Верхний баннер
15:46 | СРЕДА | 24 АПРЕЛЯ 2024

$ 93.29 € 99.56

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Дневной прямой эфир

21.01.2010 | 22:00
Человек года-2009 по версии слушателей «Эха Перми» писатель Алексей Иванов.

Ведущий: Добрый день, дамы и господа. Мы продолжаем эфиры радиостанции «Эха Перми». В студии ведущая Нина Соловей. Сегодня гость нашей студии, участник нашей программы человек года-2009 по версии, между прочим, слушателей радиостанции «Эхо Перми» писатель Алексей Иванов. Здравствуйте, Алексей Викторович. Алексей Иванов: Здравствуйте.

Ведущий: Поговорим мы, безусловно, о литературе, поговорим мы о фильме, который снят был по сценарию Алексея Викторовича, поговорим мы о Перми, о пермской культуре, безусловно, о проекте «Пермь как текст». И о том, о чем вы захотите, уважаемые радиослушатели, спросить у нашего гостя сегодня. Итак, Алексей Викторович, начнем с того, что вы стали человеком года в прошлом году, в 2009-м году. И, как вы сами прокомментировали, в большей степени это звание было заслужено вами, как человек не столько за литературные труды, сколько за, будем так говорить, общественную жизнь, за ваши высказывания по поводу работы министерства культуры, по поводу вообще культурной политики в нашем городе и в нашем регионе. Вот эта общественная жизнь, вот эта ваша неуспокоенность не отнимает ли… наверняка, ведь, отнимает силы и энергию у Алексея Иванова, как у писателя?

А.И.: Конечно, отнимает. Есть такое выражение польского писателя Ежи Леца – «жизнь отнимает страшно много времени», Так оно и случается.

Ведущий: Но, тем не менее, вы уделяете внимание и общественной жизни. Это вот уже доведено было до такой крайней степени, что отложили, как говорится, в сторону рукописи, и решились заниматься общественной жизнью.

А.И.: Ну, если копаться в прошлом, то примерно так. Потому что первые полгода этой культурной ситуации в Перми я молчал, считая, что лично у меня все и так хорошо. Ну, и хрен с тем, что творится. А потом меня стали тащить на Строгановскую премию. Ну, и пришлось сопротивляться.

Ведущий: То есть, все-таки, вот эта история со Строгановской премией, она повлияла на, скажем так, пробуждение Алексея Иванова, как общественного деятеля.

А.И.: Конечно, конечно.

Ведущий: И несогласие с тем, кому ее присудили.

А.И.: Конечно. Потому что меня принуждали участвовать в этом триумфе. А мне этого не хотелось.

Ведущий: Алексей Викторович, тем не менее, сейчас в скором времени должны быть объявлены имена тех, кто получит премии Пермского края в сфере культуры и искусства. И там тоже уже названы люди номинанты. И, возможно, они получат эту премию, позицию которых вы не разделяете. Я имею в виду и сенатор Сергей Гордеев, и Марат Гельман там назван. Мы будем ждать нового витка ваших возмущений?

А.И.: Да я не думаю. Ну не по каждому же поводу возмущаться. Дело ведь не в персонах, а в трендах. Тренд сформировался еще год назад. То, что случится сейчас, ничего нового не внесет в ситуацию. Соответственно, никак по-новому прокомментировано не будет.

Ведущий: Но вы же понимаете, к сожалению, несмотря на ваше выступление, и то, что огромное количество людей вас поддерживает, ваши высказывания печатают в газете, вас приглашают на радио, на телевидение, чтоб вы это сказали. То есть, поддержка все равно есть. Но ситуация-то в корне не меняется.

А.И.: Ситуация не меняется. Она и не изменится. Потому что она зависит только от одного человека. Знаете, я бы не говорил, что меня поддерживают. Просто так, как думаю я, думают очень многие. Это не я сформировал эту точку зрения, а я ее просто озвучил. Люди мыслят вполне самостоятельно. И сами могут сформулировать свои воззрения на те или иные ситуации.

Ведущий: Но просто вы понимаете, что к вашему мнению больше прислушиваются, нежели с этим же мнением выступит, ну, некий гражданин, там, Василий Пупкин, я не знаю, мало известный человек.

А.И.: Ну, это возможно. Но, тем не менее.

Ведущий: Поэтому вы отозвались на приглашение Путина на встречу с ним?

А.И.: Нет. Я уже тысячу раз рассказывал, почему я поехал по приглашению Путина. Во-первых, это ведь не Путин приглашает. Путин этих писателей не читал, и не знал, и не видел. Это приглашают чиновники, с которыми я лично знаком, и которым мне не хотелось отказывать. Потому что они-то ведь ни в чем не виноваты. Московские чиновники министерства культуры. Это раз. А, во-вторых, на встречу с Путиным я ездил для того, чтобы продемонстрировать пермским чиновникам, что вот для Москвы, ну, что-то я собою представляю, раз меня туда приглашают. И весьма странно, что вот для пермских чиновников я ничего не представляю.

