Верхний баннер
01:31 | СУББОТА | 20 АПРЕЛЯ 2024

$ 93.44 € 99.58

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Крупным планом

05.12.2011 | 15:00
Современная поэзия

Ведущий: В Перми 15.07. Добрый день, дамы и господа. В студии ведущая Нина Соловей. Начинаем нашу программу. За пультом звукорежиссёра Сергей Слободин. О чём пишут и для кого читают современные поэты? Чем будет отлична программа третьего пермского фестиваля поэзии «СловаNova», об этом говорим сегодня в рамках нашего эфира. Я представляю гостей, куратор фестиваля «СловаNova» профессор ПГПУ Марина Абашева. Здравствуйте, Марина Петровна.

Марина Абашева: Здравствуйте.

Ведущий: И участник фестиваля пермский поэт, уральский поэт Иван Козлов. Иван, добрый день.

Иван Козлов: Добрый день.

Ведущий: ну, я думаю, что поговорим и о самом фестивале, и послушаем стихи, всё-таки поэзия. Первый вопрос, Марина Петровна, у меня всё-таки к вам. Третий раз проходит этот фестиваль, вы стояли у истоков, и у тех событий, которые предшествовали появлению подобного события. Скажите, как-то изменился формат? Что-то новое появилось, исходя из тех предыдущих двух?

М.А.: Безусловно, появилось новое. И самим бы нам без нового неинтересно было бы, и фестиваль называется «СловаNova». И вместе с тем и мы развиваемся, даи зрителю хочется слушателю поэзии соответсвовать, поскольку многие, как выяснилось, жизнь свою мерят, а мы говорят живёт от «СловаNova» до «СловаNova». Меня такое очень обрадовало.

Ведущий: Это поэты измеряют?

М.А.: Это молодёжь, это слушатели, студенты многократно мне это говорили. Поэтому что-то мы сохраняем из прежних форматов фестиваля, и непременно появляется новое. Что сохранилось? Сохранилось главным образом его архитектура, то есть жёсткость. Утром, как всегда, академическая часть, это лекции в ПГПУ, куда мы приглашаем всех. Неизменно забитые полные аудитории, потому что выступают не просто лекторы, которые знают предмет. В этот раз это люди, которые написали монографии о современной поэзии, Владислав Кулаков, например, или Юлий Орлицкий, или скажем авторы работ о видео и кино Дмитрий Голынко-Вольфсон. В два часа дня во все три дня фестиваля, это всегда дискуссионные мероприятия, нацеленные на молодёжь, и непременно уральские. В этом тоже особенность фестиваля, что у него всегда есть своя часть, привязанная к месту. В этом году счастливо совпало, что вышла антология уральской поэзии. Она выходит в третий раз. Составляет её человек, знающий дело, знающий поэзию, Виталий Кальпиди. Это третий том уральской антологии. Мы можем видеть какие-то годовые кольца, срезы, как растёт уральская поэзия и как меняется её поколение. В этот раз в два часа дня каждый день фестиваля – дискуссии вокруг этой антологии. Первый день дискуссии назван «Место», и мы будем говорить есть ли у поэзии место или живёт она в космосе. Второй день – дискуссия названа «Уральская антология. Время», существует ли новое поколение. Вот Иван Козлов – это новое поколение, чувствует ли он себя объединённым в такое поколение здесь в уральской поэзии или нет?. Наконец, вечер поэтический в 17.00 10 декабря «Уральская антология. Лица», когда уже представляют свои стихи и песни тоже. Кто-то играет и поёт в библиотеке им. А.С.Пушкина. В 16.00 всегда поэтически читки, как правило, приезжают в хорошем смысле модные московские поэты, актуальные, внятные, один из них не совсем московский, а уже почти наш – Андрей Родионов, в первый день. Потом это будет Евгений Ройзман, фигура легендарная, и в поэтическом и политическом смысле. И в третий день, это Фёдор Сваровский, Кабанов, Фамилин, очень востребованный в России поэты. В 19.00 и в 20.00 всегда театральная часть фестиваля. Это спектакли поэтические, что, конечно ноу-хау. Именно пермский поэтический фестиваль «СловаNova» даёт, что слово живёт в разных средах: и в читке, и в театре.

