Верхний баннер
15:08 | ПЯТНИЦА | 19 АПРЕЛЯ 2024

$ 94.09 € 100.53

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Крупным планом

23.04.2012 | 14:00
Итоги Пермского форума и планы на "Белые ночи"

Ведущий: В Перми 15 часов и 6 минут, добрый день, в студии Нина Соловей, за пультом звукорежиссера Сергей Слободин. Как правило, в программе «Крупным планом» мы говорим о вернисажах, о премьерах, о концертных событиях. Ну, а сегодня мы поговорим о Пермском форуме и об одном из событий, которое было презентовано, из событий, которые состоятся в рамках грядущих «Белых ночей», событие, которое подготовил «Культурный альянс», мы тоже поговорим в рамках этой программы. Почему вдруг привычный Пермский форум, который в прошлом году был экономическим, вдруг стал темой нашего эфира? Я думаю, ни для кого не секрет, что в последние годы тема культуры является одной из, не главных, но одной из ведущих тем и тем дискуссий, которые обсуждаются на этом форуме. Руководитель рабочей группы по подготовке VIII Пермского форума, руководитель федерации «Культурный альянс» Николай Новичков сегодня гость нашей студии. Здравствуйте, Николай.

Н.НОВИЧКОВ: Добрый день.

Ведущий: Первый вопрос. Почему вдруг в этом году Пермский экономический форум потерял слово «экономический».

Н.Н.: Ну, вы же понимаете, что это не «вдруг», то есть вы сами сказали, что к этому все шло. Это не потому, что мы там забыли об экономике, ни в коем случае, у нас весь мир экономический…

Ведущий: А приставкой «культурный» пугать не хотели?

Н.Н.: Да нет, дело не в этом, просто не хочется загонять себя в рамки, да? То есть мы же живем в открытом мире, мир полон  возможностей, и заранее говорить о том, что это может быть темой форума, а это не может быть темой форума, невозможно. Мы гонимся за актуальностью, если уж совсем цинично говорить. Поэтому актуально сегодня то, что будет реально завтра. Поэтому если в этом году интересно говорить о политике, и это правда, что, переименовывать VIII форум, в скобках писать «политический», IX – еще какой-нибудь? Поэтому вот, Пермский форум как явление, я думаю, что это будет таким хорошим, известным брендом.

Ведущий: Ну, а на ваш взгляд, то, что этот форум назывался «Власть. Общество…»

Н.Н.: «Человек. Общество. Страна».

Ведущий: «Человек. Общество. Страна» - довольно большое было количество нареканий со стороны людей о том, что вроде такая тема яркая, а общество-то туда могло пройти, только получив право аккредитоваться и так далее. Либо это просто формат мероприятия, который обязаны были соблюсти?

Н.Н.: Нет, ну конечно, начнем с того, что мероприятие проходит в помещении. Соответственно, понятно, есть естественный ограничитель по площадям. Мы не можем вместить всех желающих, да? При этом мы не отказали ни одному журналисту, я думаю, что коллеги вам об этом сказали. Для журналистов был зеленый свет.

Ведущий: Но количество только было ограничено?

Н.Н.: В смысле – количество, то, что от одного издания там не 10 человек, а два? Это нормально. Весь спектр желающих был учтен. Что касается непосредственно участников, то конечно, поскольку это же не государственное мероприятие, это мероприятие, которое проводится на деньги спонсоров, поэтому, естественно, мы оставляем за собой право смотреть на тех, кто к нам приходит. Еще раз говорю, дело не в том, что нам кто-то нравится, кто-то не нравится. Нам все нравятся, да? Даже Василий Якеменко пришел на форум, уж казалось бы… Но еще раз говорю, есть естественный ограничитель.

Ведущий: На этом форуме, на ваш взгляд, тема культуры и всех процессов, которые происходят в культуре, была ярче представлена, чем прежде, или наоборот?

Н.Н.: Смотрите, дело в том, что, может быть, ярче всего тема культуры была представлена на VI форуме, который мы делали вместе с Эдуардом Бояковым. То есть это был такой серьезный шаг от экономической тематики, которая превалировала на V форуме, в тему новой экономики и культурной политики.

Ведущий: Я прошу прощения, это тот форум, который проходил напротив галереи?

