Интерес к деньгам дети начинают проявлять еще раньше, чем научаются считать и даже говорить. Они интуитивно чувствуют магическую силу этих металлических кружочков и разноцветных бумажек, с помощью которых исполняются желания. Поговорим о том, как воспитывать в них правильное отношение к деньгам.
Начнем с того, что деньги – это хорошо. Объяснять детям принципы ведения семейного бюджета – расходы, доходы – можно и нужно еще с дошкольного возраста. Изучайте вместе с ребенком магазинные чеки. Привлекайте его к процессу снятия показаний счетчиков – можно обыграть этот процесс как небольшое приключение. Покажите, как эти показания превращаются в стоимость коммунальных услуг. Потом вам проще будет объяснить, зачем нужно выключать свет и телевизор, когда ими никто не пользуется.
Теперь про карманные деньги. Это тоже прекрасный способ научиться вести персональный бюджет – но только в том случае, когда поступление денег носит системный характер и ребенок может его планировать. Когда деньги выдаются по просьбе и в требуемом количестве, они не имеют никакой цены. Также все психологи, кого мне доводилось читать, категорически удерживают родителей от любых денежных поощрений. Связь между пятеркой или вымытой посудой и денежным вознаграждением закрепляется моментально. И с этого момента ребенок начинает устанавливать прайс на любую свою помощь или учебные достижения. Таким образом, и смысл помощи по дому, и смысл учебы дезавуируются. В этой сфере денег быть не должно: учится ребенок только для себя и своего будущего, помогает маме, потому что маме нужно помогать. Обговорите с ним фиксированную сумму, которую он будет от вас получать, например, еженедельно и тратить исключительно по своему усмотрению. Захочет – пусть использует сразу, захочет – пусть копит на что-то серьезное. Это только его деньги и его собственный выбор. Причем получает он их независимо от поведения и успеваемости в школе.