Ведущий: А откуда такие выводы? Почему? Достаточно уважительно к вашему творчеству относятся. Некоторые ваши проекты поддерживают.

А.И.: Во-первых, никаких проектов не поддерживают, начнем с этого. А, во-вторых, вы понимаете, ну, что значит, уважительно относятся. Я ведь не девочка, чтобы отдаваться за поцелуй. Для меня важно, чтобы делалось дело, чтобы реализовывались проекты. Нету проектов – наплевать на всякие слова, там, уважения, почитания и так далее. Я давно уже обратил внимание, что чем слаще меня облизывают, тем больше хотят упереть.

Ведущий: Ну, это логика вообще русского человека. И русского чиновничества в том числе. Хорошо. Вы говорите, что вы не участвуете в проектах. Но, например, то же издание книги «Дорога единорога» - это же все равно часть проекта минкульта, часть проекта центра культуры Пермского края.

А.И.: Это проект министерства культуры Пермского края, в котором я принял участие. А не проект Алексея Иванова, в котором приняло участие министерство культуры. Разные вещи.

Ведущий: Хорошо. Зато есть тот проект, который проект Алексея Иванова. «Пермь как текст» - это ведь ваш проект. Но вы в данном случае недовольны его способом реализации?

А.И.: Ох…

Ведущий: А теперь к самому горячему.

А.И.: Моя вечная боль. Во-первых, это проект даже не 2009-го, а 2008-го года. Во-вторых, этот проект должен быть завершен к 30 апреля прошлого года. А он не завершен и сейчас. В-третьих, насколько я знаю, 22 декабря министерство культуры отчиталось перед деятелями культуры, что, дескать, оно работу над проектом «Пермь как текст» завершило. Не смотря на то, что три книги еще не изданы, что люди сидят без гонораров, без зарплат. Но министерство культуры считает, что оно свое дело доделало. Хотя мне кажется, что если оно, например, выделило деньги, и тот, кто эти деньги получил, не исполнил свою работу, министерство культуры должно за 8 месяцев как-то почесаться. Ну, например, там, подать в суд, внести этого исполнителя в черный список, поднять какой-то крик. Но, видимо, из-за того, что госпожа куратор этого проекта в проект сунула и дочь, и мужа, подымать крик не хочется. Хотя долги по проекту около 1 миллиона. И еще требуется около 2-х миллионов для доиздания книг. Не смотря на то, что около 10 миллионов уже выделено. Эти книги столько не стоят.

Ведущий: Алексей Викторович, позвольте, я просто для тех слушателей, кто, возможно, не в курсе. Проект «Пермь как текст» - это серия книг, в которую вошли сочинения пермских писателей, либо людей, которые… ну, например, Леонид Юзефович не совсем ведь пермский писатель, по сути, он уроженец нашего города, жил у нас. Но действие его романа происходит в так называемой Перми. В общем, это серия книг о Перми, про Пермь, для Перми и пермских писателей, автором серии этих книг является Алексей Иванов. И выходила эта серия и должна выйти до конца под патронатом министерства культуры. Сегодня этот проект не завершен. Гонорары не выплачены. И, я так полагаю, ведется следствие.

А.И.: Ведется следствие, да. То есть, все не по детски, все по-серьезному. И это следствие началось не из-за того, что я начал орать. Следователи сами заинтересовались махинациями и в этом проекте и в министерстве культуры. Особенно меня удручает то, что эти чиновники продолжают разрабатывать новые проекты. То есть, как я понимаю, для того, чтобы влить в них новые средства.

Ведущий: Некая «Пермская библиотека» проект, да?

А.И.: Да, да. А эти средства потом пустить на латание дыр «Перми как текста». То есть ,чтобы уйти от ответственности.

Ведущий: Все-таки, ну, на ваш взгляд, вина министерства культуры в том, что такая ситуация вокруг проекта «Пермь как текст» случилась, в том, что они попустительствовали вот этому финансовому грабежу, будем так говорить, и не обратили внимание на то, что деньги не расходуются? Они ведь выделили те средства, которые запрашивали? Министерство культуры денежно-то поддержало?

А.И.: Есть два ответа – лояльный и не лояльный. Лояльный ответ – да, что министерство виновато в попустительстве, а реализатор этого проекта виноват в махинациях. Ну, а кто виноват? Ну, не писатели же, которые не получили гонорары. Вот не редакторы, которые все вычитали, и тоже не получили зарплаты. Кто ее виноват-то? Есть не лояльный ответ. Виноват тот, кто расхитил деньги на процессе реализации этого проекта. И виновато министерство, которое отлично все это дело видело. Но предпочло по каким-то своим соображениям не заметить.

Ведущий: Нам остается ждать, чем все это дело закончится.