Н.Н.: Да, сейчас VII, тот был VI, это было два года назад, чуть меньше. В общем, и это движение тоже было оправдано, и в том случае как бы форум действительно работал на культурную политику, то есть он продвигал те культурные новации, которые реализуются в Пермском крае. Сейчас такой задачи нету, то есть культурная политика Пермского края не нуждается в таком масштабном продвижении, то есть это уже признанное явление. И, соответственно, на прошлом форуме, на этом еще в большей степени, культура является одной из тем. Безусловно, одной из важных тем, но, тем не менее, это одна из тем наряду с другими, например, с экономической политикой, или с большой политикой, или с медиа. Культура присутствует, никуда от этого не деться, и это очень здорово. На самом деле не так много форумов в России, их почти нет, где культура стоит на равных, а иногда чуть выше, чем остальная тематика. Потому что те культурные форумы, мы просто этот рынок изучали – кто конкурент? Культурные форумы, которые проходят в стране, я знаю точно про два форума, который проводил Рамазан Абдулатипов в университете культуры два года подряд в Москве, и на Ленэкспо проводили в Петербурге правительством Санкт-Петербурга в прошлом году питерский культурный форум. То есть как бы это совсем не просто, слишком местечково, слишком мало. Мы все-таки культуру ставим как базовый элемент…

Ведущий: Часть.

Н.Н.: Нет, базовый элемент современной жизни, не просто часть, а базовая часть. То есть там как это – вот, надо сначала человека накормить, а потом будете думать о зрелищах. Нет, это равнозначные, равнопервостепенные задачи.

Ведущий: Скажите, пожалуйста, те дискуссионные площадки, которые работали, я опять же, извините, все в свою сферу клоню, в сфере культуры и те секции, которые работали – вы довольны их работой? Что там обсуждалось? Каковы были разные мнения? Либо все встретились, поговорили, сошлись в едином мнении, друг друга поняли и разошлись?

Н.Н.: Вот смотрите, вы сказали…

Ведущий: Я почему спрашиваю, потому что не присутствовала, только слышала мнения.

Н.Н.: А почему не присутствовали?

Ведущий: По объективным причинам, потому что кроме форума… Нет, правда, по объективным причинам, на других мероприятиях.

Н.Н.: Я понимаю, понимаю. Вы сказали два важных слова – встретились, поговорили. В России не так много мест, где люди могут свободно встретиться, свободно поговорить. Это тоже одна из особенностей Пермского форума. Это одна из уникальных площадок, где нет тем запретных, тем для разговора, люди разных взглядов встречаются, иногда встречаются и не договариваются. На секции «Культура» был инцидент, это там скорее маленький штрих, когда в одном зале оказались известный книжный продюсер Боря Куприянов, мой друг, и писатель Эдуард Багиров. И Боря сказал, подошел ко мне как к модератору секции и сказал, что извини, я не могу находиться в одном помещении, дышать одним воздухом с господином Багировым. Я ему сказал – Боря, раз ты уходишь, то есть он намеревался уйти, ты должен об этом сказать в микрофон, чтобы все об этом знали, это нельзя делать кулуарно.

Ведущий: И сделали хороший информационный повод.

Н.Н.: Да, само собой так получилось, что оказался информационный повод. Борис подошел, сказал, что по ряду причин, то есть не разделяет позицию Багирова…

Ведущий: Багиров расстроился?

Н.Н.: Я думаю, что нет. Эдуард не первый день замужем, грубо говоря, к политическим баталиям привык, его просто так не проймешь. Понятно, что ему стало скучно, потому что дискуссия не в том русле находится, в котором Эдуарду привычно, да? То есть мы никого не ругаем, ни на кого не наезжаем, мы ищем истину, мы ищем пути…

Ведущий: Но дискуссия – она же подразумевает спор.

Н.Н.: Безусловно, но понятно, что на Пермский форум все-таки приезжают не «нашисты», хотя вот в лице Василия Якеменко иногда приезжают, хотя их никто не зовет, а люди более здравого мироощущения. И там, грубо говоря…

Ведущий: Алексей Борисович, например, Бессонов.

Н.Н.: Алексей Борисович – фрик. То есть это элемент художественного пространства, если хотите. С ним смешно, поэтому пусть приходит. Алексей Борисович уже давно стал украшением любого публичного мероприятия, то есть его надо специально звать, хотя опять же его тоже не приглашали, но вот его надо приглашать. Так вот, Борис ушел…

Ведущий: Возвращаясь к дискуссии, да.

Н.Н.: Возвращаясь к дискуссии, Борис ушел, Эдуард посидел, говорит, что ему стало скучно, он пойдет погуляет. Я говорю – Эдуард, я тебя не держу, иди. Борис вернулся, и дискуссия продолжилась. Поэтому разные люди, разные мнения. А значит, там…

Ведущий: А до чего договорились?

