Верхний баннер
17:10 | ПЯТНИЦА | 03 МАЯ 2024

$ 92.05 € 98.64

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Дневной прямой эфир

16.06.2010 | 22:00
Итоги проведения ЕГЭ.

Ведущий: Добрый день. Сегодня у нас в гостях Галина Васильевна Гутник. Вести этот эфир буду я – Олег Коневских. И помогать мне будет Антон Мелехин. Итак, Галина Васильевна Гутник – это начальник Государственной инспекции по надзору и контролю в сфере образования по Пермскому краю. Здравствуйте, Галина Васильевна.

Галина Гутник: Добрый день.

Ведущий: Галина Васильевна, ваше ведомство отвечает, в том числе, львиная доля работы вашего ведомства – это контроль и проведение единого государственного экзамена. Это будет главной темой нашего сегодняшнего эфира. Я думаю, что волнует она очень, очень многих пермяков. Да я думаю, что и не только пермяков, вообще, всех тех, кто имеет, так или иначе, отношение к образованию, всех родителей, чьи дети, так или иначе, в то или иное время сдают, будут сдавать или уже сдали единый государственный экзамен. Уж больно много вопросов, больно много всевозможной информации, всевозможных даже скандалов, сплетен, много гадости, много хорошего много плохого. И все это вокруг одного вопроса в три буквы – ЕГЭ. Вот об этом мы сегодня будем с вами говорить. И, насколько нам известно, это было в новостях на пермском «Эхе», ваше ведомство провело горячую линию именно по этому вопросу. И вот тут сразу нас на сайте спрашивают, почему именно Галина Васильевна? Она выдаёт лицензии, она же выдаёт отчёт по работе. А я вам скажу, я сам на этот вопрос просто отвечу. Контрольные функции – это очень много. И как раз ведомство Галины Васильевны может ответить на те вопросы, которые возникают у родителей, которые переживают за детей, которые сдают единый государственный экзамен.

Г.Г.: Если можно, я по лицензии добавлю. Что такое лицензия? Это, вообще, право на образование. И оно предоставляется тогда, когда условия соответствуют нормативным требованиям. Другими словами, мы контролируем качество условий. А, проводя ЕГЭ, мы контролируем качество результата обучения. Никакого противоречия в этом нет.

Ведущий: То есть, иначе говоря, это точно также, как водитель спрашивает – а зачем Госавтоинспекция? Примерно так. Давайте все-таки вернемся к прямой линии. Какого рода вопросы задавались? Кто чаще звонил? Может сами дети, выпускники, абитуриенты. И что можно выделить в первые два, три вопроса, которые чаще всего звучали, Галина Васильевна?

Г.Г.: Ну, давайте начнем с того, что мы уже десятый год в ЕГЭ наша территория. Восемь лет было эксперимента, и второй год, когда это законом утверждено, и уже в штатном режиме ЕГЭ проводится. За это время армия специалистов подготовлена, проинформированы все педагоги, поэтому неожиданностей никаких ни для кого нет. Интересуют уже тонкости тех, для кого сейчас это актуально. Горячая линия вообще-то, круглый год работает. Но самой горячей она становится с мая по июль, как раз в период, когда идут эти экзамены.

Ведущий: Накануне, когда вот эта вот гильотина уже видна.

Г.Г.: Да. Кто обращается? Вы знаете, я удовлетворена тем, какие категории нашего населения обращаются в Государственную инспекцию. Меньше всего обращаются педагоги и дети. И это хорошо, потому что информация идет постоянно. Это значит люди в теме. Детей мы готовим. Мы их информируем, тренируем, и так далее. Больше всего беспокоятся родители. И это тоже понятно, потому что на родительском собрании, ну, один раз, ну, два раза рассказали. А ведь хочется узнать, каким образом действовать в той или иной ситуации. Поэтому родители, бабушки и дедушки, просто активные наши группы населения, общественные организации обращаются к нам.

Ведущий: Галина Васильевна, вот тот сумбур, который был особенно три года назад, то есть, накануне принятия федерального закона. В головах родителей был огромный сумбур, поверьте мне, как родителю. Мы не знали толком ничего. Вот сейчас это эксперимент. Мы уже привыкли, нас к этому готовят. Что ждать от федерального закона, неизвестно. Какова ситуация сейчас? Как ведут себя родители, и о чем именно они спрашивают? Вот это интересно.