А.И.: Да ничем не закончится, как обычно. Наши деятели культуры уже утвердили новые проекты министерства культуры. То есть, судя по всему деньги оттуда будут взяты. И брошены на «Пермь как текст». А на проекты, которые утвердили наши деятели культуры, деньги будут взяты из проектов следующего года. Ну, как это обычно бывает.

Ведущий: Захотят ли после этого пермские писатели, и не только пермские писатели, те люди, которые участвовали в этом проекте, дальше участвовать в подобных историях?

А.И.: Я думаю, что захотят. Потому что продавать право первородства за чечевичную похлебку в пермской культуре стало уже нормой.

Ведущий: Но эта норма откуда взялась? От того, что хоть эту копеечку получить, или отчего?

А.И.: Ну, откуда взялось?

Ведущий: Или люди не ценят себя, свой труд?

А.И.: Люди не ценят себя, свой труд. Не ценят свой статус в общественном мнении. Ну, а власть вообще людей ни в грош не ставит. Вот поэтому люди уже готовы там за копейки идти на сделку с совестью.

Ведущий: Алексей Викторович, ну в данном случае вы сейчас говорите и о ряде тех авторов, с которыми вы работали, с которыми вы эту серию, так или иначе, создавали. Я помню, что вы сетовали и на то, что, в общем-то, эта серия оказалась не особо интересной и пермякам.

А.И.: Видите, чтобы эта серия оказалась интересной пермякам, об этой серии надо было рассказывать публично, рассказывать по радио. У вас были передачи?

Ведущий: Конечно. Нет, ну новости.

А.И.: Не было.

Ведущий: Нет, были. Имеется в виду, какие передачи. Чтения отрывков из этих романов, конечно, нет.

А.И.: Ну, зачем чтение. Чтобы люди собрались и поговорили.

Ведущий: Новости были. Пресс-конференции были.

А.И.: Одна.

Ведущий: Потом, когда еще дальше выходили где-то ближе к лету. Тоже об этом говорилось об этом проекте, обсуждали этот проект.

А.И.: Особо не говорили. В новостях вскользь проходило. Журналисты ни как не отозвались. То есть, не было ни рецензий, ничего. Тем не менее, на пиар этой серии было выделено 2 миллиона рублей. Где они? В чьих карманах? Во всяком случае, не в карманах тех журналистов, которые освещали…

Ведущий: А какая полиграфия была? Какие роскошные на презентации были календари? Вот на это и ушло, видимо.

А.И.: Ну, вы знаете, полиграфия оплачивалась по другой статье.

Ведущий: Это не реклама, да?

А.И.: Нет, это не реклама. Полиграфия по одной статье, реклама по другой статье.

Ведущий: Ну, хорошо. Ну, только в этом ли малый интерес читателей к этому проекту вы думаете?

А.И.: Так вот я и говорю о том, что надо разъяснять, надо устраивать из этого событие, событие по-настоящему. То есть, ну, условно говоря, пригласить людей, которые писали тексты для этой серии, чтобы они в эфире поговорили , озвучили свои мысли вот живой человеческой речью. Тогда бы и серия была более интересной. Она, в принципе, не должна быть ураганно интересной. Это же не детективы. Но, во всяком случае, при том небольшом тираже, который издан, он вполне раскупился бы и разошелся по любопытствующим.

Ведущий: Вот, Алексей Викторович, ваши книги ведь покупают, и они пользуются большой популярностью. И не о всех книгах ведутся бесконечные какие-то разговоры, дискуссии, обсуждения в эфирах, в газетах. Ведь не только поэтому. Есть Алексей Иванов, есть его произведения. И есть самое главное – «сарафанное радио». И этого достаточно.

А.И.: В чем суть вопроса?

Ведущий: Вопрос в том, что не все приносит… не вопрос даже, это моя такая констатация, не все приносит успех, что раскручено и что пропиарено. Есть то произведение, то сочинение, которое и раскручивать не нужно, которое все читают и без того, что его обсуждают по радио и по телевидению.

А.И.: Ну, есть, да. В чем вопрос?

Ведущий: Вопрос в том, что возможно как-то эта серия была неинтересна, потому что там были часть тех романов, которые уже давно выходили, которые уже давно известны. И для многих это, может быть, был такой вот, ну, как проект… ну, знаете, как к дате, готовят проект к дате, датские проекты, также и это. Может быть, поэтому не заинтересовались пермяки? Или, например, часть романов, которые уже люди, интересующиеся хорошей литературой, прочитали? Там, я не знаю, та же книга Нины Горлановой. Ну, ее уж все мы прочитали давно. И ради этого снова приобретать вот эту серию. Возможно, поэтому не приобретали. Как вы думаете? Нет, не в этом кроется?

А.И.: Возможно, и в этом. Скажем так, отчасти, возможно и в этом.

Ведущий: Или та же «Казароза».