Н.Н.: До чего договорились – значит, вообще ради чего секция «Культура» собиралась. Мы там не обсуждали, и это было жесткое требование автора метода Александра Аузана, мы там не обсуждали отраслевые проблемы, вообще проблемы современной культуры. Понятно, что есть о чем поговорить, но это площадка какая-то другая. Александр Аузан в качестве метода предложил рассмотреть систему открытого доступа. То есть это такая концепция, по ней уже рейтингуются страны, Россия, как обычно, где-то в районе Бангладеш. В чем суть – есть три критерия, по которым страны рейтингуются в открытом доступе. Первое – это договариваются о правилах, а не об исключениях. Второе – это организации переживают своих создателей, что в России вообще невозможно практически, да?

Ведущий: Да-да-да, уходит человек, и уходит все.

Н.Н.: Закончилась тема, закончилось дело. И третье – гражданский контроль за силовым блоком. Вот как бы три вещи. И, соответственно, шесть секций форума, которые работали 20 апреля, они вот эти три критерия в своей части обсуждали. Секция «Культура» обсуждала первый критерий – договариваться о правилах, а не об исключениях. И вот, собственно, об этом шла дискуссия, что нужно предпринимать. Александр Архангельский, понятно, что он как бы признанный специалист по современной школе, говорил, что вообще нужно перестраивать сам процесс обучения особенно в младших классах, давая ребенку не картину мира, то есть не обтесанный такой обструганный красивый мирок, где все понятно ребенку, а давать мир, где все непонятно. То есть нужно давать не ответы, а ставить правильно вопросы. И тогда из понятного, простого человека, может быть, получится сложный, может быть, не всегда комфортный для окружающих, но все равно человек, способный воспринимать окружающий мир. Значит, об этом Александр говорил. Еще коллеги говорили о том, что у нас дискретное восприятие истории. Например, я там приводил пример – улица Ленина в Перми, да? Не все хотят жить на улице Ленина, не всем нравится политический деятель. Другие хотят возвращение исторического названия. Во-первых, там сложно найти историческое название, улица, по-моему, во многом построена заново. При этом в Перми политика, не знаю, как дальше будет, краевых властей – ничего не переименовывать. Если новый объект появляется, можно придумать ему новое название. Или если у объекта, улицы или площади, было название историческое, тогда его можно вернуть. Улица Ленина является предметом спора, да? А, казалось бы, она должна быть не предметом спора, недопонимания, а предметом объединения, потому что Ленин – это такая же наша история, как и Колчак, например. Для кого-то Колчак – история, для кого-то Ленин. То есть вот, по сути мы часто находимся в ситуации, что мы живем в трех Россиях. Никита Михалков живет в имперской России. Он как видит себя в фильме «Сибирский цирюльник» на коне, вот и все.

Ведущий: Прохоров в капитализме живет, да?

Н.Н.: Да, то есть уже в третьей России современной. А кто-то, я не знаю, Алексей Бессонов, живет уже в России…

Ведущий: В светлом будущем коммунистическом.

Н.Н.: Которое оказалось уже там, в прошлом. И одна из задач, в том числе, культурной политики – найти мосты, как из трех Россий сделать единую. Не в том смысле, что кто-то должен признать, что Ленин – это да, великий политик, не требуется этого. Нужно признать, что это часть нашей истории. И наличие Ленина, как наличие Колчака, каким-то образом повлияло на нас сегодняшних.

Ведущий: Но ведь то, о чем вы говорите, это же утопия. Мне кажется, сегодняшний мир как раз так многообразен, и людям нравится разность мнений…

Н.Н.: Нет, дело не в многообразии, дело в признании того, что у тебя есть другое мнение. Нужно же не договориться о том, что типа вот мы все, всем все…

Ведущий: Не что у тебя есть другое мнение, а что другой человек имеет право на другое мнение.

Н.Н.: Абсолютно, конечно, я ровным счетом об этом и говорю. Дискретность восприятия истории как раз подразумевает, что мы признаем этот кусок, а все остальные не признаем, отстаньте от нас, все остальное плохо, либо это хорошо, либо это. То есть про согласие о наличии несогласия, то есть вот формула – согласие о наличии несогласия. Особенно об этом говорили. Если возвращаясь к критерию – договариваться о правилах, а не об исключениях, я предложил правило – начни с себя. Выработай свод собственных правил, по которым ты живешь, и начинаем следовать, без исключений. Начиная с банальных - когда заходишь в подъезд, придерживай дверь, чтобы она не ударяла со всей дури и люди на первом этаже не сходили с ума, например. И вот таких правил, нормальных, человеческих правил у каждого человека может быть много. И вопрос в том, чтобы не находить исключений, не идти на компромисс.

Ведущий: То, о чем вы говорите, что вы обсуждали, эти темы, конечно, связаны с образованием.

Н.Н.: И с культурой, и с культурной политикой.