Г.Г.: Вы знаете, ну, ведь по-разному люди воспринимают информацию, вникают в нее. У кого-то сумбур. Но в целом, я думаю, что ясность есть. Хотя думаю, что кто-то мне может быть и возразит. Какого характера вопросы шли? Вот я их так бы сгруппировала. Допустим, когда, сколько, и что делать, если? Что значит, когда? Когда результаты? Самый больной вопрос для всех, и для родителей, и детей. Вот сегодня сдали. Когда результаты?

Ведущий: Нетерпение.

Г.Г.: Да. Работы отправляются в Москву, они там обрабатываются, приходят сюда. Ну, обычно уходит на это от восьми до десяти дней. Когда аппеляцию подать? И хотя мы об этом тоже говорили много, тем не менее, мы разъясняем. Если ты хочешь подать аппеляцию на процедуру, то есть, что-то, непорядок был в классе, там, где экзамен проходит, ты должен, не выходя и класса, немедленно это сделать после экзамена. А если ты на результат, то по получению результата через два дня. Дети обычно это знают. Родителям мы это еще раз рассказываем. Что делать, если? Самый популярный вопрос и родителей, и детей. Если не набрал нужное количество баллов, что тогда, можно ли пересдать? И если можно, то, каким образом это сделать? Я еще сказала вопрос такой – сколько? Сколько надо набрать баллов?

Ведущий: Да, да, у меня вот на языке вертится.

Г.Г.: Сколько максимум? И так далее. Но самое интересное, что в начале никто вам не ответит на вопрос, сколько. Когда по всей России выпускники сдадут экзамены, вся Россия с запада на восток, с севера на юг, вот тогда подсчитывается в федеральном центре все, и устанавливается нижняя граница. Верхняя – понятно.

Ведущий: То есть, средний балл, нижний и сто баллов?

Г.Г.: Да. Ну, Вот посмотрите, математики очень возмущались в прошлом году. При стобалльной системе нижняя граница по математике, как вы думаете, сколько была?

Ведущий: Ну, я думаю, ну, 60.

Г.Г.: Нет. 21 балл.

Ведущий: Красота.

Г.Г.: Да. То есть, чтобы получить свидетельство о ЕГЭ, которое необходимо для получения, кстати, аттестата о среднем образовании, ты по математике не менее 21 балла должен набрать. То есть, вопрос сколько? Вот этот. Потом этот вопрос возникает на этапе уже поступления в вузы. Потому что по профильным предметам сам вуз устанавливает то количество баллов, которое необходимо.

Ведущий: Сразу же вопрос в тему. Он устанавливает, этот вуз, просто берет с потолка? Или ориентируясь вот на этот федеральный показатель?

Г.Г.: Ориентируясь не на федеральный, а на тех, кто документы подал, с какими результатами.

Ведущий: Вот как.

Г.Г.: Исходя из этого.

Ведущий: То есть, на баллы абитуриентов ориентируясь?

Г.Г.: Да. И это нормально, я считаю.

Ведущий: Нет, это нормально совершенно. Потому что ориентироваться на федеральный показатель в данном случае…

Г.Г.: Нет, федерация здесь в это не вмешивается. Они нижнюю границу нам дают. Верхняя сто баллов. Пожалуйста. Кстати, 100 баллов всегда перепроверяют. А почему столько стобалльников? А действительно ли это 100 баллов? 100 баллов – это исключение. Но дети наши максималисты. Они, знаете, на аппеляцию даже идут, когда у него 98 баллов, он задает комиссии вопрос, почему не сто?

Ведущий: Вот на данный момент у всех, думаю, есть вопросы. Сейчас уже аппеляция есть? И каков характер?

Г.Г.: Да. Ну, я должна сказать, что экзамен еще продолжается, единый государственный экзамен. У нас еще и в субботу будут резервные дни, и в понедельник. Математику, кстати, пересдавать будут те, кто не набрал количество баллов. Поэтому мы можем с вами говорить только о предварительных итогах. И мы уже констатировали по каждому предмету, что, в принципе, итоги, по сравнению с прошлым годом, неплохие. Посмотрите, если брать стобалльников, в прошлом году было 50. На данную дату уже 33, не смотря на то, что не по всем предметам еще есть результаты. Ну, повторяю, здесь обольщаться не надо. Это пока примерная такая цифра, которая будет корректироваться. Но, хотя, с другой стороны, почему бы не порадоваться тому, что это не только город Пермь, что это и Чернушка, и Добрянский район, и Верещагинский район, и так далее. То есть, целый ряд территорий.

Ведущий: То есть, это вот регионы, которые хорошо выстрелили, да?

Г.Г.: По разным предметам. Посмотрите, как интересно. Добрянская 4-я школа дает стобалльника по русскому языку и столбалльника по математике.