А.И.: «Казароза», она была не единственная в этой книге. Там был, например, еще «Чугунный ягненок», который не издавался вообще или не издавался лет 20. Не в этом дело. То есть, эта же серия предназначалась не только для продаж. Но и для распространения по библиотекам. Это же не коммерческий проект. К тому же, это два совершенно разных вопроса. Один вопрос – востребованность серии. Другой вопрос – финансовые махинации при издании.

Ведущий: К сожалению, вот такой проект, интересный, хороший проект, но вот его постигла судьба финансовых махинаций.

А.И.: И, если бы, например, проект был не востребован, это не означает, что деньги можно разворовать.

Ведущий: Хорошо. К сожалению, так случилось, что какие-то финансовые махинации преследуют вас и в другом проекте. «Хребет России», который был, ну, который уж нельзя назвать не распиаренным, который все ждут, действительно, ждут. И там тоже была какая-то не очень приятная ситуация с продюсером.

А.И.: Да.

Ведущий: Что же это такое? Алексей Иванов придумывает все время какие-то очень дорогостоящие проекты, где каждый хочет урвать свой кусок.

А.И.: У нас, как обычно, большие деньги кружат людям голову. Не могут пройти мимо. В общем, даже и не очень большие деньги тоже кружат голову. Это же один и тот же продюсер.

Ведущий: Да?

А.И.: Так что, если он ворует тут, почему бы ему не воровать там. Из своего проекта я его с треском вышиб. А вот наша власть никак от него отлепиться не может, разжать эти объятия.

Ведущий: А назвать имя этого человека вы не можете.

А.И.: Да пусть, кто желает, посмотрит в Интернете.

Ведущий: Кто замешан в этих двух, к сожалению, не самых…

А.И.: И не только в этих.

Ведущий: И не только в этих делах. Ну, мы будем ждать, на самом деле, решения суда. И тогда уже возьмем на себя не смелость, право, в общем-то, сказать о этом человеке. Давайте мы сейчас все-таки поговорим об Алексее Иванове. Сегодня газета «Звезда» опубликовала интервью с вами, так называемый, ваш ответ на письмо, открытое письмо в федеральном издании газете «Известия», письмо, где некие Бойко-Великие, я не знаю, то ли супруги, то ли кто… вы не знакомы?

А.И.: Нет.

Ведущий: Некие Бойко-Великие, в общем-то, ратуют за то, чтобы предать анафеме и вас, и Павла Лунгина после того, как по одному из федеральных каналов был показан фильм…

А.И.: «Царь».

Ведущий: «Царь». Не тогда, когда этот фильм широко шел на экранах кинотеатров страны. А вот именно когда этот фильм был показан в рождественские праздники. Предать анафеме за то, что вы, дескать, исказили все факты. Добрейшей души человека Ивана Грозного выставили деспотом. Ну, и так далее, и так далее, и так далее. Мне лично очень близок ваш ответ, который вынесен в заголовок газеты «Звезда», что, в общем-то, историю нужно изучать не по фильмам и, наверно, не по книгам. Но, тем не менее, работая над киносценарием вы же понимали, что каких-то исторических точностей вы должны держаться.

А.И.: Исторические точности там соблюдены.

Ведущий: Но ваше отношение к этим историческим точностям – это уже отношение художника, да?

А.И.: Причем здесь мое отношение? История Ивана Грозного это ведь не тайна за семью печатями. Над этой историей работали огромное количество ученых. У каждого… ну, не у каждого, скажем, а у многих из них, были собственные концепции. Своя концепция у Скрынникова, своя концепция у Флоря. Я пользовался концепцией менее известной, но от этого ученый не перестает быть столь же авторитетным. Это ученый Юрганов, который написал книжку «Категория русской средневековой культуры». Вот я, собственно говоря, взял оттуда. То есть, все претензии, которые адресованы ко мне, на самом деле они должны быть адресованы Юрганову. Но люди, которые изучают история по кино, причем, из телевизора, а не в кинотеатрах, они такой фамилии не знают. Соответственно, виноваты Иванов и Лунгин.

Ведущий: Не считаете ли вы, что вот эти люди тем самым, в общем-то, не за царя и Отечество ратуют, не за истину, не за правду, а больше за какой-то свой имидж?

А.И.: Да кликушество это все и истерия, черносотенство. Плевать на них с большой колокольни.

Ведущий: Поэтому официального открытого письма Алексея Иванова в том же федеральном издании газете «Известия» не будет?

А.И.: Да боже упаси. Я бы и здесь не стал отвечать, потому что я эту статью-то и не читал. Но Василий Михайлович Бубнов, журналист газеты «Звезда», я его уважаю. Вот он попросил ответить, я ответил. А по собственной инициативе я бы не полез.

Ведущий: И читать даже не стали бы, конечно?

А.И.: Нет. Мало ли бреда печатают?

Ведущий: Хорошо. «Алексей, как вы относитесь к тому, что ваши книги теперь можно бесплатно скачать в интернете?» Вопрос по ICQ.