Ведущий: И с культурной политикой, в том числе. Наш телефон 261-88-67, эфирное ICQ 404582017. Сегодня в гостях у нас Николай Новичков, теперь уже экс-министр культуры, руководитель рабочей группы по подготовке VIII Пермского форума, который завершился в минувшие выходные, и также руководитель федеральной дирекции проекта «Культурный альянс». На одном событии все-таки я была, все-таки вырвалась из той гущи культурных событий, которые происходят в нашем городе, это пресс-конференция, посвященная как раз и грядущим «Белым ночам», и «Культурному альянсу». Если я правильно поняла, в этом году «Альянс» прирос еще новыми городами, и творческие силы этих городов будут представлены в нашем городе на «Белых ночах». Какие это будут города, и чем это будет отличаться, например, от прошлого года?

Н.Н.: Смотрите, прошлый год – это был на самом деле первая проба пера. Никто не знал на самом деле, как вообще с этим жить, когда на горизонтальном уровне объединяются культурные деятели, ищут возможности для того, чтобы приехать на фестиваль, ищут деньги для этого и что из этого получится. В общем, на самом деле в сфере арта, современного искусства получилось, потому что приехало из большого числа, из больше чем десяти городов художники современные, приезд которых профинансировали администрации их городов и регионов. И в итоге это вылилось в достаточно приличную (???неразборчиво) очень приличную выставку «Искусство против географии», которая, в том числе, была представлена на четвертой московской биеннале современного искусства. Оказывается, за пределами Москвы есть современные художники. Это уже само по себе неплохо, и этот пробный камень, пробный фестиваль «Культурного альянса» себя оправдал. В этом году то же самое с точки зрения ревизии творческих сил в регионах тоже будет реализовано, но уже по нескольким направлениям, не только арт, но и театр, литература, музыка и, я надеюсь, что еще что-то будет связано с кино. Но по поводу театра, литературы, музыки и арта будет точно.

Ведущий: Проще говоря, для тех, кто, может быть, вдруг не слышал, есть ряд городов, российских городов, которые приедут в наш город и покажут свои лучшие творческие силы, то, чего они достигли.

Н.Н.: В области современной культуры, да.

Ведущий: Технология какова? Они узнали о том, что мы, в общем, приглашаем к такому побратимству на почве культуры или вы отправляли заявки – ребята, вот у нас такая идея есть?

Н.Н.: И так, и так. Понятно, что художники в широком смысле, творческие деятели, они люди активные, в сообществах, в информации они плавают, вращаются. Информацию получают о том, что есть такая Пермь, есть фестиваль «Белые ночи», и что она любит смотреть на хороших современных деятелей культуры. С другой стороны, мы, конечно, ездим по городам, много рассказываем. Этим мы занимались в конце прошлого года, то есть когда я даже не берусь вспомнить, сколько десятков было поездок по стране, начиная от Твери и заканчивая Новосибирском, широкая самая география. Понятно, что и близлежащие города тоже – Екатеринбург, Казань, Ижевск, Киров, то есть само собой, Уфа, само собой разумеется, Нижний Новгород. То есть мы рассказываем, что есть возможность, культурные (???неразборчиво) – не только там приятное времяпрепровождение для зрителей, вот они пришли, посмотрели что-то интересное. Это еще громадный промоушен для самих художников. Они из региональных местечковых гениев часто становятся признанными мастерами, которых узнают в стране. У нас жизнь так устроена, если тебя в Москве не узнали, сложно тебе будет дальше пробиваться.

Ведущий: Пермь принимает творческие силы из разных городов. А пермяков, кроме Питера, Питер – да, знают, пермяков где-то привечают? Города из этого альянса?

Н.Н.: Смотрите, у нас ведь, это же не просто друг к другу ездим, это творческий обмен. Вот из Новосибирска приезжают к нам художники, привозят что-то – соответственно, туда тоже кто-то едет из Перми, само собой. В мае открывается выставка «Родина», которая поработала в музее современного искусства, она будет представлена новосибирской аудитории, новосибирскому художественному творческому сообществу. Новосибирск – это серьезный центр на карте страны, одна из столиц, то есть это точно столица Сибири, и там есть с кем разговаривать.

Ведущий: А кроме современного искусства, Новосибирск интересует искусство пермской оперы, куда уехал их бывший худрук?

Н.Н.: По поводу пермской оперы тут вообще все, не надо волноваться. Пермская опера ездит очень много и очень много гастролирует.

Ведущий: Я вас прошу надеть наушники. Добрый день.

Слушатель: Здравствуйте, Юрий говорит. Скажите, пожалуйста, а вот преемник ваш, назначенный на должность министра культуры – какую он функцию, и ваше мнение о его деятельности? Поскольку все, что говорится о культуре, почему-то все из уст либо Мильграма, либо от вас можно услышать. А министр культуры вроде как бы и назначен номинально, а не слышно.

