Верхний баннер
11:05 | ВТОРНИК | 23 АПРЕЛЯ 2024

$ 93.25 € 99.36

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Крупным планом

21.11.2011 | 15:00
VII Всероссийские гражданские "Астафьевкие чтения"

Ведущий: В Перми 15.08. Добрый день, дамы и господа. В студии — ведущая Нина Соловей. Дискуссия об исторической правде в литературе, спектакли по произведениям Виктора Астафьева, новое кино, второй мировой эти и другие события вошли в программу VII Всероссийских гражданских «Астафьевских чтений». Собственно чтения пройдут в нашем городе с 25 по 29 ноября. Об этих событиях, о том, что нас ждёт, мы поговорим сегодня в рамках программы «Крупным планом». Организатор «Астафьевских чтений», в частности пермских «Астафьевских чтений», мемориальный центр истории политических репрессий «Пермь-36», исполнительный директор музея «Пермь-36» Татьяна Курсина сегодня гость нашей студии.

Татьяна Курсина: Добрый день.

Ведущий: Татьяна Георгиевна, так случилось, что на прошлой неделе, ну, начну лучше я с иного, вообще в этом году исполняется 10 лет как ушёл из жизни Виктор Петрович. Отчасти этому событию тоже посвящены события «Астафьевских чтений», но а на прошлой неделе покинула этот мир его супруга, его друг, соратник, редактор, Мария Семёновна Астафьева-Корякина. Эти чтения также посвящены её памяти. Вы вернулись не так давно…

Т.К.: Совсем недавно, вчера.

Ведущий: С похорон. Несколько слов, как это всё прошло в Красноярске.

Т.К.: Прежде чем про то, как прошло в Красноярске, должна сказать, что я просто зная Марью Семёновну очень давно. Марсен, как она себя звала, и просила так называть всех близких для неё людей. Меня просто потрясло, что об этой паре много чего говорят и пишут. Я уверена, что сейчас очень много будет очень близких друзей этой семьи, которые придумают кучу историй по поводу того, что это были за отношения. Прежде всего, не побоюсь слова «полезут» в отношения. Зная, Марью Семёновну, зная то, какую трудную, очень невероятно наполненную работу и жизнь она прожила, то, какими нежнейшими были их отношения, уже очень пожилых людей в последние годы перед уходом Виктора Петровича и после того, как он ушёл, я была поражена тому, что ровно через десять лет почти день в день, за две недели до смерти Виктора Петровича уходит Марья Семёновна. У меня была, не смотря на то, что жизнь очень напряжённая, готовились чтения, но так уж устроен видимо человек, всколыхнуло всё в душе и я очень много думала над тем, какая удивительно слаженная, удивительно гармоничная жизнь совместная, дружеская, любовная, какая лиричная была эта жизнь. Как мне нравилось наблюдать за какими-то знаками любви, проявляющиеся, прежде всего, на мой взгляд, через нежность. Любовь – это нежность, и то, как можно посмотреть друг на друга, может быть грубовато ответить, а как можно прикоснуться друг к другу, как можно просто обогреть этим взглядом. Знаете, слёзы появлялись на глазах, что прожив столько лет, десятки лет вместе, это практически 60 лет люди вместе прожили, можно было не просто сохранить, а у меня такое чувство, что увеличилась эта нежность, и эта необходимость друг в друге. Что касается Красноярска, то несмотря на очень непростой характер Марьи Семёновны, а откуда он будет простым

Ведущий: При такой жизни.