Ведущий: Сразу спрошу, про Пермь будут спектакли? Я помню в «Сцене-Молот» ставили.

М.А.: Каждый раз спектакль новый.

Ведущий: А он был в прошлом году.

М.А.: Да.

Ведущий: Просто я его вне фестиваля смотрела.

М.А.: Да, то есть всякий раз новые спектакли. В этот раз они будут абсолютно другие. Вот в этом и интерес, что каждый раз ставится новый свежий спектакль. А про Пермь будет много всего, и стихи, и более того, будет совершенно уникальный поэтический перфоманс Александр Горнон, очень тонкий автор, сделал «Железобетонная поэма» Василия Каменского, как такую инсталляцию, поэтический перфоманс. К юбилею Каменского такой подарок будет показываться. Это можно увидеть в программе. Есть сайт, на который можно заходить и подробности находить. Я не буду сейчас обговаривать. Итак, академическая часть лекций утром, дискуссия и уральская поэзия днём, потом в 19.00 всегда спектакли, а уж вечером, почти ночером такие мероприятия в музыкальных клубах, это или всероссийский слэм «Битва поэтов», который будет в «Гвозде» 9-го, или в «Правилах» «Гламурная поэзия». Есть музыкальные группы «Ном», где популярная Вера Полозкова там выступает, то есть это музыкальные клубы в 21.00, 22.00, 23.00. Вот такая большая программа, поделённая трое суток на эти отрезки времени, она сохраняет свою структуру.

Ведущий: Раз фестиваль уже третий год существует, всё равно это исходит из того, что есть востребованность некая, есть интерес у публики. Не сходили на первый фестиваль, пустые залы на втором фестивале, то зачем и делать третий. Исходя из того, что третий фестиваль есть – востребованность есть. Вы сказали такое сочетание «мода на поэзию». У меня в связи с этим вопрос к Ивану. Существует ли сегодня мода на поэзию, и на модных поэтах она всё-таки существует, либо на какое-то определённое высказывание поэтов?

И.К.: Я думаю, что безусловно, мода существует, но тут всё-таки каждый определяет её в зависимости от каких-то своих установок. Есть всё-таки мода на социальную поэзию, в интернете это сейчас более, чем популярно, потому что начиная от Всеволода-Емелина, заканчивая другими менее знаменитыми авторами. Но в основном мода определяется скорее не какими-то социальными веяниями, потому что всё-таки социальная поэзия менее долговечная, чем какая-то ни была другая. Сейчас существует некий круг авторов, одного из них я хочу вкратце представить, если у меня останется время, который по крайней мере в интернет среде, среди моих сверстников очень популярны, и интересное самое в том, что это нельзя объяснить ни какими-то социальными веяниями, ни какими-то временными установками, это просто явление, которое лежит где-то за гранью понимания, может быть в этом и как раз суть поэзии. За счёт таких может не артикулируемых, непонятных вещей и удаётся быть популярным, признанным и интересным.

Ведущий: Ну, это то, что необъяснимо, да?

И.К.: Именно.

Ведущий: Мы прочитаем обязательно, просто для начала поговорим, а потом почитаем. В связи с этим хочется спросить у вас, как вы думаете, вернётся ли то время, когда поэты будут снова собирать стадионы, как когда-то Евтушенко, Вознесенский? Хотя исходя даже из последнего концерта той же Веры Полозковой, полный зал ДК Солдатова.

М.А.: Да, я думаю, что это явление уже равно примерно большому стадиону. А само главное то, о чём говорил сейчас Иван, если собрать всех людей, которые сидят с наушниками у своих компьютеров, и слушают и смотрят какие-то поэтические выступления, которые читают книги, то ого-го какой стадион получится. Просто, зачем им идти на стадион, если у них есть дома возможность в этом участвовать. Просто изменилась же среда, каналы коммуникации. А вот любовь к поэзии. Осталась. Иван говорил, что социальная поэзия, соглашусь, и скажу, что это не только в интернете. Вот, может быть не самый продвинутый гуманитарный журнал современности «Новое литературное обозрение», уже второй год выходит с первым самым материалом в своём журнале, это научный журнал, в котором рубрика, социальная поэзия. Это не только интернет узкий круг ограниченных людей, как принято шутит в этой среде. На самом деле, это действительно стадионы. Если бы эту всю публику увидеть разом. А вот посмотрим. На фестивале наконец эти люди приходят и слушают.

