более того, я уже заметила в нашем общественном транспорте афиши.

С.Л.: Совершенно верно.

Ведущий: Стихи… озаглавлено так, что стихи, без которых…

С.Л.: Нельзя обойтись. Ведущий: …нельзя обойтись.

С.Л.: Это у нас официальный слоган фестиваля. Стихи, без которых нельзя обойтись.

Ведущий: То есть, уже поэзия так это внедряется в нашу бытовую жизнь.

С.Л.: Да, сейчас, насколько я знаю, появилась реклама в автобусах. И вот, по-моему, после 20-го числа должна появиться в троллейбусах и трамваях. Еще будут открытки и разные другие сюрпризы.

Ведущий: Причем, не просто реклама, я хочу сказать, а именно стихи.

С.Л.: Да, конечно. Ведущий: Мы едем и читаем стихи.

М.А.: Когда-то Иосиф Бродский настаивал на том, чтобы в Америке во всяком отеле в тумбочке рядом с «Библией» лежал бы томик стихов. Он полагал, что без этого обойтись нельзя. Мы с ним солидарны.

С.Л.: И в одном из его любимых городов в Венеции сейчас стихи, небольшие такие маленькие книжечки, напечатанные на газетной бумаге, раскладывают на автобусных остановках.

Ведущий: Как интересно. Авось, и мы доживем. Я все-таки обращусь к вопросам слушателей. Юлия спрашивает: «Скажите, пожалуйста, в чем, по-вашему, для названых приглашенных гостей привлекательна именно пермская публика? Что они-то найдут здесь?» Вот вы приглашаете поэтов. Вы говорите - поедем в Пермь на фестиваль «СловоNova». А они соглашаются ехать. Зачем?

С.Л.: Вы знаете, ни один не отказался. Во-первых, всем интересно, что происходит сейчас в Перми. Это может показаться преувеличением. Но вся эта история про культурную столицу и про то, что здесь происходит сейчас, она интересна всем. В Москве реально разговоров об этом очень, очень много. Всем страшно интересно, что здесь происходит. Всем страшно интересно, что здесь загород. Очень интересно выступить перед местной публикой. С одной стороны. С другой стороны, поэты вообще у нас не очень избалованы вниманием публики. И они любят выступать перед своим читателем. В этом смысле пермская публика для выступающих поэтов ни чем не отличается от любой другой публики. Пермская публика, действительно, ничем не отличается от любых других любителей поэзии. Да, они здесь точно такие же, как в любом российском городе.

Ведущий: Существует такой стереотип, что поэты плохо читают свои стихи. И многие предпочитают, например, слушать поэзию в исполнении профессиональных артистов. Хотя мы знаем примеры, вот даже нашего пермского Павла Чечеткина. Достаточно такое актерское исполнение своих стихов. Здесь как будет?

С.Л.: У нас приготовлен для пермяков сюрприз на открытие. Мы пока его не открываем. Как раз связанный с актерским чтением стихов. Это будет сюрприз. Мы потом вам расскажем, что будет происходить. Но на самом деле, одни поэты читают свои стихи хорошо, другие читают хуже. Но это всегда возможность услышать стихотворение так, как оно написано. Возможность услышать его с теми интонациями, с теми смысловыми акцентами, которые автор сам в нем поставил. Пусть это тихий голос. Но это всегда очень важно.

Ведущий: Но ведь эти интонации мы можем и прочитать, глядя на то, как расставлены слова, на знаки препинания.

С.Л.: Я надеюсь, что те, кто придут на фестиваль, убедятся, что это не всегда так. Что прочесть стихотворение с бумаги это одно, а услышать его в авторском исполнении - другое. А вот исполнение профессионального актера совсем третье.

М.А.: Простите меня, может быть, вкусовое замечание, но никакой самый лучший актер не прочтет поэтический текст, как прочтет его сам поэт со своей собственной просодией.

Ведущий: Но это же не значит, что актеры не должны читать поэзию?

М.А.: Ни в коем случае не значит.

Ведущий: Но они свое читают, да?

М.А.: Но это вот тот случай, когда можно услышать поэта вживую. Для этого и фестиваль. А что касается чтения актеров, которое, кстати, подозреваю, может оказаться непривычно актерским, то есть поэтические спектакли, о которых мы с вами говорили на «Сцене-Молот». Вот там вы трактовку иную, уже драматургическую, можете уверены, что услышите.