Ведущий: Галина Васильевна, а можно ли доверять таким данным?

Г.Г.: Вполне. За что боролись, что называется. Ведь один из принципов единого государственного экзамена – это принцип объективности. Объективность заключается в том, что работы нам предоставляет федеральный центр, и процедура проводится, как вы знаете, не теми педагогами, которые вели этот предмет. Более того, части А и Б проверяют машины, часть С проверяют эксперты. Часть С – это там, где текстовые задания. Причем, посмотрите, степень объективности. Ну, представьте, мы с вами в качестве эксперта проверяем мини-сочинение, предположим, по литературе или по обществознанию. Ну, у нас такая точка зрения. Мы ставим там, предположим, 15 баллов. Ребенок не согласен. Вот на С он может аппеляцию подать. На А и Б нет, там машинная обработка…

Ведущий: Да, конкретный ответ.

Г.Г.: Да, конкретный ответ. А здесь он может поспорить. И тогда он приходит на комиссию аппеляционную, где уже другой эксперт, не тот, который выставил эти 15 баллов, а уже другой, один или два эксперта, перепроверяют. И они либо подтверждают эти баллы, либо увеличивают, либо, простите, уменьшают. И в нашей практике достаточно много случаев, когда эксперты говорят - ты заслужил меньшее количество баллов. Так пусть останется, как было, или, может, мы тебе меньше поставим?

Ведущий: Даже так.

Г.Г.: Ну, дети, естественно, радостно говорят - не надо, не надо, оставьте, как было.

Ведущий: Я все-таки, Галина Васильевна, вы же поняли, к чему я клоню. Я клоню к тому, что преподавательский состав стал сильнее в регионах, получается? Раз у нас вот уже сейчас хорошие показатели именно в районах.

Г.Г.: Вы знаете, это очень сложный вопрос.

Ведущий: Хорошо. Проще спрошу. В районах хорошо приняли практику ЕГЭ?

Г.Г.: Я бы так однозначно не ответила. Не смотря на то, что мы, как чиновники, не вызываем, часто восторга у населения, тем не менее, я отношусь к ЕГЭ неоднозначно. Как человек, который выполняет полномочия государственные, а это законом утверждено, да…

Ведущий: Конечно.

Г.Г.: …я эти правила принимаю. Но я, в то же время, понимаю, что изъяны есть. Но к этому я отношусь философски. Как учительница, я знаю, что в любом экзамене в самой традиционной форме полно было изъянов. И я много раз говорила и уважаемым журналистам, что в свое время, вот получаешь тему сочинения для одиннадцатиклассников, я словесник по специальности, и каждый раз недоволен. Ну что они такие темы дали неинтересные? Математики получают задание. В этом году легкие, в этом году слишком сложные. Так было всегда. Извините за банальность, идеальных нет учебников, программ, нет идеальных экзаменов по содержанию. Другое дело, что я вижу больше плюсов, чем минусов в этой форме проведения экзаменов.

Ведущий: Ну, вот я смотрю новости. Стобалльники из Добрянского, Краснокамского, Александровского, в Верещагинском. Чернушинском, Чусовском районах и Кунгуре. Это новости «Эха Перми». Кроме того объявлены результаты других экзаменов. По химии средний балл составил 54,5, по английскому языку - 63,3, немецкому - 39,7, французскому - 72,4. Разница в этих показателях с прошлым годом есть серьезная?

Г.Г.: Есть разница небольшая. В принципе, по всем почти предметам выше прошлогодних. Литература на уровне прошлого года. Там в пределах 50, по-моему. Но предварительные результаты по математике пока не радуют. Они несколько ниже. Но почему я говорю «пока»? Вы понимаете, это результаты, которые связаны не только с выпускниками 2010-го года. Но это и те, кто ранее закончил школу, сдавали. И вот сейчас задача заключается в том… Ну, допустим, 12800 выпускников сдает. А всего заявилось на математику, допустим, на русский, около 14 тысяч.

Ведущий: А откуда ее взялись?

Г.Г.: Вы закончили школу в прошлом, позапрошлом году. Вы не поступали. Вы имеете право. И поэтому очень важно иметь и общие результаты, и посмотреть выпускники нынешнего года. Я думаю, что мы со временем такую информацию населению дадим. Где-то ближе к концу августа.

Ведущий: Вот я, опять же, вернусь к профессиональной подготовке педагогов. Сейчас об этом очень много говорится. Причем, на разных уровнях, совершенно. Гособрнадзор создает институт профессиональных экспертов по образованию. Это что? Оценивать будут детей или все-таки работу педагогов, и самих педагогов?