Ведущий: Слушайте часто «Эхо», Александр Протасевич у нас довольно часто бывает. И потом, вы извините, конечно, но сейчас скажет Николай Новичков – вы знаете, отвратительный, конечно, преемник у меня, и работает он плохо, не знаю, зачем я его назначил. Ну, то есть тут же все равно какой-то момент этического плана. Я просто вернулась опять же с пресс-конференции министерства культуры, где речь шла о том, как там принимают решения…

Н.Н.: Я просто два слова скажу. Я молчал и ничего не говорил на этапе определения кандидатуры. Понятно, что я ухожу, было известно давно. И я все это время осознанно молчал, понятно, что меня спрашивали – а что вы думаете, кто может быть вашим преемником? То есть я осознанно молчал и буду молчать и дальше. Я не хочу критиковать, мешать работе нового министра культуры. То есть это очень непростая работа, я это очень хорошо знаю, поэтому мое мнение – это мое мнение, я его держу при себе.

Ведущий: Притом назначение просто не так давно случилось, не прошло еще время, чтобы…

Н.Н.: Нет, понятно, что Александр Протасевич – человек не новый, не первый год работает, и я искренне желаю ему удачи. Единственное, что могу сказать.

Ведущий: Возвращаясь к теме «Культурного альянса», еще напомню телефон, 261-88-67. Вот частный случай прошлогодний, приезжали коллективы из стран Кавказа, по-моему, азербайджанский ансамбль песни и танца. «Белые ночи», день, три или четыре часа дня, огромное количество этих артистов в роскошных костюмах, прекрасно поют – и три зрителя. Но не потому, что плохой ансамбль, нет, а потому что время было, и, к сожалению, честно говоря, был ряд таких событий, когда ты смотришь, ну, правда, хорошо, но люди-то работают, люди не видят этого. Вот этот «Большой Кавказ» - это же был интересный на самом деле проект, а люди этого не видели. Как-то будет это учтено в этом году?

Н.Н.: Нет, ну это же сетка, то есть площадок ограниченное число. Понятно, что есть свои накладки, недоработки, понятно, что будем, уже не будем…

Ведущий: Но люди ехали издалека.

Н.Н.: Понятно, понятно, я думаю, что коллеги это будут учитывать, вот. Я «Белыми ночами» 12-го года не занимаюсь осознанно. Поэтому, еще раз говорю, им желаю успеха. Думаю, что все будет нормально.

Ведущий: Но все равно там «Культурный альянс» - он довольно плотно будет представлен.

Н.Н.: «Культурный альянс» - это три дня фестиваля, 14-16 июня. То есть это достаточно локальная вещь по продолжительности. Понятно, что выставки там будут дольше работать, но тем не менее, это достаточно локальная вещь, поэтому будет все нормально.

Ведущий: Ну, там будет проходить форум? Форум экспертов-продюсеров?

Н.Н.: И форум, и, скажем так, культурная часть, да.

Ведущий: Вы сможете об этом рассказать чуть-чуть подробнее, но уже, правда, после новостей?

Н.Н.: Вы знаете, этот вопрос лучше задавать арт-куратору Елене Олейниковой.

Ведущий: Тогда мы сейчас прервемся, примем звонок от слушателя, а ответим уже после новостей. Здравствуйте.

Слушатель: Алло, добрый день, Александр Сергеевич меня зовут. Вы знаете, мне форум понравился в этот раз, да? Но вот почему сняли «экономический» - не потому, что форум стал шире, а потому, что люди, которые представляли на форуме именно экономическую составляющую, это как раз те люди, которые привели к кризису. Обсуждать неверно выбранную модель экономики было уже некорректно, поэтому расширили. Но вот я хотел задать вопрос господину Новичкову. Вам не показалось, что произошло смещение? «Человек. Общество. Страна», а почему-то все выступающие, особенно москвичи, говорили «Человек. Общество. Власть» или «государство». Они спутали государство со страной, и не о стране говорили, а большую часть критиковали действующую власть. Как-то странно в высшей степени, вам не показалось это?

Н.Н.: Александр Сергеевич, я думаю, что вы отчасти правы в том смысле, что не все участники форума… Понятно, это нормально, когда человек может говорить о том, о чем он хочет говорить и о чем он может говорить. Понятно, что какие-то акценты смещались. Но нам в большей степени хотелось, чтобы при обсуждении, при выступлении, при работе форума не потерялось слово «Человек». И я думаю, что оно как раз и не потерялось.