Ведущий: А вот будет у вас, кстати, какая-то такая дискуссия на эту тему? Например, мне интересно, как та же Елена Фанайлова отнеслась к исполнению ее стихов?

С.Л.: Насколько я знаю, ей нравится тот спектакль, который вот сейчас постепенно делает Эдуард Бояков. Я видел из него отрывки в какой-то момент в августе, так сказать, еще не готовые такие вот... Но это она очень хорошо относится к этому спектаклю. И насколько я знаю, две других фигурантки вот этого театрального цикла, а именно Вера Павлова, по Вере Павловой спектакль был давно, другой немножко, и вот Вера Полозкова, по которой спектакль, обе они очень хорошо относятся к этому процессу переноса поэзии в театральное пространство.

М.А.: А вы Фанайлову спросите. Вот она приедет. Она человек вполне радийный. Пригласите ее к себе на радио и поговорите.

Ведущий: С вашей помощью обязательно.

С.Л.: Мы с радостью вам поможем.

М.А.: Это мы с радостью будем двигать эту идею, пожалуйста.

Ведущий: Итак, мы говорим о фестивале «Слово Nova». Вот такой профессиональный вопрос пришел от Юлии: «Будет ли какие-то издательские проекты по итогам фестиваля?» Планируется ли это? Правда, выпуски сборника.

С.Л.: Вы знаете, посмотрим. Вообще, мы рассчитываем, что этот фестиваль заявляет начало некоторой литературной программы, связанной с современной литературой, с современной словесностью, не только с поэзией в Перми. И уже в рамках этой программы возможно всякое. И издательские проекты, и другие фестивали. Там, может быть, книжные ярмарки. Посмотрим. Но сейчас мы не готовы говорить об этом предметно пока. Мы сейчас, так сказать, вот сделаем этот фестиваль. И дальше уже будем информировать общественность о планах по мере конкретизации.

Ведущий: Ну, хорошо. А поэты свои сборники, может, представят? Будет ли возможность вообще приобрести? Например, я впервые услышала этого поэта. И мне захотелось.

С.Л.: Совершенно верно. Мы привезем, точнее, так сказать, пермские люди, которые занимаются книготорговлей, привезут сформированный московским издательством, так сказать, по нашему списку участников какие-то книжки. И все это можно будет обязательно купить на фестивале. Мы думаем, что на Речном, скорее всего, будет такой прилавочек, на котором весь фестиваль, все четыре дня будут торговать книжками.

Ведущий: Ну, вот сейчас на вашем сайте «СловоNоva», так и называется сайт, уже выложены аудио файлы. Чтение стихов.

С.Л.: Да.

Ведущий: По итогам фестиваля будут какие-то?

С.Л.: Мы к фестивалю собираемся издать такой аудио буклет, такой CD, аудио, на котором будет чтение не всех, к сожалению, участников из технических сугубо проблем, но многих, из которых будет сделана такая шестичастная, если я не ошибаюсь, литературно-музыкальная композиция с электронной музыкой с современной.

Ведущий: Я думаю, лет через 50 эти диски будут иметь такую цену большую, как сейчас чтение Бродского, например, да?

С.Л.: Мы надеемся. Мы специально записывали поэтов для создания вот этого диска. И мы отпечатаем его, привезем в Пермь, будем там, так сказать, раздавать. И все обязательно будут иметь возможность услышать. По результатам фестиваля, да, мы надеемся, что будет у нас и аудио, и видео на сайте. Мы будем обязательно стараться все фотографировать, записывать и выкладывать.

Ведущий: Ну, вот вы упомянули видео. Будет такой жанр представлен, как видеопоэзия. То есть, когда поэзия представлена визуально.

С.Л.: Ну, если быть точным, она представлена в виде движущихся картинок. По сути дела, мы говорим о клипе на стихи. Есть видеоклип на песню. А точно также можно делать видеоклип на стихи. Это практика, которая в России распространена пока не очень. А в Европе распространена существенно, довольно широко. Есть такой прямо даже фестиваль Берлинский видеопоэзии. Он называется «Зебра». Всемирное, большое мероприятие. У нас в Москве проходил фестиваль у нас в России, из российских городов. В Москве проходил видеофестиваль «ЗРЯ», одним из кураторов которого был как раз Андрей Родионов.

Ведущий: Который тоже приедет.