Т.К.: Нищенски жить в Чусовом, умирает даже их первая старшая дочка… Потому что нищее жить нельзя было по условиям. Израненный, перераненный солдат, который оказался не годен ни какой работе, ни по специальности, ????(неразборчиво), мог бы достаточно прилично по советским меркам зарабатывать, а он побирался всякой работой, и всегда подчёркивал, что я на охоту, и на рыбалку совсем не для спортивного удовольствия хожу, а это было добывания пропитания для семьи. И потом давайте поймём, что нельзя жить с гениальным человеком, а Астафьев – гениальный писатель, самородище, мощная личность. Так вот эти люди простыми не бывают. Астафьев прожил, просто… нет наверное жизненного испытания через которое его судьба бы не провела. Беспризорное детство, мать погибает, трагическим образом отце оказывается в ГУЛАГе, он в воровской шайке, и вы знаете, не мог прижиться, и его шайка изгоняет, как непутёвого, неспособного к их работе. В конечном итоге жизнь выносит его талант, помогает ему в этом, выносит его на стремнину творчества. Это же мало того, что сибиряк, мало того, что за плечами такое детство и юность.

Израненное сердце, потому что он в окопе прошёл войну, он знает не просто боль, он знает всю эту неизменность войны, всё то, что не вычеловечивает , а расчеловечивает человека. Через всё в своей прозе рассказать про человека такое, что начинаешь себя уважать, начинаешь себя любить, ценить. Вот что такое проза Астафьева. Жить с таким человеком ой-ой-ой, не сладкая история. В то же время по каким-то маленьким таким заметочкам складывалась очень нежная картина отношений. Я говорю, Марья Семёновна, Виктор Петрович пошумел, кто-то помешал ему работать. Она говорит, да, он и на меня шумит. А я говорю, а вы как ему отвечаете? Беру я урок у Марьи Семёновны. Она мне говорит, а никак, у него такое было беспризорное детство, что я никогда ему не то, что грубо, а даже в речи резко никогда не отвечаю. Понимаете, это не специально было для меня рассказано, не специально было проявлено по отношению к Виктору Петровичу, а где-то в беседах, тихих семейных разговорах, когда она чистит картошку, а я готовлю что-то на кухне или мою тот же самый пол, она читаем запоем стихи, читает столько стихов. Я думаю, боже мой, какое уродство, почему я так мало помню. И вот это богатство, переплетавшееся в ней с невероятной нежностью к этому человеку, способность расти вслед за ним. Ей мало было в этом доме остаться, мало было следовать правилам, а соответствовать, быть абсолютно на уровне. И я уверена, что и писателем она стала, и неплохим, с очень искренним словом и слогом, потому что она росла, она постоянно работала над собой. Повторяю, я не знаю такого человека в России, чтобы столько. Причём даже в последние годы жизни, она знала столько стихов, что вряд ли кто-то этим может похвастаться.

Ведущий: Татьяна Георгиевна, но последние 10 лет, уже без Виктора Петровича Марья Семёновна всё равно продолжала так или иначе, выражаясь современным языком, продолжать его творчество и, конечно, знала про «Астафьевские чтения».

Т.К.: Конечно. Кроме «Астафьевских чтений» я должна сказать, что традиция и уйти из этой жизни, это надо уметь. Под счастливой звездой родиться, я имею в виду, и как-то очень достояно уйти. Вся жизнь, наверное, уходит на то, чтобы суметь это сделать. Более достойно, чем Марья Семёновна, я просто не знаю такого человека. Не осталось в архиве Виктора Петровича ни одного клочка бумаги, чтобы это не было упорядоченно, чтобы это не оказалось в соответствующей папочке, чтобы не были разобраны все издательские, отвечены на все письма, поддержаны все всяческие военные, писательские просто человеческие дружбы. Понимаете, она сделала всю, всю работу, и этому нельзя не удивляться. Что касается «Астафьевских чтений», то на самом деле у истоков наших чтений стояла Марья Семёновна. В 2001 году, когда мы осиротели и Виктора Петровича не стало, в 2002 в мае в день рождения, мы помним у него 1 мая, мы решили как-то собраться тем кругом, который его знал, помнил. А ещё этих людей было достаточно много. Чтобы держаться вместе, чтобы рассказать то, что помним, как-то согреться общим теплом и от одного источника. Марья Семёновна по телефону, когда я об сказала, она говорит, ты помнишь мой суровый разговор с тобой, Татьяна, когда Виктор Петрович приехал в последний раз в пермскую область, это было в 1997 году, ты помнишь, как я тебе сказала, Татьяна, где взяла, туда и положи. Я говорю, да, я это хорошо помню. А вот сейчас другим голосом я с тобой говорить не могу. Это абсолютно правильно, это очень нужно и важно, что на земле, на которой он прожил практически 25 лет, это Пермский край, Чусовом и в Перми, и именно здесь сказано ещё одно слово, в Красноярске уже были «Встречи писателей в провинции», это чрезвычайно и нужно. Все наши издания, пресс-релизы, приглашения, маленькие читательские письма, как подарки, это всегда отвозилось в Красноярск, и она всегда интересовалась, как живут, что нового в «Астафьевских чтениях» и просила, чтобы они не были костными, в одной и той же традиционной манере, чтобы это было интересно, чтобы шёл молодой читатель. Недаром наши чтения уже завершение литературного года, а сам год – это движение, в рамках которого край читает Астафьева. Все поколения, все возрастные периоды.