Г.Г.: Очень хороший вопрос. Это связано, прежде всего, с процедурой аккредитации образовательного учреждения. Вот понимают, что такое лицензирование. Это когда сначала Пожнадзор проверит, Роспотребнадзор, а потом мы уже, Гособрнадзор выдает лицензию на основе их заключений. А государственная аккредитация до недавнего времени проводилась раз в пять лет. Почему до недавнего? Сейчас будут поправки в новый закон. Так вот, она устанавливает качество образования, как в школе, так и в ПТУ, так и в вузе. И, кстати, в дошкольном образовании результативность тоже меряется очень аккуратно по выполнению программы. Это делается в ходе государственной аккредитации. И тогда возникает вопрос – а судьи кто?

Ведущий: Вот меня очень волнует вопрос.

Г.Г.: Вот, допустим, Краснокамская школа № 8 выходит на аккредитацию. Мы должны все посмотреть.

Ведущий: Галина Васильевна, выходит и хозяйственным блоком, и педагогическим? Я правильно понимаю?

Г.Г.: Выходит… вопрос хороший, по определенным направлениям именно связанным с качеством образования. Не все, что попало, мы проверяем на аккредитации. Мы проверяем, прежде всего, за три года результаты выпускников. Причем, 9-х и 11-х классов. Мы смотрим педагогические кадры, ценз педагогических работников не изменился ли, есть ли достаточное количество учебников, и так далее. Так вот, чтобы это все проверить, необходимо человек 5-7 членов комиссии. А кто будет проверять? Сам Гособрнадзор не имеет такой возможности. Поэтому нужны эксперты. Эксперты - это те люди, которые в образовании давно работают, которые разбираются в этом. Это и учителя, и директора, и заместители директоров, это и заведующие детскими домами. Что значит, профессиональный эксперт? Мы попытались впервые, кстати, сделать подготовку экспертов по специальным программам. То есть, что такое экспертиза, как мерить результат? Мы их этому научили. Хотя они на уровне интуитивном где-то опытном они этим владели. И потом по итогам мы выдали сертификат. А их сейчас 41 эксперт. Статусный эксперт. Я думаю, в перспективе их будет, может быть, тысяча. И это будут люди, к которым вы будете обращаться. Возможно договор захотите заключить. И так далее.

Ведущий: Галина Васильевна, я понял идею. Идея сама по себе хорошая, как и любая контрольная функция, она сама по себе хороша. А будет ли привлекаться родительское сообщество к таким вещам?

Г.Г.: Спасибо за этот вопрос. Мы вот с Людмилой Анатольевной Гаджиевой сравнительно недавно проводили городское родительское собрание. Огромный зал был заполнен родителями, которые, вообще, кстати, прекрасно разбираются, аргументируют. Вообще, они в теме, что называется, всех школьных дел. И я бросила клич в аудиторию родителей, что есть оценка государственная. Это инспекция по специальным критериям на федеральном уровне установленным. Есть оценка общественная профессиональная. Это когда субъективно, в хорошем смысле субъективно, профессиональные эксперты свои выводы делают. И есть просто общественная на уровне хорошо или плохо, нравится, не нравится. То есть, вы, как родитель, просто говорите - комфортно в школе, здоровье сохраняют. Или хамят, простите, оскорбляют. То есть, вот это надо тоже как-то учитывать. Системы учета этой еще нет. Мы только нарабатываем. Ну, а создание вот такой оценочной среды – это, на мой взгляд, очень интересная задача.

Ведущий: Ну, в Перми такая практика уже есть.

Г.Г.: Да. И я вам больше скажу. В аккредитационную комиссию мы включаем представителей родительских комитетов и попечительских советов, которые совершенно по своим ощущениям дают оценку образовательному учреждению.

Ведущий: По ICQ нас спрашивают. «Была вчера с дочерью на аппеляционной комиссии по русскому языку. Нам сразу сказали, что компьютер насчитал нам 18 баллов, а аппеляционная комиссия – 16. Почему разнятся результаты? Кому или чему верить – комиссии или компьютеру? И для чего вообще говорят об этой разнице в подсчетах? Нам сказали, что у нас высокий балл. И мы, конечно, согласились на то, что было». Кому верить – комиссии или компьютеру?

Г.Г.: Вы знаете, я думаю, что это идет не совсем корректная интерпретация. Давайте мы поступим следующим образом. Есть наши телефоны горячей линии. Я готова немедленно сегодня связаться с экспертной комиссией, разобраться и ответить на вопрос. Потому что интерпретация меня смущает.