А.И.: Тут, знаете, у меня двойственное отношение. С одной стороны, у меня ведь есть финансовые отношения с издательством. То есть, издательство на этом теряет деньги. С другой стороны, лично мне приятно, что книги более доступны, нежели в бумажном виде. А есть еще и третья сторона. Что такая доступность все равно…

Ведущий: Это воровство?

А.И.: …рекламирует книжные издания. С четвертой стороны – это воровство. Не знаю, как к этому относиться. Очень сложная ситуация.

Ведущий: Есть у нас звонок. Добрый день.

Слушатель: Здравствуйте. Иван Иванович звонит, Каретников. Я вот по какому поводу к Алексею Викторовичу. Алексей Викторович, вы же получили премию Строгановскую, да?

А.И.: Да, было дело.

Слушатель: Да. Вот есть такое www.oborona-moriona.ru. Там сказано, откуда появились деньги Строгановской премии. Председатель Кузяев этой комиссии, которая распределяет премию Строгановскую. Так вот эти денежки очень сильно пахнут. Они получены с помощью разорения акционеров, пермских акционеров. И конкретно, конечно, «Мориона». Но там не только по поводу «Мориона» конечно, ведется речь. Они получены с помощью… ну, разоряют с помощью разных оффшоров, ну, например, Кипра.

Ведущий: Ваш вопрос в чем? В том, что Алексей Иванов, как вы берете такие денежки?

Слушатель: Да, совершенно верно. Стоит ли брать такие деньги, когда они таким путем получены?

А.И.: Ничего. Эти деньги полгода назад я перечислил музею в Строгановское Усолье. Так что, я их не брал.

Слушатель: А, хорошо. Ну, в общем, посмотрите этого председателя Кузяева.

Ведущий: Ну, в данном случае, да, ни футболки не куплено. Все в музей ушло. Кристина задает вам вопрос: «Прокомментируйте, пожалуйста, открытие магазина «Пиотровский». Там должны появиться на прилавках…» Я не знаю, слышали вы, нет…

А.И.: Слышал.

Ведущий: У нас открывается магазин «Пиотровский», где должны на прилавках этого магазина появиться не привычные детективы, любовные романы, которыми завалены наши другие магазины, а книги из разряда не самых популярных, но разряда такого высокоинтеллектуального плана. Вопрос Кристины: «Считаете ли вы особым статусом, чтобы ваши книги появились на прилавках этого магазина? И как вы относитесь к открытию подобного магазина в Перми?»

А.И.: Я считаю, что это очень хорошая инициатива. Дай бог им не разориться. Ну, а если там появятся мои книги, мне будет очень приятно.

Ведущий: Вот ответ. Следующий вопрос. Но это, опять же, относится к бесплатному скачиванию в Интернете. «Что лучше, по вашему взгляду, пираты, которые за скачивание книг берут деньги, или пираты, которые оцифровывают книги бесплатно?»

А.И.: Я ведь уже говорил, что я не могу здесь занять никакой позиции. Я не особенно разбираюсь в этих правовых вопросах, и правовых и экономических. И сам, в общем, не… как бы это выразиться-то по-русски, …в общем, заинтересованный участник этого процесса. Не объективный. Вот как.

Ведущий: В интервью Дмитрию Быкову вы сказали о том, что вы не очень довольны фильмом «Царь». Есть ли у вас в планах работа с кинематографистами в будущем? И, вообще, это ведь часто бывает так, что, когда твое произведение берут для экранизации, очень часто, как правило, почему-то так получается, авторы-сценаристы не довольны тем, что они видят на выходе. Вы как-то планируете дальше продолжать работу с кинематографистами? Возможно, она сейчас идет.

А.И.: Она, как раз, сейчас идет. И идет весьма бодро. Никаких драм нету. Ну, не понравилось. Ну, и что из этого? Харакири делать что ли? Нет, все нормально.

Ведущий: А что сейчас? С Тодоровским?

А.И.: Нет. С Тодоровским по собственным произведениям я писать сценарий не хочу. Если уж совсем судьба не прижмет. Все-таки мне интересно посмотреть чужое видение своих текстов. А сейчас я с телекомпанией «Югра» завершаю работу над следующим проектом. Ну, и кое-что на будущее мерещится.

Ведущий: А проект – это художественный фильм?

А.И.: Да, там художественный.

Ведущий: А что за фильм?

А.И.: Не хочу пока рассказывать.

Ведущий: Ну, расскажите. Про любовь? Исторический? Хотя бы вот так вот. Исторический это будет фильм, или это современный?

А.И.: Не ломайте, не буду рассказывать.

Ведущий: Что ж такое. В пыточной было светло и уютно. Но Алексей Иванов не сказал нам. «Где такой магазин будет?» Где-то на Луначарского, отвечаю. Звонок есть. Здравствуйте.

Слушатель: Здравствуйте. Меня зовут Светлана Владимировна. У меня нет вопросов. Но я хотела бы просто сказать Алексею Викторовичу большое спасибо. Просто спасибо.