Ведущий: Продолжаем нашу программу, VII «Астафьевским чтениям» посвящён этот эфир. Сейчас более подробно поговорим о программе. Татьяна Георгиевна, прежде чем о программе, наверное, придётся всё-таки ответить на вопрос Владимира. «Почему «Пермь-36» взялась за организацию «Астафьевских чтений», ведь вроде бы Астафьев не сидел?» Такое прямолинейное понимание.

Т.К.: Ну, да уж. Астафьев точно не сидел. Дело в том, что Виктор Петрович Астафьев стоял у истоков основания музея истории политических репрессий «Пермь-36», начнём с этого. Он был членом совета музея «Пермь-36». В первые годы, когда люди только с очень богатым воображением могли надеяться на то, что безнадёжный проект не погибнет, именно он помогал и словом и делом. Он обращался к пермским властям, к красноярским, к друзьям писателям, к бизнесменам, только-только проявившим себя в тот период времени. Все мы единым миром делали музей «Пермь-36». Что касается чтений, то музей истории политических репрессий не о репрессиях, на самом деле. Весь проект «Пермь-36» - это не репрессии, а музей о прошлом, о прошлом, которое должно чему-то научить. И прошлое было на самом деле всяким. Мы его в нашей методической службе, просветительской, образовательной работе стараемся говорить о сегодняшнем дне. Этот проект, этот музей для сегодня. На самом деле даже для завтра, а сегодня мы стараемся сделать всё то, чтобы живущие сегодня могли извлечь определённый урок. Не лежать на печи по-русски, не медитировать на зелёной травке, а очень серьёзно отнестись к тому, какое время было перед нами, что пережила страна и история. Мне кажется об этом и проза Виктора Петровича Астафьева. Ему не безразлично было то, в каком состоянии пребывает страна, в которой он живёт, что это за люди, которые его окружают, и он рассказал и историю этой страны, и историю этих людей, а половина у нас сидела в этой стране, а половина охраняла. Так, вот о нас, сидевших и охранявших, рассказывал Виктор Петрович Астафьев. А масштаб его личности дал нам возможность начать и по-моему весьма продуктивно гражданские «Астафьевские чтения». Сегодня это уже движение, к которому присоединился Красноярск, родина Астафьева, Вологда, где он прожил почти 10 лет. Поэтому нам кажется, что вполне естественно, что музей «Пермь-36» одна из тех институций, которая связала с этой личностью один из самых крупных имиджевых просветительских проектов Пермского края.

Ведущий: Центральным событием «Астафьевских чтений» должен стать круглый стол, о котором говорили, с участием видных литераторов, историков. Он посвящён не столько творчеству Виктора Петровича, сколько правде о войне, то, что беспокоило Виктора Петровича Астафьева.