Ведущий: Галина Васильевна, у меня и личный, как у родителя вопрос, и как профессиональный, как у журналиста. Вы сказали, что детей готовят, тренируют. В какой форме это происходит? Потому что есть, допустим, единый муниципальный тест в Перми, который нам, родителям, преподносят, как тренировку и подготовку к формату тестового экзамена. Есть отдельные тесты в школах, которые в качестве тренингов проводят при подготовке к ЕГЭ. Вот как это на самом деле происходит в Пермском крае и в Перми, в частности?

Г.Г.: Вы знаете, слово «тренируют», давайте его глубже понимать, чем просто натаскивание, да. Я использовала это понятие. Но тренируют, я имела в виду, что, во-первых, детей обучают тому, как разобраться с процедурой, что делать с бланками. Вы видели, как они достаточно сложные, эти бланки. А тренировки - это аналоги единого государственного экзамена. Вот как такое задание выполнить, как другое. Это не подменяет вовсе всего процесса обучения, как сейчас пытаются трактовать, что все нацелены на ЕГЭ, и только натаскивают. Ничего подобного. Есть просто тренинг. Вот делай так на экзамене. И есть базовая подготовка детей

: То есть, разделяем алгоритм заполнения бланка теста.

Г.Г.: Совершенно верно, да.

Ведущий: И, собственно говоря, получение знаний.

Г.Г.: Совершенно верно. И когда говорят, что вот из-за ЕГЭ хуже стали учить, простите, я как педагог, с этим не согласна. Потому что не надо через экзамен вытаскивать все проблемы образования. Экзамен фиксирует отдельные позиции, очень важные, связанные с выполнением стандарта.

Ведущий: Проблемы с алгоритмом заполнения есть?

Г.Г.: Нет, дети хорошо владеют. Я бываю на этом экзамене. Я вижу, что они подготовлены.

Ведущий: Именно по формату заполнения.

Г.Г.: Именно по формату. А если ошибочки есть, там предполагается, как можно поправить…

Ведущий: Коррекция.

Г.Г.: …как зачеркнуть, да. Два организатора в аудитории. Они сами перепроверяют. Пока ребенок решает задачу, они смотрят, правильно ли заполнено. И все это снимается.

Ведущий: Галина Васильевна, мы закончили на том, что детей, так или иначе, детей, да и родителей, получается, готовят к единому государственному экзамену. И за эфиром мы заикнулись о том, что для нас, например, для моих детей, если уж конкретно говорить, единый муниципальный тест, проводимый в Перми, стал тренировкой. А вы сказали, что единый муниципальный тест – это сугубо пермская идея. Как это понимать? То есть, она на Пермский край не распространяется, правильно я понял?

Г.Г.: Ну, единый муниципальный тест – это аббревиатура, действительно, города Перми. Это те контрольные срезы, которые в течение ряда лет городской департамент проводил. В других территориях Пермского края кто-то проводил такие муниципальные, так скажем, контрольные, кто-то не проводил. Законом не предусмотрены муниципальные контрольные работы или единые муниципальные тесты. Мы договорились и с городским департаментом город Пермь, и со всеми нашими коллегами, что будем следовать закону. То есть, контрольные срезы проводит школа и государственная инспекция. А если муниципалитету нужны результаты, чтобы принять решение о повышении квалификации, о закупке учебников, пожалуйста, берите данные, которые инспекция предоставляет. Я считаю, что это колоссальное снятие нагрузки с детей. Ну, и кроме того, это в соответствии с законодательством.

Ведущий: То есть, единый муниципальный тест, даже если он проводится, это должна быть инициатива школы в рамках, допустим, обычных контрольных работ.

Г.Г.: Ну, он тогда не муниципальный. Это сама школа отвечает, вообще, за качество образования отвечает школа. А мы контролируем, как она эту миссию свою выполняет. Если муниципалитет захочет, допустим, с целью просто тренировки…

Ведущий: Мониторинга.

Г.Г.: …да, какие-то не навязчивые, так скажем, работы… не навязчивые в каком смысле? Без резких решений по итогам. То есть, никого никуда не переводить, никого не наказывать, и, простите, не поощрять, а просто получить материал, чтобы понять, на каком уровне дети, и что с этим дальше делать. Тогда, ради бога. А мы возражаем, мы – инспекция, возражаем против того, чтобы принимались конкретные управленческие решения по нелегитимным, так скажем, муниципальным тестам.

Ведущий: Понятно. То есть, ЕМТ не должен быть … результаты того же теста или контрольные, проводимые в рамках неких исследований, не должны влиять на ребенка вообще.