А.И.: А за что?

Слушатель: За все. За неравнодушие к нашему состоянию общества, что ли, вот. Как-то вот так. Просто, знаете, так иногда грустно становится, когда посмотришь газеты, послушаешь еще радио, новости, всякие события происходят. А послушаешь вас, и как-то немножко бодрее становится. Приятнее.

А.И.: Ну, и вам спасибо.

Ведущий: Но еще и прочитайте.

Слушатель: Хорошо. Обязательно.

Ведущий: Вот вопрос задают. «Если в прошлый год у вас был такой неурожайный, то каким будет этот год?» Имеется в виду, видимо, неурожайный в плане выпуска книг

.И.: Вот те здрасьте, почему неурожайный? У меня вышли две новых книги, одно переиздание за границей, художественный фильм доделал, который был показан на Каннском фестивале, а потом премьера была в Рождество на Первом канале. Я доделал четырехсерийный телевизионный фильм. Каждый бы год был такой неурожайный.

Ведущий: Да, чтоб каждый год был такой неурожайный. Тут, я полагаю, имеется в виду выпуск ваших романов, новые романы, новые книги, литература. Все-таки Алексея Иванова мы представляем как писателя.

А.И.: Ко всем остальным своим проектам я отношусь не с меньшим трепетом, не с меньшим уважением. Для меня все это столь же важно, сколь и художественные тексты.

Ведущий: Добрый день.

Слушатель: Здравствуйте. Меня зовут Ирина Петровна. Я хотела бы узнать, когда же выйдет фильм «Хребет России»? Было сказано, что осенью, а уже зима.

А.И.: Да, фильм полностью готов, так сказать, лежит в кармане. Сейчас мы ведем переговоры с каналами. Как только переговоры завершатся, так я сразу и объявлю о премьерном выходе фильма. Ну, так с точностью до пары недель.

Ведущий: И обязательно мы о нем поговорим.

А.И.: С удовольствием.

Ведущий: Вот, кстати, что касается этого фильма. Вы же видели весь материал уже, и отснятый, и смонтированный.

А.И.: Конечно.

Ведущий: Этим материалом вы довольны? Здесь сошлись ваши чаяния, и режиссерские чаяния?

А.И.: Материалом-то я доволен. Не доволен тем, что время такое быстрое. Хотелось бы еще больше показать. Но фильм не резиновый.

Ведущий: А вы, я знаю, очень неравнодушно относитесь к такому селу у нас в Пермском крае, как село Кын. В этом году они, кстати, выиграли право участвовать в проекте «Центр культуры Пермского края». Вы как-то с ними будете сотрудничать?

А.И.: Ну, если они меня позовут, с удовольствием.

Ведущий: Вопрос: «Раз вы расстались с вашим продюсером, то кто сейчас реализует ваши проекты? Кто вам помогает?»

А.И.: Мои проекты сейчас реализовывает продюсерский центр «Июль». Во главе его стоит Юлия Зайцева.

Ведущий: Добрый день.

Слушатель: Добрый день. Владимир зовут меня. Кировский район. Я извиняюсь, не с начала передачу вашу слушаю. Я вопросик хотел задать по поводу фильма совместно с Парфеновым. На DVD будет, нет?

А.И.: Мы планировали, что будет на DVD. Но DVD должен по теории выпускать тот канал, по которому фильм будет показан. А пока мы не договорились с каналом, я не могу обещать DVD.

Слушатель: То есть, остается ждать, да?

А.И.: Ну, все равно будет DVD. Это не проблема, скажем так.

Слушатель: Спасибо большое.

Ведущий: Но уже после выхода фильма. Спасибо вам. Добрый день.

Слушатель: Добрый день. Меня зовут Катя. У меня просто знакома одна работала вот с вашим героем очень давно. И она говорит, вот так странно. Вроде такой неприметный был человек. И в связи с этим у меня вопрос.

Ведущий: Что значит, с вашим героем? С кем? С героем книги? Или героем жизни Алексеем Ивановым?

Слушатель: Да, с Алексеем Ивановым. И у меня такой вопрос. С чего начался ваш путь восхождения к славе? И как он происходил? Сложно ли, какие-то препятствия были?

А.И.: Ой, Катя, вы знаете, мне сложно ответить на этот вопрос. Мой путь восхождения к славе начался с того, что я 13 лет писал романы в стол. Ну, вот это и создало ту базу, с которой можно было стартовать.

Ведущий: Вы сейчас благодарны тем 13 годам, когда вас, грубо говоря, отфутболивали?

А.И.: Конечно, нет. Лучше бы их не было. Лучше бы сразу все началось по-нормальному, по-человечески, как и положено в нормальном обществе.

Ведущий: А если бы сразу все началось, и голова закружилась бы?

А.И.: Не закружилась бы.