Т.К.: Давайте вспомним, заглавная астафьевская книга «Прокляты и убиты» писалась несколько десятилетий, книга – итог, это краеугольное произведение в творчестве писателя. А она о чём? Он так и пишет, «это моя солдатская правда, окопная правда. Я видел то, что должен написать, я просто обязан это сделать, я израненным остался, но живым, для того, чтобы не уйти с этой правдой, рассказать её. Мучительно и невероятно тяжеленой, но именно поэтому она втянула меня. Я должен рассказать свою правду и прежде всего о войне». И он написал произведение, по поводу которого сегодня спорят, сшибаются, по поводу которого ненавидят или поднимают Астафьева до высот.

Ведущий: Кто приедет на «Астафьевские чтения» сшибаться, спорить?

Т.К.: Проведёт круглый стол Виталий Дымарский, я думаю, что представлять его не надо, один из…

Ведущий: Слушателям «Эха Москвы» особенно.

Т.К.: Да. Приедет друг Виктора Петровича – писатель замечательный Михаил Кураев. Евгений Попов, Алексей Семёнов. Приедет один из лучших специалистов академистов Борис Вадимович Соколов, знающий историю войны вдоль и поперёк. Это будет очень серьёзная аудитория, это будет очень серьёзный, по-моему, честный разговор.

Ведущий: Я от себя просто добавлю, что вход свободный. 28 ноября все желающие смогут послушать.

Т.К.: Да, я очень хочу пригласить пермяков и не только, и тех, кто окажется в пятницу в Перми, в 17.00 Органный зал Пермской филармонии на открытие «Астафьевских чтений». Традиционно «Астафьевские чтения» в Перми начинаются концертов артистов театра оперы. В этом году исключений не будет, но в этом году опера приезжает, органный зал наш партнёр, краевая филармония нам предоставляет, и мы очень ждём всех желающих принять участие в открытии «Астафьевских чтений».

Ведущий: Тогда несколько слов, вот вы концерт озвучили, почему именно этим концертом открывается уже не первый год чтения, и как имя Виктора Петровича связано с Евгением Колобовым?

Т.К.: Это, наверное, стоит пояснить. Дело в том, что одни из первых чтений приехал художественный руководитель новой оперы Евгений Владимирович Колобов, и он друг большой Астафьева, он перевёл тогда книгу «Созвучия». С блеском прошёл первый концерт новой оперы. И в следующем году Колобова не стало. Мы оставили, вернее ввели в традицию концерт «Созвучия» в память о великой дружбе, великих творцах, начинать «Астафьевские чтения» именно с этого концерта. Ещё два слова хочу сказать, обязательно нужно. В этом году мы пригласили и организуем маленький фестиваль документального кино. Алексей пивоваров с НТВ везёт всё своё документальное кино о начале войны. В этом году юбилей 41 и 11 год, так вот все пять фильмов, страшнейших фильмов, от которых невозможно не рыдать, но их обязательно нужно посмотреть. Это всё то, что нет ни в каких российских учебниках. Вот почему нужно изучать историю войны.

Ведущий: Продолжаем наш разговор. VII Всероссийские гражданские «Астафьевские чтения» пройдут в Перми с 25 по 29 ноября. Большую часть самых ярких новых событий рассказала Татьяна Курсина, это концерт и круглый стол, который состоится 28 ноября. И показ фильмов Алексей Пивоварова. Я опять же от себя добавлю, что вход свободный в киносалоне «Премьер» вы можете посмотреть эти фильмы. Также будет ещё фильм Виктор Астафьев «Весёлый солдат», тоже новый фильм. В нём довольно много речи ведётся как раз и об отношениях с Марьей Семёновной. В этом году ещё уникальная и театральная программа.

Т.К.: Это ужа, да. И год особенный, поэтому хотелось открыть концертом новой оперы, а по ходу действия в субботу наш партнёр, и я надеюсь, что традиционный такой партнёр, или станет таковым, Пермский театр юного зрителя приурочил таким образом, построил свою программу, чтобы 26 ноября в субботу в 19.00 мы могли в рамках чтений посмотреть спектакль «Весёлый солдат». Это пьеса, которую делала Ксения Гашева, инсценировку, которую она делала из разных произведений. Я видела премьеру, мне понравилось это произведение. Спектакль можно будет увидеть в субботу 26 ноября.