Ведущий: А это говорит, может свидетельствовать о каком-то интеллектуальном росте молодёжи?

М.А.: А не знаю. Измерить рост каждого поколения… Безусловно, поэзия дело элитарное, интеллектуальное, и тонкое, хотя чрезвычайно актуальное и социальное одновременно. Если молодые люди, восприимчивые к стихам, то это совершенно прекрасно. Они, наверное, не пойдут на улицы, затем, чтобы бунтовать и хулиганить, а будут думать и чувствовать.

Ведущий: Но хорошие стихи, кроме того, что они вызывают какие чувства и эмоции, они должны ведь ещё быть грамотно изложены, или это само собой подразумевается.

М.А.: Ну, это само собой получается, это есть в голове человека, который производит прекрасное.

Ведущий: Иван, а как вы относитесь к тому членению или группировке, когда говорят уральская поэзия, антология уральской поэзии, а есть не уральская поэзия. Как вы к этому относитесь? Или это просто формально.

И.К.: Что касается меня, я всегда считал себя таким человеком места, был очень привязан к городу, и эмоционально, и по всем другим обстоятельствам. Что касается именно поэзии, в этой сфере такого, пожалуй, всё-таки не ощущал, скорее это деление – некая условность, которая помогает может быть проследить некоторые процессы регионально, по другим факторам. Это скорее интересно с точки зрения поэзии, как науки, изучения, но с точки зрения чисто эмоциональной, это, мне кажется, границы не имеют принципиальной разницы.

М.А.: Важно, что метафизика места действует на самого поэта. Он продуцирует смыслы, будучи подпитанным, в этом случае эмоционально, это тоже важно, потому что вот, наверное, в стихах это чувствуется. Что касается научного осмысления, действительно, если говорить о движении фестиваля, то во многом это углубление некоторых линий фестиваля, в том числе академических. Допустим, на этом фестивале есть особые направления, посвящённые московскому концептуализму, и лекции посвящены, и архив «Мани» уникальный музей демонстрируется, и Рубинштейн главный, вообще гость фестиваля приезжает. Вот это одна линия – концептуализм. Другая линия, есть ли в поэзии место и время. Третья линия – это видео поэзия, то есть существует не столько расширение фестиваля, сколько углубление каких-то линий. А думать над поэзией, наверное, не менее важно, чем чувствовать.

Ведущий: Когда пройдёт фестиваль «СловаNova»?

М.А.: 9-11 декабря, а 8 декабря за такта, препати мы уже начинаем. И 8 уже Александр Гаврилов, ведущий программы на телевидении в 17.00 в «Модных людях» на выезде представляет свою программу. Есть уже и спектакль, и хип-хоп препати, куда зовут всех. На съёмку программы можно непосредственно попасть. А вечером 21.00 уже на хип-хоп препати в «Сцене-Молот» можно приходить. Мы начинаем уже с 8 декабря, а основные дни фестиваля 9,10,11 декабря.

Ведущий: Максим написал: «Сегодня действительно поэзия модна, и её можно увидеть на телеканалах». Ну, да, если говорить про тот же телеканал «Дождь» отбивки идут казалось бы как обычно музыкальные и ещё какие-то видео, а тут поэты читают. «Культура» тоже обращается к современной поэзии довольно активно, поэтому, наверное, в хорошем смысле мода на поэзию есть, и мода на стихи. Возвращаясь к антологии, которая будет презентована на фестивале. Я так полагаю, что ваши стихи, Иван, вошли туда.

И.К.: Да.

Ведущий: И отчасти, наверное, знакомы с произведениями, которые туда вошли?

И.К.: Да, более менее.

Ведущий: Можно как-то охарактеризовать в общем?

И.К.: Трудно сказать, потому что я, например, чувствую себя немного выпавшем местами от общей когорты. На самом деле я стихами никогда не интересовался. Это довольно странно, но легко, мне кажется объясняется. Может те, кто пишут стихи меня поймут.