С.Л.: Который обязательно приедет, да. Будет читать стихи, там, с группой «Елочные игрушки» в рамках музыкально-поэтической программы. И вот будет демонстрировать одну и двух программ видеопоэзии, Это такой, сравнительно молодой, жанр. Для России совсем молодой. Но нам кажется, что очень интересно. И нам кажется, то настолько интересно, что на сайте openspace.ru, который главный информационный спонсор наш, мы объявили конкурс видеопоэзии. И моно до 6 декабря снимать наручную, домашнюю камеру, на какую угодно, хоть на фотоаппарат какие-то ролики на стихи, присылать их нам. Причем, это касается не только пермяков, но и пермяков тоже. Просто пермяков в меньшей степени, потому что приз этого конкурса – это поездка в Пермь на фестиваль. Но если вдруг кто-то из жителей Перми займет первое место на этом конкурсе, ну, придумаем какую-то адекватную замену…

Ведущий: На какой-нибудь столичный фестиваль.

С.Л.: Да, что-нибудь обязательно придумаем, конечно. Но призываем всех в этом конкурсе участвовать. У нас на сайте тоже есть условия. Можно зайти, посмотреть.

Ведущий: Но показ этих работ будет ведь не только на сайте?

С.Л.: У нас будет показ работ победителей будет в Перми вот во время фестиваля на этих программах видеопоэзии. А на сайте, там будут выложены ролики. Можно будет определять победителей зрительского голосования и так далее.

Ведущий: Я, кстати, помню, у нас был такой показ на «Юрятинские ночи». Помните, был такой.

М.А.: «Белые ночи в Юрятине».

Ведущий: Да, «Белые ночи в Юрятине». Тоже был такой показ там на стихи Пастернака по-моему.

М.А.: Да, да. Ну, вот, видите, почему, может быть, и концепция фестиваля «СловоNova». Вы говорите, не актуальна, быть может, поэзия. Это просто то же самое поэтическое слово…

Ведущий: Нет, она актуальна. Я имею в виду, что не так популярна.

М.А.: Так вот, поэтическое слово, живущее в иных контекста искусства. Связанное с видео, связанное с театром. Это сейчас тоже очень модно, говорить о моде. Связанное с какими-то другими контекстами искусства, в которых слово поворачивается новыми гранями и становится современным, востребованным и еще более живым.

С.Л.: Забыли очень важную вещь. У нас в рамках фестиваля будет еще даже небольшая выставка современного искусства. Очень интересная. И, в частности, мы привезем кусочек…

Ведущий: Какого конкретно искусства?

С.Л.: Современного.

Ведущий: Ну, живопись или все вместе?

С.Л.: Все вместе. Значит, мы привезем несколько проектов разных художников. И плюс к этому мы привезем мемориальный такой проект – работы Дмитрия Александровича Пригова, который был не только поэтом, а еще, как известно, и современным художником. Это тоже будет на Речном. Но у нас на сайте появится программа. И там все будет указано, все места все время и так далее. Просто через некоторое время. Программа у нас пока не готова.

Ведущий: Но она будет?

С.Л.: Обязательно.

Ведущий: И там мы все увидим?

С.Л.: Непременно.

Ведущий: Но все-таки, возвращаясь к этому фестивалю, и к приглашенным нашим гостям, два вопроса уже задали по ICQ. «Вы будете выбирать лучших поэтов? Либо просто это фестиваль-праздник? .Л.: Фестиваль-праздник.

М.А.: Абсолютно. Фестиваль-праздник.

Ведущий: Но в рамках его могут быть конкурсы типа, как видео, да?

С.Л.: Нет, конкурс этот до фестиваля проходит. В рамках фестиваля никаких конкурсов не будет.

М.А.:И приз на конкурсе – поездка на фестиваль.

С.Л.: Да, да, сам фестиваль, нам кажется, вполне достаточно призом, чтобы не разыгрывать еще каких-то посторонних.

Ведущий: Ну, а вообще, проходят ведь литературные конкурсы? Или этого достаточно?

С.Л.: Есть литературные конкурсы, есть литературные премии. Их очень много. Есть для молодых премия «Дебют». Есть уральская премия для молодых литераторов «Литературный ??????? (неразборчиво»). Есть взрослые премии. Нам не хочется встраиваться в этот ряд. Пока, по крайней мере.

Ведущий: Егор спрашивает: «Кто поддерживает ваш фестиваль? Кто финансирует его?» При чьей поддержке проходит это событие?

С.Л.: Фестиваль проходит под попечением Министерства культуры и массовых коммуникаций Пермского края при поддержке бесконечного количества изданий, людей, организаций. И все они перечислены у нас на сайте. Всем им мы страшно благодарны.