Ведущий: В Перми 15 часов 33 минуты, еще раз добрый день. Подводим итоги Пермского форума, несмотря на то, что в рамках программы «Крупным планом». Говорим мы о «Культурном альянсе», руководитель федеральной дирекции этого проекта Николай Новичков сегодня гость нашей студии, ну и он же руководитель рабочей группы по подготовке VIII Пермского форума. Поэтому и туда, и туда можно вопросы задавать. 261-88-67 телефон нашей студии, эфирное ICQ 404582017. Татьяна спрашивает: «У нас такой большой бюджет, что мы можем столько территорий приглашать к себе в город и давать им площадки?» Вот очень важный вопрос.

Н.Н.: Да, важный вопрос. Дело в том, что бюджет у нас, конечно, относительно небольшой. Для сравнения, просто недавно смотрел бюджет только на медиа в Краснодарском крае больше, чем на культуру в Пермском крае. При этом Краснодарский край – не нефтедобывающий регион, ну, просто для сравнения. Что касается приезжающих территорий…

Ведущий: Вот почему там – я как-то просто читала в Краснодарском крае прессу, было ощущение далекого советского прошлого прославляющего.

Н.Н.: Да, да, то есть везде есть свои плюсы и минусы.

Ведущий: Я-то думала, они отстали, а они наоборот.

Н.Н.: Просто там, видимо, другой прессы нет. Ну ладно, Бог с ними. Что касается приезжающих городов-территорий, они приезжают за свой счет, да? Самое дорогое во всех этих гастрольных обменах – это приехать. Труппа театра с декорациями – то есть это бешеные деньги. Мы, что касается размещения, то там все площадки понятны, их не надо арендовать, они все известны. Тут в большей степени это расходы те, кто приезжает. И слава Богу, что они находят возможности приезжать.

Ведущий: Слушайте, так если это дело пойдет дальше, может быть, потом с них брать взнос за выступление на престижной площадке Перми?

Н.Н.: Это же нормальная конгрессная практика, сначала ты бесплатно пускаешь, потом за деньги. Но в каждой шутке есть доля шутки и доля правды, да? Понятно, что если этот фестиваль «Культурный альянс», мы не случайно приделали префикс «старт-арт-фестиваль». То есть он помогает молодым творческим деятелям себя проявить. И не случайно во время этого фестиваля в Пермь будут приглашены известные продюсеры, эксперты, кураторы, которые, может быть, кого-то из художников, артистов, музыкантов увидят, у них там будет какое-нибудь лучшее будущее, известность и так далее, карьера. Поэтому это как бы такой – Пермь как встреча продюсера и начинающего творческого деятеля, это тоже очень важно.

Ведущий: А вообще продюсеры заинтересованы сегодня в поиске? Я понимаю, что, например, Олег Нестеров, который, насколько я помню, тоже приедет, он всегда занимался этим и всегда искал таланты уровня Петра Налича, Noize MC и так далее. А есть ведь у нас огромное количество ребят, которые занимаются, например, поп-музыкой, о которой вроде как неприлично говорить и это моветон, и наверняка они мечтают встретиться, я не знаю, с Пригожиным. Пригожин приедет для них?

Н.Н.: Я думаю, что Пермь – не совсем площадка для Пригожина, хотя, если это качественная эстрадная музыка, почему нет? Александр Чепарухин не только с рок-дивами общается, он общается и с теми, кто работает в популярном жанре, говоря о продюсерах. Поэтому вопрос качества предлагаемого материала, да? Я думаю, что для продюсера важно наличие площадки. То есть, говорю, Олег Нестеров всю жизнь занимается, это какие усилия – эти жернова раскрутить, из Москвы увидеть исполнителя в Красноярске. Понятно, что сейчас есть Интернет, но невозможно увидеть все, невозможно услышать все. Поэтому то, что мы создаем площадку, где эта встреча возможна, точно будет востребовано и продюсером, и самими  деятелями культуры.

Ведущий: 261-88-67 телефон нашей студии, прошу вас надеть наушники. Добрый день, как вас зовут?

Слушатель: Добрый день. Меня зовут Тимофей. Меня, конечно, радуют подобные вещи, но вот больше будет для Перми, с моей точки зрения, интереснее фестивали театральные, чтобы воспитать нашего зрителя. Вот если б это были театральные фестивали, я бы…

Ведущий: Так у нас же проходят театральные фестивали. Вот буквально в мае снова начнется театральный фестиваль «Большая перемена».

Слушатель: Вот чем больше именно театральных, потому что музыкальные легче воспитываются зрителями…

Н.Н.: Тимофей, вы отчасти правы, потому что театр – это 100% самое рафинированное искусство, оно творится у вас перед глазами, его невозможно записать на пленку. И в рамках «Культурного альянса» тоже будет театральная страница, будут театры из других городов, и вы их увидите.