Ведущий: Чужими стихами не интересуетесь?

И.К.: Да. Я это имею в виду. Но в принципе, я хочу вернуться немного к тому, о чём говорил в начале, об актуальной поэзии. Мои стихи можно будет услышать на фестивале «СловаNova» по программе, равно как и стихи других участников антологии.

Ведущий: В вашем исполнении?

И.К.: Да, конечно. А сейчас я просто хочу воспользоваться случаем, рассказать о человеке, который представляет поэзию, о которой в начале говорилось, популярной в сети, но который на «СловаNova» в этом году не попал, поэтому хочу немного это компенсировать. Его зовут Владимир Навротский, это мой любимый поэт, один из немногих.

Ведущий: А до этого сказал, я чужими стихами не интересуюсь, этим и уникален случай.

И.К.: Да, случай точно уникальный.

Очень бесит меня вспоминать о вещах, которые происходят без наблюдателя,

О процессах, которые длятся в трансформаторных будках за дверцей,

О том, как ржавеют на глубине бронебойных снарядов взрыватели,

Или о том, как в шкафу пальто никому не нужное молью естся.

Отвратительно это по многим причинам. Две хочу озвучить.

Ну, во-первых, явный перерасход вычислительного ресурса,

Исходя из этого, мир наш должен слегка тормозить и глючить.

Нам не важно, мы в нём не считаемся, только пусть разработчики будут в курсе.

Во-вторых, какая досада, приходишь домой, а пОльты съеты,

И трубу прорвало, только поэтому дом не сгорел дотла.

Тут сгущаю, спасибо, я знаю, конечно, сгущаю где-то,

Но зато в других строчках разбавлю, такие дела.

Ну, и в-третьих, и в главных, как тут, скажите, не злится?

Всё мне кажется скрыт здесь злой и обидный намёк.

Мы друг другу не нужны, а нам и подавно, даже как очевидцы

Издевательски бьют камни у меня из-под ног.

 

Ведущий: Спасибо. В связи с этим вопрос, опять же упоминая Веру Полозкову, есть такая фраза «ну просто без клавиатуры безумно холодно рукам». Сегодня поэты пишут или набирают тексты? И есть ли разница? Или сочиняют тексты?

И.К.: Я набираю, конечно, тексты, это гораздо проще, но с другой стороны и расхолаживает, потому что когда ты их набираешь, очень легко что-то подредактировать, что-то внести после того, как стихотворение уже опубликовано в интернете. На самом деле я пишу достаточно давно. И с детства я слышал кучу разных рекомендаций, каких-то совершенно абсурдных, вплоть до того, что стихи нужно писать обязательно карандашом, обязательно в какое-то время суток, обязательно на такой-то бумаге. В конце концов я пришёл к выводу, что это не имеет абсолютно никакого значения, и здесь, наверное, это облегчает задачу, но никаких в общем-то побочных эффектов это не имеет.

Ведущий: Разве что будущим поколениям, которые могут например по черновикам изучить как рождалось это слово, перечёркивалось и новое возникало. Я к примеру говорю по тому же Пушкину. Как Иван Козлов рождал стихи уже будет трудно узнать.

И.К.: пожалуй, тут вы абсолютно правы. Мне в этом плане вспоминается недавно вышедшая книжка «Автографы Егора Летова», это, конечно, удивительный памятник во всех отношениях, тут да, такой минус есть. Но, я не думаю, что когда-то удастся достичь такого уровня, чтобы твои черновики издавали на дорогой бумаге маленьким тиражом. Хотя, всё может быть.

Ведущий: Не известно, отвернёмся ли ещё от ридербуков, возможно всё снова вернётся.

М.А.: Так, что на всякий случай сохраняйте.

Ведущий: Говорят паста дольше хранится, чем отпечатанное. Бог с ним. Вернусь сейчас к вопросам по ICQ. Татьяна спрашивает: «Нравится ли поэтам спектакли, в которых читают их стихи?» Ну, у вас такого опыта не было.