Г.Г.: Совершенно верно. Никого нервировать они не должны.

Ведущий: Да. Потому что на состояние ребенка это действительно влияет. Во-первых, такая повышенная нагрузка по образовательному процессу. Плюс ожидание. Дети очень нервничают на самом деле.

Г.Г.: Вы понимаете, ведь почему возникла такая ситуация с единым муниципальным тестом? Есть гимназии, лицеи. Они востребованы. Многие хотят туда попасть. А законом никакой конкурс не предусмотрен. Только на общих основаниях. Вот и приходилось придумывать. А каким образом урегулировать поток детей, которых можем направить в гимназию? Так вот, по закону только тот, кто подал заявление на свободные места, да.

Ведущий: В порядке живой очереди.

Г.Г.: Да. Хотя тоже не совсем это правильно. А ЕМТ пытался вот какую-то…

Ведущий: Лазейку.

Г.Г.: …лазейку, в хорошем, наверно, смысле. Но мы понимаем, что это не совсем правильно.

Ведущий: Ну, естественно. От ЕМТ мы с Галиной Васильевной вернемся все-таки к единому государственному экзамену. Вот в какой стадии это сейчас находится? Вот что в ближайшие дни будет сдаваться, досдаваться? В каких территориях? И так далее.

Г.Г.: Остаются резервные дни для тех детей, которые обязательный экзамен – русский язык или математику, вовремя не сдали, вернее, не набрали нужное количество баллов. Поэтому им дается вот такой шанс. Предметы по выбору не пересдаются, как мы знаем. Это только через год. 21-го числа мы завершаем это все. И анализируем ситуацию.

Ведущий: По ICQ нас спрашивают: «Можно ли пересдавать на следующий год ЕГЭ по предметам, которые нужны для поступления в вуз в том случае, если в этом году не хватило баллов для поступления?»

Г.Г.: Да, можно. Я об этом только что сказала. Более того, можно предъявлять то свидетельство об итогах ЕГЭ, которое, ну, более выгодно абитуриенту представить. То есть, он в этом году одно количество баллов набрал, в следующем году другое. Он смотрит, какое лучше предоставить приемной комиссии.

Ведущий: Галина Васильевна, вот общее мнение понятно. Вот само ожидание, оно как-то все-таки затягивается. 8-10 дней, вы сказали. А уточните, пожалуйста, 8-10 дней с какого момента?

Г.Г.: Ну, с момента завершения экзамена. Вот сегодня закончили. Я вас приглашаю как-нибудь посетить центр оценки качества, который у нас на Кирова располагается. И вот там аншлаг, что называется. В течение всего дня и даже ночи подъезжают машины со всего края, привозят работы, специально запечатанные в присутствии детей, общественных наблюдателей. Ну, и потом соответствующим образом процедура проходит обработки этих результатов.

Ведущий: По ICQ нас спрашивают: «Возможно ли повторение скандала, когда ЕГЭ заполняли педагоги?» В Пермском крае возможно ли?

Г.Г.: Ну, вы знаете, никто не гарантирует, что какие-то нарушения в процедуре не произойдут, да.

Ведущий: Конечно.

Г.Г.: Вот, позвольте, я отвлекусь и скажу о мобильных телефонах. Они категорически запрещены. Собственно, это шпаргалка 21-го века, когда дети пытаются пользоваться. Но, тем не менее, ухитряются, вообще. Ну, и мы раньше шпаргалками-то ухитрялись пользоваться. Вот и сейчас мобильниками, да. То, что педагоги, заполняли. Понимаете, в аудитории вообще нет предметников, по данному предмету учителей. По другому предмету организаторы. Они помогают детям только заполнить бланки, не более того.

Ведущий: Именно алгоритм заполнения.

Г.Г.: Да. Они рассказывают, где, что отметить, и как записать фамилию, там, код. Хотя и так дети, повторяю, это знают. Насчет того, что могут ли педагоги? Ну, мне кажется, это вообще ненормально. И, на мой взгляд, не могут.

Ведущий: Как это отсекается?