Ведущий: Просто если вы, например, не слышали, точно должны быть спектакли, номинированные или уже ставшие обладателями «Золотой маски».

Н.Н.: Да, мы работаем с «Золотой маской».

Ведущий: У нас где-то лет 6 назад было, и все 6 спектаклей привозили. Это было очень хорошо, это было очень красиво. Потом, все-таки все равно в Перми сегодня уже есть, слава Богу, театральные фестивали.

Н.Н.: И не один, и не два.

Ведущий: И не один, и не два, и не три – только для детей два фестиваля есть.

Н.Н.: Да, это как минимум. Поэтому я еще раз, Тимофей, я согласен, если есть возможность проводить разные театральные фестивали, почему их не проводить?

Ведущий: Так, тут вопрос, касаемый, я не знаю, вы точно, наверное, не ответите: «Сделают ли фонтан у драмтеатра?» Господа, позову сюда я в студию Владимира Гурфинкеля, который главный по фестивальной площадке, и он расскажет, что там будет – фонтан, или пляж, или каток. Следующее сообщение, вас приглашают: «Новичкова в губернаторы, но только пусть вместо консерватории пообещает зоопарк». Нет, я перефразирую – давайте в губернаторы, но и то, и то.

Н.Н.: Ну, я не знаю, что ответить, понятно, что нужен и зоопарк, и консерватория, и здание нового оперного, все нужно.

Ведущий: Галерея нужна.

Н.Н.: И галерея нужна. Понятно, что список того, что нужно обязательно, но об этом мы, кстати, говорили на последнем дне форума. Последний день форума был посвящен стратегическому развитию Пермского края. Поскольку я модерировал секцию «Культурная столица», один из вопросов, который мы обсуждали – проекты, которые нельзя ни в коем случае забыть, которые нужно обязательно реализовать. И вот то, что мы сказали – все это обязательно, все это нельзя потерять. Плюс сюда джентрификация Мотовилихи относится, музейный квартал сюда относится, и понятно, что их не 100 проектов, но и не два. То есть это больше десятка проектов, которые обязательны для исполнения.

Ведущий: Борис Мильграм даже озвучил порядок некоторых цифр.

Н.Н.: Это порядок, это порядок все.

Ведущий: Там примерно 20 миллиардов, где их взять? Их можно взять? Вы-то там были во властных структурах?

Н.Н.: Нет, это только внешний ресурс. То есть понятно, что за счет бюджета Пермского края реализовать это невозможно. Поэтому это либо спонсорские средства, либо федеральный бюджет. Поэтому и возникла идея мегапроекта «Пермь 3.0», чтобы все проекты, не только касающиеся культуры, но и касающиеся образования, развития инновационного сектора, развития креативной экономики, конгрессно-выставочная часть, все, что укладывается в постиндустриальную парадигму развития, то, что требует дополнительных инвестиций, упаковать в один проект. Поэтому мы сейчас обсуждаем проект «Пермь – территория гуманитарных инноваций». Понятно, что можно сказать, я представлю себя на месте министра финансов Российской Федерации, приходит к нему министр культуры Пермского края или губернатор Пермского края и просит деньги на зоопарк. Он по меньшей мере посмотрит на него как на идиота – тебе надо зоопарк, ты его и строй. Когда это упаковано в некий продукт, от которого, в том числе, и Федерация получает профиты. Федерации тоже интересно, потому что нет ни одного региона в стране, где созданы условия для постиндустриального экономического развития – культура, инновации, это все постиндустриальный фактор. Понятно, что никто не отказывается от нашего индустриального прошлого, индустриального настоящего. Оно будет, как и аграрное прошлое. Мы все равно же едим, молоко производится, хлеб производится, то есть он же низовой, это все равно пермский продукт. Все равно он будет, но все равно основная занятость в XXI веке – она в постиндустриальной сфере. И этот проект нужен для того, чтобы показать, в том числе, федералам – друзья мои, можно, конечно, закапывать деньги в саммит АТЭС во Владивостоке, а можно создать условия для развития постиндустриального отдельного региона. Поэтому много чем надо заниматься.

Ведущий: У меня возник вопрос к вам как к человеку, связанному и с экономикой в том числе и с науками экономики, и с бизнесом. Скажите, пожалуйста, вот что касается спонсорства культуры, инвестиций в культуру, я понимаю, что сегодня, например, есть одно из новых условий для всех организаторов фестивалей, что бюджет фестиваля – там 70%, по-моему, дает вам, к примеру, край, а 30% вы должны привлечь. Я понимаю, что сегодня в большинстве своем привлекать приходится на уровне знакомств, на уровне рекомендаций каких-то там с тем, с тем. Хорошо, если у тебя есть выходы, договориться с какой-нибудь автотранспортной компанией и так далее, и так далее. Пока это все равно еще «наш-ваш». А когда наступит и наступит ли такое время, когда действительно инвесторы будут смотреть в сторону культуры и понимать, что вложенные туда деньги могут им вернуться? Это вообще реально для России?