И.К.: Да, боюсь, что у меня не было такого опыта, но по крайней мере в спектаклях, в которых в принципе читают стихи, я как раз послушал и посмотрел на прошлой «СловаNova» впечатления, конечно, замечательные. Стихотворения, которые не могли бы ни в коем случае зацепить, будь они просто написанные на бумаге, не потому что они плохие, а потому что они воспринимались бы немного иначе. Тут просто от этого восприятия уйти невозможно. Это очень такой массированный эмоциональный натиск, когда всё это происходит ещё и в форме спектакля, это очень полезно.

Ведущий: Вы имели отношение к спектаклям?

М.А.: Мы имели отношение к спектаклям, и видели, и вы знаете, если бы поэтам не нравилось то, что происходит с их словом в спектакле, я думаю, спектакли не жили бы дальше. А ведь некоторые из них играются уже и в «Сцене-Молот» и в театре «Практика» в Москве. Вера Павлова, прилетавшая в прошлом году на фестиваль из Нью-Йорка, видела спектакль и здесь и в Москве, и была счастлива тем, что она увидела и реакцию зрителей, и тем, что случился этот спектакль. На самом деле, и вы, наверное, видели, он был прекрасен. Многие из этих спектаклей потом остаются жить, а это значит, что всё получилось.

Ведущий: В этом смысле «Сцена-Молот» такой некий героический акт создаёт, когда эти спектакли оставляет у себя в репертуаре. Пусть там некоторые даже часто проходят при половине зала, но тем не менее, они всё равно держаться в репертуаре, и, мне кажется, это очень правильно.

М.А.: Половину зала никогда не видела.

Ведущий: Вы на премьерах бываете в основном. Я так полагаю, Иван, что вопрос пришёл к вам. «Поэты, - спрашивает Елизавета, - поэты, как мне кажется, очень эгоистичны. Чужая поэзия им не интересна, им нужны лишь собственные переживания, ощущения. Стоит ли, - а это уже к вам, Марина Петровна, - ради таких людей затевать целый фестиваль. Спасибо».

И.К.: На самом деле человек отчасти прав, потому что может они и эгоистичны, но я не могу говорить за всех, но например, по своему опыту не в том смысле эгоистичны, что не замечают никого, кроме себя. Я, например, своё и чужое творчество оцениваю как-то в равной степени. Тут вопрос не в эгоизме, а в том, интересно или неинтересно, задевает или не задевает. Безусловно, даже если бы поэты были самыми последними закостенелыми эгоистами, то вопрос о том, устраивать фестиваль или не устраивать, он бы не стоял. Конечно, устраивать.

Ведущий: Во-первых, есть бой поэтов, где на первом плане поэты. А тут всё-таки фестиваль не поэтов, а поэзии, поэтому речь-то идёт о поэзии.

М.А.: Поэзия существует в самых разных формах в фестивале: и слово, и спектакли, и музыки. Совершенно прекрасное открытие запланировано Владимира Мартынова, очень серьёзного авангардного композитора, его знают в Перми, он уже здесь был. И когда ещё был Дмитрий Александрович Пригов, были созданы такие музыкальные циклы, стихи Пригова, всё будет на открытии 9 декабря в 19.00. Мы все зовём. Что же касается вопроса об эгоизме поэтов, он очень интересен. Я бы сказала, что поэты скорее не эгоистичены, а эгоцентричны. Они зациклены не на себе, а на том, чтобы настроить себе поэтический организм, на то, чтобы слышать, что им диктует. Уж не знаю, кто, Бог, космос, внутренние чувства, вдохновение. Мы ведь не этический фестиваль проводим за тем, кто хорошо относится к людям, тех и привезти. Поэты не для этого существуют в мире, чтобы хорошо себя вести и помогать другим, кого-то через дорогу переводить. Они существуют за тем, чтобы слышать музыку космоса, и как-то её воплощать. И слава богу, пусть они на себе мысленно сосредоточиться, а мы только помогаем им выйти на сцену. Может вы помогаете прийти сюда, и услышать и транслировать этот голос на фестивале.

Ведущий: Вы очень хорошую подводку сделали к тому, чтобы Иван представил нам свои стихи.