Ведущий: Ну, а реально ли, на ваш взгляд, привлекать к подобным проектам, к подобным фестивалям людей из бизнеса, спонсоров таких крупных?

С.Л.: Да. Европейский пример, московский пример показывают, что, да, реально. И, собственно, пример Екатеринбурга показывает, что реально. Давайте мы сделаем этот фестиваль, предъявим то, что мы можем.

Ведущий: Сначала. А потом уже будем…

С.Л.: А потом спросим людей из бизнеса, хотят ли они вы это участвовать.

М.А.: Может быть, если сейчас они нас слышат, то пусть они приходят к нам на фестиваль. Как, впрочем, и все, кто нас сейчас слышит, и не слышит. Мы всех приглашаем и ждем.

Ведущий: Ну и завершим наш разговор тем, что приглашаем на фестиваль. Числа.

С.Л.: 17-е-20 декабря. Программу смотрите на нашем сайте. Можно набрать Slovonova.Ru. Можно набрать стихи.Пермь.ру. Вы попадете туда же. И там будет полная программа. Можно подписаться на новости. Приходите, следите за обновлениями. Все покажем. Все расскажем.

Ведущий: А нашу программу мы символично закончим стихами Виталия Кальпиди, нашего уральского поэта.

Виталий Кальпиди (В записи): ... пока ты не беременна и не просыпала(просыпалась) ребёнка(ребёнком), раскрутивши на стене больничным криком твёрдую воронку, пока тебя испытывает страх(не ты его, а он тебя), не влажный пока что поцелуй, пока в губах он ощущает сам себя бумажным, пока ты не промокла изнутри тоскою пожирания сексомы, пока твои движения легки и этой лёгкой тяжестью весомы, пока я не свалил за рубежи, как веер, раздвигаемого мира, где часть моей утроенной души напялит рот и мимику вампира и будет пить твои цветные сны, как косы, расплетая их на струи, и нюхать пыльной складкой тишины твоё бельё, забытое на стуле, пока от боли слепнут - за тебя - твои сюда не пущенные братья и сдерживают в недрах бытия седую кровь семейного проклятья, пока твой муж ещё не муж, а юн и косорук, и не читал Ростана, пока он встречу вашу, хохотун, почти пророчит пассами Онана, пока что мать тебе ещё не мать, а полукосмос липкого рожденья, которое не можно вспоминать, тем паче память как самосожженье задумана и действует вполне по графику не времени, а соли, шуршащей возле сердца - в тишине кривотекущей через сердце боли, пока земля, присвоившая нас, зовётся родиной, что, в общем-то, нелепо, пока чужую нежность губ и глаз она крадёт через тебя у неба, пока летит невыносимый стыд, шифрованный текстурой снегопада, пока он в хлопья замертво зашит, чтоб не взорвался от самораспада, пока, дружок, ты на себя саму не делишься, как цифра, без остатка, пока тебе (не знаю, почему) на свете тихо, ласково и сладко, покамест место, что на кличку Пермь откликнулось, валяется без дела, отбрасывая интенсивно тень и этой тенью подменяя тело, которого и не было, пока ты там живёшь играючи, покуда в побег уходит сильная река, но всё никак не убежит оттуда, пока национальный гений П. рискнул поэта заменить в «Пророке» на медиума, чтобы тот в х/б б/у ходил и порицал пороки, пока Лермoнт, пацан и офицер, послал к чертям такие бакенбарды, пока ты не касаешься химер, подобных этой байке антикварной, пока ты не училась умирать и не зубришь, как воскресать на третий, к примеру, день, которых только пять дано на перевоспитанье смерти, пока в тебе не потянулся эльф, зато проснулся зверь ума, и, кстати, он - руки в боки - точно буква Ф, стоит, как бука, на краю проклятий, пока репродуцируют себя, как дрозофилы, мокрые дензнаки, прилипчивые, точно чешуя и матерщина в лагерном бараке, пока тебя раскалывает смех на грех, ядро и скорлупу ореха и ты вовне отрыгиваешь мех, что покрывает внутренности смеха, пока ты обожаешь этот лай, пока улыбка Бога через шёпот впадает молча в длинный поцелуй, а смех и тьма перерастают в хохот, пока на планетарном вираже я делаюсь тебе всё меньше нужен, пока «пока» сужается в «ужe» и далее становится всё yже...


Обсуждение
24817
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.