Н.Н.: Смотрите, то, что вы говорите, называется фандрайзинг, и он всегда строится на знакомстве. Это, по крайней мере, начало сбора средств, оно строится на знакомстве. Иное дело, что любое культурное событие, мероприятие, открытие фестивалей, вернисаж – это еще и коммуникационный продукт. То есть если какая-то бизнес-компания поддерживает это, то она получает рекламу среди тех участников, среди тех зрителей, которые туда приходят.

Ведущий: Ну, это все говорят – мы ваш баннер разместим. А вот кроме этого, есть ли какой-то интерес, есть ли такая составляющая социальная, может быть, личное желание? Такое меценатство?

Н.Н.: Смотрите, меценатство не подразумевает отдачи. Меценат – это благотворитель. Вот он считает, что для его…

Ведущий: Ладно, меценатов не трогаем.

Н.Н.: У Алекперова есть формула – если ты претендуешь на роль национальной компании, 1% прибыли трать на социальные проекты. Вот на какие хочешь, на разные, но чтоб 1% у тебя уходил. Я вообще считаю, что это особенность современного человека, 1% своего дохода основного тратить на социальные проекты. Если ты этого не делаешь, ну так задай себе вопрос, почему ты этого не делаешь. Это говоря о меценатстве. Что касается бизнес-составляющей, то она тоже есть, но она более стратегическая. Например, компания «Прогноз» осознанно поддерживает Курентзиса, не потому, что он им нравится, хотя это тоже важно, а еще и потому, что Курентзис обеспечивает досуг для высокооплачиваемых и высокотребовательных к качеству культурного продукта сотрудников «Прогноза». Они вот спрашивают у директора – ты вот мне платишь какие-то деньги, да я такие же деньги могу получать в Москве, в Калифорнии, Сиднее, список можно продолжить. Он говорит – отлично, но кроме всего прочего, я, руководитель компании, через сотрудничество с оперным театром тебе показываю такой продукт, который ты не купишь за эти деньги…

Ведущий: Но это такое исключение, я в курсе, да, про «Прогноз», но это такое…

Н.Н.: Нет, это не исключение, это начало тренда. И как бы там известный у нас есть меценат и издатель Вадим Левин. Он говорит – я прошлые годы в июне уезжал из Перми, делать было нечего, сейчас я  в Перми сижу. У человека есть деньги, да? Он их тратит, в том числе и поддерживая какие-то интересные ему события. Поэтому в смысле стратегического развития компании я думаю, что тренды уже прослеживаются.

Ведущий: Мы сейчас коротко очень принимаем звонок и коротко отвечаем, потому что впереди новости. Здравствуйте.

Слушатель: Добрый день, меня зовут Дмитрий. Вот, наверное, вопрос про фестивали – вот, наверное, не все знают, что в городе Перми существует фестиваль, который проводится уже в течение 32 лет ежегодно. Он выездной, собирает от тысячи до 5 тысяч человек, выделяет на него в последние годы край 60 тысяч рублей.

Ведущий: Что за фестиваль?

Слушатель: Это фестиваль авторской песни. Вопрос просто сопоставления средств – 60 тысяч рублей прописью выделяется, с чем это вообще связано?

Ведущий: Наверное, с организаторами фестиваля.

Н.Н.: Я думаю, что да, потому что как бы если человек приходит ко мне и просит 60 тысяч рублей, когда я был министром, я бы не задумываясь эту возможность для него предоставил. Это во власти министра культуры – выделить не 60 тысяч, а 160, да? Поэтому если организаторы считают, что к ним должны прийти – это нормальная позиция, но она должна быть обоснованной. Понятно, что министерство культуры за кем-то бегает, да? То есть потому что это является необходимым условием культурной политики, но этот процесс должен быть обоюдным.

Ведущий: Сегодня уже все равно немножечко по-другому все пошло, не просто так – пришел и дал.

Н.Н.: Конечно-конечно, есть система критериев и так далее. Понятно, что министр культуры и любой чиновник – это не человек, который сидит на деньгах и думает, кому бы их всучить. Я думаю, что это в большей степени вопрос именно к организаторам. Давайте, вступайте в диалог.

Ведущий: Спасибо, Николай Новичков был сегодня гостем программы «Крупным планом», до встречи через неделю.

Н.Н.: Спасибо.


Обсуждение
1699
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.