И.К.: Раз уж я на 40 минут по случаю передачи отвлёкся от музыки космоса, почему бы и не почитать заодно. Я прочитаю одно из самых таких известных или неизвестны не знаю, но приевшихся, и это стихотворение стало популярным в том же интернете. А поскольку я свои не заучиваю, это единственное, которое у меня сохраняется в памяти, поэтому мне легко его будет прочесть.

Боже, ответь это раб твой Иона, если помнишь такого.

Вокруг меня только грязные потроха, мерзость и нечистоты.

Я три дня и три ночи молился тебе во чреве китовом

А теперь никак не могу понять, где промахнулся в расчётах.

Исходя из расчётов, я давно уже должен быть на суше

И не понимаю, почему этот кит меня до их пор таскает.

Аллё, Иона приём, это Бог, слушаешь, замечательно, слушай!

У нас возник тут ряд проблем, ситуация вкратце такая:

Если б всё шло по плану, мы уже больше суток

могли бы проповедовать сирийцам доброту, любовь, справедливость,

Но кита твоего на днях проглотила более крупная рыба

И представь, про неё в наших планах ни слова не говорилось.

Родной, пожалуйста, не кричи, я знаю, что ты измучен.

Да, я прокололся, свобода воли стоит на таких проколах

К тому же подводный мир Средиземного моря

Ещё изучен не до конца, но я-то причём здесь?

Я Бог, а не ихтиолог.

Ладно, родной, скажу по секрету, мы тут провели работу

И нам от этой тенденции с рыбами стало довольно жутко.

У нас тут вселенная, расширяясь на днях, наткнулась на что-то,

И в общем, наши спецы полагают, что это стенки желудка.

 

Ведущий: Спасибо.

М.А.: Вот видите, мы не договаривались с Иваном, а тут Бог разговаривает с Ионой. Поэт тоже с ним разговаривает.

Ведущий: Просто я хотела обратиться с личной просьбой «Колыбельную для котов» или, я не помню точно название.

И.К.: Я понял, о чём вы, но я её сейчас, к сожалению, не воспроизведу, потому что, я почему ещё так легко отношусь к творчеству, потому что уже стабильно пять лет, я заметил такую странную штуку, что ты пишешь и пишешь прекрасные совершенно стихотворение, с которым тебе хочется носиться, которое тебе хочется читать. Проходит полгода, максимум год, ты смотришь, думаешь, господи, что это такое? Как это получилось? Это я написал? Ужас какой. И сейчас этот процесс идёт. Я думаю, что чем короче вот этот промежуток, когда ты переоцениваешь своё творчество, тем лучше на самом деле, потому что может тем быстрее идёт развитие.

Ведущий: А бывает такое, что наоборот?

И.К.: Про кота достаточно старый, поэтому он уже предан забвению в каком-то смысле.

Ведущий: Видите, не всеми предан забвению. А бывает, что наоборот, вы читаете, и «Это, Я! Какой я молодец!»

И.К.: Да, такое было один раз, когда я собственно с чего и начал писать стихи в 9 лет на поздравительной открытке 8 марта, там был совершенно прекрасный стишок, который тоже не воспроизведу, это довольно лично. Я его сохранил и он мне по-прежнему нравиться, и не разонравится никогда.

Ведущий: Что это за стишок?

И.К.: Поздравительный, 4 строчки для мамы, когда мне было 9 лет. Эталон поэзии для меня сейчас 23 летнего.

Ведущий: Вы вспомнить не можете, да и это очень личное?

И.К.: Да. Это скорее талисман такой, который остался далеко в прошлом, но до сих пор это четверостишье для меня играет роль.

Ведущий: Скажите, пожалуйста, вы много общаетесь с теми людьми, которые приезжают к нам на фестиваль и приезжали. Рождается ли какой-то интерес у российского общества, у литераторов российских, учёных к пермскому именно фестивалю? Есть ли какие-то аналогичные фестивали в других городах? Либо мы в этом смысле уникальны?