Г.Г.: А это отсекается очень просто. Во-первых, в каждом пункте проведения, у нас около 100 пунктов проведения экзаменов. Это не каждая школа, а в школу привозят, вы знаете, детей. Посмотрите, там есть руководитель пункта. Обычно, это работник органа управления образования. Директор этой школы не допускается. Он сидит в своем кабинете, и занимается своими школьными делами. А в этом пункте дети из разных школ. Так вот, руководитель этого пункта, организаторы в каждом кабинете. Если, допустим, 8 кабинетов, в каждом по два человека организаторы, которые детям помогают это все заполнить. Обязательно представитель - уполномоченный государственной экзаменационной комиссии, которую я имею честь возглавлять. Наш уполномоченный наблюдает за этим. Общественный наблюдатель. Мы предлагали и средствам массовой информации, это любые представители общественности, родители не данных учащихся, они аккредитуются, и все за процедурой наблюдают. Как в Ростове случилось, что что-то там решали. Но они, заметьте, это еще расследование идет. Но вроде бы они решали вообще в другом здании. Я не берусь это комментировать. Узнаем, я думаю, позднее об этом.

Ведущий: Вопрос по ходу возник. Привозят детей в другие школы. А не проще педагогов привозить в родные школы для детей? Меньше стресс, и так далее.

Г.Г.: Нет, это невозможно. Потому что количество пунктов гораздо меньше, чем количество школ. Это такие правила, что создаются пункты для определенного количества образовательных учреждений. И потом, это вполне нормально. Это четко сработано уже.

Ведущий: То есть, дети, считаете, не испытывают такого же стресса, который вот был, особенно, в первые годы? Родители были шокированы. А, там, мол, дома и стены помогают.

Г.Г.: Так, а скажите, пожалуйста, вот через два месяца выпускник 11-го класса пойдет, по старой, если б форме сдавал экзамены, пойдет в вуз, где не его родные стены, да, и он там тоже писал нечто, сдавал экзамены. Все, для него иная ситуация. Он выпускник. Он уже готов, что в других стенах он подтверждает сувой уровень образования.

Ведущий: Вопрос: «В вашем ли ведении находятся вопросы поступления в вузы по ЕГЭ?» Г

.Г.: Так, в определенном смысле в нашем ведении. То есть, в каком смысле. Инспекция утверждает своим приказом вот как раз те пункты проведения экзаменов, о которых мы с вами говорили. Но они в июле создаются на базе уже вузов. Вот мы эти пункты утверждаем. И мы с приемными комиссиями проводим работу по тому, кого же мы допускаем в июле к сдаче экзамена. Посмотрите, если выпускники с мая по июнь сдали, да, выпускники этого и прошлых лет, кто же сдает в июле? В июле, как раз, сдают, прежде всего, выпускники, которые ранее закончили образовательные учреждения. А те, кто в этом году закончил, только по уважительной причине допускается. Ну, не дай бог, несчастье в семье, или болезнь, или переезд, и так далее. Поэтому, как говорили мы раньше, июльская волна вот она дополняет то, что в мае, июне.

Ведущий: Вот пара вопросов. Один совершенно конкретный. «Как много детей, которые пересдают?» И каковы вообще шансы? Является ли ЕГЭ совершенно непреодолимым барьером для некоторых детей?

Г.Г.: Ну, по-разному пересдают. Мы еще такой статистики по этому году не имеем. Ну, посмотрите, если примерно от двух до трех процентов не справляются с заданием, от общего количества выпускников, вот те и сдают. Ну, по математике, например, 1117 сейчас не справилось.

Ведущий: Галина Васильевна, а как происходит… вот как натаскивают тех, кто не сдал? Что происходит? Дается время на переподготовку, и они снова приходят сдавать единый государственный экзамен.

Г.Г.: Ну, я думаю, что здесь не натаскаешь. Потому что в любом случае они подтверждают уже тот уровень, который они приобрели за все годы обучения в школе. Другое дело, что просто дается шанс.

Ведущий: А вдруг болезнь, не дай бог, настроение никакое?

Г.Г.: Если болезнь, еще есть один срок специально для тех, кто заболел. Ну, а если уж совсем и в этот срок он не попадает, тогда, простите, через год.

Ведущий: Спрашивают как раз, по ICQ этот вопрос был. Спрашивают: «Какова процедура вхождения вот в этот срок? Что нужно сделать, если ребенок заболел?»

Г.Г.: Если ребенок заболел, то это регулируется вообще самим образовательным учреждением. Школа тщательно ведет учет тех, кто явился или не явился на экзамен. Она связывается с родителями. То есть, здесь специальных усилий прилагать не надо. Всю информацию сама школа доведет до сведения родителей.

Ведущий: Но единого некого алгоритма нет. Единых сроков нет. Я правильно понимаю? Или есть конечная дата, когда ЕГЭ за год заканчивается?

Г.Г.: Вот я сказала, что 21 числа сдают в резервный день по математике те, кто не справился. То есть, это единый день. То, так как есть исключительные случаи, еще один день в июле предполагается вот для таких исключительных случаев. Но бесконечно, вы понимаете, это не может продолжаться.