Ведущий: Ну, вот закружилась ведь у человека, о котором сейчас упоминала Катя. Что она знает этого героя, и он был совсем другим.

А.И.: Ну, это, видимо, Катя имела в виду меня, что это я был такой неприметный, а вдруг стал такой приметный.

Ведущий: Я думаю, совсем другого героя. Того, чью фамилию вы отказываетесь сегодня назвать. Ну, тут благодарят за фильм, и за сценариста, и за режиссера. Говорят вам «браво». Вопрос задает вам наша слушательница. «Что вы посоветуете, какую книгу нужно прочитать подростку в 11 лет, а девушке в 17 лет?»

А.И.: Затрудняюсь сказать.

Ведущий: Тогда перефразирую. Что читает Алексей Иванов сегодня?

А.И.: Я сейчас читаю только нон-фикшн, то есть, то, что мне нужно по работе. Просто нету времени на художественную литературу.

Ведущий: Исключительно с практической целью.

А.И.: Ну, поскольку я этим интересуюсь от души, это не совсем уж практическая цель. Но, в общем, то, что нужно для дела.

Ведущий: Это касается истории, связанной с «Емельяном Пугачевым?»

А.И.: Ну, и с ним тоже.

Ведущий: То есть, все-таки работа над романом, в котором будет главным героем эта личность, она ведется?

А.И.: Это не роман.

Ведущий: А что это будет?

А.И.: Ну, это книга нон-фикшн.

Ведущий: Опять же, я сегодня упоминала недавнее ваше интервью с Дмитрием Быковым. Вы там говорите о том, что такие фигуры сегодня неинтересны читателям. Почему?

А.И.: Не знаю, почему. Может быть, я и неправ. Может быть, действительно, интерес остался. Но у меня такое ощущение, что Россией Россия интересоваться перестала.

Ведущий: А чем Россия больше интересуется?

А.И.: Западом, Америкой, Голливудом.

Ведущий: Ну, так это же всегда было. И, тем не менее, все равно ваши романы читали, читают. Последние годы особенно. Исторические, в том числе.

А.И.: Ну, знаете, то, что делается эксклюзивно, индивидуально, скажем так, на основе собственного культурного опыта, далеко не столь востребовано, как то, что делается на основе франшизы. То есть, взятому по западному образцу. Вот это мне странно. Ширпотреб у нас становится более популярным, нежели эксклюзив.

Ведущий: Но это ведь не значит, что писатель Алексей Иванов пойдет на поводу у публики и будет работать над тем, что нужно читателю?

А.И.: Нет, однозначно, конечно.

Ведущий: «Алексей, будет ли путеводитель по Сылве по типу «Вниз по реке теснин?» Денис спрашивает.

А.И.: Нет, не будет. Я сделал книжку по Чусовой. Мне бы, конечно, хотелось ее переиздать. Потому что я много нового материала нагреб.

Ведущий: Дополнить, то есть, да?

А.И.: Ну, да, конечно. Я понял, что это целая вселенная. На две вселенные меня не хватит.

Ведущий: Добрый день. Здравствуйте

Слушатель: Здравствуйте. Меня зовут Максим. Я бы хотел Алексею Викторовичу задать следующий вопрос. Во-первых, поблагодарить его за его книги. Потому что большое удовольствие доставляет их чтение.

А.И.: Спасибо.

Слушатель: Хотел спросить. Бывают ли у вас какие-то автограф-сессии в нашем городе, чтобы можно было получить ваш автограф?

А.И.: Очень редко, но бывают. Это не от сменяя зависит. Когда куда-нибудь зовут, я прихожу, если у меня есть возможность.

Ведущий: Если выходит новая книга, например, да?

А.И.: Ну, не знаю. У меня вот две новых книги вышло, никакой автограф-сессии не было.

Ведущий: А сами выступить с этой инициативой?

А.И.: Ну, а что же я приду там, предположим, в книжный магазин и скажу продавцам – а давайте-ка устроим мою автограф-сессию?

Ведущий: А я думаю, они с радостью согласятся.

А.И.: Ну, мне, как-то, что называется, западло так поступать.

Ведущий: Здравствуйте.

Слушатель: Здравствуйте. Бессонов Алексей Борисович. Вот вы знаете, я посмотрел прекрасный фильм «Царь». Я так понял, что в том монологе царя и владыки Филиппа вы все-таки симпатизируете Филиппу. Но вы понимаете, что в России нельзя по-другому. Вот сегодня боярам дали возможность воровать. Сегодня нужен я, царь, Иван Грозный. Неужели вы это не понимаете, что в России нельзя по-другому? Спасибо.

Ведущий: Спасибо. Вот такой глобальный вопрос.

А.И.: Это не вопрос.

Ведущий: Не будем комментировать.

А.И.: Комментировать, нет.

Ведущий: «Планируются ли произведения не исторического плана?» Это Галина спрашивает. «Очень понравилось «Блудо и МУДО».