Ведущий: Главное, что увидеть ещё при непосредственном участии «Пермь-36» ребята, те, кто приедут на чтения, и те, кто писали свои исследовательские работы по творчеству Астафьева.

Т.К.: Да, я обязательно к этому вернусь, но хочу закончить сюжетик, связанный с театральной программой. В рамках театральной программы, конечно, будет совершенно суперское действо и «Пермь-36» и город Пермь, и все те, при чьей поддержки происходит это событие для Перми, и министерства культуры Пермского края, и комитет по культуре города Перми, и министерство образования, краевая библиотека, Театр-Театр. Всем огромное спасибо. Мы все вместе, поняв друг друга, прислушавшись друг к другу, решили на то, что в день, когда Виктор Петрович ушёл 10 лет назад, 29 ноября, и чтения-то собственно говоря наши ноябрьские, потому что они приурочены к этому. Так вот 29 ноября 10 лет как нет Астафьева, в 19.00 в Театре-Театре можно будет посмотреть спектакль московского художественного академического театра «Прокляты и убиты» по Астафьеву, по главному произведению Виктора Петровича. Пьесу поставил, пермяки знают, Виктор Рыжаков. Получил первую премию на «Текстуре» этого года. Очень интересный перспективный режиссёр, друг Олега Табакова. Короче говоря, очень надеемся, что такой гражданский акт от жителей Перми от граждан Перми в память о большом писателе будет уместен.

Ведущий: Это всё, что касается театральной программы. Будут нынче, как и в прошлом году, как и в позапрошлом году юношеские чтения. Как раз та самая работа, в частности музея организатора «Астафьевских чтений», которая ведётся по продолжению, будущему наследия Виктора Петровича.

Т.К.: Чтения проходят каждый год. Каждый год проходят юношеские чтения, они исследовательские. Заочный тур представляет собой следующее: желающие пишут исследовательскую работу или эссе, посылают то, что получилось на суд пермского жюри, победители приезжают в Пермь, мы их приглашаем, и в Перми они уже не касаются своих работ, они работают в творческих лабораториях. В прошлом году те из старшеклассников и студентов вузов, кто участвовал в чтениях, помнят по «пастуху и пастушке» работали творческие лаборатории, режиссёры и актёры пермских театров готовили театральную читку. Именно в таком формате проходила работа юношеских секций: подготовленная читка со сцены представляла свою работу всем остальным участникам. В этом году мы решили, что творческие лаборатории будут работать, но с юношами и девушками будут работать ведущие специалисты в сфере СМИ, культуры, образования, интернета. В рамках этих творческих лабораторий будут разрабатываться медиапроекты по продвижению творчества и жизни величайшего писателя современности Виктора Астафьева. Я думаю, что такая насыщенная работа в течение года, когда молодое поколение исследовало тему великой отечественной войны, народной памяти и российской литературы, очень плотная работа творческих лабораторий на самих чтениях пригодиться просто в практической жизни этих молодых людей, а для нас важно, что молодая поросль, что молодое поколение не только жителей края, а это российский проект, россиян, взрастать будет на прозе Виктора Астафьева, на гражданской позиции Виктора Астафьева. Мне кажется, это очень важная сегодня задача в эпоху, когда с моралью и нравственностью бог знает, что происходит. А Астафьев - это та величина, та личность, та атмосфера, в которой должна взрослеть душа молодого человека.

Ведущий: Напомню, что работает телефон прямого эфира. Татьяна тут спрашивала по ICQ: «Почему называются именно гражданские чтения?» Но вы, собственно говоря, уже ответили по поводу гражданских чтений. Наталья: «Создаётся ощущение, что у вас очень много театральной и творческой части, нежели научной». Мы ответим на этот вопрос, сейчас примем звонок. Добрый день.