М.А.: Фестивалей в России, и фестивалей поэтических в том числе довольно много. Но, что у пермского фестиваля собственное лицо, в этом нет никаких сомнений, слово в разных ипостасях, такое включение академической составляющей, такого разнообразия жанров в поэзии, такой адресации широкой нет ни у одного из фестивалей, это я могу сказать со всей ответственностью. Что же касается интереса из вне к нам, то есть и интерес к месту, к Перми вообще. Вы знаете, уже стоило бы собрать книжку и поэтическую и прозаическую стихов о Перми по следам приезда сюда ещё до фестиваля. Вы помните, фонд Юрятин раньше мы привозили и в 90-е годы этих поэтов, есть стихи о деревянных богах Кушнера, есть замечательное творчество Пригова о путешествии в Пермь, есть в воспоминаниях Вознесенского такие выразительные фрагменты, посвящённые визитам в Пермь. Есть интерес к месту. Что же касается собственно фестиваля, здесь тоже, конечно, какая-то аудитория, стремящаяся сюда, сочувствующая тому, что здесь происходит, и которая чувствует себя комфортно. Михайл Айзенберг, человек, который вообще чувствителен, человек не фестивальный, который, как мне кажется, вообще боится больших скоплений народу, очень тихо сказал мне в прошлый раз, что такого количества людей с таким выражением глаз он давно в Москве не видел, такой среды, такого горения, такой энергии он давно не ощущал. По-моему, это не мало говорит об атмосфере фестиваля.

Ведущий: Фестиваль в общей своей составляющей неконкурсный, это больше демонстрация, больше знакомство с тем, как развивается сегодня поэзия, что она из себя представляет. Но есть всё-таки у вас одна номинация, одна премия, если я не ошибаюсь, называется «Слова».

М.А.: Премии получается даже три, а точнее четыре, а может быть даже пять. Я сейчас скажу. Изначально вручалась премия «Слова» поэту, который уже много сделал в русской поэзии, и вручается премия «Nova» молодому поэту, лет 30, который только начинает свой путь. Первая премия денежная, а вторая - издание книги. По итогам слэма поэтического состязания есть своя премия. Там победитель получает третью премию. Далее случилось так, что уже третий раз премию им. Решетова будут присуждать именно во фремя фестиваля «СловаNova». Эта премия учреждена министерством культуры края, и в этом году жюри работало, и решили мы тоже устроить соревновательную часть в библиотеке им. Пушкина, в доме Смышляева, который тоже является площадкой фестиваля. Вручение премии будет происходить прямо там. Три претендента на премию уже выявлены из большого количества книг, присланных на конкурс. Но само вручение будет проходить там и будет зрительское голосование, и там определится победитель, тот, кто получит приз зрительских симпатий. И наконец, прямо там, буквально на коленке, во время фестиваля будут делаться такие видео клипы, где может участвовать кто угодно. Им предоставят камеру и будут профессионалы им помогать, и в конце будут эти клипы показаны. Там тоже будет свой победитель. Так что соревновательное такое мероприятие.

Ведущий: Довольно богатый на события фестиваль, и вот уже он скоро откроется. Буквально по полминутки у вас на ответ. В последнее время в нашем городе проходит огромное количество событий, фестивалей и чтений и т.д. Почему люди, которые нас сейчас слушатели должны выбрать все три дня или один из них именно выбрать фестиваль «СловаNova» и пойти?

И.К.: Потому что фестиваль «СловаNova» вообще существенно отличается от всего, что есть, и именно этим он важен, особенно на фоне того, что действительно огромное количество мероприятий. На тех же «Белыйх ночах» тоже есть поэтические конкурсы, определённая поэтическая программа, но на «СловаNova» это всё отработано гораздо глубже, гораздо более такой профессиональный подход у организаторов. Если люди хотят не просто послушать стихи на свежем воздухе, как это происходит летом, а почувствовать себя вовлечёнными в серьёзный всероссийского, чуть ли не мирового уровня, вот этот литературный процесс, если они хотят понимать, что происходит и насколько это интересно и многогранно, то, конечно, им лучше попасть именно на «СловаNova» и желательно от начала и до конца по возможности.

М.А.: Надо приходить на поэтический фестиваль, потому что поэзия самая точная форма человеческой речи и человеческого мышления. Надо приходить на фестиваль, потому что он задевает самые тонкие струны нашей души, человеческого организма. Надо приходить на фестиваль, потому что это просто интересно и весело.

Ведущий: И там звучит русское слово. Спасибо большое. До встречи на фестивале.


Обсуждение
1470
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.