А.И.: Спасибо за теплую оценку этого текста. Мне очень приятно. Нет, пока не планируется. Не хватает меня на все.

Ведущий: Станислав пишет. «Запад интересуется Достоевским. Может, и Ивановым заинтересуется? Как насчет перевода на другие языки таких романов, как «Золото бунта», «Чердынь - княгиня гор»?

А.И.: Это сложный вопрос. Если хотите, напишите мне на сайт. Там есть, о чем порассуждать. Сейчас просто времени не хватит.

Ведущий: Звонок принимаем. Добрый день.

Слушатель: Здравствуйте. Это снова Максим. Скажите еще вот. Вопрос по экранизации ваших книг. Это же серьезные очень произведения. И получились бы очень неплохие фильмы. С вами ведутся какие-то переговоры? Можно ли в ближайшее время ожидать, допустим, «Золото бунта» или «Сердце Пармы» экранизации?

А.И.: Нет, этих вещей нет. Ожидать в ближайшее время не имеет смысла. А по договоренностям. Еще прошлым летом Валерий Тодоровский должен был снимать фильм по «Географу» . вот, может быть, этим летом будет снимать. Я давно уже не интересовался.

Ведущий: Грянул кризис.

А.И.: Да я не думаю, что художнику такого масштаба, как Тодоровский, кризис – большая помеха. Но я просто не интересовался. Некогда было.

Ведущий: Писатель пишет. А там уже, что кинодеятели придумают, там уже будет видно. Вот спрашивают насчет Интернета. «У вас есть сайт. Но почему вы не ведете свой блог, как другие писатели?»

А.И.: Во-первых, не все писатели ведут блоги. Во-вторых, я не вижу в этом смысла. Блоговая культура мне не нравится. И мне, вообще, не нравится, когда люди вылезают со своей точкой зрения, когда их об этом не спросили. Вот на сайте задают мне вопрос, я отвечаю. Не задают вопросы – я молчу в тряпочку.

Ведущий: Ну, а если у этого блога есть читатели, они уже автоматически спрашивают мнение ведь.

А.И.: Я не говорю, что надо все блоги запретить. Я просто говорю, что мне лично не нравится.

Ведущий: Но вы читаете чужие блоги?

А.И.: Редко.

Ведущий: Если читаете, то с какой целью?

А.И.: Ну, если меня поисковик выкинет на чужой блог, когда я ищу что-либо, то тогда я, конечно, читаю. А так вот принципиально, чтобы ползать по чужим блогам и смотреть, че люди говорят, нет, мне это неинтересно.

Ведущий: Добрый день.

Слушатель: Здравствуйте. Меня зовут Галина. Планируете ли вы встречу вот для пермяков где-нибудь?

А.И.: Понимаете, уважаемая Галина, это ведь не я планирую. Вот когда мне организуют встречу, приглашают меня, я прихожу. А сам как я могу планировать? У себя в подъезде что ли? Это же площадка нужна какая-то. Ведущий: В гостиной с чашечкой чая. Спасибо. Мой вопрос последний, Алексей Викторович, как вы намерены в этом году продолжать свою деятельность, я имею в виду, в отстаивании своей позиции о том, что пермская культура должна, прежде всего, опираться на свою родную, скажем так, историческую сущность? Вот вы будете далее в этом направлении высказывания свои?

А.И.: Ну, мне кажется, что это до такой степени прописная и здравая мысль, что слезть с нее просто невозможно.

Ведущий: Ну, то есть, ожидать ваших эссе, будем так говорить, очерков, ваших высказываний нам следует в этом году?

А.И.: Ну, не следует ожидать целенаправленно. Но если появится необходимость, то я, конечно, буду…

Ведущий: Но молчать Иванов не будет?

А.И.: Ну, и кричать на всех углах тоже.

Ведущий: Ну, на всех углах не нужно. К нам приходите в студию. Последний звонок принимаем. Добрый день.

Слушатель: Добрый день. Я хотела бы поблагодарить Алексея за его труд.

А.И.: Спасибо.

Слушатель: За то, что вот он… Я думаю, что в нашей стране, наверно, вот таких патриотов, вообще, поискать, наверно, нет таких, который так вот бы любил свою землю. И хочу его поддержать в его взглядах на нашу местную культуру во всех вот его высказываниях. И вот среди моих знакомых, просвещенных людей, так скажем, очень много сторонников его идей.

А.И.: Спасибо.

Слушатель: Спасибо вам большое.

Ведущий: Это, Алексей Викторович, вам, скажем так, так называемый ответ на ваши сетования, что не все вас поддерживают. Видите.

А.И.: И это вам ответ на ваши сетования, что местное не востребовано, я имею в виду «Пермь как текст». Востребовано. Людям интересно.

Ведущий: Мы увидимся в этой студии и ослышимся еще не раз. Алексей Иванов, писатель был нашим гостем. Оставайтесь на 91,2 FM.


Обсуждение
26622
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.