Слушатель: Здравствуйте, меня зовут Елена. А вообще в курсе все товарищи, которых вы приглашаете на мероприятие на какие деньги существует ваш фонд?

Ведущий: Какой фонд?

Слушатель: «Пермь-36».

Т.К.: Ну, во-первых, музей «Пермь-36» - это не фонд, а мемориальный центр и музей. А что касается какие деньги, то это абсолютно открытая информация. Они частично бюджетные, частично спонсорские, поэтому вопроса не поняла.

Ведущий: На деньги всё, что перечисляло министерство образования, культуры, комитет по культуре, собственно те самые структуры, которые должны поддерживать подобные проекты.

Слушатель: Здравствуйте, Владимир Семёнович. Первый вопрос, вообще-то министерство культуры нашего края не хотелось бы ставить рядом с великим писателем. Это разные совершенно вещи. Во-вторых, я был очень удивлён, когда премия великого публициста Солженицына по литературе была присвоена, присуждена великому писателю Виктору Астафьеву. Мне кажется, это должно быть наоборот, премия великого русского писателя Виктора Астафьева могла быть присуждена великому публицисту Солженицыну. Как вы считаете?

Т.К.: Давайте эту премию организуем. Вполне имя Астафьева достойно, чтобы премия имела место. Мы давно вынашиваем эту идею. Потом, на самом деле, не один человек должен выносить этому приговор. Всем миром надо думать над тем, кого номинировать на эту премию. Будем думать над вашим предложением.

Ведущий: Просто, что касается первого и второго в том числе вопроса нашего слушателя, это всё-таки ваша личная оценка. Вы считаете кого-то лучшим публицистом, кого-то лучшим писателем, это ваше мнение.

Т.К.: И имеете право.

Ведущий: Что касается того же министерства культуры, ну господа, почему же вы акценты делаете на том, что вам не нравиться? А почему бы вам не сделать положительный вывод из того, что министерство культуры поддерживает такие проекты?

Т.К.: И в тех случаях, когда оно поддерживает такие проекты, почему бы доброе слово не сказать, что такое случается, представьте себе.

Ведущий: И вопрос, который нам задавали до звонков, связанный с театральной и научной составляющей «Астафьевских чтений».

Т.К.: Памятуя опять же слова Марьи Семёновны Астафьевой, по-моему, она не просто долгую жизнь прожила, но и очень много выводов для себя сделала. Именно она говорила о том, что они не должны быть ни в коем случае чтениями косными, традиционными…

Ведущий: Скучными…

Т.К.: Да. Они должны привлекать внимание и молодых, и пожилых, и среднего возраста людям, должно хотеться приехать и поучаствовать в той или иной части программы. Мы поняли, что все прежние годы, начиная с 2002, мы проводили очень даже научные чтения. Я бы даже сказал, занаученные. И дети исследовали, приезжали, потом снова докладывали на то, что исследовали. И взрослых собиралось аж на пять секций научных. Заседали не только филологи, но и историки, краеведы, библиотекари, архивисты. И все исследовали, исследовали. Мы издали достаточно много томов. В этом году, в особом, подчёркиваю, году, когда 10 лет как нет Астафьева, а русский ПЕН-клуб выдвигает «Прокляты и убиты», называет как главное и лучшее произведение о войне, нам хотелось чтения провести в таком необычном ключе, таким особенным образом. Поэтому в этом году круглый стол, и я не даю зарока, что следующие чтения пойдут обязательно опять…

Ведущий: Может следующие пройдут опять научные.

Т.К.: Да, не будем загадывать.

Ведущий: Следите за программой, приходите, обсуждайте, пожалуйста. Спасибо большое.

Т.К.: Спасибо большое за внимание. Очень надеюсь на встречу на открытии и на разных программах «Астафьевских чтений».

Ведущий: Тем более, что вход свободный. Это очень важно сегодня.

Т.К.: Всего доброго, успехов, земляки!


Обсуждение
1126
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.