Ведущий: Если и на последний день не попадает, то…

Г.Г.: Через год.

Ведущий: …человек может сдать через год.

Г.Г.: Да.

Ведущий: И никаких проблем с этим не возникает.

Г.Г.: Абсолютно.

Ведущий: В каком учреждении он должен сдавать?

Г.Г.: Он должен обратиться через год либо в ту школу, которую он закончил. Либо в управление образования по месту жительства, муниципальное. И там ему скажут, на какой пункт прибыть для сдачи экзамена через год.

Ведущий: Галина Васильевна, все вот эти 8 лет, которые мы были в эксперименте, затем 2 года по выходу федерального закона, было много страхов. Люди боялись, что ЕГЭ станет такой бетонной гирей, которая топит творчество, помните, да, такие реплики, который перечеркнет все экспериментаторские жилки в учениках. Что произошло? Что изменилось? Давайте подведем краткий, но емкий итог того, вот как завершился эксперимент и вот эти два года. Все равно можно выдать общую оценку. Вы прямо в этом находитесь все последнее десятилетие, и владеете информацией.

Г.Г.: Ну, прежде всего, я должна сказать, что все годы, действительно, менялась форма проведения ЕГЭ по процедуре и по содержанию. И сейчас, по-моему, уже ни у кого нет сомнения, что все задания соответствуют стандартам. То есть, для детей не будет неожиданностей, что что-то сверх стандарта там будет в содержании экзамена. Поэтому вот в этом плане тревога, на мой взгляд, снята. Хотя каждый год – это другие люди с другой психикой, подготовкой, общей культурой, простите. Поэтому кем-то нагнетается, кем-то принимается. Но вы знаете, вот мои наблюдения свидетельствуют о том, что дети более конструктивны и спокойны, чем родители. Они конкретно тебя спрашивают. Так, труднее или легче вот из года в год контрольно-измерительные материалы? А вот здесь как? А вот если такой будет вопрос? Они уже демо версии проштудировали. Они достаточно, кстати, мотивированы. Те, кто собирается поступать, они уже знают, какие предметы выбирать. Поэтому мне кажется, очень сильная сторона ЕГЭ, что мы повысили мотивацию школьников. Мы учителям показали, какие результаты востребованы сейчас, и каким образом менять программы, технологии обучения. Вот вы спросили о других районах. Результаты, действительно, иные. И потом, почему только в Перми должны хорошо учить? У нас очень много хороших школ и учителей вообще по всему краю. Поэтому, действительно, мы работаем с этими результатами. И пытаемся влиять именно на качество. Не на сам результат ЕГЭ, а на общее качество подготовки наших школьников. Вот в этом я благо большое вижу. Хотя это не единственная, повторяю, форма. И она и дальше... точка не поставлена. Она и дальше будет совершенствоваться. Она не будет идеальной, но она будет еще более удобоваримой.

Ведущий: Каковы сроки вхождения в стабильный режим, когда меняться будет только содержание тестов?

Г.Г.: А, пожалуй, мы уже, вы знаете, и вошли в этот стабильный режим. Потому что эксперимент и завершился тогда, когда отработали все процедурные моменты. Сейчас, действительно, с содержанием не только тестов, а с содержанием образования надо работать.

Ведущий: Конечно. А вот я все-таки вернусь к предпоследнему вопросу. Получается, что паникерами в данном случае чаще всего выступают родители. И выступают они в роли этих паникеров от неимения информации. Я правильно понимаю?

Г.Г.: Наверное.

Ведущий: Вот дайте совет родителям. Что нужно сделать родителям накануне единых государственных экзаменов?

Г.Г.: Нет, вы знаете, я, скорее, совет, наверное, дам все-таки своим коллегам-педагогам. Надо не от случая к случаю информировать. Вот заканчивается год. Мы родителям раскали все, да. А надо, действительно, на всех этапах с родителями работать. Что такое качество, как его меряют, и какие к нему требования? И тогда они успокоятся где-то родители. Знание, оно способствует большему спокойствию. Вот таким образом.

Ведущий: Ну, а я со стороны как раз родителей скажу, что это качество формируем мы. Это был дневной эфир на пермском «Эхе. У нас в гостях была Галина Васильевна Гутник, начальник государственной инспекции по надзору и контролю в сфере образования Пермского края. Вел эфир Олег Коневских. Помогал ему за звукорежиссерским пультом Антон Мелехин. Я думаю, через неделю мы с вами снова услышимся. Всего доброго вам.


Обсуждение
24037
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.